27. СФ без обсуждения принял постановление «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства»
Председатель комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Петрович Майоров
Постановление в целом 130 0 0
Текст постановления
О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства
Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства, Совет Федерации Федерального Собрания РФ отмечает следующее. Россия – одна из крупнейших лесных держав, на территории которой расположена пятая часть всех лесов планеты. По запасам лесных ресурсов Российская Федерация в 2 раза превосходит США и занимает второе место после Бразилии. При этом доля продукции лесного комплекса в валовом внутреннем продукте по итогам 2019 года составила 0,74 процента, что в 10 раз ниже, чем в США, и в 1,5 раза ниже, чем в Бразилии.
Между тем лесное хозяйство – одна из важных, традиционных для нашей страны отраслей экономики. В целях регулирования лесных отношений в 2007 году введен в действие Лесной кодекс РФ, в соответствии с которым полномочия по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, контролю и надзору за их использованием были переданы субъектам РФ, получила развитие система арендных отношений. Так, площадь участков, переданных в аренду в целях заготовки древесины, по сравнению с 2006 годом увеличилась более чем в 1,5 раза и в 2019 году составила 173 млн гектаров, объемы заготовки древесины выросли более чем в 1,3 раза и по итогам 2019 года составили 219 млн куб. метров. С 2019 года реализуется федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология», финансирование которого на весь период реализации составляет 151 009,8 млн рублей. В рамках указанного проекта субъектами РФ закуплено более 5 тыс. единиц лесохозяйственной техники и оборудования, более 17 тыс. единиц лесопожарной техники и оборудования. Вместе с тем основными причинами выбытия лесов по-прежнему остаются лесные пожары и незаконные рубки. Так, в 2019 году площадь, пройденная лесными пожарами, превысила 10 млн гектаров, а ущерб от них превысил 13,5 млрд рублей. Ущерб от незаконных рубок – более 12,5 млрд рублей. Фонд лесовосстановления в настоящее время составляет 35 млн гектаров. В целом развитию лесной отрасли препятствует ряд системных проблем, в том числе отсутствие достоверной информации о состоянии лесных ресурсов, должного контроля за использованием лесов, их охраной, защитой и воспроизводством, низкая доходность лесного хозяйства, отсутствие развитой лесной инфраструктуры и труднодоступность части лесных ресурсов, недостаточная эффективность мер, направленных на повышение прозрачности оборота древесины, в частности недостатки функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), и другие.
Вопросам декриминализации лесной отрасли в Совете Федерации Федерального Собрания РФ уделяется особое внимание. На основании рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания РФ, изложенных в постановлении от 30 января 2019 года № 17-СФ «Об усилении контроля за оборотом древесины и противодействия ее незаконной заготовке», Правительством РФ доработан и 18 февраля 2019 года утвержден план мероприятий по решению проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины. В 2019-2020 годах Федеральным агентством лесного хозяйства совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством промышленности и торговли РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ проводятся проверки соблюдения порядка заключения и реализации договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.
В 2019 году контрольные мероприятия проведены на территориях 64 субъектов РФ, проверено 4,6 тыс. договоров с объемом заготовки 190 млн куб. метров – три четверти расчетной лесосеки всех арендаторов страны. Всего выявлено 3,5 тыс. нарушений, то есть фактически по каждому второму договору, из которых 280 требуют расторжения. Расторгнуто 34 договора аренды с расчетной лесосекой 2 млн куб. метров, на стадии рассмотрения в судах находятся исковые заявления еще по 13 договорам аренды (с расчетной лесосекой 0,8 млн куб. метров), а также формируются материалы для направления в судебные органы по 122 договорам аренды (с расчетной лесосекой 2,8 млн куб. метров). По итогам проведения контрольных мероприятий компетентными органами возбуждено 6 уголовных дел. Выявленные проблемы свидетельствуют о необходимости реформирования системы управления лесным хозяйством. В целях решения проблем лесной отрасли Правительством РФ во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан и 1 октября 2020 года утвержден план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.
Кроме того, проводится работа по актуализации Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2018 года № 1989-р. Лесной отрасли нужны новые ориентиры. Необходим комплексный подход к решению всех вопросов – от лесоустройства до производства продукции глубокой переработки древесины и ее дальнейшей реализации, развития смежных отраслей, в том числе биоэнергетики и деревянного домостроения.
Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания РФ постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства РФ В.В. Абрамченко о мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства.
2. Рекомендовать Правительству РФ в трехлетний период обеспечить разработку и реализацию комплекса следующих первоочередных мер, направленных на сохранение и приумножение лесов, развитие лесного комплекса, повышение доходности лесного сектора экономики, увеличение доли отечественной продукции лесного комплекса на мировом рынке:
1) подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ законопроекты, предусматривающие: создание единой информационной системы лесного комплекса, обеспечивающей прослеживаемость оборота древесины от ее заготовки и переработки до реализации готовой продукции, в том числе до вывоза за пределы РФ в случае ее экспорта; реформирование системы лесоустройства как основы учета, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий органов власти, закреплением функций по осуществлению лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне; осуществление федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, предусмотрев распространение федерального государственного лесного надзора на отношения в сфере транспортировки, хранения и переработки древесины; разграничение полномочий по федеральному государственному лесному надзору и государственной лесной охране, включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны отдельных мер государственной защиты; установление запрета на нахождение в лесу лиц с лесозаготовительной и лесовозной техникой без правоустанавливающих или разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений; установление возможности безвозмездного изъятия лесозаготовительной и лесовозной техники, являющейся орудием незаконной рубки лесных насаждений и принадлежащей на праве собственности третьим лицам, определение условий такого безвозмездного изъятия; уточнение критериев, определяющих основания для расторжения договора аренды лесного участка с арендатором, допустившим существенное нарушение лесного законодательства, и для заключения на новый срок договора аренды лесного участка без проведения торгов для лесопользователя, не допустившего существенных нарушений условий такого договора; введение требования реализации на биржевых торгах древесины, полученной при рубках лесных насаждений в рамках выполнения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями мероприятий по сохранению лесов (за исключением реализации древесины для собственных нужд местного населения); создание механизма экономической устойчивости отдельных типов государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, в том числе за счет расширения перечня видов работ, выполняемых этими учреждениями в рамках приносящей доход деятельности; развитие деятельности в области семеноводства, в том числе путем обеспечения функционирования лесного семеноводства как самостоятельного вида деятельности по производству семян и посадочного материала лесных растений отечественного происхождения; совершенствование нормативно-правового регулирования в области создания и эксплуатации лесных дорог, введение механизмов софинансирования строительства лесных дорог за счет бюджетных и внебюджетных источников на принципах государственно-частного партнерства; совершенствование использования лесов и нормативно-правового регулирования в части определения права собственности на древесину, в том числе при использовании лесов, не связанном с ее заготовкой; приведение действующих договоров аренды лесных участков в соответствие с утвержденными типовыми договорами; наделение арендаторов лесных участков отдельными полномочиями по производственному контролю в области предупреждения, выявления и пресечения незаконных рубок лесных насаждений в границах лесных участков, предоставленных в аренду и (или) постоянное (бессрочное) пользование;
2) проработать вопрос об увеличении общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ в области лесных отношений, до уровня, предусмотренного нормативами;
3) проработать вопрос о возможности установления целевого характера средств, поступающих в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в виде регулярных платежей за пользование лесными ресурсами, для обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов;
4) разработать комплекс мер по поддержке работающих в лесном комплексе молодых специалистов, включая предоставление гарантии трудоустройства выпускникам образовательных организаций и выделение субсидий на строительство или приобретение жилья в сельской местности;
5) рассмотреть возможность использования средств резервного фонда Правительства РФ для погашения кредиторской задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ, образовавшейся в том числе в результате ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров;
6) рассмотреть вопрос актуализации профессиональных стандартов и образовательных программ, ориентированных на подготовку кадров в области лесного хозяйства;
7) принять меры, направленные: на поддержку модернизации производства и создания мощностей для глубокой переработки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность по экспорту необработанной древесины; на стимулирование перевода на биотопливо котельных, работающих на мазуте, в том числе путем предоставления субсидий в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению инновационных технологий; на развитие деревянного домостроения, в том числе с использованием механизма субсидирования жилищных (ипотечных) кредитов на приобретение деревянных домов и предоставления льготных кредитов на приобретение жилья в сельской местности в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 года № 696; на обеспечение доступности лесных ресурсов для населения, проживающего на депрессивных в экономическом развитии территориях;
8) утвердить новую Стратегию развития лесного комплекса РФ до 2030 года и план мероприятий по ее реализации, обеспечив участие в подготовке указанной Стратегии органов государственной власти субъектов РФ, научных и общественных природоохранных организаций;
9) разработать в том числе с учетом международной практики отечественную систему оценки законности происхождения лесоматериалов и продукции из древесины;
10) установить ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу или переработку круглого леса, за приобретение древесины без доказательств законности ее происхождения, в том числе без подтверждения наличия разрешающих документов на осуществление рубок лесных насаждений;
11) рассмотреть предложения, предусматривающие: определение размера расчетной лесосеки с учетом экономической доступности лесов для осуществления заготовки древесины; увеличение доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ при использовании лесов, в том числе за счет формирования системы рыночного ценообразования на лесные ресурсы, учитывающей динамику цен на древесину и изделия из нее на отечественном и мировом рынках, затраты лесопользователей, связанные с охраной, защитой и воспроизводством лесов; оказание содействия отечественным предприятиям машиностроительной и станкостроительной промышленности в разработке и запуске в производство продукции для лесного комплекса, предусмотрев меры государственной поддержки организаций, приобретающих такую продукцию;
12) разработать предложения по внесению изменений в Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», направленных на совершенствование механизмов взаимодействия уполномоченных органов государственной власти при выявлении пересечений установленных границ лесничеств или лесных участков и населенных пунктов;
13) подготовить предложения по нормативно-правовому регулированию перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в целях освоения месторождений урана. 3. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания РФ ускорить принятие проекта федерального закона № 1021307-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».
4. Рекомендовать Генеральной прокуратуре РФ обратить особое внимание на соблюдение требований лесного законодательства, в частности на правомерность реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, назначения и проведения санитарных рубок, соблюдение особого правового режима в отношении защитных лесов, распоряжение землями лесного фонда.
5. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ продолжить работу: по утверждению правил осуществления контроля за достоверностью сведений о незаконных рубках лесных насаждений, предоставляемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках осуществления переданных полномочий РФ в области лесных отношений; по внесению в нормативные правовые акты изменений, предусматривающих соблюдение принципов непрерывного и неистощительного лесопользования в границах лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных по договорам аренды для заготовки древесины; по изменению параметров расчета размера вреда, причиненного вследствие нарушения лесного законодательства лесным насаждениям, заготовка древесины которых допускается.
6. Рекомендовать Министерству экономического развития РФ совместно с Министерством природных ресурсов и экологии РФ проработать вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части включения объектов создаваемой и (или) реконструируемой лесной инфраструктуры, объектов, обеспечивающих воспроизводство лесов (лесных селекционно-семеноводческих центров, лесных питомников и других), в перечень объектов соглашения, в отношении которых возможно заключение соглашений о государственно-частном партнерстве.
7. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии РФ совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства:
1) провести совместно с органами государственной власти Забайкальского, Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской и Иркутской областей в 2021 году в отношении земель лесного фонда на территориях указанных субъектов РФ эксперимент по осуществлению федерального государственного лесного надзора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) разработать меры по стимулированию воспроизводства лесов, в том числе наиболее пострадавших от лесных пожаров и незаконных рубок, и поддержке организаций, осуществляющих деятельность по выращиванию посадочного материала лесных растений и в области лесного семеноводства;
3) рассмотреть возможность внесения изменений в Порядок определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта РФ, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 декабря 2015 года № 534, в части увеличения годового фонда оплаты труда работников, занятых в лесном хозяйстве, и доведения размера их среднемесячной заработной платы до уровня среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте РФ;
4) представить предложения по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях лесного фонда;
5) рассмотреть вопрос о включении работ по осуществлению ухода за лесными культурами до перевода их в покрытую лесом площадь в перечень работ по лесовосстановлению;
6) ускорить разработку методических указаний по организации лесопожарных формирований с учетом лесопожарного зонирования лесов.
8. Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства:
1) продолжить проведение надзорных мероприятий по проверке законности заключения договоров долгосрочной аренды лесных участков и соблюдения инвестиционных обязательств, предусмотренных конкурсными предложениями и договорами аренды лесных участков, заключенными ранее в целях заготовки древесины;
2) определить нормативы затрат на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 11 сентября 2020 года № 1404 «Об утверждении Правил определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления полномочий РФ в области лесных отношений, переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ», с учетом региональных особенностей.
9. Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ:
1) завершить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах лесничеств, расположенных рядом с населенными пунктами, и обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности в отношении населенных пунктов в части создания противопожарных разрывов, устройства противопожарных минерализованных полос и недопущения их застройки, предусмотрев финансирование указанных мероприятий при формировании проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов;
2) активизировать работу по строительству помещений (контор) лесничеств, принятию мер социальной поддержки государственных лесных инспекторов и сотрудников лесничеств (в том числе обеспечение их жилыми помещениями, повышение квалификации указанных специалистов) с включением этих мероприятий в региональные программы развития субъектов РФ;
3) провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса, в целях обеспечения мониторинга реализации постановлений Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ» и от 21 сентября 2020 года № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».
10. Предложить Правительству РФ проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания РФ в период весенней сессии 2021 года о реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении, и ходе реализации плана мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса.
11. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проинформировать палату в период осенней сессии 2021 года о ходе реализации настоящего постановления.
12. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию.
13. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Из стенограммы 491 пленарного заседания СФ 03.11.20
Двадцать седьмой вопрос – о проекте постановления Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» – докладывает Алексей Петрович Майоров. Пожалуйста.
А.П. Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект постановления Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства», который мы приняли за основу на четыреста девяностом пленарном заседании.
Хочу отметить, что проект в установленном порядке доработан.
Особо хотелось бы отметить, что он достаточно высоко оценивается профессиональным сообществом (мы провели для этого специальное мероприятие с профессиональным сообществом). Мы учли практически все высказанные в ходе работы над постановлением предложения сенаторов.
Комитет под руководством заместителя Председателя Совета Федерации Юрия Леонидовича Воробьёва будет осуществлять парламентский контроль за исполнением постановления.
Предлагаем принять постановление в целом.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли замечания? Все ли довольны постановлением?
Татьяна Анатольевна, лесники довольны?
Т.А. Гигель, член Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай.
Да.
Председательствующий. Вы у нас в Совете Федерации ответственная за лесников.
Я хочу поблагодарить Юрия Леонидовича Воробьёва (он у нас на изоляции сейчас), Алексея Петровича Майорова, членов комитета за очень серьезную подготовку «правительственного часа» и итогового документа. Спасибо большое.
Вопросов и выступающих нет.
Кто за то, чтобы принять постановление Совета Федерации «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» (документ № 500) в целом? Прошу, коллеги, голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (13 час. 15 мин. 35 сек.)
За 130 чел. 76,5% Против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 130 чел.
Не голосовало 40 чел.
Решение: принято Постановление принято.