leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ принял судьбоносное постановление по лесу – Матвиенко Лесники довольны?

СФ принял судьбоносное постановление по лесу – Матвиенко Лесники довольны?
27. СФ без обсуждения принял постановление «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства»
Председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Петрович Майоров
Постановление в целом 130 0 0

Текст постановления
О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства
Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания РФ отмечает следующее. Россия – одна из крупнейших лесных держав, на территории которой расположена пятая часть всех лесов планеты. По запасам лесных ресурсов Российская Федерация в 2 раза превосходит США и занимает второе место после Бразилии. При этом доля продукции лесного комплекса в валовом внутреннем продукте по итогам 2019 года составила 0,74 процента, что в 10 раз ниже, чем в США, и в 1,5 раза ниже, чем в Бразилии.
Между тем лесное хозяйство – одна из важных, традиционных для нашей страны отраслей экономики. В целях регулирования лесных отношений в 2007 году введен в действие Лесной кодекс РФ, в соответствии с которым полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, контролю и надзору за их использованием были переданы субъектам РФ, получила развитие система арендных отношений. Так, площадь участков, переданных в аренду в целях заготовки древесины, по сравнению с 2006 годом увеличилась более чем в 1,5 раза и в 2019 году составила 173 млн гектаров, объемы заготовки древесины выросли более чем в 1,3 раза и по итогам 2019 года составили 219 млн куб. метров. С 2019 года реализуется федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», финансирование которого на весь период реализации составляет 151 009,8 млн рублей. В рамках указанного проекта субъектами РФ закуплено более 5 тыс. единиц лесохозяйственной техники и оборудования, более 17 тыс. единиц лесопожарной техники и оборудования. Вместе с тем основными причинами выбытия лесов по-прежнему остаются лесные пожары и незаконные рубки. Так, в 2019 году площадь, пройденная лесными пожарами, превысила 10 млн гектаров, а ущерб от них превысил 13,5 млрд рублей. Ущерб от незаконных рубок – более 12,5 млрд рублей. Фонд лесовосстановления в настоящее время составляет 35 млн гектаров. В целом развитию лесной отрасли препятствует ряд системных проблем, в том числе отсутствие достоверной информации о состоянии лесных ресурсов, должного контроля за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством, низкая доходность лесного хозяйства, отсутствие развитой лесной инфраструктуры и труднодоступность части лесных ресурсов, недостаточная эффективность мер, направленных на повышение прозрачности оборота древесины, в частности недостатки функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), и другие.
Вопросам декриминализации лесной отрасли в Совете Федерации Федерального Собрания РФ уделяется особое внимание. На основании рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания РФ, изложенных в постановлении от 30 января 2019 года № 17-СФ «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке», Правительством РФ доработан и 18 февраля 2019 года утвержден план мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины. В 2019-2020 годах Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ проводятся проверки соблюдения порядка заключения и реализации договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.
В 2019 году контрольные мероприятия проведены на территориях 64 субъектов РФ, проверено 4,6 тыс. договоров с объемом заготовки 190 млн куб. метров – три четверти расчетной лесосеки всех арендаторов страны. Всего выявлено 3,5 тыс. нарушений, то есть фактически по каждому второму договору, из которых 280 требуют расторжения. Расторгнуто 34 договора аренды с расчетной лесосекой 2 млн куб. метров, на стадии рассмотрения в судах находятся исковые заявления еще по 13 договорам аренды (с расчетной лесосекой 0,8 млн куб. метров), а также формируются материалы для направления в судебные органы по 122 договорам аренды (с расчетной лесосекой 2,8 млн куб. метров). По итогам проведения контрольных мероприятий компетентными органами возбуждено 6 уголовных дел. Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости реформирования системы управления лесным хозяйством. В целях решения проблем лесной отрасли Правительством РФ во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и 1 октября 2020 года утвержден план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.
Кроме того, проводится работа по актуализации Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2018 года № 1989-р. Лесной отрасли нужны новые ориентиры. Необходим комплексный подход к решению всех вопросов – от лесоустройства до производства продукции глубокой переработки древесины и ее дальнейшей реализации, развития смежных отраслей, в том числе биоэнергетики и деревянного домостроения.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания РФ постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства.
2. Рекомендовать Правительству РФ в трехлетний период обеспечить разработку и реализацию комплекса следующих первоочередных мер, направленных на сохранение и приумножение лесов, развитие лесного комплекса, повышение доходности лесного сектора экономики, увеличение доли отечественной продукции лесного комплекса на мировом рынке:
1) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроекты, предусматривающие: создание единой информационной системы лесного комплекса, обеспечивающей прослеживаемость оборота древесины от ее заготовки и переработки до реализации готовой продукции, в том числе до вывоза за пределы РФ в случае ее экспорта; реформирование системы лесоустройства как основы учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий органов власти, закреплением функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне; осуществление федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотрев распространение федерального государственного лесного надзора на отношения в сфере транспортировки, хранения и переработки древесины; разграничение полномочий по федеральному государственному лесному надзору и государственной лесной охране, включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны отдельных мер государственной защиты; установление запрета на нахождение в лесу лиц с лесозаготовительной и лесовозной техникой без правоустанавливающих или разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений; установление возможности безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием незаконной рубки лесных насаждений и принадлежащей на праве собственности третьим лицам, определение условий такого безвозмездного изъятия; уточнение критериев, определяющих основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим существенное нарушение лесного законодательства, и для заключения на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов для лесопользователя, не допустившего существенных нарушений условий такого договора; введение требования реализации на биржевых торгах древесины, полученной при рубках лесных насаждений в рамках выполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями мероприятий по сохранению лесов (за исключением реализации древесины для собственных нужд местного населения); создание механизма экономической устойчивости отдельных типов государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, в том числе за счет расширения перечня видов работ, выполняемых этими учреждениями в рамках приносящей доход деятельности; развитие деятельности в области семеноводства, в том числе путем обеспечения функционирования лесного семеноводства как самостоятельного вида деятельности по производству семян и посадочного материала лесных растений отечественного происхождения; совершенствование нормативно-правового регулирования в области создания и эксплуатации лесных дорог, введение механизмов софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства; совершенствование использования лесов и нормативно-правового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанном с ее заготовкой; приведение действующих договоров аренды лесных участков в соответствие с утвержденными типовыми договорами; наделение арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по производственному контролю в области предупреждения, выявления и пресечения незаконных рубок лесных насаждений в границах лесных участков, предоставленных в аренду и (или) постоянное (бессрочное) пользование;
2) проработать вопрос об увеличении общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области лесных отношений, до уровня, предусмотренного нормативами;
3) проработать вопрос о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;
4) разработать комплекс мер по поддержке работающих в лесном комплексе молодых специалистов, включая предоставление гарантии трудоустройства выпускникам образовательных организаций и выделение субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности;
5) рассмотреть возможность использования средств резервного фонда Правительства РФ для погашения кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ, образовавшейся в том числе в результате ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
6) рассмотреть вопрос актуализации профессиональных стандартов и образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров в области лесного хозяйства;
7) принять меры, направленные: на поддержку модернизации производства и создания мощностей для глубокой переработки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по экспорту необработанной древесины; на стимулирование перевода на биотопливо котельных, работающих на мазуте, в том числе путем предоставления субсидий в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению инновационных технологий; на развитие деревянного домостроения, в том числе с использованием механизма субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов на приобретение деревянных домов и предоставления льготных кредитов на приобретение жилья в сельской местности в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696; на обеспечение доступности лесных ресурсов для населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях;
8) утвердить новую Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, обеспечив участие в подготовке указанной Стратегии органов государственной власти субъектов РФ, научных и общественных природоохранных организаций;
9) разработать в том числе с учетом международной практики отечественную систему оценки законности происхождения лесоматериалов и продукции из древесины;
10) установить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение древесины без доказательств законности ее происхождения, в том числе без подтверждения наличия разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;
11) рассмотреть предложения, предусматривающие: определение размера расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов для осуществления заготовки древесины; увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ при использовании лесов, в том числе за счет формирования системы рыночного ценообразования на лесные ресурсы, учитывающей динамику цен на древесину и изделия из нее на отечественном и мировом рынках, затраты лесопользователей, связанные с охраной, защитой и воспроизводством лесов; оказание содействия отечественным предприятиям машиностроительной и станкостроительной промышленности в разработке и запуске в производство продукции для лесного комплекса, предусмотрев меры государственной поддержки организаций, приобретающих такую продукцию;
12) разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», направленных на совершенствование механизмов взаимодействия уполномоченных органов государственной власти при выявлении пересечений установленных границ лесничеств или лесных участков и населенных пунктов;
13) подготовить предложения по нормативно-правовому регулированию перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в целях освоения месторождений урана. 3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РФ ускорить принятие проекта федерального закона № 1021307-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».
4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ обратить особое внимание на соблюдение требований лесного законодательства, в частности на правомерность реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, назначения и проведения санитарных рубок, соблюдение особого правового режима в отношении защитных лесов, распоряжение землями лесного фонда.
5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ продолжить работу: по утверждению правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, предоставляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках осуществления переданных полномочий РФ в области лесных отношений; по внесению в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих соблюдение принципов непрерывного и неистощительного лесопользования в границах лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных по договорам аренды для заготовки древесины; по изменению параметров расчета размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается.
6. Рекомендовать Министерству экономического развития РФ совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части включения объектов создаваемой и (или) реконструируемой лесной инфраструктуры, объектов, обеспечивающих воспроизводство лесов (лесных селекционно-семеноводческих центров, лесных питомников и других), в перечень объектов соглашения, в отношении которых возможно заключение соглашений о государственно-частном партнерстве.
7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства:
1) провести совместно с органами государственной власти Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской и Иркутской областей в 2021 году в отношении земель лесного фонда на территориях указанных субъектов РФ эксперимент по осуществлению федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) разработать меры по стимулированию воспроизводства лесов, в том числе наиболее пострадавших от лесных пожаров и незаконных рубок, и поддержке организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию посадочного материала лесных растений и в области лесного семеноводства;
3) рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 декабря 2015 года № 534, в части увеличения годового фонда оплаты труда работников, занятых в лесном хозяйстве, и доведения размера их среднемесячной заработной платы до уровня среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте РФ;
4) представить предложения по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда;
5) рассмотреть вопрос о включении работ по осуществлению ухода за лесными культурами до перевода их в покрытую лесом площадь в перечень работ по лесовосстановлению;
6) ускорить разработку методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов.
8. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:
1) продолжить проведение надзорных мероприятий по проверке законности заключения договоров долгосрочной аренды лесных участков и соблюдения инвестиционных обязательств, предусмотренных конкурсными предложениями и договорами аренды лесных участков, заключенными ранее в целях заготовки древесины;
2) определить нормативы затрат на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 года № 1404 «Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий РФ в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ», с учетом региональных особенностей.
9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ:
1) завершить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесничеств, расположенных рядом с населенными пунктами, и обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в отношении населенных пунктов в части создания противопожарных разрывов, устройства противопожарных минерализованных полос и недопущения их застройки, предусмотрев финансирование указанных мероприятий при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
2) активизировать работу по строительству помещений (контор) лесничеств, принятию мер социальной поддержки государственных лесных инспекторов и сотрудников лесничеств (в том числе обеспечение их жилыми помещениями, повышение квалификации указанных специалистов) с включением этих мероприятий в региональные программы развития субъектов РФ;
3) провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях обеспечения мониторинга реализации постановлений Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ» и от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».
10. Предложить Правительству РФ проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания РФ в период весенней сессии 2021 года о реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и ходе реализации плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.
11. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию.
13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Из стенограммы 491 пленарного заседания СФ 03.11.20
Двадцать седьмой вопрос – о проекте постановления Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» – докладывает Алексей Петрович Майоров. Пожалуйста.
А.П. Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект постановления Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства», который мы приняли за основу на четыреста девяностом пленарном заседании.
Хочу отметить, что проект в установленном порядке доработан.
Особо хотелось бы отметить, что он достаточно высоко оценивается профессиональным сообществом (мы провели для этого специальное мероприятие с профессиональным сообществом). Мы учли практически все высказанные в ходе работы над постановлением предложения сенаторов.
Комитет под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Леонидовича Воробьёва будет осуществлять парламентский контроль за исполнением постановления.
Предлагаем принять постановление в целом.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли замечания? Все ли довольны постановлением?
Татьяна Анатольевна, лесники довольны?
Т.А. Гигель, член Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай.
Да.
Председательствующий. Вы у нас в Совете Федерации ответственная за лесников.
Я хочу поблагодарить Юрия Леонидовича Воробьёва (он у нас на изоляции сейчас), Алексея Петровича Майорова, членов комитета за очень серьезную подготовку «правительственного часа» и итогового документа. Спасибо большое.
Вопросов и выступающих нет.
Кто за то, чтобы принять постановление Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» (документ № 500) в целом? Прошу, коллеги, голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (13 час. 15 мин. 35 сек.)
За 130 чел. 76,5% Против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 130 чел.
Не голосовало 40 чел.
Решение: принято Постановление принято.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments