2. 1027743-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 24.11.20.
Представил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предлагается утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (определены с учетом Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года»):
Доходы: в 2021 году – 18 765,1 млрд. руб. (16,2% ВВП), в 2022 году – 20 637,5 млрд. руб. (16,6% ВВП) и в 2023 году – 22 262,7 млрд. руб. (16,8% ВВП), в т.ч. прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2021 году составит 5 987,2 млрд. руб. (5,2% ВВП), в 2022 году – 6 884,3 млрд. руб. (5,5% ВВП), в 2023 году – 7 489,8 млрд. руб. (5,6% ВВП).
Расходы: в 2021 году – 21 520,1 млрд. руб. (18,6% ВВП), в 2022 году – 21 885,0 млрд. руб. (17,6% ВВП), в 2023 году – 23 671,3 млрд. руб. (17,8% ВВП).
Дефицит федерального бюджета: в 2021 году – 2 755,0 млрд. руб. (2,4% ВВП), в 2022 году – 1 247,5 млрд. руб. (1,0% ВВП), в 2023 году – 1 408,6 млрд. руб. (1,1% ВВП).
Объем ВВП: в 2021 году – 115 533 млрд. руб. (рост на 3,3%), в 2022 году – 124 223 млрд. руб. (рост на 3,4%), в 2023 году – 132 822 млрд. руб. (рост на 3,0%).
Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.22 г. – 18 315,3 млрд. руб.; на 01.01.23 г. – 20 519,2 млрд. руб.; на 01.01.24 г. – 22 946,9 млрд. руб.
Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.22 г. – 72,0 млрд. дол. США (61,0 млрд. евро); на 01.01.23 г. – 73,2 млрд. дол. США (61,0 млрд. евро); на 01.01.24 г. – 73,6 млрд. дол. США (60,9 млрд. евро).
Уровень инфляции: в 2021 году – 3,7%; в 2022 году – 4,0%; в 2023 году – 4,0%.
Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2021 году – 12 447,5 млрд. руб. (10,8 % ВВП); в 2022 году – 12 487,3 млрд. руб. (10,1% ВВП); в 2023 году – 12 638,2 млрд. руб. (9,5% ВВП).
Функциональная структура расходов (по открытой части) (млрд. руб.):
Наименование разделов 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год
Всего, в том числе: 16 395,8 18 261,7 18 148,5 19 230,1
1. Общегосударственные вопросы 1 408,1 1 484,6 1 379,5 1 537,1
2. Национальная оборона 1 054,7 1 080,8 1 107,2 1 133,7
3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 485,7 1 532,4 1 579,4 1 620,4
4. Национальная экономика 2 543,3 3 140,4 2 885,9 3 038,7
5. Жилищно-коммунальное хозяйство 257,6 322,5 306,7 424,5
6. Охрана окружающей среды 340,3 335,6 358,0 382,7
7. Образование 957,4 1 078,6 1 042,3 1 081,5
8. Культура, кинематография 144,2 137,6 125,9 122,4
9. Здравоохранение 1 046,1 1 123,3 1 112,8 1 081,4
10. Социальная политика 5 082,4 5 576,4 5 742,3 6 051,5
11. Физическая культура и спорт 74,5 69,2 64,3 53,9
12. Средства массовой информации 94,3 102,4 101,9 102,3
13. Обслуживание государственного (муниципального) долга 897,0 1 203,9 1 365,1 1 611,0
14. Межбюджетные трансферты
1 010,2
1 074,2
977,2
989,2
Основными приоритетами расходов федерального бюджета являются:
Выполнение социальных обязательств государства:
- ежегодная индексация с 1 февраля публичных нормативных обязательств и иных обязательств, подлежащих индексации, на уровень инфляции предшествующего года: в 2021 г. – на 3,8%, в 2022 г. – на 3,7% и в 2023 г. – на 4%
- ежегодная индексация на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в 2021 г. на 3,7%, в 2022 г. на 4,0% и в 2023 г. на 4%:
с 1 февраля – пенсий военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению;
с 1 сентября – стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов;
с 1 октября 2022 и 2023 годов – оплаты труда;
с 1 октября 2021 – 2023 годов – денежного довольствия военнослужащих.
Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составит: на 2021 г. – 855,1 млрд. руб., на 2022 г. – 474,2 млрд. руб. и на 2023 г. – 463,7 млрд. руб.
Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит: 3 048,9 млрд. руб. – в 2021 г., 3 159,9 млрд. руб. – в 2022 г., 3 152,2 млрд. руб. – в 2023 г.
Размер материнского (семейного) капитала составит:
- в 2021 г – 483 881,83 руб. при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 г. включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., в 2022 г. – 503 237,10 руб., в 2023 г. – 523 366,58 руб.;
- в 2021 г. – 639 431,83 рубля в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 г., а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 г. при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло, в 2022 г. – 665 009,10 руб., в 2023 г. – 691 609,46 руб.
В 2021 г. размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, – 299 081,2 руб. (+10 671,2руб.).
На реализацию 8 федеральных целевых программ направляется в 2021 г. – 251,7 млрд. руб., в 2022 г. – 257,3 млрд. руб., в 2023 г. – 325,1 млрд. руб.
В части государственных программ РФ (ГП) (всего 50 программ) предусмотрено выделение, в т.ч.:
– по ГП «Развитие здравоохранения» – 965,1 млрд. руб. в 2021 г., 947,4 млрд. руб. в 2022 г., 911,4 млрд. руб. в 2023 г.;
- по ГП «Развитие образования» – 383,8 млрд. руб. в 2021 г., 338,4 млрд. руб. в 2022 г., 359,7 млрд. руб. в 2023 г.;
- по ГП «Социальная поддержка граждан» – 2 004,2 млрд. руб. в 2021 г., 2 064,8 млрд. руб. в 2022 г., 2 210,7 млрд. руб. в 2023 г.;
- по ГП «Содействие занятости населения» – 135,6 млрд.руб. в 2021 г., 92,5 млрд.руб. в 2022 г., 93,3 млрд.руб. в 2023 г.;
- по ГП развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия – 256,2 млрд. руб. в 2021 г., 279,8 млрд. руб. в 2022 г., 295,5 млрд. руб. в 2023 г.;
по ГП « Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» – 3,4 млрд. руб. в 2021 г., 6,1 млрд. руб. в 2022 г., 5,2 млрд. руб. в 2023 г.;
по ГП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» – 76,1 млрд. руб. в 2021 г., 82,3 млрд. руб. в 2022 г., 150,1 млрд. руб. в 2023 г.
Внесение в 2021 году изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета в целях распределения зарезервированных бюджетных ассигнований (в размере: на 2021-2023 г. – 3,3 млрд. руб.) осуществляется после утверждения паспорта государственной программы РФ «Обеспечение химической и биологической безопасности РФ», предварительно рассмотренного Комиссией Федерального Собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде.
Поддержка инновационного и инвестиционного развития:
На реализацию ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика»: в 2021 г. – 626,0 млрд. руб.; в 2022 г. – 167,7 млрд. руб.; в 2023 г. – 182,8 млрд. руб.
На реализацию ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрено выделение: в 2021 г. – 468,1 млрд. руб., в 2022 г. – 517,8 млрд. руб., в 2023 г. – 553,4 млрд. руб.
Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2021 г. – 3 053,7 млрд. руб., в 2022 г. – 2 832,9 млрд. руб., в 2023 г. – 2 906,0 млрд. руб., в т.ч.:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2021-2022 годах 718,3 млрд. руб. ежегодно, в 2023 г. – 731,2 млрд. руб.;
- субвенции на развитие лесных отношений, защиты и восстановления лесов: в 2021 г. – 33,2 млрд. руб., в 2022 г. – 32,7 млрд. руб., в 2023 г. – 32,3 млрд. руб.;
Предусматривается выделение бюджетных ассигнований:
- на реализацию мероприятий по восстановлению автомобильных дорог регионального или межмуниципального и местного значения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Правительством РФ, – 450,0 млн. руб. в 2021 – 2023 г.;
- на предоставление имущественных взносов РФ в уставный капитал государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», вкладов в уставные капиталы АО «Российский экспортный центр» и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» – 4,6 млрд руб. в 2022 и 2023 г.;
- на реализацию мероприятий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики (по решениям Правительства РФ) – 28,0 млрд руб. в 2021 г., 107,7 млрд руб. в 2022 г., 120,8 млрд руб. в 2023 г.;
- на реализацию мероприятий, направленных на развитие туризма и индустрии гостеприимства (в соответствии с решениями Правительства РФ) – 17,6 млрд. руб. в 2021 г.
- на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях (в соответствии с решениями Правительства РФ) – 0,54 млрд. руб. в 2021 г.;
- на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (в соответствии с решениями Правительства РФ) – 0,76 млрд. руб. в 2021 г.;
- на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в отдельных субъектах РФ в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором (в соответствии с решениями Правительства РФ_ – 32,8 млрд. руб. на 2021 г., 38,0 млрд. руб. на 2022 г., 73,8 млрд. руб. на 2023 г.;
- на реализацию мероприятий по адаптации и оснащению оборудованием системы контроля доступа футбольных стадионов, принимающих матчи Российской Премьер-Лиги – 0,39 млрд. в 2021 и 2022 годах;
- на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта – 2,0 млрд. руб. в 2021 г.
Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в 2021 г. составит 0,1% годовых.
Правительство РФ вправе в 2021 г. принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда «Российский Фонд Прямых Инвестиций» в случае снижения объема денежных средств, составляющих его чистые активы ниже 30,0 млрд. руб.
Доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в соответствии БК РФ распределенные в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, подлежат зачислению соответственно в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%.
Правительство РФ вправе в 2021 году дать согласие на продление до 31 марта 2036 года срока возврата кредита (погашения основного долга) по кредитным соглашениям, заключенным российскими банками с организациями оборонно-промышленного комплекса, обязательства по которым обеспечены государственными гарантиями РФ, и принять решение о соответствующем увеличении срока действия указанных государственных гарантий РФ. Перечень таких соглашений и государственных гарантий РФ утверждается Правительством РФ.
В 2021 году по решению Правительства РФ дополнительные средства федерального бюджета в объеме до 7,5 млрд. руб., могут быть направлены на предоставление субсидий ОАО «РЖД» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнородоржного транспорта общего пользования, оказываемые пи осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, при поступлении в федеральный бюджет субсидии из бюджета г. Москвы в объеме до 5,0 млрд. руб., и из бюджета Московской области в объеме до 2,5 млрд. руб., в целях обеспечения транспортной доступности населения и сохранения объема транспортной работы.
В 2021 году по решению Правительства РФ ОАО «РЖД» вправе использовать средства неиспользованных взносов в уставный капитал ОАО «РЖД», осуществленных в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»:
- на реализацию проекта интеграции остановочных пунктов радиальных направлений Московского железнодорожного узла в Малое кольцо Московской железной дороги, в размере до 0,46 млрд. руб. в целях реализации проекта «Строительство объектов железнодорожной инфраструктуры Киевского направления Московской железной дороги».
- в целях реализации инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла, в размере до 3,4 млрд. руб. на реализацию проекта «Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск – Нахабино (МЦД-2)».
Взносы в уставный капитал ОАО «РЖД» в целях реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов осуществляется по решениям Правительства РФ в случае и в пределах поступления доходов федерального бюджета от предоставления субсидии из бюджета г. Москвы сверх предусмотренных объемов в объеме до 26,0 млрд. руб.
В 2021 году АО «Корпорация развития Северного Кавказа» по решению Правительства РФ вправе использовать в целях реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа неиспользованный остаток средств, полученных от оплаты государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» дополнительной эмиссии акций (взноса в уставной капитал) АО «Корпорация развития Северного Кавказа» источником финансового обеспечения которой являлся имущественный взнос РФ в Госкорпорацию «ВЭБ.РФ» предоставленный из федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, в размере 1,5 млрд. руб.
Т?ретье чтение328 54 0 12:59
Стенограмма обсуждения
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки – о проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (третье чтение).
Доклад Андрея Михайловича Макарова.
Пожалуйста, Андрей Михайлович.
Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Сегодня Государственная Дума подводит итог очень тяжелой работы -работы, в которой принимали участие все профильные комитеты. И сразу хочу сказать, очень благодарен профильным комитетам за действительно тщательный анализ каждой госпрограммы, каждой цифры, что каждый рубль бюджета дает людям. На самом деле очень благодарен всем фракциям Государственной Думы за неравнодушное отношение к бюджету, и я думаю, что это повысило качество его рассмотрения.
Но вот сейчас, подводя итог того, что было сделано в очень непростой ситуации, когда удалось, и это, может быть, очень важно, сконцентрировать огромные ресурсы на решении тех проблем, которые стоят перед людьми, перед страной.
Напомню, что председатель правительства при направлении бюджета в Государственную Думу сказал: «Бюджет не о цифрах, бюджет о людях». Поэтому первое и самое главное, вопрос бюджета – выполнение всех социальных обязательств, гарантировано оно финансово в бюджете или нет. Мы видим, что не просто расходы на социальную политику растут на 480 миллиардов, мы видим, что каждое обязательство финансово обеспечено. Рост расходов на социальную политику 9,4 процента. И главное, что те законы, которые принимаются кроме бюджета, делают эту поддержку адресной, получают средства те, кто в ней нуждаются.
Выполнение Послания Президента Российской Федерации финансово обеспечено полностью, а это и дети в возрасте от 3 до 7 лет, это бесплатное горячее питание, это деньги на классное руководство, вдумайтесь, 840 тысяч учителей получают эти средства, это материнский (семейный) капитал и многое-многое другое. Всё это обеспечено финансово. Я специально не называю цифры, потому что это просто отнимет очень много времени.
Посмотрите указ президента о национальных целях. Национальные проекты – это ещё 10 процентов бюджета, и это увеличение средств. У нас на социальные вопросы, социальный раздел бюджета будет составлять в следующем году 26 процентов всех расходов бюджета, на следующие два года – 27 процентов бюджета. И более 10 процентов – это национальные проекты.
Так этот бюджет социальный или несоциальный? Я думаю, цифры говорят сами за себя.
Общенациональный план действий правительства – 638, почти 639 миллиардов рублей, в первую очередь поддержка занятости, безработицы.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Макаров А. М. На самом деле важнейшие вопросы для жизни каждог0 человека. Подумайте, только на цели вот борьбы с безработицей 430 миллиардов рублей выделяется в данном случае.
Ну и наконец, все необходимые средства на борьбу с пандемией, здесь всё очень важно, это очень серьезно. И когда сейчас мы слышим, что сокращаются расходы на здравоохранение – это неправда. Расходы на здравоохранение в следующем году составят 1 триллион 123 миллиарда рублей. И мы видим, что рост составляет 13 процентов. Но главное, что при этом выполняется еще и указание президента. Помните Госсовет в Калининграде, что нам надо не замыкаться только на этих проблемах, надо качественно улучшать первичное звено здравоохранения. И теперь у нас на каждый год только на первичное звено здравоохранения выделяются 90 миллиардов. Я перечислил только отдельные цифры.
На самом деле закончить свое выступление, а потом если будут вопросы но постановлению, сказать несколько слов уже о постановлении я хотел бы словами благодарности, фракциям и комитетам я эту благодарность уже отразил.
Поверьте, огромное спасибо Аппарату Государственной Думы, который нам помогал. Огромное спасибо всем членам комитета по бюджету. Это был тяжелый бюджет, было тяжелое время.
Вы знаете, в последние пять секунд я хотел бы назвать четыре фамилии Данила Михайлов, Дмитрий Кочнов, Александр Малиев, Надежда Круглова. У нас не звучат никогда фамилии аппарата, это люди, которые вынесли на своих плечах весь бюджетный пакет. Мне бы хотелось, чтобы Дума их услышала.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович.
Уважаемые коллеги, у нас с вами поправок по постановлению не поступало. И что касается вопросов по постановлению, у нас процедура не предусматривает, а выступления от фракций уже состоялись.
Поэтому мы переходим с вами к голосованию, уважаемые коллеги, по 2-му вопросу
о проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (третье чтение). Пожалуйста, включите режим голосования. Коллеги, идёт голосование. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (12 час. 59 мин. 20 сек.)
Проголосовало за 328 чел 72,9 %
Проголосовало против 54 чел 12,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 382 чел.
Не голосовало 68 чел 15,1 %
Результат: принято За – 328. Против – 54. Воздержавшихся – нет. Федеральный закон принят.
Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Андрея Михайловича Макарова, поблагодарим всех тех, кто работал над законопроектом о бюджете. (Аплодисменты.) Действительно, ситуация очень непростая. Решения, которые мы сегодня принимаем, также отдаём себе отчёт, очень и очень ответственные.
И в этой связи, нужно ещё раз подчеркнуть, что принимаются они в ситуации сверхнепростой. И в этой связи давайте отметим работу Министерства финансов и попросим после Андрея Михайловича выступить министра.
Мы ещё раз подчёркиваем, что все социальные обязательства государство, несмотря на ситуацию с пандемией, с кризисом в экономике, будет выполнять.
И обращаю ваше внимание на принятое постановление Государственной Думы при принятии закона о бюджете. Коллеги, если вы не возражаете, несколько слов об этом скажет Андрей Михайлович Макаров. Это огромный труд, итог, в том числе диалога Государственной Думы с правительством, с Председателем Правительства.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. А постановление мы уже проголосовали с вами. Поэтому тот, кто не проголосовал за постановление, уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание, что в этом постановлении мы обязываемся работать над бюджетом дальше. И рассматриваем ситуацию, если будут дополнительные доходы, определяем приоритеты.
Эти приоритеты и в поддержке общественного транспорта городов. Это и приоритеты поддержки сельского хозяйства, в первую очередь – ипотеки для работников сельского хозяйства. Это много и других решений, которые поддержат наши регионы. Это и снижение разницы бюджетной обеспеченности – то, о чём мы с вами говорили в прошлом году, и продолжим эту работу на будущий год.
Но, ещё раз хочу подчеркнуть, постановление – это итог работы, итог диалога, который бюджетный комитет, фракции (и здесь роль есть всех фракций Государственной Думы) вели с правительством, с председателем правительства.
Надо отметить, что председатель правительства услышал фракции, депутатов. И вы, прочитав постановление, увидите много серьёзных решений, которые мы смогли принять только при поддержке президента и председателя правительства. До поздней ночи вчерашнего дня шёл диалог с Минфином. Ряд чиновников Минфина не поддерживали эти решения. Но именно благодаря поддержке президента и правительства мы сегодня эти решения приняли.
И слово поэтому... Хочется сказать, чтобы Андрей Михайлович ещё высказался. Ну а ему самому – слова благодарности, потому что непростая была ситуация. И сегодня, если вы посмотрите на постановление, которое принято, нам не стыдно. Несмотря на ситуацию с бюджетом, с доходами, многое удалось сделать. И это – итог работы.
Пожалуйста, Андрей Михайлович.
Макаров А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович.
Постановление Государственной Думы, как справедливо вы сказали, включает в себя главное – поддержку бюджета. А вот вторая часть постановления – это то, что предстоит сделать. Поэтому вряд ли можно проголосовать за вторую часть, если ты голосуешь против первой. Это правда.
Так вот, уважаемые коллеги, что предлагается?
Первое. Что необходимо сделать в ходе исполнения бюджета? В первую очередь, это выполнение поручения, мониторинг ситуации в регионах и готовность оказать поддержку регионам, не менее чем та, которая была оказана регионам в этом году. Напомню, что решениями президента было выделено дополнительно 300 миллиардов рублей, которые на самом деле стали решающим вкладом в борьбу с проблемами, которые стояли перед регионами.
Следующий вопрос, это то, что было на первом чтении. Введение объектов здравоохранения в установленные сроки, в установленные ФАИПом, тот, который был установлен, это то, чего не должно коснуться, так называемое (это мягко скажем), сокращение расходов, сокращение расходов не должно касаться объектов здравоохранения.
Третье – это санавиация, о которой говорили. Это очень важно, мы тоже включили. Это то, что, безусловно, должно быть.
Второе – это в случае поступления дополнительных доходов. Дума предложила свои приоритеты, о них уже говорил Председатель Государственной Думы. В первую очередь, это модернизация городской среды, включая общественный транспорт, это то, что необходимо для городского жителя.
Второе. Это поддержка, это комплексное развитие сельских территорий, дополнительные средства сюда, но, в первую очередь, имея в виду, сельскую ипотеку, которая действительно не просто стартовала, а даёт очень серьёзный результат.
Мы сочли необходимым указать и поддержку, дополнительную поддержку в случае получения дополнительных доходов, организации инвалидов. Это организации, которым действительно сегодня трудно, действительно, может быть, труднее, чем кому-то ещё, это также здесь есть.
Ну и, наконец, мы считаем, что при дополнительных доходах мы должны уйти от той оптимизации строительства вообще социальных объектов, которая была произведена в рамках бюджета.
Следовательно, сегодня предстоит необходимая работа (об этом говорится), провести все соглашения с регионами, всю нормативную базу, чтобы каждый рубль начал работать с 1 января, чтобы у нас не переносились сроки, чтобы регионы получили средства с самого начала бюджетного процесса.
Предлагаются вопросы, связанные соответственно с совершенствованием бюджетного процесса, но на несколько вопросов конкретно хотел бы обратить внимание буквально несколько секунд – это решение проблем детей-сирот и северян.
Коллеги, понятно, что пандемия отодвинула, но не сняла эти вопросы. Мы ждём предложений и будем их рассматривать по конкретному решению этих проблем, не точечные вливания нескольких миллиардов, а решение самих проблем.
Одновременно у нас нет с вами в этом году поправок по уходящему году в бюджет, мы сами это сделали. И, коллеги, на самом деле мы считаем, что до конца года должен быть мониторинг и решение помочь всем регионам до конца года выполнить все социальные обязательства.
Можно 10 секунд о личном, Вячеслав Викторович, 10 секунд. Председательствующий. Добавьте 30 секунд.
Макаров А. М. Коллеги, у нас у всех с вами это десятый бюджет в этой Думе, у меня 29-й за то время, которое я... председатель Государственной Думы... Вот в каких бы тяжёлых условиях не принимался этот бюджет, он может быть, я думаю, что может быть уже последний, скажем, для меня бюджет, но я искренне уверен в том, что за этот бюджет, Председатель Государственной Думы совершенно справедливо сказал, не должно быть стыдно. Это бюджет, который повернули лицом к людям. И тем, кто голосует за этот бюджет, стыдно быть не может.
Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович. Пожалуйста, Антон Германович Силуанов.
Силуанов А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Действительно, бюджет непростой. Пандемия никуда не делась. И несмотря на это, мы приняли очень взвешенный, сбалансированный закон. Что я имею в виду? Мы помогли бизнесу, мы снизили нагрузку на бизнес. Налоги в виде страховых взносов, страховые взносы на малое и среднее предпринимательство сократились в два раза. Мы снизили нагрузку на высокотехнологичные отрасли. Это тоже необходимо отметить, как поддержка самых важных секторов и отраслей экономики. Несмотря на все сложности, мы увеличили расходы на социальную сферу, на образование. Мы увеличили количество бюджетных мест в вузах. Мы увеличили количество школ, которые будут построены в предстоящую трёхлетку. Мы обеспечили школьников младших классов бесплатным горячим питанием. Это всё новации. И об этом Государственная Дума ставила вопросы в предыдущие годы.
Мы увеличили расходы на здравоохранение, в том числе действительно начнёт работать программа по развитию первичного звена. Увеличены расходы на заработные платы работников здравоохранения и так далее. Не сокращаются, а увеличиваются расходы на инфраструктуру. Деньги на дороги, деньги на новые проекты, всё это учтено в бюджете.
Конечно, можно говорить о том, что бюджет имеет недостатки. Но нельзя не замечать то, что мы учли, и какие задачи решает этот бюджет на предстоящую трёхлетку. А эти задачи в условиях пандемии, ещё раз повторюсь, они позволяют нам реализовывать те цели национальные, которые поставил президент. Потому что полностью обеспечены и национальные проекты финансирования. Послание обеспечено полностью, финансирование из федерального бюджета. И мы согласны с депутатами Государственной Думы, согласны с тем постановлением, и мы отрабатывали его, и поддерживали постановление Государственной Думы о том, что в ходе исполнения бюджета в следующем году определены приоритеты и задачи. Это и сельские территории, которые нуждаются в поддержке, это и субъекты Российской Федерации, которым необходимо будет уделять особое внимание в следующем году, потому что пандемия касается субъектов Российской Федерации в первую очередь. Поэтому на все эти мероприятия, которые содержатся в постановлении, будут в ходе исполнения выделяться дополнительные ресурсы как приоритет.
Поэтому мы благодарны депутатам Государственной Думы за совместную работу. И уверены, что мы выполним все задачи бюджета в следующем году. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович.
Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим наших коллег из правительства, министра Антона Германовича Силуанова, за большую работу, которая проделана Министерством финансов, его коллегами. Спасибо большое!
Пожалуйста, по ведению Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, прошу зафиксировать в стенограмме: депутаты Иванов Николай Николаевич и Смолин в соответствии с, как и вся фракция, голосовали против бюджета в третьем чтении. Спасибо.
Председательствующий. Вы ошиблись при голосовании? Понятно.
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, насколько я понял, мы не так договаривались на Совете Думы. Получилось, что «ЕДИНАЯ РОССИЯ», всех уговорив не выступать после лидеров фракций, единственная получила возможность выступить по бюджету. Ну, это неправильно.
Председательствующий. Председатель профильного комитета выступал по постановлению, которое мы с вами примяли при принятии бюджета, и собственно, не отошёл от текста постановления. Насколько я понимаю, он не говорил ни о каких других вопросах, не имеющих отношения к тексту проекта постановления.
Коллеги, или иначе? То есть всё было по существу? Председатель профильного комитета. Ну, посмотрите выступление любого руководителя профильного комитета. Поэтому давайте из этого исходить.
Ну. это главный финансовый закон страны. И что касается постановления по принятию бюджета, насколько я понимаю, комитет его готовил вчера до позднего вечера. И для всех крайне важно было услышать, что же вошло в это постановление. Это важно и нам с вами, и нашим избирателям. Допустим, тот же Владимир Иванович Кашин, если бы его не связывала партийная дисциплина, он бы обязательно проголосовал в поддержку постановления, потому что в постановлении есть норма.... Что?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Вот, вся бы фракция проголосовала за постановление. А потому что у нас с вами порядок рассмотрения законопроектов, где принимается постановление одновременно с законом.
Иван Иванович, с недоверием относится Владимир Иванович, прокомментируйте, потому что сейчас он отвлечёт нас на домыслы.
Мельников И. И., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция КПРФ.
Я готов прокомментировать, хотя, наверное, более чётко Комитет по контролю и Регламенту прокомментирует.
Дело в том, что при рассмотрении любого законопроекта в любом чтении мы принимаем постановление всегда. Но как обычно говорим: кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении, имея в виду, что мы голосуем за постановление соответствующее. И если к этому постановлению нет поправок, то считается, что оно в целом голосуется. Это всегда так при рассмотрении всех законопроектов. У нас никогда из одного пункта постановления нет, в нём всегда содержится несколько пунктов.
Председательствующий. Коллеги, обратите внимание, когда речь зашла о постановлении, подчеркнул, что поправок не поступало.
Ну понятно, что кто-то не смог поддержать. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Ну чтобы, наверное, поставить точку, Вячеслав Викторович, я хочу сказать, что в соответствии с 125-й статьей Андрею Михайловичу Макарову на это выступление должно было предоставлено быть три минуты, что он и сделал. И в этих трех минутах он бы мог по этому постановлению рассказать, что принимается, что не принимается. А так получается, что ему дали дополнительное время для выступления, которое он использовал в соответствии с тем, как хотел. Вот и всё.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, будем из этого исходить.