2. 1024648-7 СФ одобрил закон «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (в части приведения некоторых положений законодательства в соответствие с Конституцией РФ)
Внесен президентом
Председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас
138 0 1
Из стенограммы 493-го пленарного заседания СФ 02.12.20
Второй вопрос повестки пленарного заседания – о Федеральном конституционном законе «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» (в части приведения некоторых положений законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации). Уважаемые коллеги, на нашем пленарном заседании присутствуют официальные представители Президента Российской Федерации при рассмотрении федерального закона в палатах Федерального Собрания Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Хабриева Талия Ярулловна, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Мы вас приветствуем, Талия Ярулловна и Павел Владимирович. Слово для доклада предоставляется Клишасу Андрею Александровичу. Андрей Александрович, пожалуйста. А.А. Клишас, председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Красноярского края. Уважаемые сенаторы Российской Федерации, уважаемые представители президента при рассмотрении данного вопроса, уважаемые коллеги! Представленный вашему вниманию закон направлен на реализацию конституционных поправок, закрепляющих новую компетенцию Совета Федерации по прекращению полномочий отдельных категорий судей на основании соответствующего представления президента. В этих целях в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» вносится процедура, а также устанавливаются основания для прекращения полномочий судей. К таким основаниям законом отнесены случаи совершения судьями поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также иные случаи, свидетельствующие о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе: несоблюдение антикоррупционных запретов и требований; прекращение гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание за рубежом; нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь зарубежные счета (вклады), хранить средства в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи, и иные случаи, предусмотренные федеральными конституционными законами. При этом действующий порядок прекращения полномочий судей, предполагающий принятие решения соответствующей квалификационной коллегией, сохраняется. Также законом специально оговаривается, что порядок и особенности прекращения полномочий председателя, заместителя председателя и судей Конституционного Суда устанавливаются специальным федеральным конституционным законом. Закрепляется, что порядок внесения в Совет Федерации соответствующего представления президента определяется Президентом Российской Федерации и указанное представление рассматривается Советом Федерации в 14-дневный срок со дня его получения. Законом также предусматривается упразднение конституционных или уставных судов субъектов Российской Федерации до 1 января 2023 года. В данной части законодательство приводится в соответствие с новой редакцией статьи 118 Конституции Российской Федерации, в которой региональные конституционные суды как суды, входящие в судебную систему Российской Федерации (я это отдельно хочу подчеркнуть: именно как суды, входящие в судебную систему Российской Федерации), в таком контексте более не упоминаются. Упразднение региональных конституционных судов обусловлено в большинстве случаев их низкой нагрузкой и не расходится с принципами федеративного государства, в частности с принципами единства системы государственной власти. Конституционными поправками было введено, а в законе о Государственном Совете законодательно раскрывается понятие единой системы публичной власти, предполагающей согласованное функционирование и взаимодействие органов всех уровней. Вместе с тем, как известно, региональные конституционные суды или уставные суды не составляют и не могут составлять единой подсистемы судов во главе с Конституционным Судом Российской Федерации. Так, уважаемые коллеги, и не было никогда. Конституционные или уставные суды регионов никогда не входили в единую систему конституционных судов. При этом в рамках недавно принятых поправок к закону о Конституционном Суде стала возможной проверка на предмет соответствия Конституции региональных законов и иных нормативных актов по жалобам граждан. Таким образом, гарантии защиты прав граждан по проверке конституционности региональных актов сохраняются. То есть с точки зрения защиты прав и свобод граждан ситуация никоим образом не ухудшается и даже, наверное, становится лучше. По данным причинам законом предусмотрено право субъекта Российской Федерации принять решение о создании конституционных или уставных советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъекта Российской Федерации. То есть, по сути дела, субъект в силу принципов федеративного государства вправе создать соответствующие конституционные советы, как-то иначе, возможно, их назвать, но это не будет частью судебной системы Российской Федерации.
Предусматривается, что все гарантии, включая материальные, социальные и прочие гарантии для судей региональных конституционных судов, прекративших исполнение своих полномочий, сохраняются. Уважаемые коллеги, наш комитет единогласно предлагает одобрить данный федеральный конституционный закон, после чего он будет считаться принятым. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Андрей Александрович. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику, к приглашенным? Вопросов не вижу. Андрей Александрович, спасибо. Есть выступление. Мизулина Елена Борисовна, пожалуйста. Е.Б. Мизулина, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Омской области. Уважаемый Андрей Владимирович, уважаемые сенаторы! Я за одобрение данного закона, как и все коллеги нашего комитета. Этот закон обеспечивает гарантии независимости судей, обеспечивает право на справедливое судебное разбирательство. Независимость суда – это не фетиш, это не привилегия суда, это особая ответственность судей. Эта ответственность обусловлена уже самим статусом судьи как человека, который наделен полномочиями принимать окончательные решения, затрагивающие судьбы многих людей. Однако в этом законе среди оснований прекращения полномочий судьи есть такое, которое вызывает некоторые вопросы. Речь идет о том, что полномочия отдельных категорий судей могут прекращаться в связи с совершением ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи. Что это за поступки? А мы с вами сейчас еще будем рассматривать следующий закон, уже федеральный, в котором это основание фигурирует уже в качестве самостоятельного основания прекращения полномочий таких категорий судей, которыми являются судьи высших судебных инстанций. То есть это будет означать, что поступок, порочащий честь и достоинство судьи, – это не наличие вкладов в иностранных банках, это не осуществление деятельности, несовместимой с судебной, и так далее по перечню. А что это – езда на мотоцикле с превышением скорости или, может быть, селфи на пляже? Конечно, закон такую неопределенность оставлять не должен. Тем более рассматриваемым законом нам, точнее – Совету Федерации, придется в свое время решать эту задачу, рассматривая по представлению президента вопрос о прекращении полномочий судей по указанным основаниям. В действующем законодательстве, в том числе в Кодексе судейской этики, к сожалению, не расшифрован этот термин. Ранее, замечу, до 2004 года, действовал Кодекс чести судьи, в котором предусматривалась возможность прекращения полномочий судьи за совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи, и при этом давалось определение этого термина – это такое действие или бездействие, которое хотя и не является преступным, но умаляет высокое звание судьи. Комитет полагает, что такое определение могло бы дать само судейское сообщество, включив соответствующую поправку в Кодекс судейской этики. Кодекс утверждается на Всероссийском съезде судей. Очередной, X съезд должен был состояться в эти дни, но в связи с пандемией коронавируса перенесен на 2021 год. 8 декабря (это на следующей неделе) состоится заседание Совета судей, который в том числе будет решать вопросы подготовки к этому съезду. Комитет просит дать протокольное поручение мне, как полномочному представителю Совета Федерации, озвучить это предложение на заседании Совета судей. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Елена Борисовна, за Ваш комментарий. Арсен Сулейманович, у нас запись на вопросы прекратилась. А.С. Фадзаев, член Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Северная Осетия – Алания. (Микрофон отключен.) Ошибочно. Председательствующий. Ошибочно и на вопросы, и на выступление? А.С. Фадзаев. (Микрофон отключен.) Ошибочно. Председательствующий. Вообще? Тогда, пожалуйста, прошу регламентную группу посмотреть. Это ошибка. Андрей Александрович, будет ли у Вас комментарий? Пожалуйста. А.А. Клишас. Да, будет комментарий. Мы действительно вчера (Елена Борисовна права) на заседании комитета этот вопрос достаточно подробно обсудили. Ведь нужно понимать, что речь действительно не идет о ситуации, когда нарушается закон, тем более если речь идет о нарушении, например, уголовного закона. И это совершенно справедливо – что, конечно, хорошо было бы, чтобы именно органы судейского сообщества более четко определили, в чем именно могут состоять действия, которые, как совершенно справедливо Елена Борисовна сказала, могут порочить честь, достоинство судьи и так далее. Поэтому я это предложение поддерживаю, Андрей Владимирович. Прошу такое протокольное поручение дать. Председательствующий. Спасибо, Андрей Александрович. Коллеги, вопросов нет, желающих выступить нет. Прошу подготовиться к голосованию за одобрение Федерального конституционного закона «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы». Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (10 час. 14 мин. 48 сек.)
За 138 чел. 81,2%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,6%
Голосовало 139 чел.
Не голосовало 31 чел.
Решение: принято
Решение принято. Благодарю. И также мы принимаем комментарий председателя комитета о протокольном поручении. Андрей Александрович, сформулируйте, мы его потом обязательно оформим в установленном порядке. Коллеги, продолжаем нашу работу.