leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Одобрен закон о Конституционном Суде – Синельщиков Ограничивается гласность КС

Одобрен закон о Конституционном Суде – Синельщиков Ограничивается гласность КС Давайте созовем Конституционное собрание и отменим статью о приоритете международных договоров
3. 1024643-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам одобрила закон «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в части приведения в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации)
Документ внес президент, он одобрен во втором чтении 21.10.20.
Представил председатель комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
Проектом федерального конституционного закона предусматривается следующее:
- закрепляется положение о том, что Конституционный Суд РФ (далее – КС РФ) обладает полномочиями по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов ГД, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов (в настоящее в тексте закона указано на полномочие КС РФ разрешать дела о соответствии Конституции РФ только федеральных законов; при этом сам КС РФ толкует эту норму расширительно, включая в число федеральных законов и федеральные конституционные законы);
- закрепляется положение о том, что по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод, а также по запросам судов КС РФ проверяет конституционность не только закона, но и других нормативных актов, примененных в конкретном деле, а именно: конституционность нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ (в настоящее время практикой КС РФ в число подлежащих проверке нормативных правовых актов включены также постановления Правительства РФ и постановления Государственной Думы об объявлении амнистии). При этом предусматривается, что проверка конституционности законов и иных нормативных правовых актов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод осуществляется КС РФ, только если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты и жалоба подана в срок не позднее одного года после принятия судебного решения, которым исчерпываются такие средства защиты;
– с запросом в КС РФ о возможности исполнения решения межгосударственного органа, принятого на основании положений международных договоров в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, вправе обратиться не только Минюст России, но также Президент РФ, Правительство РФ или Верховный Суд РФ;
- закрепляются новые полномочия КС РФ, которыми он был наделен Законом РФ о поправке Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ:
по запросам Президента РФ, Правительства РФ или Верховного Суда РФ разрешать вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;
по запросу Президента РФ проверять конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, а также проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов. В части проектов ФЗ и ФКЗ запрос может быть направлен, если законопроект одобрен (принят) ГД в первом или во втором чтении, но не одобрен (принят) в третьем чтении. В случае признания проекта ФЗ или ФКЗ не соответствующим Конституции РФ законодательный процесс по такому проекту прекращается; законопроект по этому же предмету может быть внесен в ГД повторно с исключением из него положений, которые привели к признанию законопроекта не конституционным;
по запросу Президента РФ проверять конституционность федерального закона, на который Президентом РФ было наложено вето, впоследствии преодоленное палатами Федерального Собрания, – до его подписания Президентом РФ;
по запросу Президента РФ проверять конституционность федерального конституционного закона, принятого Федеральным Собранием, – до его подписания Президентом РФ;
по запросу Президента РФ проверять конституционность законов субъектов РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
- количество судей КС РФ сокращается с 19-ти до 11-ти судей. При этом предусматривается, что КС РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8-ми судей, а принимать решения в заседаниях – при участии в заседании не менее 6-ти судей;
- количество заместителей Председатель кС РФ сокращается с двух до одного;
- исключается положение о том, что Председатель КС РФ и его заместитель (назначаемые Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 6 лет) должны назначаться из числа судей КС РФ;
- для судей КС РФ закрепляется требование о постоянном проживании в Российской Федерации, отсутствии гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, а также о запрете открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ;
- на судей КС РФ, пребывающих в отставке, не распространяется запрет быть сенатором РФ, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи;
- смерть гражданина, ликвидация юр. лица, упразднение муниципального образования, если гражданин или юр. лицо является заявителем или лицом, в интересах которого подана жалоба, либо если муниципальное образование является заявителем, а также пересмотр конкретного дела, в котором был применен оспариваемый нормативный акт, не является основанием для прекращения КС РФ производства по делу.
- исключаются положения об опубликовании особого мнения судьи Конституционного Суда РФ, а также предусматривается, что судьи Конституционного Суда РФ не вправе обнародовать особое мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться.
ФКЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Третье чтение 357 37 1 10:44

Стенограмма обсуждения
Переходим к 3-му вопросу. О проекте федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. Крашенинников П. В. Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Так же, как и предыдущий закон о правительстве, данный законопроект является проектом федерального конституционного закона, он внесен Президентом Российской Федерации 22 сентября, 13 октября мы с вами одобрили его в первом чтении, во втором – 21-го. И сейчас документ готов к третьему чтению.
Напоминаю, что данным законопроектом как раз предлагается изменить формирование | Конституционного Суда, меняется его, |в том числе, и функциональное положение. Мы с вами очень много рассматривали здесь поправок достаточно длительное время, в том числе второе чтение почти все поправки рассматривали, которые были во 2-й таблице.
Считаем, что это очень важный закон так же, как и закон о правительстве, как и другие законопроекты, которые внесены президентом, они в еще большей степени будут лучше работать, когда будут приниматься в системе.
И хочу сказать, вот поддержать Вячеслава Викторовича, что на самом деле вот по предыдущему закону это, с одной стороны, вроде бы почетно утверждать министров, с другой стороны, мы, утверждая вначале на комитетах, затем на заседании, и, конечно, мы, в том числе, ответственность должны нести по принимаемым нами решениям.
Уважаемые коллеги, данный документ готов к третьему чтению. Просьба поддержать.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Есть.
Пожалуйста, включите запись по мотивам.
Емельянов Михаил Васильевич – «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»
Подготовиться Синельщикову Юрию Петровичу.
Емельянов М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Наша фракция поддерживала соответствующие поправки в Конституцию, мы поддерживали этот законопроект в первом и втором чтениях, будем последовательны, мы его поддержим и в третьем чтении. Мы считаем его абсолютно правильным.
Была дискуссия вокруг поправки по поводу того, что теперь судьям нельзя публиковать мнение, особое мнение.
Но мы считаем, тоже правильная эта норма, большинство нашей фракции, потому что всё-таки Конституционный Суд должен быть юридическим органом, а не политическим, а судьи злоупотребляли своим правом на особое мнение и очень часто занимались политическим самопиаром. Поэтому для того чтобы они сосредоточились больше на правовой работе, а не на политическом пиаре, мы считаем, что эта поправка в принципе правильная.
Фракция будет голосовать за этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович.
Подготовится Диденко Алексей Николаевич.
Фракция КПРФ, Синельщиков Юрий Петрович. Подготовится Диденко. Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, происходящая серьёзная реформа Конституционного Суда не имела никакого научного обоснования, не обсуждалась юридическим сообществом и судейским сообществом. Не будет наша фракция поддерживать и вот почему.
Во-первых, многократно усложнилась процедура обращения граждан в этот Суд. На сегодня для того, чтобы обратиться в Суд, надо иметь оконченное судебное дело, а по новому закону гражданин должен подать кассационную жалобу, в самую высокую кассационную инстанцию. Увеличивают всё время рассмотрение дел в суде, обращение дел в суде. Сейчас этот срок не ограничивается... сейчас это время не ограничивается никаким сроком.
Расширяются основания для рассмотрения дел без заседания, что, конечно же, усложняет положение заявителя.
Во-вторых, президент приобретает эффективный рычаг влияния на законотворчество за счёт введения предварительного конституционного надзора, то есть все законопроекты, где пожелает президент, будут предварительно рассматриваться в Конституционном Суде, и президенту не надо будет налагать вето на те законы, которые он считает неправильными. И нам представляется, да, это будет делаться чужими руками, руками Конституционного Суда. Это, по-видимому, опция на будущее, которая должна исключить неприятные для президента сюрпризы от депутатов, когда думское большинство будет принадлежать сегодняшней оппозиции. Как правильно полагает судья в отставке Морщакова, придётся говорить о Конституционном Суде при Президенте Российской Федерации.
В-третьих. Нарастает процесс упразднения приоритета международного права, который установлен статьёй 15 части 4 Конституции.
Коллеги, всё, что сейчас происходит, это противоречит, конечно же, этой статье, её невозможно было изменить, отменить в ходе проходящей реформы Конституции, потому что надо собирать конституционное собрание.
Давайте соберём конституционное собрание и отменим, наконец, эту статью, если она не нравится. Но, повторяю, всё, что происходит, это противоречит действующей Конституции.
Четвёртое. Становится суд более управляемым за счёт сокращения числа судей с 19 до 11.
Ну, кроме того, снижается кворум, при котором суд правомочен принимать решение, и для этого нужно не менее 6 судей. При 11 судей – это чуть больше половины, а на сегодня по действующему закону нужно 2/3.
Ну и ограничивается гласность. Судья не вправе критиковать в какой бы то ни было форме решение Конституционного Суда, а также обнародовать своё мнение, и особое мнение или просто мнение. Он даже не вправе ссылаться на то, что он такое особое мнение написал. Фракция по этим причинам не поддерживает законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. (Аплодисменты.)
Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Шхагошеву Адальби Люлевичу.
Пожалуйста.
Диденко А. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР также поддержит текст предложенных поправок с некоторыми оговорками, о которых я выше скажу.
Но в целом, Юрий Петрович, тяжело согласиться, в том числе с мнением судьи в отставке, с тем, что Конституционный Суд становится неким органом при главе государства, поскольку, напомню, в соответствии с текстом Конституции 1993 года, Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Конституция имеет прямое действие. То есть, об этом статусе очень редко почему-то и уважаемые судьи в отставке вспоминают, но тем не менее Конституцией предусмотрена важнейшая функция – роль президента, как гаранта Конституции. Поэтому полномочия президента по назначению Председателя, членов Конституционного Суда, заместителей Председателя Конституционного Суда, возможности отправления в отставку, возможности внесения инициировать запросы, связанные с толкованием или оценки соответствия Конституции проектов международных договоров, проектов законов, текстов законов.
Всё это как раз и есть конкретные плоскости применения этого важнейшего конституционно-правового статуса и функций главы государства. Об этом не нужно забывать.
В целом фракция ЛДПР положительно воспринимает и сокращение численности Конституционного Суда с 19 до 11 членов, поскольку мы в целом выступаем за оптимизацию и высших федеральных органов государственной власти, и органов власти субъектов Федерации, и органов местного самоуправления, особенно в наше очень и очень непростое время. Вы знаете, мы предлагали существенно сократить депутатский корпус, в том числе вносили соответствующие предложения и поправки, корпус депутатский в законодательных (представительных) органах власти и во многих других отраслях. Положительным было в своё время и разнесение высших органов государственной власти между различными муниципалитетами в местах их заседания. Вы знаете, Конституционный Суд располагается и заседает в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Что мы не можем поддержать? Фракция ЛДПР не голосовала за поправку Павла Владимировича Крашенинникова и Андрея Александровича Клишаса о том, что особое мнение Конституционного Суда не подлежит опубликованию, и он не может на него ссылаться.
Дело в том, что Конституционный Суд не просто орган государственной власти. Он осуществляет свою деятельность на основе принципов судопроизводства – равноправия и состязательности сторон, открытости и гласности. Да и сами члены Конституционного Суда это не просто чиновники. Это, во-первых, лица, обладающие очень глубокими познаниями в области права, и второе лица с безупречной репутацией. Поэтому рассмотрение в Конституционном Суде очень часто было похоже на научную [искуссию. Поэтому, если Конституционный Суд основывается в своей деятельности на принципах открытости и гласности, не совсем понятно, почему мнение отдельно взятого судьи не может быть опубликовано и обнародовано, не может стать достоянием общественности, экспертного и научного сообщества.
Эта поправка, к сожалению, прошла. Но в целом, оставляя за собой право – выразить своё несогласие с ней, фракция ЛДПР в целом поддерживает проект закона в третьем чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Шхагошев Адальби Люлевич, «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Шхагошев А. Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо, Вячеслав Викторович.
Мы очень много законов принимаем федеральных, конституционных, в том числе, и, мы считаем, что миссия данного законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, это, конечно, усиление правовой охраны Конституции.
Без всякого сомнения, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» это будет поддерживать. И связно это с тем, что это, конечно, усиливает систему. Если мы сегодня достаточно кардинально занимаемся поправками, которые мы уже обсуждаем в течение года практически, которые прошли через народное голосование, и Конституционный Суд, конечно, играет особую роль.
Да, на самом деле, конечно, можно согласиться с тем, о чем говорят сегодня коммунисты, что это делается на будущее, но ни как опции и ни как -под кого-то конкретно, а на самом деле под развитие общества. Общество не стоит на месте, общество развивается.
И все поправки, которые сейчас мы рассматриваем в Конституцию, как раз-таки вызваны тем, что идет очень серьезное изменение в развитии нашего общества, и не только в развитии нашего общества, а в мире вообще, и соответственно мы в хорошем смысле этого слова подстраиваемся под это своим законодательством.
Теперь, что касается особого мнения. Собственно говоря, речь идет о том, что особого мнения не должно быть до принятия решения конституционного. Когда речь идет о конституционном законодательстве, соответственно ничего не должно мешать конституционным судьям принимать решение, ни чье-то особое мнение, особенно из членов конституционных судей. Ну, они же принимают решения достаточно серьезные. Мы с вами тоже принимаем решения, и голосуем обычно, и две трети нам необходимо, даже не как во время принятия федеральных законов. И поэтому давайте потом.
И, опять-таки, если кто-то хочет сказать, что это было во время Советского Союза, я хочу тоже сказать, что советское процессуальное законодательство тоже не предусматривало особого мнения, но это особое мнение было в письменном виде, но запечатанное в конверте, кстати говоря, и поэтому, коллеги, тут, конечно, всё достаточно двояко и надо говорить распечатать это можно было только через судебное решение.
Поэтому, коллеги, тут, конечно, все достаточно двояко и не надо говорить, до конца, когда критикуется данный законопроект, который мы сегодня рассматриваем.
Вот, собственно говоря, именно по этим причинам мы сегодня поддерживаем этот законопроект и четко себе представляем и чувствуем, что гарант Конституции – это Президент Российской Федерации. И мы знаем, при принятии любых серьезных законов потенциал, возможности страны, да и амбиции, опять-таки, в хорошем смысле этого слова должны соответствовать принимаемым решениям. Можно принимать все, что угодно, и касательно приоритета международного законодательства, но мы должны иметь силу и потенциал. Сейчас у нас это есть. Поэтому голосуем. Спасибо, коллеги. Председательствующий. Спасибо, Адальби Люлевич. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 3-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального конституционного закона «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». Третье чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (10 час. 44 мин. 54 сек.)
Проголосовало за 357 чел 79,3 %
Проголосовало против 37 чел 8,2 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 395 чел.
Не голосовало 55 чел 12,2 %
Результат: принято
Федеральный конституционный закон одобрен.
Поздравляю, уважаемые коллеги. (Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments