leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Нужно построить миллиард метров 26% Потрясение эскроу Прорыв снижение ставок ипотеки - Хуснуллин СФ

Нужно построить миллиард метров 26% Потрясение эскроу Прорыв снижение ставок ипотеки Строим обманутым дольщикам - Марат Хуснуллин рассказал сенаторам о феерическом развитии строительной отрасли - правчас 493 СФ
13. Правительственный час «О мерах Правительства РФ по развитию строительной отрасли и модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры»
Зампред правительства Марат Шакирзянович Хуснуллин
Вопросы
Журавлев Льготная ипотека стала драйвером но рост цен и разрыв первички и вторички
Хуснуллин. Эскроу за риски заплатили и ушло в цену Полтора млн мигрантов уехало, застройщик платил по 30-50, сейчас за 90 работников собрать не может. Квартиры не продаются, застройщики разоряются. Стройка только 50%
Сергей Белоусов Наверно неправильно в безработицу делать ставку только на ипотеку.
Хуснуллин. Наше будущее повышение производительности трала У нас мало кадров кто умеет проектировать и еще меньше умеет управлять Стройка большой комплексный инструмент
Дина Оюн Строить детские сады и школы
Хуснуллин. Мы считаем требования Минобра не совсем обоснованы
Вячеслав Наговицын Вы не сказали о строительстве школ детских садов
Хуснуллин. Надо переходить от точеной застройки к комплексной Несбалансированна городская застройка неправильно
Сергей Леонов Ремонт трамвайных путей
Хуснуллин.
Василий Иконников Запрос на сбалансированное развитие
Хуснуллин. Минэк
Жамсуев Ускоренное переселение из аварийного житья
Хуснуллин. Больной возрос
Цпепкин 180 км самый аварийный участок трассы М5 Уфа-Челябинск не включен
Хуснуллин. Не хочется размазывать
Артамонов На Украину М3 транспортный коллапс Слияние фондов ЖКХ и обманутых дольщиков
Хуснуллин. Не пострадает
Яцкин Вопрос слияния фондов волнует
Иван Абрамов Реновация в регионах законопроект принят в первом чтении Как комплексно застраивать и защитить ИЖС?
Хуснуллин. Почитайте поправки ко второму чтению там ответы на все ваши вопросы
Выступления
Аудитор СП Светлана Орлова 1,1 трлн руб. Незавершенного строительства и брошенных объектов Риск образования ипотечного пузыря.
Владимир Кравченко Риск неисполнения нацпрооекта Безопасные и качественные дороги
Валерий Васильев Водоснабжение Крыма
Аркадий Чарнецкий Правового статуса у апартаментов нет
Андрей Шевченко Поправки в постановление до 7 декабря, принять в целом 16-го.
Постановление за основу 131 0 0

Из стенограммы 493-го пленарного заседания СФ 02.12.20
Коллеги, наступило время «правительственного часа». В рамках «правительственного часа» мы рассматриваем вопрос «О мерах Правительства Российской Федерации по развитию строительной отрасли и модернизации дорожно-транспортной инфраструктуры». Предлагается следующий порядок проведения «правительственного часа»: выступление Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Шакирзяновича Хуснуллина – до 20 минут (объемная тема), далее – ответы на вопросы, выступление аудитора Счетной палаты Российской Федерации Светланы Юрьевна Орловой (до пяти минут), выступления сенаторов и принятие постановления по итогам выступлений в рамках «правительственного часа». Возражений нет против такого порядка? Нет.
Коллеги, по данному вопросу на заседании присутствует Степанов Максим Сергеевич, директор Департамента регионального развития и инфраструктуры Правительства Российской Федерации. Коллеги, приступаем. Марат Шакирзянович, Вам слово. Приветствуем Вас в Совете Федерации. Пожалуйста, на трибуну. М.Ш. Хуснуллин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо, что дали возможность сегодня выступить, потому что мы действительно в этом году очень много делаем изменений в нашей строительной отрасли, очень большую работу ведем законодательную, и, конечно, нам с вами надо быть совместно информированными, чтобы понимать, куда мы двигаемся. Поэтому я хотел бы рассказать о том, что сделано правительством и что планируется сделать в ближайшее время. У нас основная задача, над которой мы сейчас работаем, – это задача, поставленная президентом в национальных проектах: улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов человек ежегодно. И, соответственно, чтобы этот показатель выполнить, мы должны выйти на строительство примерно 120 млн. кв. метров в год. Также мы должны в 1,5 раза повысить качество городской среды и должны обеспечить долю автомобильных дорог с нормативным состоянием не менее 85 процентов в 105 городских агломерациях и не менее 60 процентов – на всех региональных дорогах. Это непростая задача. Мы, чтобы ее реализовать, должны построить суммарно более 1 млрд кв. метров жилья. Для справки: у нас в стране сегодня 3,8 млрд кв. метров жилья. То есть мы должны построить 26 процентов от существующего. То есть ко всему, что в стране есть, на каждый пятый метр к 2030 году должен быть новый. Причем это именно не в 2030 году случится, а уже каждый год у нас будет прибавляться жилье и все регионы должны выйти на показатель примерно в среднем 0,82 метра на человека. В мире дватри таких примера крупных, кто реализовал такие масштабные проекты. Мы тоже им занимаемся, и в принципе мы считаем, что это возможно, хотя там много критики. Некоторые говорят: да нет, это невозможно. Я скажу, что у нас сегодня показатель 0,82 метра на человека в стране выполняют 13 регионов. То есть сказать, что это невозможно, – это неправда. Возможно, и причем не самые богатые. Ульяновская область выполняет, Тамбовская область, Белгородская 15 лет уже строит метр и больше. Поэтому я считаю, что решить эту задачу возможно, нужно просто этим заниматься. Но при этом надо сказать, что, конечно, в отрасли было два серьезных потрясения. Это переход на счета эскроу (первое потрясение). Второе серьезное потрясение, ну и как следствие у нас куча обманутых дольщиков скопилась… Второе серьезное потрясение – в этом году, связанное с коронавирусом. Во втором квартале упали на 17 процентов объемы по ипотечному кредитованию, серьезно стали падать объемы строительных работ и, конечно, то, что мы одни из первых провели заседание у президента по антикризисным мерам и приняли все решения, – сегодня можно уже уверенно сказать, что мы получили результаты. Ключевой вопрос, который был, – это снижение ставки до 6,5 процента по ипотеке. Все спорили, говорили: нужна ли эта мера? Сегодня я могу сказать, что это самая успешная мера из всех, которые мы приняли.
Сегодня 80-90 процентов всех кредитов на новостройки идет через ипотеку. 301 тысяча кредитов на новую стройку получено, 865 миллиардов привлечено в экономику, 120 миллиардов люди принести своих личных сбережений в виде первоначального взноса, и порядка 100 миллиардов мы получим налогов. То есть это самый… При этом заплатили мы за все это на компенсацию на сегодняшний день пока всего 140 млн рублей. То есть само по себе решение плюс снижение ставки по ипотеке дало просто колоссальный прорыв в этой программе. Ну и самое главное – что мы сейчас эту тему продлили (спасибо президенту) до 1 июля пока, но считаем, что в стройку придет порядка 2 триллионов средств и еще порядка суммарно 620 тысяч семей улучшат свои жилищные условия. Это очень существенно. Ну и за счет этого у нас стали снижаться ставки в банках по ранее существующим кредитам (банки вынуждены их снижать). Поэтому в принципе очень хороший эффект. Плюс, кроме этого мы активно начали в этом году заниматься программой сельской ипотеки. Она сейчас раскручивается, она очень выгодная. Мы считаем, что это огромная перспектива по сельской ипотеке, потому что без развития села, без индивидуального жилищного строительства нам 120 миллионов в год не построить. У нас активно развивается дальневосточная ипотека. Молодые семьи, когда дают 450 тысяч на погашение ипотечного кредита… И в этом году, я могу сказать, несмотря на все сложности, мы запланированную сумму превысили уже. У нас было 35 миллиардов на эти выплаты, а уже на сегодняшнюю дату 36,2 миллиарда и до конца года еще порядка 5 миллиардов. Я хочу сказать, что все, что связано с ипотекой, внесло свой очень серьезный вклад.
Ну и самое главное (почему я на это обращаю внимание) – у нас в стране 43 процента квартир в построенных многоквартирных домах уже продано. Если бы мы не поддержали, то мы бы еще и поставили под риск тех граждан, которые купили эти квартиры. У нас бы еще плюсом появилось тысяч 100 обманутых дольщиков. Я уж не говорю о том, что все строительные организации встали бы, со всеми вытекающими отсюда проблемами. Серьезный вопрос, которым мы занимаемся в этом году, – это нормативное регулирование. И здесь, знаете, я хочу сказать вам огромное спасибо. Может быть, не все это комплексно увидели, но только в весеннюю сессию Госдумой было принято и вами одобрено 50 поправок в девять законов. Никогда мы по градостроительству, по строительству не принимали столько решений. Мы разложили всю эту тему от идеи – начала строительства до регистрации, и пошли просто попунктно, где что можно сократить. Мы первый блок таких вопросов приняли. Я не буду сейчас подробно останавливаться, но могу сегодня сказать, что для тех, кто хочет сегодня работать, возможности практические есть. Конечно, предела совершенству нет. Много еще что в нашей отрасли нужно сокращать, но сегодня уже работать можно. Я очень надеюсь, что мы так же будем продолжать. Мы сейчас еще порядка 30 поправок в различные федеральные законы подготовили и надеемся, что они будут поддержаны. Особо хочу отметить, что у нас было принято и вами поддержано решение по так называемому транспортному закону, который много вызывал споров. Но могу сказать, что благодаря принятию так называемого транспортного закона мы в этом году заканчиваем строительство ЦКАД (а так бы еще минимум год строили, а реально два), вышли на строительство магистрали Европа – Западный Китай и вместо шести-семи лет ее за три года построим. То есть это когда закон прямо помогает экономить время и деньги, а в стройке время – это деньги. Мы серьезно подошли к унификации строительных норм. На 30 процентов мы сократили обязательные нормы. У нас 10 тысяч норм было. 30 процентов сегодня – рекомендательные. В течение ближайших двух месяцев мы еще 30 процентов… Итого порядка 6 тысяч норм станут рекомендательными. То есть это серьезно облегчает для всех проектировщиков, застройщиков работу и даст возможность и ускорению, и удешевлению строительства. Мы серьезно занимаемся изменениями в управлении в строительстве капитальными вложениями. Мы создали такой штаб – президиум при Правительственной комиссии по региональному развитию. Находимся в постоянном диалоге с главами регионов. Каждую неделю я собираю все регионы в штабе. Очень эффективный способ коммуникации. Оперативно получаем всю информацию, где у кого какие проблемы, оперативно пытаемся их решать. И в штабе мы рассматриваем не только стройку – мы рассматриваем межбюджетные отношения, рассматриваем все вопросы, которые есть у губернаторов. Могу сказать, что, когда мы начали работать, у нас в среднем штаб давал по 30-40 вопросов, сегодня у нас в штабе уже пять-шесть вопросов, в основном все текущие. Мы сделали такую систему рейтингования, у нас шесть основных параметров, по которым мы рассматриваем деятельность работы регионов. Почему я на этом делаю акцент? Потому что вы все из регионов и чтобы вы тоже знали, чем мы занимаемся и как оцениваем. Мы сделали так называемые светофоры. Это «светофоры» по жилищному строительству, по дорожному строительству, по расселению аварийного фонда, по реализации программы «Стимул», по обманутым дольщикам и по ипотечному жилищному кредитованию. Вот так они выглядят: в «зеленой» зоне – те, которые превышают российские показатели, в «желтой» зоне – те, кто находится в средней полосе, и в «красной» зоне – отстающие. Например, могу сказать, что у нас на сегодняшний день отстающих по жилищному строительству всего восемь регионов. И такой рейтинг мы делаем каждую неделю. Если интересно – можем вам присылать. Объективно как какой регион работает по каждой программе видно в еженедельном режиме. Машина сама считает, в аппарат президента мы отдаем, президенту я докладываю по этим вопросам. Очень хорошие показатели. Честно говоря, это всех очень хорошо стимулирует и подтягивает. Мы приняли решение по более гибкому управлению капитальными вложениями. Сегодня решением штаба мы можем делать перекидки по федеральной адресной инвестиционной программе. Если раньше это занимало несколько месяцев, то сегодня мы в течение двух-трех недель принимаем все решения и оперативно перебрасываем. И могу сказать, что только за счет гибкости управления мы в этом году, несмотря на все сложности, все наши планы по строительству перевыполним, несмотря ни на коронавирус, ни на что. Причем по ряду позиций мы перевыполним их серьезно. Но работать в этом направлении еще есть много над чем. У нас есть вопрос сокращения административных процедур. Всего у нас сегодня 94 процедуры впрямую в строительстве – 85 федеральных и девять региональных. Считаем, что эту норму нужно довести до 82 процедур. И вообще считаем, что у нас ключевой запас – это сокращение административных процедур.
Денег на это не надо, а эффект дает колоссальный. Если мы на один год сокращаем инвестиционно-строительный цикл, нам финансовых оборотных ресурсов нужно на 30 процентов меньше. Поэтому это ключевая задача, над чем мы работаем. И задача, я говорю, – сократить минимум на один год, и мы просто шаг за шагом в каждом направлении по ней двигаемся. Мы целый ряд мер, кроме ипотеки, еще у президента утвердили, они тоже свою роль сыграли. Мы все-таки субсидируем застройщиков на 12 миллиардов, у кого была тяжелая ситуация в период кризиса. Мы дали возможность членам СРО брать займы за счет компенсационных фондов, и сегодня эта мера тоже сработала – более 2,5 миллиарда выдано. Мы по программе «Стимул» выделили дополнительные средства в этом году, несмотря на то, что денег не хватало. И, кстати, по «Стимулу». У нас все время раньше программа «Стимул» была на один год, теперь мы расписали на четыре года. Вообще, наша ключевая задача – управлять трехлеткой как минимум, а в идеале – пятилеткой. И я сейчас от всех регионов требую, чтобы были пятилетние планы, из них трехлетние планы должны быть уже с количеством объектов, с проектно-сметной документацией, а в идеале – еще и с расторгованными контрактами, тогда мы сможем более эффективно всем этим заниматься. Очень много сил и энергии мы потратили на работу с обманутыми дольщиками. Но могу сказать, что, если в 2019 году мы закрыли проблему 16 тысяч дольщиков, в этом году мы закроем гдето 48 тысяч. То есть это кому будут выплаты, где мы начали строить объекты и уже понимаем по срокам, когда будет закончено. Конечно, здесь спасибо президенту. Когда я попросил в рамках антикризисных мер добавить дополнительные деньги, он спросил: «А почему мы деньги добавляем именно на дольщиков?» Я говорю: «Понимаете, во-первых, это взрыв социальный, а вовторых – это рабочие места, это поддержка строительной отрасли, поэтому давайте мы комплексно проблему решим». И сегодня уже существенный успех в этой программе у нас есть. Я еженедельно провожу заседания наблюдательного совета, если есть один дом в каком-то регионе со всеми документами, я принимаю решение, провожу заседание наблюдательного совета по одному дому. На этом слайде видно, что мы в разы увеличили количество наблюдательных советов. Но при этом я хочу сказать, что, конечно, пока нам не хватает денег. Если мы в этом году проблему решили, то на ближайшие три года с учетом дефицита финансирования пока у нас только 54 миллиарда. А цена проблемы по стране в федеральной части – еще порядка 250-300 миллиардов. Мы сейчас делаем выверку, плюс новое появляется. В общем, эта работа ведется, поставлена на системную основу. Хочу сказать, что вроде у нас экономика несколько снижается, но благодаря всем принятым мерам у нас падение по вводу жилья – всего лишь 1,1 процента на сегодняшнюю дату. Причем два региона (Москва и Московская область) действительно из-за пандемии вынуждены были на три месяца останавливать стройки. Если бы они не останавливали, мы бы даже превысили показатели прошлого года. То есть это вот результат наших системных мер. Мы сегодня не ставим задачу каждому региону обязательно в этом году справиться с планом. У нас этот 1 млрд кв. метров разделен на каждый регион – сколько они должны построить в этот временной период. Поэтому, если в этом году чуть меньше, но в следующем году – больше (мы не ставим задачу именно в этом году вводить, как получается, так получается), в целом мы по росту будем расти. Также мы на будущее себе ставим из таких серьезных задач все-таки продолжение программы ипотеки и по возможности снижение ставки. Потому что на сегодняшний день, если мы хотим быть развитой страной в мире, ипотека у нас должна быть на уровне развитых стран, ставка по ипотеке должна быть 5 процентов, 4 процента, как во многих странах, которые достигли больших показателей по жилищному строительству. В Китае сегодня от 3 до 5 процентов ставка по ипотеке. Они строят метр на человека последние 10 лет, и за счет этого они сделали прорыв. У них жилищное строительство является одной из основ развития всей экономики Китая. Поэтому мы тоже будем эту тему поддерживать, и пока у нас заложено, что ставка по ипотеке должна быть на уровне 6 процентов, но в зависимости от спроса, покупательской способности будем по этой теме работать. Мы постараемся в ближайшее время выпустить такой продукт, как ипотека для ИЖС. Сейчас ДОМ.РФ отрабатывает, мы с банками отрабатываем. Надеюсь, что это тоже даст свой результат. Мы работаем по так называемым инфраструктурным облигациям. Так как денег в бюджете на все масштабные программы будет не хватать, мы считаем, что надо привлекать деньги с рынка и делать комбинированные проекты, где есть бюджет, есть внебюджетные средства, длинные деньги для комплексного развития территорий. Занимаемся низкомаржинальными проектами, потому что часть у нас сегодня в стране, 12 млн кв. метров, не могут застройщики строить – им банки не дают по счетам эскроу кредиты. Они разрешение на строительство получили, а дальше финансировать не могут. Вот надо принять все-таки решение, как поддерживать такие проекты, потому что банки им не дают просто деньги. Продолжаем заниматься комфортной городской средой, чтобы в полтора раза увеличивать. Как я говорил, у нас ключевые вопросы – конечно же, это комплексное развитие территорий и состояние нашего жилищного фонда. Вот здесь на слайде вы видите, что у нас порядка 1 млрд кв. метра уже имеют срок более 50 лет. То есть проблема жилья становится с каждым годом все острее и острее, если не принимать решение. Мы по аварийному и ветхому жилью тоже обратились к президенту, и в этом году, несмотря на сложности бюджета, нам выделили дополнительно 50 млрд рублей. Мы программу по аварийному и ветхому жилью выполняем с опережением – 160- 170 процентов к запланированному уровню. И уже могу сказать, что программа по аварийному жилью принята – до 1 января 2017 года, пять регионов уже в 2021 году закончат. А всю программу мы должны были закончить в 2024 году. Мы считаем, что благодаря этим решениям мы закончим выполнение программы раньше. И очень надеемся, что этот закон (я хочу сказать сенаторам Мельниченко, Журавлёву, Шевченко особое спасибо за то, что внесли проект этого закона) даст нам возможность быстрее реализовывать нацпроект и сокращать объем аварийного и ветхого жилья. Это инструмент, без которого реализация нацпроекта невозможна. Идет много обсуждений по этому вопросу, много пытаются на этом делать каких-то, я бы сказал, политических спекуляций. Не надо на это поддаваться. Надо обязательно закон довести. Поверьте мне, я, как человек, который 10 лет занимался расселением из аварийного жилья в Татарстане, девять лет – в Москве, хорошо в этом разбираюсь. И все, что мы лишнего в закон нагрузим, извините меня за сленг, будет мешать потом регионам работать. Ключевая задача закона, который мы с вами подготовили и который сейчас защищаем в Госдуме, – дать максимальную гибкость регионам. У каждого региона разный бюджет, разные возможности, разная политическая составляющая. Поэтому не надо лишними обязательствами руководителей регионов нагружать. Нужно дать инструмент, а дальше они пусть отрабатывают, как этим инструментом пользоваться. Но мы надеемся, что закон выйдет. Хочу перейти к дорожно-транспортному строительству. Мы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в этом году должны были построить 6 тысяч объектов, уложить 123 млн кв. метров асфальтобетона. Так как денег нам не хватает и мы решили все-таки ситуацию ускорить, мы попросили дать оборотных 100 миллиардов. Что это значит? В начале года мы обратились к президенту, к председателю правительства, Михаил Владимирович нас поддержал. И с Минфином мы отработали такой механизм – временно свободные средства Минфин выделит тем регионам, которые сегодня в состоянии сделать больший объем. Причем всем желающим, у кого были документы, мы раздали эти 100 миллиардов. И вот сейчас у тех заказчиков, у других (не в дорожном строительстве), у кого на сегодняшний день идет недовыполнение, мы эти 100 миллиардов закрываем. В результате такого технического решения, которое, конечно, потребовало большого количества времени для реализации, мы на 100 миллиардов больше (а в физическом выражении это тысячи километров дорог, это десятки регионов) сделали именно ремонта и строительства новых дорог, причем именно региональных и муниципальных, что многие почувствовали. Я очень надеюсь, что мы этим… И мы договорились, что с января следующего года начнем этим тоже заниматься. Кроме вот этой региональной сети, мы занимаемся крупными дорожными проектами. ЦКАД. Могу сказать, что с 2014 года ее строим. В этом году 90 процентов ЦКАД будет закончено. Останется маленький участок – 25 километров – поедет до 1 июля следующего года. Начали «Европу – Западный Китай». Ну и еще целый ряд проектов, которые можно на слайде увидеть, крупных, знаковых проектов реализуется сейчас в стране благодаря тем деньгам, которые мы получили. Занимаемся также дорогами в агломерациях. Считаем, что большая перспектива развития агломераций, поэтому будем поддерживать дороги в нормативном состоянии. Дорогами будем заниматься. Считаем, что нужно еще привлекать максимально внебюджетные средства. Порядка 10 крупных проектов видим с привлечением внебюджетных инвестиций. Очень надеемся, что нас поддержат и с рынка мы сможем привлечь деньги, и будем строить дорог больше. Базовый доклад окончен. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Марат Шакирзянович. Спасибо за то, что выдержали регламент, за внятный доклад. Коллеги, просьба записаться на вопросы. Запись есть. Марат Шакирзянович, у нас, когда вопрос задается, панель перед сенатором загорается. Соответственно, Вам будет направление, к кому надо обращать ответ.
Первый вопрос. Николай Андреевич Журавлёв. Он в президиуме находится. Пожалуйста, Николай Андреевич.
Н.А. Журавлёв, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Костромской области. Спасибо, Андрей Владимирович. Уважаемый Марат Шакирзянович, во-первых, хочу Вас поблагодарить за ту огромную работу, которую Вы ведете, за очень содержательное и профессиональное выступление сегодня перед Советом Федерации. Во-вторых, спасибо за поддержку нашего законопроекта о комплексном развитии территорий. Он принят в первом чтении. И нам предстоит его еще доработать ко второму чтению, в том числе в части вопросов защиты жителей, защиты прав сторон соглашений, урегулирования вопросов, связанных с уже заключенными договорами о РЗТ и рядом других вопросов. Эту работу мы ведем совместно с правительством, с министерством, с Максимом Сергеевичем. Вопрос мой связан с программой льготной ипотеки. Она стала одним из драйверов снижения процентной ставки наряду со снижением ключевой ставки Центрального банка. Программа помогла вовремя не только удешевить ипотеку для миллионов граждан, но и поддержать, что очень важно, строительную и смежные отрасли. Однако у нее есть и обратный эффект. Простимулированный программой повышенный спрос на новостройки, во-первых, привел к определенному росту стоимости квадратного метра и, во-вторых, к нетипичному разрыву между стоимостью первички и вполне новой вторички. Центробанк говорит о том, что продолжение программы может привести к дальнейшему росту цен, исчерпанию платежеспособных клиентов, появлению «пузыря» на рынке. Как правительство относится к этому вопросу? Есть ли вообще эта проблема? И не рассматриваете ли Вы иные решения, например, программу субсидирования вторичной ипотеки или программу субсидирования застройщиков по низкомаржинальным проектам? Спасибо.
М.Ш. Хуснуллин. Спасибо. Очень серьезный и комплексный вопрос. Когда говорят про увеличение цены и говорят, что это ипотека, я говорю, что только из-за ипотеки – это неправда. Во-первых, давайте правде в глаза смотреть. Мы перешли на эскроу-счета. Стоимость денег, от 2 до 12 процентов, легла в себестоимость строительства. За это кто должен платить? То есть мы за риски заплатили, все ушло в цену. Это первый вопрос. Второй вопрос. Из-за ослабления курса рубля у нас валютная составляющая в жилье экономкласса – 8-10 процентов, в комфортном жилье – до 30-40 процентов. За разницу валют кто должен платить? Это тоже плюсом ушло в цену. Третье. Коронавирус, нравится нам или не нравится, нарушил все производственные цепочки – где-то поставка сорвалась, где-то строители не вышли, где-то транспортировка, сроки строительства удлинились. За это кто должен платить? Тоже все уходит в цену. Четвертое – трудовые ресурсы. Мы вдруг… не вдруг, а вообще мы это прогнозировали, но к концу года у нас строителей-то не осталось на стройке. 1,5 миллиона мигрантов вымылось, въехать в страну не могут (даже точных цифр нет сколько).
Я вот был в Ростове на прошлой неделе. Крепкий застройщик, хорошо строит, он говорит: «В начале года платил зарплату 40- 50 тысяч – проблем не было. Сейчас плачу 80-90 тысяч – собрать людей не могу». Люди ушли, трудовые ресурсы, приехать не могут в страну те, кто уехал. Это все… И, конечно же, частично ипотека. Поэтому когда говорим, что цена немножко поднялась… В каких-то регионах вообще не поднялась. Вот Мордовия, например. Они к чемпионату мира построили огромное количество квартир, которые не проданы. Застройщики стали разоряться, строящиеся дома стали недостраиваться. Только благодаря ипотеке у них пошел спрос и ситуация стала выравниваться. Там цена не поднялась. В Москве цена, где на сегодняшний день у людей деньги есть, да, поднялась. Это действительно так. Но я хочу обратить внимание еще вот на что. Вот мы посчитали рост цены соразмерно инфляции. Мы забыли, что у нас в 2015 году был очередной кризис, и в 2015 году отрасль была тоже не в самом лучшем положении. Вот у нас 2015 и 2020 годы по соотношению инфляции и роста цены несопоставимы. Поэтому то, что немножко цена поднялась, – не самое страшное. У нас еще есть один фактор, который меня очень серьезно беспокоит, – новые проекты не начинаются в регионах. То есть мы говорим, что это высокодоходный бизнес. А что же тогда в него никто не идет? То есть переход на счета эскроу привел к тому, что новые проекты в регионах не начинаются. И меня это сильно беспокоит. А как мы будем 120 млн кв. метров в год строить? Поэтому если цена чуть-чуть поднялась, в 30-40 процентах регионов хоть какая-то маржа появилась у застройщиков.
Вот мы о низкомаржинальных проектах говорим. 12 млн кв. метров в стране (получены разрешения на строительство) не строятся. Банки не дают кредиты. Почему не дают? Они говорят: «А нам нужно, чтобы доходность была 15 процентов». Да о каких 15 процентах в ряде регионов идет речь? Они строят, чтобы строительные организации их не померли, чтобы людям зарплату платить и чтобы хоть что-то себе на жизнь заработать. А что им делать сегодня с этими 12 миллионами? За ними же стоят сотни тысяч рабочих мест, стоят те же обманутые дольщики. Поэтому говорить, что только из-за ипотеки, абсолютно необъективно. Мы четко совершенно понимаем, где и по какой причине поднялась и не поднялась цена. И только увеличение предложения и появление конкуренции позволят снизить цену. Все остальное, то, о чем я говорю… Административные издержки сейчас сократим – цена снизится, стоимость денег сократим – цена снизится. Сейчас с энергоснабжающими организациями занимаемся тем, что думаем, как плату за присоединение сократить. Вы знаете, что в стройке сегодня сама стройка составляет 50-60 процентов, все остальное – не стройка (земля, сети, банки, попутные услуги). Сама стройка – это 50 процентов.
Председательствующий. Марат Шакирзянович, нам просто… 18 желающих задать Вам вопросы. Я просто хотел…
М.Ш. Хуснуллин. Все. Хорошо. Просто вопрос очень болезненный.
Председательствующий. Я знаю, что Вы в теме глубоко, болеете за дело.
М.Ш. Хуснуллин. Спасибо.
Председательствующий. Я дал бы возможность сенаторам всетаки побольше задать вопросов, а Вам побольше действительно ответить.
М.Ш. Хуснуллин. Да, пожалуйста.
Председательствующий. Спасибо большое. Сергей Владимирович Белоусов, пожалуйста. С.В. Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края. Спасибо, Марат Шакирзянович, за профессиональный доклад. Первый вопрос. Можете сказать, какой процент ввода жилья в сельской местности от вводимого жилья? И какая динамика? Маленький вопрос, но существенный. Второе – переподготовка и подготовка кадров. Как Вы оцениваете текущую ситуацию? Вы коснулись немножко этого. Наверное, неправильно делать ставку на мигрантов, когда в стране такая безработица? И третий маленький вопрос (или большой). Как Вы рассматриваете ситуацию с проектными институтами, с головными проектными институтами, с типовым проектированием? Я думаю, что касается невыполнения, вот этих замороженных объектов, там доля вины и проектировщиков есть. И в целом по стране – не в Москве, а вот в целом по стране и на периферии. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста.
М.Ш. Хуснуллин. Спасибо. У Вас очень правильные вопросы.
Первое. Ввод жилья-индивидуалки – в среднем это 35 млн кв. метров из 80-82, которые мы строим. Из них чисто на сельскую местность приходится где-то 20-25. В разные годы по-разному. Ктото больше учитывать начинает, кто-то действительно больше строит. Разные регионы по-разному… Это первое. И мы будем развивать долю индивидуального строительства, рост в индивидуальном строительстве. Второе, что касается мигрантов. К сожалению, пока мы без мигрантов справиться не можем. Но наличие дефицита рабочей силы тоже дает определенный плюс для повышения производительности труда, чтобы повышать механизацию, улучшать условия работы, технику применять, новые технологии, которые обязательно нам нужны для прорыва. И третье, что касается кадров. К сожалению, у меня большой вопрос к тому, какие кадры мы готовим и по каким технологиям. Вообще, наше будущее – в повышении производительности труда и переходе на управление, на проектирование и строительство в BIMтехнологиях. Весь мир уже на это переходит. Жить там, знаете, старыми институтами… Вы очень правильный вопрос задали. У нас на местах нет профессиональных кадров, которые умеют проектировать, а еще хуже – у нас не умеют управлять. Когда я проанализировал, сколько вообще руководителей в регионах имеют хотя бы строительное образование, – меньше половины. Ну и как мы хотим управлять, когда управляют?.. Стройка – это сложнейший многофакторный процесс. Это не просто стройка – бетон укладывать или цемент, это комплексное управление. У нас даже специальности нет по подготовке в части развития территорий, девелопмента, даже не учат этому. А это не стройка – девелопмент.
Поэтому, конечно, переподготовке кадров мы уделяем большое внимание, составляем программы и совершенно точно будем этим заниматься. Ну и ключевая проблема… Когда ругают строителей, я говорю: проблема не в строителях – проблема в заказчиках, проблема в голове. Мы не умеем правильно составлять технические задания, не умеем правильно управлять. А потом говорят, что строители плохо строят. Поэтому мы и пошли на решение о создание единого государственного заказчика по государственным капитальным вложениям в гражданском строительстве. Потому что, набрав туда профессиональные кадры, мы считаем, что ситуацию улучшим.
Председательствующий. Спасибо, Марат Шакирзянович. Вопрос Дины Ивановны Оюн. Пожалуйста. Д.И. Оюн, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва. Спасибо. Уважаемый Марат Шакирзянович, спасибо огромное за программу «Стимул», которая позволяет регионам строить инженерные сети, и начатую работу по ценообразованию в строительстве. Когда идет расчет по сметной стоимости, то в принципе вопросов сейчас не возникает. Но, Марат Шакирзянович, вопрос Вам, как куратору всей строительной отрасли, и в том числе по объектам социальных ведомств. Я имею в виду в первую очередь министерство образования. Так как я представляю Туву – регион, в котором рождаемость в два раза превышает среднероссийскую, мы держим первое место, и для нас очень важно построить детские сады и школы. При этом Минобрнауки рассчитывает по своим правилам предоставление субсидий, где расчет идет на одного ученика. И берется в расчет ваш норматив цены на строительство, где есть региональный коэффициент (он у нас всего 1,1, почти как в Москве), корректирующие коэффициенты по сейсмике, Крайнему Северу не учитываются. В итоге регион… Вот сейчас мы будем рассматривать бюджет, в течение следующего месяца мы должны будем заключить соглашения… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Заканчивайте вопрос.
М.Ш. Хуснуллин. Я могу уже ответить, я Ваш вопрос знаю. Готов отвечать. Д.И. Оюн. Вопрос в чем? Как не загонять изначально регионы в такую ситуацию (потому что, если мы не подпишем, мы эти деньги не получим), чтобы потом не ходить с протянутой рукой и не просить дополнительно деньги? Вы понимаете, как разрулить эту ситуацию?

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8286943.html
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments