leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Госдума поддержал деятельность Министерства науки и высшего образован – принято постановление

Госдума поддержал деятельность Министерства науки и высшего образован – принято постановление
41. 1042533-7 Госдума без обсуждения одобрила постановление «Об информации Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях»
Документ внес 22.10.20. Комитет по образованию и науке
Представил председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Проектом постановления предлагается:
1. Принять к сведению информацию Министра науки и высшего образования РФ В.Н.Фалькова, выступление аудитора Счетной палаты РФ Д.А.Зайцева, а также выступление представителя Комитета по контролю и Регламенту Д.В.Сватковского.
2. Одобрить принятые Министерством науки и высшего образования РФ в условиях новой коронавирусной инфекции меры по переводу организаций, реализующих образовательные программы высшего образования (далее – вузы), к реализации образовательных программ исключительно средствами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и отметить, что российская система высшего образования в целом справилась с возникшими вызовами, обеспечив учебный процесс в смешанном формате.
3. Поддержать деятельность Министерства науки и высшего образования РФ по:
- увеличению количества дополнительных мест в вузах, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетов всех уровней, на образовательные программы высшего образования и их приоритетному выделению вузам субъектов РФ, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- увеличению квоты Правительства РФ на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в т.ч. соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет федерального бюджета;
- расширению программы льготного образовательного кредитования граждан при увеличении срока пользования образовательным кредитом до 15-ти лет и снижения процентной ставки по указанному кредиту до 3%;
- проведению капитального ремонта и строительству новых студенческих общежитий, обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учебных корпусах и общежитиях вузов;
- повышению социальной защищенности студентов, в т.ч. сохранению стоимости обучения при приеме на обучение в 2020 году на уровне 2019 года;
- реализации программы трудоустройства студентов на собственной базе вузов, охватившей 149 вузов (16 тыс. студентов);
- организации работы студентов в период летних каникул в строительных, сельскохозяйственных и иных отрядах, медицинских учреждениях на должностях старшего и среднего медицинского персонала; привлечению выпускников вузов к исследовательским работам в вузах и научных организациях;
- организации волонтерской деятельности;
- развитию студенческих клубов с активным вовлечением молодежи в проекты по развитию науки и технологий и технологического предпринимательства; созданию в каждом субъекте РФ, каждом вузе комфортных условий для научно-технического творчества молодежи, формированию инфраструктуры, предусматривающей переход от лекционных аудиторий к трансформируемым учебным залам для проектной работы;
- последовательному формированию у студентов уважения к истории страны, культуре и традициям населяющих ее народов, ответственности за будущее страны.
4. Согласиться с представленной Счетной палатой РФ информацией и обратить внимание на:
- существенное недофинансирование системы высшего образования, в т.ч. расходов на содержание инфраструктуры вузов, которое начиная с 2015 года составляет 3,6% от ВВП;
- недостаточность средств, предусматриваемых проектом федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в объеме 35% от фактической потребности на текущий и капитальный ремонт зданий, строительство новых студенческих общежитий и учебно-лабораторных корпусов;
- большое количество предназначенных для вузов объектов, строительство которых приостановлено или законсервировано либо ведется более 5-ти лет;
- значительное число проблем, возникших при переходе на дистанционное обучение, среди которых наиболее остро проявились такие, как недостаточная развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры вузов, отсутствие у преподавателей и студентов опыта дистанционного обучения, неготовность части преподавателей к ведению дистанционного обучения;
5. Обратить внимание Министерства науки и высшего образования РФ на:
- отсутствие стратегии развития системы высшего образования Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ, в т.ч. пространственного размещения научных и образовательных организаций на территории Российской Федерации, их объединения и (или) реорганизации;
- необходимость формирования системы долгосрочного финансирования высшего образования, адекватной лучшим мировым практикам;
- недостаточную готовность вузов к организации учебного процесса в условиях массового применения дистанционного обучения, реализации в необходимых случаях образовательных программ исключительно средствами дистанционного обучения;
- негативную оценку значительным числом работодателей уровня практических знаний и навыков у выпускников вузов и оценку обучения как не соответствующего требованиям рынка труда более чем 40% студентов;
- необходимость активного использования установленных законодательством возможностей совершенствования практической подготовки студентов, сетевого взаимодействия организаций при реализации образовательных программ высшего образования;
- недостаточную правовую проработку моделей и механизмов создания консорциумов вузов с научными организациями и предприятиями реального сектора экономики, отсутствие необходимых экономических стимулов для интеграции предприятий реального сектора экономики с государственными вузами и научными организациями;
- низкий уровень исполнения национального проекта «Образование» в части цифровизации; ограниченность возможностей существующих национальных цифровых платформ открытых электронных образовательных ресурсов, что привело в условиях новой коронавирусной инфекции к массовому использованию для дистанционного обучения зарубежных платформ Skype, Zoom;
- недостаточность форм и инструментов государственной научной аттестации, обеспечивающих проведение данной аттестации в условиях новой коронавирусной инфекции;
- необходимость существенного снижения административно-бюрократической нагрузки на профессорско-преподавательский состав вузов, сокращения избыточной отчетности и объема информации, предоставляемой по разовым запросам, совершенствования инструментов и показателей оценки эффективности деятельности вузов, ректоров вузов, приведения в соответствие уровня устанавливаемых руководителям вузов стимулирующих выплат уровню заработной платы профессорско-преподавательского состава;
- необходимость совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, в т.ч. высшего медицинского образования.
6. Рекомендовать Правительству РФ:
- разработать и утвердить стратегию развития системы образования Российской Федерации, в т.ч. отдельных ее уровней, на долгосрочную перспективу, включая вопросы кадрового обеспечения текущих и перспективных потребностей всех секторов экономики страны;
- увеличить бюджетное финансирование в сфере образования и науки, создать необходимые правовые и организационные условия для существенного увеличения притока инвестиций в указанную сферу;
- создать необходимые правовые и организационные условия для существенного увеличения бюджетного финансирования медицинских вузов, а также для увеличения объема субсидий на государственные задания, целевые программы и научные исследования медицинским вузам;
- создать необходимые правовые и организационные условия для функционирования при каждом медицинском вузе собственных многопрофильных университетских клиник;
- не допускать при планировании расходов государственного бюджета принятия решений о выделении образовательным организациям бюджетных ассигнований на выполнение государственных заданий в меньших объемах, чем рассчитанные по соответствующим нормативам;
- рассмотреть возможность выделения дополнительных средств на развитие инфраструктуры высшего образования при подготовке ко второму чтению законопроекта «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»;
- изменить подходы к финансированию вузов, находящихся в субъектах РФ, за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга, применяя постоянные системные меры поддержки и используя при необходимости метод расчета коэффициентов выравнивания в целях обеспечения равных условий функционирования системы высшего образования на всей территории Российской Федерации, повышения качества образования и интеллектуального потенциала в субъектах РФ;
- принять меры по созданию условий для развития системы непрерывного образования граждан РФ в течение всей их жизни;
- поэтапно увеличивать квоту Правительства РФ на образование в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в т.ч. соотечественников, проживающих за рубежом, получаемое в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет федерального бюджета, предусмотрев на эти цели дополнительные ассигнования федерального бюджета;
- принять меры по скорейшему развитию национальной цифровой платформы открытых электронных образовательных ресурсов, обеспечивающей потребности сферы образования и науки;
- разрабатывать и реализовывать на постоянной основе мероприятия, направленные на повышение общественного престижа преподавателей и научных работников, в т.ч. повышая уровень их мотивации с использованием материальных и нематериальных методов стимулирования;
- предусмотреть при подготовке и внесении изменений в законодательство РФ установление особенностей организации труда научно-педагогических работников в условиях дистанционного обучения и временного удаленного формата работы;
- внести изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования системы оплаты труда работников сферы образования и науки, предусмотрев в них закрепление оклада в размере не менее 70% ставки заработной платы (без учета установленных законодательством компенсационных выплат);
- предусмотреть выделение дополнительных бюджетных ассигнований для выполнения рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования в части обеспечения необходимых санитарно-эпидемиологических условий в учебных корпусах, общежитиях и иных помещениях, а также по обеспечению студентов и педагогического состава антисептическими средствами и средствами индивидуальной защиты;
- принять при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований меры по снятию ограничений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства для получения образования в российских вузах;
7. Рекомендовать Министерству науки и высшего образования РФ:
- пересмотреть показатели эффективности деятельности ректора вуза и критерии уровня заработной платы ректора вуза с учетом уровня заработной платы профессорско-преподавательского состава;
- принять меры по совершенствованию цифровой инфраструктуры подведомственных вузов;
- провести широкое общественное обсуждение с участием представителей профессионального сообщества: результатов реализации мер государственной поддержки российских вузов в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров; вопросов патриотического воспитания обучающихся в вузах; формирования системы стимулирования молодых педагогов и молодых ученых в целях их притока в сферу образования и науки;
- представить в Государственную Думу информацию о результатах общественного обсуждения с представителями профессионального сообщества проекта программы стратегического академического лидерства;
- внедрить в практику общественное обсуждение документов стратегического планирования в сфере высшего образования;
- разработать методические рекомендации по реализации вузами примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы, предусмотренных ФЗ от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- пересмотреть критерии оценки работы профессорско-преподавательского состава вузов, в т.ч. показатель публикационной активности в зарубежных журналах по гуманитарным специальностям;
- организовать целевые закупки необходимых антисептических средств и средств индивидуальной защиты для обеспечения студентов и педагогического состава в целях профилактики новой коронавирусной инфекции в вузах;
- внести изменения в действующие профессиональные стандарты и в случае необходимости разработать новые профессиональные стандарты в целях урегулирования вопросов организации образовательного процесса и нормирования труда в условиях применения исключительно дистанционного обучения и смешанного формата;
- пересмотреть структуру заработной платы работников системы высшего образования в целях обеспечения базового оклада в размере не менее 70% ставки заработной платы (без учета установленных законодательством компенсационных выплат) и закрепить разработанные положения в Отраслевом соглашении между Министерством науки и высшего образования РФ и Профессиональным союзом работников народного образования и науки РФ;
- принять меры по совершенствованию организации работы советов по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата наук, доктора наук и Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ в условиях новой коронавирусной инфекции;
- организовать работу по реализации норм Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения уровня практической подготовки студентов вузов для успешного трудоустройства на рынке труда;
- создать систему информирования граждан РФ о возможностях целевого обучения в вузах и заключения договоров о целевом обучении в период обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
- инициировать создание информационного ресурса на портале «Общероссийская база вакансий. Работа в России» и обеспечить регулярное представление актуальной информации о потенциальных заказчиках целевого обучения для информирования абитуриентов и их родителей;
- провести анализ результатов проведения в 2020 году приема на образовательные программы высшего образования в условиях новой коронавирусной инфекции и принять меры по устранению выявленных недостатков в будущем;
8. Рекомендовать Министерству финансов РФ обратить внимание на реализацию Указа Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» в части финансового обеспечения науки не менее 2% ВВП;
9. Предложить Правительству РФ проинформировать Государственную Думу о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем Постановлении, в период весенней сессии Государственной Думы 2021 года (март).
Постановление 369 0 0 14:20

Стенограмма
41-й вопрос. Проект постановления Государственной Думы «Об информации Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова о готовности системы высшего образования к организации образовательного процесса в изменившихся условиях». Докладывает Вячеслав Алексеевич Никонов.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Все мы помним «правительственный час» с Валерием Николаевичем Фальковым Министром высшего образования и науки Российской Федерации. Подготовлено постановление, в котором отражены все те проблемы, которые мы здесь поднимали, в зале Государственной Думы, учтены позиции всех фракций, которые представили свои предложения. И Комитет по образованию и науке предлагает поддержать постановление, с текстом которого вы могли ознакомиться в розданных материалах. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Нет.
Желающие выступить? Тоже нет.
Ставлю проект постановления на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 20 мин. 41 сек.)
Проголосовало за 369 чел 82,0 %
Проголосовало против 0 чел .0,0 %
Воздержалось 0 чел, 0,0 %
Голосовало 369 чел.
Не голосовало 81 чел 18,0%
Результат: принято Постановление принимается единогласно. Спасибо.
Коллеги, все вопросы, внесённые в порядок работы Государственной Думы на сегодняшний день, рассмотрены.
Заседание объявляю закрытым. Спасибо.
Завтра начинаем работу в 10 часов утра.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments