leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении президентский законопроект о Конституционном Суде

Принят в первом чтении президентский законопроект о Конституционном Суде – Михаил Емельянов Без конституционной законности failed state несостоявшееся государство
13. 1024643-7 Госдума в итоге обсуждения одобрила законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» (в части приведения в соответствие с положениями Конституции РФ)
Документ внес президент 22.09.20.
Представил председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Проектом федерального конституционного закона предусматривается следующее:
- закрепляется положение о том, что Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) обладает полномочиями по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов ГД, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов (в настоящее в тексте закона указано на полномочие КС РФ разрешать дела о соответствии Конституции РФ только федеральных законов; при этом сам КС РФ толкует эту норму расширительно, включая в число федеральных законов и федеральные конституционные законы);
- закрепляется положение о том, что по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, а также по запросам судов КС РФ проверяет конституционность не только закона, но и других нормативных актов, примененных в конкретном деле, а именно: конституционность нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ (в настоящее время практикой КС РФ в число подлежащих проверке нормативных правовых актов включены также постановления Правительства РФ и постановления Государственной Думы об объявлении амнистии). При этом предусматривается, что проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод осуществляется КС РФ, только если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты и жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются такие средства защиты;
– с запросом в КС РФ о возможности исполнения решения межгосударственного органа, принятого на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, вправе обратиться не только Минюст России, но также Президент РФ, Правительство РФ или Верховный Суд РФ;
- закрепляются новые полномочия КС РФ, которыми он был наделен Законом РФ о поправке Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ:
по запросам Президента РФ, Правительства РФ или Верховного Суда РФ разрешать вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ;
по запросу Президента РФ проверять конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, а также проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. В части проектов ФЗ и ФКЗ запрос может быть направлен, если законопроект принят ГД в первом или во втором чтении, но не принят в третьем чтении. В случае признания проекта ФЗ или ФКЗ не соответствующим Конституции РФ законодательный процесс по такому проекту прекращается; законопроект по этому же предмету может быть внесен в ГД повторно с исключением из него положений, которые привели к признанию законопроекта не конституционным;
по запросу Президента РФ проверять конституционность федерального закона, на который Президентом РФ было наложено вето, впоследствии преодоленное палатами Федерального Собрания, – до его подписания Президентом РФ;
по запросу Президента РФ проверять конституционность федерального конституционного закона, принятого Федеральным Собранием, – до его подписания Президентом РФ;
по запросу Президента РФ проверять конституционность законов субъектов РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- количество судей КС РФ сокращается с 19-ти до 11-ти судей. При этом предусматривается, что КС РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8-ми судей, а принимать решения в заседаниях – при участии в заседании не менее 6-ти судей;
- количество заместителей Председатель КС РФ сокращается с двух до одного;
- для судей КС РФ закрепляется требование о постоянном проживании в РФ, отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также о запрете открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- на судей КС РФ, пребывающих в отставке, не распространяется запрет быть сенатором РФ, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи;
- смерть гражданина, ликвидация юр. лица, если гражданин или юр. лицо является заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба, а также пересмотр конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, не является основанием для прекращения КС РФ производства по делу.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Первое чтение 348 3 0 14:01

Стенограмма обсуждения
13-й пункт. Проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Доклад Павла Владимировича Крашенинникова. По данному законопроекту у нас по одному вопросу от фракций и по одному выступлению также.
Пожалуйста, Павел Владимирович.
Крашенинников П. В. Да, спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
В этом же пакете внесен наряду с законом о правительстве тоже очень важный законопроект «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Во исполнение конституционных положений меняются нормы о порядке формирования Конституционного Суда, в соответствии с Конституцией приводится норма о численности судей Конституционного Суда до 11 человек, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. При этом судьи, осуществляющие свои полномочия на день вступления в силу поправки Конституции, напомню 4 июля сего года, продолжают осуществлять свои полномочия до их прекращения по общим основаниям. Кандидату на должность судьи Конституционного Суда устанавливаются дополнительные требования в части отсутствия гражданства иностранного государства, судьям запрещается открывать, иметь счета за рубежом, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации.
Прекращение полномочий Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судей может осуществляться Советом Федерации по представлению президента в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи и в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
Проектом устанавливается закрытый перечень таких случаев, это. например, нарушение порядка назначения на должность судьи, утрата российского гражданства, занятие деятельностью, несовместимостью... несовместимой с должностью судьи, это изменение в статью 18 федерального конституционного закона.
Положение Конституционного Суда приводится в соответствие со статьёй 125 Конституции Российской Федерации. Остановлюсь подробнее на полномочиях Конституционного Суда.
Хочу отметить, что Конституционный Суд. как и прежде, разрешает дела в соответствие Конституции нормативных актов ФКЗ, ФЗ, Конституции уставов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, и договоров между органами государственной власти, и не вступивших в силу международных договоров по запросам президента. Совета Федерации. Государственной Думы, 1/5 сенаторов или депутатов Государственной Думы. Правительства, Верховного Суда, органов законодательной, исполнительной власти, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти по ходатайству президента любого участника спора, даёт толкование Конституции по запросам президента. Совета Федерации, Государственной Думы, правительства, органов законодательной, исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
У Конституционного Суда появляется новое полномочие, коллеги, которое получило название «предварительный нормоконтроль», ситуация, когда президент может запросить у Конституционного Суда рассмотреть проект федерального закона, федерального конституционного закона, проект поправок в Конституцию, и проекты законодательных актов в субъектах Федерации. Здесь процедура достаточно новая, она подробно изложена в законопроекте.
Уточняются правила проверки конституционности применённых в конкретном лсле нормативных актов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод. Это новая редакция главы 12 Федерального конституционного закона. Здесь расширяется перечень лиц, которые могут обратиться соответственно с жалобой.
Расширяется перечень объектов проверки, и проверяется конституционность не только законов, но и нормативных актов президента. Совета Федерации, Государственной Думы, правительства и субъектов Российской Федерации.
Вводится принцип исчерпания. Жалоба подастся в случае, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной зашиты.
то есть после рассмотрения в кассации, если обращение в суд не привело к устранению нарушения конституционных прав.
При этом конституционность нормативных актов, которые подлежат применению судом в конкретном деле, может быть проверена также по запросу любого суда. Здесь этого принципа исчерпания нет.
Формируются дополнительные механизмы защиты прав граждан. В целях обеспечения прав граждан Конституционный Суд может указать на необходимость приостановления исполнения судебного акта. Если пересмотр дела не может привести к восстановлению нарушенных прав, Конституционный Суд вправе в постановлении указать на применение компенсаторных механизмов. Форма и размер компенсации определяются судом первой инстанции, принявшим решение по данному делу.
Если Конституционный Суд придет к выводу о неконституционности нормы либо о признании ее неконституционной, но в истолковании в данном Конституционным Судом и выявит правовой пробел или противоречие, то в проекте предлагается, что Верховный Суд дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Мы знаем тему, связанную с международными договорами и с истолкованием норм международных договоров. Возникают конфликты, возникают споры. Соответственно, кто-то их должен разрешать. Вот как раз предлагается новая редакция главы 13 Федерального конституционного закона, где как раз Конституционный Суд будет рассматривать соответствующие противоречия и давать соответствующее разрешение данного спора.
По результатам рассмотрения Конституционный Суд может прийти к выводу возможности исполнения в целом или части решения межгосударственного органа, иностранного или международного суда, арбитража, или о невозможности исполнения такого решения. На это я тоже обращаю внимание.
Глава 15, посвященная рассмотрению дела «О даче заключения «О соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», дополняется аналогичными нормами в отношении президента. Такие нормы у нас сегодня есть в Конституции, с 92.1, н 93 статья основного закона.
Уважаемые коллеги, представленный законопроект определяет деятельность Конституционного Суда, как высшего органа конституционного контроля в целях реализации положений обновленной Конституции, он обеспечивает нормы основного закона, направленные на защиту суверенитета нашей страны. С помощью предлагаемых процедур и полномочий Конституционного Суда мы сможем предотвратить ряд кризисных ситуаций не только в политической, но и в экономической сфере.
Исключаются предпосылки для неопределенности с исполнением решений Конституционного Суда, закрепляются механизмы, направленные не единообразие применения законодательства и соответственно правовой определенности.
Уважаемые депутаты, прошу одобрить проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Благодарю.
Председательствующий. Спасибо, Павел Владимирович. Вопросы представителей фракций. От фракции КПРФ Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Павел Владимирович, еще при обсуждении поправок в Конституцию, все эти расширяющие полномочия исполнительной власти вызывали вопросы, а теперь, когда они воплощаются в законы, картина становится еще печальней.
Предлагаемый проект федерального конституционного закона исходит из замысла, что депутаты Государственной Думы, равно как и депутаты законодательных органов субъекта, не в состоянии отличить, соответствует ли законопроект Конституции или нет? И для депутатов всех уровней необходимый внешний контроль.
Уже никого, наверное, кроме КПРФ, не смущает, что в нашей стране невозможно провести референдум никакой ни по какому вопросу, ибо Центральная избирательная комиссия пытается разъяснить и толковать нормы действующего законодательства и находит массу отговорок.
В проектируемой статье допустимость запроса, тот законопроект, который обсуждается, не устанавливает никаких объективных критериев для направления запроса в Конституционный Суд, кроме как – президент полагает.
Не полагаете ли вы, подход такой ошибочный, противоречащий... (Микрофон отключён.)
Крашенинников П. В. Да, спасибо, Ольга Николаевна. Ну, я, может быть, вам риторический вопрос задам, но вы же знаете, что после принятия и вступления в силу бывают случаи, когда федеральный закон противоречит Конституции и, собственно говоря, Конституционный суд этими вопросами занимается. Собственно, для того и создан, для того и существует во многих странах мира специальный орган, который осуществляет контроль за нормативными актами с точки зрения соответствия Конституции. Мы знаем это? Знаем. Есть такие случаи? Есть, полно работы у Конституционного Суда.
Теперь давайте посмотрим, пока дело дойдёт до Конституционного Суда, сколько жизней и судеб может сломаться и сколько произойти разных историй, под которые с точки зрения экономики, наверное, можно что-то решить, компенсировать и так далее, но есть огромное количество случаев, которые невозможно восстановить.
Здесь предлагается ситуация, что в тех случаях, когда президент считает, что нарушается Конституция ещё даже до принятия, но после определённой стадии законопроектной уже видно, что нарушается Конституция, он предлагает посмотреть данный документ на это соответствие. Если это подтвердится, так это же огромный плюс. Мы не нарушим ничьи права, не сломаем ничьи судьбы, а восстановим законодательный правовой баланс, который должен существовать. На мой взгляд, это как раз очень правильно, и с этой точки зрения это норма, которая защищает права граждан, защищает права юридических лиц независимо от того, какой парламент существует сегодня, завтра, через десять лет и так далее, и так далее.
Этот предварительный нормоконтроль, он может снять огромное количество кризисных ситуаций, которые периодически возникают. Ну вот вы у наших коллег можете спросить. Понятно, что вы меня не слушаете, неинтересно, ну, неважно.
Я просто хочу сказать, что у нас были ситуации здесь, когда Дума принимала закон. Совет Федерации принимал закон, дальше президент его ветировал. Затем Дума ветировала, преодолевала вето, и Совет Федерации преодолевал вето. Что делать с данным законом, скажите мне? У нас тогда не было никаких механизмов, соответственно я думаю, что коллеги могут подтвердить такие истории, я лично их прекрасно помню.
Соответственно вот эти механизмы, которые позволяют нам избежать кризиса заранее, на подступе, мне кажется, они очень правильные и очень прогрессивные. Спасибо.
Председательствующий. Зайцев Максим Сергеевич.
Зайцев М. С., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Павел Владимирович. проектом федерального конституционного закона предусматривается, что президент вправе направить в Конституционный Суд запрос о проверке Конституции, проектов федеральных законов, федеральных законов и законов, принятых в порядке 107 и 108-й статей Конституции до их подписания президентом или обнародования губернаторами.
В связи с этим возникает вопрос следующего характера. Такой предварительный контроль будет осуществляться Конституционным Судом в отношении указанных актов в форме формального или материального контроля?
Крашенинников П. В. Это будет осуществляться в форме конституционного контроля на соответствие актам Конституции.
Причем я бы хотел обратить внимание, вы это видели, раз так внимательно посмотрели, что есть процедура, в соответствии с которой на стадии проектирования, если нормы, противоречащие Конституции, устраняются, то значит этот документ может идти дальше и, соответственно, приниматься и становиться уже нормативным актом. Спасибо.
Председательствующий. Бугера Михаил Евгеньевич.
Бугера М. Е., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Павел Владимирович, согласно законопроекту количество судей Конституционного Суда сокращается до 11 человек. Не произойдет ли при этом, что будут затягиваться сроки рассмотрения дел Конституционным Судом, или при рассмотрении каких-то дел будет формальные подход? То есть как вы считаете, это оптимальное число 11?
Крашенинников П. В. Да, спасибо. Такой важный вопрос, который обычно Галина Петровна Хованская мне всегда задает, и мы дискутировали на эту тему, когда принималась Конституция.
Ну. конечно, я скажу, что это в соответствии с Конституцией, но и надо сказать, что здесь есть достаточно серьезные переходные положения, я на них хотел тоже обратить внимание.
У нас сейчас, ну вот по нашим данным 13 судей Конституционного Суда, и конечно, вот полномочия их, тех, которые продолжают работать, до 11 человек будут, ну, продолжаться, и. собственно говоря, процедуры в ■ переходных положениях, они сохраняются, те, которые есть.
Дальше. Мы считаем, что такая численность будет достаточна для выполнения имеющейся нагрузки, и здесь нет ограничений независимости, процесс, на наш взгляд, оптимален в таком составе.
Я хочу напомнить, что у нас первоначально было две палаты, а сейчас это одна палата. И к кандидатам на должность судей Конституционного Суда, конечно, предъявляются очень жёсткие требования. Ну и нам кажется, что это вполне такая оптимальная история, которая будет отвечать на вопрос, что они вполне профессиональные люди, и мы должны понимать, что больше – это не значит лучше. Мне кажется, это такой оптимальный состав, который, как я уже говорил, и ещё раз скажу, очень подробно обсуждался на заседании рабочей группы по подготовке проекта Конституции.
Здесь присутствуют коллеги, в том числе, один из сопредседателей, это Талия Ярулловна Хабриева, здесь присутствует. Мы вас приветствуем.
Поэтому вот такой ответ на этот вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Уважаемый Павел Владимирович, у Конституционного Суда Российской Федерации появляется новое полномочие – это проверка конституционности законодательных актов субъектов Российской Федерации.
Вот у меня вопрос: как будет проверяться это, каков механизм проверки: сплошная проверка, выборочная, если выборочная, то кто это будет как бы определять, будет ли создана система, определённая система мониторинга вот законодательства субъектов Российской Федерации? В общем, каков механизм рассмотрения реализации вот этого положения? Спасибо.
Крашенинников П. В. Спасибо большое.
Я просто хочу сказать, что это не общенадзорный орган, это Конституционный Суд. Соответственно, в федеральном конституционном законе очень подробно расписана процедура, как, когда, в каких случаях, и вплоть до того, как заявление пишется, кому, как, куда направляется. Это всё, конечно, очень подробно написано.
Отвечая на ваш вопрос, нет, это не сплошная. Если будут находиться такие моменты, которые противоречат Конституции, тогда, конечно, по жалобе Конституционный Суд будет рассматривать. Только в этих случаях. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Вопросы заданы.
Выступления представителей фракций. Фракция КПРФ – Рашкин Валерий Фёдорович.
Рашкин В. Ф„ фракция КПРФ. Уважаемые коллеги!
Некоторое время назад были приняты поправки в Конституцию Российской Федерации. Конституция хоть и является законом прямого действия, в своей сути она, скорее, является декларативным документом, и в ней закрепляются основы работы государства, но принципы и порядок работы государства закрепляются на основании Конституции через федеральные законы и федеральные конституционные законы, но для этого, чтобы поправки заработали, их нужно внедрить в тело правовой системы государства. И у нас есть с вами возможность и после референдума и принятия Конституции ввести эти изменения в конституционный закон, для этого они и внедрены.
Естественно, 23 сентября Путин начал этот процесс, внеся в Государственную Думу первый пакет законов, которые обеспечивают выполнение поправок Конституции, и, естественно, наш незаменимый президент внес пакет законов, касающихся власти, то есть того единственного, зачем все эти поправки и затевались.
Выражаю наше мнение о судебной власти, о Конституционном Суде -закон, который сегодня мы рассматриваем. Количество судей Конституционного Суда сокращается до 11 человек, таким образом, уменьшается возможность обсуждения более коллегиального в Конституционном Суде. У нас что, плюс ещё семь судей не может прокормить страна? Может, абсолютно. У нас что, денег там не хватало? Абсолютно хватало. Для чего это делается? А чтобы уменьшить вероятность обсуждения и увеличить вероятность давления на судей Конституционного Суда, 11 – количество достаточное, чтобы давить.
Теперь президент может увольнять судей Конституционного Суда, что, конечно же, прямо противоречит принципу разделения властей – это основной принцип Конституции Российской Федерации, основной принцип. Эта норма
противоречит Конституции.
Согласно мировой практике, судьями суда, определяющего конституционные нормы, которые производят толкование положений Конституции и определяют, соответствует тот или иной нормативно-правовой акт Конституции, такими судьями становятся те судьи, которые на деле доказали свою приверженность праву и свое непреклонное уважение к обществу.
В нашем суде с этим, конечно, проблемы. Однако во всех высших судах мира судьи защищены от произвола исполнительной власти, защищены от давления исполнительной власти и защищены тем, что никто кроме них самих и костлявой старухи под названием «смерть» не в состоянии снять их с поста, повлиять на принимаемые ими правовые решения. Многие наши соотечественники не понимают важности Конституционного Суда, а его возможность на самом деле крайне высокая.
Судьи Конституционного Суда одним росчерком пера могут отменить неправомерное судебное решение, отменить абсурдную уголовную статью, одним росчерком пера могут остановить произвол исполнительной власти и остановить узурпацию власти, они могут сделать всё это только благодаря тому, что могут признать любые действия и любой нормативно-правовой акт неконституционными.
Конституционный Суд также имеет механизм защиты от политики, который сегодня нарушается, так как право всегда выше политики, и этот защитный механизм заложен принципом коллегиальности Конституционного Суда, то есть тем, что судьи Конституционного Суда не один, не два, не одиннадцать, как сейчас уменьшили, а гораздо больше решений они принимают по демократическому принципу голосования. Сокращение числа судей Конституционного Суда в совокупности с возможностью давления на судей со стороны президента приведет к политизации Конституционного Суда и к подчинению судебной власти президенту, то есть Владимиру Путину.
А то, что касается норм, значит, отмены решений по основам публичного правопорядка ратифицированных международных договоров, а также, значит, отправки в Конституционный Суд на правомерность принятых решений Конституционного Суда этих законов, и смотрите выше выступление моё. Давление – президент сказал, всё будет выполнено.
Исходя из вышеизложенного, фракция КПРФ не поддерживает данный законопроект и за него голосовать не будет. Спасибо.
Председательствующий. Фракция ЛДПР, Диденко Алексей Николаевич.
Диденко А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как уже было сказано при рассмотрении предыдущего вопроса, фракция ЛДПР весьма последовательна в вопросах развития и совершенствования конституционного текста и совершенствования и приведения в соответствие с текстом Конституции нашего федерального законодательства в форме федеральных конституционных и федеральных законов.
В этом плане мы. конечно, поддерживали поправки к Конституции, наши коллеги, депутаты фракции ЛДПР, входили в состав рабочей группы по доработке текста закона о поправке к Конституции, они были поддержаны нашей фракций, в целом Государственной Думой и нашими гражданами в ходе общероссийского голосования в июле, в очень непростом июле этого очень непростого 2020 года. Поэтому, разумеется, фракция ЛДПР поддержит предложенную законодательную инициативу, поскольку во многом те новеллы, которые внесены в текст Конституции, касающиеся конституционного судопроизводства, они революционные, прогрессивные. Но вместе с тем, по мнению фракции ЛДПР. Конституционный Суд Российской Федерации как верховный орган конституционного надзора, и наши коллеги по законотворческой деятельности, поскольку они осуществляют отрицательное, негативное нормотворчество, поскольку признают нормы, действующие нормы федерального законодательства и нормативно-правовых актов несоответствующими Конституции, а как следствие – подлежащими отмене последующей, нам кажется, что, как наши коллеги, судьи Конституционного Суда и в целом этот орган, конечно, мог бы намного конструктивнее и плотнее работать с Государственной Думой. Позже я поясню, почему.
Ну. первое. Остановимся на положительных моментах. Сокращается численность Конституционного Суда. Коллеги коммунисты, почему-то. против, абсолютно непонятно почему, поскольку советская доктрина вообще не содержала в себе понятия конституционного судопроизводства. На последнем этапе, после поправок к брежневской Конституции у нас появились органы конституционного надзора, органы административные, которые действовали совсем в другом порядке. Сегодня Конституционный Суд действует в формате конституционного судопроизводства, и это, конечно, прогрессивное, значит, развитие норм нашей Конституции, поскольку судопроизводство предполагает состязательность, открытость, гласность, особый порядок рассмотрения возможности участия сторон, приведения доказательств, обоснований и, кроме того, научность, поскольку судьи Конституционного Суда это мэтры юридической науки и имеют серьезные достижения в области юриспруденции. Поэтому сокращение это неплохо, плохо, когда нет органов конституционного судопроизводства, коллеги из КПРФ.
Четырнадцать конституционных уставных судов субъектов Российской Федерации, насколько их наличие вообще оправдано и нужны ли они, если мы наделяем Конституционный Суд возможностью проверки конституционности актов и законов субъектов Федерации до их подписания и обнародования высшими должностными лицами, огромные расходы, мы пытаемся сократить и сделать наше госуправление более эффективным, но вот в четырнадцати субъектах Федерации действуют конституционные уставные суды, чем они занимаются, не совсем понятно, а регионы несут на их содержание огромные расходы.
Я уже говорил о том. что очень часто депутаты Государственной Думы, даже целые фракции не находят понимания и встречного движения со стороны наших коллег из Конституционного Суда, поясню почему.
Более года назад фракция ЛДПР обращалась, и при поддержке депутатов других фракций, в Конституционный Суд с просьбой о проверке соответствующих пунктов закона о выборах депутатов Государственной Думы, касающихся принципов распределения депутатских мандатов. Мы считаем, что не совсем справедливо в смешанной системе, когда одна из политических сил получает какой-то процент по партийным спискам и при этом в зачет этого числа не идут мандаты, которые получены в одномандатных избирательных округах. Что имеется в виду? Если по пропорциональной системе одна из партий получает 50 там или 60 процентов голосов, то они должны получить максимум 225 или там соответственно 320 мандатов и в счет этого числа идут все одномандатники, выдвинутые этими политическими партиями. Тогда можно говорить о том, что в Государственной Думе, в нижней палате парламента, будет действительно конкуренция между политическими силами, будет плюрализм, будет столкновение мнений, позиций и будет коалиционное правительство.
Я об этом задавал вопрос, но не получил, Павел Владимирович, ответа, поскольку, если... Это же, как раз вопрос про правительство.
Если ни одна из политических сил не имеет большинства в нижней палате парламента, то и во многом отпадает необходимость там в формировании отдельных министерств запроса предварительных консультаций, поскольку фракции и так найдут оптимальный состав правительства в ходе предварительных консультаций, не будет большинства у одной силы, будет коалиция, будут блоки, будут конгломераты, и это. конечно, даст возможность предотвратить политические кризисы.
В целом фракция ЛДПР предложенный текст, конечно, поддерживает, но хотелось бы, чтобы наши коллеги из Конституционного Суда шли навстречу депутатам и целым фракциям в Государственной Думе, и рассматривали наши запросы о соответствии Конституции, положений федеральных законов. Спасибо.
Председательствующий. Быков Олег Петрович, пожалуйста.
Быков О. П., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Проект рассматриваемого федерального конституционного закона подготовлен в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации «О поправке к Конституции Российской Федерации», о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организаций и функционирования публичной власти.
Данным проектом федерального конституционного закона приводится в соответствие с обновлёнными изменениями Конституции Российской Федерации порядок формирования и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, содержится также ряд положений, направленных на совершенствование организационных основ деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание на важные положения, которые были высказаны в том числе официальным представителем президента Павлом Владимировичем Крашенинниковым о том, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешать будет вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащим Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решений иностранного или международного межгосударственного суда, иностранного или международного третейского суда, арбитража, налагающего обязанности на Российскую Федерацию в случае, если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Всё это говорит о повышении качественного развития нашей правовой системы, это говорит о повышении качества нашего суверенитета.
Уважаемые коллеги, которые высказываются о том. что некоторые положения могут рассматриваться или подозреваться в их неконституционности, нужно обратить внимание на то. что состоялась соответствующая процедура общероссийского голосования, и граждане Российской Федерации сказали своё решающее слово.
Также необходимо обратить внимание на то, что и Конституционный Суд Российской Федерации сказал свое решающее слово в этом отношении по вопросам внесения поправки в Конституцию Российской Федерации, когда дал свое заключение о конституционности данного законопроекта, о котором мы говорим. Все это в совокупности говорит о важности и должном отношении, направленном на правовое обеспечение тех решений, которые высказали, за которые проголосовали граждане Российской Федерации в июле этого года в рамках процедуры общероссийского голосования. Концепция данного Федерального конституционного закона направлена на развитие и конкретизацию новых конституционных положений.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет поддерживать принятие данного законопроекта, будет голосовать за его одобрение. И предлагает всем депутатам и фракциям проголосовать за одобрение данного Федерального конституционного закона в рамках процедуры первого чтения. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. С места, пожалуйста. Емельянов М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, как я уже сказал в предыдущем выступлении, мы будем поддерживать все законопроекты, которые развивают поправки к Конституции, принятые в этом году. Поддержим мы и законопроект о Конституционном Суде, те поправки, которые вносятся в Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде.
Поддержим мы их. прежде всего, потому, что они укрепляют этот орган, делают его действительно таким стражем конституционной законности. Нет необходимости объяснять, что конституционная законность – это становой хребет современного государства. Ни одно государство без твердого режима конституционной законности существовать не может. И если нет конституционной законности, то это, по сути, failed state, несостоявшееся государство.
С этой точки зрения те новые полномочия, которые получает Конституционный Суд. чрезвычайно важны. Конституционную законность нельзя расшатывать никому позволить, в том числе и с помощью референдума. Поэтому полномочия Конституционного Суда оценивать, вопрос, с точки зрения, вопрос, выносимый на референдум, с точки зрения его конституционности, чрезвычайно важно и заслуживает поддержки.
Также заслуживает поддержки усиление роли Конституционного Суда в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. Это относится как к формированию Конституционного Суда, к тем дополнительным требованиям, которые теперь будут предъявляться к судьям Конституционного Суда, с точки зрения гражданства.
постоянного проживания, вида на жительства и активов за рубежом, так и с точки зрения тех полномочий конституционных, которые получает Конституционный Суд для оценки тех решений, которые принимаются государственными органами, в которых участвует Российская Федерация и судами, юрисдикция которых распространяется на Российскую Федерацию. Это также необходимо поддержать. Это важный шаг в укреплении роли Конституционного Суда, как защитника национальных интересов Российской Федерации.
В целом конституционный закон... поправка о Конституционном Суде заслуживает поддержки, и наша фракция будет голосовать за этот законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Представитель правительства? Нет.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8122526.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments