leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Сдвиг вправо и сокращение финансирования превращает в долгострой - Александр Сергеев рассказал

Сдвиг вправо и сокращение финансирования превращает в долгострой – Александр Сергеев рассказал думскому комитету научно-технической политике – Академия и Минобрнауки валят бюрократическую организацию развития науки в условиях дефицита средств друг на друга – Президиум АН обсуждал трансформации в сща и не не понимает почему в России ничего не получается? Как будто иссдедований Крашенинниковой нет
Очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке. Состоялось в зале 706.
Конспект 10:00
1. Тематический вопрос «О докладе РАН «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году»
Вячеслав Никонов Мир обязан российской науке больше чем он думает Менделеев Павлов Попов Зворыкин Алферов мобильна связь. Не случайно первая вакцина делана у нас Пирогов Путин едет в Саров. По количеству ученых мы уже не лидеры. Финансирование науки осталось на уровне 1,1% ВВП отсюда низкий приток в науку, только 1% выпускников. Вопросы наукометрии Мы на том этапе когда не знаем будет ли принят закон о науке.
Президент РАН Александр Сергеев. Чтобы вселить оптимизм в наше сегодняшнее мероприятия Три результата 2019 гола. Состоялся успешный запуск обсерватории Спектр-РГ. Космический аппарат в рентгеновском диапазоне это катастрофические явления Вселенной с образованием новых звезд черных дыр Исследование темной материи. Аппарат выведен на наблюдение миллионы км от Земли Выдающийся результат по мировым меркам нобелевского уровня. Следующий резудьтат не скоро. Луны не запускались. Исследования Венеры Экзопланеты Финансирование научного Космоса снизилось с 16 млрд до 2,9. У нас есть результаты есть мозги есть понимание что надо делать. Второй пример связан с медициной. Новый подход в лечение аутоиммунных заболеваний Болезнь Бехтерева. Работы Второго меда. Ученые разобрались какие клоны T-лимфоцитов атакую клетки организма Придумали антитело и снабдили его рецептары цеплябт T-лимфоциты Изобретатель сам страдает болезнью Бехтерева. Поиск лекарства для страдающих сахарным диабетом. Третий пример раьота химиков по антитурбулентным присадкам для прокачки в нефтепроводах Турбулентность увеличивает затраты компрессорных станций. Полимерные молекулы потоки расправляются и турбулентное движение превращается в ламинарное. Транснефть построила и открыла завод в Алабуге производства 10 тыс тонн закроет потребности Институт органической химии Уральского отделения АН. АН ниже по статусу тех ФОИВ с которыми приходится общаться. Изменения в 223-ФЗ в подле зрения АН не только институты АН, отношение ко всему полю науки и образовательных учреждений где есть наук. Следующее полномочие которое мы получили прогнозирование развития науки. Механизма нет Получение правительства о создании в АН структуры стратегического планирования. Новое полномочие поисковых исследование в сфере обороны и безопасности. Важное полномочие На уроне инструментов пока бьемся чтобы такой инструмент у нас появился шестая подпрограмма Два жестких поручения президента что такая подпрограмма должна быть и до сих пор ее нет. Бюрократические проблемы Пытаются ее куда-то спрятать. И очень важно что формулировка относительно фундаментальных научных исследований представление ее в правительство определяется финансирование. Мы не сильны, мы отвечаем за сутевую сторону. Многочисленные поручения не выполнены. Мы пытаемся отработать эти поручения какк можем. Пытаемая продвинуть чтобы получились новые полномочия АН и проще проходили. Интенсивно работаем с Минобрнауки. Не являемся единомышленниками, спорим. Пример как работали нал нацпроектом Наука трансформируется в нацпроект Наука и образование Совместно с министерством какие KPI. По 19 голбу создано 7 научных центров 4 математических и 3 генетических. Убедили создать еще 10. обновление приборной базы до 24 года 90 млрд это финансирование даже не топового европейского университета. Передний фронт науки определяется новыми инструментами. Пик Ника отечественный долгострой в Дубне передали от АН в Курчатник Ковальчук приложил много усилий Приехал детектор Надеемся этот проект Мегасайнс будет запущен. Ха это время передовые источники нейтронов не реакторы а ускорители. Сдвигаем вправо и превращается в долгострой В других странах установки следующего поколения. Деньги сокращаются и хзапуск Луна-27 не запускается, США и Китай запустят пилотируемые станции а мы только автоматическую. Отказываться от Космоса и источника нейтронов неправильно Создано 18 семеноводческих центров отечественной селекции. Финансирование фундаментальной науки 0,14% надо перевести в 0,4-0,45% Прежде всего вопрос не заплаты а инструментализации Насытить фундаментальную науку современным оборудованием. В физике фондовооруженность и инструментовооруженость в 10 раз хуже США. Еще хуже геофизика и совсем плохо СХ. Средний возраст оборудования 19-12 лет Бизнес не хочет финансировать науку. Лидеры инноваций СШП Швейцария Снгапурю У нас наука никак не может стать производительной силой экономики. Для трансформации знаний в экономику создано много экосистем Сколково НТИ Каждая старается решить по своему Единого подхода превращения знвний в технологии у нас нетПроект нефтехимии должен зхапуститься цепочкой в следующем голу. Катализаторы тоже. Мощнейшая программа индустрии композитных материалов фактически создание новой отрасли.
11:05
Сергеев перебрал время и Никонов его остановить не мог как ни пытался. Прогоаммы отражены в решении комитета
Зампред комитета Геннадий Онищенко На собрании АН будет обсуждаться 86-летие атомной отрасли, это ядерный щит АН предоставила многостраничный доклад может быть даже излишне детализированный Идет мучительный поиск места Академии после 13 года когда она из квазиминистерства с тысячами наушных учреждений превратилась в круг уыеных Клубом мы не стали Без финансирования в какие бы призы мы ни ударялись развитие науки будет не тем. В облаасти медицины создании жвух их трех вакцин институты Гамалеи и Чумакрвав Вклад науки Вчерашний президиум не на уровне слухов которым страдают наши журналисты серьезно обсуждали трансформации в США. так что не так уж растеряна наша Академия. Говоря о необходимости закона о науке мы должны продолжить поиск организационный места Академии. Закон об Академии главной скрипкой должна быть Академия Сформудировано всего пять целей В докладе экспертная работа Наш академический доклад должен быть по форме и через него влиятт. Провести анализ действующих нормативных актов. Просить правительство направить в комитет Думы специальный доклад мы его не видим. Мы должны распекать блок законов который лежит в комитете Внесли мораторий пока не будет новый закон о науке 96 года Разблокировать.
Замминиситра Медведев. В докладе отражены направления Мы во взаимодействии. Требования к докладу нынешний доклад дефицитен С обдной стороны ждесткие финансовые требование с другой стороны тех задач которые стоят. Приоретизации за Академии В докладе не получили отражения практические кейсы Это инновационные проекты полного цикла
Вопросы
Олег Смолин Присылаются ли документы по стратегическому планированию на экспертизу* Трансформация АН
Серогеев Нет не присылаются. По трансформации наше образование не нацежено на удовлетворение запросов квалифицированного заказчика Или прольется золото дождь чего не будет, или выстраивать внутренние связи.
На все вопросы ответить не смогу Прогоамма будет принята.
Гаджимет Сафаралиев Отделения Урад Сибирь Дальний Восток но я бы не скал что ученых блолдьше У нас есть Дагестанский научный центр но координации нет.
Сергеев. В 13 году связи разорваны Восстанавливать очень тяжело Так и нет решения Идет бурление «Академия в Питере ничего не делает»
Нобелевская премия по физике присуждена Вайсу Брощу и Торпу Сама идея детектора детектирования 60-е огоду Пустовойт и Михаил м …штейн. Млжет быть рамзороозтть закон 96 гола?
Сергеев Перед законом прописать видение к чему имы стоемисмя В 45 голу мы может будем друшими существами.
Никонов Если ни одна из задач не реализована вопрос о горизонте планирования не стоит. Мы особо и не заворачивали закон Невозможно удержать ученых без зарплаты У нас ЗВР 583 млрд долларов, все расходы на науку один. Сказал же здесь мы не можем финансировать ученых потому что у них низкая цитируемость. Платят в Гарварде, платили бы здесь и здесь бы цитировали. М не сделаем запланированное в указе президента. Взаимодействие большой науки с бизнесом ключевой вопрос У науки нет возможностей превратить достижения в результат.
11:56
Л.М. Невозможно согласиться с президентом РАН. Человеческий климат в науке намного важнее вооруженности и финансирование на его фоне вторичный фактор, золотой дождь без организации отвлекает агрессивных профанов Стремление к закупке иностранного оборудования направлено на иностранные публикации, монополии накладывают ограничения даже по линия мышей. Российское оборудование может быть не просто дешевлеф. Но прогрессивнее и лкчше. Еще одна проблема следование установкам США по рубрикации наук и направлениям их развития Как правило то реклама ресурсоемких тупиков. Мы в своей науке реализуем ноль финансирования, иначе и быть не модет Однако мы свободны и наши исследования уникальны.
Справка
Нобелевская премия по физике за 2017 год была присуждена Райнеру Вайссу, Кипу Торну, и Барри Бэришу с формулировкой «за решающий вклад в создание детектора LIGO и регистрацию гравитационных волн».
Открытием гравитационных волн наука получила новое окно во Вселенную, уверен академик Владислав Пустовойтов. Как осуществить навигацию без спутников и почему Нобелевская премия обошла российского ученого, он рассказал в интервью «РГ». ... Владислав Иванович, именно ваше имя назвал глава нашей академии, комментируя два года назад присуждение американским ученым Нобеля по физике. Как вы оказались, говоря образно, в сфере притяжения гравитационных волн? Владислав Пустовойт: В 60-х годах я был аспирантом Виталия Лазаревича Гинзбурга, которого называли последним научным энциклопедистом. Его интересовали самые разные проблемы, в том числе и гравитация.

РЕШЕНИЕ
25 ноября 2020 года Протокол № 115-1
О докладе РАН
«О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году»
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, заслушав и обсудив сообщение президента Российской академии наук A.M. Сергеева по вопросу «О докладе РАН «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году», отмечает следующее.
Основными целями государственной научно-технической политики в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон о науке) являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.
В соответствии со статьей 12 Закона о науке формирование и практическое осуществление государственной научно-технической политики гражданского назначения обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, на который возложены эти задачи, совместно с Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, федеральными органами исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2018 года №682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования РФ и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности возложены на Минобрнауки России.
Согласно статье 13 Закона о науке направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом РФ на основе специального доклада Правительства РФ.
Помимо этого. Российская академия наук в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 сентября 2013 года №253-Ф3 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее -Закон № 253-ФЗ) подготавливает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ ежегодно Доклад «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными».
В рассматриваемом докладе РАН «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году» (утвержден решением Общего собрания членов РАН, состоявшемся 23 июня 2020 года) (далее – Доклад РАН за 2019 год) проведен анализ состояния формирования и реализации государственной научно-технической политики, сформулированы предложения по реализации первоочередных мер по развитию сферы науки и технологий, формированию национальной инновационной системы как основы социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности и безопасности РФ.
В Докладе РАН за 2019 год представлен ретроспективный анализ нормативных правовых актов, формирующих в настоящее время государственную политику в научной и научно-технической сферах, дана оценка состояния факторов, влияющих на развитие указанных сфер. Отмечается, что за последние 20 лет произошли заметные изменения в институциональной структуре сектора исследований и разработок в стране. Существенно сократилось число научно-исследовательских (более чем на 40%), конструкторских (более чем на 20%) и проектно-изыскательских организаций (более чем на 75%). При этом количество организаций промышленности, имеющих статью расходов на исследования и разработки, увеличилось практически на 50%.
Обращается внимание на то, что заметные изменения произошли в вузовском секторе науке: в настоящее время практически все университеты в той или иной степени вовлечены в данную деятельность. Доля этих организаций в общем числе научных организаций увеличилась с 13 до 25%, а доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки – с 4,5% в 2000 г. до 9,7% в 2018 году. Это отражает приоритет государственной научно-технической политики на повышение роли вузовской науки.
В Докладе РАН за 2019 год отмечается, что:
одним из основных приоритетов государственной политики в долгосрочной перспективе является научно-технологическое развитие РФ, которое на прогнозный период определено Стратегией научно-технологического развития РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 1 декабря 2016 года № 642 (далее – Стратегия НТР);
в целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» Правительству РФ было поручено разработать национальные проекты, которые должны ликвидировать имеющиеся отставания в различных областях экономической и социальной жизни и тем самым создать условия для дальнейшего ускоренного социально-экономического развития страны, повышения ее безопасности.
Делается вывод о том, что стратегические задачи поставленные Президентом РФ, можно решить только опираясь на современные науку и технологии и поэтому важной задачей государственной научно-технической политики на текущем этапе является организационное и научное сопровождение национальных проектов и сопряжение их целей с приоритетами научно-технологического развития, определенными Стратегией НТР.
В Докладе РАН за 2019 год представлен анализ обеспеченности сферы науки и технологий необходимыми для их развития ресурсами. Отмечается, что:
основным показателем, характеризующим научную и научно-техническую деятельность и определяющим уровень выделяемых финансовых средств на осуществление этой деятельности, является объем внутренних затрат на исследования и разработки. В абсолютном значении они выросли с 943,8 млрд. рублей в 2016 до 1080,3 млрд. рублей в 2019 году. Основным источником финансирования науки являются средства федерального бюджета (64,3%). При этом доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП сократилась с 1,1% в 2016 году до 0,98% в 2019 году. При этом не достигнуты показатели по доле внутренних затрат на научные исследования и разработки в структуре ВВП, определенные стратегическими документами. Так, например, согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВВП должна была составить 1,77% к 2015 году. Сделан вывод о том, что для достижения поставленных в Стратегии НТР целей необходимо обеспечить увеличение значения данного показателя до уровня, сравнимого с аналогичными показателями в наиболее технологически развитых странах (2-4% ВВП);
материально-техническая база научных организаций, ее состояние и динамика развития определяют уровень проводимых в стране научных исследований. Наличие современного научного оборудования является залогом успеха и мирового лидерства. Это положение наиболее актуально для современной фундаментальной науки, которая характеризуется неразрывностью теоретических и экспериментальных исследований. Основной проблемой исследовательской инфраструктуры, является устаревание приборного парка. Особенно это заметно на фоне активно протекающего в зарубежных странах процесса обновления экспериментальной базы и вступления мировой науки в эпоху нового поколения исследовательского оборудования;
отставание сектора академической науки и сектора вузовской науки по техновооружённости является одной из важнейших причин, тормозящих получение новых конкурентоспособных результатов в сфере фундаментальных и поисковых исследований для развития реального сектора экономики страны. Современное состояние исследовательской инфраструктуры и обеспеченность ученых научными приборами и оборудованием нельзя признать достаточными для обеспечения конкурентоспособности научных исследований на мировом уровне и решения стратегических задач развития государства;
важной проблемой последнего времени является то, что условиях экономических санкций сокращается возможность закупки некоторых видов научного оборудования за рубежом. По отдельным научным направлениям это может привести к критической ситуации, так как в последнее время развитие материально-технической базы научных организаций происходило в основном за счет импортного оборудования;
серьезной проблемой современной российской науки остается сокращение персонала, занятого исследованиями и разработками, которое происходит в результате миграции ученых в разные сферы российской экономики и за рубеж. По данным Росстата, численность персонала, занятого исследованиями и разработками, и исследователей составила в 2018 году в абсолютном значении 682,6 тыс. человек и 347,8 тыс. человек, соответственно. Это практически в три раза меньше, чем в 1990 году, и на 20% меньше, чем в 2000 году. Сокращение численности персонала составило за период с 1990 по 2018 год 1260,8 тыс. человек, а исследователей – 644,8 тыс. человек. В то же время, в большинстве стран с развитой рыночной экономикой с начала 2000-х годов численность научных кадров устойчиво увеличивалась. Особенно значительным был этот рост в Корее, Португалии и Ирландии. В странах с мощными научными системами – Германии, Великобритании и Франции – этот рост был умеренным – порядка 20-40%. По доле научных сотрудников в полной численности занятого населения (около 0,5%) Российская Федерация заметно отстает от стран – научно-технологических лидеров и нуждается в значительном притоке молодых квалифицированных кадров в науку;
требует значительного внимания совершенствование системы подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации;
в стране не сформулирована целостная государственная научно-технологическая политика, учитывающая интересы государства, общества и бизнеса, ориентированная на решение стратегических задач развития страны;
имеющаяся практика управления научными исследованиями распределена между многими государственными структурами, что, в частности, приводит к нерациональному использованию ресурсов, направляемых на развитие науки и научно-технологического комплекса страны;
состояние научно-технологического комплекса как основного фактора обеспечения конкурентоспособности и безопасности государства отражается на глобальных рейтингах России. По глобальному индексу конкурентоспособности Всемирного экономического форума в рейтинге 140 стран мира Россия в 2019 году занимает 36-е место (ближайшее окружение: Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Мальта). По глобальному индексу инноваций (GI1) Россия занимает 46 место из 126 стран, учтенных в рейтинге. Первые места в этом рейтинге традиционно занимают экономически развитые страны Западной Европы (Швейцария, Нидерланды, Швеция, Великобритания и др.). При этом наличие мощного оборонного потенциала, основу которого до настоящего времени в значительной степени составляют научно-технологические заделы, созданные во времена СССР, позволяют России поддерживать на мировой арене высокий военно-политический статус. При сохранении существующего состояния научно-технологического комплекса и тенденций его развития есть риск утраты этих преимуществ.
В Докладе РАН за 2019 год указывается, что одним из наиболее значимых инструментов реализации государственной научно-технической политики является национальный проект «Наука» (далее – НП «Наука»), Паспорт НП «Наука», разработанный в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», утвержден президиумом Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при Президенте РФ (протокол от 24 декабря 2018 года № 16).
В 2019 году в рамках НП «Наука» на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики, созданы первые 5 научно-образовательных центров мирового уровня. На 1 января 2020 года было создано 298 новых лабораторий в 177 подведомственных Минобрнауки России организациях, из них 127 лабораторий (42,6%) возглавляют молодые ученые в возрасте до 39 лет. Наибольшее количество лабораторий создано по направлениям: сельскохозяйственные науки (72 лаборатории), биологические науки (52 лаборатории), физические науки (46 лабораторий) и химические науки (30 лабораторий).
Важнейшим блоком НП «Наука» является сельское хозяйство. В 2019 году создано:
18 селекционно-семеноводческих центров, центров компетенций в области разработки и внедрения современных агробиотехнологий;
100 новых лабораторий в сфере сельскохозяйственных наук с привлечением молодых талантливых специалистов, коюрые составили основу новых лабораторий. Важнейшее направление деятельности этих лабораторий -молекулярно-генетические исследования с целью ускорения селекционного процесса по созданию новых конкурентоспособных отечественных сортов и гибридов различных сельскохозяйственных культур.
В Докладе РАН за 2019 год отмечается, что в связи с принятием Федерального закона от 27 сентября 2013 года №253-Ф3 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» началась кардинальная трансформация академического сектора науки. В соответствии с принятым Законом № 253-ФЗ к числу основных видов деятельности Российской академии наук относится экспертная деятельность. РАН осуществляет, в том числе по запросу органов государственной власти РФ, экспертизу научно-технических программ и проектов, мониторинг и оценку результатов деятельности государственных научных организаций независимо от их ведомственной принадлежности, а также экспертизу научных и (или) научно-технических результатов, созданных за счет средств федерального бюджета, участвует в установленном порядке в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, охраны интеллектуальной собственности.
В Докладе РАН за 2019 год приводятся данные о том, что для реализации своих основных задач РАН в 2019 году была проведена экспертиза:
программ развития 117 научных организаций, подведомственных Минобрнауки России;
программы развития одной научной организации, подведомственной Федеральному агентству лесного хозяйства;
докладов руководителей 25 научных учреждений, подведомственных Минобрнауки России, о реализации программ развития в 2018 году.
Также была проведена работа по подготовке 3700 заключений на полученные с привлечением ассигнований федерального бюджета научные и (или) научно-технические результаты, включая оценку их содержания, полноты научной и практической значимости. Осуществлена экспертиза 1997 тем, поступивших из Верховного Суда РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также из организаций, подведомственных Правительству РФ: Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ, Финансового университета при Правительстве РФ. Также была организована работа по рассмотрению отчетов о выполнении планов научных работ научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Всего рассмотрен 7681 отчет (7820 объектов экспертизы с учетом междисциплинарного характера части отчетов).
С целью преодоления негативных тенденций развития науки и научно-технологического комплекса страны, превращения науки в реальное конкурентное преимущество, в Докладе РАН за 2019 год рекомендовано принять следующие меры:
предложить Государственному совету РФ, Совету Безопасности РФ совместно с РАН разработать и представить на рассмотрение Президенту РФ проект «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», в котором сформулировать целостную политику научно-технологического развития страны. При этом наука должна быть определена как ведущая производительная сила, а Российская академия наук -как высшая научная и экспертная организация РФ;
в части совершенствования государственного управления развитием науки и технологий создать в структуре государственной исполнительной власти под руководством заместителя Председателя Правительства РФ вневедомственный орган, отвечающий за формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики, развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации, а также ведение реестра финансирования научных исследований;
с целью улучшения контроля использования бюджетных средств, направляемых на развитие научно-технологического комплекса страны, внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, предусмотрев введение отдельного раздела бюджетной классификации «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы»;
пересмотреть подходы к оценке результативности деятельности научных организаций, в том числе отказаться от использования библиометрических данных как главных показателей эффективности и результативности научной деятельности, разработать показатели оценки деятельности научных организаций с учетом влияния результатов НИР и ОКР на рост ВВП России.
В Докладе РАН отмечается, что в настоящее время государственная научно-техническая политика регулируется рядом стратегических документов, во многих случаях, не совпадающих по целям, задачам, показателям. Такая ситуация не дает возможности сформулировать целостное законодательство, регламентирующее научно-техническую деятельность.
По итогам состоявшегося обсуждения Доклада РАН за 2019 год Комитет отмечает необходимость дальнейшего совершенствования механизмов формирования и реализации государственной научно-технической политики, обеспечивающих создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения частных, в том числе зарубежных инвестиций в научно-техническую сферу, расширение международного научно-технического сотрудничества, внедрение полученных научных и научно-технических результатов в хозяйственную практику.
Комитет отмечает, что в Докладе РАН за 2019 год в основном проведен анализ результативности государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ» за 2019 год. Вместе с тем Комитет отмечает, что в Докладе следовало бы дать предложения по совершенствованию ее структуры, финансового обеспечения, целевых показателей, отражающие вклад науки и техники в развитие экономики, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства.
По мнению Комитета, нуждается в совершенствовании структура доклада. Так, в разделе 1 «Основные направления государственной научно-технической политики в 2004-2019 года» представлен подраздел «Экспертная деятельность РАН». Кроме этого, Комитет обращает внимание, что доклад должен более детально описывать те изменения, которые произошли в отчетном году. В рассматриваемом докладе представлена ретроспектива, начиная с 2004 года, а сравнительные данные за еще больший срок. При этом процессы, произошедшие за 2019 год, отражены незначительно.
В Докладе РАН за 2019 год отмечается, что количество организаций вузовского сектора, участвующих в проведении научных исследований, существенно увеличилось. Однако во второй части рассматриваемого доклада, которая называется «О важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году», содержатся результаты, полученные только научными организациями, подведомственными Минобрнауки России самостоятельно или в сотрудничестве с другими организациями. В этой связи Комитет отмечает необходимость проведения более тщательного анализа научных достижений, полученных российскими университетами.
По мнению Комитета, в Докладе следовало бы отразить анализ результатов научных исследований и разработок, созданных за счет бюджетных средств, на предмет их практического применения, данные об их использовании (внедрении) в хозяйственной практике, в том числе в созданных бюджетными научными и автономными учреждениями и вузами в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статьей 103 Федерального закона «Об образовании в РФ» хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений. топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), путем внесения вклада в уставный капитал таких обществ или складочный капитал таких партнерств.
Комитет считает важными консолидацию бюджетных и внебюджетных средств на поддержку гражданской науки в рамках единой государственной программы «Научно-технологическое развитие РФ» и введение системы оценки результативности научной и научно-технической деятельности организаций независимо от их ведомственной принадлежности.
С учетом состоявшегося обсуждения Комитет решил:
1. Принять к сведению информацию президента Российской академии наук A.M. Сергеева о Докладе Российской академии наук «О реализации государственной научно-технической политики в РФ и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году».
2. Согласиться с представленными в Докладе РАН за 2019 год предложениями о необходимости:
- разработки проекта «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу», в котором сформулировать целостную политику научно-технологического развития страны с последующим утверждением Президентом РФ;
- совершенствования государственного управления развитием науки и технологий, для чего создать в структуре федеральной исполнительной власти под руководством заместителя Председателя Правительства РФ внедомственный орган, отвечающий за формирование и реализацию единой государственной научно-технической политики, создание национальной инновационной системы, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, программ и проектов полного инновационного цикла, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации, а также ведение реестра финансирования научных исследований и разработок;
3. Рекомендовать Российской академии наук при подготовке Доклада за очередной календарный год:
провести анализ действующих стратегических и нормативных правовых документов, регулирующих научную и научно-техническую деятельность, включая Стратегию национальной безопасности, Стратегию научно-технологического развития, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и др., и подготовить предложения по формированию целостной государственной научно-технической политики в РФ;
отражать в Докладе данные об эффективности использования бюджетных ассигнований, выделенных на финансирование научных исследований и разработок.
4. Просить Правительство РФ направить в Комитет Государственной Думы по образованию и науке специальный доклад Правительства РФ, подготовленный в соответствии со статьей 12 Закона о науке.
5. Просить Правительство РФ, Российскую академию наук представить в Комитет Государственной Думы по образованию и науке позицию о необходимости:
комплексного развития нормативной правовой базы в области науки и инноваций, в том числе совершенствование законодательства РФ в области научно-технологического и инновационного развития, направленных на реализацию проектов полного инновационного цикла;
разработки проекта федерального закона «О государственной экспертизе научной и (или) научно-технической деятельности в РФ»;
введения в бюджетную классификацию РФ отдельного раздела «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments