leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелевоа рассказала СФ о Сириусе

Руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Шмелевоа рассказала СФ о проектах на территории Сириус
11. 12:07-12:30 «Время эксперта»
Выступление руководителя образовательного фонда «Талант и успех» Елены Владимировны Шмелевой

Из стенограммы 492-го пленарного заседания СФ 18.11.20
Уважаемые коллеги! В рамках нашей рубрики «время эксперта» сегодня выступит руководитель образовательного фонда «Талант и успех» Елена Владимировна Шмелёва.
Елена Владимировна в 1995 году окончила факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета, является кандидатом социологических наук.
С 1999 по 2006 год она руководила социологическим агентством и филиалом исследовательской группы «Медиа Тенор» в Санкт-Петербурге, затем работала в качестве эксперта Фонда «Центр стратегических разработок», заведующей кафедрой факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета.
В 2011–2014 годах Елена Владимировна занимала посты вице-президента благотворительного фонда «Система», директора некоммерческого партнерства содействия развитию интеллектуального и творческого потенциала молодежи «Лифт в будущее».
С 2015 года она является руководителем образовательного фонда «Талант и успех», созданного по инициативе Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина для организации на базе олимпийских объектов в городе Сочи центра для одаренных детей «Сириус».
Елена Владимировна является членом Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта.
Прошу Вас, Елена Владимировна, на трибуну. Спасибо за Ваше согласие выступить в Совете Федерации. Пожалуйста, Вам слово.
Е.В. Шмелёва, руководитель образовательного фонда «Талант и успех».
Спасибо большое, Валентина Ивановна, спасибо, уважаемые коллеги, за приглашение, интерес и поддержку нашего общего проекта, который мы развиваем именно в Сочи на объектах олимпийской инфраструктуры по решению президента.
Я подготовила презентацию, чтобы легче было воспринять то, что уже сделано за эти пять лет.
Пожалуйста, следующий слайд.
Конечно же, наша основная задача – сделать так, чтобы в России сложилась эффективная система работы с одаренными детьми. И Владимир Владимирович нам не раз говорил, что все дети одарены и что наша задача – дойти до каждого ребенка, создать все условия для того, чтобы каждый мог проявить свой талант, независимо от региона проживания, от достатка семьи.
Вот в этом‑то и состоит та справедливость, гарантом которой выступает государство. Это одна из главных национальных целей, поставленных перед нами президентом, – самореализация, раскрытие таланта. Очень важно воспитывать этот талант, и «Сириус» этим отличается от любого другого проекта в мире: мы работаем со школьниками, мы работаем с молодыми кадрами, с ведущими исследователями российских компаний, которые разрабатывают и внедряют то, что повышает нашу общую конкурентоспособность. И поэтому и в Конституции установлены основы и федеральной научной политики, и культурной политики, и социального и научно-технологического развития. То есть все это вместе – в тезисе, что дети – достояние России и важен талант каждого.
Будьте добры, следующий слайд.
Итак, создание эффективной национальной системы выявления и дальнейшей поддержки талантов. Эту работу мы системно ведем именно с 2015 года, когда на постолимпийских объектах был создан образовательный центр «Сириус». Вы знаете, что в это же время была принята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, приравненная к стратегии национальной безопасности. И поэтому личное участие президента в планировании этого центра (о нем было записано еще в заявке Российской Федерации на Олимпиаду), в развитии тех самых интенсивных образовательных программ, обобщение лучшего опыта педагогических, профессиональных коллективов – все это было положено в основу «Сириуса».
И, конечно же, мы еще не знаем, с какими вызовами столкнутся те дети, которые туда сегодня приезжают. Поэтому очень важно идти на опережение, задавать им ориентиры на ближайшее будущее. Мы обсуждаем с ними самые современные проблемы и вызовы, связанные и с кибербезопасностью, и с искусственным интеллектом, и с дальнейшим освоением космоса, – все это предмет наших образовательных программ при очень глубоком базовом погружении в предметы, благодаря которому ребята там оказались.
Эти самые разные модели и дополнительного, и общего образования, которые показали свою эффективность, представлены в «Сириусе» нашими ведущими экспертами. И вот эта модель заложена в работу региональных центров, которые сейчас создаются по модели «Сириуса» в каждом субъекте Российской Федерации. То есть все это – звенья одной сильной национальной системы по выявлению, сопровождению, поддержке тех, кто мотивирован и очень хочет принести пользу, демонстрирует очень глубокий интерес к своему предмету.
Вот модель «Сириуса», я чуть подробнее о ней расскажу.
Следующий слайд, пожалуйста.
Президент лично пригласил в число учредителей фонда профессионалов высочайшего уровня в спорте, науке, искусстве. Это была принципиальная позиция – соединить три направления. В попечительский совет традиционно входят профильные вице-премьеры, чтобы у нас все время была возможность интенсивного развития инфраструктуры под те программы, которые сегодня мы вместе развиваем там, в «Сириусе».
Сильная предметная подготовка и включенность в национальные задачи обеспечиваются очень сильным экспертным советом и партнерами. Каждая программа уникальна. Программ уже очень много, и каждую из этих программ можно развивать, тиражировать, она сохраняется, она организуется и ведущими учеными, и педагогами, и образовательными, спортивными организациями и федерациями.
Очень важно, чтобы дети понимали проблемы своих городов, своих регионов, откуда они приезжают. Более 60 субъектов Российской Федерации представлены каждый месяц в «Сириусе». Это очень важно – чтобы дети понимали вызовы, которые стоят перед ними, имели возможности на них отвечать и имели тех героев, которые берут их в свои коллективы и начинают с ними обсуждать эти приоритеты и работать по ним. Поэтому ведущие отраслевые российские компании тоже входят в наши экспертные советы.
И очень важно, что президент, приняв решение создать «Сириус» и возглавить его попечительский совет, подает пример руководителям регионов в части того, как развивать это самое важное для конкурентоспособности направление – подготовки и воспитания кадров.
Будьте добры, следующий слайд.
Экосистема, которая создается на олимпийских объектах под наши образовательные программы, принимает каждый месяц школьников с 10 до 17 лет. И на каждую программу открытый отбор. Он публикуется, дистанционно можно подать заявку, можно попробовать свои силы, подготовиться предварительно. И потом по решению экспертных советов принимается решение о зачислении на программу. Таким образом, к нам приезжают школьники абсолютно из всех образовательных организаций страны. 80 процентов, даже больше, – это не Москва, не Петербург, это школьники, которые приезжают благодаря своим умению и настойчивости на наши программы из всех-всех субъектов Российской Федерации.
Поэтому принципиально важно, что президентом принято решение о создании первой федеральной территории для развития тех программ, которые сегодня уже показали свою эффективность, для получения комплексного эффекта от них и в интересах каждого субъекта Российской Федерации.
Будьте добры, следующий слайд.
40 тысяч школьников поучаствовали в наших программах, примерно в равных частях по каждому направлению. И мы видим уже весь цикл подготовки и представленность на мировых профессиональных аренах, сценах или мероприятиях наших выпускников.
С 2018 года все участники национальных сборных по математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии – выпускники «Сириуса», они все привозят медали в свои школы и поступают в ведущие российские университеты. Некоторые наши выпускники по направлению «Искусство»… Вот Софья Шатохина и Василиса Дерендяева в этом году уже приглашены в труппу Большого театра.
И, наверное, вы знаете, все наши юношеские сборные, U-16, U-17 собираются именно здесь, в «Сириусе», и последовательно в последние годы побеждают во всех ключевых турнирах для своего возраста. И недавно на Кубке Карьяла победили тоже наши выпускники. От всей души их поздравляем.
Будьте добры, следующий слайд.
Очень важно, что в орбиту «Сириуса» (это сразу было поставлено президентом как приоритетная задача) может попасть любой школьник, который только выбирает себе какой‑то предмет. Он может пройти вот эти учебно-отборочные туры в дистанционной среде, подготовиться у лучших педагогов, тем самым, может быть, восполнить какой‑то дефицит и попасть на ту программу, к тем педагогам, к которым он очень хочет.
Мы развиваем собственную технологическую платформу «Сириус.Курсы». Там собраны уникальные образовательные программы по нашим профильным предметам, доступные с 7-го класса, и там более 100 тысяч школьников учится. Мы приглашаем и школьников, и родителей, и педагогов пройти обучение, оно полностью бесплатно. И в этом году мы пригласили всех на Всероссийскую олимпиаду школьников в нашей дистанционной среде.
Будьте добры, следующий слайд.
Это очень важно, потому что это старейший инструмент выявления талантов, их мотивации и дальнейшей поддержки интереса к предмету. И благодаря и личному участию очень многих (и нас с вами, и губернаторов, и ОНФ мы подключили) почти 400 тысяч школьников поучаствовали в этом инструменте и посмотрели, как решаются самые интересные, сложные задачки, поучаствовали в отборе. И теперь мы приняли решение о том, что школьный этап будет проходить в этой среде. А это значит, что наши региональные центры, сам «Сириус», сильные педагоги могут видеть заинтересованных ребят, подхватывать и поддерживать их, для того чтобы мы давали им как можно раньше те новые направления проявления их талантов, которые мы будем очень приветствовать.
Например, мы сейчас готовим с Валерием Николаевичем Фальковым, с коллегами из министерства проект, который называется «Генетика в школе», – мы все вместе создаем целый комплекс программ, в рамках которых с 1-го по 11-й класс в рамках школьной программы будет рассказываться и об этих важнейших новых направлениях для развития. И, таким образом, «Сириус.Курсы» все время будет пополняться новыми программами.
Будьте добры, следующий слайд.
Очень важна дальнейшая поддержка выпускников. Многие приезжают в «Сириус» несколько раз, приезжают уже даже как ассистенты преподавателей, приезжают выступать. И один из таких примеров профессиональной поддержки – развитие и действительно вовлечение как можно раньше. Потому что ведь не только вчерашний школьник, который выпустился из школы, становится профессионалом, как нам казалось раньше, когда он уже учится в университете, в профессиональной организации. Часто, еще учась в школе, он проявляет свой талант, становится профессионалом высокого уровня. И тут очень важно вот эту планку все время поддерживать и давать новые возможности.
И вот уже второй год мы проводим Всероссийский конкурс молодых музыкантов «Созвездие». И я, пользуясь случаем, возможностью, временем и регламентом, хотела бы показать, как это проходит, как готовятся дети, как они побеждают. И эти дети сегодня выступают на ведущих площадках страны.
Следующий слайд – это видеоролик. Если у нас получится…
Председательствующий. Да, пожалуйста. (Идет демонстрация видеоролика.)
Е.В. Шмелёва. Эти ребята выступают действительно на ведущих сценах страны с ведущими педагогами. Они приезжают и в «Сириус». У нас президентом поддержан музыкальный фестиваль «Сочи.Сириус». Он начал работу с этого года. И я уверена, что в дальнейшем на берегу Черного моря мы увидим новый формат, когда самые талантливые и самые выдающиеся выпускники «Сириуса» и их педагоги приезжают, выступают и показывают тем, кто идет за ними, как выстроена эта профессиональная поддержка.
Вообще, тема поддержки, тема интеграции в экономику, спорт, культуру очень важны для фонда, фонд именно для этого и создавался.
Вы знаете, что согласно поручению президента существует программа грантов Президента Российской Федерации для школьников, проявивших выдающиеся способности и поступивших в ведущие университеты на приоритетные направления подготовки. С прошлого года с 5 тысяч до 6,5 тысячи увеличилось количество таких грантов. Фонд является оператором по выплате грантов, по поддержке, по профессиональным стажировкам в последующем грантополучателей.
Будьте добры, следующий слайд.
И мы сейчас смотрим на выпускников «Сириуса», которые также поступают в ведущие университеты страны. Они также претендуют и на эти гранты.
И, может быть, вы знаете, 13 ноября Владимиром Владимировичем была поддержана стипендиальная программа именно для выпускников «Сириуса», которая охватывает подготовку и школьников, и спортсменов, и юных артистов для их дальнейшего профессионального становления. И очень важно вовлечение в педагогическую практику, потому что ребята – выпускники «Сириуса», где бы, на каких направлениях подготовки они ни учились, приезжают и работают точно так же с юными талантами, вовлекая их в эту национальную систему поддержки юных заинтересованных профессионалов.
Следующий слайд, будьте добры.
Мы с 2017 года проводим конкурс «Большие вызовы». Это конкурс для старшеклассников.
Вот тут ролик запустился – я дам слово ребятам. (Идет демонстрация видеоролика.)
Мне просто очень хотелось, чтобы вы увидели детей, послушали, как сами они формулируют стоящие перед ними задачи. И могу вас заверить, что, для того чтобы мы получали такие результаты, у нас и создаются региональные центры, и учатся у нас педагоги. До 2022 года во всех субъектах Российской Федерации региональные центры будут созданы.
Давайте мы будем плавно переключать слайды, чтобы я дошла до третьей части, рассказала именно о федеральной территории. Пожалуйста, переключайте их в спокойном режиме.
Фактически ролик…
Будьте добры, следующий слайд.
Задача – показать приоритеты развития региона, дать возможность ребенку, используя свои знания, оказаться в командах, которые развивают их, и оказаться на самых нужных направлениях профессиональной подготовки. Что происходит?..
Будьте добры, следующий слайд.
Вот региональные центры. Приезжают педагоги, приезжают педагоги на длинные стажировки, на программы повышения квалификации и самих предметных педагогов, и руководителей этих центров.
Будьте добры, следующий слайд.
Регионы получают субсидии из федерального бюджета. Уже 27 регионов получили, 17 получат в следующем году. И точно так же в каждом субъекте Российской Федерации губернатор возглавляет попечительский совет, куда входят представители тех самых приоритетных направлений – и компаний, и научных институтов, и ведущих университетов, которые очень рано начинают работать с детьми своего региона, с 6–7-го класса.
Будьте добры, следующий слайд.
Педагоги являются приоритетным направлением подготовки. Также мы развиваем собственный научно-технологический университет (будьте добры, следующий слайд), который развивает все те направления, о которых говорили ребята и которые поставлены перед нами президентом как приоритетные задачи (будьте добры, следующий слайд). Это и генетика, мощнейший центр генетики создается (будьте добры, следующий слайд). Это мощнейшая инфраструктура, 11 направлений, конкурс молодых исследователей. 42 команды работают уже на территории «Сириуса» больше года.
Будьте добры, следующий слайд.
Центр когнитивных исследований и применение результатов в образовании для раннего развития. Для этого открываются и лицей, и детский сад с программами повышения квалификации педагогов, которые работают в этих форматах.
Будьте добры, следующий слайд.
Искусственный интеллект, информационные технологии, кибербезопасность – это то, что наши дети с очень хорошей математической подготовкой сразу примеряют к себе как приоритетную задачу последующего профессионального развития.
Будьте добры, следующий слайд.
С прошлого года работает международный математический центр. У нас открыты уже программы подготовки аспирантов, со следующего года мы открываем собственные магистерские программы.
Будьте добры, следующий слайд.
Все это невозможно без продолжения этой логики в комфортной, вдохновляющей среде. Мы подготовили и представили президенту концепцию университетского кампуса, который соединяет и те возможности, которые сегодня есть у территории, и принципиально новую инфраструктуру, возможность доступа к этой инфраструктуре всех тех, кто работает на этой территории (будьте добры, следующий слайд), и уникальную образовательную и архитектурную среду, которая основана и на новых технологиях, и на новых материалах, и возможности применять все это в строительстве, ведущемся на будущей федеральной территории.
Будьте добры, следующий слайд.
В прошлом году создан инновационный научно-технологический центр (это стало возможным благодаря применению федерального закона № 216). Он объединяет и передовые компании, уже состоявшиеся, которые развивают, внедряют российские технологии, и те новые компании, которые по этим приоритетным направлениям развиваются и нуждаются как в подготовке кадров, так и во внедрении своих разработок (будьте добры, следующий слайд) в российскую экономику.
Таким образом, возможность экспериментального технологического внедрения продукции – это основа существования этой территории, это основа в том числе ее экономической самостоятельности и самодостаточности и это основа того, что всегда профессиональные программы будут соответствовать этим задачам и будут актуальными.
Будьте добры, следующий слайд.
Таким образом, принципиальное отличие «Сириуса» от других инновационных центров – это именно вот такие социальные инновации. Они связаны и с образовательными программами, и с внедрением технологий. И это внедрение не несет задачу обязательной коммерциализации, получения прибыли. Не это приоритет. Приоритет – это развитие той инфраструктуры, которая у нас с вами есть, которая сегодня живет уже шестой год и дает уникальные возможности для разработки новых идей, стратегий, технологий, создания команд, которые будут решать эти задачи, и самое главное – повышать качество жизни населения.
Поэтому в рамках проекта по созданию федеральной территории, первой в России, которая создается по решению президента на объектах, которые развиваются уже шесть лет в логике развития новых образовательных и технологических программ, необходимо сосредоточить усилия на разработке и апробации новых подходов и в системе образования, и в системах здравоохранения, спорта, экологии, урбанистики, общественных коммуникаций. Это то, что требуется в первую очередь, и это самая главная задача, которую мы должны транслировать нашим детям, – кто в итоге выиграет от того, что он любит этот предмет, развивает то или иное научное направление, и в каких компаниях, в каких научных коллективах его ждут, развивают то же.
И вот это не организационное какое‑то нововведение – мне кажется, это изменение по существу содержания и технологий подготовки кадров, развитие новых методов, новых форм образования, это насущная необходимость, для того чтобы мы действительно шли с опережением.
И эффективность, доступность, охват, равная доступность, инновационный характер, его соответствие задачам – вот это все является основой тех новых задач, которые поставлены и перед экспертным советом «Сириуса», и перед его партнерами. Поэтому закон о федеральной территории фактически дает нам новые возможности институционального решения вот этих уже созданных нами совместно на этой территории инноваций.
Для того чтобы вот эти общегосударственные стратегические приоритеты и интересы создавали условия (и фактически вся среда создавалась для того, чтобы мы могли их реализовать), формируется все‑таки единство системы публичной власти, которое основано на сочетании осуществления органами публичной власти федеральной территории публичных функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления. Фактически мы хотели бы показать, как можно работать согласованно разным институтам – и представительным, и прямой демократии – и, конечно, развивать все те формы участия населения в деятельности органов публичной власти, общественной самоорганизации, для того чтобы эта территория развивалась согласно поставленной перед ней задаче.
Будьте добры, следующий слайд.
Фактически мы хотели бы показать, как вот эти образовательные объекты, которые сегодня уже или созданы, или запланированы, или реконструируются на этой территории и вводятся уже в единой логике создания инновационного центра, университета, развития региональных программ образовательного центра «Сириус», помогут нам добиться действительно комплексного развития и территории, и критически важных для каждого региона технологий и реализации национальных приоритетов.
Будьте добры, следующий слайд.
Еще на одном объекте, постолимпийском, мы открыли Лицей «Сириус» 1 сентября этого года. Там учатся дети сотрудников компаний-резидентов, профессорско-преподавательского состава. И это позволило нам сформировать сильный педагогический коллектив. В четырех профильных классах сочинские школьники у нас учатся. В следующем году мы даже ясли открываем (детский сад мы уже открыли), IT-Колледж. И на основе тщательного конкурсного отбора сформирован уникальный педагогический коллектив. Таким образом, мы можем показать, как, используя и уже взрослые лаборатории, университетские, и спортивные объекты, и всю городскую среду, мы можем развивать систему образования, расширяя возможности индивидуальных образовательных программ, а также ранней специализации в соответствии с интересом и способностями ребенка.
Будьте добры, следующий слайд.
Фактически мы понимаем, что в такой логике будут работать все образовательные организации будущей федеральной территории. Таким образом, мы можем показать, как можно создать единую систему образования на федеральной территории.
Будьте добры, следующий слайд.
Для того чтобы уравновесить научно-технологическое и спортивное развитие, уже органично связываемое с этой территорией, мы строим у самого главного входа, въезда на эту территорию уникальный концертный зал. Как вы знаете, это было поручение президента. Мы долго искали самое лучшее место для этого зала. Там будут уникальная акустика, 1200 мест. И вы уже видели тех юных исполнителей, которые, скорее всего, будут первыми артистами, которые будут там выступать.
Будьте добры, следующий слайд (собственно говоря, он последний).
Я очень благодарна Владимиру Владимировичу и за идею создания «Сириуса», и за решение создать именно здесь, вокруг развивающего, живого организма, первую в России федеральную территорию. Это действительно в прямом смысле открытый инфраструктурный проект, который развивается и с участием, и в интересах абсолютно каждого региона.
И я благодарю вас за партнерство с «Сириусом». Очень многие из вас к нам приезжали. Валентина Ивановна, спасибо большое. Мы при любой возможности ждем каждого из вас и уверены, что логика, заложенная в этот проект, позволит нам расширять программы развития, воспитания нашей будущей научной, творческой, спортивной элиты на благо каждого из нас. Спасибо за внимание. И спасибо за приглашение.
Председательствующий. Елена Владимировна, спасибо огромное за то, что Вы пришли к нам. Было очень интересно.
Коллеги, по сути, под патронатом президента создан уникальный проект для одаренных детей, аналогов которому точно нет нигде в мире. Это первое.
Второе. Мы не только успешно провели Олимпиаду в Сочи (это была лучшая, по оценкам всех международных спортивных организаций, Олимпиада за все годы), но и показали пример, как можно эффективно использовать олимпийское наследие.
Третье, что, я считаю, очень важно, – этот проект дал старт вниманию к теме одаренных детей, и, по сути, сегодня во всех субъектах Федерации создаются в той или иной форме центры для поддержки одаренных детей, методическим центром для которых является центр «Сириус».
И последнее, что я хочу сказать. Елена Владимировна (не потому, что Вы здесь присутствуете), Вы действительно уникальный человек: за относительно короткое время Вы смогли создать команду – команду креативных, умных, талантливых людей, которые дали такое движение этому проекту, такое другое, новое, свежее звучание! Это колоссальный труд Ваш лично и Вашей команды. И хочется вас за это поблагодарить и пожелать вам дальнейших успехов.
Е.В. Шмелёва. Спасибо.
Председательствующий. Конечно же, коллеги, нам предстоит рассмотреть первый закон о федеральных территориях, и замечательно, здорово, что этот первый закон – о специальной федеральной территории центра «Сириус». Вы это заработали, доказали способность первыми быть во многих делах. И, конечно же, на вашем примере мы отработаем этот специальный режим работы федеральных территорий. Поэтому спасибо огромное.
Совет Федерации готов и дальше самым активным образом поддерживать и сам центр «Сириус», и это направление в субъектах Федерации. Очень важно, чтобы это была такая уже большая, общероссийская команда по поддержке одаренных детей. И мы здесь Ваши союзники, поверьте, в полной мере. Поэтому еще раз Вам огромное спасибо.
Коллеги, и прошу обратить на это внимание в своих регионах. Есть уже масса примеров создания кванториумов, создания других – новых, современных форматов поддержки детей. И это очень важное, перспективное и, я бы сказала, государево дело. Пожалуйста, обратите на это внимание.
Е.В. Шмелёва. Валентина Ивановна, коллеги! Спасибо огромное. Мы, конечно, будем рассказывать о том, что у нас происходит. Я уверена, что в каждом субъекте Российской Федерации мы можем провести обсуждение, как надо развивать и интегрировать наших ребят. Они все готовы включаться в ту работу, которую каждый из нас делает. Спасибо большое. Поздравляю вас с этим новым поколением.
Председательствующий. Спасибо. Успехов Вам!
Давайте поблагодарим Елену Владимировну. (Аплодисменты.)
Спасибо огромное. Мне кажется, очень важно, что вовремя мы Вас послушали – перед рассмотрением и принятием закона, для того чтобы мы понимали масштаб этого проекта. Спасибо большое.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments