leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Четыре четыре сценария ДКП ЦБ: базовый дезинфляционный, проинфляционный рисковый.

Четыре сценария ДКП ЦБ: консервативный дезинфляционный, проинфляционный рисковый. - Госдума рассмотрела и приняла к сведению основные направления ДКП непробиваемой Эльвиры Набиуллиной https://leo-mosk.livejournal.com/8263703.html
2. 1055157-7 Госдума в итоге обсуждения одобрила постановление «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов»
Документ внес 13.11.20. Комитет по финансовому рынку
Представила Председатель Центрального банка Эльвира Набиуллина. В этом году мы представляем четыре сценария базовый рост 3-4%, дезинфляционный в связи с низким спросом , проинфляционный и рисковый. Если дезинфляционное влияние пандемии продолжится и тогда мягкая ДКП Ставки по кредитам снизились, ипотека. Рост кредитования без усиления долговой нагрузки. Реструктурировано кредитов на 820 млрд гражданам малому бизнесу и пять трлн для крупного Банки не готовы к СРО. Перед пандемией граждане набрали кредитов. Ключевая ставка сохранится на 21 год и влияет на ставки по депозитам За рубежом не таргетируют
Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Слабый рост необеспеченных кредитов 8% хороший показатель. Ослабляется ресурсная база кредитных организаций сокращением кредитования. Если не брать эскроу-счета, рост вкладов отрицательный.
Кумин Доходы граждан катастрофически снизились.
Олег Нилов Обманутые вкладчики Обманутые МФО Банки занимаются непрофильным финансированием, СБ уже не банк. С вами обсуждали
Набиуллина. Людям удобно получать разные услуги в одном месте.
Сазонов Определиться с приоритетами
Набиуллина. Поддержка малого среднего бизнеса нащ приоритет до пандемии во время эндемии и после пандемии Буде развивать цифровой факторинг
Коломейцев ФРС определяет и нпщу ДКП ставка низкая и не повышается. У нас резервирование для банков значительно больше ФРС отнимает у МСП. ЗВР 585 млрд долл. Мы отдаем тем кто объявляет на санкции ЦБ поддерживает 12 крупных банков
Жигарев Проблема обеспечения экономики длинными деньгами. Цена на гефть не растет, бензин растет, нефть растет бензин стремительно.
Гетта ДКП себя оправляла Инфляции налог на бедных.
Гартунг Комиссия после отмены банковского роуминга стала больше. Граждане снимают н черный день, который у них наступило, а у Силуанова никак не наступит.
Набиуллина. Количество убыточных банков возросло но активы их всего 2% В целом банковская система показывает свою устойчивость Резервирование защита прав вкладчиков Длинные деньги появляются где низкая инфляция Ставки по депозитам снижаются меньше ключевой ставки Мы разрешили создавать резервы по реструктурированным кредитам. Мы должны думать банки прячут плохие активы на балансахх Нас попросили регулировать тарифы на эквайринг в результате прибыль ушла торговым сетям

Постановление
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов» (далее – Основные направления) раскрываются цели и принципы проводимой Банком России денежно-кредитной политики (далее – ДКП) на среднесрочную перспективу 2021-2023 годов, рассматриваются условия реализации и основные меры ДКП, предпринятые за 9 месяцев 2020 года, с обоснованием принятых решений по ключевой ставке Банка России.
Банк России отмечает, что особенностью текущей экономической ситуации является масштабный перелом экономических трендов в стране и мире, который был вызван пандемией коронавируса, сопровождался резким изменением конъюнктуры нефтяного рынка, а также шоками спроса и предложения. Возник существенный риск продолжительного отклонения инфляции вниз от целевого уровня 4%. Это потребовало от Банка России в 2020 году осуществить переход от нейтральной денежно-кредитной политике к мягкой, сопровождавшийся снижением ключевой ставки до 4,25%. Такой переход был направлен на создание условий для более быстрого возврата экономики к потенциалу ее развития и поддержания инфляции вблизи целевого уровня.
По сравнению с прошлыми годами Банк России существенно изменил подход к формированию сценариев развития российской экономики. В настоящее время сценарии развития российской экономики привязываются не к прогнозам цен на нефть (хотя нефтяные цены и объемы добычи присутствуют как один из факторов в сценарных условиях), а к влиянию пандемии коронавируса на траекторию восстановления спроса и на потенциальный выпуск. Рассматривается базовый сценарий и три альтернативных: проинфляционный, дезинфляционный и рисковый. За основу для принятия решений по денежно-кредитной политике в 2021-2023 годах Банком России был взят базовый сценарий.
В Основных направлениях нашло отражение описание и анализ мер, предпринятых Банком России и Правительством РФ для преодоления экономических последствий пандемии новой коронавирусной инфекции. Проанализированы условия реализации ДКП, обосновывается подход регулятора к принятию решений. Изложена связь денежно-кредитной политики с другими направлениями государственной политики, в первую очередь, с бюджетной.
В Основных направлениях обобщены результаты опросов восприятия инфляции населением и бизнесом, показана растущая в текущем году обеспокоенность населения и бизнеса ростом цен, складывающимся под воздействием ограничительных мер, связанных с пандемией, и обесценение рубля. Дан подробный анализ международного опыта применения инструментов денежно-кредитной и макроэкономической политики для преодоления кризисов.
Кроме того, в Основных направлениях детально изложены цели, принципы и инструменты ДКП (с. 6-24), отмечается важность оперативности и полноты раскрытия информации, а также расширения охвата и адресности коммуникации в этой области. Под этим углом зрения уделяется значительное внимание мерам по повышению информационной открытости, призванным усилить доверие к проводимой ДКП со стороны населения, предприятий и участников финансового рынка, снизить и заякорить инфляционные ожидания. Важным шагом в этом направлении является декларация намерения начать в ближайшее время «публикацию траектории ключевой ставки в рамках своего макроэкономического прогноза».
Подтверждается, что основной целью ДКП является поддержание ценовой стабильности, и подчеркивается приверженность Банка России режиму таргетирования инфляции. В рамках этого режима Банк России задает количественную цель по инфляции, а именно поддержание ее годового уровня «вблизи 4% постоянно», что означает возможность небольших отклонений инфляции вокруг целевого показателя – годового темпа прироста индекса потребительских цен (ИПЦ), рассчитываемого Росстатом. Наряду с этим подчеркивается, что ДКП создает важные условия для развития экономики, но сама по себе не может быть источником устойчивого повышения экономического потенциала. При этом ДКП воздействует на отклонения темпа роста экономики от потенциального, но не на сам экономический потенциал, что обуславливает контрциклический характер ДКП.
В качестве основного канала влияния на денежно-кредитные условия в экономике и инфляцию, как и прежде, предполагается использовать процентные ставки. Посредством изменения ключевой ставки и коридора процентных ставок Банк России воздействует на краткосрочные ставки денежного рынка, а через них – на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики (от процентных ставок по рыночным облигациям до ставок по депозитам и кредитам банков).
Банка России высказывает намерение с 2022 года определять своих контрагентов по операциям предоставления ликвидности на внутреннем финансовом рынке на основе информации о кредитных рейтингах.
В Основных направлениях, как и в прошлом году, устанавливается принцип разделения целеполагания между ДКП и обеспечением устойчивости финансового сектора, согласно которому Банк России использует денежно-кредитную политику и ключевую ставку как ее основной инструмент для поддержания инфляции вблизи цели, а обеспечение устойчивости финансового сектора реализуется с помощью других инструментов, таких как микропруденциальное регулирование, действия в сфере надзора, мероприятия по финансовому оздоровлению и макропруденциальная политика.
Постановление 287 20 4 13:19

Стенограмма обсуждения
Коллеги, мы начинаем сегодняшнее заседание с рассмотрения проекта постановления Государственной Думы «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов».
Слово для доклада предоставляется Председателю Центрального банка Российской Федерации Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной. Пожалуйста.
Набиул.шна Э. С, Председатель Центрального банка Российской Федерации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я традиционно представляю Основные направления денежно-кредитной политики на следующие три года.
Документ прошёл уже несколько циклов обсуждения в рабочей группе Думы, в профильных комитетах. И я благодарю депутатов за комментарии, которые мы от вас получили и учли в итоговом документе, который мы рассматриваем сегодня.
Я начну с тех решений, которые мы принимали в этом году, их влияния на экономику, а также немного скажу о нашем прогнозе.
В этом году мы. как и весь мир. столкнулись с беспрецедентной пандемией. Ограничительные меры, временная остановка деятельности предприятий привели к падению выручки бизнеса и доходов людей, нарушению цепочек поставок, снижению цен на товары российского экспорта. Сейчас ещё сохраняется неопределенность, в том числе в том, насколько продолжительное время займет полный выход из ограничений, и насколько значимыми будут долгосрочные последствия пандемии для поведения потребителей и структуры экономики.
В этих условиях Банк России проводит политику, которая призвана ограничить влияние пандемии на наших граждан и на наш бизнес. Мы принимали решение о снижении ключевой ставки, с начала года снизили её на 2 процентных пункта. Мы перешли к мягкой денежно-кредитной политике. Такая политика повышает доступность кредита, тем самым поддерживает спрос в экономике как потребительский, так и инвестиционный, что в свою очередь ускоряет возвращение экономики к потенциалу и одновременно стабилизирует инфляцию на нашей цели – вблизи 4 процентов.
Мы двигались более решительно, когда ситуация была спокойнее, и делали паузы в моменты, когда финансовые рынки были не очень стабильными. Текущая ситуация, конечно, всегда влияет на наши решения, но опираются они на прогноз в первую очередь. С учетом возросшей неопределенности веер траекторий развития событий расширился, и поэтому в Основных направлениях мы в этот раз представляем четыре прогнозных сценария: базовый (его мы считаем наиболее вероятным), дезинфляционный. проинфляционный и рисковый.
Что ещё отличает прогноз этого года? Раньше предпосылки сценариев отличал ожидаемый уровень цен на нефть. Отмечу, что в прошлом году как раз в ходе обсуждения с депутатами был поднят вопрос, что нефть должна перестать играть первую скрипку в сценариях, поскольку зависимость экономики от динамики нефтяных цен снизилась, и в этом году сценарии различаются по изменениям факторов со стороны спроса и предложения, потенциальных темпов роста.
Базовый сценарий исходит из того, что восстановление мировой экономики будет медленным и в следующем году мы ожидаем рост в России 3-4 процента, в 2022 году – 2.3-3,5 процента и в 2023 году – 2-3 процента. Докризисного уровня экономика достигнет в середине 2022 года, восстановлению потребительского и инвестиционного спроса будут способствовать принятые антикризисные меры правительства и Центрального банка, мягкая денежно-кредитная политика. По прогнозу мягкой она останется и в 2021 году, но, возможно, если дезинфляционное влияние пандемии сохранится или усилится, наша политика будет оставаться мягкой дольше, чем мы сейчас предполагаем. Уже принятые нами решения по денежно-кредитной политике продолжат поддерживать восстановление экономики не только в этом, но и в следующем году.
Я напомню, что на экономику, совокупный спрос, на динамику цен, решения по денежно-кредитной политике действуют с лагом в 3 и 6 кварталов, то есть уже принятые решения в полном объеме проявятся только в течение следующего года, они обеспечат мягкие денежно-кредитные условия по мере того, как действия антикризисных мер принятых и Банком России, и правительством будут постепенно завершаться.
Уже в этом году ставки по кредитам существенно снизились, а кредитование ускорилось. За 10 месяцев этого года кредиты компаниям выросли на 8.7 процента, это уже в два раза больше, чем за весь прошлый год.
Розничное кредитование выросло на 12 процентов, в том числе ипотека, а здесь данные у нас пока только за 9 месяцев, на 14 процентов. Но надо понимать, что заемные средства для многих компаний сейчас это не столько ресурс для развития, а сколько возможность остаться на плаву. И люди тоже брали кредиты, чтобы поддержать уровень потребления, когда во втором квартале столкнулись со снижением доходов, так что в цифрах кредитования сидит и эта составляющая временного роста спроса на кредит для сглаживания последствий экономического спада. По мере восстановления выручки компаний и доходов граждан эта потребность иссякнет и. соответственно, в дальнейшем темпы роста кредитования будут соответствовать росту экономики и динамике доходов.
При этом снижение ставок, которое произошло за последние годы в результате снижения инфляции и было дополнено усиленно переходом к мягкой денежно-кредитной политике, делает для граждан и бизнеса кредит менее обременительным. Рост кредитования у нас происходит без опасного роста долговой нагрузки.
Вместе с правительством мы приняли широкий комплекс мер во втором квартале, чтобы помочь экономике пройти фазу жестких ограничительных мер. Центральный банк дал банкам регуляторные послабления, чтобы стимулировать их реструктурировать кредиты, а также выдавать новые, чтобы кредитный процесс не был заморожен.
В результате банковская система оказала поддержку экономике через реструктуризацию кредитов, причем это и кредитные каникулы по закону, и собственные программы реструктуризации от банков.
Сейчас для физических лиц реструктурировано кредитов более чем на 820 миллиардов рублей, для малого бизнеса – почти на 819 миллиардов рублей и для крупных компаний – на более чем 5 триллионов рублей. При этом реструктуризация по закону о кредитных каникулах – это чуть более 15 процентов всех реструктуризации. 85 процентов – это собственные программы банков.
Банки действительно шли навстречу своим заемщикам и продолжают это делать сейчас. Банки подошли к кризису в хорошей форме и смогли взять на себя эту нагрузку.
Большая часть наших мер действовала до конца сентября. Но те меры, которые поддерживают рост кредитования, мы продлили, продлили и регуляторные послабления, снижающие нагрузку на капитал банков.
Отдельно скажу про ипотеку. Здесь действует льготная программа кредитования, которая, конечно, очень помогла и гражданам сохранить возможность улучшать жилищные условия, и застройщикам продолжать ввод новых домов.
Но одновременно уже виден рост цен на жилье на первичном рынке, который опережает и инфляцию, и рост доходов населения. В итоге доступность жилья для людей может упасть, несмотря на льготную ставку. Своевременное завершение этой антикризисной программы позволит избежать формирования пузырей и сбалансировать на рыночной основе спрос и предложение на рынке жилья.
Рыночные, а не только субсидированные ипотечные ставки также снизились и это позволит гражданам дальше получать доступную ипотеку, при этом рост цен на жильё и. соответственно, долговой нагрузки должен быть соразмерен динамики доходов населения.
Заканчивая говорить о кредитовании и банковской системе, отмечу, что ранее накопленные запасы, так называемые «буферы капитала» у банков позволяют нам быть уверенными, что банковская система пройдёт этот период без потерь и устойчивости.
Приняв на себя частично удар, который коронавирус нанёс экономике, банки смогут его выдержать, не создать проблемы своим вкладчикам и кредиторам.
Устойчивость банковской системы сегодня как никогда ценна. И мы пришли к этому состоянию, в том числе благодаря годам работы по улучшению качества регулирования и очищения банковского сектора от плохих игроков.
Меры денежно-кредитной политики и банковское регулирование – это не единственное направление, по которому мы действуем, чтобы снизить бремя пандемии для экономики, траты на текущее обслуживание, проведение платежей также чувствительны для людей и бизнеса.
В острый период пандемии, и здесь большое спасибо законодателям, которые дали нам такую возможность, мы принимали решение об ограничении размеров эквайринговых комиссий по социально значимым вилам платежей, по комиссиям в системе быстрых платежей.
К таким шагам, мы тоже считаем важным, относиться как к временным, рынок должен развиваться, должны формироваться и цены под влиянием конкуренции, борьбы за клиента.
В нашей финансовой системе исторически велика доля крупных игроков и Банк России создаёт инфраструктуру, чтобы менее крупные банки могли конкурировать с крупными – это СБП. Она уже трансформирует рынок платежей от человека к человеку.
А также теперь банки могут обеспечивать приём платежей по QR-коду, то есть от людей к торгово-сервисным предприятиям. И это альтернатива традиционному эквайрингу. конкуренция за то, как будет совершён платёж. Это будет влиять, в частности, на уровень комиссий.
Следующее – это цифровой рубль. Мы представили консультативный доклад о цифровом рубле в октябре.
После консультаций с экспертным сообществом, с финансовым сектором, с предприятиями мы определимся с тем, готовы ли мы выпускать цифровой рубль.
Пользуясь случаем, я хотела бы попросить об организации дискуссии о цифровом рубле на площадке Государственной Думы. Мнение и поддержка законодателей здесь исключительно важны.
Цифровой рубль – это более дешёвые трансакции для граждан и бизнеса, это форма денег более адаптированная для потребности цифровой экономики, смарт-контрактов и это возможность обеспечить прозрачность платежей для государства там, где это важно, например, по социальным выплатам, по госконтрактам.
И отдельно мы прорабатываем возможность офлайн-расчётов цифровыми рублями, чтобы пользоваться ими можно было даже там, где нет доступа к Интернету. Это ещё один фактор конкуренции на финансовом рынке, который будет побуждать банки предлагать более выгодные условия своим клиентам.
Далее – регулирование экосистем. Мы близки к тому моменту, когда на рынке появятся игроки, способные обслуживать вообще все потребности человека от банковского счёта и страховки, до стриминговых сервисов, телемедицины, доставки продуктов.
Пандемия ускорила днгнталнзацию и бурный рост экосистем. Они возникают на базе финансовых игроков, банков. А те, которые изначально не имеют финансовую природу, стремятся предоставлять финансовые сервисы.
И здесь возникают вопросы для людей, для потребителей, которые уже не знают, в банк они обратились или в супермаркет, и кто гарантирует сохранность их средств, и для инвесторов, которые просто иногда не могут оценить риски, возникающие в разных системах экосистемы.
Должны также и решаться вопросы, связанные с надёжностью работы с персональными данными людей. Могут появляться и бизнес-риски для самих банков, их кредиторов, особенно по мере роста вложения в экосистемы. Из основных – это инвестиционный риск, когда какие-то бизнесы не взлетают, и банк, находящийся на вершине экосистемы, может терять деньги, либо же будет вынужден субсидировать эти бизнесы в ущерб прибыльности основной банковской деятельности. И риск вынужденной поддержки, когда банку нужно в какой момент оказывать экстренную помощь, также является значимым.
Что это означает? Это означает, что для поддержания финансовой стабильности, для надёжного развития сервисов нам. как регулятору, важно держать руку на пульсе, с тем чтобы своевременно выявлять и ограничивать эти риски. Надо ввести стандарты раскрытия информации о вложениях в экосистемы, в отчетности банков, чтобы регуляторы, инвесторы, кредиторы и рейтинговые агентства могли их адекватно оценивать. Регулирование также должно учитывать развитие такой деятельности у банков. Мы готовим необходимые изменения и при этом будем учитывать принцип пропорциональности, чтобы на рынке могло появиться больше участников и была обеспечена здоровая конкуренция на благо потребителей.
Еще один момент, на котором я хотела бы остановиться, это переток средств людей на фондовый рынок. Ставки по депозитам по-прежнему превышают инфляцию, обеспечивают сохранность средств и высокую надёжность, но снижение ставок по депозитам толкает многих людей пробовать свои силы на фондовом рынке, с тем чтобы не только сохранить, но и приумножить свои сбережения за счёт более высокой доходности там.
Надо понимать, что выход наших граждан, так называемых розничных инвесторов, на фондовый рынок – это не краткосрочный эффект изменения экономической конъюнктуры, это большой тренд, который останется с нами надолго. И мы понимаем, что при потере доверия людей к инструментам фондового рынка уже неважно будет, насколько удобно было мобильное приложение брокера или банка или насколько велика разница между депозитом и доходом от инвестиций, и мы считаем, что этот риск ни в коем случае нельзя недооценивать.
У нас принят закон о защите неквалифицированных инвесторов, но он начинает работать в 2022 году. Тестирование для тех. кто хочет приобрести не самые простые инвестиционные инструменты, начнется только с апреля 2022 года, но это не означает, что на ближайший год на фоне такого быстрого роста розничных инвестиций можно пустить дело на самотёк.
Если люди вложат свои деньги в продукты, риски которых окажутся для них слишком высоки и которых они при этом не понимают, если они не получат доходность, которую ожидают, они просто уйдут и никогда не вернутся на фондовый рынок, доверие будет потеряно. У нас уже есть такой горький опыт с инвестиционным страхованием жизни.
напомню, на пике в 2018 году оно прибавило 39 процентов в год, а уже в 2019 году упало на 32 процента.
Что мы планируем делать в ближайшее время. Прежде всего мы договорились с СРО, что тесты, утвержденные базовыми стандартами, начнут применяться не в апреле 2022-го, а уже в третьем квартале 2021 года. То есть на полгода раньше, чем они станут обязательными по закону.
Мы также начали введение, это очень важно, паспортов инструментов или по-другому – ключевых информационных документов. Это короткие, простые для восприятия документы, которые описывают основные характеристики продукта, риски, полную стоимость, доходность и так далее. Сейчас две крупнейшие СРО профессиональных участников финрынка разрабатывают стандарты паспортов по сложным инвестиционным продуктам. И внедрение запланировано на начало следующего года.
Но, как вы знаете, у нас в банковском регулировании, в банковской системе нет саморегулирования. Мы обсуждали этот вопрос с банковскими ассоциациями, и банки в обозримой перспективе не готовы к созданию СРО. При этом большая часть инвестиционных продуктов продается именно через банки, которые здесь выступают агентами. Поэтому мы также считаем необходимым уже законодательное закрепление правил продажи финансовых продуктов банками. Здесь вместо стандартов паспортов продуктов, которые разрабатываются СРО, может быть только вариант установления требований Банком России на основании закона. Соответствующий законопроект сейчас разрабатывается и планируется к внесению в эту сессию. И здесь мы очень рассчитываем на вашу поддержку, чтобы действительно защитить права наших граждан, которые активно выходят на фондовый рынок.
И в завершение позвольте ещё раз поблагодарить депутатов за взаимодействие с банком как по опросам денежно-кредитной политики, так и по вопросам развития регулирования на финансовом рынке. А этот год действительно потребовал от законодателей очень большой оперативности в принятии решений, работе над законопроектами. И благодаря вашим усилиям мы смогли реализовать ту политику на финансовом рынке, которая позволила снизить негативное влияние пандемии.
В денежно-кредитной политике мы продолжим реализовывать политику в соответствии с Конституцией и законом о Центральном банке.
обеспечивая ценовую и финансовую стабильность. И то и другое являются необходимыми условиями для возвращения экономики к устойчивому росту.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Анатолия Геннадьевича Аксакова.
Пожалуйста.
Аксаков А. Г., председатель комитета ГД по финансовому рынку, фракща «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Мы традиционно перед рассмотрением на пленарном заседании Основных направлений денежно-кредитной политики создали из представителен четырех профильных комитетов рабочую группу и затем, опять же на совместном заседании профильных комитетов, рассмотрели эти основные направления. В целом депутаты оценили документ очень высоко, отвечающим задачам сегодняшнего дня. ну и тем задачам, которые определены Конституцией и законом «О Центральном банке...» для регулятора.
При этом мы отмстили, что действия Центрального банка, конечно, в таком сотрудничестве с правительством были очень эффективными в период пандемии. И там и регуляторная политика, и денежно-кредитная политика Банка России показала свою эффективность.
Мы отмстили также, что Центральный банк конструктивно подошёл к нашим замечаниям. Действительно, не цена на нефть теперь является основным индикатором для подготовки Основных направлений денежно-кредитной политики, а комбинация факторов. И ключевым кз этих факторов является восстановление инвестиционного и потребительского спроса с привязкой к потенциалу экономики, к потенциалу роста. Это. естественно, нас не может не радовать.
Другое новшество, которое Центральный банк собирается реализовать. – а в документе это отражено, – он будет публиковать, начиная со следующего года, прогноз ключевой ставки на предстоящий период. Соответственно, бизнес может, исходя из этого прогноза, более эффективно формировать свои модели и свою стратегию.
Ключевое место в проведении денежно-кредитной политики, конечно, занимают банки. Именно они аккумулируют огромные средства населения и предприятий, а потом их трансформируют в кредиты.
И если посмотреть в срелнем на ситуацию в банковской системе, она выглядит вполне благополучно. Активы выросли та этот гол на 15 пропетом, кредиты юридическим лицам на 14 процентов, ипотека выросла на 17.5 процента ('.табый рост на 7 процентов необеспеченных кредитов – тоже положительный фактор, поскольку мы таким обратом уменьшаем злкредитованность населения.
Но и то же время мы должны видеть риски, с которыми сталкивается банковская система, потому что по риски для денежно-кредитной политики.
Мерный риск – это опок средств населения in вкладов на фондовый рынок, о чём творила 'Эльвира Сахипталовна. С одной стороны, мы получаем неплохой ресурс через фондовый рынок, в том числе длинный ресурс для ikoiioMHKH. но. с другой стороны, ослабляется ресурсная база для кредитных организаций, а это чревато в юн числе и сокращением кредитования. Этот фактор надо иметь в виду. и. очевидно, необходимо сто проанализирован, с точки зрения последствий для банковской системы. |:слн посмотреть на статистку н если убрать зскроу-счета, где по закону накапливаются деньги, темпы роста вкладов фактически у нас отрицательные Следующий риск – это число убыточных банков. У нас их около... вернее точная цифра на последнюю отчётную дату – 125. а это почти 34 процента банков. Ну в, соответственно, непонятно, как эти убыточные банки будут выходить из тон ситуации, в которой они находятся. Вполне возможно, что многие нз них должны будут уйти с рынка, и здесь, на мой взгляд, необходимо нам посмотреть и на законодательное регулирование цивилизованного выхода из рынка. Мы здесь серьезно работаем по ряду законов по репрессивным мерам для тех банков, где вели недобросовестную политику и. соответственно, привели банк к банкротству.
Но есть и такие банки, где добросовестные собственники хотели бы выйти нз злого бизнеса ввиду низкой маржи, ввиду тяжести этого непростого бизнеса, и нам очень важно дать законодательные возможности для того, чтобы эти банки могли цивилизованно выхолить из соответствующей ситуации.
Я бы еще' обратил внимание на специнструченты Центрального банка, он сейчас так постоянно обходит эту тему, не обозначает ей в своих документах.
Спецннструменты выполнили положительную роль. Даже в период пандемии Банк России реализовал программу по поддержке малого бизнеса. II. на мой ВЗГЛЯД, они должны фигурировать в документах Центрального банка, и должны применяться не только в экстремальных случаях, а где-то даже показывая бизнесу, что если вот они сюда вложатся, то могут получить поддержку Центрального банка, в том числе, для того, чтобы сдерживать рост инфляции.
В целом депутаты высоко, как я уже сказал, оценили документ, и предлагаем принять его к сведению. Спасибо.
Председательствующим. Спасибо. Коллеги, переходим к вопросам.
Фракция КПРФ – Кумнн Вадим Валентинович, пожалуйста.
Задавайте вопрос.
Кумни В. В., фракция КПРФ.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна. вот до кризиса, до пандемии, до кризиса, вызванного пандемией, и так был значительный рост кредитования населения в банках. Пандемия существенно снизила доходы, в разы снизила доходы. В общем-то, от этого сейчас во многом идёт и снижение депозитов, не только из-за смены инструментов, но из-за того, что просто доходы населения категорически упали. В этой связи Центральный банк продлил ряд... разработал ряд мер стимуляции экономики и положения фаждан. Будут ли продлены кредитные каникулы? Будут ли продлены изменения, которые внёс Центральный банк в части репетирования и послабления'' И что ещё можно сделать для того, чтобы экономика и граждане восстановились после пандемии и кризиса?
Спасибо.
Набнул.тнна '). С. Спасибо большое за вопрос.
Действительно, мы приняли ряд мер. чтобы помочь гражданам лете перейти... пройти этот путь. И один из вопросов – это реструктуризация кредитов. Перед пандемией действительно люди набрали мною кредитов, поэтому был принят закон о кредитных каникулах. Но кроме закона мы ещё дали действительно регуляторные послабления, чтобы банки не только по закону реструктурировали кредиты, но и добровольно.
Я уже говорила. 820 миллиардов реструктурировано.
и из этих 820 миллиардов для фаждан 85 процентов рсоруклурнтацин – это не то. что банки должны были делать по такону. это как рат сработали наши регуляторные меры, послабления.
II мера была востребована, она изначально... изначально эти послабления у нас предполагалось завершить 30 сентября, сейчас мы их продлили до конца декабря, а для банков стимул – далн возможность создавать резервы до середины следующего года. Будем мониторить ситуацию, если будет необходимость, возможна коррекция здесь, да. хотя мы видим, что пик обращений к рсструктурнзацням был в мае. Сейчас на еженедельной основе (мы смотрим на еженедельной основе) обращения упали в шесть раз, сейчас где-то 25 тысяч обращений в неделю, а было 150 тысяч. И, соответственно, будем смотреть, мониторить. понимая, что ситуация с пандемией развивается, но. на наш взгляд, эти меры уже сыграли свою роль, оказались эффективными. Спасибо.
Председательствующий. Пьяных Дмитрий Сергеевич, пожалуйста. Пьяных Д. С. фракция ЛДПР.
Да. уважаемая Эльвира Сахипзадовна. вот уже всем очевидно, что коронавпрус и эпидемия приобретает более долгий характер, чем планировалось еще в начале года. Вот готов ли Банк России достаточно долго проводить мягкую денежно-кредитную политику, чтобы компенсировать негативное влияние пандемии на экономику'' 11 может ли возникнуть такая ситуация, при которой проведение такой политики мягкой, сохранение низких ставок будет оправдано навсегда?
НаГшуллнна '). С. Мы проводим мягкую политику из-за того, что обстоятельства диктуют это. Мы видим, что пандемия серьезно оказала влияние и на экономику, и проявились то, что называется дезинфляционными факторами, потому что низкий спрос, и это позволяет нам проводить мягкую денежно-кредитную политику.
Безусловно, мы будем смотреть, как будет развиваться ситуация. Сейчас в базовом сценарии мы предполагаем, что и в 2021 году политика будет оставаться мягкой. И если экономика будет восстанавливаться в соответствии с базовым сценарием, мы начнем переходить к нейтральной политике где-то вот в середине этого трехлетнего цикла. Но. действительно, ситуация очень изменчива, и всё будет зависеть от того, как и пандемия будет развиваться, какое она влияние на экономику будет оказывать.
У нас. поэтому есть несколько сценариев, в том числе дсзинфляционный сценарий, когда спрос будет меньше и тогда мы эту политику либо будем проводить дольше, либо больше снижать ставку и. безусловно, все зависит от развития ситуации. Мы свою политику будем адаптировать, проводить гибко, адаптировать к тому, как развивается экономика, спрос, доходы людей.
Председательствующий. Дивинский Игорь Борисович. Дивинский II. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемая Эльвира Сахипзадовна. уважаемые коллеги. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ», безусловно, приветствует переход Банка России к действительно мягкой денежно-кредитной политике и напомню, что мы давно призывали Банк России снизить ключевую ставку до минимального уровня, однако, в сегодняшней ситуации нас беспокоит два момента.
Во-первых, мы видим, что сильное снижение ключевой ставки не привело к соразмерному снижению ставок по кредитам в экономике.
Во-вторых, заметно снизились ставки по вкладам, некоторые крупные банки уже предлагают ставки ниже инфляции, которая сейчас ускоряется, что может нанести болезненный удар по сбережениям наших граждан.
Вопрос. Обеспокоен ли Центральный банк этими явлениями и если да, то планируются ли какие-либо действия для улучшения ситуации? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо за вопрос.
Но вот когда мы снижаем свою ключевую ставку, рыночные ставки реагируют на наши действия с лагом, да, и при этом, конечно, учитывается еще и ситуация в экономике и инфляция, и мы видим, что крепимые ставки снижаются. Мы ставку, например, с середины прошлого года снизили на 3,5 процентных пункта, приблизительно за это время ставки по корпоративным кредитам снизились на 2,5 процента, ипотека тоже, около даже 3 процентов снижение ставки произошло, но этот эффект продолжается, потому что эффект наших действий, он растянут на 3 и 6 квартала. Поэтому я и говорю, что те решения, которые мы приняли в этом году, будут еще действовать в 2021 году.
Но вы. безусловно, правы, когда снижаются ключевые ставки, мы всегда говорим о доступности кредита, о снижении ставок по кредитам, но это процесс, который затрагивает и ставки по депозитам, тем не менее, несмотря на то. что и ставки по депозитам снижались.
на наш взгляд, они остаются привлекательными для фаждан, они позволяют хранить сбережения в банках с тем, чтобы они не обесценивались от инфляции, ставки в целом еще чуть выше инфляции.
Но при этом мы видим, что отток средств с депозитов населения, который был в некоторые периоды, он обусловлен не только снижением ставок, но также и тем, что люди всё-таки забирали деньги с депозитов, чтобы поддержать, это их сбережения, чтобы поддержать потребление в периоды, когда падают доходы. И мы это тоже должны учитывать и не приписывать только к фактору процентных ставок.
И в принципе это нормально, когда фаждане имеют выбор хранить деньги в банках или идти на фондовый рынок, где большая доходность, но там более рисковые инсфументы. И поэтому я уделила сегодня... (Микрофон отключён.)

продолжение стенограммы см . https://leo-mosk.livejournal.com/8267609.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments