leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Миллионные штрафы для провайдера, не удалившего сайт по закону,

Миллионные штрафы для провайдера, не удалившего сайт по закону, хотя надо бы штрафовать наоборот за удаление – очередной репрессивный законопроект в первом чтении – Хинштейн Детская порнография экстремизм YouTube Facebook не удаляют сотни страниц URL – Гартунг За неисполнение судебных решений уже предусмотрена ответственность – Ионин Законопроект противоречивый В 16 году признан экстремистским пост 9 года привлекли к ответственности Борьба с диванными войсками которые экстремистами не являются – Парфенов Всегда запретительные Давайте бороться с иностранным влиянием, предлагается дубина для собственных граждан Последняя отдушина
15. 989758-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации»
Документ внесли 16.07.20. Депутаты ГД А.Е.Хинштейн, С.М.Боярский (ЕР)
Представил депутат Александр Хинштейн.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается установить ответственность за совершение следующих деяний:
- непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети «Интернет» информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу, сайту в сети «Интернет» в случае, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, – в виде штрафа: для граждан – в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для юр. лиц – от 800 тыс. до 4 млн. руб.;
- неудаление владельцем сайта, владельцем информационного ресурса в сети «Интернет» информации, Интернет-страницы в случае, если обязанность по удалению такой информации, интернет-страницы предусмотрена законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, – в виде штрафа: для граждан – в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для юр. лиц – от 800 тыс. до 4 млн. руб.;
- непринятие провайдером хостинга или иным лицом, обеспечивающим размещение в сети «Интернет», информационного ресурса, мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, сайту в сети «Интернет», на которых размещена информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений в случае, если обязанность по принятию указанных мер предусмотрена законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, – в виде штрафа: для граждан – в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб., для должностных лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб., для юр. лиц – от 3 млн. до 8 млн. руб.;
- неудаление владельцем сайта, владельцем информационного ресурса в сети «Интернет» информации, интернет-страницы, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалам с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений в случае, если обязанность по удалению такой информации предусмотрена законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации, – в виде штрафа: для граждан – в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб., для должностных лиц – от 400 тыс. до 800 тыс. руб., для юр. лиц – от 3 млн. до 8 млн. руб.
Повторное совершение указанных правонарушений будет наказываться строже.
Первое чтение 290 0 0 14:50

Стенограмма обсуждения
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
15-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушение порядка удаления и (или) ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Докладывает Александр Евсеевич Хннштейн.
Хинштейн А. Е., председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный группой депутатов – членов Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. Этот закон призвал решить существующую сегодня правовую коллизию, когда, с одной стороны, законодатель установил запрет на распространение той или иной информации и право государства, в данном случае в лице Роскомнадзора, вносить требования об удалении такой информации, но в то же время ответственность за неисполнение этого требования законом не предусмотрена. И получается, что суровость наказания компенсируется отсутствием реагирования.
В этой связи мы сегодня, проанализировав текущую ситуацию, убедились, что речь идёт в значительной степени об особо общественно опасных таких явлениях, таких как распространение сведений, материалов о детской порнографии, пропаганда экстремизма, распространение наркотиков, прекурсоров и так дальше. При этом особенно отличаются неудалением запрещённой к обороту информации и неисполнением требований, внесённых Роскомнадзором, иностранные участники рынка.
В пояснительной записке представлена любопытная статистика. На момент внесения нами законопроекта осенью, весной, простите, текущего года к апрелю Интернет-ресурсом YouTube вопреки требованию Роскомнадзора не было удалено почти 10,5 тысяч страниц URL, с Twitter и Instagram почти по полутора тысячам не удалено, с Facebook 362 страницы.
В этой связи законопроект предлагает установить новый вид административной ответственности и штрафы за неисполнение обязанностей по удалению информации, доступ к которой подлежит ограничению. Иными словами, когда Роскомнадзор вносит требование об удалении информации, и пользователь, собственник не реагирует и не удовлетворяет это требование, Роскомнадзор получаст право возбуждать административное производство, и по итогам будут накладываться штрафные санкции.
Законопроект предусматривает достаточно серьезные санкции, которые дифференцируются – для граждан они одни, для юридических лиц они другие. При этом мы разделили масштаб ответственности в зависимости от общественной опасности содеянного. Так, если речь идет просто о неудалении информации, это одна санкция, в случае, если речь идет о неудалении информации, связанной с детской порнографией, экстремизмом или наркотиками, то санкция увеличивается. При повторном правонарушении эти санкции также увеличиваются.
Важно также отметить, что законопроект не касается требований законодательства, связанных с авторским правом, иными словами, мы не породим с вами какую-либо ситуацию, где одна сторона может злоупотребить своим правом по отношению к другому.
Коллеги, предлагаемый законопроект, по мнению авторов, будет способствовать наведению порядка в сети «Интернет», обязательности исполнения российского законодательства, потому что всякое законодательство только тогда чего-то стоит, когда оно умеет защищаться.
Спасибо за внимание, и надеюсь на поддержку.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Николай Гаврилович Брыкни. С места, включите микрофон.
Брыкин Н. V., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Иван Иванович, коллеги!
Комитет по государственному строительству и законодательству, значит, поддерживает концепцию законопроекта.
Так, его введение в действие проектируемого состава административных правонарушений, во-первых, устранит пробел законодательства, во-вторых, реализует превентивную функцию и будет способствовать своевременному реагированию провайдеров хостингов и владельцев сайтов на требования Роскомнадзора.
Но вместе с тем комитет отмечает, что размеры штрафов, действующих за иные административные правонарушения в области распространения информации, отличаются от предлагаемых в проектируемой статье. С целью выработки единого подхода по установлению санкций в затрагиваемой сфере комитет предлагает ко второму чтению еще раз проанализировать и принять решение о необходимости корректировок указанных размеров штрафов.
А также у комитета еще есть некоторые замечания, но они не носят концептуального характера, могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует принять Государственной Думе данный проект федерального закона в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Евсеевич! У меня вопрос к вам.
Скажите. пожалуйста, а вот запрещенная информация, она устанавливается судебным решением, и если она всё-таки распространяется, то не является ли это неисполнением судебного решения, за что уже предусмотрена ответственность вот? Не конкурируют ли нормы, которые вы предлагаете, с действующей нормой?
И второе. У нас есть полномочие у Генеральной прокуратуры принимать решения об ограничении распространения информации. Вот здесь как быть тоже?
Спасибо.
Председательствующий. Депутату Хинштейну включите микрофон.
Хннштгйн А. Г. Спасибо. Валерий Карлович.
Начну со второго вопроса. Да. действительно у Генерального прокурора есть сегодня право признавать ту или иную информацию запрещенной, но реализация этого права всё равно возлагается на Роскомнадзор. и представление прокуроров также всё равно направляется дальше в Роскомнадзор.
Что касается первой части вопроса: не возникнет ли конкуренции законов0 Нет. не возникнет. У нас существует сегодня досудебный порядок, именно о реализации нормы досудебного порядка и мы говорим в данном законопроекте. Спасибо.
Председательствующий.. С пасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Александр Евсеевич. ну. инициатива хорошая, нужная. Но у меня вопрос на предмет реализации. Предположим, те Интернет-ресурсы и соцсети. предположим, которые не имеют представительства на территории Российской Федерации, у них на страничках будет размещена та информация, которую необходимо убрать, и их привлекают к ответственности.
Есть решение нашего суда о привлечении, предположим, к административной ответственности в виде штрафа. Вот чисто с технической точки зрения, реализация решения нашего российского суда на предмет привлечения к ответственности и по поводу взыскания этих штрафов, если они находятся за пределами Российской Федерации?
Председательствующий. Александру Евсеевичу включите микрофон. Хинштейн А. Е. Да. Андрей Геннадьевич, вы смотрите в корень. Действительно это один из тех вопросов, которые волнуют и профильный комитет, и профильные органы власти. Но на сегодняшний день уже сформирована практика, при которой крупные ГТ-Игроки иностранные платят в России по тем штрафам, которые им назначают и участвуют в российском судопроизводстве. В частности, у нас с вами есть конкретные примеры, когда компании Facebook и Twitter оплатили судебные штрафы, в том числе за непредставление в адрес Роскомнадзора необходимой информации. У нас есть примеры, когда по российскому законодательству заплатил Google, и у нас есть на сегодняшний день продолжающиеся, в том числе, судебные споры, при которых одной из сторон выступает, например, тот же самый Twitter. Мы приветствуем подобного рода подходы, поскольку, когда Twitter идёт в российский суд. это означает, что он. Twitter, признаёт российскую юрисдикцию.
Что касается отсутствия или наличия иностранных представительств, филиалов, эта проблема, над которой комитет сегодня работает, мы также на эту тему думаем, будучи обеспокоенными тем, что крупные игроки 1Т-отрасли, за пределами Российской Федерации находящиеся, не всегда готовы соблюдать наше законодательство и жить по правилам нашего общества. И этот законопроект, который сегодня, мы рассчитываем. Государственная Дума поддержит, лишь один из целого ряда, который готовится комитетом и будет дальше представляться с тем. чтобы крупные и необязательно крупные иностранные IT-игроки в России действовали по российскому законодательству.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Напоминаю, коллеги, по всем следующим законопроектам у нас по одному выступлению – 3 минуты от фракции. Покажите список.
Марданшин Рафаэль Мирхатимович, пожалуйста.
Марданшин Р. М. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает рассматриваемый законопроект, который направлен на реализацию положений Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которым урегулирован порядок ограничения доступа к запрещенной информации. И данным федеральным законом установлены требования к деятельности операторов поисковых систем, провайдеров хостингов и владельцев информационных ресурсов. И в настоящее время существует административный порядок ограниченна доступа к запрещенной информации. но. однако, отсутствует ответственность владельцев информационных ресурсов и провайдерских хостингов.
И вот этот рассматриваемый законопроект как раз и направлен на устранение указанного законодательного пробела и будет способствовать более законопослушному поведению провайдеров хостингов и владельцев информационных ресурсов сайтов. И как уже докладчик и содокладчик по законопроекту говорили о том. что устанавливаются более высокие штрафы за данные... серьезные штрафы для... вплоть от 500 рублей и до 15 миллионов рублей для юридических лиц.
И в связи вот с вышесказанным, хотел бы еще раз сказать, что фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» рекомендует данный законопроект поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Ионии Дмитрий Александрович, пожалуйста.
Ионнн Д. А. Уважаемые коллеги!
Законопроект противоречивый. С одной стороны, довести до логического завершения выполнение судебных решений по удалению пропаганды наркотиков и тем более видео педофнлнческой направленности, конечно, двумя руками за. тем более что фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» последовательно вообще выступает за ужесточение и нулевую терпимость к педофилам, да. вплоть до отмены для этой категории моратория на смертную казнь, тут вопросов нет с точки зрения того, что это пропагандироваться не должно.
Но, есть другая ситуация, связанная с так называемой борьбой с экстремизмом.
Мы прекрасно с вами понимаем, что большинство, так называемых, экстремистов – это просто сидящие в соцсетях люди, которые постят какие-то мемы и картинки, делают репосты. и часто не имеют умысла на совершение какого-то правонарушения, по крайней мере, практика такова сегодня.
Коллега Хннштейн с трибуны говорил про суровость наказания, но вот интересные цифры я приведу, специально посмотрели статистику перед этим выступлением.
Вот за 4 года у нас уголовные, административные дела по экстремистским статьям с точки зрения вот этих репостов и так далее. 500 дел по соцсети ВКонтакте, 9 дел YouTube, 4 – Facebook, 1 – Twitter. Такое ощущение, что граждане в погонах, которые пытаются найти вот этих диванных экстремистов, и бороться с ними, знают только одно – да, социальная сеть ВКонтакте. и там их быстренько находят и дальше никуда не идут, но, к сожалению, это создаёт проблемы.
Пример. Екатерннбурженка Полина Гузеева 29-летняя недавно была привлечена к ответственности – к штрафу административному за то, что сделала перепост клипа группы «Alai ОН» в 2009 году. В 2016 году этот материал признан экстремистским, да, он внесён в соответствующий перечень экстремистских материалов. Человек, то есть, должен был как-то за этим следить, видимо, удалить всё. что было до этого, да, чтобы соответственно выполнить законодательство. Понятно, что это невозможно.
Человека привлекли к ответственности. Сроки давности для такого не действуют. Вот когда выявили, всё, значит, человек виноват, он распространяет экстремистский материал. Понятно, что человек это не знает.
Есть жалобы, кстати, от средств массовой информации. Аналогичная история. Роскомнадзор находит у них где-нибудь в архиве какой-нибудь материал там за 1999-й или 2000-й год там на сайте, который сегодня чему-то не соответствует. Тогда соответствовал, сегодня не соответствует. Находят сейчас, привлекают, никаких сроков давности и так далее. Вот в этой ситуации неправильный перекос с точки зрения борьбы там с этими диванными войсками, диванными экстремистами, которые экстремистами, по сути, не являются. И в этой части законопроект «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» поддержать не может, мы не будем голосовать по данному закону. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Парфенов Денис Андреевич. Парфенов Д. А., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Вот каждый раз. когда видишь в повестке дня какой-нибудь очередной пункт, связанный с Интернетом, всё надеешься, вдруг это будет как разрешительный законопроект, что-нибудь мы разрешим, наконец, в сфере электронных средств массовой информации. Но нет. всегда оказывается, что вновь какие-то запретительные меры вводятся в законодательство. И, к сожалению, это является устойчивой тенденцией.
Все последние годы в Российской Федерации совершенно конкретно реализовывалась политика по ограничению прав и свобод В Интернете. И, собственно, делалось это всегда под примерно одним и тем же соусом, либо давайте защитим детей, либо давайте поборемся с терроризмом, ну. или с экстремизмом в данном случае. И вот под этим соусом, соответственно, и новые ограничения, и новые запреты, и все остальное.
Причем я вот солидарен с коллегой, который только что выступал, потому что действительно в условиях сохраняющейся в нашем законодательстве чрезмерно широкой возможности для толкования самого понятия «экстремизм», мы придем с вами очень легко к практике, когда люди, ну, может быть, за какие-то излишне эмоциональные, излишне, может быть, критические высказывания по отношению к власти запросто могут, извините за выражение, уехать на зону. И ничего хорошего в этом совершенно нет.
А здесь речь идет о колоссальных штрафах. И. в общем-то. не похоже, чтобы они способствовали наведению порядка в стране. Скорее, это похоже на своего рода законодательную дубинку в электронной сфере, которая должна будет ограничивать возможности для выражения мнения и просто затыкать рты.
Причем, ну, опять же. уважаемые коллеги, никто не против того, чтобы, например, ограничить иностранное влияние. Мы с вами прекрасно знаем, доброжелателей в кавычках у нас за рубежом более чем достаточно. И, в общем-то, они в Интернете работают очень хорошо и очень энергично, не в пример, так сказать, соответствующим российским структурам и службам. Ну так давайте тогда целевым образом прорабатывать и принимать законопроекты, которые именно иностранное влияние, интересы иностранных держав по навязыванию тех или иных вещей в Интернете на территории Российской Федерации ограничат. А у нас же получается, что под шумок просто своих собственных граждан, ну. подводят под монастырь. Ничего хорошего в этом нет. Это практика порочная в условиях нарастания общественного недовольства, которое сейчас по совершенно объективным социально-экономическим причинам увеличивается, мы последнюю практически отдушину, потому что сейчас под предлогом COVID уже и ни митинг никакой провести невозможно, никакую акцию протеста, последняя отдушина у людей для высказывания осталась в Интернете. И ее пытаются заткнуть с помощью вот таких законодательных инициатив.
На наш взгляд, это порочная практика. И здесь нужно подходить более выверено, и. скажем так. бороться действительно с теми, кто хочет навредить России, ну а своих граждан нужно всё-таки поберечь. Поэтому я считаю, что поддерживать такой законопроект было бы преждевременно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Полномочный представитель президента? Правительства?
Докладчик. Александру Евссевичу Хинштсйну включите микрофон.
Хннштейн А. Е. Спасибо.
Уважаемые коллеги, короткий комментарий, в связи с выступлением представителя от оппозиционных фракций.
Мне очень жаль, что коллеги не читали сам законопроект, потому что он совершенно про другое. Он не про то. что кого-то подводят под монастырь, не про то. что кто-то поедет на зону и уж тем более распространение детской порнографии или пропаганда наркотиков, прекурсоров, способов их изготовления или мест продажи не может служить, как выразился последний выступающий, последней отдушиной для высказывания. Речь не идет о новых наказаниях за высказывание своей гражданской позиции.
Речь идет об установлении ответственности за обязательность исполнения уже существующих сегодня в законе требований. Если у нас с вами не будет действовать Уголовный кодекс, которым устанавливается ответственность за совершение уголовных преступлений, у нас будут совершаться уголовные преступления. Не будет установлена ответственность административных правонарушений, будет совершаться административное правонарушение.
Закон в Российской Федерации должен соблюдаться, полагаю, с этим согласятся все. в том числе и представители оппозиционных фракций, даже если, выходя на трибуну, они не читают текст законопроекта, который комментируют.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Содокладчик. Николай Гаврилович, будете выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование законопроект пункт 15 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 50 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 290 чел. 64.4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел. 35,6 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно.
Спасибо.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments