leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

В закон вводятся понятие «ландшафтный (природный) пожар» – первое чтение

В закон вводятся понятие «ландшафтный (природный) пожар» – первое чтение – Василий Пискарев До суда доходит 20% выявленных незаконных порубок, поджоги до 10% не дотягивает – Коломейцев Неужели вы думаете за штрафы можно восстановить пожарную безопасность? Начните с таможни и пройдите по цепочке С кого штраф будете брать там три бабушки и один дедушка В Краснодарском крае сколько домов таможенников черных лесорубов от украденного леса – Алексей Серко Спасение утопающих дело рук самих утопающих Делать опашку Дачники грибники шашлыки поджигать лес и тратить деньги бюджета
22. 1021307-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности»
Документ внесен правительством 15.09.20.
Представил статс-секретарь – замминистра МЧС Алексей Серко.
Председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Законопроектом вводятся понятия «ландшафтный (природный) пожар» (неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, охватывающий различные компоненты географического ландшафта) и «лесной пожар» (разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу).
Разработку и утверждение критериев определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, предлагается отнести к полномочиям МЧС России.
Предусматривается уточнение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности:
- указанные органы наделяются полномочиями:
по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий (тушение таких пожаров осуществляется в соответствии с Лесным кодексом РФ, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ФЗ «О пожарной безопасности»)) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта РФ;
по осуществлению тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов РФ, и утверждение перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров;
- из полномочий указанных органов исключается оперативное управление подразделениями территориального органа МЧС России.
Органы местного самоуправления муниципальных районов предлагается наделить полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов, а также правом на создание муниципальной пожарной охраны (положения вступают в силу с 1 января 2022 года).
Предусматривается уточнение оснований для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления при введении органом государственной власти особого противопожарного режима – такие проверки будут проводиться только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых утверждается органом государственной власти субъекта РФ.
ФЗ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Первое чтение 373 0 3 13:48

Стенограмма обсуждения
22-й. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности1'. Доклад официального представителя правительства статс-секретаря ^заместителя МЧС Алексея Михайловича Серко.
Серко А. М. Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности». Законопроект разработан МЧС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке реализации поручения Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 года.
Предполагаемые законопроектом решения направлены на реализацию указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 2019 года номер 198 «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края». Данный проект предусматривает внесение изменений в федеральные законы «О пожарной безопасности», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в Лесной кодекс Российской Федерации.
Законопроект направлен на разграничение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организации тушения ландшафтных природных пожаров. Закрепляются понятия «ландшафтный природный пожар» и «лесной пожар». К полномочиям органам государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена организация тушения ландшафтных природных пожаров силами и средствами РСЧС, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.
Разработка и утверждение критериев определения населённых пунктов, подверженных угрозе ландшафтных природных пожаров возлагается на МЧС России.
При разработке критериев будут учитываться близость населённых пунктов к лесным насаждениям и иные факторы, влияющие на оперативную обстановку, связанную с пожарной безопасностью. В отношении органов местного самоуправления таких населённых пунктов, подверженных угрозе ландшафтных пожаров законопроект уточняет основания для проведения внеплановых проверок органами Госпожнадзора. Таким основанием будет введение органами государственной власти субъектов Российской Федерации особого противопожарного режима.
Законопроектом также предусмотрены изменения в части наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по осуществлению первичных мер в области пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, за границами городских и сельских населённых пунктов.
Реализация дополнительных полномочий в муниципальных районах будет компенсирована поступлением дополнительных доходов от штрафов за нарушения требований пожарной безопасности.
Законопроект согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. 49 субъектов Российской Федерации поддержали законопроект без замечаний. 34 субъекта согласовали законопроект с замечаниями, которые учтены. Прошу поддержать. Спасибо. Председательствующий. Содоклад Василия Ивановича Пискарёва.
Пискарев В. И. Спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги, докладчик подробно изложил концепцию законопроекта. Комитет, профильный комитет поддержал данную инициативу. И не повторяясь, отмечу, что в целом вопросам противодействия лесным пожарам, которые мы с вами наблюдаем уже ежегодно, особенно в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, мы уделяем и дальше будем уделять повышенное внимание.
16 июля сего года по ситуации с лесными пожарами мы провели очередной расширенный комитет при участии Комитета по экологии и охране окружающей среды, также с участием профильных ФОИВов и бюджетного учреждения, которое называется «Авиалесохрана».
По итогам подготовлены были рекомендации, которые направлены в адрес руководства Правительства Российской Федерации. На сегодня ответа пока мы не получили, но ожидаем. В качестве одной из рекомендаций была обозначена как раз необходимость ускорить подготовку и внесение в Государственную Думу законопроекта, предусматривающего закрепление понятия лесного природного ландшафта, пожара, и самое главное, разграничение сфер ответственности при тушении ландшафтных, лесных и иных пожаров, таких как торфяные, степные, палы и прочее, и прочее, и чтобы разграничение компетенций осуществлялось с учетом финансовых материально-технических возможностей, и также с точки зрения персонификации ответственности.
Следует отметить, что многие рекомендации свое нашли отражение в данном законопроекте. Он, как уже было сказано, подготовлен во исполнение указа Президента Российской Федерации еще от апреля 2019 года за номером 198, однако, на наш взгляд, это слишком, с учетом ситуации слишком большой срок для подготовки данного законопроекта.
Я напомню, что в текущем году в стране площадь пройденная пожаром, составила 9 миллионов гектаров, а в прошлом году 14 миллионов гектаров. По сравнению с прошлым годом хоть и сделан шаг вперед и учтены те замечания, которые мы вместе с вами высказывали, тем не менее ситуация по-прежнему тревожная, и есть еще над чем работать.
Не могу не сказать, что на сегодня нас беспокоят и иные проблемы, которые мы озвучивали, в том числе и на парламентских слушаниях, которые прошли в прошлом году, в ноябре 2019 года.
Я коротко остановлюсь вот на чем. Речь идет о низкой эффективности расследования преступлений и возмещения ущерба, причиненного пожарами. Если коротко скажу, то до суда доходит всего лишь 40 процентов зарегистрированных преступлений о незаконных рубках леса (это статья 260 Уголовного кодекса) и по преступлениям об уничтожении или повреждении лесных насаждений, в том числе путем поджогов, всего лишь небольшим... до 10 процентов даже не дотягивает.
Что касается возмещения ущерба по преступлениям о незаконных рубках леса, то тоже меньше 10 процентов, то есть на сегодня деятельность «черных лесорубов» является весьма выгодным и успешным бизнесом, а в ряде случаев леса горят как раз из-за того, что вот эти «лесорубы черные» с целью скрыть преступление начинают заниматься поджогами мест происшествий.
О наших предложениях, о которых я говорил, были проинформированы заинтересованные ведомства и правительство, и, конечно, мы ожидаем от правительства ответа на наши предложения, особенно по вопросам декриминализации лесной отрасли.
Ну и возвращаясь к законопроекту, профильный комитет предлагает его поддержать, он очень нужен и очень важен по основаниям, которые мы сегодня привели уже, ну и дальше работать над этим законопроектом, также над теми вопросами, которые я коротко обозначил.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний к законопроекту не имеет. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, являющийся соисполнителем, также поддержал концепцию данного законопроекта.
Поэтому, уважаемые коллеги, просим поддержать решение профильного комитета и принять данный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Есть вопросы, да? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Михайлович, неужели вы вот искренне верите, что за штрафы можно восстановить противопожарную безопасность? Мне кажется, это наивная мысль. И вот цифры, которые вы там, в обосновании привели, ну, они смешные. Вы не пробовали начать с таможни с Василием Михайловичем? Вот посмотрите, сколько леса вывозят и кто? И по цепочке пройдите, вы сразу найдете и поджигателей, и ресурсы для восстановления всего комплекса противопожарных мероприятий. Потому что, ну, мне кажется, этот закон будет примерно, чтобы был для отчета, а так он не решит ни одной проблемы.
Серко А. М. Я готов ответить. Да, я скажу, мы обсуждали данный вопрос. Начнем с того, что у нас есть законодательно закрепленная обязанность в тех же населенных пунктах, да, принимать первичные меры по пожарной безопасности. И соответственно вот мы посмотрели, по нашим подсчетам, примерно 2,8 миллиарда взыскивается рублей за нарушение пожарной безопасности. Соответственно, эти деньги будут направлены и будут поступать в бюджет соответствующих субъектов и муниципальных органов.
И опять же надо понимать, что... Ну, кто будет тушить пожары? Вот нам, даже просто, если взять статистику, когда начинает гореть лес, у нас же нет по каждой пожарной машине в селе и, к сожалению, у нас нет столько техники, чтобы максимально быстро реагировать на это.
Поэтому я считаю, спасение утопающих в первую очередь дело самих утопающих. И надо, чтобы все муниципальные органы, поселения сами заботились об этом, проводили опашку, своевременно, скажем так, следили за палом травы, ведь большинство пожаров происходит из-за пала травы и из-за поджогов, и это то, о чем сказал Василий Иванович.
И вот очень благодарны, что во взаимодействии с комитетом по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы мы этим вопросом озаботились. И сейчас также пытаемся всячески с этим бороться.
Что касается незаконных порубок, я прошу всех вспомнить, что эту тему поднял один из первых – это министр МЧС Зиничев Евгений Николаевич и доложил об этом президенту. И именно с этого всё и началось, если вы вспомните 2018-2019 год.
И мы будем также за этим смотреть, но одних усилий МЧС недостаточно. Мы все-таки не правоохранительный орган и у нас таких нет полномочий. Наша задача – тушить пожары и делать всё, чтобы предотвращать их. Спасибо.
Председательствующий, Гусева Ирина Михайловна. Гусева И. М. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Василий Иванович, ну, во-первых, хочу вам сказать от глав муниципальных образований, то, что вы сейчас сказали в тексте, этого люди ждали, потому что, конечно, нужно же, чтобы правоохранительные органы занимались, и, ну, в очередной раз убедилась, что, конечно, вы профессионал с большой буквы, потому что очень правильный акцент сделан, правоохранительные органы и МЧС – это абсолютно разные сферы влияния и абсолютно разные полномочия.
Алексей Михайлович, ну, всё-таки я вам еще раз вопрос, который на комитете, что ко второму чтению мы должны с вами подумать или даже не ко второму, а при процессе формирования бюджетов и работы над этим законом, реализации. Всё-таки в муниципалитетах, поверьте, желание есть, главы это делали, но только прокурор раньше приходил и говорит: у вас полномочий нет. Вы сейчас даете полномочия. Но давайте к полномочиям дадим хотя бы через технику МЧС, как это делает Москва, свою технику регионам отдает, но давайте муниципалитеты наполним еще техникой для реализации. В противном случае вот когда мои коллеги говорят: что-то там кто-то не будет брать.
Вы знаете, у нас муниципалитеты... 80 процентов муниципалитетов дотационных, я про сельские говорю, и, конечно же, им самим не осилить, когда есть еще другие полномочия, и снег, и дождь, и звезд ночной полет.
Поэтому ко второму чтению давайте всё-таки вместе то, что я вам говорила, поправку подготовим, чтобы были и деньги за этим законом. Спасибо.
Серко А. М. Спасибо за вопрос, Ирина Михайловна. И вот вам благодарен, мы тоже это поддерживаем. Я вам вот что скажу, мы ежегодно передаем технику, вот которую мы списываем, причем это не железо, вот как бы металлолом, а именно действующая на ходу техника, мы ежегодно передаем, причем в больших количествах в местные, так сказать, вот субъекты, причем, понятно, такие субъекты, как Москва, Санкт-Петербург, другие, про Санкт-Петербург я вам скажу, по Северо-Западу, например, в прошлом году и в этом году передали большое количество техники вообще на Северо-Запад, то есть в Псковскую область, вот можете спокойно уточнить у губернатора и прочее, то есть передаем.
Но у нас у самих, если вы вспомните доклад министра Евгения Николаевича Зиничева, не хватает техники. Мы, если так вот навскидку вспомнить, да, мы на сегодняшний день списываем больше, чем покупаем. У нас каждый год убыль в технике. Единственное исключение – это 2019 год.
Благодаря президенту, правительству и, значит, парламенту мы получили, наконец-то, финансирование, и мы в этом году закупили техники больше, чем мы её спишем. Но это в этом году, на следующий год у нас опять получается отрицательная тенденция. То есть мы не только не наращиваем нашу технику, а мы еле-еле можем поддерживать её сегодняшнее состояние, поэтому, конечно, мы будем передавать и передаём. Но на сегодняшний день, чтобы передавать, надо как-то восполнять и нашу, у нас большинство техники это советской.
А то, что во взаимодействии с комитетом работаем и очень благодарны. Мы за последние два года огромное... ну, приличное количество законопроектов, так сказать, разработали и продвигаем. Это то, что мы стараемся наказы депутатов выполнять и двигаться. Обязательно во втором чтении будем над этим работать. Спасибо большое.
Председательствующий. Шулепов Евгений Борисович.
Шулепов Е. Б., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Алексей Михайлович, мне кажется, то, что вы сказали – спасение утопающих – дело рук самих утопающих – это вообще не системный и не государственный подход. Это первое.
Второе, то, что в вашем финансово-экономическом обосновании прописано 2,6 миллиарда рублей на передачу полномочий. Если мы это поделим на 17 тысяч сельских поселений, даже я о городских не говорю, то это будет чуть больше 100 тысяч рублей. За 100 тысяч рублей даже пруда не выкопать в деревне, понимаете. Вы сейчас плачетесь, что МЧС такой-сякой у нас, бедный, так вы работайте. Как можно за эти деньги передавать полномочия? Их просто не исполнить. Спасибо.
Серко А. М. Я готов ответить. Смотрите, значит, я вам отвечу. Во-первых, это я вам привёл цифры, которые есть. Ведь, ещё раз говорю, не соглашусь с вами в ряде вопросов. Мы устанавливаем повышенный противопожарный режим, а дальше вопрос: вот когда установил субъект, вот возьмите Санкт-Петербург, они установили в этом году особый противопожарный режим и очень жёстко контролировали, вводили штрафы, собирали эти штрафы. Ведь вопрос – можно установить и ничего не делать, и также будут ходить дачники, грибники, сжигать костры, делать шашлыки, поджигать лес и, соответственно, ... федеральное финансирование на их тушение. А можно, соответственно, эти штрафы устанавливать и собирать их, это больше не 2,8 миллиарда, а если при правильном подходе, это может быть и 20 миллиардов.
Это зависит от того, когда мы перестанем ждать, что кто-то, другой дядя будет заниматься нашей безопасностью. У субъекта есть такие возможности и у муниципалов есть.
Опять же, ну если вы понимаете, что у вас два месяца нет дождя, что всё сухо, ну, наверное, надо подумать и принять соответствующие меры, чтобы не разрешать делать пал травы, и тем более провести, и соответствующие необходимые с минимальными затратами, просто опашку. А когда у нас ещё и лесники заработают и будут делать правильно прореживание леса, и следить за тем, чтобы не было завалов в лесу, то, вообще, тогда ситуация исправится. Но в Советском Союзе так не горели леса, потому что всё работало, и в каждом селе был трактор, и в каждом селе были противопожарные и добровольные дружины.
На сегодняшний день они у нас в большинстве своём только на бумаге есть, а мы передаём, мы помогаем, мы готовы обучать. Но где-то это работает и там всё хорошо, а где-то только на бумаге или, вообще, не работает.
И плюс, вы не забывайте, ещё такая проблема. Мы же с вами знаем, что много сёл у нас, там живут только пенсионеры, и понятно, что они не в состоянии ни создать добровольную и пожарную дружину, и ни проводить какие-либо другие превентивные меры. Вот это уже как раз обязанность субъекта, и это обязанность других органов власти, чтобы там оказывать помощь.
Поэтому я считаю, что как раз это вопрос наш, мы с вами будем его дорабатывать, будем над этим работать. Но ещё раз говорю, говорить, что вообще МЧС ничего не делает, это категорически неправильно. Мы делаем всё, и этот вопрос мы вместе с комитетом как раз вынесли на обсуждение и дали соответствующие полномочия, и будем дальше развиваться в • этом направлении, и максимально увеличивать пожарную безопасность нашей страны. Спасибо.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Уважаемый Алексей Михайлович, у меня вот такой, чисто, наверное, профессиональный вопрос.
Вот скажите, пожалуйста, сейчас готовится запрет на использование единичных экземпляров воздушных судов на авиаработах, в том числе и, понятное дело, это будет касаться и пожарной безопасности леса и других территорий.
Скажите, пожалуйста, вот если этот запрет реализуется, будет кем заменить вот эти авиаработы? И получится, сможете вы обойтись без вот этого сегмента на сегодняшний день? Спасибо. Серко А. М. Спасибо за вопрос.
Вера Анатольевна, у нас на сегодняшний день разработана программа, и мы всячески её продвигаем, без авиации нам обойтись невозможно. Поэтому у нас в планах, во-первых, закупка авиации. Если нас предварительно полностью поддержал президент, По выделяемому нам федеральному финансированию и закупку авиации. Ведь самолет не делается за один день, те же Бе-200, которые очень эффективны, они минимум два-три года производятся. Соответственно есть авиалесоохрана, без которой тоже не обойтись, у них свои полномочия, они не входят в систему МЧС, они входят в другую ветвь власти, но тем не менее, мы работаем во взаимодействии, в тесном взаимодействии. На сегодняшний день у нас, я рискну сказать так, полностью отлажена эта структура взаимодействия, и на этом уже намного эффективнее стало работа по тушению лесных пожаров, если вы заметили буквально последнее время. И мы стараемся предотвратить и не допустить, чтобы эти пожары переходили в населенные пункты. Но пока еще не хватает еще сил и средств и личного состава.
Я думаю, что, так как правительство озаботилось и Государственная Дума с Советом Федерации озаботились этим вопросом, но я думаю, точно мы этого не допустим и сможем этот вопрос решить. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И* И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Алексей Михайлович.
Присаживайтесь.
Желающие выступить есть? Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич. 3 минуты.
Коломейцев Н. В, Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, вероятно в Министерстве чрезвычайных ситуаций не в курсе дела, что у нас два с половиной триллиона долги субъектов, из которых 370 миллиардов это муниципалитет.
Второе. Ну вы поймите, если вы угробили все лесхозы, ну не вы конкретно, а в стране, в которых в каждом лесхозе обязательно были и пожарные дружины, и пожарная машина, и у нас была сеть местная авиасообщения, задача у каждого командира была сообщить, если он где-то увидел дым, понимаете, и у больших и у маленьких. Поэтому вам бы надо было начинать этот закон с изучения опыта.
Ну что поучилось? В Иркутской области министр, ныне ... поставил всех «черных» лесорубов на учет и решил несколько задач. Смотрите, увеличил фактически с полутора миллиардов до 10
в бюджет платежи, понимаете, решил вопрос о том, чтобы те, кто рубит, сразу организовывали переработку. А вы что предлагаете? С кого вы там штрафы будете брать? Сами же сказали, что там три бабушки осталось и один дедушка. С какого вы там штраф будете брать?
И в этой ситуации, с моей точки зрения, этот закон будет для того, чтобы был, он не решит ни одной проблемы. Потому что начните с леса, поезжайте в Краснодарский край вдоль Черноморского побережья, а сегодня еще и в Крым, посмотрите, сколько там домов таможенников, пограничников, псевдолесников, целые поселки от украденного леса.
Поэтому сделайте статистику и посчитайте денег, сколько там уходит. Посмотрите, кому делянки принадлежат. Вот, кто должен организовывать и пожарную безопасность. А у вас по 14 миллионов горит по справке, это колоссальные суммы, украденные и у государства и специально умышленно нанесенный ущерб.
Поэтому, ну, вы знаете, с моей точки зрения, с вашей концепцией мы вопрос не решим. Здесь должен быть государственный подход. Вы же государственная служба, военизированная служба. Вам надо вместе с Министерством природных ресурсов и экологии, вместе с субъектами. Вообще-то, если мы хотим решить проблему, у нас половина страны примерно имеют лесное хозяйство (понимаете?). Наиболее эффективно северо-запад, Иркутск, Забайкалье, Красноярк. Вот посмотрите Красноярск и Иркутск – одинаковая делянка, в одном 10 миллиардов собирали, в другом – 1,5 миллиарда. А я спрашиваю: а где остальные 8,5? Они в карманах. Вот ищите карманы, а с них уже давайте строить систему противопожарной безопасности, по-другому не будет.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. Выборный А. Б., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, как мы видим, данный проект федерального закона, с точки зрения государственной политики, направлен на создание правовых основ противодействия такому опасному явлению, как ландшафтный пожар.
И именно с этой целью, и, прежде всего, предлагается закрепить определение «ландшафтный пожар» как неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде, и охватывающий различные компоненты географического ландшафта.
Предлагается также наделить органы власти субъектов Российской Федерации полномочиями по организации тушения ландшафтных пожаров, в том числе, за счет сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенных на их территориях.
Финансирование же данных полномочий, как здесь обсуждалось, будет осуществляться за счет средств, полученных в ходе взысканных штрафов с нарушителей законодательства о пожарной безопасности, в том числе в лесах.
Как известно, с 2020 года взысканные штрафы перечисляются в местные бюджеты по месту нахождения надзорного органа или должностного лица, оштрафовавшего нарушителя. И за прошлый год совокупные штрафы составили порядка 2,5 миллиарда рублей.
Новые полномочия получат и муниципалитеты. Они смогут самостоятельно предпринимать первичные меры пожарной безопасности, как в границах муниципальных районов, так и за границами городских и сельских населенных пунктов.
Как мы все знаем, проблема с пожарами крайне актуальна для нашего государства. Например, в октябре, буквально три недели назад, природные пожары в Воронежской и Ростовской областях уничтожили более 70 строений, треть из которых – это жилые дома. А в Волгоградской и Белгородской областях общая площадь пожаров составила более 700 гектаров. И если это происходило глубокой осенью, то летом, как известно, данная проблема становится ещё более катастрофичной. Таким образом, и, учитывая, что рассматриваемый проект федерального закона позволит сделать систему пожаротушения более эффективной, а главным образом, более оперативной, с точки зрения обеспечения безопасности наших граждан от этой стихии, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» данный проект федерального закона поддерживает и предлагает принять в первом чтении. Благодарю за внимание. Председательствующий. Спасибо, Анатолий Борисович. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста.
Ионин Д. А. Уважаемые коллеги, несколько лет подряд страна с ужасом наблюдала за тем, I как горит | Байкальская природная территория. Там действительно, если даже посмотреть заголовки – байкальский ад и так далее, вплоть до того, что там далеко, далеко от эпицентра пожаров на людей в населённых пунктах сыпался пепел, они задыхались от этой гари. Это на самом деле ужасно, и в какой-то момент уже достигло предела терпения. И правительству было дано поручение разработать соответствующий законопроект. Напомню, что разработать его надо было до 1 июля 2019 года, но, к сожалению, только сегодня, только сейчас в этом зале мы приступили к тому, что рассматриваем законопроект, который ещё полтора года назад был бы очень кстати, чтобы мы и этот сезон этих пожаров в этом году как-то могли бы пройти.
Да, законопроект действительно чётко разграничивает понятия «ландшафтный пожар» и «лесной пожар», чтобы нам уйти от путаницы, кто, что и где должен тушить. Потому что особенно после принятия нового Лесного кодекса это стало притчей во языцех, потому что тот же МЧС имеет право тушить, только если | пожар начинает угрожать населённым пунктам, подступает к населённым пунктам, и там у них нахлёсты происходит и с Рослесхозом, и с органами местного самоуправления в определённой части. И понятно, что огню-то всё равно, какие земли сжигать, вот он идёт и идёт. А вот эти бюрократические моменты, конечно, создавали определённые сложности. И в данном случае, наверное, этим законопроектом они решаются.
Но решаются только в части тех пожаров, которые образуются по естественным причинам, то есть молния ударила в степь, загорелось, пошло и так далее. Подождите, а человеческий фактор, что самое, вот поджоги. По сути, этот законопроект их вообще никак не затрагивает.
И я напомню, что неделю назад с этой трибуны мой коллега Олег Шеин предлагал альтернативный законопроект, который в своё время внесла «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», лидер фракции Сергей Михайлович Миронов, тот же Олег Васильевич Шеин, где мы говорили, что надо закреплять и те пожары, которые происходят из-за человеческого фактора, тоже приписывать в законодательстве. Нам тогда было сказано: вот правительство внесло другой законопроект, он более проработанный, там всё это будет. Сегодня мы рассматриваем его и видим, что про человеческие пожары там ничего нет.
Слушайте, ну давайте честно, мы все прекрасно понимаем, и об этом коллеги перед этим говорили, что большинство таких пожаров как раз и возникает по злой воле каких-то конкретных лиц, в первую очередь тех лиц, которые заинтересованы в том, чтобы разворовывать наш отечественный лес и потом прикрывать свои делишки вот такими вот пожарами.
Поэтому как платформу до достройки законодательства «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» этот законопроект поддержит, но, коллеги, мы должны его существенно поменять, существенно доработать именно в части наказания за специальные поджоги, которые происходят, пожары, которые происходят из-за человеческого фактора. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Александрович.
Алексей Михайлович, вы можете выступить с заключительным словом, Нет.
Василий Иванович? Василию Ивановичу Пискареву включите микрофон, Сейчас включат, Василий Иванович. Пожалуйста. Пискарев В. И. Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович, коллеги, я в порядке реплики, наверное, ну и некие суждения по существу обсуждения.
Коллеги, законопроект не о розыске виновных в пожарах, а законопроект об эффективности взаимодействия по тушению пожаров. Он разграничивает компетенцию между субъектами, задействованными на тушениях пожаров. Для чего это нужно? Для того чтобы можно было спросить конкретно, почему эти обязанности не выполняются. И не более того.
Что касается черных лесорубов, тех, кто занимается поджогами, неосторожное обращение с огнем – это другая сфера. Эта сфера, уже касаемая уголовного процесса.
И я сегодня говорил с трибуны, что тема, для нас тоже она ясная и понятная, я говорил о том, что очень низкая раскрываемость преступлений, очень невысокая возмещаемость ущерба. Конечно, ущерб нужно возмещать, он колоссальный, он миллиардный ущерб, возмещается совсем мало.
Коллеги, я в этой части, давайте все-таки мы разделим, так сказать, одно от другого, что МЧС – это не правоохранительная структура, это спасатели, это безопасность наша с вами, а не орган, который ловит и разыскивает, извините, сажает и привлекает к ответственности.
Поэтому давайте вопросы, которые относятся к компетенции правоохранительных органов и их неэффективной работе в этой части, мы все-таки уберем, не будем претензии предъявлять к МЧС в этой части.
Что касается самого законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, он нужен, для того чтобы МЧС более эффективно работало во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации и федеральными органами. Есть ещё у нас Лесоавиаохрана, есть у нас ещё Министерство по природным ресурсам, есть у нас субъекты Федерации, и есть муниципальные образования, и те полномочия, которые, сами знаете, которые не обеспечены деньгами, они неисполнимы, они не исполняются, и за это ответственности никто не понесет.
Коллеги, просьба поддержать инициативу, поскольку она нужна сегодня для всех нас, а вопросы, которые сегодня звучали, в большей степени касаются уже работы правоохранительного блока, и я вас всех призываю к тому, чтобы мы вместе работали. Я уже называл сегодня, что были и слушания парламентские, и комитет расширенный, и мы не раз указывали на неэффективность работы. Мы ждем реакции правительства на наше обращение именно в этой части.
С итогами работы по этому направлению я могу вас ознакомить и, кроме того, всех приглашаю к совместной работе по вопросам борьбы с лесными пожарами. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Василий Иванович.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 47 мин. 51 сек.)
Проголосовало за 373 чел 82,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 3 чел 0,7 %
Голосовало 376 чел.
Не голосовало 74 чел 16,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments