Вкладчики Сбера остаются без компенсации – продлено приостановление закона
12. 1027749-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 17.11.20.
Представил зампред комитета по финансовому рынку Мартин Шаккум.
Законопроектом предлагается продлить срок приостановления действия ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» еще на 1 год – до 1 января 2024 года.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.
При рассмотрении аналогичных законопроектов в 2017, 2018 и 2019 годах Государственная Дума в соответствующих постановлениях рекомендовала Правительству РФ до внесения в ГД законопроекта о федеральном бюджете разработать и внести законопроект, регулирующий вопрос об исполнении обязательств РФ по сбережениям граждан РФ, который до настоящего времени в ГД не внесен. Учитывая высокую социальную значимость выполнения Российской Федерацией обязательств по восстановлению и обеспечению ценности денежных сбережений граждан, комитет полагает необходимым подчеркнуть необходимость ускоренной разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, позволяющих государству в полной мере исполнить указанные обязательства. Комитет считает целесообразным повторно рекомендовать Правительству РФ разработать и внести в Государственную Думу законопроект, регулирующий вопрос исполнения обязательств РФ по сбережениям граждан РФ.
Также, руководствуясь ст.103 Конституции РФ, комитет считает необходимым рекомендовать Правительству РФ представить Государственной Думе в ежегодном отчете Правительства РФ о результатах его деятельности информацию о ходе подготовки указанного законопроекта, а также о причинах неисполнения постановлений Государственной Думы № 2569-7 ГД от 27.10.2017, № 5034-7 ГД от 18.10.2018 и № 6969-7 ГД от 22.10.2019.
Третье чтение 298 58 1 13:18
Стенограмма обсумждения
Пункт 12. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора». Мартин Люцианович Шаккум, пожалуйста. Шаккум М. Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошел юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Замечаний нет. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли, вижу, что есть. Включите запись на выступления по мотивам. Покажите список. Быков Олег Петрович, пожалуйста. Изотов А. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Дмитрий Александрович, я прошу прощения, это Изотов был, не на ту кнопку нажал. Возможно, мне воспользоваться?
Председательствующий. Пожалуйста, пожалуйста. Изотов А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Александрович!
Напомню, что суммарный объём обязательств по гарантированным сбережениям граждан составляет в ценах 1991 года 355 миллиардов рублей. Если мы переведём и проиндексируем это на сегодняшний день, то, как сказано из пояснительной записки, сумма затрат составит 48 триллионов рублей в 2021 году, в 2022-м 50 триллионов рублей, и 52 триллиона рублей в 2023 году.
Федеральный бюджет у нас составляет из года в год около 20 триллионов рублей. Но у нас произошли вот эти события с пандемией, и мы на 2020 год корректируем доходную часть 20,5 триллиона рублей до 17,9 триллиона рублей, и при этом наши расходы вырастут с 19,7 триллиона рублей до 22,6 триллиона рублей. То есть, мы видим значительную часть дефицита бюджета, и тот бюджет, который мы принимаем в ближайшие три года, он тоже, к сожалению, с дефицитом.
Таким образом, из федерального бюджета на сегодняшний день выплачивать такие средства, которые, причём, превышают его только доходную часть в 2,5 раза, в принципе, невозможно, и любые выплаты, они приведут к тому, что под ударом окажутся малозащищённые слои населения. Таким образом, государство сегодня ставит перед собой основную и главную задачу – это погашение вовремя и в полном объёме всех своих социальных обязательств. Есть мнение выплачивать из Фонда национального благосостояния, который у нас на сегодняшний день составляет более 13 триллионов рублей, и мы его формировали вместе с Резервным фондом, начиная с 2014 года. Но я напомню, коллеги, что тогда цены на нефть были 100-150 долларов за баррель, а в ближайшие годы, а может, десятилетия, нам о таких уровнях цен необходимо будет забыть.
Поэтому источник погашения в ближайшие годы ФНБ, он тоже остаётся под вопросом, и также у нас существуют риски по облигациям федерального займа. Это основной источник погашения дефицита нашего федерального бюджета, который мы запланировали. И там было 35 процентов доли нерезидентов, в последнее время сократилось до 25 процентов, и большая вероятность того, что новая администрация Соединённых Штатов также наложит дополнительные санкции на нерезидентов, и тогда нам необходимо будет рассчитывать только, исходя из собственной ресурсной кредитной базы.
Таким образом, у нас ни федеральный бюджет за счёт облигаций федерального займа, ни Фонд национального благосостояния не может являться полным гарантом погашения той задолженности, которая сформировалась в 90-е годы. А выплачивать на сегодняшний день и потом говорить о том, что мы будем платить несколько сот лет или несколько тысяч лет, – ну, это обманывать и себя, коллеги, и обманывать население страны.
Поэтому предлагается приостановить действие Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» на один год.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать за.
Спасибо.
Председательствующий* Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. Шурчанов В, С, фракция КПРФ.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Государственная Дума с 2003 года приостанавливает действие этого закона. Теперь мы приостановку продлеваем до 2024 года. Но вместе с тем это народные деньги. Люди потеряли всю надежду на то, что можно каким-то образом восстановить законно ими отданные системе Сбербанка, страховым государственным... Госстраху взносы и сбережения.
Вот получается в итоге – за все эти годы у народа украли, если хотите, или отняли, и олигархам всё это отдали. Никуда ничего не потерялось, никуда ничего не испарилось. Просто все народные деньги перешли в собственность олигархов, которые сегодня, как уже правильно говорили, и налоги меньше всех платят, и в конечном итоге всё время, всё время получают льготы. И правительство их поддерживает.
Мы, фракция КПРФ, на стороне ограбленного народа. Поэтому мы голосуем против и твёрдо заявляем о том, что все эти сбережения должны быть восстановлены. Для этого есть вся правовая база.
Я вкратце напомню. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон об индексации. Затем Российская Федерация 13 марта 1992 года взяла на себя обязательство – все эти долговые обеспечить. Затем Съезд народных депутатов 27 марта 1993 года вновь повторил требование о полной компенсации вкладов населения.
Ну и, наконец, в мае, вот заметьте, 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации на основании ходатайства Общества вкладчиков рассмотрел дело.
И в своем постановлении от 31 мая 1993 года Конституционный Суд установил, что все данного закона нарушения по возвращению вкладов граждан должны быть исполнены, их нужно выполнить, и законодательной и исполнительной власти было указано, что необходимо обеспечить полную реализацию вот этих принятых законов.
Постановление Конституционного Суда окончательное, обжалованию не подлежит, но тем не менее мы вот с тех времен тянем и продолжаем тянуть.
У нас есть все возможности в полной мере вернуть, никакие 43 триллиона, для нас они не бедствие, у нас денег сегодня действительно и средств навалом, просто нужна политическая воля правительства.
Но, к сожалению, в классовом обществе, в классовом обществе, правительство нынешнее соответственно на стороне олигархов, на стороне крупного капитала, который присвоив народные деньги, не хочет их вернуть.
Мы голосуем против.
Спасибо.
Председательствующий, Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, наша фракция голосует против принятия этого закона.
Не буду повторять, о чем идет речь. Вкратце скажу только, что речь идет о восстановлении утраченных сбережений граждан в Сбербанке СССР и о приостановлении нормы закона, признающей эти сбережения внутренним государственным долгом.
Этот закон был принят в 1995 году и в 1999-ом был принят закон о базовом социальном наборе, который фактически, при расчете которого устанавливается коэффициент перевода тех денег на июнь 1991 года в те деньги, когда эти деньги будут, на ту дату, когда деньги будут возвращаться.
В этом зале много было разных выступлений, вот даже сегодня представитель «ЕДИНОЙ РОССИИ» сказал, что это неподъемные деньги, невозможно их возвращать.
Но когда мы в первом чтении этот закон обсуждали, я спросил представителя 'ЕДИНОЙ РОССИИ»: вы признаёте это внутренним государственным долгом, вы собираетесь их возвращать? Да, собираемся. Сейчас в третьем чтении уже выходит представитель той же самой партии и говорит: это невозможно. Давайте рассмотрим: возможно или невозможно. Я сразу поправлю представителя партии власти, который сказал, что 48 триллионов нужно в 2020 году, 50 – в 2021 году и 52 – в 2022 году. Это не суммарно 48, 50 и 52, это одна и та же сумма, просто индексируется она каждый год. Понятно? То есть это не 150 триллионов рублей, а всего лишь 48.
Теперь, есть ли такие возможности у государства или нет? Конечно, сразу нет. Но можно было принять наш проект закона, по которому мы предложили примерно 5 процентов каждый год от этой суммы возвращать, это чуть больше 1 триллиона рублей.
Давайте теперь рассмотрим: это возможно... Да, кстати, сейчас эта норма закона всё-таки действует, но выделяется на выполнение этого обязательства 5,5 миллиарда рублей в год, в двести раз меньше, чем надо бы (в двести раз).
Давайте рассмотрим: посильно или нет. У нас, если мы будем по 1 триллиону рублей в год направлять на выполнение этого государственного обязательства перед гражданами, то у нас сегодня в Фонде национального благосостояния около 14 триллионов рублей, деньги есть. То есть один из четырнадцати можно забирать каждый год и отдавать.
Дальше. Если вы говорите, что у нас, дескать, у нас доходов мало, так вы отмените льготы олигархам на яхты, на самолёты, вы перестаньте раздавать льготы, которые в прошлом месяце раздали сырьевым олигархам на сотни миллиардов рублей. Вот вам ещё деньги. Отмените возврат НДС с экспортёров сырья, это ещё 2 триллиона рублей в год. Запретите без тендеров и аукционов проводить закупку у взаимозависимых лиц, вот вам ещё 5 триллионов рублей в год. Вот они деньги. Просто они будут не разворовываться, а будут возвращены тем, у кого они были отняты.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили.
Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» (пункт 12).
Включите режим голосования. Покажите результаты. Результаты голосования (13 час. 18 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 298 чел. 66,2 %
Проголосовало против 58 чел. 12,9 %
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 357 чел.
Не голосовало 93 чел. 20,7 %
Результат: принято Принимается.
12. 1027749-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 17.11.20.
Представил зампред комитета по финансовому рынку Мартин Шаккум.
Законопроектом предлагается продлить срок приостановления действия ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» еще на 1 год – до 1 января 2024 года.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года.
При рассмотрении аналогичных законопроектов в 2017, 2018 и 2019 годах Государственная Дума в соответствующих постановлениях рекомендовала Правительству РФ до внесения в ГД законопроекта о федеральном бюджете разработать и внести законопроект, регулирующий вопрос об исполнении обязательств РФ по сбережениям граждан РФ, который до настоящего времени в ГД не внесен. Учитывая высокую социальную значимость выполнения Российской Федерацией обязательств по восстановлению и обеспечению ценности денежных сбережений граждан, комитет полагает необходимым подчеркнуть необходимость ускоренной разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, позволяющих государству в полной мере исполнить указанные обязательства. Комитет считает целесообразным повторно рекомендовать Правительству РФ разработать и внести в Государственную Думу законопроект, регулирующий вопрос исполнения обязательств РФ по сбережениям граждан РФ.
Также, руководствуясь ст.103 Конституции РФ, комитет считает необходимым рекомендовать Правительству РФ представить Государственной Думе в ежегодном отчете Правительства РФ о результатах его деятельности информацию о ходе подготовки указанного законопроекта, а также о причинах неисполнения постановлений Государственной Думы № 2569-7 ГД от 27.10.2017, № 5034-7 ГД от 18.10.2018 и № 6969-7 ГД от 22.10.2019.
Третье чтение 298 58 1 13:18
Стенограмма обсумждения
Пункт 12. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора». Мартин Люцианович Шаккум, пожалуйста. Шаккум М. Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошел юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Замечаний нет. Комитет предлагает принять данный законопроект в третьем чтении.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли, вижу, что есть. Включите запись на выступления по мотивам. Покажите список. Быков Олег Петрович, пожалуйста. Изотов А. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Дмитрий Александрович, я прошу прощения, это Изотов был, не на ту кнопку нажал. Возможно, мне воспользоваться?
Председательствующий. Пожалуйста, пожалуйста. Изотов А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Александрович!
Напомню, что суммарный объём обязательств по гарантированным сбережениям граждан составляет в ценах 1991 года 355 миллиардов рублей. Если мы переведём и проиндексируем это на сегодняшний день, то, как сказано из пояснительной записки, сумма затрат составит 48 триллионов рублей в 2021 году, в 2022-м 50 триллионов рублей, и 52 триллиона рублей в 2023 году.
Федеральный бюджет у нас составляет из года в год около 20 триллионов рублей. Но у нас произошли вот эти события с пандемией, и мы на 2020 год корректируем доходную часть 20,5 триллиона рублей до 17,9 триллиона рублей, и при этом наши расходы вырастут с 19,7 триллиона рублей до 22,6 триллиона рублей. То есть, мы видим значительную часть дефицита бюджета, и тот бюджет, который мы принимаем в ближайшие три года, он тоже, к сожалению, с дефицитом.
Таким образом, из федерального бюджета на сегодняшний день выплачивать такие средства, которые, причём, превышают его только доходную часть в 2,5 раза, в принципе, невозможно, и любые выплаты, они приведут к тому, что под ударом окажутся малозащищённые слои населения. Таким образом, государство сегодня ставит перед собой основную и главную задачу – это погашение вовремя и в полном объёме всех своих социальных обязательств. Есть мнение выплачивать из Фонда национального благосостояния, который у нас на сегодняшний день составляет более 13 триллионов рублей, и мы его формировали вместе с Резервным фондом, начиная с 2014 года. Но я напомню, коллеги, что тогда цены на нефть были 100-150 долларов за баррель, а в ближайшие годы, а может, десятилетия, нам о таких уровнях цен необходимо будет забыть.
Поэтому источник погашения в ближайшие годы ФНБ, он тоже остаётся под вопросом, и также у нас существуют риски по облигациям федерального займа. Это основной источник погашения дефицита нашего федерального бюджета, который мы запланировали. И там было 35 процентов доли нерезидентов, в последнее время сократилось до 25 процентов, и большая вероятность того, что новая администрация Соединённых Штатов также наложит дополнительные санкции на нерезидентов, и тогда нам необходимо будет рассчитывать только, исходя из собственной ресурсной кредитной базы.
Таким образом, у нас ни федеральный бюджет за счёт облигаций федерального займа, ни Фонд национального благосостояния не может являться полным гарантом погашения той задолженности, которая сформировалась в 90-е годы. А выплачивать на сегодняшний день и потом говорить о том, что мы будем платить несколько сот лет или несколько тысяч лет, – ну, это обманывать и себя, коллеги, и обманывать население страны.
Поэтому предлагается приостановить действие Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» на один год.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать за.
Спасибо.
Председательствующий* Спасибо. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. Шурчанов В, С, фракция КПРФ.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Государственная Дума с 2003 года приостанавливает действие этого закона. Теперь мы приостановку продлеваем до 2024 года. Но вместе с тем это народные деньги. Люди потеряли всю надежду на то, что можно каким-то образом восстановить законно ими отданные системе Сбербанка, страховым государственным... Госстраху взносы и сбережения.
Вот получается в итоге – за все эти годы у народа украли, если хотите, или отняли, и олигархам всё это отдали. Никуда ничего не потерялось, никуда ничего не испарилось. Просто все народные деньги перешли в собственность олигархов, которые сегодня, как уже правильно говорили, и налоги меньше всех платят, и в конечном итоге всё время, всё время получают льготы. И правительство их поддерживает.
Мы, фракция КПРФ, на стороне ограбленного народа. Поэтому мы голосуем против и твёрдо заявляем о том, что все эти сбережения должны быть восстановлены. Для этого есть вся правовая база.
Я вкратце напомню. В октябре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон об индексации. Затем Российская Федерация 13 марта 1992 года взяла на себя обязательство – все эти долговые обеспечить. Затем Съезд народных депутатов 27 марта 1993 года вновь повторил требование о полной компенсации вкладов населения.
Ну и, наконец, в мае, вот заметьте, 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации на основании ходатайства Общества вкладчиков рассмотрел дело.
И в своем постановлении от 31 мая 1993 года Конституционный Суд установил, что все данного закона нарушения по возвращению вкладов граждан должны быть исполнены, их нужно выполнить, и законодательной и исполнительной власти было указано, что необходимо обеспечить полную реализацию вот этих принятых законов.
Постановление Конституционного Суда окончательное, обжалованию не подлежит, но тем не менее мы вот с тех времен тянем и продолжаем тянуть.
У нас есть все возможности в полной мере вернуть, никакие 43 триллиона, для нас они не бедствие, у нас денег сегодня действительно и средств навалом, просто нужна политическая воля правительства.
Но, к сожалению, в классовом обществе, в классовом обществе, правительство нынешнее соответственно на стороне олигархов, на стороне крупного капитала, который присвоив народные деньги, не хочет их вернуть.
Мы голосуем против.
Спасибо.
Председательствующий, Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, наша фракция голосует против принятия этого закона.
Не буду повторять, о чем идет речь. Вкратце скажу только, что речь идет о восстановлении утраченных сбережений граждан в Сбербанке СССР и о приостановлении нормы закона, признающей эти сбережения внутренним государственным долгом.
Этот закон был принят в 1995 году и в 1999-ом был принят закон о базовом социальном наборе, который фактически, при расчете которого устанавливается коэффициент перевода тех денег на июнь 1991 года в те деньги, когда эти деньги будут, на ту дату, когда деньги будут возвращаться.
В этом зале много было разных выступлений, вот даже сегодня представитель «ЕДИНОЙ РОССИИ» сказал, что это неподъемные деньги, невозможно их возвращать.
Но когда мы в первом чтении этот закон обсуждали, я спросил представителя 'ЕДИНОЙ РОССИИ»: вы признаёте это внутренним государственным долгом, вы собираетесь их возвращать? Да, собираемся. Сейчас в третьем чтении уже выходит представитель той же самой партии и говорит: это невозможно. Давайте рассмотрим: возможно или невозможно. Я сразу поправлю представителя партии власти, который сказал, что 48 триллионов нужно в 2020 году, 50 – в 2021 году и 52 – в 2022 году. Это не суммарно 48, 50 и 52, это одна и та же сумма, просто индексируется она каждый год. Понятно? То есть это не 150 триллионов рублей, а всего лишь 48.
Теперь, есть ли такие возможности у государства или нет? Конечно, сразу нет. Но можно было принять наш проект закона, по которому мы предложили примерно 5 процентов каждый год от этой суммы возвращать, это чуть больше 1 триллиона рублей.
Давайте теперь рассмотрим: это возможно... Да, кстати, сейчас эта норма закона всё-таки действует, но выделяется на выполнение этого обязательства 5,5 миллиарда рублей в год, в двести раз меньше, чем надо бы (в двести раз).
Давайте рассмотрим: посильно или нет. У нас, если мы будем по 1 триллиону рублей в год направлять на выполнение этого государственного обязательства перед гражданами, то у нас сегодня в Фонде национального благосостояния около 14 триллионов рублей, деньги есть. То есть один из четырнадцати можно забирать каждый год и отдавать.
Дальше. Если вы говорите, что у нас, дескать, у нас доходов мало, так вы отмените льготы олигархам на яхты, на самолёты, вы перестаньте раздавать льготы, которые в прошлом месяце раздали сырьевым олигархам на сотни миллиардов рублей. Вот вам ещё деньги. Отмените возврат НДС с экспортёров сырья, это ещё 2 триллиона рублей в год. Запретите без тендеров и аукционов проводить закупку у взаимозависимых лиц, вот вам ещё 5 триллионов рублей в год. Вот они деньги. Просто они будут не разворовываться, а будут возвращены тем, у кого они были отняты.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, все желающие выступили.
Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» (пункт 12).
Включите режим голосования. Покажите результаты. Результаты голосования (13 час. 18 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 298 чел. 66,2 %
Проголосовало против 58 чел. 12,9 %
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 357 чел.
Не голосовало 93 чел. 20,7 %
Результат: принято Принимается.
Leave a comment