leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Запрет на привлечение посредников для заключения договоров между застрахованными и НПФ

Запрет на привлечение посредников для заключения договоров между застрахованными и НПФ, также запрет ПФР заключать договора о переходе к другому страховщику в отсутствие гражданина – первое чтение
12. 1021999-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию»
Документ внесло правительство 16.09.20.
Представил статс-секретарь – замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
Член комитета по финансовому рынку Дмитрий Скриванов.
Законопроектом предусматривается:
- введение запрета на привлечение негосударственным пенсионным фондом (далее – НПФ) посредников (в т.ч. агентов, поверенных) для заключения от имени фонда договора об обязательном пенсионном страховании;
- при поступлении заявления застрахованного лица о переходе (о досрочном переходе) в НПФ, поданного в Пенсионный фонд РФ через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, в целях проверки подлинности такой доверенности, предъявленной указанным представителем застрахованного лица, Пенсионный фонд РФ в течение 1-го рабочего дня с даты получения указанного заявления посредством системы межведомственного электронного взаимодействия направляет нотариусу, удостоверившему доверенность, через единую информационную систему нотариата запрос о подтверждении содержания удостоверенного им документа. Нотариус, получивший такой запрос, незамедлительно, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса, направляет посредством системы межведомственного электронного взаимодействия через единую информационную систему нотариата в электронной форме ответ в Пенсионный фонд РФ. В случае неподтверждения нотариусом подлинности нотариально удостоверенной доверенности заявление застрахованного лица о переходе (о досрочном переходе) в НПФ оставляется без рассмотрения;
- предоставление застрахованному лицу возможности воспользоваться правом на запрет рассмотрения заявления застрахованного лица о переходе (о досрочном переходе), поданного любыми иными способами подачи указанных заявлений, отличными от подачи таких заявлений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ застрахованным лицом лично. Застрахованное лицо в случае подачи уведомления о запрете может воспользоваться правом отозвать указанное уведомление путем подачи уведомления об отзыве уведомления о запрете. Уведомление о запрете и уведомление об отзыве уведомления о запрете подаются застрахованным лицом в территориальный орган Пенсионного фонда РФ лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Первое чтение 289 0 1 13:45

Стенограмма обсуждения
12-й пункт. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию».
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -замминистра труда и социальной защиты Андрея Николаевича Пудова. Пожалуйста.
Пудов А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! К вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который предлагает ввести запрет на привлечение посредников при заключении договоров обязательного пенсионного страхования между застрахованными лицами и негосударственными пенсионными фондами в целях I недопущения практик нарушения прав граждан, введения I их в заблуждение и фальсификацию указанных договоров.
На практике сложилось так, что досрочные переходы, влекущие для застрахованных лиц возможные финансовые потери, стали основной формой смены страховщика. Так в 2018 году доля таких заявлений от общего числа подаваемых составила 98 процентов.
Отмечу, что хотя реализация законодательных изменений об информировании граждан о потерях при досрочном переходе, то есть сегодня мы обязательно информируем, если человек такое заявление, сколько он потенциально может потерять, снизило значительно как общее количество заявлений о смене страховщика, так и долю досрочных переходов. Однако заявления о досрочной смене страховщика в 2019 году всё равно составили существенные 60 процентов от общего числа заявлений.
В этой связи для дополнительной защиты граждан законопроектом предлагается ввести прямой запрет на привлечение посредников, в том числе агентов и поверенных, в целях заключения ими договоров обязательного пенсионного страхования между застрахованными лицами и МПФ.
Кроме того, законопроектом предусмотрен механизм обязательной проверки Пенсионным фондом России подлинности нотариально удостоверенных доверенностей представителя (гражданина) в случае подачи таких заявлений от имени застрахованного лица.
Проверка будет осуществляться путём обязательной сверки через соответствующий запрос нотариусу через единую информационную систему нотариата. Также предлагается законопроектом закрепить возможность запрещать Пенсионному фонду Российской Федерации от имени гражданина подачу заявлений о переходе к другому страховщику, поданному без личного участия гражданина. Просим поддержать проект закона. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Содоклад Дмитрия Станиславовича Скриванова. Пожалуйста.
Скриванов Д. С. Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Дмитриевич!
Андрей Николаевич достаточно полно всё осветил. Я бы хотел вот в связи с тем, что Светлана Викторовна выступала, и были вопросы, более расширенно, может быть, сказать об этой проблеме, которую мы поднимали, на самом деле, на протяжении последних нескольких лет.
Очень часто с этой трибуны звучит (со стороны моих коллег) по поводу того, что кто-то кого-то обманул, неработающая система.
Я должен сказать, что нет такого, и никто никого не обманывал. Есть застрахованные лица, есть страховщики, есть счета, на которых на сегодняшний день находятся деньги. И средний счёт (меня коллеги могут поправить), по-моему, от 70 до 100 тысяч рублей на сегодняшний день. Поэтому...
В своё время негосударственные пенсионные фонды формировались. Это была новая идея для нашей страны, и в рамках этой идеи, собственно говоря, государство поддержало негосударственные пенсионные фонды. И сегодняшний капитал негосударственных пенсионных фондов (можно читать -равно – людей нашей страны) – 4,2 триллиона рублей. Это достаточно большие средства, согласитесь.
Значит, теперь по поводу того, что мы перестаём софинансировать или не софинансируем. То есть правильно Ярослав Евгеньевич здесь сказал уже, что речь идёт о том, что это всё-таки НПС, и мы говорим о так называемом негосударственном пенсионном обеспечении. Это не государственное пенсионное обеспечение. Это разные вещи.
И почему система вот до сих пор не полетела? Основная проблема заключается в том, что мы не смогли сформировать стимулы для населения. И только 8 процентов граждан на сегодняшний день действительно знают, что такое негосударственные пенсионные фонды, и как-то, я бы сказал, финансово грамотно распоряжаются своими средствами.
В наших интересах сделать так, чтобы стимулов было больше, и чтобы граждане распоряжались (ну и мы говорили не о цифре в 8 процентов от всего населения, а о цифре в 58 или в 98 процентов), граждане распоряжались своими средствами осознанно.
Но на сегодняшний день, для того чтобы вот не было такого, когда люди теряют свои средства при переходе из одного негосударственного пенсионного фонда и теряют миллиарды, а в один из годов... И я был на этой трибуне, и я докладывал, что там сотнями тысяч, собственно говоря, рассматривались заявления, а были поданы миллионы вообще заявлений. На сегодняшний день мы имеем 70, по-моему, или 80 тысяч поданных заявлений. Тем не менее и сейчас мы говорим о том, что надо эту проблему решать, постольку-поскольку только 8 процентов граждан, ещё раз повторяю, мотивированно распоряжается своими счетами. Поэтому вводится запрет. Запрет как раз на то, чтобы представители от человека приходили, приносили доверенность и по этой доверенности переводили одного гражданина из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. Лично пришел, перевел свои средства.
Значит, есть у нас с вами закон, по которому гражданина обязаны информировать о том, что он теряет инвестиционный доход. Значит, если представитель пришел по доверенности, по единому реестру проверяется доверенность. Негосударственный пенсионный фонд уже не имеет права прислать своего представителя для перевода застрахованного лица.
Поэтому эти меры направлены на то, чтобы сберечь инвестиционный доход для населения. Этот закон точно для людей и про людей. И в этом смысле я бы сказал только одно, что он поддерживается всеми, нашим комитетом в том числе. И нам необходимо будет его доработать между первым и вторым чтением. Я думаю, что у всех будут какие-то предложения, и рабочая группа с удовольствием их рассмотрит.
Большое спасибо ещё хотел сказать Светлане Викторовне за очень хороший доклад по негосударственным пенсионным фондам и вообще по этой системе.
Спасибо. Готов ответить на вопросы.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Ну, наверное, Дмитрий Станиславович знает много, но Андрей Николаевич должен больше знать. Вот вдвоем ответьте мне, пожалуйста.
У нас было 143 негосударственных пенсионных фонда, а сейчас, насколько мне известно, всего 32 зарегистрировали возможность работать дальше.
Скажите, пожалуйста, сколько человек привлечено? Вот из 111 тех, кто пропал и непонятно где, я не слышал ни одного привлечения.
И второй вопрос. Правда ли, что в некоторых негосударственных пенсионных фондах в уставе уже сегодня записана возможность наследникам получать недополученную пенсию?
Спасибо. Я вам скажу, в каком выступлении.
Пудов А, Н. Спасибо за вопрос.
Когда, Николай Васильевич, вы упоминали в своём вопросе две цифры: сколько было НПФ и сколько стало, вы в первую очередь, наверняка, имели в виду, | что с введением системы гарантирования средств обязательных пенсионных накоплений, была которая как раз введена законодательством Российской Федерации, федеральным законом, только именно тогда в эту систему действительно после серьёзнейшей проверки и фильтра попало вот то названное вами количество негосударственных пенсионных фондов. Все остальные негосударственные пенсионные фонды утратили такое право работать со средствами ОПС.
Соответственно, те, которые вошли в эту систему, они работают через систему страхования этих счетов по номиналу. То есть если вдруг с НПФ происходит какая-то ситуация, связанная с тем, что эти денежные средства НПФ по какой-то причине утрачиваются, то тогда включается механизм страхования этого вклада, страхования точнее пенсионного счёта, если точно говорить. И тогда государство гарантирует в размере номинала восстановление этих средств на счетах.
Что касается возможных уголовных дел возбуждённых, то в прессе эта информация открыта, таковые дела есть. Они, как правило, касаются того периода, который был в 2010-х, там где-то 2010-2015 годах, как раз на этапе, когда формировалась система гарантирования средств пенсионных накоплений.
Председательствующий. Торощин Игорь Андреевич.
Скриванов Д. С. Спасибо вот Андрею Николаевичу, что он сказал.
Я бы вот хотел единственное добавить, наш созыв может совершенно точно гордиться тем, что мы ввели фидуциарную ответственность. В рамках введённой фидуциарной ответственности у нас достаточно большое количество собственников отъехало из страны. Мало того, что они отъехали из страны, и возбуждены уголовные дела, и сейчас посредством в том числе Интерпола эти люди разыскиваются, значит, мы ввели management fee так называемый.
И в этой связи, как вам сказать, негосударственные пенсионные фонды перестали зарабатывать какие-то баснословные средства и они начали укрупняться для того, чтобы в принципе быть структурой, которая экономически содержательна внутри. Они вынужденно стали поглощаться там – крупными фондами более мелкие фонды.
Поэтому у нас количество фондов уменьшилось, не исходя из того, что, собственно говоря, кому-то не выдали лицензию, а исходя из того, что фонды начали укрупняться, доход стал меньше, ответственность стала выше и, соответственно, вот мы сегодня имеем порядка 32 фондов, но они совершенно с другим капиталом и совершенно другие средства в процентном соотношении, в абсолютном, конечно, они берут больше средств на обслуживание этих счетов и на работу с этими средствами, в абсолютном количестве, но если брать в процентном соотношении, в относительном, то это значительно меньшая сумма.
Поэтому я думаю, что как раз наш созыв может сказать, что по негосударственным пенсионным фондам вот те законопроекты, которые шесть лет не двигались, мы с вами двинули.
Председательствующий. Торощин Игорь Андреевич.
Торощин И. А. Благодарю.
У меня вопрос к Андрею Николаевичу.
Скажите, пожалуйста, в законопроекте, несомненно, поднимается важная проблема наших граждан, однако, с одной стороны, законопроект у нас решает сегодняшнюю проблему, но, с другой, всё равно остаются лазейки для манипуляций граждан.
В связи с этим вопрос: не считаете ли вы целесообразным оставить вариант перехода только через подачу заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично застрахованным лицом или его законным представителем? Благодарю.
Пудов А. Н. Спасибо за вопрос, Игорь Андреевич. Мы его подробно обсуждали в ходе подготовки данного законопроекта к внесению в Государственную Думу со всеми заинтересованными, с Центральным банком.
Значит, могу сказать, что если мы исключим нотариальные доверенности, то в этом случае те лица, которые в силу ограничения по здоровью не способны такие решения, а им надо их принять, осуществить, лишатся такого права, это дискриминация будет, по этому признаку.
Но для того чтобы исключить в принципе такие случаи, когда даже нотариальная доверенность подделывается, а такие, как мы выявили в ходе проверок, случаи иногда бывают, мы предусмотрели этим законопроектом возможность, точнее даже, слово «возможность» как возможность, а обязательность пенсионным фондам проверки каждой нотариальной доверенности через реестр. Это будет обязательным требованием. Мы в ходе встреч, встречались, в том числе, и с Федеральной нотариальной палатой, нам подтвердили таковую, соответственно, у нас фактически будут исключены случаи фальсификации выдаваемых нотариальных доверенностей через этот механизм, который предложен проектом закона.
Председательствующий, Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию», пункт 12. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 45 мин. 10 сек.)
Проголосовало за 289 чел 64,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 290 чел.
Не голосовало 160 чел, 35,6 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении,
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments