leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Региональных омбудсменов выводят из подчинения власти – первое чтение

Региональных омбудсменов выводят из подчинения власти – первое чтение
24. 573736-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части регулирования деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации)
Документ внесли 25.10.18 Сенаторы РФ А.А.Клишас, Е.В.Афанасьева, Э.В.Исаков, В.В.Полетаев, А.А.Салпагаров; В.А.Петренко, Л.Н.Бокова (в период исполнения ими полномочий членов СФ); новая редакция от 19.06.20.
Представил сенатор Владимир Полетаев.
Председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алкксей Диденко.
Законопроект разработан в целях снятия противоречий между положениями статьи 161 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которые регулируют вопросы статуса и деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте РФ, и положениями Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» и предусматривает, в частности, следующее:
- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ (далее – Уполномоченный) при осуществлении своих полномочий не только независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, но и неподотчетен им;
- правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, федеральные конституционные законы, «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, конституция (устав) субъекта РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ (в настоящее время предусмотрено, что порядок организации и осуществления деятельности Уполномоченного определяется конституцией (уставом), законом субъекта РФ);
- уточняется, что требования к кандидатуре на должность Уполномоченного и порядок его назначения (избрания) определяются ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», конституцией (уставом) субъекта РФ, законами субъекта РФ;
- уточняется, что Уполномоченный обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъекта РФ (в настоящее время предусмотрено, что Уполномоченный обязан соблюдать требования, ограничения и запреты, установленные федеральными законами и законом субъекта РФ);
- уточняется, что полномочия Уполномоченного прекращаются по основаниям и в порядке, установленными ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъекта РФ (в настоящее время предусмотрено, что полномочия Уполномоченного прекращаются по основаниям, установленным федеральными законами и законом субъекта РФ);
- при рассмотрении обращений граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, установленных ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации;
- гарантии деятельности Уполномоченного устанавливаются ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъекта РФ.
Первое чтение 364 0 1 14:02

Стенограмма обсуждения
24-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 161 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Докладывает сенатор Российской Федерации Владимир Владимирович Полетаев. Полетаев В. В., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Законопроект направлен на реализацию положений 48 федерального закона «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», который мы с вами приняли весной этого года.
Изменения в статью 16 184 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» исключают противоречия в части регулирования вопросов статуса и деятельности регионального уполномоченного.
Законопроект предусматривает уточнение положений, касающихся порядка замещения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации вместо данного института в системе органов государственной власти, вопрос статуса, в том числе гарантий и полномочий деятельности регионального уполномоченного.
В частности, законопроект предусматривает перечень мер, принимаемых Уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы, например, направление рекомендаций в органы публичной власти, обращение в суд с административным исковым заявлением и иные меры.
В данном 184 законе предлагается закрепить право регионального уполномоченного при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека, и в случае, имеющих особое общественное значение, по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять необходимые меры, связанные с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Уважаемые коллеги, данный проект доработан и согласован с профильным комитетом Государственной Думы, с Правительством Российской Федерации, а также с Уполномоченным по правам человека глубокоуважаемой Татьяной Николаевной Москальковой. Предлагаем принять в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович. Присаживайтесь.
С содокладом I выступает Алексей Николаевич Диденко. С места включите микрофон.
Диденко А. Н. Да. Спасибо, Иван Иванович.
На самом деле мы отраслевое законодательство уже приняли. Комитет по гражданскому обществу за этот проект закона отвечал. Он уже действует. И потребовалось нам синхронизировать отраслевые законы об уполномоченных в субъектах со 184-м федеральным законом, поскольку уполномоченный – это должность, на которой можно существовать и работать в системе органов государственной власти субъектов Федерации. Поэтому нужно было закрепить его место, роль, функции.
Дважды мы просили авторов перевнести текст. Дважды они его перевносили. Вот огромный объём работы сделали. Добились двух принципиальных вещей. Я на этом остановлюсь, наверное, чтобы предвосхитить дискуссию.
Первое. Значит, отказались от императивности введения этого института в субъектах. Теперь это факультатив, необязательно, то есть регион сам принимает решение: вводить – не вводить должность уполномоченного.
И второе. Обязательное создание аппарата уполномоченного. В первых текстах тоже в качестве императива было закреплено. Мы прекрасно понимаем то, что сегодня на содержание органов госвласти субъектов Федерации и без того как бы тратятся средства, и речь идёт там об экономии, о секвестре, как минимум о неиндексации окладов госслужащих субъектов Федерации. Поэтому в этих условиях посчитали, что регион тоже как бы не должен получать императивную федеральную норму, с тем чтобы в обязательном порядке в случае наличия этого института аппарат при уполномоченном создавался. Опять же, на усмотрение субъектов. Финансовая ситуация в регионах разная. Есть регионы, которым повезло, у них профицитные бюджеты, но большая часть, конечно, находится в более удручающем положении.
Вот этих двух вещей удалось добиться, и текстом они новым учтены. Комитет не видит препятствий принять закон в первом чтении, во втором и как можно быстрее в третьем, с тем чтобы с нового года бюджетного он заработал и субъекты могли полноценно этот институт использовать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Выборный Анатолий Борисович. Ещё есть у кого-то вопросы? Депутату Выборному включите микрофон. Выборный А. Б. Благодарю. У меня вопросы к докладчику.
Уважаемый Владимир Владимирович, уточните, пожалуйста. В случае принятия данного проекта федерального закона кто наделяется полномочиями по контролю за соблюдением антикоррупционного законодательства уполномоченным? И как эти механизмы будут работать на практике? Спасибо.
Полетаев В. В. Спасибо за вопросы.
Уважаемые коллеги, это прописано у нас в конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
И, как я уже сказал, в 48 Федеральном законе. У нас уполномоченный, мы прописываем о том, что он не подотчетен, поэтому и органы, которые наделяют его полномочием, в частности, если это региональщики, то это Заксобрания регионов, то они и будут проверять, а остальное всё в общем порядке. Если какие-то есть антикоррупционные вопросы, они будут проверяться правоохранительными органами, либо прокуратурой.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Нет.
Ставлю законопроект на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 02 мин. 08 сек.)
Проголосовало за 364 чел 80,9%
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 365 чел.
Не голосовало 85 чел 18,9%
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments