leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Изменение методологии расчета отвязанных ПМ и МРОТ – первое чтение

Изменение методологии расчета отвязанных ПМ и МРОТ – первое чтение – Андрей Пудов ПМ устанавливается от медианного дохода: трудоспособное население 109%, пенсионеры 86%, дети 97% – Ольга Алимова Зарабатывание денег станет обязанностью каждого – Олег Шеин Нет ли здесь подгонки под статус кво? – Коломейцев Вы берете порог нищеты за базу – Виталий Пашин Почему маски не закладываются в ПМ? Тем более что неизвестно сколько лет продлится – Пудов Оплата работодателем – Алексей Куринный 13,1% за чертой бедности Методика допускает фальсификации Социальное мошенничество Отменили индексацию работающим пенсионерам Повысили пенсионный возраст Обещали 10% увеличение ПМ, имеем 3,7%, МРОТ 5,5% Экономия – Пудов Нет не экономия – Александр Пятиткоп Когда пенсия достигнет 40%? Сейчас 31% – Пудов Нулевой доклад сдадим в МОТ в марте – Пьяных Официальная зарплата отличается от дохода Перейти к прожиточной норме чтоб не искал где дешевле – Пудов Вопрос в повестке есть – Ярослав Нилов ИП в ПФР не учитываются – Андрей Исаев МРОТ и ПМ будет больше 61 регион занижают ПМ
11. 1027748-7 Госдума в итоге критического обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в РФ» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (об изменении методологии расчета величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда)
Документ внесен правительством 30.09.20.
Представил статс-секретарь – замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
Председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Законопроектом предлагается:
- исключить понятие «потребительская корзина» и признать утратившими силу положения о порядке ее установления;
- уточнить понятие «прожиточный минимум» – минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина (в настоящее время – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы);
- ввести понятие «медианный среднедушевой доход» – величина денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины, ежегодно исчисляемая Росстатом (порядок исчисления медианного среднедушевого дохода будет определяться Росстатом);
- изменить методологию расчета величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год, предусмотрев, что эта величина устанавливается Правительством РФ и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода в целом по РФ за предыдущий год (в настоящее время предусмотрено, что величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам);
- установить, что соотношение величины прожиточного минимума на душу населения и величины медианного среднедушевого дохода в целом по РФ за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 % и пересматривается не реже одного раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития РФ. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной на текущий год;
- предусмотреть, что величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год устанавливается Правительством РФ исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год. Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения и величины прожиточного минимума на душу населения устанавливается в размере 109%, величины прожиточного минимума пенсионеров – в размере 86%, величины прожиточного минимума детей – в размере 97%;
- установить, что величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ устанавливается на очередной год субъектом РФ в соответствии с коэффициентом соотношения величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и в субъекте РФ, утвержденным Правительством РФ. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения устанавливается субъектом РФ в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за второй квартал 2020 года;
- установить на 2021-2025 годы переходный период поэтапного доведения в субъектах РФ величин прожиточного минимума на душу населения, установленных на 2021 год, до величин, рассчитанных на основе вышеназванных коэффициентов;
- закрепить, что с 2022 года величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ на очередной год устанавливается субъектом РФ в порядке, определяемом Правительством РФ;
- изменить механизм расчета минимального размера оплаты труда, предусмотрев, что МРОТ на очередной год исчисляется с учетом значения медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за предыдущий год, и устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год (в настоящее время предусмотрено, что начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года);
- установить, что соотношение МРОТ и медианной заработной платы пересматривается не реже 1 раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития РФ;
- предусмотреть, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%
- установить с 1 января 2021 года МРОТ в размере 12 792 руб. в месяц (по сравнению с МРОТ на 2020 год (12 130 руб.) рост составит 5,5%.).
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.
Первое чтение 310 17 1 14:03

Стенограмма обсуждения
Пункт 11. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Доклад официального представителя правительства статс-секретаря замминистра труда и социальной защиты Андрея Николаевича Пудова. Пожалуйста.
Пудов А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона, которым предлагается изменить подходы определения размеров прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.
Разработка данного законопроекта была вызвана необходимостью серьезной модернизации действующей в настоящее время модели определения прожиточного минимума посредством потребительской корзины. Анализ данного подхода при его внешней простоте выявил серьезные недостатки, а именно эта модель жестко ограничивает увеличение минимального размера оплаты труда и препятствует росту уровня жизни малообеспеченных граждан.
С целью изменения этих негативных тенденций законопроектом вводится механизм установления прожиточного минимума в соотношении с медианным доходом, а минимального размера оплаты труда – в соотношении с медианной заработной платой.
Кроме того закрепляется конституционная норма о том, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год. При этом сам прожиточный минимум в рамках установленных соотношений снижаться также не может. Как и прежде размер, минимальный размер оплаты труда предлагается ежегодно устанавливать федеральным законом.
С 2022 года прожиточный минимум и минимальный размер оплаты труда в соответствии с законопроектом будут ежегодно увеличиваться на темп роста медианного дохода и медианной заработной платы.
С целью гибкого реагирования на изменение социально-экономической ситуации предусматривается пересмотр установленных соотношений не реже, чем одного раза в пять лет. Также проектом закона предусмотрено, что прожиточный минимум трудоспособного населения составит 109 процентов от прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации. Прожиточный минимум пенсионера, соответственно, 86 процентов, а прожиточный минимум детей 97 процентов.
В регионах прожиточный минимум на душу населения планируется устанавливать в соотношении со среднедушевым прожиточным минимумом в целом по Российской Федерации. При этом коэффициенты соотношения для каждого региона предлагается утверждать Правительством Российской Федерации с учетом региональной особенности ценообразования и потребления.
Эта работа будет завершена к концу первого квартала 2021 года.
Для выравнивания сложившегося во многих регионах занижения прожиточного минимума потребуется несколько лет. В связи с этим на 2021-2025 годы предлагается установить переходный период, в течение которого планируется доведение регионами своих прожиточных минимумов до новых размеров, рассчитанных на основе коэффициентов.
В этих целях в 2021 году величину среднедушевого прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации предлагается установить в размере не ниже среднедушевого прожиточного минимума второго квартала 2020 года. А далее совместно с субъектами Российской Федерации будет разработана для каждого региона линейка повышения прожиточного минимума до достижения ее расчётного значения в 2025 году. А уже с 2022 года регионы самостоятельно начнут устанавливать прожиточный минимум по социально демографическим группам населения на основании методик, которые будут утверждаться Правительством Российской Федерации. Отмечу, что анализ прогнозных данных за период на 2020-й и 2030 годы показывает, что при данном подходе расчета прожиточный минимум будет устойчиво расти так же, как и минимальный размер оплаты труда.
Исходя из предложенной модели расчета, значение прожиточного минимума на 2021 год составит 11 тысяч 653 рубля. По сравнению с размером прожиточного минимума за 2020 год, а это 11 тысяч 241 рубль, рост составит 103,7 процентных пункта. Это 44,2 медианного дохода за 2019 год. Соотношение минимального размера оплаты труда с медианной заработной платой в 2021 году составит 42 процента, а именно, 12 тысяч 792 рубля.
За основу для расчета медианной заработной платы взяты данные Пенсионного фонда Российской Федерации по полному кругу предприятий. По сравнению с действующим минимальным размером оплаты труда, а это 12 тысяч 130 рублей, рост составит 105,5 процентных пункта. Увеличение минимального размера оплаты труда затронет 3,9 миллиона человек. Допрасходы всех уровней бюджетной системы внебюджетного сектора, включая расходы на увеличение минимального размера оплаты труда, составит в 2021 году 128,5 миллиарда рублей, в 2022-м – 134,8 миллиарда рублей, соответственно, в 2023-м – 217,2 миллиарда рублей. Соответствующие расходы учтены проектом федерального закона о федеральном бюджете на трехлетний период.
Таким образом, предлагается модель, которая позволит обеспечить рост прожиточного минимума не ниже прогнозной инфляции при соблюдении при этом конституционных гарантий.
Проект закона согласован с Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, со всеми социальными партнёрами.
Прошу поддержать представленный законопроект. Спасибо.
Председательствующий, Спасибо.
Содоклад Ярослава Евгеньевича Нилова, пожалуйста.
Нилов Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
В этом году заканчивается срок действующей потребительской корзины, которая позволяет рассчитывать прожиточный минимум.
Критиковали потребительскую корзину, наверное, все фракции, регулярно мы отклоняли законопроекты на эту тему, и правительство должно было предложить либо новую потребительскую корзину, либо новую методику, ну а МРОТ мы каждый раз утверждаем, когда рассматриваем проект федерального бюджета на плановый период.
Правительство пошло другим путём и предложило новую так называемую медианную методику, когда определяется медианная заработная плата и определяется медианный доход, из чего и определяется прожиточный минимум, и определяется минимальный размер оплаты труда.
Комитет, учитывая и ту критику, которая звучала ранее, и, рассмотрев предложение, которое было сформулировано в виде проекта закона, внесённое правительством, проанализировав то исследование, которое было заказано Государственной Думой Юридической академии имени Кутафина, и мы совместно с Комитетом по контролю и Регламенту принимали отчёт этой академии, анализировали данное исследование, и с уверенностью можно сказать, что те рекомендации, которые там звучали, они учтены, в том числе и в предлагаемом проекте закона, поэтому комитет, рассмотрев, принял решение, концептуально поддержав, выразив некоторые замечания, которые требуют корректировки и устранения ко второму чтению, тем более что социальные партнёры, входящие в Трёхстороннюю комиссию также концептуально данные изменения поддерживают, поэтому комитет предлагает поддержать.
И мы сегодня находимся на новом рубеже, когда мы отвязываем МРОТ от прожиточного минимума, сохраняя при этом конституционную гарантию, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, но темпы роста и одной величины, и другой величины, они становятся независимыми, что в целом также заслуживает поддержки и внимания. Комитет просит поддержать концептуально. Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите результаты. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.
Шеремет М. С, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Уважаемый Андрей Николаевич, вопрос к вам.
Я внимательно слушал ваш доклад, но скажу вам, что сухой перевод букв в звук воспринимается тяжело, учитывая такой сложный законопроект и механизм расчета. Вы могли бы как-то более доступно доложить этот законопроект с помощью наглядных материалов, презентации? У нас даже для этого все предусмотрено, чтобы людям было понятно, что такое медианный доход, откуда он взялся, и почему вы его используете, что закон даст людям, как увеличатся их доходы или упадут, наглядно в переводе букв в конкретные суммы, ведь этому посвящен данный законопроект. Спасибо.
Пудов А. Н. Спасибо, Михаил Сергеевич.
Значит, если коротко о медианном доходе, то это тот доход, который является серединным значением: лица, которые получают | доходы, 50 процентов населения выше этого значения, 50 процентов ниже этого значения, то есть там нет этих крайних значений, которые обычно искажают значение, там, средний доход или средняя заработная плата.
Что касается материалов иллюстрационных, то эти материалы мы на комитете раздавали. Если такая необходимость есть, там есть несколько вариантов (попроще, средний, ещё сложнее, с детализацией различной), мы эти материалы готовы разместить, выдать и в электронном виде, и в бумажном виде, они подробно рассказывают все то, что я сегодня говорил и буду ещё говорить, отвечая на вопросы.
Председательствующий. Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
Андрей Николаевич, вот здесь в заключении комитета социального написано, что данная норма не отвечает критерию определенности, ясности, недвусмысленности. Действительно, медианная зарплата составила 34 тысячи рублей, чуть больше, а расчет производился с 30 тысяч рублей.
Затем законопроектом предлагается установить новое определение прожиточного минимума: «Минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина». А в нынешней формулировке прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, то есть все-таки речь идет не о доходе, а о расходе. В этой связи у меня вопрос.
Правильно ли я понимаю, что зарабатывание денег в размере прожиточного минимума теперь станет обязанностью каждого гражданина?
Пудов А. Н. Спасибо. Спасибо за вопрос.
Скажу, что, ну, начну с самого начала. Вы задали вопрос по поводу того расчета, который взялся за основу медианной заработной платы, а именно там 34 и 30 тысяч рублей.
Скажу, что, ну, первый тезис, то, что мы вместе с нашими социальными партнерами провели, до этого с наукой провели исследования в этом смысле на предмет того, как действующие методики, а дело в том, что медианный доход считается по методике, которая, в том числе признана в международном сообществе медианная заработная плата, такую же методику расчета, тоже признана, соответственно, вопрос в том, что берется за основу исходных данных. Вот медианная заработная плата, которая считалась по состоянию на два года назад, считалась по кругу предприятий мелких, извините, крупных и средних и это было такое выборочное обследование.
Поскольку в настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации располагает всей 100-процентной совокупностью данных о доходах абсолютно всех предприятий и доходах абсолютно каждого застрахованного лица, эти данные были уже в течение двух лет взяты за основу для расчета медианной заработной платы. Ровно поэтому эти данные были взяты, а они теперь у нас имеют возможность считаться каждый год, а не как раньше медианная считалась заработная плата только лишь раз в два года из-за огромного объема необходимых этих выборочных обследований, то сегодня это уже в течение двух лет осуществлялось, и ровно то значение взято за основу, оно проверялось нашими социальными партнерами, методика акцептована и могу сказать, вот это значение взято за основу.
А что касается подходов, связанных с самим понятием прожиточного минимума, то в данном случае оно концептуально и идеологически не изменилось. Прожиточный минимум – это та величина, которая берется за основу расчета тех значений и выплат.
Ну, для примера приведу, и это сохраняется в действующем правиле и в новом правиле, ПМ пенсионера берется как основа для выплат минимальных, которые будет получать неработающий пенсионер, имея в виду, что если его пенсия ниже, чем ПМ пенсионера, то он будет получать продолжать или региональную социальную доплату или федеральную социальную доплату, так же, как и для расчёта отдельных пособий для детей, семей с детьми, и также это основание для расчёта, сохраняется прожиточный минимум.
Поэтому в этом смысле идеология сохранена расчёта ПМ, и в том числе понятийного самого аппарата, значения прожиточного минимума. Спасибо.
Председательствующий. Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
У меня два вопроса, первый из которых, он касается вот этих процентов -42 процента, 44 процента, то есть как они были достигнуты и нет ли здесь просто подгонки цифр в рублях, которые будут у нас определены под статус-кво.
И второй вопрос: почему предлагается норма, чтобы вся эта процентовка застыла сроком на пять лет? Почему пять, так почему не год, почему не три, там не 15? То есть вот откуда это?
Пудов А. Н. Спасибо, спасибо за вопрос.
Значит, значение 42,2, расчёт достаточно простой, взята за основу прогнозная величина значения ПМ на соответственно 2020 год. Взята величина расчёта инфляции на 2021 год, на весь год, а раньше, вы знаете, мы ПМ брали только за второй квартал, и соответственно вся прогнозная величина, взятая для учёта, 3,7.
Исходя из этих соображений, и берём значение медианного дохода, берём значение расчётное прожиточного минимума и получаем значение 44,2. Ровно такой же подход избран при расчёте и минимального размера оплаты труда, когда при этом заложен рост данного показателя в размере, как я уже и в своём докладе отмечал, 5,5 процентных пункта.
Что касается зашитости или незашитости раз в пять лет, то я делаю акцент на том, что норма, которая сегодня написана здесь, вот в данном законопроекте, говорит не о том, что раз в пять лет, а не реже, чем раз в пять лет, этот вопрос действительно в ходе обсуждения на разных общественных площадках возникал.
То есть мы исходим из того, что... и там прямо это написано, что если социально-экономическая ситуация будет серьёзно меняться, а такие риски потенциально есть, то тогда этот пересмотр будет не раз в пять лет, а чаще. Там написано: не реже, чем раз в пять лет. В этом смысле может меняться и соотношение, само соотношение, значение соотношения. Спасибо, Олег Васильевич.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Андрей Николаевич, вы, вероятно, оговорились, когда сказали, что рост будет на 105 процентов, потому что 105 процентов это было 24 тысячи 260 рублей, но никак не 600.
И второе. Скажите, пожалуйста, мы будем выполнять конвенции, которые ратифицировали? В странах ЕС, всем, кто имеет 60 процентов от медианной, оказывают социальную поддержку, а вы берёте тех, кто, ну, порогом нищеты является (40 процентов) за базу. Разве это правильно?
Пудов А. Н. Николай Васильевич, спасибо за вопрос.
В данном случае значение соотношения имеет важную составляющую применительно к расчёту прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда. То, что говорите вы, когда мы берём законодательство ОЭСР, стран ОЭСР, входящих в ОЭСР, то у них эта величина используется для оценки величины бедности. У них она не используется, как у нас, для расчёта величин, ниже которых получать не могут, доходы граждан. Соответственно, вот в этом и разница.
А если привести вам пример другого рода, когда у нас, допустим, идёт выплата ежемесячная на детей, то у нас с вами получатели ежемесячной выплаты на детей, а там критерий нуждаемости 2 ПМ, а 2 ПМ, если мы действующее берём значение 44,2, умножаем на 2, это 88 процентных пунктов.
В этом смысле мы значения стран ОЭСР по так называемому критерию бедности в два раза... нет, уточню, в полтора раза перебиваем. Нет, ну так и есть: 44,2 умножаем на 2 – 88,4. Поэтому в этом смысле у нас подходы разные. У нас значение ПМ используется непосредственно для выплат, а не для только оценки критерия значения величины бедности. Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Андрей Николаевич, если мы возьмём 2019 год и посмотрим соотношение минимального размера оплаты труда и медианной зарплаты, то у нас соотношение составляет там в районе 30 процентов. Правильно ли я понимаю, что, устанавливая 44, мы тем самым, не увеличивая практически на треть минимальный размер оплаты труда, фиксируем снижение фактических зарплат в 2020 году на треть, в сравнении с 2019-м?
Пудов А. Н. Спасибо за вопрос.
Ровно не так. Вот если посмотреть ретроспективу, посмотреть назад в отношении, как соотношение медианной заработной платы, медианной и в том числе и ПМА с медианным доходом, тут я могу привести примеры. Допустим, 2013 год, у нас ПМ на душу населения был 7300, медианная была – 19036 -это соотношение было 38,4 всего лишь. Мы предлагаем 44,2.
Если брать МРОТ и МЗП, медианную зарплату, то это было 5,2, ну 5205, соответственно, МЗП была 21268, соотношение было 24,5. То есть мы в полтора раза выше значение, даже больше чем в полтора раза значение ставим.
Поэтому в этом смысле мы брали как ретроспективно, назад смотрели соотношение медианных значений дохода и МЗП со значениями ПМА и мы видим, что эта динамика всегда была опережающей. В этом смысле мы видим, если говорить, уже вперёд смотреть прогнозно, что это значение всегда будет в величину прогнозной инфляции, как минимум, не быть не ниже её.
Такие цифры у меня есть, я готов их дать. Ну мы их раздавали, кстати, на комитете.
Председательствующий. Пашин Виталий Львович. Пашин В. Л., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Андрей Николаевич, по всей стране власти обязали носить граждан маски, за отсутствие которых предусмотрены штрафы, но за чей счёт покупать маски, никто не думает. С учётом рекомендаций Роспотребнадзора о необходимости регулярной смены маски, в месяц на одного гражданина уходит по 2 тысячи рублей. Почему эти суммы не закладывать в прожиточный минимум, что в дальнейшем может повлиять на увеличение минимального размера оплаты труда.
Ответьте, откуда должны люди брать деньги на вводимые обязательства, тем более если семья многодетная, а единственным доходом является зарплата отца.
Считаю необходимым перестроиться в новые реалии и соразмерно увеличить сумму прожиточного минимума в связи с введением масочного режима как вариант на время пандемии, тем более никто не знает, сколько лет она ещё продлится.
Спасибо.
Пудов А. Н. Спасибо за вопрос, Виталий Львович.
Ну что касается прямо сейчас текущего момента, то мы решение, за чей счёт маски оплачивать, одно из решений такое уже предложили, оно сегодня реализуется. В частности, за счёт средств на предупредительные меры мы разрешили, у нас такое есть решение – это компетенция наша, Минтруда, работодателям оплачивать маски работающим гражданам за счёт средств тарифов страховых взносов от несчастных случаев на производстве и это, в принципе, уже сегодня, прям сейчас уже заложено.
А то, что говорите вы, действительно, в этом смысле учитывая, что это тоже как бы часть расходов работодателей, – это, так или иначе, в расчёте заработной платы участвует, косвенно, подчёркиваю, но всё равно участвует.
В этом смысле это скажется и на медианной заработной плате. А поскольку мы медианную заработную плату в соотношение ставим с МРОТ, соответственно, это тоже повлияет, в том числе, и на значение роста минимального размера оплаты труда.
А если брать старый механизм, потребительская корзина, то там были только продукты, «проды» так называемые, и там в ней не было вообще непродовольственных товаров. И в этом смысле старый механизм вообще исключал такую возможность влияния, в принципе. Потому что там было 50 процентов продовольственных товаров по 111 группам, точнее 11 групп товаров, а всё остальное было в процентном соотношении. Там не было расписано ни одной продовольственной услуги... точнее, непродовольственных услуг и непродтоваров. Спасибо.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Андрей Николаевич, возвращаясь к вопросу Николая Васильевича Коломейцева, хочу заметить, что 88 процентов от наших двух минимальных размеров оплаты труда будет порядка 20 с небольшим тысяч, а 60 процентов от, скажем, французской минималки или 720 евро, будут, как вы понимаете, в несколько раз больше.
Вот в этой связи, действительно, за рубежом, как правило, используется, если медианный подход, то не менее 50 процентов от медианного дохода составляют, соответственно, социальные гарантии.
Мой вопрос вот в чём. Скажите, что будет происходить, если доходы, медианный доход будет расти ниже инфляции? Не приведёт ли это к тому, что ухудшится ситуация для наших граждан? И какую минимальную зарплату прогнозирует правительство в 2023 году? Спасибо.
Пудов А. Н. Да. Спасибо за вопрос, Олег Николаевич.
Значит, первое. Ну привели опыт иностранный, повторюсь только здесь в одном, о том, что если брать страны Европы, то у них медианный доход, как правило, используется для оценки критерий бедности, но не для выплат. У нас же обратная история. У нас медианный доход в данном случае в соотношении с ПМ – это прямое влияние... потому что ПМ – это значение, как для критерия нуждаемости, так и сама выплата, она и в ПМ исчисляется. В этом и отличие. Поэтому, когда я говорю про 2 DM, я говорю о том, что та сумма, которая идёт к выплатам, и одновременно являясь критерием определения нуждаемости той или иной группы.
Что касается нашего прогноза на 2023 год, вы сказали, да, МРОТа, то это значение у нас прогнозируется на уровне 14 тысяч 176 рублей при темпе роста в том году 105,8 соответственно, ну при сохраненной доле 42.
Что касается вопроса о том, что, если мы увидим, что у нас медианный доход будет расти ниже инфляции, то у нас для этого есть с вами сохранная норма. Ну, во-первых, то, что ПМ текущего года не может быть, точнее будущего года не может быть ниже, чем ПМ текущего года, эта сохранная норма прямо предусмотрена. Ну так скажу для справки, что еще в рамках трехсторонней комиссии также состоялась договоренность прямая о том, что такую же сохранную норму надо будет сделать и для МРОТ, и мы в рамках этих договоренностей с социальными партнерами предлагаем, что такая возможность должна быть найдена при подготовке ко второму чтению.
И одновременно скажу, что та ситуация, которую вы описываете, как раз ситуация, в которой существенно меняются социально-экономические условия, это позволит ставить вопрос на российской трехсторонней комиссии в Государственной Думе впоследствии о том, чтобы изменять соотношение, то есть, не раз в 5 лет, а, может быть, чаще. Это вот, что касается недопущения изменения тех значений, о которых вы сказали.
Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Благодарю.
Уважаемый Андрей Николаевич!
Возможно введение понятий «медианная заработная плата», «медианный средний душевой доход» и так далее дадут более адекватную картину, значит, положения дел на самом деле. Но мой вопрос несколько в ином, в региональном аспекте. Скажите, пожалуйста, в случае принятия законопроекта, как это отразится на расчетах и на установлении величины прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, где, как известно, в настоящий момент ну две трети субъектов имеют рассчитанный прожиточный минимум ниже федерального расчета? Спасибо.
Пудов А. Н. Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Он достаточно глубокий и на этот вопрос тоже есть ответ в проекте закона, имею в виду следующее. Действительно наш анализ теми инструментами, которые я выше говорил, прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации показал, что действительно там две трети субъектов занижает прожиточный минимум в своих регионах и мы это на более чем 60 субъектах увидели. Ровно поэтому мы предложили данным законопроектом закрепить механизм, в соответствии с которым мы в течение текущего периода, а мы уже субъектам дали соответствующие инструменты первого квартала, значит, рассчитать и обосновать размер прожиточного минимума, который должен прямо соответствовать теперь уже прожиточному минимуму в Российской Федерации. Мы им установим соответствующие региональные коэффициенты корректирующие. Мы тоже предлагаем их закрепить постановлением правительства. Они будут обсуждаться в регионах. То есть расчет будут делать и они, и уже сделали мы. Соответственно, постановлением правительства мы утвердим корректирующий коэффициент и сделаем разумный переходный период пятилетний, он тоже в законе предусмотрен, для того чтобы субъекты Российской Федерации достигли целевых показателей значения прожиточного минимума, которые должны реально соответствовать уже прожиточному минимуму в Российской Федерации с учетом региональных особенностей ценообразования. Мы в том числе планируем для этого применить в том числе для этих расчетов, и уже как бы есть об этом договоренность, в том числе данные контрольно-кассовой техники и данные ФНС России для расчета этого показателя как более объективного. Прожиточный минимум в субъекте. Спасибо.
Председательствующий. Куринный. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Андрей Николаевич, несколько вопросов.
Первое. В том первом варианте, который нам обещали, пересмотр продуктовой корзины, как предварительный вариант, было увеличение на 10 процентов, собственно, прожиточного минимума. Теперь мы имеем 5,5, ну и на инфляцию, соответственно, сам прожиточный минимум. Это экономия?
Второй вопрос, то, что касается расчетов коэффициентов для субъектов, которые, по вашему мнению, занижают коэффициенты. Вот как правительство планирует установить? Где эта методика? Будет ли она предоставлена нам ко второму чтению?
И самое главное. В результате этого пересчета изменения методики возможно, что регионы будут выплачивать соответствующую добавку к пенсии, а не федеральный центр. Вы знаете, для чего они занижали.
Ну и третье. То, что касается методики расчетов медианной. Вы уже частично об этом сказали. Вот мы анализируем ваши, скажем так, сборники и смотрим, что ранее медианная заработная плата и медианный, скажем так, доход был выше, чем сейчас по новой методике, которую вы утвердили или планируете утвердить. Причем там разница в 3-4 тысячи. Пудов А. Н. Спасибо, Алексей Владимирович.
Ну буду постепенно, там поскольку несколько вопросов было, Первое. 105,5 или 5,5, как правильно Николай Васильевич поправил, на 5,5 процентных пункта. Скажу, что мы, естественно, расчет этот аналитический делали на потребительской корзине. Ответ короткий: нет, не экономим. Более того скажу, что этот вопрос еще являлся предметом обсуждения у нас на российской трехсторонней комиссии, потому что, как саму методику расчета медианного дохода, так и медианную заработную плату, мы вместе с коллегами из РСПП и ФНПР подробно обсуждали, в том числе с выездом в Росстат с подробной детализацией. Такая детализированная презентация, которую коллеги из Росстата делали, мы ее как бы акцептовали вместе, совместно, есть. В ней подробно расписано, каким образом осуществляется расчет, и все эти данные проверялись.
Второе, что касается возможности аналитического расчета. Ну, чтобы не было сомнений в том, что мы на чем-то экономим. Мы тоже договорились с коллегами из российской трехсторонней комиссии, что мы будем ежегодно делать аналитический расчет, исходя из данных по ценообразованию, иначе говоря, по потребительской корзине, и будем эти данные представлять также на защиту, имея в виду, что этот будет аналитический расчет все время сравниваться с тем, как изменились данные по ПМ, исходя из расчета медианного дохода, или МРОТ, исходя из медианной заработной платы. И это позволит не просто там на словах моих, а аналитически, расчетно подтверждать о том, что данные расчета по новой методике объективно выше, чем по потребительской корзине. Это прямо написано в решении РТК, что аналитически рассчитывать по потребительской корзине.
Дальше, что касается 34 и 30. Я частично уже отвечал на этот вопрос: в чем различие расчета медианной заработной платы (буду говорить дальше МЗП) и по данным по средним и крупным предприятиям и данным, которые дают значение 30. Они тоже проверялись, эти расчеты неоднократно. Скажу так о том, что значение, которое давал показатель 34 тысячи там с небольшим, рассчитывалось, исходя из данных наблюдения, которое осуществлялось раз в два года, и данные брались только по крупным и средним предприятиям. Естественно, в этом смысле, когда медианная заработная плата являлась всего лишь таким справочно-информационным показателем, эти данные были допустимыми, имея в виду, что вот этот критерий выборки был не 100-процентный, а небольшой. Это первая мысль.
А вторая мысль о том, что это делалось раз в два года. Поскольку на сегодня данные Пенсионного фонда есть исчерпывающие, а не проверяемые, эти данные передаются в Росстат, и данные Пенсионного фонда Росстатом уже дважды используются.
Резюме. Значения показателя медианной заработной платы в размере 30 тысяч 458 рублей взяты из реальной базы данных и являются обоснованными и подтверждёнными.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/8221970.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments