leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Организация врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации – первое чтение

Организация врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации – первое чтение – Шеремет Больше всего аварий на малой авиации – Альшевских Пилоту стало плохо экстренно сел спасти не удалось оказалось хроническая сердечная недостаточность Аэрофлот отказался выплачивать – Старовойтов От сумятицы регуляторной гильотины мы опасаемся
19. 1001576-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части организации врачебно-летной экспертизы в гражданской авиации»
Документ внесен правительством 05.08.20.
Представил статс-секретарь – замминистра транспорта Дмитрий Зверев.
Член комитета по транспорту и строительству Максим Сураев.
Законопроектом предлагается:
- дополнить Воздушный кодекс РФ новой статьей 531 «Обязательное медицинское освидетельствование и медицинские осмотры членов экипажа гражданского воздушного судна и диспетчеров управления воздушным движением» устанавливающей обязательное медицинское освидетельствование указанных лиц, которое проводится с учетом результатов предварительного (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, предполетных (послеполетных) медицинских осмотров центральной врачебно-летной экспертной комиссией, образованной в медицинской организации, находящейся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, а также врачебно-летными экспертными комиссиями, образованными в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в т.ч. выполнение работ (услуг) по врачебно-летной экспертизе;
- предусмотреть, что порядок проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна, предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушного движения устанавливается Минтрансом России по согласованию с Минздравом России;
- установить, что предполетный (предсменный) медицинский осмотр не проводится при выполнении международных полетов с аэродромов, находящихся на территории иностранных государств, а также при выполнении авиационных работ и других полетов, при дежурстве смен диспетчеров по управлению воздушным движением ограниченной численности в отдаленных от основной базы местностях, где отсутствует медицинский работник, который имеет право проводить медицинский осмотр. Решение о допуске членов экипажа воздушного судна к полетам принимает командир воздушного судна, решение о допуске диспетчеров к управлению воздушным движением – руководитель полетов (старший диспетчер);
- предусмотреть обязательное медицинское освидетельствование лиц, поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования по подготовке членов экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением, студентов (курсантов), обучающихся по указанным выше специальностям;
- установить возможность расторжения трудового договора с лицом из числа специалистов авиационного персонала в период, когда указанное лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, а также в случае, если указанное лицо не прошло обязательный периодический медицинский осмотр или обязательное медицинское освидетельствование, освидетельствование на состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- предусмотреть формирование автоматизированной централизованной базы персональных данных, касающихся состояния здоровья членов экипажей гражданских воздушных судов и диспетчеров управления воздушным движением, оператором которой является уполномоченный ФОИВ в области гражданской авиации, и организации, назначенные указанным органом. Порядок формирования и ведения такой автоматизированной базы персональных данных, а также предоставление содержащихся в ней данных устанавливается уполномоченным Правительством РФ ФОИВом.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 315 0 1 15:51

Стенограмма обсуждения
19-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части организации врачебно-лётной экспертизы в гражданской авиации».
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь – заместитель министра транспорта – Дмитрий Станиславович Зверев. Пожалуйста, Дмитрий Станиславович.
Зверев Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации в части урегулирования вопроса, связанного с организацией безопасности полётов и медицинского обеспечения полёта в целом.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) возлагает на государства-участники всю полноту ответственности за обеспечение соответствия здоровья авиационного персонала установленным требованиям.
Согласно положениям документов ИКАО, уполномоченный государством орган по выдаче свидетельства назначает членов врачебной комиссии и выдаёт медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства авиационного персонала.
Указанные виды деятельности являются специфичными для гражданской авиации и не регламентированы базовым законом «Об основах охраны здоровья граждан».
Законодательством Российской Федерации не предусмотрены полномочия федерального органа исполнительной власти по изданию нормативно-правового акта, определяющего порядок такого медицинского освидетельствования специалистов.
С целью законодательного закрепления особенностей деятельности по формированию системы отбора по состоянию здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации, с целью синхронизации норм Воздушного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» и был разработан данный законопроект.
Предусматривается установить порядок обязательных медицинских освидетельствований, порядка проведения предполётного, послеполётного медицинского осмотра членов экипажа гражданского воздушного судна, предсменного (послесменного) медицинского осмотра диспетчеров управления воздушным движением.
Законопроект предполагает создание единой системы и единый механизм при проведении таких осмотров, освидетельствований для всего персонала гражданской авиации.
Законопроектом также предусматривается дополнить отдельные нормы позициями, касающимися обязательного медицинского освидетельствования лиц, поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего образования по подготовке членов экипажа, лётных экипажах и диспетчеров управления воздушным движением.
Законопроект также предусматривает формирование автоматизированной, централизованной базы персональных данных, касающихся здоровья состояния персонала, а также диспетчеров, и является неотъемлемой частью, с одной стороны, единой государственной системы обеспечения транспортной безопасности, а с другой стороны имеющей непосредственную корреспонденцию с уже созданной единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения.
Принятие проекта федерального закона, с одной стороны, позволит привести существующую практику медицинского обеспечения полётов гражданской авиации в соответствие с международными требованиями, и с другой стороны с той практикой, которая сейчас уже непосредственно сложилась.
Доклад закончен. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Максим Викторович Сураев. Сураев М. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В принципе, Дмитрий Станиславович пояснил суть законопроекта. Мы на комитете рассматривали. Мы концепцию законопроекта, конечно же, поддерживаем, но у нас есть вопросы.
Первое то, что произошло разделение, если раньше было это записано, что экипаж гражданского воздушного судна, сейчас вставили слово «лётный экипаж». Соответственно у нас возникают вопросы, куда делся и почему исчез кабинный экипаж, то есть, предъявляются ли к нему те же самые требования? Должен ли он проходить комиссию, освидетельствования и так далее, и тому подобное? Это первое, то, что у нас вызвало, так скажем, вопросы.
Второе то, что не совсем понятна разница между периодическим медицинским осмотром и медицинским освидетельствованием.
И третья проблема, которая тоже встала и она, наверное, самая насущная, – это то, что на данный момент у нас медицинское освидетельствование регулируется ФАПом, это Федеральные авиационные правила, это 2002 год. Но в рамках реализации механизма регуляторной гильотины данный ФАП, 50-й, он утрачивает силу с 1 января 2021 года. Поэтому если он утрачивает силу, тогда у нас получается, что получится правовая неопределённость, которая возникнет со следующего года.
Поэтому хотели бы вас просить, уважаемые депутаты, чтобы сроки на подачу поправок к данному законопроекту сократить до двух недель, чтобы нам успеть к следующему году пройти третье чтение.
Так, в принципе, с концепцией мы согласны и комитет рекомендует принять в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Максим Викторович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шеремет Михаил Сергеевич.
Шеремет М. С. Уважаемый Дмитрий Станиславович!
Скажите, пожалуйста, проектируемые нормы будут распространяться и на малую авиацию? В последнее время мы постоянно слышим, то упал вертолет, то самолет и причины не всегда они комплексные, наверное, и не всегда связаны с выходом техники из строя. Сегодня по статистике малая авиация лидирует по количеству аварии.
Спасибо
Председательствующий. Пожалуйста.
Зверев Д. С. Михаил Сергеевич, спасибо за вопрос. Безусловно, и целью разработки именно всего портала и новое создание единой системы, а не только освидетельствование, но еще и учет было задачей именно охватить и членов летных экипажей и, безусловно, частных пилотов и пилотов малой авиации. Председательствующий. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Дмитрий Станиславович, я думаю, вы, наверное, наслышаны, что в ноябре 2019 года во время выполнения полета из Москвы в Анапу почувствовал себя плохо пилот «Аэрофлота» Дамир Ахметов, самолет экстренно сел в Ростове, но спасти, к сожалению, пилота не смогли, затем была достаточно некрасивая ситуация, когда «Аэрофлот» отказался выплачивать компенсацию семье.
Но, я хотел бы задать вопрос другого характера. Как стало известно, в том числе, в рамках судебного разбирательства, у пилота была хроническая сердечная недостаточность, которую медкомиссия не в состоянии была выявить. Значит ли это, что есть какие-то недочеты в организации врачебного обследования пилотов и их надо срочно исправлять, так как они могут привести к цепочке трагических последствий?
Зверев Д. С. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Это и было целью, с одной стороны, установить единые требования, установить единую систему и сделать ее вертикально интегрированной во главе с Центральной клинической больницей и гражданской авиацией для того, чтобы, с одной стороны, и ведение пилота как пациента, с другой стороны, все его обследования и осмотры содержались в единой базе данных, и всегда была организация, которая могла бы провести экспертную проверку на предмет законности или незаконности выдачи заключения по медицинскому состоянию здоровья.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо.
У меня тоже к Дмитрию Станиславовичу вопрос.
Дмитрий Станиславович, то, что касается нового порядка проведения ВЛЭК. Я так понимаю, этот порядок будет утверждаться сегодня профильным министерством по согласованию с Минздравом, как это было до этого. Потому что некоторые эксперты, скажем так, высказывают опасение, что это может снизить требования к пилотам, учитывая, что сегодня очень много возрастных пилотов у нас, в гражданской авиации особенно. Это может повлиять на безопасность. Как вы к этому относитесь?
И второй момент. Формулировка возможности расторжения трудового договора при, скажем так, лицам, подвергшимся административным штрафам, в частности, или административному преследованию за управление там или нахождение в пьяном виде. Это будет распространяться в том числе на пилотов, которые попались на автомашине в пьяном виде, то есть лишение их возможности летать, или нет?
Зверев Д. С. Уважаемый Алексей Владимирович, спасибо за вопрос.
Первое, как уже было сказано, поскольку система единая, и мы взяли всё-таки за основу те механизмы, которые уже предусмотрены 323 федеральным законом, а именно действительно издание соответствующего порядка федеральным органом исполнительной власти но в обязательном порядке по согласованию с Минздравом России. Порядок действительно новый, он уже отработан, согласован, прошел все необходимые процедуры, в том числе обсуждение на regulation, оценку регулирующего воздействия. Сейчас идет учет замечаний. И наша общая задача именно к тому, чтобы даже раньше, чем второе чтение, мы его дополнительно обсудили с профессиональной медицинской общественностью. Он действительно готов был бы к применению, как только утратит силу ФАП 50, которая действует в настоящее время.
Что касается освидетельствования. Мы всё-таки говорим о тех нормах, которые предусмотрены Воздушным кодексом. И речь идет именно об административной ответственности при обнаружении состояния алкогольного опьянения именно при освидетельствовании предполетном.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Старовойтов Александр Сергеевич. Старовойтов А. С, фракция ЛДПР.
Спасибо.
Дмитрий Станиславович, вы упомянули, что вопросы касаются не только освидетельствования, но и коснулись такой тематики, как предрейсовые и предсменные медицинские осмотры, послерейсовые и послесменные. Насколько мы помним, этот вопрос -
зона действия совершенно иного законодательства. И, в частности, даже если вспомнить 835-Н приказ Минздрава, который как раз регулирует порядок, зачем в Воздушный кодекс сваливать все в одну кучу, а не проще ли как-то разделить, чтобы не было какого-то непонимания и сумятицы?
Зверев Д. С. Александр Сергеевич, спасибо за вопрос.
Это именно мы, по-моему, и попытались сделать. Дело в том, что на сегодняшний момент кодексом были как раз предусмотрены только осмотры, экспертизы, причем, их соотношение и сочетание не совсем корреспондировали уже требованиям 323-го федерального закона. Поэтому для отдельных категорий введено освидетельствование, для определенных категорий и видов деятельности введен осмотр. При этом это, еще раз повторюсь, единая система неповторяющаяся и не дублирующая, и относится она к разным категориям. Соответственно, точно также будут разбиты по категориям виды диагностических и иных исследований, которые идут в рамках освидетельствования, а что идет отдельно в рамках осмотров. Спасибо.
Председательствующий, Спасибо, Дмитрий Станиславович.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Старовойтов Александр Сергеевич. Правильно, Александр Сергеевич, заранее.
Старовойтов А. С. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемые коллеги, учитывая, что мы сейчас договорились с вами, дабы не растягивать нашу повестку, выступать по одному от фракции по каждому законопроекту, я воспользуюсь случаем, что вышел выступать по 19-му, коснусь немного по 18-му, хотя Сергей Катасонов, мой коллега, сказал.
Дмитрий Станиславович, {почему у нас вызывает у всех вот это раздражение, что касается платных дорог и проезда, и все прочее и прочее. Вот я на прошлой неделе вам сказал, что пока есть, существует только методика, но никаких наказаний за эту методику, за нарушение этой методики по размещению камер видеофиксаций не предусмотрено, мы считаем, что это все, извините, ну, выражусь, как люди обычно говорят, филькина грамота.
Давайте вспомним, как у нас распиливали Химкинский лес, и сколько было скандалов. А что такое лес? Лес – это народное достояние. В итоге на месте этого Химкинского леса, большого его участка, построили платную трассу. То есть уже не просто народное достояние, а коммерческое, некая форма собственности коммерческого достояния, концессионера.
Понимаете, вот этот диссонанс, о котором сегодня говорили и коллеги из КПРФ, и коллеги из «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», он немножко раздражает, в первую очередь, наших граждан. Хотя мне на самом деле очень интересно, почему «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» на прошлой неделе законопроект, который по сути дела говорил об этих штрафах за безбарьерную среду, воздержалась, а сегодня проголосовала против.
Теперь по сути 19-го законопроекта, 19-го пункта повестки.
Насколько мне известно, сейчас Росавиация активной работой занимается по 50-му ФАЛ, который вы упомянули. И очень много по нему противоречий, то есть, в какой форме должен быть 50-й ФАП, ведь по сути дела пока он ещё не отменён в начале следующего года, он будет в любом случае приниматься в продолжение того законодательства, о котором мы сегодня говорим. Когда мы увидим текст этого ФАП, видоизменённого ФАП? Насколько он будет эффективно работать?
Мы, фракция ЛДПР, тоже заинтересованы в том, чтобы не было никакой сумятицы, чтобы чётко разложить по полочкам, какой экипаж: кабинный экипаж, некабинный, бортпроводники, кто из них подпадает под какие, собственно говоря, требования, под какие приказы. Потому что, ещё раз подчёркиваю, пока вот лично у меня нет понимания, кто будет проходить предрейсовый медицинский осмотр, кто будет проходить предсменный, а по отношению к кому нужно будет проводить освидетельствование.
У нас транспортная отрасль, мы не так давно подводили итоги на комитете (вы, по-моему, присутствовали), когда мы в целом выяснили, что (мы эти годы говорили об этом) у нас есть порядка 18 действующих законов, в продолжение которых не были приняты подзаконные нормативно-правовые акты.
Вот нам бы очень не хотелось, чтобы и здесь случилась такая ситуация, где вот мы сейчас примем изменения в Воздушный кодекс, а с ФАП пока мы вопрос-то до конца не порешаем, ведь ещё несколько месяцев, пока он будет действовать, по крайней мере, конец ноября и декабрь. Вот хотелось бы увидеть текст этого ФАП, уже отработанного и переработанного, потому что вот в сумятице регуляторной гильотины мы боимся, что здесь будут какие-то некорректные позиции. Поэтому мы пока воздержимся от голосования. Надеемся, что когда увидим все полностью отработанные документы, мы тогда уже примем окончательное решение.
Председательствующий. Спасибо, Александр Сергеевич.
По ведению Морозов Дмитрий Анатольевич.
Морозов Д. А. Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович, я нажимал на кнопку, не сработала. Позвольте одну минуту?
Председательствующий. Пожалуйста, Дмитрий Анатольевич. Морозов Д. А. Спасибо большое.
Наш Комитет по охране здоровья выступал, как комитет-соисполнитель, но при этом я бы хотел подчеркнуть, что с 2016 года мы очень серьёзно занимались вопросом медицины на транспорте, как мы себе это обозначали, и воздушном, и железнодорожном, и водном транспорте.
И первые парламентские слушания, которые провел комитет, как раз были посвящены вот этому вопросу.
И я хочу поддержать и довести до вас, уважаемые коллеги, мнение комитета, мы поддерживаем этот законопроект, который, с нашей точки зрения, являет собой суть гармонии и, по сути, наведение элементарного порядка в огромной зоне ответственности, гармонии между транспортными законами, Воздушным кодексом и 323-м законом об охране здоровья граждан.
Мы также обратили внимание на некое несоответствие между терминологией «летный экипаж» и «кабинный экипаж», и я уверен, что это будет исправлено. Нам совершенно понятно разделение между периодическим медосмотром и освидетельствованием по категориям, но, конечно, это нужно объяснить в подзаконных актах.
И я бы хотел, завершая, сказать, что вот создание единой системы, центрально интегрированной, под руководством Центральной больницы гражданской авиации и в четком созвучии таком, в гармонии с 323-м законом и единой государственной § системой в области здравоохранения приведет медицину на воздушном транспорте, мы считаем, к правильному, должному уровню. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Анатольевич.
Дмитрий Станиславович, вы можете выступить с заключительным словом. Нет, нет необходимости. Максим Викторович? Тоже нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона, пункт 19 порядка работы.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 51 мин. 02 сек.)
Проголосовало за 315 чел 70,0%
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел. 0,2 %
Голосовало 316 чел.
Не голосовало 134 чел. 29,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments