leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 28.10.20 бюджет-2021 в первом чтении - часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 28.10.20 бюджет-2021 в первом чтении - часть 1
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса нашей повестки – о проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и статьи 12 и 17 Федерального закона «О внешней разведке».
Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников.
Крашенинников П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Мы с вами рассматриваем поправки, вытекающие из обновленной Конституции, этих законов достаточно много. У нас предварительно мы ожидали, что будет сто или чуть-чуть больше законодательных актов изменено, сейчас мы уже видим, что это количество, видимо, будет больше. Мы вчера с вами рассматривали поправки с точки зрения иерархии законов, так вот, только там в одном законе более ста, а точнее 115 законов будет изменено. Эта работа продолжается. На неделе, которая убудет после региональной, мы будем рассматривать также законопроект, посвященный Госсовету. И я думаю, что будет еще внесение целого ряда законодательных актов. Я как говорил, и сейчас хочу подчеркнуть, важно, чтобы они все заработали в системе и, в том числе, с Конституцией.
Уважаемые коллеги, по данному законопроекту: мы вчера его приняли во втором чтении, больших дискуссий он не вызвал, проведена правовая и лингвистическая экспертиза. Прошу поддержать.
Председательствующий. Коллеги, по мотивам есть желающие? Нет. По мотивам нет желающих высказаться.
Ставится на голосование 4-й вопрос – о проекте федерального закона службе безопасности» и статьи 12 и 17 Федерального закона иО внешней разведке».
Третье чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (10 час. 10 мин. 58 сек.)
Проголосовало за 396 чел 88,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел. 0,0 %
Голосовало 396 чел.
Не голосовало. 54 чел 12,0%
Результат: принято
Федеральный закон принят единогласно.
Пожалуйста, по ведению коллега Газзаев.
Газзаев В. Г., председатель Комитета ГД по делам национальностей, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Вячеслав Викторович, пункт 11 просьба перенести на 10 ноября.
Докладчик заболел, на карантине.
Председательствующий. Коллеги, может быть, мы с вами, когда дойдем до 11-го, просто его перенесем на последнее место в повестке. И дальше уже он у нас окажется автоматом. Вот аккуратнее нужно.
Договорились? Нет возражений? Да, договорились. Нет возражений, коллеги? Нет. В общем, рассмотрим по факту.
Коллеги, переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
У нас с вами официальный докладчик представитель правительства Министр финансов Антон Германович Силуанов.
Также по данному вопросу сделает доклад Председатель Счётной палаты Алексей Леонидович Кудрин.
Два содоклада: председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова и Сергея Александровича Жигарева.
Коллеги, мы предлагаем рассмотреть специальный порядок рассмотрения бюджета, Регламент. У вас он есть. Соответственно, ознакомьтесь с ним, пожалуйста. И договорились, что будут выступления от фракций.
Нет возражений, замечаний по порядку рассмотрения? Нет.
Безусловно, вопросы, как водится, поэтому просто обращаю внимание, что мы эту тему обсуждали и вам предлагаем поддержать.
Переходим к рассмотрению 5-го вопроса. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации Министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова.
Пожалуйста, Антон Германович.
Силуанов А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение вносится проект бюджета на предстоящую трёхлетку. В своём докладе остановлюсь на ключевых целях и задачах бюджетной, налоговой политики и о структурных приоритетах бюджета.
В 2021 году бюджетная политика будет нацелена на продолжение финансирования отдельных антикризисных программ, связанных с поддержкой граждан и отраслей в период восстановления экономики, это с одной стороны. А с другой стороны, бюджет учитывает необходимые финансовые ресурсы для реализации национальных целей развития, которые поставил Президент Российской Федерации. С точки зрения параметров бюджета, 2021 год будет переходным, и в этот период ещё сохранится повышенный размер дефицита бюджета, который составит в следующем году 2,4 процента от валового внутреннего продукта. Дополнительные расходы предусматривается профинансировать за счёт государственных заимствований.
В последующие годы по мере восстановления экономики предусмотрена нормализация бюджетной политики. И в 2022 году мы выйдем на обычные параметры расходов, заимствований в соответствии с оюджетными правилами.
При этом в 2022 году расходы федерального бюджета предусмотрены даже на более высоком уровне, чем это было предусмотрено в трёхлетке, которую мы принимали годом ранее.
С учётом увеличения государственных заимствований в этом году и переходный период 2021 года уровень госдолга увеличится с 13 процентов до 20-21 процента в 2023 году. Сохранение динамики государственного долга вблизи этого уровня важно, с точки зрения оценки страховых рисков и уровня долгосрочных процентных ставок в экономике, они должны сохраняться на низком уровне.
Структурные приоритеты бюджета. Задача стоит в том, чтобы содействовать достижению национальных целей развития, поставленных президентом. На её решение направлены меры как налоговой политики, так и изменения структуры и повышения результативности расходов.
Налога. Меры налоговой политики нацелены на осуществление манёвра путём снижения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес, IT-отрасль с одновременным увеличением налогообложения сырьевого сектора. У МСП принято решение о снижении вдвое страховых взносов, это позволит оставить у малых предпринимателей полтриллиона рублей, что повысит их конкурентоспособность по сравнению с другими секторами экономики. Кроме того, это дополнительный стимул работать малым и средним предприятиям вбелую.
Для IT-отрасли предусмотрено снижение страховых взносов с 14 процентов до 7,6 процента и налога на прибыль до 3 процентов. Это сделано для того, чтобы создать благоприятные условия для наших айтишников, создать возможности для возвращения в нашу страну тех специалистов, которые ранее сочли наши условия менее привлекательными, чем условия в других странах, теперь они очень конкурентоспособны, и мы надеемся, что наша IT-отрасль получит дополнительный стимул для развития.
Одновременно предлагается целый комплекс решений справедливого изъятия природной ренты. Остановлюсь на этом. Предлагается пересмотреть налоговые льготы по добыче нефти, отменить льготы по добыче с выработанных участков недр с предоставлением права перехода на использование режима налога на дополнительный доход.
Предлагается отменить льготы по добыче и экспорту вязкой и сверхвязкой нефти и льготы по экспорту нефти с отдельных участков недр. Предлагается изменить параметры режима налога на дополнительный доход, предполагающие восстановление доходов бюджета до уровня, предусмотренного при введении такого режима, также целый ряд других изменений.
Коснутся изменения и налога на добычу отдельных твёрдых полезных ископаемых.
Предусмотрено выравнивание ставок НДПИ на твёрдые полезные ископаемые, которые в настоящее время находятся на беспрецедентно низком уровне, и их размер составляет 1 и менее процента от выручки. Мы предлагаем увеличить в 3,5 раза эти ставки.
Новацией также являются меры по деофшоризации, которые создадут условия для возврата бизнеса в российскую юрисдикцию. Речь идёт о пересмотре соглашений с отдельными странами в части налогообложения, дивидендов и процентов повышения с 5 до 15 процентов, а также предоставление возможности ежегодно увеличивать... уплачивать фиксированный налог в размере 5 миллионов рублей с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний без декларирования таких доходов.
Изменены и подходы к уплате НДФЛ, мы об этом много говорили. Речь идёт о повышении справедливости налогообложения доходов граждан, которые имеют высокие уровни доходов.
Кроме того, предусмотрены стимулы для развития нефтегазохимии, Предусмотрен отрицательный акциз на сырьё для новых проектов с глубокой переработкой, а также возможности заключения инвестиционных налоговых соглашении.
В целом, что важно, все эти изменения носят нейтральный характер для бюджета и те снижения налогов, которые происходят, компенсируются повышением налогов на сырьевой сектор. То есть мы таким образом стимулируем улучшение структуры экономики в целом.
Теперь о расходах, В структуре расходов предусмотрен значительный рост финансирования национальных проектов и мер по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В 2021 году объём расходов по финансированию национальных проектов составит 2,2 триллиона рублей и увеличится, примерно, на 15 процентов.
Каждый год расходы по нацпроектам будут возрастать, и в 2023 году составят 2,8 триллиона рублей. В полном объёме учтены расходы и на Послания президента Федеральному Собранию. Их объём предусмотрен в размере от 1 триллиона рублей и выше до 1,2 триллиона рублей в 2023 году.
Проект бюджета учитывает финансирование национальных целей и соответственно финансирование национальных проектов как инструмент для реализации национальных целей развития. Я хотел бы остановиться на каждой из этих национальных целей. Их пять.
Первая цель. Предусматривается сохранение населения, здоровья и благополучия людей. Основной акцент сделан на мерах по снижению бедности. Ресурсы сконцентрированы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения.
Речь идёт об учёте дополнительных ресурсов на повышение пенсий пенсионерам выше инфляции. На 6,3 процента будет рост пенсий, инфляция предусмотрена на следующий год 3,7 процента.
Низкооплачиваемые работники увеличат свои доходы за счёт более высокого размера минимального размера оплаты труда, который будет считаться по новой формуле. Рост МРОТ в следующем году предусмотрен на уровне 5,5 процента.
Поддержка малоимущих граждан. Предусмотрены дополнительные ежемесячные выплаты малоимущим гражданам с детьми до семи лет. В бюджете на 2021 – 2023 годы ежегодно около 400 миллиардов рублей предусмотрено на поддержку этих категорий семей. Конечно, это внесёт и даст свой вклад в задачу снижения уровня бедности.
Кроме того, предусмотрено увеличение величины прожиточного минимума, который будет расти соразмерно доходам работающих граждан, а от этого соответственно будут считаться и меры социальной поддержки, которые привязаны к показателю «прожиточный минимум».
Предусмотрены меры и по содействию рождаемости. Будет проиндексирован маткапитал. С 1 января следующего года сумма материнского капитала увеличится почти на 23 тысячи и составит 639 тысяч 432 рубля. Сумма выплат при рождении первого ребёнка возрастёт на 17 тысяч рублей и составит почти 484 тысячи.
Продолжится программа создания новых мест в дошкольных учреждениях для детей до трёх лет. На эту задачу предусмотрено около 34 миллиардов рублей.
Предусмотрены также меры и по поддержке, и по развитию системы здравоохранения. Общий объём расходов бюджетной системы на здравоохранение увеличится по сравнению с 2019 годом и составит 3,8 процента ВВП. Мы сравниваем с 2019 годом, потому что в 2020 году принимались экстраординарные меры по поддержке системы здравоохранения, которые носят разовый характер. С января 2021 года будет запущена программа модернизации первичного звена. На эту цель предусмотрено 90 миллиардов рублей, а в целом на программу учтены почти полтриллиона рублей, из которых 50 миллиардов будут профинансированы за счет региональных бюджетов. За счет этих средств будут произведены ремонт и строительство больниц, поликлиник, ФАПов. Безусловно, это скажется и на качестве оказания медицинских услуг населению.
Особо хотел бы остановиться на лечении и реабилитации детей с тяжелыми, редкими, орфанными заболеваниями. В этих целях в соответствии с L поручением президента сконцентрированы ресурсы в размере 60 миллиардов рублей, полученные от повышения ставки налога на доходы физических лиц. Эти средства целевым образом будут направлены на лечение детей, закупку дорогостоящих медицинских препаратов, изделий, проведение высокотехнологичных операций.
Вторая национальная цель|.~ это создание возможности для самореализации и развития талантов. Для реализации этой цели реализуются несколько национальных проектов. Это «Образование», «Наука», «Культура», а также соответствующие государственные программы.
Со следующего года и даже с 1 сентября текущего года заработала программа «Обеспечение горячим питанием учеников начальной школы». И в этой связи более 7 миллионов детей будут обеспечены бесплатным горячим питанием. В 2021 году на эти цели предусмотрено около 60 миллиардов рублей. То есть все субъекты Российской Федерации, все школы смогут получить необходимую поддержку, для того чтобы дети младших классов имели горячее питание.
В 2021 году на создание новых школьных мест будет выделено почти 77 миллиардов рублей, а с сентября этого года классные руководители получают ежемесячную федеральную надбавку в сумме 5 тысяч рублей. Также эти меры в полном объеме обеспечены финансированием. На это выделено 75 миллиардов рублей ежегодно.
Высшее образование также получит дополнительный ресурс. Уже в текущем году из бюджета выделены средства для создания дополнительных 11,5 тысячи мест в вузах. В общей сложности 60 процентов выпускников школ России получат возможность учиться в вузе за счет государства. И в следующем году число бюджетных мест в вузах увеличится, в следующем, еще на 33 тысячи человек.
Третья национальная цель – это достижение комфортной и безопасной среды для жизни. Здесь несколько национальных проектов. Это «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные дороги». Одна из основных задач ¥ это доступность ипотеки, снижение ставки ипотечного кредита, будет продолжена программа 6,5 процента стоимости ипотечного кредита в течение первого полугодия. Кроме того, быстрыми темпами будет реализовываться программа и обеспечения населения нормальным жильем, ликвидации аварийного жилья.
Четвертая национальная цель – это достойный эффективный труд и успешное предпринимательство. Два национальных проекта: «Международная кооперация и экспорт» и «Поддержка МСП». По первому национальному проекту предусматривается почти 500 миллиардов рублей на реализацию этого проекта, с тем чтобы помочь нашим экспортерам поддержать гибкую линейку финансовых инструментов в поддержке экспорта. Что касается МСП, то, в первую очередь, ресурсы будут сконцентрированы на льготных кредитах. Таких кредитов льготных получат малые и средние предприниматели на сумму более 700 миллиардов рублей.
Следующий нацпроект, пятый – цифровизация, цифровая трансформация. Развитие цифровизации будет происходить, как за счет налоговых изменений, о которых мы говорили, так и за счет прямой государственной поддержки. Более 500 миллиардов рублей на эти цели заложено в следующей трехлетке.
Уважаемые депутаты, в настоящее время происходит завершение работы над уточнением национальных проектов. Задача, поставленная президентом: до 30 октября завершить работу по корректировке национальных проектов.
В этот же срок правительством будет сформирован проект единого плана по достижению национальных целей, которые содержат меры по декомпозиции национальных целей на конкретные факторы их достижения и, соответственно, отсылку их к национальным проектам и государственным программам.
И в этой связи ко второму чтению к законопроекту правительством будет предложен пакет поправок, уточняющий структуру и параметры финансового обеспечения национальных проектов и отдельных государственных программ.
Следующий вопрос, на котором хотелось бы остановиться, уважаемые депутаты, – это межбюджетные отношения, это финансы субъектов Российской Федерации. В целом общий объём межбюджетных трансфертов, несмотря на все сложности с бюджетом, не сокращается, а увеличивается в следующем году и составит более 2,8 триллиона рублей с ростом на 2,5 процента в соответствии с действующими параметрами бюджета, которые мы принимали в трёхлетке годом ранее. Важно, что дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, основной межбюджетный трансферт, не сокращается и составит почти 718 миллиардов рублей.
Также мы предусматриваем дополнительные меры по сбалансированности бюджетов регионов. Часть из этих мер мы уже рассмотрели на Трёхсторонней комиссии, распределили 90 миллиардов рублей и ещё оставили задел в сумме 100 миллиардов для того, чтобы оказать поддержку субъектам Российской Федерации в ходе их исполнений бюджетов в следующем году.
Новацией следующей трёхлетки будет то, что мы предусмотрели дополнительные меры по стимулированию регионов достигать национальные цели и участвовать в национальных проектах. Меры грантовой поддержки в сумме 35-50 миллиардов рублей в последующие годы предусмотрены в бюджете для оказания помощи, не помощи, а стимулирования субъектов Российской Федерации, достигающих соответствующие показатели национальных целей развития.
Важно также, что по предложению регионов мы продлили на следующий год целый ряд мер, которые были введены в текущем году, как меры по поддержке управления бюджетными ресурсами. Что это за меры?
Мы предлагаем сохранить в 2021 году возможность превышения предельного объема долга и дефицита бюджетов на величину средств, направляемых на предотвращение ухудшения экономической ситуации в субъектах Российской Федерации, и что важно, что на меры, которые учитывают участие в национальных целях, в национальных проектах, со стороны субъектов Российской Федерации тоже предусмотрена возможность увеличения расходов и, соответственно, увеличения дефицита бюджетов регионов.
Также предусматривается введение упрощенного порядка внесения изменений в бюджет без внесения поправок в закон о бюджете. Такая мера действует в текущем году, и мы предлагаем её сохранить на предстоящий период.
В целом участие субъектов Российской Федерации в национальных проектах характеризуется цифрами, которые мы предоставляем регионам в виде межбюджетных трансфертов. Эта сумма составляет около 700 миллиардов рублей ежегодно, поэтому субъекты так же, как и в текущем году будут активно вовлечены в реализацию и национальных целей, и национальных проектов.
Уважаемые депутаты, в следующем году от преодоления последствий пандемии мы должны возвратиться к проектам развития и сосредоточиться на достижении национальных целей. Главная задача – это восстановление и рост реальных доходов населения, снижение бедности, обеспечение здоровой и комфортной жизни наших людей. Бюджетная политика настроена на решение этих ключевых задач, поставленных президентом в качестве основных национальных целей развития. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. Пожалуйста, Алексей Леонидович Кудрин, Председатель Счётной палаты Российской Федерации.
Подготовиться Андрею Михайловичу Макарову для содоклада. Кудрин А. Л., Председатель Счётной палаты Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, Антон Германович, депутаты Государственной Думы!
Счётная палата представляет заключение на проект бюджета на 2021-2023 годы. Бюджет основан на прогнозе, согласно которому в 2021 году ожидается восстановительный рост, а затем устойчивый рост все годы не менее 3 процентов.
Вероятность этого, конечно, снижается с учетом второй волны пандемии. В 2021 году рост может составить, по нашим оценкам, около 2,2 процента, и в случае расширения второй волны даже меньше. Это прогноз Счётной палаты подготовлен совместно с экспертами Института Гайдара, он сегодня опубликован на сайте палаты.
Наш прогноз учитывает вторую волну пандемии, которая уже началась, и есть мнение, что новый вирус может стать сезонным, что означает еще один-два года адаптации к новой реальности.
Мировая экономика продолжает также притормаживать. С сентября потребительский спрос домохозяйств после восстановительного роста летом тоже снижается. По данным экспертов, уже два месяца как восстановительный рост инвестиции также прекратился.
Мы понимаем, что живем в период высокой неопределенности, поэтому считаю возможным взять за основу макропрогноз правительства и проводить уточнения в течение года, это, к сожалению, данность нашего времени.
При этом мы ожидаем, что цены на нефть тем не менее могут быть более высокими – не менее 45 долларов за баррель, в нашем прогнозе – даже около 50.
Перейду к оценке бюджетной системы. Конечно, очень важно видеть всю картину в целом, включая бюджеты регионов и внебюджетные фонды. В 2021-2023 годах доля доходов ВВП всей бюджетной системы увеличивается с 32,9 до 33,4 ВВП, конечно, это с учетом ожидаемого роста. Доля расходов снижается в ВВП с 36,2 до 30,4 ВВП.
В расходах бюджетной системы доля расходов на образование, к сожалению, снижается с 3,9 процента ВВП в 2021 году до 3,6 процента в 2023 году, хоть такое снижение на 0,3, но в перспективе трех лет, конечно, не хотелось бы видеть, что мы будем тратить меньше на образование в процентах к ВВП, а на здравоохранение также ожидается снижение с 3,2 процента до 2,9 процента к 2023 году.
Напомню, что со времен принятия концепции долгосрочного развития, которая еще в 2008 году принималась, стоит задача выйти на 5 процентов к ВВП и по образованию, и по здравоохранению.
Тогда с этим все были согласны. Тогда под этим все подписались. И есть подписи всех наших руководителей.
Вместе с тем, сегодня почему-то мы не держим эти цифры как наши ориентиры по ключевому для развития страны... по ключевым для развития страны сферам.
Теперь перейдем к федеральному бюджету. Проектом предусматривается рост расходов: 16,2 ВВП в 2021 году до 16,8 ВВП в 2023 году. И одновременно снижение расходов с 18,6 процента ВВП до 17,8 процента в 2023 году.
В бюджете бюджетное правило на 2021 год уточнено, по нему проведены два изменения ключевых.
Во-первых, впервые у нас нефтегазовые доходы из-за особенностей планирования этого года будут ниже базовых нефтяных доходов, в силу чего нам придётся тратить дополнительно 91 миллиард рублей из ФНБ на поддержку расходов следующего года.
Второе изменение означает, что дополнительные расходы будут увеличены на 875 миллиардов только на один год и будут осуществлены в основном за счёт заимствований.
Считаем это разумным в этой обстановке, что позволяет увеличить расходы бюджета соответствующим образом почти на 1 триллион рублей за счёт уточнения бюджетного правила только на один год, Объем расходов бюджета в 2021 году прогнозируется в сумме 18,8 триллиона рублей. И растут в номинальном выражении всю трехлетку. Доходы стабилизируются по мере восстановления экономики.
Ненефтагзовый дефицит. Этот показатель мы используем, чтобы понимать, насколько наша зависимость, бюджетной системы, прежде всего, федерального бюджета от нефти и газа сохраняется.
И в этом году он составит около 10 процентов ВВП, но, а в трехлетке будет снижаться до 6,7-7,6 процента ВВП. Это положительный тренд.
В результате планируемых изменений налогового законодательства допдоходы составят в 2021 году – 550 миллиардов рублей, в 2022 году – 704 миллиарда рублей, в 2023-м – 692 миллиарда рублей.
То есть серьёзное увеличение бюджета за счёт новой налоговой нагрузки. В том числе в 2021 году это 60 миллиардов рублей за счёт повышения НДФЛ на отдельные... на задачи по решению вот проблем здоровья отдельных категорий граждан.
Отмечу, что закон о повышении НДФЛ не был принят до внесения бюджета, что является существенным недостатком. Конечно, нужно принимать законы до внесения бюджета.
Кроме того, мы считаем, что столь существенное повышение налогов стоило бы обсудить и зафиксировать в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики, которые прилагаются к проекту бюджета, но там этого повышения не содержится. И обсуждать Основные направления, на наш взгляд, требуется всё-таки летом, когда общество должно видеть, что нас ждёт и как скорректировать свои политики на очередной год, в том числе инвестиционные политики в тех отраслях, которые получают такое повышение.
В материалах Основных направлений, предоставленных одновременно с законопроектом, общие оценки увеличения налоговой нагрузки на трёхлетку не были приведены. Это, на наш взгляд, несущественный недостаток Основных направлений.
Но наряду с этим отмечу, как положительный фактор, снижение страховых взносов на малый бизнес, это весомая поддержка для него в тяжёлый момент. Такая поддержка составляет порядка полтриллиона рублей за счёт снижения страховых взносов до 15 процентов. И позитивно, что такое снижение сохранится навсегда.
Объём расходов федерального бюджета в 2021 году составит 21 с половиной триллион рублей, что на 2,2 триллиона меньше, чем прогнозируется по 2020 году. Это очевидно с учётом снижения масштаба антикризисных мер.
Вот если опять же вернуться, как сейчас Антон Германович сказал, к тому бюджету, который мы утверждали год назад первоначально на трёхлетку, то на 2021 год у нас увеличение расходов по сравнению с тем бюджетом, который мы принимали, на 886 миллиардов, а на 2022 год уменьшение на 122 миллиарда. Очевидно, здесь влияние проблем и антикризисных мер.
Все три года планируется дефицит, о котором сегодня уже много сказано. В 2021-2023 годах предусматривается увеличение государственного долга Российской Федерации с 20,4 триллиона, V-/ ч_*
что составляет 19,1 процента ВВП на начало 2021 года, до 28 триллионов, что составляет 21,4 процента на начало 2024 года. Это, на мой взгляд, разумное увеличение государственного долга, который пойдет на решение социальных задач и поддержки уровня расходов бюджетной системы.
Объём ФНБ на конец 2021 года планируется в размере порядка 12,5 триллиона рублей, а его ликвидная часть, размещённая на счетах в Банке России в консервативном портфеле, составит к концу 2021 года 8,2 триллиона рублей, или 7,1 процента ВВП. Соответственно она будет в последующие годы превышать 7 процентов. Мы считаем, что пора определить порядок работы с ФНБ, когда его ликвидная часть превышает 7 процентов.
Существенных изменений в структурах расходов федерального бюджета не произошло, и федеральный бюджет, к сожалению, также сопровождается некоторым снижением в трёхлетке, пусть на 0,1, но расходов... процента ВВП, но и расходов на образование, и на здравоохранение, на социальную политику на 0,2 процента ВВП сокращаются расходы.
Поэтому мы считаем, что требуется, конечно, выровнять и сохранять эти расходы, и Минфин на заседании комитета по бюджету сказал, что да, при уточнении бюджетов последующих лет этот уровень расходов на образование и здравоохранение в федеральном бюджете в процентах к ВВП будет сохранён.
С учётом кризиса в 2021 году расходы, направленные на национальную экономику, составят 3,3 триллиона рублей, превысят впервые все другие статьи расходов, включая национальную оборону, но всего на один год. На нацпроекты будет потрачено в следующем году 2,2 триллиона рублей, об этом здесь уже говорилось. Межбюджетные трансферты в рамках этих средств составят 700 миллиардов рублей.
Бюджет принимается в отсутствии паспортов новых национальных проектов, к сожалению, срок представления, по поручению президента, конец октября, поэтому в эти дни мы узнаем новые национальные проекты. Пояснительная записка к законопроекту не содержит актуальной информации о реализации нацпроектов, анализа и прогноза ситуации. Ждём появления паспортов, которые, конечно, придётся учесть и в поправках ко второму чтению.
Госпрограммы. Госпрограммы в открытой части – это три четверти бюджета. Представленные проекты паспортов содержат недостатки в части определения целей и задач, ожидаемых результатов целевых показателей госпрограмм, в нашем заключении об этом подробнее и в наших проверках об этом говорится. Например, 31 из 45 госпрограмм в той или иной части, в части целей не соответствуют документам стратегического планирования, 20 процентов показателей госпрограмм за все годы не увеличиваются, а ещё 20 процентов – динамика слабо выражена. То есть мы всегда в госпрограммах себе ставим те задачи, которые мы уже, ну или уровни решения каких-то задач такие же, как и в предыдущие годы. То есть мы не ставим себе повышенные цели. Сейчас по 45 госпрограммам на 2021 год предполагается установить 1496 показателей. Это, конечно, избыточно и расфокусирует несколько нашу политику.
Я знаю, что уже началась полемика по поводу того, какие должны быть госпрограммы, должны ли эти госпрограммы сохраниться. Я считаю, что, конечно, госпрограммы необходимо сохранять, их нельзя отменять, поскольку всё равно бюджетная политика требует установления целей и результатов, ради которых и работают эти... то есть ради которого мы планируем эти бюджетные расходы. Но, конечно, госпрограммы требуется существенно реформировать, чтобы они стали, наконец, тем инструментом, которые и задумывались при создании.
Надо разделить выполнение госпрограмм и нацпроектов. Действительно, мы говорили, и Счётная палата публично и на Совете по стратегическому развитию, нацпроекты неправильно погружать в госпрограммы, это сильно размывает систему управления. Можно отделить нацпроекты от других государственных программ, в самих госпрограммах выделить процессный подход и проектный, то есть процессный подход, как правило, выделить из госпрограмм, в основном, ориентировав на проектные механизмы исполнения, и другие задачи. Безусловно, требуется снизить количество показателей и взаимоувязать приоритеты. Соответственно, в Счётной палате мы каждый год пишем эти рекомендации по работе с госпрограммами.
Но самым ключевым является, будет ли наше руководство и руководство правительства, в первую очередь, видеть в госпрограммах инструмент, за который кто не исполняет ключевые показатели, должны нести ответственность.
Сегодня у нас за невыполнение некоторых поручений больше ответственность, чем за выполнение отдельных целевых показателей государственных программ, хотя они всегда принимаются в интересах людей и повышения качества нашей жизни.
Перейду к важной проблеме в завершение. Это наличие обоснований предлагаемых бюджетных расходов. Эта задача Счётной палаты говорит, насколько предложенные расходы обоснованы.
Во-первых, на 2021 год без обоснований планируется осуществление имущественных взносов в госпрограммы, публично-правовые компании, госкомпании на сумму 72,5 миллиарда рублей, а на трёхлетку это 301 миллиард рублей.
Также не приложены материалы, поясняющие расчёт бюджетных ассигнований на предоставление трёх субсидий госкомпании «Российские автомобильные дороги» в объёме 122 миллиарда на 2021 год и 570 миллиардов – на трёхлетку.
Кроме того, не утверждены две государственные программы, на которые заложено финансирование на 2021 год в объёме 258 миллиардов (на 2021 год) и 796 миллиардов – на трёхлетку. Это программы обеспечения защиты личности, общества и государства и обеспечения химической и биологической безопасности.
Добавим к этому, что включение в ФАЙЛ документации 236 объектов в объёме на следующий год 84 миллиарда и на трёхлетку – 374 миллиарда также не обеспечено соответствующей документацией. Это четверть объектов ФАИП и порядка 10 процентов ассигнований на 2021 год.
Итого – получается, что по этим крупным блокам 536 миллиардов на 2021 год и 2 триллиона – на трёхлетку включены в бюджет без обоснований или расчётов, хотя это является обязательным требованием. Это немалые суммы.
Ну и, конечно, хотелось бы ещё раз сказать про поддержку регионов и снижение их дефицита. И те суммы, которые связаны с трансфертами, сегодня здесь названы. Конечно, хотелось бы увеличивать количество распределённых трансфертов к началу нашей работы, но... это известная причина.
Спасибо за внимание. Год будет сложный и придётся много работать над совершенствованием бюджетной системы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович. Пожалуйста, содоклад – Макаров Андрей Михайлович, председатель Комитета по бюджету и налогам.
Подготовиться Сергею Александровичу Жигареву.
Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Это заключение комитета по бюджету. Не буду повторяться. Если кому-то интересно – почитайте. Материал увлекательный.
А теперь о законе. На самом деле законопроект очень серьезно отличается от любого законопроекта, которые до сих пор рассматривала Государственная Дума. Пожалуй, впервые в современной истории, а я могу судить с 1993 года, бюджет сформирован не на основе доходов, а на основе необходимых расходов. Необходимых расходов на здравоохранение, необходимых расходов на то, чтобы спасать жизни людей. Необходимых расходов на то, чтобы помогать реально решать проблемы людей. И, естественно, расходов на развитие экономики. Я дальше буду говорить об этом. Честно говоря, от слов о росте ВВП, а главное о прогнозах о том, как он будет расти или падать, я думаю, что все уже устали.
Но очень важно, что если раньше мы говорили «доходы обеспечивают выполнение социальных обязательств», теперь социальные обязательства обеспечиваются всей бюджетной конструкцией. Но, наверное, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому давайте посмотрим с точки зрения доходов и расходов. Вот эта таблица. Мы видим, как сокращаются доходы и как растут расходы, как они увеличиваются.
И, коллеги, сравнивать надо, естественно с тем законом, который мы принимали год тому назад в этом зале. Потому что тогда у нас были одни представления, сегодня совершенно другие.
И не буду сейчас называть эти цифры, они есть в бюджете, они здесь уже звучали. Мы видим, на что в основном растут расходы. Это социальная политика. Они растут и как процент в бюджете, и в абсолютном выражении.
При этом приоритет отдается мерам, предоставляемым с учетом уровня доходов. Это очень важно, чтобы поддержка, которую оказывают людям, была адресной.
Кстати, вот все эти разговоры про сокращение расходов на здравоохранение и так далее. Ну, коллеги, давайте просто посмотрим на цифры, что было год тому назад, что стало сейчас. Реальный, реальный рост. А говорить о том, что, а вот в процентном отношении по отношению к ВВП это сокращается. Коллеги, сокращаются расходы бюджета, но растут в абсолютном выражении... доходы бюджета, но растут расходы на конкретные отрасли. Все остальное – это теория, хотелось бы говорить о практике. Практика эта состоит в том, что правительству надо было аккумулировать средства, для того чтобы, безусловно, обеспечить финансово Послание президента.
Пожалуйста, давайте посмотрим сейчас вот каждый пункт Послания Президента, как они обеспечиваются по годам. И мы видим, что Послание президента, а это, по существу, новая программа социальной поддержки людей, финансируется полностью. Эта задача решена. Давайте посмотрим, ведь на самом деле здесь и горячее питание, здесь и, простите, надбавка учителям. В чем наша задача? То, что правительство сегодня саккумулировало эти ресурсы. Ну, нам с вами во втором чтении предстоит распределить эти деньги по каждому региону, и от нас с вами зависит, чтобы случайно не была забыта ни одна школа, ни один учитель, ни один ребенок. Вот это и есть наша работа, и не только в принятии закона, но и потом контролировать, чтобы эти реально деньги доходили и реально работали.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments