3. 1051807-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (об увеличении срока предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета)
Документ внесли Депутаты ГД В.В.Володин, А.М.Макаров (ЕР)
Он принят в первом чтении 17.11.20 с названием «О внесении изменения в статью 936 Бюджетного кодекса РФ».
Представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предлагается:
- увеличить срок предоставления субъекту РФ (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета со 180 до 240 дней, установив срок его возврата – не позднее 15 декабря (действует – не позднее 25 ноября);
- включить в перечень случаев, при которых дефицит бюджета субъекта РФ может превышать установленные БК РФ значения (не более 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ, а для субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение 2-х из 3-х последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта, – не более 10% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ), утверждение законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ разницы между средствами, получаемыми от возврата средств с банковских депозитов, и средствами, размещаемыми на банковских депозитах;
- установить, что экономия, образовавшаяся по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальных нужд), источником обеспечения которой являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предусматривается бюджету субъекта РФ, у которого образовалась указанная экономия, при условии ее направления на реализацию мероприятий в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, в порядке установленном Правительством РФ. Указанная экономия не учитывается при распределении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ;
- установить, что в 2020 году Минфин России вправе предоставить бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на эти цели, для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ на срок, установленный соглашением и при условии погашения не позднее 1 июля 2021 г., с платой за пользование указанными бюджетными кредитами по ставке 0,1% годовых на основании обращения в Минфин России за предоставлением бюджетного кредита главы субъекта РФ. Предоставление бюджетного кредита оформляется соглашением между Минфином России и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;
- продлить на 1 год (до 31 декабря 2021 года) действие нормы, предоставляющей Правительству РФ полномочие издавать нормативные правовые акты, предусматривающие возможность предоставления бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам, являющимся производителями подакцизных товаров.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Второе чтение 376 0 0 12:36
Стенограмма
3-й пункт. Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.
Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Спасибо.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Не волнуйтесь, это не Бюджетный кодекс, это сразу на два вопроса.
Коллеги, напомню, что поправки в Бюджетный кодекс были внесены Председателем Государственной Думы по поручению президента, который предложил увеличить срок предоставления бюджетных кредитов. И уже тогда здесь в зале этот вопрос, понятно, что был поддержан всеми фракциями, всеми депутатами, мы говорили о том, что есть целый ряд поручений президента, который направлен на то, чтобы облегчить регионам сегодня возможность работать и облегчить это именно через Бюджетный кодекс. Вот сегодня вашему вниманию предлагаются поправки, которые также внесены Председателем Государственной Думы, и эти поправки вытекают из прямых поручений Президента Российской Федерации.
Итак, просто остановлюсь на том, что это за поправки, потому что на самом деле мы все сейчас поедем на региональную неделю в регионы, и будет просто очень важно разговаривать с людьми, разговаривать с региональными законодательными собраниями, которые принимают бюджеты, для них это действительно очень важная информация. Поэтому буквально несколько минут посвящу изложению этих поправок.
1-я. Во исполнение поручения президента по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета предусмотрено сохранение в бюджетах субъектов экономии федеральных субсидий, образовавшейся по результатам заключения контрактов. То есть всё, что субъект сэкономил, если раньше в соответствий с БК это шло в Резервный фонд правительства, то теперь это должно быть направлено субъекту, но с условием, что субъект направляет это на реализацию национальных проектов, национальных целей.
Вот 1-я поправка, которую предлагается поддержать.
2-я поправка. Это проблема, о которой в этом зале много раз говорили, эта тема звучала. Бюджетные кредиты выдаются для того, чтобы не надо было регионам обращаться к коммерческим банкам, получая более дорогие кредиты для выполнения своих обязательств. Но кончается год, в декабре самое тяжелое время, и в результате регионы вынуждены идти в коммерческие банки, чтобы брать коммерческие кредиты, чтобы вернуть кредит бюджетный, получается такой перпетуум-мобиле и абсолютно бессмысленная ситуация.
Президент сказал: давайте обеспечим сейчас с учетом вот ситуации, сложной ситуации и с коронавирусом и так далее, давайте дадим регионам бюджетные кредиты с тем, чтобы они могли спокойно пройти год, перекредитоваться спокойно, бюджет их перекредитует, вернули те кредиты, где у них есть, и чтобы регионам не приходилось сейчас идти в коммерческие банки.
Вот такая поправка также предусматривается в данном законе. То есть бюджетные кредиты, то же самое 0,1 процента, вот то, что предлагается в данном законе.
Следующий вопрос. Мы приостанавливаем действие Бюджетного кодекса на весь 2020 год, это очень важно, мы придаем обратную силу, на весь 2020 год мы приостанавливаем норму о взыскании непогашенной задолженности по казначейским кредитам, то есть если регионы вот не погасили вовремя, с тем, чтобы сейчас нельзя было взыскать эту задолженность. Это очень важная мера, она сегодня действительно необходима регионам.
Следующий вопрос. Для обеспечения оперативности принятия решений о рефинансировании до конца года мы предусмотрели, что все условия определяются только в соглашении Минфина с регионом, и нет необходимости принятия каких бы то ни было дополнительных нормативных актов. Это серьезно сэкономит время, силы и дает возможность максимально просто решить данную проблему.
Президент давал поручение передвинуть срок выдачи бюджетных кредитов, и эта норма будет постоянно действующей, это не временная норма, если до этого закона у нас эта норма была 25 ноября, теперь срок предоставления казначейских кредитов передвигается до 15 декабря.
то есть практически до конца года.
Очень важный вопрос показал, зарекомендовал себя сейчас, в период борьбы с коронавирусом, это возможность, которая была дана регионам поддержать, оказать финансовую поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Она зарекомендовала очень хорошо себя в этой ситуации, мы делали её только на 2020 год. Президент предложил продлить эту меру на следующий год. Эту норму также предлагается включить в данный законопроект.
Ну и, наконец, хотел бы обратить внимание на то, что мы по просьбе регионов на самом деле устраняем несправедливость. Мы вводим право субъекта на превышение верхнего предела дефицита на тот размер депозитов, которые у субъекта находятся в банках. Это очень важно, потому что на сегодняшний день достаточно странная ситуация: если субъект, если, ну, рачительно относится, освободились какие-то средства на какое-то время, положил их на депозит, чтобы хоть какая-то копеечка шла, процент, дополнительно в бюджет, то это уже нельзя направить на превышение дефицита. Вот мы этой нормой устраняем эту несправедливость.
Коллеги, на самом деле это был хороший закон, теперь получился закон абсолютно необходимый для субъектов, которые его ждут. И с учётом того, что мы понимаем, что очень важно, чтобы он вступил в силу как можно быстрее.
именно поэтому были даны поручения президента, предлагаем поддержать во втором чтении.
Всего внесено, как вы видите, тут количество поправок, их, по-моему, семь поправок у нас внесено, все они рекомендуются у нас к принятию комитетом. Комитет предлагает... Извините, восемь поправок, я ошибся. Восемь поправок, все они рекомендуются комитетом поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет?
Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 35 мин. 15 сек.)
Проголосовало за 362 чел 80,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 362 чел.
Не голосовало 88 чел 19,6 %
Результат: принято Принимается таблица поправок.
Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 35 мин. 40 сек.)
Проголосовало за 376 чел83,6 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 376 чел.
Не голосовало 74 чел. 16,4%
Результат: принято Принимается единогласно. Центральная трибуна, пожалуйста.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемые коллеги, комитет предлагает данный законопроект поставить в третьем чтении на четверг.
Председательствующий. На четверг?
Макаров А. М. На четверг, да.
Председательствующий. Коллеги, не будет возражений? Включаем Спасибо, Андрей Михайлович.