leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Сенаторы разобрались с Норникелем как велено – принято постановление

Сенаторы разобрались с Норникелем как велено – принято постановление СФ
20. СФ принял постановление «Об итогах совместного выездного совещания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитета Совета Федерации по экономической политике, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в городе Норильске Красноярского края
Зампред СФ Николай Андреевич Журавлев, Аварию можно было предотвратить Износ коммунальной инфраструктуры 70% воды потребляет комбинат Крупнейшее предприятие 3% в экспорте Можно вкладывать больше в инфраструктуру и модернизацию Проблема выброс диоксида серы Переработка в гипс Создать лабораторию по вечной мерзлоте Комбинат много производств важно чтобы не за рубежом а локализация Ипотечная программа не работает, люди не собираются оставаться после окончания работы на комбинате.
Зампред СФ Галина Николаевна Карелова, Оздоровление жете сотрудников
Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Викторович Кутепов Маленькие штрафы для гигантов
Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Петрович Майоров,
Председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Владимирович Мельниченко Даже на фотографии видно в каком состоянии жилой фонд
Светлана Горячева Возбуждено лм уголовное дело? Провести парламентское расследование
Валентина Матвиенко Наша цель разобраться и предложить системные изменения Все вкусное оставили себя, остальное сбросили на муниципалитет Не до было соглашаться принимать разрушенное хозяйство
Андрей Клишас Губернатор Красноярского края готов прислать делегацию специалистов для доработки постановления Интересы коренных жителей Таймыра тоже должны быть учтены
Валентина Матвиенко Состояние воздуха таково что дышать нечем Приватизировали за смешную цену O:K надо было запускать рыночную экономику До сих пор стоят брошенные цеха Грод-сад превратился в трущобы Норникель приватизировал и город Детскую поликлинику не построить это что такое? Норильск мэр карманный депутаты карманные Я ее призываю к совести, совети нет один цинизм Парламентское расследование по сути мы провели Надо восстановить двоевластии, губернатор никакого влияние не имеет Восстановить вертикаль власти
Постановление за основу 135 0 0

Из стенограммы 490 заседания СФ
Уважаемые сенаторы, переходим к рассмотрению двадцатого вопроса – об итогах совместного выездного совещания Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитета Совета Федерации по экономической политике, Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию в городе Норильске Красноярского края.
Предлагается следующий порядок рассмотрения вопроса:
выступления заместителей Председателя Совета Федерации Николая Андреевича Журавлёва и Галины Николаевны Кареловой, а затем председателей названных комитетов.
Не будет у вас возражений? Нет. Принимается.
Слово предоставляется заместителю Председателя Совета Федерации Николаю Андреевичу Журавлёву.
Н.А. Журавлёв. Валентина Ивановна, можно сначала видеоролик небольшой поставить? А потом я выйду на трибуну.
Председательствующий. У нас сегодня день кино. Давайте.
(Идет демонстрация видеоролика.)
Пожалуйста, Николай Андреевич, Вам слово.
Н.А. Журавлёв. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! По Вашему поручению с 12 по 14 октября состоялось совместное выездное совещание комитетов Совета Федерации в Красноярском крае. В работе приняли участие 15 сенаторов из пяти комитетов, представители нескольких десятков федеральных министерств и ведомств, правоохранительных органов, руководство и представители акционеров компании «Норникель», представители институтов развития, эксперты, экологи, руководство края.
Для оперативности и более глубокого погружения в проблематику города все сенаторы очень активно отработали одновременно четырьмя группами по следующим направлениям:
жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, экология, предпринимательство и энергетика.
Как мы все знаем, 29 мая в результате разлива дизельного топлива (более 21 тыс. тонн) произошло загрязнение земельных участков и акваторий двух рек. Сенаторам, побывавшим на месте, очевидно, что аварию можно было предотвратить, и сейчас многое свидетельствует о системных нарушениях требований промышленной безопасности.
Для определения причин работают специальные органы и службы, и, нет сомнения, истину они установят. Но уже очевидно, что, по мнению экспертов и по информации Минприроды, которая была озвучена на совещании комитетов, для полного восстановления экологии необходимы долгие годы, а может быть, и десятилетия.
И без учета фактора аварии очевидно, что самой острой проблемой города является экология. К сожалению, современный Норильск – один из самых загрязненных городов не только России, но и мира, а катастрофа лишь обострила экологическую проблему и привлекла к ней внимание. И задача снижения уровня загрязнения стоит давно.
Острейший вопрос в части экологии – выбросы диоксида серы. К сожалению, не только в советской, но и в новейшей истории, в современной истории выбросы продолжают увеличиваться. Выбросы диоксида серы «Норильского никеля» сопоставимы, а по некоторым экспертным данным, даже превышают все выбросы диоксида серы такой большой страны, как Соединенные Штаты.
Следующая острейшая проблема – состояние жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства. Недопустимо высокий показатель износа жилого фонда – более 47 процентов. Похожая ситуация с коммунальными сетями. Они выработали свой ресурс и требуют замены. Особенностью города является то, что сети коммунальных систем разных видов проложены в общем коллекторе, и более 30 процентов от общей протяженности магистральных коллекторов сегодня находится в ветхом или аварийном состоянии.
Авария на любом участке сетей с предельной степенью износа приведет к прекращению предоставления коммунальных услуг значительной части населения, что в условиях Заполярья абсолютно недопустимо.
В городе также острейшая проблема с водой. Очевидно, что требуется строительство гидротехнического сооружения на реке Норильская для поддержания уровня воды, достаточного для обеспечения бесперебойного водоснабжения города. 75 процентов потребления воды приходится на комбинат. Соответственно, и уровень софинансирования, на мой взгляд, вытекает автоматически из этой цифры.
Мы обратили внимание и на большое количество заброшенных объектов на территории города – воинских частей, цехов, давно не используемых по назначению, разрушающихся за ненадобностью. По факту требуется модернизация всего городского хозяйства и социальной сферы. Коллеги будут более подробно об этом говорить.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Когдато давно предприятие передало на баланс города объекты социальной сферы и ЖКХ, но любой посещающий город понимает, что комбинат и город – это одно и то же. Мы должны понимать: за полярным кругом у «Норильского никеля» работает более 60 тысяч человек, и с семьями это 90 процентов всего населения Норильска.
Предприятие, региональные и муниципальные власти должны быть едины в своей ответственности за состояние и развитие города.
При том, что город в таком состоянии, сама компания «Норильский никель» очень эффективна и успешна. Коллеги, это гигантская компания. Посмотрите на слайды. Доля компании в российской экономике: почти 3 процента в экспорте, почти 3 процента промышленного производства, более 13 процентов в объеме металлургического производства, более 73 тысяч сотрудников.
Следующий слайд – доля компании в мире. Номер два в мире по никелю (доля рынка – 9 процентов), номер один по палладию с долей рынка 41 процент, номер четыре по платине и родию с долей 11 и 9 процентов соответственно.
Следующий слайд. Посмотрите, пожалуйста, на финансовые показатели. Цифры говорят сами за себя. За последние пять лет общий объем прибыли – почти 1 трлн рублей, только в 2019 году – 388 млрд рублей. При этом расходы на капвложения составили в 2019 году всего 85 млрд рублей, а сумма вложений в социальную инфраструктуру Норильска всех участников процесса с учетом компании, бюджетов за последние пять лет – менее 20 млрд рублей.
Объем же выплаченных дивидендов компании за пять лет – свыше 900 млрд рублей, в 2019 году – 265 миллиардов. Для сравнения: консолидированный бюджет Красноярского края за прошлый год – 292 млрд рублей (сопоставим с суммой дивидендов за год).
Коллеги, мы, конечно, не лезем в дивидендную политику, это дело акционеров, но очевидно, что компании с таким низким долгом и без ущерба для стоимости своих акций можно и нужно вкладывать больше в инфраструктуру, экологию и модернизацию.
Как я уже сказал, основные проблемы города – это экология и жилищная сфера. Мы продолжаем работу над предложениями по устранению обозначенных проблем. Уже сейчас могу перечислить некоторые из них.
Заключенное когда-то между городом, регионом, федеральным центром и компанией соглашение в настоящее время утратило актуальность и не работает. Мы предлагаем перезапустить соглашение и отразить в нем все актуальные вопросы – условия реновации, развитие инфраструктуры, коммуникаций, восстановление социальных объектов.
Надо создать комплексный план и конкретные «дорожные карты» по полноценному развитию города.
Принципиально важно, что головное участие в реализации этого плана, в частности программы реновации, должно быть за градообразующим предприятием. Мы должны понимать, что стандартные механизмы ипотеки в Норильске не работают, к сожалению. Население в основном не нацелено оставаться жить в городе по окончании работы на предприятии. Свидетельством этого является большой разрыв между стоимостью жилья и средними заработными платами, не такой разрыв, как во всех остальных регионах страны. Поэтому в городе необходима именно специальная программа реновации с головным участием предприятия.
Все задачи по развитию города должны иметь конкретные, короткие сроки исполнения, и очень важно, чтобы бизнес проявил свою социальную ответственность. В целом такой подход касается не только отдельно взятого региона, но и всех моногородов, градообразующих предприятий. Это тот опыт, который могут и должны перенять и другие субъекты и предприятия.
Восстановление облика города связано не только с жилыми объектами, но и с промышленной зоной. Необходимо запустить комплексную программу утилизации или приведения в нормативное состояние всех заброшенных объектов с учетом ответственности их собственников в рамках софинансирования, а в случае с цехами предприятия – полностью за счет комбината. Виды города удручающие, вы видели. Нужны программы благоустройства и озеленения, восстановления дорожной сети.
Уважаемые коллеги! Ключевым пунктом в решении экологической проблемы должна стать реализация так называемого Серного проекта. Он был выбран в качестве решения среди других альтернатив. Мы их не обсуждаем, выбран и выбран, но альтернативы были – производство сульфата аммония, вывоз серы, другие варианты.
Два слова о том, что такое «Серный проект». Как я уже говорил, основной экологической проблемой города является выброс диоксида серы. Серу надо куда-то утилизировать. Сейчас ее просто выбрасывают в воздух. В рамках проекта ее предполагается преобразовывать в гипс и складывать без дальнейшего его использования, так как в таком количестве он никому в Норильске, естественно, не нужен, а вывозить его экономически нецелесообразно. Просто будут квадратные километры сложенного гипса. Проект был утвержден в 2017 году в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Но мы понимаем, что сейчас профинансирована только малая часть мероприятий и результата пока, к сожалению, нет, а это ключевая вещь для экологии города.
Поэтому в постановлении мы требуем вернуться к опорным показателям проекта и по графику, и по срокам реализации, и по уровню снижения загрязнения.
Коллеги, в советское время был хорошо налажен мониторинг за состоянием экологии. И без ученых невозможно определить ситуацию с вечной мерзлотой. Очевидно, что в таком непростом промышленном районе должна быть специальная лаборатория для анализа и технических измерений. Парадокс в том, что ее нет.
Росприроднадзору следует создать такую лабораторию в Норильске в кратчайшие сроки.
Следующий вопрос. У «Норильского никеля» много сопутствующих второстепенных производств, и крайне важно, чтобы компания размещала их в пределах страны, не выводила и не создавала новые производства за границей, а локализовывала инвестиции и рабочие места в РФ.
Также понимая, что в таких условиях – и климатических, и социальных, и экологических – людям в Норильске живется, мягко говоря, непросто, люди не ассоциируют себя с городом в долгосрочной перспективе, мы рекомендуем градообразующему предприятию усовершенствовать корпоративную пенсионную программу для сотрудников.
Обсуждение также выявило ряд задач налогового характера.
Как мы знаем, сейчас идет судебный спор по размеру компенсации ущерба и штрафа, и только суд может установить их размер. Но очевидно, что компенсация и штраф, какими бы они ни были по размеру, повлекут потери в налогооблагаемой базе, и регион, конечно, обеспокоен потенциальными выпадающими налоговыми доходами. Поэтому наша задача – совместно с правительством осуществлять мониторинг состояния регионального бюджета и в случае необходимости оказать ему адресную поддержку.
Еще одна важная тема, на которую мы уже сегодня обращали внимание и за которой должны следить. Все средства от штрафа за нанесенный экологический ущерб и возмещение ущерба должны пойти, безусловно, целенаправленно и исключительно на восстановление экологии.
Также мы предлагаем продолжить работу по совершенствованию налогового законодательства в части налогообложения холдинговых компаний и активизировать работу по заключению соглашения об избежании двойного налогообложения для стимулирования деофшоризации и сохранения потока инвестиций и капиталов в нашей стране. Те компании, которые инвестируют на территории России, должны быть простимулированы, поощрены, если хотите, налоговыми мерами в отличие от тех, которые выводят деньги в офшоры.
Коллеги, одновременно с этим поездка выявила и не всегда активное участие краевых и городских властей в реализации федеральных проектов – в частности, федеральных проектов «Жилье», «Чистая вода», «Формирование комфортной городской среды» и других, слабое участие в программах Фонда развития промышленности и фонда ЖКХ.
Но справедливости ради, Валентина Ивановна, надо сказать: с удовольствием докладываю, что в этой части есть уже конкретный результат поездки – в крае создан региональный фонд развития промышленности, хотя многие годы он не создавался.
Уважаемые коллеги, мы будем постоянным союзником региона в реализации «дорожных карт» по всем направлениям. Мы с Галиной Николаевной Кареловой дополнительно проведем серию совещаний с комитетами, представителями Правительства РФ, руководством края по итоговой доработке проекта постановления и закрепим за каждым мониторинг и содействие в его реализации.
Еще раз хочу поблагодарить всех сенаторов, председателей комитетов за очень активную работу в течение этих двух дней в Красноярском крае. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Андреевич. Такой и профессиональный, и прочувствованный доклад.
Галина Николаевна Карелова, пожалуйста, Вам слово.
Г.Н. Карелова, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! В дополнение к тому, что сказал Николай Андреевич… Но начну с мысли, которую не могу не высказать. Принято полагать, что город, в котором есть такое крупное предприятие, как «Норильский никель», – это город с особыми возможностями для создания комфортных условий жизни людей. Однако в реальности (и по фильму, и из доклада Николая Андреевича вы увидели) ситуация другая. Наблюдается резкий контраст в уровнях экономического развития предприятия и развития социальной сферы Норильска.
Конечно, мы посетили не все объекты социальной инфраструктуры города, но нами проведен подробный анализ всех материалов, представленных министерствами, регионом и городом.
Он показал, что объекты социальной сферы в основном построены в 40-е, 50-е годы, ну, по крайней мере до 70-х годов прошлого века, хотя «Норникелем» социальная инфраструктура была передана городу в 2001 году.
Конкретно о состоянии в различных отраслях.
Начну со здравоохранения. В городе 12 медицинских организаций, которые, естественно, технически оснащены поразному. Целый ряд зданий требует проведения реконструкции и капитального ремонта, в аварийном и предаварийном состоянии находятся здания детской и взрослой поликлиник в районе Талнах.
Конечно, нужно строительство новых поликлиник, и в первую очередь детской. Мы рассчитываем, что и Правительство Российской Федерации, и правительство края, и «Норильский никель» здесь проведут необходимую работу по выработке «дорожных карт» для решения всех вопросов здравоохранения. Более того, в городе острая нехватка медицинских кадров, и это тоже одна из проблем, которую мы зафиксировали в проекте постановления.
По системе образования. Есть очередность в дошкольные образовательные учреждения, на учете состоит более 4 тысяч детей, из них 1412 – в возрасте от полутора до семи лет. И характерная особенность – что родители после рождения ребенка сразу подают заявление в детский сад, поскольку трудно получить место, таких – 2612.
Проблема с детскими садами усугубляется еще и тем, что ряд районов города далеко расположены от имеющихся детских садов.
Поэтому нужен нестандартный подход к размещению новых дошкольных образовательных учреждений. Для начала необходимо построить два детских сада: один – на 125 мест, другой – на 220 мест.
Что касается школ, они не строились в городе с 1996 года.
Более 40 процентов школ построены до 50-х годов, 30 процентов построены в 50–70-х годах и только четыре учреждения – в 90-х годах.
Помимо этого, не ликвидирована вторая смена. В связи с суровыми климатическими условиями и продолжительным периодом полярной ночи учащимся требуется сопровождение родителей, а это возможно обеспечить исключительно при организации обучения в первую смену.
В этой связи Минпросвещению России, правительству края необходимо решить вопрос как минимум по строительству одной общеобразовательной школы на 1100 учащихся, оборудованной спортивным сооружением закрытого типа.
Несколько слов о социальном обслуживании. В городе три организации социального обслуживания. Объем услуг, предоставляемых этими организациями, вырос, но они располагаются в многоквартирных домах, помещения не разделены с жилыми квартирами. И в этой связи уже в ходе нашей работы было найдено решение – разместить эти учреждения в одном отдельно стоящем здании в Центральном районе Норильска. По итогам выездного совещания компания «Норильский никель» обозначила готовность выделения средств на реализацию этого проекта в 2021 году.
Хочу обратить внимание и на то, что в этом году выросла безработица. Мы соответствующие пункты постановления обозначили в этой связи.
Одной из острых проблем является организация оздоровительного отдыха детей. Необходимо предложить правительству вернуться к рассмотрению этого вопроса и найти источники софинансирования при формировании бюджета, федерального бюджета ко второму чтению. И мы надеемся на активную включенность «Норильского никеля» в оздоровление детей сотрудников.
Все соответствующие поручения, уважаемые коллеги, по крайней мере наши предложения, отражены в проекте постановления.
Уважаемые коллеги! Еще раз хочу отметить, что все это свидетельствует о необходимости формирования новой программы социально-экономического развития города. Николай Андреевич об этом сказал, я тоже хочу поддержать, что важно не растягивать сроки решения острых, актуальных проблем, а за три года сделать все возможное для развития города в интересах его жителей. При этом мы рассчитываем на другой, более высокий уровень социальной ответственности «Норильского никеля». Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Галина Николаевна.
Председатели комитетов. С мест, пожалуйста.
Андрей Викторович Кутепов, не повторяясь, если что-то есть добавить. Пожалуйста.
А.В. Кутепов, председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Экология и экологическая безопасность населения (вода, воздух, право на безопасную окружающую среду) сегодня ценятся гораздо выше, чем необходимость выдавать правильный чек на правильном бланке при покупке товара.
Информация относительно данного предприятия показала, что средняя сумма штрафа за предыдущие годы составляла 12 тыс.
рублей, нарушения выявлены в области недропользования и горнорудной промышленности. Данное градообразующее предприятие, как сказал Николай Андреевич, является лидером в мировой отрасли.
А теперь посмотрим на малый бизнес, который едва успевает отбиваться от всевозможных проверок. Обороты в тысячи раз меньше, а штрафы существенно больше и по суммам, и по видам.
При этом отмечу, что ущерб экологии страны от МСП в разы меньше, чем от крупных предприятий. Например, за уничтожение плодородного слоя почвы штраф – максимум 80 тыс. рублей, а просто за недопуск к водному объекту – 300 тыс. рублей. За нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений для очистки загрязняющих атмосферу выбросов штраф – 20 тыс. рублей, а за непредставление заключения о кассе – до 200 тыс. рублей. За то, что обслужили посетителя без маски, – 100 тыс. рублей. Для ряда МСП заплатить такие штрафы равнозначно закрытию.
Я не говорю о том, что ответственность нужно с МСП убирать, речь о соразмерности – соответствии размера штрафа наносимому ущербу и об увеличении штрафов для крупных предприятий.
Вспомним «дизельгейт», когда за занижение результатов по уровню выбросов вредных веществ пришлось отозвать огромное количество проданных автомобилей, а сам автоконцерн понес не только финансовые, но и репутационные потери, но в целом сделал ставку на безопасность для людей. Концерн устоял, хотя и претерпел значительные структурные изменения.
Напомню, за «дизельгейт» заплатили штраф 36 млрд долларов, последний платеж – в 2021 году. Данный штраф означает 2 млрд долларов. Хотя считаем, что авария на данном комбинате требует таких же решительных действий. Сейчас маленькие штрафы для гигантов приводят к процессу, который очень хорошо описан в известном фильме – «красть составы гораздо безопаснее, чем велосипеды».
16 декабря в рамках «правительственного часа» мы с министром экономического развития Максимом Геннадьевичем Решетниковым обсудим тему пересмотра отмены нормативноправовых актов, которые негативно влияют на деловой климат.
Например, про «гильотину» мы слышим и, более того, принимали активное участие в формировании поправок, в том числе и из регионов, но результата ее работы не видно.
В заключение. Крупных предприятий в Красноярском крае более 30, и этого достаточно для того, чтобы сделать край процветающим, проявлять социальную ответственность, заботиться об условиях жизни в городах, множить и развивать городскую инфраструктуру, инвестировать в производство – помимо взращивания собственных дивидендов.
Примеров таких случаев в стране много можно привести. Все эти предприятия имеют доходы, несоизмеримые с доходами МСП, и, соответственно, никак не могут в своей ответственности быть приближены к планке малых предприятий. Тем не менее, несмотря на то что большие предприятия подвергают людей и природу большей опасности, проверок по ним гораздо меньше. Поэтому мы получаем такие катастрофы и практически безнаказанность.
Считаем необходимым увеличить и ужесточить ответственность крупного бизнеса. В связи с этим мы предлагаем пересмотреть штрафы, связанные с нарушением правил эксплуатации производственных мощностей и недропользования, а в том случае, если предприятие является градообразующим, пересмотреть сами принципы управления корпорациями в плане социальных обязательств. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Викторович.
Алексей Петрович Майоров, пожалуйста.
А.П. Майоров. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Перед нашим комитетом была поставлена задача обеспечить парламентский контроль по двум основным направлениям:
проверить, насколько эффективно идет работа по ликвидации последствий аварии и насколько корректно выстроена бюджетная обеспеченность компенсации нанесенного экологического вреда.
С момента аварии и Вашего, Валентина Ивановна, поручения комитетом был обеспечен контроль за осуществлением природоохранных мероприятий на месте разлива нефтепродуктов. В августе были проведены два совещания с представителями компании «Норникель». Компания дважды в неделю направляет актуальную информацию о ликвидации последствий аварии, которую наш комитет размещает на своей странице в сети Интранет.
В ходе поездки мы увидели, как идет ликвидация загрязнения, заслушали информацию правительства Красноярского края о проводимых работах по выявлению объектов накопленного вреда, обсудили меры по недопущению в будущем подобных аварий.
Не только на территориях, пострадавших от аварии на ТЭЦ-3, но и во всем Норильском промышленном районе сложилась крайне неблагоприятная экологическая ситуация. Важно, чтобы город Норильск стал площадкой для внедрения наилучших доступных технологий. Как первый шаг – это проект по утилизации диоксида серы. Я не буду на этом останавливаться, Николай Андреевич об этом подробно говорил.
Также необходимо организовать мониторинг состояния окружающей среды не только на территории, пострадавшей от аварии, но и всего Норильского промышленного района. В этой связи следует сформировать полноценную систему экологического мониторинга и мониторить состояние воздуха, почвы, водных объектов.
В 2021 году России предстоит председательство в Арктическом совете. Накануне этого события необходимо максимально определить и впоследствии учитывать экологические риски во избежание в дальнейшем ситуаций, подобных той, которая сложилась в Норильске.
Одна из важнейших задач государственной политики в Арктической зоне страны – ликвидация объектов накопленного вреда. Не должно быть заброшенных, разрушенных поселков, разливов нефти, свалок мусора – это все то, что, к сожалению, мы в Норильске увидели.
Принятие постановления Совета Федерации о поддержке социально-экономического развития города Норильска – важный шаг, это высшая форма парламентского реагирования на чрезвычайную ситуацию. Предусмотренные проектом постановления меры направлены в том числе на увеличение бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по ликвидации вреда окружающей среде и обеспечению экологической безопасности в Красноярском крае на сумму доходов от платежей, поступающих в федеральный бюджет по искам о возмещении вреда, причиненного водным объектам в результате аварии.
И в заключение остановлюсь на законодательстве. Авария, безусловно, послужила поводом для принятия закона, направленного на регулирование вопросов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, создание механизма финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации таких разливов.
Однако для обеспечения эффективной работы по недопущению возникновения экологических катастроф необходимо внесение дополнительных законодательных изменений. В этой связи наш комитет запланировал в ноябре провести парламентские слушания на тему «Совершенствование законодательства в области экологической безопасности». На мероприятии мы планируем рассмотреть актуальные вопросы совершенствования законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности и экологического благополучия населения. По итогам мероприятия будут сформулированы необходимые рекомендации по изменению действующего законодательства.
И отмечу, что для практической реализации норм уже принятого закона, в том числе снижения рисков загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, необходимо издание восьми подзаконных актов. Правительством РФ сейчас утверждена «дорожная карта» по подготовке указанных актов.
И мы имеем заверение от министерства, что до конца года эти акты будут приняты.
Комитет (еще раз говорю об этом) поддерживает принятие данного постановления. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Петрович.
Олег Владимирович Мельниченко, пожалуйста.
О.В. Мельниченко, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! В рамках выездного совещания в городе Норильске 13 октября члены нашего комитета посетили целый ряд объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, объехали несколько микрорайонов города вместе с представителями Минстроя России, Минвостокразвития, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Фонда развития моногородов.
Как здесь уже было сказано, главная проблема города – это, конечно, ветхость жилья. 78 процентов многоквартирных домов уже старше 30 лет и практически построены в советское время. Пять домов официально признаны аварийными, но в реальности этих домов намного больше. Если говорить об общем впечатлении от состояния жилищного фонда, ну, наверное, можно рекомендовать нашему кинематографу снимать там фильмы-катастрофы, потому что даже на фотографиях, которые здесь были представлены, можно видеть, в каком состоянии находится жилищный фонд.
Сегодня уже Николай Андреевич сказал, что стандартные рыночные механизмы стимулирования строительства в Норильске не работают, поэтому очень важно поддержать разработанный администрацией проект программы реновации жилищного фонда на период до 2035 года. В рамках этого проекта предлагается построить 97 новых домов и переселить 9 тысяч семей. Общая стоимость проекта оценивается (пока оценочно) в 85 млрд рублей. По результатам нашей поездки компания «Норникель» заявила, что готова софинансировать 50 процентов расходов, край готов взять на себя еще 10 процентов расходов, и предполагается, что 40 процентов должна финансировать Российская Федерация. Проект был принципиально поддержан Минвостокразвития, решается вопрос о выделении из федерального бюджета 1,6 млрд рублей на реализацию первого этапа проекта. Мне кажется, что данное предложение Минвостокразвития требует поддержки. Мы записываем эту позицию в наше постановление.
Но хочу сказать, что жилищный фонд передавался в ведение города градообразующим предприятием не в лучшем техническом состоянии. Поэтому полагаю, что компании «Норникель» следует проработать вопрос о большей доле участия в программе реновации и бо́льшую долю ответственности, в том числе финансовой, за эту реновацию взять на себя.
Коммунальная инфраструктура Норильска также нуждается в глубокой модернизации. Сети в большинстве своем изношены (я не буду повторяться, об особенностях сетей уже Николай Андреевич сказал). Но я хочу сказать, что дома там стоят на свайных конструкциях в вечной мерзлоте. Аварии на сетях приводят к тому, что идет утечка воды, в том числе из систем водоснабжения, отопления, что приводит к размыванию грунтов и к тому, что конструкции жилых домов просто начинают разъезжаться. Поэтому вопрос того, сколько еще домов в ближайшее время выйдет из состояния нормальной эксплуатации, – это открытый вопрос.
Потому что, пока мы не решим вопросы, связанные с сетевым хозяйством, разрушение несущих конструкций многоквартирных домов будет продолжаться. Поэтому мы считаем, что одна из важнейших задач – это, естественно, работа с изношенными сетями.
Мы посетили водозабор на реке Норильской, уровень воды в которой понижается. Могут возникнуть сложности с обеспечением бесперебойного водоснабжения города. И требуется строительство гидротехнических сооружений.
Мы посмотрели балансы по воде, и мы видим четко, что порядка 70–75 процентов – это вода, которая используется в производстве непосредственно предприятием. Поэтому я считаю, что необходима доля софинансирования компании «Норникель» в возведении соответствующего гидротехнического сооружения, ее доля должна соответствовать тем объемам воды, которые потребляет непосредственно сама компания.
Важным механизмом реализации перечисленных мер по развитию инфраструктуры должен явиться перезапуск четырехстороннего соглашения, о котором здесь уже также говорилось. Я не буду повторяться, много уже было сказано предыдущими выступающими, и Николай Андреевич достаточно подробно об этом сказал. Нами подготовлен проект постановления «О социальноэкономическом развитии города Норильска Красноярского края».
Мы постарались максимально на сегодняшний день учесть те пожелания, которые были высказаны. Но при этом мы понимаем, что нам необходимо еще дополнительное время, для того чтобы это постановление доработать с участием представителей Красноярского края, представителей комбината «Норникель» и представителей федеральных органов государственной власти. Поэтому я прошу сегодня представленный проект постановления принять за основу и дать еще нам две недели, для того чтобы совместными усилиями его доработать. И готовы представить его на следующее заседание Совета Федерации для принятия уже в целом.
Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Владимирович.
Есть вопросы.
Светлана Петровна Горячева. Адресуйте свой вопрос.
С.П. Горячева. Спасибо большое.
Наверное, Николаю Андреевичу Журавлёву.
Знаете, конечно, очень хочется поблагодарить вас за эту работу, которую вы сделали очень быстро, за два дня, вникли так глубоко в суть всего того, что там происходит. Но мне кажется (как Вы считаете?), что мы не услышали ответ на самый главный вопрос – так все же сейчас возбуждено ли уголовное дело? Если возбуждено, кому предъявлено обвинение? Какова сумма ущерба?
Кто ее обсчитал или не обсчитал? Потому что все это замечательно, то, что мы слышим, – вот нужно сделать то-то, то-то вместе с «Норильским никелем», – но он же, наверное, главный виновник.
И мне кажется, что, может быть, именно сейчас нужно… У нас есть закон о парламентском расследовании. Вам не кажется, что нам нужно возбудить парламентское расследование с приглашением представителей органов безопасности, органов прокуратуры и, вообще, разобраться, начиная с приватизации, как у нас так получается, что, как говорится, кто собственник там и кто виновный?
(Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон, пожалуйста.
С.П. Горячева. Это так и не ясно до конца. Может быть, это повод для того, чтобы глубже во все это вникнуть? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Николай Андреевич.
Н.А. Журавлёв. Спасибо, Светлана Петровна.
Во-первых, я хотел бы еще раз поблагодарить всех коллегсенаторов, которые были в этой поездке, в делегации, которую мы с Галиной Николаевной возглавляли.
Что касается Вашего вопроса по сути, мне кажется, сейчас нам все же некорректно, когда идет следствие и когда идут следственные действия, и когда идет суд по сумме штрафа, конкретно высказывать свое мнение по этому поводу. Есть объективная позиция у следственных органов. Дело возбуждено, следствие идет. Более того, по-моему, уже какие-то решения суда были по исправительным работам для того руководителя города, который, по версии следствия, виновен в том числе в этой аварии.

окончание стенограммы см. в файле http://leo-mosk.narod.ru/works2/20_10_21.htm
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments