leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении президентский законопроект о правительстве – окончание

Принят в первом чтении президентский законопроект о правительстве – окончание
12. 1024645-7 Госдума в итоге обсуждения одобрила законопроект первого чтения «О Правительстве РФ»

окончание стенограммы начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8118551.html

Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста.
Диленко А. Н. Уважаемый Павел Владимирович, действительно возрастает роль парламента при формировании Правительства Российской Федерации, всё это правильно, нужно. Фракция ЛДПР поддерживала поправки и поддержит текст законопроекта. По не кажется ли вам. что в ходе обсуждения мы упустили очень важную такую деталь? И фракция ЛДПР предлагала её в качестве отдельной поправки, касающейся недопустимости монополии одной политической силы, одной политической партии в составе нижней палаты парламента.
Вы наверняка помните времена, когда у нас на уровне конституционного текста было закреплено доминирующее положение одной политической силы, ядро политической системы, но вот сейчас в тексте этого нет. но де-факто во многих городских собраниях, областных парламентах эта система остаётся. Вот наша поправка, что ни одна партия не может получать больше 40 процентов мест в парламенте, на наш взгляд, поспособствовала бы укреплению роли нижней палаты, политическому многообразию и многопартийности и политической конкуренции.
На наш взгляд, здесь не нужно менять текст Конституции. Допускаете ли вы. что в рамках этого закона можно будет, изменяя закон о выборах депутатов Госдумы... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Нужно добавить время? Понятно? Крашенинников П. В. Понятно.
Председательствующий. Пожалуйста, Павел Владимирович.
Крашенинников П. В. Во-первых. Александр Дмитриевич, я ничего плохого, так сказать, не имел, вы просто на меня смотрите прямо в затылок и я подумал, что. наверное, надо что-то про вице-спикеров сказать, вот. здесь это другая история, она не касается закона о правительстве. Хотя. Александр Дмитриевич, если кто не знает, работал вице-премьером, причем один, был один вице-премьер и один премьер понятно, вот и Александр Дмитриевич за всех почему-то успевал. Сейчас их столько, что на совещания некому ходить, все разобраны, вот.
Теперь, что касается шестой статьи. Ну, конечно же. мы помним замечательную статью брежневской Конституции. Вот. если кто не помнит, там ведущая и руководящая, и направляющая роль одной партии, которая была. Вот. думаю, что такого вряд ли будет, потому что как только это произойдет, не дай бог. в какой-то стране, это все. вот.
Но. я хочу сказать, что сейчас этот закон посвящен Правительству Российской Федерации, организации, функционированию такого важнейшего органа, который возглавляет исполнительную власть и который занимается управлением федеральной собственностью и так далее, и так далее.
Поэтому то. что вы сказали, это ну не является предметом... Алексей Николаевич, вы как блестящий специалист в государственном праве это хорошо знаете. Спасибо.
Председательствующий. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста.
Швьъыткин Ю.Н,фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Навел Владимирович, значит, вопрос такой. Почему предусматривается разная процедура назначения у министров силового блока и других министров? Спасибо.
Крашенинников П. В. Да. вы знаете, это очень важный вопрос, потому что, на самом деле, конечно, ну так у нас есть вот этот силовой блок. блок, отвечающий за безопасность, ну хотя там кроме силовиков есть еще. например. МИД и есть Министерство юстиции. Но. тем не менее эти коллеги, которые занимаются этими вопросами, они подчиняются непосредственно президенту и в данном случае у нас вот органы, правоохранительные органы правопорядка, судебные органы, за них. как правило, отвечает Совет Федерации и здесь это в этой логике есть и при этом вот это, что касается палат Федерального Собрания.
Теперь, что касается самой процедуры, то в данном случае, вот мы сегодня закон о прокуратуре тоже будем говорить, там процедура очень похожая по прокурорам.
они в исполнительную власть, естественно, не входят, но потом об этом тоже поговорим.
Здесь процедуры, которые предложены, они называются консультациями, и они также являются публичными, и в зависимости от этих консультаций принимается решение Советом Федерации, и Совет Федерации направляет соответствующие бумаги I (резиденту Российской Федерации, который принимает окончательное решение по назначению или не назначению конкретного министра силового блока.
Председательствующий. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста.
Емельянов М. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Павел Владимирович!
В статье 12 пункте 4 законопроекта сказано, что президент осуществляет руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти непосредственно или через федеральных министров. Ну как через федеральных министров, понятно.
А что. значит, непосредственно? Он. что, может заменять министра в каких-то случаях, заниматься распорядительной деятельностью, раздавать команды, указания и так далее? Это. что. здесь неточность формулировки или всё-таки предполагается непосредственное управление? Тогда нужно перечитать, в каких случаях. Это очень серьёзное полномочие президента дополнительное.
Крашенинников П. В. Да. Михаил Васильевич, совершенно томно. Это. кстати говоря, одни вопрос вытекает из другого.
Здесь как раз речь идёт о тех министерствах и федеральных органах исполнительной власти с. так называемой, звёздочкой, которые обозначены в структурах федеральных органов исполнительной власти, которые непосредственно подчиняются президенту. И в данном случае, и. кроме назначения, президент утверждает положение о конкретном министерстве или о конкретном ведомстве федеральном. Ну. допустим, я не знаю, что вам больше нравится: Федеральная служба исполнения наказания утверждает конкретную численность и так далее, и так далее, и осуществляет непосредственно руководство. Это так.
Здесь, кстати говоря, ничего нового нет. Эти ведомства с условным названием «со звёздочкой» или, как силовики, как хотите, они всегда существовали и существуют. Здесь очень чётко и подробно это всё урегулировано, что. на мой взгляд, лишает двусмысленности. И здесь вот эта процедура, она. на мой взгляд, блестяще расписана, и мне кажется, это как раз большой плюс.
Председательствующий. Так. Все вопросы заданы. Коллеги, выступления представителей фракций. Спасибо, Павел Владимирович. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
Осадчий Н. И. Уважаемые товарищи, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! В нашей фракции положительно оценивается тот факт, что проект столь важного закона внесен достаточно оперативно. Однако есть ряд вопросов, которые, по нашему мнению, требуют серьезного внимания и уточнения. Без ответа на эти вопросы наша фракция не может поддержать данный законопроект.
Первое. О целях и принципах деятельности правительства. Мы считаем, что правительство должно действовать на основе своей программы действий, которую в идеале следовало бы заслушивать и утверждать на заседании парламента. Упоминание о подобной правительственной программе в законопроекте нет. Также нет ни упоминания, ни ссылки на то. что правительство действует на основе принципов стратегического планирования. Соответствующий федеральный закон у нас есть, но он все ещё больше находится в положении декларации о намерениях. Есть упоминание о единой социальной политике, финансовой политике, прогнозировании социально-экономического развития, но нет стратегического планирования. Мы вновь напоминаем, стране необходим такой орган на подобии Госплана. Опыт эффективной и грамотной планово-государственной деятельности имеется на опыте, например, региона Левченко. Пятилетка его дала прекрасные результаты по наполнению и наращиванию регионального бюджета, по социально-ориентированному строительству и так далее.
В то же время наше правительство, несмотря на прямые поручения президента, порой вносит такие проекты закона о федеральном бюджете, которые, например, содержат не рост, а снижение по поддержке научно-технологического развития. В течение многих лет нет достаточного финансирования системы здравоохранения и системы образования. Множество вопросов в области социальной политики. У нас печальная демографическая ситуация. В текущем году уже около 300 тысяч населения – это естественная убыль. Демографическая ситуация наряду с целым рядом факторов сложна, в том числе, и потому, что у нас отсутствует качественное социально-экономическое территориальное планирование по размещению и развитию производительных сил, по точному определенному плановому строительству больниц, детских садов и так далее.
Можно было бы, на наш взгляд, в статье 3 и в статье 13 предлагаемого законопроекта отразить понятие стратегического планирования.
Второе. О механизме формирования правительства. Плюс законопроекта мы видим в том, что у парламента сохраняется полномочие по рассмотрению и утверждению кандидатуры председателя правительства. добавляется полномочие по утверждению ряда федеральных министров, но не всех, часть министров исключительно в полномочиях президента. Кто и на какие должности будет назначен, представительный орган государства не знает, и не участвует. Парламент не рассматривает и структуру правительства.
В итоге мы. например, много лет говорили о том, что Росстат не должен находиться в ведении Министерства экономического развития, а напрямую должен быть подчинен председателю правительства. Будет это так или будет это иначе, парламент не знает.
Третье. Ответственность правительства. Положительный момент в том, что Государственная Дума имеет право вынести недоверие правительству, но дальше от парламента, то есть от органа государственной власти, избираемого всеми гражданами России, мало что зависит. Правительство может уйти в отставку, а может и не уйти. И напротив – могут быть прекращены полномочия самого парламента.
А как в отношении отдельных министров? Ведь мы все видим, что в работе ведомств и министерств нет равномерности и равной эффективности.
Например, если аграрный сектор экономики при всех проблемах в целом имеет сегодня положительную динамику, то к Министерству соцразвнтия или к Минфину вопросов намного больше.
По логике, если Дума утверждает отдельных федеральных министров, то она должна иметь и полномочия на то. чтобы отправить этих отдельных федеральных министров в отставку. У нас таких полномочий, согласно предлагаемому законопроекту, нет.
Поэтому есть предложение посмотреть и в этом плане, и дополнить законопроект.
С учетом сказанного, фракция «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в первом чтении данный законопроект не поддерживает.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
От фракции ЛДПР Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.
Нилов Я. Е., председатель Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, фракция ЛДПР последовательна и мы поддержим данный проект закона.
Мы понимаем, что происходит совершенствование действующего законодательства в связи с тем, что были приняты поправки в Конституцию, и именно поправки определили те рамки, за которые законодатель уже выходить не может, потому как Конституция – это главный закон страны.
Мы видим, что в стране происходит перезагрузка системы управления, и нам в ЛДПР хотелось бы. чтобы это была не только функциональная перезагрузка, но и идеологическая перезагрузка, особенно в вопросах реализации полномочий правительства. Встречи с избирателями показывают: избиратели могут голосовать за разные партии, быть разных политических взглядов, но, наверное, очень большое количество граждан, если не сказать даже абсолютное большинство, недовольно происходящим либо в целом, либо в отдельных областях или в отдельных вопросах. И это ещё подтверждает огромное количество людей, которые хмурые, которые печальные, с недовольными лицами и в магазинах, и в общественном транспорте, и на улице.
Поэтому мы призываем правительство, да и все органы государственной власти и местного самоуправления прислушаться к тем лозунгам и к тем позициям, на которых строится наша работа для того, чтобы мы вот эту идеологическую перезагрузку одновременно сделали.
Лидер ЛДПР Жириновский регулярно нас, депутатов фракции, ориентирует, что избиратель всегда прав, и даже если он где-то не прав, необходимо помогать и не мешать работать. Вот эти принципы, которые должны быть также и ориентиром для работы всех чиновников, тогда и отношение ко всему госаппарату будет совершенно другое. Для избирателей очень часто непонятно разделение властей: президент, депутаты, правительство – всё единая управленческая система. Недопустимо, когда в правительстве принимаются позитивные решения, выделяются приличные деньги, ставится задача в регионах, в регионах либо начинают мучительно думать, как эти деньги лишь бы освоить, чтобы потом им из федерального центра, как говорят губернаторы, не прилетело, либо начинают искать различные схемы, так, чтобы ещё что-нибудь осталось, либо вообще саботируют, ничего не делают, потом деньги возвращают. 5Поэтому на эти вопросы надо обращать внимание, тем более, что у правительства достаточно много полномочий в вопросе реализации этих полномочий в отдельных сферах. Мы в ЛДПР призываем очень аккуратно подходить даже к поднятию вопросов, к обсуждению вопросов, которые касаются очень такой щепетильной, чувствительной социальной сферы.
Уже сделали, наверное, правильный шаг. внесли проект закона о новой методике расчета прожиточного минимума и МРОТа, переходит на медианную, мы переходим на медианную методику расчета, отказываемся от потребительской корзины. С одной стороны это правильно, это лучше, чем было, но есть к чему стремиться. И нам надо всеми силами довести и МРОТ, и прожиточный минимум до реальных величин.
Давайте, наконец, мы окончательно решим вопрос и вернемся к индексации пенсий всем пенсионерам, включая работающих пенсионеров. Надо собрать все резервы и, наконец, ликвидировать очередь для ветеранов боевых действий и для детей-сирот.
Надо прекратить абсолютно необоснованные бездумные траты, когда летают делегации за рубеж, дорогие гостиницы, дорогие перелеты, сомнительные мероприятия в России, или те решения, которые порой принимаются на региональном уровне, которые кроме как осваиванием бюджетных средств, по-другому назвать нельзя, и это всё публично обсуждается, в том числе и в среде чиновников, и в том числе порождает социальную напряженность и среди губернаторов, которые понимают, что одним регионам это позволено, и у них есть на это резервы, а другим это не позволено, или они этого сделать не могут. Может быть, они и хотели это сделать, просто у них ресурсов не хватает.
Ну и честно скажу, мы в ЛДПР устали получать отрицательные заключения и отрицательные отзывы на наши проекты законов, которые потом реализуются.
Неудобная ситуация получается же и для тех депутатов, которые здесь нас. основываясь на позиции правительства, не поддерживали, да и для самих чиновников в правительстве, которые потом выходят, и на неудобные вопросы вынуждены отвечать.
Ну вот посмотрите, нам отклонили проект закона о том. чтобы не вывозили необработанную древесину за рубеж. Вмешался президент, позиция определена. Теперь кардинально противоположную занимают позицию и чиновники, и. видимо, абсолютное большинство депутатов.
Недавняя авария на Кутузовском проспекте. Почему? Агрессивная езда опять. С 2012 года фракция ЛДПР неоднократно предлагала законодательно запретить и штрафовать за это. Опять жертвы на Кутузовском. До сих пор вопрос законодательно не урегулирован.
Прогрессивная шкала налогообложения. Сколько законопроектов разных фракции было отменено, в том числе и нашей фракции, мы неоднократно вносили, теперь решение принято позитивное, и мы к этому приходим.
Поэтому давайте слышать, слушать друг друга, и кроме функциональной перезагрузки давайте осуществим и идеологическую перезагрузку. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
От фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Бессарабов Даниил Владимирович, пожалуйста, Бессарабов Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Подавляющее большинство граждан России приняло участие в определении дальнейшей судьбы нашей Родины и на общероссийском голосовании поддержало изменения в основной закон нашего государства -Конституцию.
Вместе с этим обновлённая Конституция стала надёжным гарантом стабильности и построения справедливого общества. И наша главная задача, как законодателей, как парламентариев, ещё, наверное, в большей степени, как представителей наших избирателей, сделать всё от нас нужное и возможное для того, чтобы эффективно, в максимально сжатые сроки провести работу по принятию тех законов, которые нужны для развития тех положений, которые закрепили в нашей Конституции.
И один из ключевых законопроектов – новая редакция Федерального конституционного закона «О правительстве» сегодня представлена к нашему рассмотрению. Он в полной мере соответствует конституционным положениям, отражающим настроение общества на социальную справедливость, крепкую и устойчивую государственную власть во главе с Президентом России, обеспечение территориальной целостности и безопасности каждого жителя нашей страны.
Законопроектом закрепляется положение о том. что Правительство Российской Федерации входит в единую систему публичной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, способствует устранению разногласий между ними. И эта работа будет проходить под общим руководством Президента Российской Федерации, который обеспечивает согласованное функционирование всех органов, входящих в единую публичную власть. А здесь уже Павел Владимирович рассказывал, тс новые принципиальные подходы о том. что публичная власть -это не только федеральный уровень и не только региональный, как раньше звучало, государственная власть, но это органы местного самоуправления, власть, которая напрямую приближена к земле, к нашим избирателям и к тем проблемам, которые существуют. И, на мой взгляд, это принципиально, выстраивание вертикали власти единой в стране.
Устанавливается новый порядок назначения на должности членов правительства, предусматривающий усиление роли парламента. Ведь парламент – это власть народа, а депутат – представитель своих избирателей, и это необходимо для выстраивания стабильной системы власти, где слышен голос каждого жителя нашей страны.
Новая Процедура формирования правительства, при которой председатель, его заместители и федеральные министры натначаются президентом после утверждения Государственной Думой, представляется более прозрачной, поскольку утверждение всех членов правительства будет происходить публично, будет происходить в этом зале, в диалоге между парламентариями и представителями правительства, а, на мой взгляд, это замечательная и плодотворная площадка для последующего диалога ветвей власти в интересах жителей нашей страны.
И серьезно претерпели изменения положения о полномочиях правительства, и это сделано как ответ на пожелания наших граждан: усилить положения о социальном государстве, закрепить принцип адресной социальной помощи, системную индексацию пенсий и пособий, установить ДОСТОЙНЫЙ размер минимального размера оплаты труда, а также доступность первичной медицинской помощи. В проекте прописаны полномочия Правительства Российской Федерации, относящиеся к защите и поддержке семьи и детства, и. вы знаете, они имеют большое значение для консолидации нашего общества, сохранения и развития духовности народов России.
Обратите внимание, вот тот посыл в обществе, который был на приоритет социальной поддержки людей, они, собственно говоря, ровно так и отражены в полномочиях правительства, изложенных в федеральном конституционном законе: сначала социальное благополучие, экономический рост и вместе с этим развитие нашей страны.
И всё это позволяет говорить о том, что фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает одобрение федерального конституционного закона В представленной редакции, поскольку это послужит главной цели – повышению уровня жизни наших жителей, а это. как сказал президент, наша общая и главная задача и цель. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста, с места.
Емельянов М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Наша фракция поддерживала поправки в Конституцию, которые предложила рабочая группа и президент, мы будем поддерживать и те законопроекты, которые развивают эти поправки конституционные в текущем законодательстве, в частности, Закон «О Правительстве».
Безусловным его плюсом является то, что расширяется роль парламента и его влияние на формирование правительства, на его кадровый состав, персональный состав. Здесь важен даже не сам объем, скажем, расширения, а та тенденция, которая заложена в этой поправке.
Это то политическое основание, на основе которого мы и поддерживаем данный законопроект.
Вместе с тем законопроект очень важен, и очень хотелось бы. чтобы с точки зрения юридической техники он тоже был совершенен. Ну вот в этой области есть определенные замечания.
Так. в статье 1. пункте 2 перечисляются предметы ведения правительства, но в этом перечне мы не найдем экономическое развитие, безопасность, финансы, оборону и так далее. То есть возникает вопрос: нужно ли вообще... или перечень должен быть полный, или его вообще можно исключить, потому что. собственно, предметы ведения правительства определяются Конституцией, статьями 71 и 72, там, где определяются предметы ведения Российской Федерации. И важнее определить не предметы ведения, а полномочия. Кстати, полномочия довольно подробно расписаны в данном законопроекте, претензии с этой точки зрения нет. Надо ли указывать предметы ведения? Эта роль правительства в системе публичной власти, о чём говорится в 1-й статье, определяется не столько предметами ведения, сколько характером деятельности, именно исполнительно-распорядительным характером деятельности правительства.
Целесообразно дать определение самого правительства в этом законе, потому что закон о правительстве есть, а определение, что такое Правительство Российской Федерации в законопроекте отсутствует, и подчеркнуть его роль как органа управления общей компетенции, занимающегося исполнительно-распорядительной деятельностью, на наш взгляд, очень важно.
Также вызывает сомнение само название 1-й статьи как «Исполнительная власть», а про исполнительную власть опять же определения не дается, исполнительной власти, делается попытка определить систему исполнительной власти, перечисляются федеральные органы, ну. скажем, такие органы исполнительной власти, как органы власти субъектов Российской Федерации в этом перечне отсутствуют. То есть совершенно очевидно, что система неполна.
Далее пойдем. Правовые основы деятельности правительства. Перечисляются Конституция, федеральный закон, законы, указы президента, но отсутствуют акты самого правительства. Между тем. правительство действует и на основе Регламента, который принимает само правительство, и на основе положения об Аппарате правительства, то есть совершенно очевидно, что в правовую основу должны быть включены соответствующие нормативные акты самого правительства.
Далее ограничения, которые налагаются на членов правительства. Перечисляется, что они не могут быть сенаторами, депутатами Госдумы, депутатами законодательных органов субъектов Федерации.
Но я не нашёл упоминания о муниципальных органах власти. Что, они могут быть депутатами органов местного самоуправления? Но это нелогично. Видимо, это тоже надо указать.
Также среди ограничений существует такое ограничение, как запрет заниматься творческой, научной деятельностью в случае, если эта деятельность финансируется исключительно на средства иностранных государств. Возникает вопрос: а если не исключительно? Если, скажем, из бюджета государства получает 10 рублей, а тысячу долларов из иностранных фондов, член правительства уже может заниматься научной и творческой деятельностью в этих фондах? Ну опять же это очевидная лазейка, которую надо прикрыть.
Также в законопроекте не найдём, как принимаются решения правительством, как принимаются решения президиумом правительства. Мы найдём там – большинство от общего числа присутствующих.
Что касается самого правительства, то упоминания об этом нет, есть только упоминание о том, что председатель правительства имеет какое-то преимущество при принятии решений, но какое опять же непонятно. Поэтому поддерживая в целом закон, хотелось бы. чтобы он был более чист, с точки зрения юридической техники. И мы готовы вместе с авторами поработать и исправить те недочёты, которые обнаружены. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Все коллеги уважаемые выступили.
Заключительное слово, Павел Владимирович? С места. Крашенинников П. В. Спасибо большое.
Я, знаете, хотел просто обратить внимание по поводу планирования, что у нас, я не знаю, повлияет это на голосование или нет, но вот есть статья 13, там часть первая, абзац пятый, там как раз есть упоминание про обеспечение реализации национальных целей, национальных проектов, общенациональных планов действий. Плюс, я хочу напомнить, что у нас действует федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Это действующий закон, он работает, поэтому я вот на это хотел обратить внимание. Всех я благодарю за такое качественное обсуждение, мы продолжаем работу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель правительства? Нет.
Коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
Напоминаю, закон конституционный, для принятия требуется 300 голосов.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 26 мин. 31 сек.)
Проголосовало за 349 чел 77,6 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 352 чел.
Не голосовало 98 чел 21,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments