leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

А что цифровая экономика дает людям? Все учителя получат планшеты - Минцифры Максут Шадаев

А что цифровая экономика дает людям? Все учителя получат планшеты - Минцифры Максут Шадаев рассказал на 491-м заседании СФ о нацпроекте Цифровая экономика и борьбе с кражей данных фишингом, но не сказал о квестах на сайтах госуслуг
10. Правительственный час «О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ»
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Игоревич Шадаев Обеспечить доступный Интернет. Возможность гражданам пользоваться Обеспечить безопасность цифровых данных Занять достойное место на мировом рынке чтобы успешно конкурировать с зарубежными решениями Обеспечение цифрового взаимодействия с властью Тема болезненная. Пандемия выявила несколько рисков Обострилась проблема цифрового неравенства Зависимость страны от зарубежных решений в которых отсутствуют зарубежные аналоги. Программа в значительной степени переписана Подключение ФАПов и школ на стандартных сервисах Проблема разводка в школе Обеспечение учителей персональными планшетами, у них нет никаких гаджетов. Сервисы разработают Яндекс и Mail.ru в 22 году Повышение квалификации учителей. Запуск четырех спутников Все оборудование 5G будет отечественного производства Подготовка по IT, большие данные Любая специальность требует цифровых навыков Тестирование для выявления точек уязвимости Сократить максимально возможно реагирование утечка персональных данных, закрытие фишинговых сайтов, телефонный спам Налоговый маневр снижение страховых взносов для IT компаний, налога на прибыль Чтобы госкомпании закупали отечественные решения которые доказали свою эффективность. Цифровизация госуслуг и цифровизация госданных В стране создана эффективная система. Но это промежуточный этап Получение услуг из дома. Материнский капитал оформляется в ЗАГСе. Базы данных МВД будут доступны в онлайне чтобы быстро получали любую справку быстрее время уходит на межведомственный обмен.
Валентина Матвиенко Для меня было полезно послушать такой системный доклад. Интернет должен быть доступен для каждого жителя независимо от того где он живет Чрезвычайно важная тема для развития страны Постоянно меняется корректируется С приходом нового министра сдвинулось Тема сложная Как вы работаете вызывает уважение Хотелось чтобы не было разочарования За реализацией программы следить будем строго Программа принимается переносится Тема виртуальная невозможно потрогать результат Непонятные компании Самая темная программа была на IT Мы министерства не можем между собой связать, задача связать всю страну Хотелось чтобы у вас были четкие механизмы контроля финансирования Пандемия показала что дистанционное образование не работало эффективно повсюду техника летела программы Нужен конечный результат Тратили деньги на Интернет в школах который почти не работал То же самое учреждения здравоохранения. Давайте на примере СФ сделаем цифровой парламент Мы готовы Ежедневно трачу полчаса на подписи Давайте перейдем на цифру Договорились Максут Игоревич, по рукам? У нас такой потенциал, такие умные головы Не можем создать условия чтобы они здесь поработали
Вопросы
Андрей Турчак Проблема цифрового неравенства вы касались но не обозначили. Подключение от ста жителей Ростелеком имеет все возможности Вернуться к финансированию в полном объеме за счет уплачиваемых операторами неналоговых платежей Покусился Минфин, но 14 млрд должны быть в полном объеме направлены на ликвидации цифрового неравенства
Шадаев Позиция Минфина есть
Иван Абрамов Понудить корпорации к спросу на отечественное будет и предложение
Шадаев Взяли обязательства заместить на отечественное оборудование которое уже куплено Будем выпускать директивы для всех компаний
Владимир Кравченко Доля отечественного в госзакупках не превышает 6% Хотелось бы услышать в чем проблема Априори в тендерах отдается приоритет иностранным компаниям, российские могут участвовать, но не могут выиграть тендер
Шадаев Оператор может закупить иностранное только если в реестре Минпромторга нет отечественного Госкомпании пока живут вне ограничений
Синицын Резонансные истории связанные с утечкой Считаете ли вы возможным ужесточение ответственности
Шадаев У нас законодательство достаточное, совершенствовать правоприменительную практику Утечки данных фишинговые сайта крадут данные, похожи на госуслуги чтобы собирать данные Быстро реагировать не ждать решения суда Сайты объявлений система идентификации
Андрей Шевченко Утверждение паспортов национальной программы Доведение до регионов
Шадаев Два месяца обсуждали как показатели проецировать на регионы.
Дмитрий Василенко формирование цифровых навыков и компетенций образовательных организаций
Шадаев Порядка 80 млрд на цифровизацию школ Доступ к сервисам
Александр Пронюшкин Активно пользуемся SOZD Как относитесь к идее создания единой площадки органов власти
Шадаев Эти работы запланированы Тема электронного парламента мне близка занимался два года в Думе у Нарышкина
Юрий Федоров
Шадаев Россия является лидером в мире по некоторых направлениям например по бесконтактным платежам с телефона. Цифровые пропуска билеты и даже в какой-то степени данные паспорта Все студенческие и зачетки переведем в эту форму. Во взаимодействии с Роспотребнадзором медицинские книжки Противоречия сняли с МВД.
Сергей Калашник Развитие ИИ в стране
Шадаев ИИ появится там где есть большие массивы данных У нас запланирована оцифровка Росгидромета данные будут доступны прогноз погоды могут делать разные ведомства Задача чтобы разработчики получили деньги Пять компаний занимают распознаванием граждан Здравоохранение ИИ позволит формировать альтернативное мнение для исключения врачебных ошибок. Не человек ищет услугу, а система ему предлагает. Робот подскажет Бизнес не готов предоставлять информацию о разработчиках.
Алексей Русских Завершилась подача на получение цифровых сертификатов. Заявляли свои программы только вузы или и коммерческие организации тоже.
Шадаев Более ста тыс граждан подали заявки 33 тыс смогут получить цифровые навыки Кто подал раньше сможет пройти обучение в этом году 425 позиций 120 организаций вузы Сбер коммерческие организации. Программа 72 часа начальное обучение Будет обучение порядка года Ставим вопрос о 50% финансирования за счет бюджета
Выступления
Аудитор СП Данил Шилков Более сорока ГРБС Кассовое исполнение было низким Постоянные изменения в нацпроект 94 изменений Осложняет эффективный мониторинг Межбюджетные трансферты регионам всего 0,4%. Отсутствуют критерии отбора социально значимых объектов для подключения к Интернету. Недостаточное межведомственное взаимодействие Различия данных Минцифры и Минздрава о подключенных в Интернету ФАПах не оборудованных компьютерами. Недостаточная открытость важных для граждан систем
Сергей Леонов Проблема цифрового вещания Ближайшая вышка 15 км Десять тыс для жителей села Подключать всех желающих по приемлемым тарифам Смоленск крупный железнодорожный узел, но дорога Москва-Минск не обеспечена голосовой мобильной связью
Матвиенко Непорядок Разберитесь с РЖД
Виктор Новожилов Барьеры развития северных территорий Архангельской области Обеспечить строительство сетей связи
Виктор Усатюк Хакасия не получила доступ к 21 кнопке ОТР договор не подписала цифрового вещания в Хакасии нет
Валерий Семенов Вернуться к защите персональных данных В этой сфере работает много мошенников Законодательство достаточно но нет оперативных решений Общий регламент готовится но сроки не называются. Сами сервисы госуслуг и банков защищены но использование персональных данных быстро не пресекается
Матвиенко Защита персональных активно обсуждается Мы должны давать ответы
Андрей Кутепов Проект постановления прошу принять за основу Предложения до 19 числа
Постановление за основу 126 0 0

Текст постановления
О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ»
Заслушав информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ», Совет Федерации Федерального Собрания РФ отмечает следующее.
Национальный проект «Национальная программа «Цифровая экономика РФ» (далее – национальная программа) реализуется в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» с целью решения задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» определены целевые показатели, характеризующие достижение национальной цели «цифровая трансформация», в соответствии с которыми национальная программа будет скорректирована.
Действует особый порядок управления национальной программой – совместно с органами государственной власти участвует деловое сообщество, что позволяет привлечь для реализации национальной программы финансовые, интеллектуальные и организационные ресурсы крупнейших российских компаний, научно-образовательных и общественных организаций.
В рамках национальной программы в 2018-2020 годах реализовывалось шесть федеральных проектов в сферах нормативного регулирования цифровой среды, создания информационной инфраструктуры, обеспечения информационной безопасности, поддержки цифровых технологий, обеспечения кадровыми ресурсами цифровой экономики, а также цифрового государственного управления.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ» сформирован федеральный проект «Искусственный интеллект», планируемый к реализации начиная с 2021 года.
По предложению Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания РФ осуществляется разработка нового федерального проекта «Цифровой регион», направленного на обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, сфере государственного и муниципального управления в субъектах РФ.
Общий объем финансирования национальной программы в 2019-2024 годах составляет 1 107 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 933,1 млрд рублей, внебюджетных источников – 173,9 млрд рублей.
Отмечается низкий уровень исполнения расходов по национальной программе. По итогам 2019 года уровень исполнения сводной бюджетной росписи составил 73,4 процента, не исполнены бюджетные ассигнования в объеме 26,8 млрд рублей (26,6 процента). Такая ситуация сохранилась и в 2020 году. На 1 октября 2020 года объем использованных средств федерального бюджета на реализацию национальной программы составил 20,6 процента.
Согласно проекту федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» объем расходов на реализацию национальной программы увеличивается по отношению к текущему финансовому году и при этом сокращается по сравнению с параметрами планового периода утвержденного федерального бюджета. Бюджетные ассигнования в 2021 году запланированы в объеме 156,3 млрд рублей, в 2022 году – 211,3 млрд рублей, в 2023 году – 191,7 млрд рублей.
В субъектах РФ реализуются региональные программы и проекты в сфере цифровой экономики. Большинство региональных проектов осуществляется по направлениям, аналогичным направлениям, по которым осуществляются федеральные проекты национальной программы. В связи с корректировкой паспортов федеральных проектов национальной программы требуются внесение соответствующих изменений в региональные проекты, утверждение новых показателей и методик их расчетов.
За время реализации национальной программы сформировались условия для масштабной системной цифровой трансформации отраслей и секторов экономики. В период пандемии новой коронавирусной инфекции активизировались процессы цифровизации, усилилась поддержка развития цифровых технологий, цифровой трансформации компаний, государственного управления, образования, медицины, возросла социальная функция цифровых технологий и сервисов.
Вместе с тем принятые меры по сдерживанию распространения новой коронавирусной инфекции выявили нерешенную проблему цифрового неравенства, необходимость обеспечения повсеместного доступа к информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и подключения к ней социально значимых объектов.
Актуальность приобрела задача разработки и поддержки отечественного программного обеспечения, включая мессенджеры и корпоративные платформы для обучения и работы.
Кроме того, в условиях востребованности онлайн-сервисов повысились требования к уровню защиты информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе персональных данных.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания РФ постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ о ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика РФ».
2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РФ ускорить рассмотрение следующих проектов федеральных законов:
№614271-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты РФ в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи»;
№ 992331-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных»;
№ 946734-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
№ 613239-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
№ 974103-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в РФ»;
№747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)».
3. Рекомендовать Правительству РФ:
ускорить разработку федерального проекта «Цифровой регион» для включения в национальную программу и рассмотрения на президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому планированию и национальным проектам в 2020 году;
разработать единый регламент работы с обращениями субъектов персональных данных о мошеннических действиях в отношении их персональных данных в целях внесения изменений в действующие нормативные правовые акты в части усиления ответственности за указанные действия;
рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов в части установления требований к данным, используемым в электронном виде, и системе управления ими;
проработать вопрос о создании региональных центров компетенций по координации ведомственных программ цифровой трансформации;
рассмотреть целесообразность разработки единой системы управления цифровой трансформацией в субъектах РФ;
оценить потребность в разработке стратегии развития сетей связи сроком на 10 лет, определив объемы использования компонентов сетей связи, включая оптическое волокно отечественного производства;
ускорить принятие нормативного правового акта об утверждении положения об охранной зоне линий и сооружений связи и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 9 июня 1995 года №578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи»;
рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на выполнение работ по внедрению федеральных информационных систем, включая работы по интеграции федеральных и региональных информационных систем, а также на обучение специалистов по работе с федеральными информационными системами.
4. Рекомендовать Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ:
рассмотреть возможность уточнения целей национальной программы, определив приоритетной достижение общественно значимых результатов;
разработать методические рекомендации по цифровой трансформации в субъектах РФ;
рассмотреть вопрос разработки системы мониторинга процесса цифровой трансформации, включая систему показателей «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, единую на федеральном, региональном и местном уровнях;
проработать вопрос о включении в национальную программу целевого показателя «доля использования продукции отечественного производства»;
обеспечить согласование с субъектами РФ показателей национальной программы и общественно значимых результатов ее реализации, а также внесение в кратчайшие сроки соответствующих изменений в паспорта федеральных проектов национальной программы; проработать вопрос об утверждении новых методических рекомендаций по расчету показателей региональных проектов и сроков заключения дополнительных соглашений;
ускорить разработку и утверждение единого перечня приоритетных государственных услуг и сервисов, целевой модели цифровой трансформации предоставления государственных услуг и сервисов, требований к организации типового автоматизированного рабочего места государственного служащего на базе отечественного программного обеспечения, а также методических рекомендаций по реализации федеральных проектов на региональном уровне;
продолжить работу по обеспечению защиты персональных данных пациентов при проведении телемедицинских консультаций;
формировать ежегодный план проведения конкурсов на получение грантовой поддержки, конкурсов проектов в сфере цифровой трансформации отраслей экономики и направлять его в органы исполнительной власти субъектов РФ;
предусматривать при создании федеральных информационных систем возможность их интеграции с региональными информационными системами;
рассмотреть возможность включения в федеральный проект «Цифровое государственное управление» национальной программы мероприятия по реализации в 2021-2022 годах пилотного проекта «Цифровой Ускат» в рамках проекта «Цифровой Обь-Иртышский бассейн», предусмотрев в 2021-2022 годах для этих целей из федерального бюджета субсидии бюджету Кемеровской области – Кузбасса.
5. Рекомендовать Министерству финансов РФ, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ обеспечить сохранение бюджетного финансирования национальной программы в объемах, необходимых для достижения запланированных результатов национальной программы, в том числе в части оказания универсальных услуг связи и обеспечения их эффективного использования.
6. Предложить Правительству РФ проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания РФ в период весенней сессии 2021 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.
7. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату в период весенней сессии 2021 года о реализации настоящего постановления.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Из стенограммы 491 пленарного заседания СФ 03.11.20
Переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
Коллеги, предлагаю традиционный порядок, принятый у нас для рассмотрения: выступление Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максута Игоревича Шадаева – до 15 минут, далее – ответы докладчика на вопросы сенаторов и ответы приглашенных лиц, выступление аудитора Счетной палаты, выступления сенаторов и принятие постановления. Нет возражений против такого порядка?
Принимается.
Слово предоставляется Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максуту Игоревичу Шадаеву.
Прошу Вас, Максут Игоревич, на трибуну.
М.И. Шадаев. Добрый день, уважаемые коллеги! Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Свое выступление о ходе реализации национальной программы «Цифровая экономика» хочу сразу начать с ответа на часто задаваемый вопрос: а что, собственно, цифровая экономика дает людям? Понятно, что ответ на этот вопрос стал более прозрачным в период пандемии, когда цифровые сервисы стали очень востребованными. И, конечно, сейчас сложно представить, как бы происходила самоизоляция наших граждан, если бы не были доступны интернет и всевозможные онлайн-сервисы – заказа еды, развлечений, цифрового образования.
Собственно, цель программы очень простая – стимулировать появление тех цифровых сервисов, которые сделают жизнь наших граждан удобнее, комфортнее, позволят вывести ее на качественно другой уровень. Это касается и бизнеса. Цифровые сервисы должны снижать издержки для бизнеса, стимулировать конкуренцию, доступ на новые рынки.
Для того чтобы решить этот вопрос, необходимо решить пять главных задач, которые в рамках «Цифровой экономики» перед нами поставлены.
Первая задача – обеспечить быстрый, доступный интернет на территории проживания наших граждан, на всей территории страны.
Доступный – это как в смысле техническом, так и в смысле финансовом: он должен быть дешевым.
Вторая задача – чтобы наши граждане смогли пользоваться этими сервисами, имели необходимые навыки и чтобы наша отрасль имела необходимые кадры, для того чтобы производить конкурентоспособные цифровые решения.
Третья задача, очень важная (она, кстати, закреплена в новой Конституции), – обеспечить безопасность цифровых данных граждан, безопасность их взаимодействия в цифровых каналах и борьбу с угрозами кибербезопасности.
Четвертая задача, стоящая перед нами, – очень амбициозная, она прежде всего связана с тем, что наша отрасль информационных технологий, цифровых решений должна занять достойное место на мировом рынке (у нас для этого есть все возможности), для того чтобы успешно конкурировать с зарубежными решениями.
И, наконец, пятое направление – это цифровое госуправление, цифровые госсервисы. Понятно, что оцифровка процессов работы органов власти – вещь тяжелая, болезненная, но она во многих случаях является катализатором многих изменений.
Понятно, что все негативные моменты, связанные с распространением COVID, оказали положительное влияние на темпы внедрения цифровых технологий. В разы активнее мы начали использовать цифровые сервисы, и даже такие консервативные сферы, как образование и здравоохранение, начали активно использовать цифровые технологии. И мы видим, что людям это нравится, люди к этому готовы, и многие достижения ковидной эпохи, наверное, прочно войдут в нашу повседневную жизнь.
Но вместе с тем пандемия выявила и несколько рисков, которые связаны с распространением цифровых технологий.
Обострилась проблема так называемого цифрового неравенства, когда у нас в отдельных населенных пунктах люди не могут пользоваться онлайн-сервисами, не имеют доступа к интернету.
Выявились болевые точки в части внедрения цифровых решений в бюджетной сфере. И очевидно выявилась проблема серьезной зависимости нашей страны от ряда зарубежных решений, где у нас, к сожалению, до сих пор отсутствуют конкурентные аналоги.
Поэтому очень важно, что в октябре этого года фактически мы утвердили новую редакцию программы «Цифровая экономика». Здесь я хотел бы поблагодарить Совет по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, который внес очень большой вклад в то, чтобы мы имели очень быструю прямую обратную связь от регионов, для того чтобы понимать, по каким наиболее болезненным точкам должно быть решение в первую очередь.
Поэтому фактически у нас в значительной степени программа и переписана сейчас, и переписана она как раз для того, чтобы решать практические задачи и давать быстрые результаты.
Собственно, дальше я хочу просто пройтись по приоритетам, отфиксировать наши достижения и ближайшие задачи, которые перед нами стоят.
Понятно, что подключение социально значимых объектов (школ, ФАПов прежде всего) – это необходимое условие, для того чтобы на их базе можно было оказывать онлайн-сервисы.
Фактически мы говорим о том, что в настоящий момент реализуется программа подключения этих учреждений исходя из единого стандарта. Практически все эти объекты подключаются волоконнооптическими линиями связи, для того чтобы обеспечить предоставление на их базе цифровых сервисов.
Очень важно, что мы… Валентина Ивановна неоднократно, кстати, наше внимание на это обращала – что, подключая, допустим, школы, мы не решаем проблему доступности интернета в каждом классе. Вот интернет в школу приходит, а до классов он не добирается, потому что нужно делать внутри большую разводку. И несколько раз в разных форматах Валентина Ивановна давала нам поручение, чтобы мы не только школы подключили, но и обеспечили возможность использования доступа к интернету в каждом учебном классе.
Соответственно в рамках тех поправок, которые председатель правительства поддержал, сейчас предусмотрено, что во всех школах будут к 2024 году созданы внутренние сети, Wi-Fi-сети, которые обеспечат возможность учителям в классах подключаться к интернету просто, удобно, быстро.
Дополнительно перед нами встала острая проблема в связи с тем, что у большинства учителей нет никаких персональных устройств. Поэтому в рамках программы, в том числе и по рекомендации Совета по развитию цифровой экономики, включено мероприятие по обеспечению всех учителей персональными планшетами, которые они смогут использовать непосредственно в процессе обучения в классах и дома при проверке домашних заданий.
Нам кажется это очень важным, потому что фактически это является ответом на те вызовы, которые перед нами поставила пандемия в части перехода на цифровое обучение.
Дополнительно в рамках национального проекта «Образование» предусмотрено мероприятие, связанное с повышением квалификации учителей, формированием у них навыков по использованию цифровых технологий и решений.
Валентина Ивановна тоже указывала нам неоднократно на то, что, к сожалению, в период пандемии наши школы использовали в основном зарубежные решения, для того чтобы в формате видеоконференц-связи проводить уроки. И здесь я могу сказать, что две крупнейшие наши интернет-компании нас услышали – и «Яндекс», и Mail.Ru самостоятельно инвестируют в свои большие платформы онлайн-коммуникаций вместе с «Ростелекомом», для того чтобы обеспечить такой конкурентный сервис для наших школ, для того чтобы можно было проводить уроки в формате видео-конференцсвязи. И в 2022 году эти сервисы будут доступными. И очень хорошо, что у нас возникает здесь даже определенная конкуренция.
Следующее направление – это доступность интернета в населенных пунктах, которые находятся в труднодоступных местах, в удаленных местностях, или тех, которые просто сами по себе являются небольшими, там проживает маленькое количество граждан. Операторам связи иногда невыгодно туда строить инфраструктуру самостоятельно. И, к сожалению, у нас даже сейчас целые субъекты Российской Федерации… Чукотка не присоединена к единой сети электросвязи наземными каналами. Такое строительство мы начали в этом году, проектные работы завершены.
И от Камчатки подводная волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) будет построена в 2022 году до Чукотки. Фактически на Чукотке появятся условия, для того чтобы пользоваться нормальным, быстрым интернетом, не через спутник.
Параллельно, для того чтобы обеспечить доступность интернета на наших северных территориях – вдоль арктического побережья, на Северном морском пути, Минцифры прорабатывает возможность запуска четырех космических аппаратов, которые именно обеспечат доступный и дешевый спутниковый интернет как раз вдоль северных территорий.
Очень важно, что удаленные населенные пункты, которые находятся на труднодоступных территориях, у нас сейчас подключаются, подключаются по отдельной программе, которая финансируется за счет специальных отчислений операторов связи.
Каждый оператор связи отчисляет 1–2 процента от своего оборота в специальный фонд, за счет этого фонда финансируется подключение вот этих населенных пунктов.
Благодаря поддержке Госдумы и Совета Федерации в этом году мы приняли решение о том, что у нас интернет будет финансироваться не только в населенных пунктах с численностью жителей от 250 до 500 человек, но и в населенных пунктах с населением от 100 до 250 человек (у нас таких населенных пунктов насчитывается порядка 10 тысяч).
Ну и, конечно, мобильная связь стала де-факто стандартом.
Все мы активно ей пользуемся. Очень много дискуссий у нас в этом году проходило по возможности создания и внедрения современных сетей связи стандарта 5G. Сейчас могу с удовлетворением констатировать, что мы вышли на согласованные с Минобороны и другими органами решения – мы получили частоты, которые можно использовать для развертывания сетей 5G, подготовили и согласовали план проведения конверсии спектра для того, чтобы эти частоты очистить от средств военного назначения, выведя их в другие диапазоны. Ну и самое главное – было принято политическое решение о том, что все оборудование, которое будет использоваться для создания сетей 5G, будет отечественного производства. На это предусмотрено необходимое финансирование, для того чтобы такое производство в Российской Федерации организовать, для того чтобы у нас использовались отечественные решения с высокой степенью локализации компонентной базы.
Дополнительно очень важное решение было принято в рамках закона об универсальной услуге связи – что во всех населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 жителей будет обеспечена за счет этого специального фонда доступность услуг мобильной связи. То есть не только интернет будет доступен, не только точка доступа будет обеспечена, но еще и будет обеспечена доступность мобильной связи и мобильного интернета в форматах 3G, 4G.
Все эти меры, нам кажется, в сумме позволят добиться достижения того показателя, который у нас стоит в национальных целях, – обеспечение доступности интернета для 97 процентов домохозяйств.
Очень важно, чтобы была не только техническая, физическая инфраструктура, которая обеспечит возможность пользоваться онлайн-сервисами, но и чтобы люди были к этому готовы. С этой точки зрения нам очень важно развивать цифровые навыки у наших граждан. Для этого мы запустили целую большую программу софинансирования получения допобразования в этой части. Но нам также очень важно, чтобы наша отрасль получала квалифицированные кадры, которые способны обеспечить конкурентоспособность тех решений, которые отрасль производит и продвигает.
У нас принято решение о том, что мы в 2,5 раза увеличиваем контрольные цифры приема в наши вузы для специалистов в сфере информационных технологий. И дополнительно на базе крупнейших вузов мы разворачиваем программы углубленной подготовки по самым современным IT-дисциплинам, таким как «Искусственный интеллект», «Интернет вещей», «Большие данные», для того чтобы готовить специалистов на международном уровне, которые смогут эффективно конкурировать.
Ну и очень важное направление касается подготовки специалистов по традиционным специальностям. Понятно, что сейчас фактически невозможно эффективно выполнять работу без того, чтобы иметь необходимые цифровые навыки, будь это агротехник или авиаинженер. Поэтому отдельная большая работа связана с тем, что во все программы обучения по традиционным специальностям включается отдельный модуль по развитию цифровых навыков, использованию цифровых отраслевых решений, для того чтобы наши выпускники могли эффективно использовать цифровые технологии во всех отраслях экономики.
Ну и очень важно, конечно, чтобы те граждане, которые получили техническую возможность и могут пользоваться онлайнсервисами, чувствовали себя безопасно. Безусловно, это очень важное условие. Потому что если не будет доверия граждан к цифровым каналам, к цифровым сервисам, то понятно, что темпы их проникновения серьезным образом замедлятся.
Здесь мы строим работу по двум направлениям. С одной стороны, нам надо гарантировать, чтобы все государственные информационные системы, которые обрабатывают данные наших граждан, бизнеса, были максимально защищены. Для этого со следующего года мы запускаем целую систему независимых тестов всех ключевых государственных информационных систем, для того чтобы искать точки уязвимости и повышать уровень их защищенности. С другой стороны, нам, конечно, нужно очень быстро реагировать на запросы граждан, связанные с утечкой персональных данных, с телефонным спамом, который стал таким уже очень распространенным явлением, и фишинговыми сайтами, которые крадут данные кредитных карт и дальше, собственно, снимают деньги со счетов наших граждан. Здесь нам кажется, что меры ответственности все уже предусмотрены. Нам необходимо совершенствовать правоприменительную практику, прежде всего обеспечивая очень быстрое реагирование на любые случаи таких нарушений, максимально быстро блокировать телефонные номера, с которых совершается мошенничество, блокировать фишинговые сайты, работать по каждому случаю утечки персональных данных. В этом смысле планируется создание такой большой системы, которая позволит время реагирования на все это максимально сократить.
Четвертое направление у нас касается поддержки самой отрасли. Мы сейчас понимаем, насколько важно нам быть держателями собственных конкурентоспособных решений. Для этого и правительство, и Государственная Дума, и Совет Федерации поддержали «налоговый маневр», который позволит нам создать дополнительные стимулы для того, чтобы российские IT-компании успешно развивались. Для этого предусмотрено с начала следующего года серьезное снижение налогов для российских IT-компаний. Я считаю, что это очень важная история, то есть мы уменьшаем тарифы страховых взносов в два раза уже по отношению к тем льготным, которые действовали, и делаем минимально возможный налог на прибыль – 3 процента. Все это позволит нам надеяться на то, что российские IT-компании будут эффективно развиваться в наших юрисдикциях, не будут переводить центры разработки за границу и смогут эффективно развивать и выстраивать бизнес в России.
Ну и понятно, что, для того чтобы стимулировать их деятельность, нам важно не только стимулировать предложение, но и гарантировать спрос. С точки зрения госорганов практически уже введены все запреты на закупку импортного программного обеспечения, импортных решений. Следующий этап для нас – это работа с госкомпаниями, для того чтобы они также закупали в основном отечественные решения, которые доказали свои конкурентоспособность и востребованность.
Ну и, безусловно, нам надо также в регионах стимулировать создание центров акселерации, появление технологических стартапов, для того чтобы они развивались на местах, а не все стартаперы приезжали в Москву.
Ну и, наконец, последнее направление (но не по важности) – это цифровизация госуправления. Здесь мы выделяем две главные задачи – это цифровизация госуслуг и цифровизация госданных. Это два взаимосвязанных процесса.

продолжение и окончание стенограммы смю в файле http://leo-mosk.narod.ru/works2/20_11_03.htm
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments