leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект о персональной финансовой блокировке в связи с действиями Украин

Принят в первом чтении законопроект о персональной финансовой блокировке в связи с действиями на Украине – Дмитрий Ионин Создаем почву для злоупотреблений банков в отношении клиентов
23. 996800-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц»
Документ внесен правительством 28.07.20.
Представил замминистра финансов Владимир Колычев.
Член комитета по финансовому рынку Алесей Лященко.
Законопроектом предлагается:
- внести изменения в ФЗ от 30 декабря 2006 года № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», предусматривающие операции по блокировке всех денежных средств и имущества в отношении блокируемых лиц (иностранного государства, и (или) иностранных организаций, и (или) иностранных граждан, и (или) лиц без гражданства, а также юридических лиц, подконтрольных иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства), в том числе совершаемые в их интересах и (или) в их пользу;
- установить правила применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц. Такие меры реализуются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;
- закрепить право блокируемого лица осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, социальной выплаты, гарантированных государством в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов и штрафов блокируемого лица;
- определить перечень организаций, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом;
- закрепить полномочия Правительства РФ по определению перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением законодательства о специальных экономических мерах, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц;
- закрепить полномочия Банка России, а также уполномоченных ФОМВов по разъяснению вопросов, связанных с реализацией специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, в том числе в части порядка и условий применения (отмены применения) запрета (ограничений) на совершение финансовых операций, порядка и условий применения (отмены применения) замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества блокируемых лиц;
- определить контрольные и надзорные функции Банка России и уполномоченных ФОИВов (перечень таких ФОИВов устанавливается Правительством РФ) в указанной сфере;
- наделить Банк России и определяемые Правительством РФ ФОИВы полномочиями по установлению порядка, состава и формата представления организациями информации о реализации в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств или иного имущества блокируемых лиц;
- установить обязанность определенных Правительством РФ ФОИВов, и Банка России по предоставлению в Минфин России ежеквартальной, сводной агрегированной информации о реализации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом в отношении блокируемых лиц специальных экономических мер;
- закрепить, что реализация специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, не является основанием нарушения условий договоров;
- установить особенности лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах. В частности, предусматривается обращение уполномоченного органа в суд с требованием об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, в случае нарушения законодательства о специальных экономических мерах;
- установить ответственность организаций, совершающих операции с денежными средствами и иным имуществом блокируемых лиц, за нарушение требований законодательства;
- предусмотреть переходные положения, предполагающие возможность применения предусмотренного законопроектом порядка реализации специальных экономических мер к мерам, которые введены на основании Указа Президента РФ от 22 октября 2018 г. № 592 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации»;
- установить запрет на прием платежей платежным агентом и запрет по трансграничному переводу денежных средств кредитной организацией, если получатель указанных средств включен в перечень физических лиц, в отношении которых вводятся специальные экономические меры, утверждаемый Правительством РФ.
ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 366 0 0 13:46

Стенограмма обсуждения
23-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц».
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра финансов Владимир Владимирович Колычев.
Колычев В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Представленный вашему вниманию законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения специальных экономических мер...» (и далее по тексту) направлен на совершенствование правоприменительной практики и| создание единого подхода к реализации специальных экономических мер.
Напомню, что в 2018 году в качестве ответных мер на недружественные действия Украины, Президентом Российской Федерации было принято решение о введении специальных экономических мер в отношении отдельных юридических и физических лиц Украины. С тех пор была наработана правоприменительная практика и в соответствии с этой правоприменительной практикой в целях улучшения эффективности реализации специальных экономических мер подготовлен соответствующий законопроект. Напомню, что эти специальные экономические меры направлены на запрет финансовых операций, замораживание денежных средств или иного имущества и блокирование финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу блокируемых лиц.
В этих целях законопроектом предусматриваются изменения в ряд федеральных законов, в том числе устанавливающие перечень финансовых организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, полномочия органов исполнительной власти по формированию порядка и условий применения специальных экономических мер и Банк России по разъяснению вопросов, связанных с их применением для поднадзорных организаций, и мера ответственности финансовых организаций за нарушение положений соответствующего федерального закона.
Законопроект согласован с Банком России с учетом значимости его для повышения эффективности применения специальных экономических мер. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий* Спасибо, Владимир Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Алексей Вадимович Лященко.
Лященко А. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом вносятся изменения в 14 федеральных законов. Основные изменения вносятся в федеральный закон «О специальных экономических мерах и принудительных мерах». Суть изменения следующая, расширение перечня субъектов, в отношении которых применяются специальные экономические меры, введение понятия «блокируемые лица», раскрытие понятия «юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства», уточнение дополнений перечня, направлений и применения специальных экономических мер. Дополнение новой статьей, раскрывающей содержание специальных экономических мер, направленных на запрет (ограничение) совершения финансовых операций, замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества, а также финансовых операций, совершаемых в интересах или в пользу блокируемых лиц.
Данной статьей устанавливается, какие организации являются организациями, реализующими специальные экономические меры, что понимается под замораживаем (блокированием) денежных средств и иного имущества блокируемых лиц, перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, которые вправе осуществлять блокируемое лицо, перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом блокируемых лиц, полномочия Центрального банка и уполномоченных ФОИВов.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует его к принятию в первом чтении. Имеется ряд замечаний, которые не являются концептуальными и будут учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Прошу поддержать.
Спасибо за внимание.
Председательствующий, Спасибо, Алексей Вадимович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Шперов Павел Валентинович, пожалуйста.
Шперов П. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович.
У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Владимир Владимирович! Ну, как известно, многие иностранные государства применяют специальные экономические меры в отношении граждан Российской Федерации, причем на территории Российской Федерации.
Я думаю, вы знаете, что многие крымчане не могут воспользоваться различными финансовыми услугами, допустим, в системе PayPal там, в той же самой QIWI, которые тоже блокируют. У меня, допустим, был заблокирован платеж в системе QIWI пару лет назад из-за того, что я нахожусь в санкционных списках.
Вот данный закон каким образом будет влиять как противодействие против тех мер, которые вводят наши противники? То есть мы сможем, скажем так, влиять на те же самые банки, которые находятся под зарубежным влиянием, но работают в Российской Федерации и проводят меры против граждан Российской Федерации, в том числе крымчан? То есть мы сможем этим законом улучшить ситуацию, либо это будет относиться только к тем, против кого мы сейчас вводим санкции... (Микрофон отключён.)
Колычев В. В. Павел Валентинович, спасибо большое за вопрос. Отвечаю прямо. Нет, этот законопроект не относится к противодействию, тем ограничительным мерам, которые были введены против физических и юридических лиц в Российской Федерации. Это, наоборот, улучшает эффективность мер, которые Российская Федерация вводит против юридических, физических лиц других стран. Но тем не менее это не относится, естественно, к этому законопроекту, но, как вы знаете, на территории Крыма и Севастополя действуют специальные кредитные организации, которые предоставляют полный перечень, соответственно, финансовых услуг и, таким образом, нивелируют то действие, недружественное действие, которое другие страны пытаются оказать на граждан нашей страны. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. Ионин Д. А. Владимир Владимирович, движение средств, конечно, надо контролировать, но есть тонкая грань между умыслом и технической ошибкой.
Вот у вас тут прописано, что реализация специальных экономических мер не является основанием нарушения договора. Но ведь может быть и техническая ошибка банка, которая срывает контракт, замораживает деньги, могут умышленно, поддерживая ликвидность, банк сделать так, чтобы, значит, деньги куда-то не шли и так далее. Третьи лица могут вмешаться, у нас там киберпреступность и так далее, ну, вот всякое может быть, не по вине, то есть нет вины конкретно на совершение правонарушения, которое бы было основанием. В этой ситуации-то мы точно не делаем так, что мы просто создаём почву для злоупотреблений со стороны кредитных организаций в отношении клиентов? Может, есть всё-таки какие-то страховочные механизмы, которые ко второму чтению стоит добавить в этот законопроект? Спасибо.
Колычев В. В. Да, страховочный механизм на самом деле предусмотрен в действующей нормативно-правовой базе и в указе президента, которым были введены соответствующие меры, специальные экономические постановления правительства, предусмотрена возможность юридических и физических лиц обращаться за временными разрешениями на проведение определённых операций. Оперативно эти обращения рассматриваются в Правительстве Российской Федерации, и такие временные разрешения, в случае их обоснованности, они, естественно, даются. На практике за последние два года было несколько десятков обращений, большинство из них не совсем обоснованными были признаны правительством, несколько временных разрешений были выданы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Алексей Вадимович, спасибо. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
Тогда ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 56 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 366 чел 81,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 366 чел.
Не голосовало 84 чел 18,7%
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments