leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ принял закон о бюджете на 2021 год

СФ принял закон о бюджете на 2021 год - Артамонов Увеличение целевой помощи свидетельствует о снижении бюджетной самостоятельности регионов. При этом число регионов с дефицитом бюджета не снижается Опосредованно наказывается. Работа над бюджетом продолжается.
14. 1027743-7 СФ принял закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»
Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Дмитриевич Артамонов.
Министр финансов Антон Германович Силуанов, Аудитор Счетной палаты Андрей Николаевич Батуркин
135 0 1

Из стенограммы 493-го пленарного заседания СФ 02.12.20
Коллеги, приступаем к следующему вопросу повестки дня – о Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Предлагается следующий порядок рассмотрения данного вопроса: доклад председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолия Дмитриевича Артамонова – до семи минут, выступления Министра финансов Российской Федерации Антона Германовича Силуанова и аудитора Счетной палаты Российской Федерации Андрея Николаевича Батуркина – до пяти минут каждому, далее – вопросы докладчику и приглашенным лицам, выступления сенаторов. Нет возражений против такого порядка? Возражений нет. По данному закону также присутствуют: Нестеренко Татьяна Геннадьевна, первый заместитель Министра финансов Российской Федерации, официальный представитель правительства по данному вопросу; Горнин Леонид Владимирович, первый заместитель Министра финансов Российской Федерации; Крючкова Полина Викторовна, заместитель Министра экономического развития Российской Федерации. Слово предоставляется председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолию Дмитриевичу Артамонову. Анатолий Дмитриевич, пожалуйста. А.Д. Артамонов. Уважаемый Андрей Владимирович, уважаемые коллеги! Ровно два месяца мы с вами работали над федеральным бюджетом на 2021-2023 годы. Для того чтобы не повторяться, напомню, что в октябре были проведены традиционные парламентские слушания, в ходе которых подробно обсуждались основные положения закона о бюджете на следующие три года. В материалах к заседанию у вас также есть заключения нашего комитета на проект закона о бюджете перед первым чтением и на сам федеральный закон. Рассматриваемый трехлетний бюджет, как и бюджет текущего года, особенный. В этом году президентом нашей страны были приняты беспрецедентные по масштабам финансового обеспечения решения, которые были связаны с поддержкой семей с детьми, малоимущих, пенсионеров как в начале года, так и в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Регионы получили колоссальные финансовые средства из федерального бюджета на реализацию этих решений. Мы все понимаем, что в следующем году эпидемическая ситуация останется сложной и это потребует большого объема средств как на поддержку населения, так и на восстановление роста экономики. Главная задача бюджета на 2021-2023 годы – это выполнение всех поручений президента, всех взятых социальных обязательств независимо от доходов. Поэтому в бюджете заложен существенный рост расходов на образование, здравоохранение, социальную политику по сравнению с тем, что мы планировали в прошлом году. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, и снижение налоговых поступлений в части налога на прибыль, объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2021 год сохранен на уровне 2020 года – почти 718 млрд рублей. Не изменены объемы дотаций и по конкретным регионам. Однако на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения целевой финансовой помощи, что свидетельствует о снижении самостоятельности регионов и стимулов к наращиванию ими собственных доходов, при этом количество регионов, имеющих дефицит своих бюджетов, не снижается. В немалой степени это происходит, потому что стремление регионов к повышению финансовой обеспеченности не только не поощряется, а фактически, наоборот, даже и опосредованно наказывается, Татьяна Геннадьевна. Если мы хотим развивать межбюджетные отношения, то нам надо задуматься о новых подходах к повышению финансовой устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации. Но я хочу с удовлетворением отметить, что мы договорились с Антоном Германовичем в ближайшее время этот вопрос проработать и найти приемлемые для всех решения. На следующий год в бюджете предусмотрено 35 млрд рублей на гранты, которыми будут поощрять органы исполнительной власти регионов за успешную работу. При этом регионы считают, что необходимо существенно откорректировать методику предоставления этих грантов, и это справедливо. И, наверное, было бы правильно и объем средств на это хорошее мероприятие тоже найти возможность увеличить. Как я уже сказал, регионам в этом году была оказана значительная помощь, в том числе были выделены дотации на сбалансированность бюджетов для компенсации снижения доходов в связи с пандемией в объеме уже распределенных 290 млн рублей. На следующий год уже предусмотрено 100 миллиардов. Президентом была поставлена задача сохранения помощи регионам по этому направлению на уровне этого года. Мы договорились, что будем смотреть по ситуации. В ходе обсуждения проекта бюджета во втором чтении были приняты согласованные решения об увеличении ассигнований по очень важным расходам. В том числе сенаторами и депутатами был внесен целый ряд поправок. Хотелось бы озвучить некоторые из этих поправок. В сравнении с проектом федерального бюджета увеличены расходы: на формирование современной городской среды – на 2 млрд рублей в 2021 году, на развитие и обеспечение занятости в шахтерских поселках – на 2,3 млрд рублей в 2021 году, на 1,9 млрд рублей в 2022 и на 2,5 миллиарда – в 2023 году. До объемов 2020 года были увеличены расходы: на создание условий для занятий спортом на селе, в малых городах – 151 млн рублей в 2021 году, на дома культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек – дополнительно 2 млрд рублей на три года, на муниципальные театры в населенных пунктах с численностью населения до 300 тысяч человек – на три года более 600 млн рублей, на создание модельных муниципальных библиотек – 410 млн рублей в 2021 году, на детские школы искусств – 344 млн рублей и на автоклубы для сельского населения – ну, здесь всего 20 млн рублей, но тоже выделено. Предусмотрен резерв в 2021 году бюджетных ассигнований на строительство ФОК открытого типа в объеме 2 млрд рублей, и дополнительно выделены ассигнования организациям воздушного транспорта для обеспечения доступности воздушных перевозок населению в объеме почти 2 млрд рублей (но, конечно, там надо значительно больше). Была также одобрена поправка сенаторов, предусматривающая увеличение бюджетных ассигнований в 2021 году на 7,2 млрд рублей на развитие услуг подвижной радиотелефонной связи (цифровое неравенство). Коллеги, этот вопрос на особом контроле у нас находился, вы знаете… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Анатолий Дмитриевич, завершайте, пожалуйста. А.Д. Артамонов. Да, 30 секунд. Коллеги, работа над федеральным бюджетом будет продолжаться и в дальнейшем. Осталось много нерешенных вопросов, которые находятся у нас с вами на контроле. Это обеспечение жильем детей-сирот и обеспечение жильем выезжающих из районов Крайнего Севера. Не закончена программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Нам надо продолжить передачу на федеральный уровень лечения больных орфанными заболеваниями. Так что работы впереди много.
Но вместе с тем комитет предлагает одобрить федеральный закон о федеральном бюджете на следующие три года. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Следующему слово для доклада предоставляется Антону Германовичу Силуанову в соответствии с принятым нами регламентом. Пожалуйста, Антон Германович. А.Г. Силуанов, Министр финансов Российской Федерации. Уважаемый Андрей Владимирович, уважаемые сенаторы! Представляем сегодня бюджет на следующую трехлетку. Бюджет непростой, COVID никуда не делся, доходы еще полностью не восстановлены. Но тем не менее на предстоящую трехлетку поставлены новые задачи и новые цели, и бюджет учитывает необходимые ресурсы для решения этих задач. Хочу сказать, что поскольку бюджет – это инструмент достижения целей и экономической, и социальной политики, то он предусматривает и новации на предстоящую трехлетку. Что я имею в виду? Это и новации в области налогового законодательства, в части поддержки малого и среднего предпринимательства, поддержки новых секторов экономики. Это и адресная поддержка нуждающихся, что очень важно в настоящее время, с тем чтобы снизить количество людей, которые нуждаются в государственной помощи. Это помощь семьям с детьми от трех до семи лет. Это увеличение прожиточного минимума и МРОТ более чем на 5 процентов. Это и индексация пенсий пенсионерам выше инфляции на уровне 6,3 процента. Кроме того, несмотря на все проблемы с ресурсной базой, полностью предусмотрено финансирование всех социально значимых расходов, которые содержатся в поручениях президента, в послании президента и которые необходимы для реализации указа, в котором поставлены национальные цели. Речь идет о том, чтобы мы направили ресурсы и достигли дополнительных результатов. В здравоохранении начинается программа реформирования первичного звена. Значительные ресурсы – 90 млрд рублей – выделены на эти цели. Орфанные заболевания у детей – дополнительные средства от прогрессивной шкалы подоходного налога предусмотрены на решение этой проблемы. Новые школы – 77 млрд рублей тратится на то, чтобы создать новые места в школах, плюс классное руководство – по 5 тыс. рублей. Все это обеспечено необходимыми финансами. Бо́льшая часть наших выпускников школ получит возможность учиться в высших учебных заведениях на бюджетной основе. Все это тоже обеспечено необходимыми ресурсами, так же как все нацпроекты, которые уточнены, скорректированы под реализацию новых целевых задач, поставленных президентом. Регионы. Мы распределили все трансферты, как и было поручено парламентом. Все трансферты до 1 января будут доведены до субъектов Российской Федерации. С ними подписаны соглашения о целевых результатах этих трансфертов. Мы заложили дополнительные деньги на сбалансированность бюджета в следующем году – порядка 100 млрд рублей (и, как Анатолий Дмитриевич сказал, будем вместе рассматривать вопрос о возможности увеличения этой суммы), деньги на дополнительное поощрение регионов, которые достигают национальных целей, – это ресурс немаленький, он восстанавливается начиная со следующего года.
В целом хочу сказать, что мы предусмотрели порядка 700 млрд рублей трансфертов только на выполнение национальных целей в рамках национальных проектов, которые предусмотрены на предстоящие годы. 700 миллиардов ежегодно субъекты Российской Федерации получат, для того чтобы участвовать в реализации национальных целей, поставленных президентом. Что важно (тоже хотел бы обратить внимание)? Президент поставил задачу о том, чтобы субъекты исполнили все социальные обязательства до конца текущего года, не залезая в долги, в дорогие долги. Так вот, мы предусмотрели (и просили бы вас тоже окончательную точку поставить) то, чтобы нам реанимировать институт бюджетных кредитов, но в несколько укороченном формате. А именно: казначейские кредиты, которыми пользовались субъекты Российской Федерации, погашены в соответствии с законодательством в текущем году, до 25 ноября. Сейчас мы, после того как вы рассмотрите соответствующие законопроекты (просил бы вас поддержать), возобновим практику предоставления казначейских кредитов до 15 декабря, а на их рефинансирование уже предоставим бюджетные кредиты со сроком погашения до 1 июля следующего года. Поэтому возникает дополнительный ресурс, который позволит субъектам Российской Федерации не обращаться в кредитные организации и не брать дорогие бюджетные кредиты. Поэтому бюджет, несмотря на все сложности, отвечает… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте одну минутку. А.Г. Силуанов. …отвечает национальным целям развития, поставленным президентом. Просим также положительно рассмотреть. Спасибо.
Председательствующий. Антон Германович, спасибо. Присаживайтесь. Вопросы мы договорились после… Андрей Николаевич Батуркин, пожалуйста. А.Н. Батуркин, аудитор Счетной палаты Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Андрей Владимирович, уважаемые сенаторы! Сегодня будет окончательно утвержден бюджет на период 2021-2023 годов. Он станет продолжением антикризисной политики, борьбы с пандемией, ее последствиями и выходом из кризиса. Счетная палата подготовила подробное заключение на проект бюджета, с которым, возможно, вы уже ознакомились либо у вас есть такая возможность, поэтому остановлюсь буквально на ключевых моментах. Правительство до конца 2021 года реализует общенациональный план, который предусматривает реализацию более 500 мер. На общенациональный план действий зарезервировано 666,9 млрд рублей, 95,8 процента уже распределено. С учетом большой неопределенности существуют, конечно, риски недостижения прогнозных целей по экономическому росту. Но в текущей ситуации в целом, конечно, крайне сложно давать любые прогнозные оценки по параметрам экономического роста. На наш взгляд, у бюджета достаточно ресурсов и резервов, и в течение года можно скорректировать как показатели прогноза, так и показатели параметров и, если потребуется, обеспечить в полном объеме выполнение всех обязательств, в том числе и новых. Бюджет был сверстан с учетом расходов на борьбу с пандемией, о чем сказал уже Антон Германович. Доходы федерального бюджета определены на 2021 год в размере 18,8 трлн рублей. Потом они будут расти примерно на 1,8 трлн рублей ежегодно. Общий объем расходов федерального бюджета установлен на 2021 год в размере 21,5 трлн рублей, что на 2,2 трлн рублей меньше, чем прогнозируется по 2020 году. В результате изменения налогового законодательства, как уже было сказано, допдоходы бюджета составят в 2021 году 550 млрд рублей. Вместе с тем есть льготы, которые были предоставлены в 2020 году в рамках мер в связи с пандемией, и наиболее существенной из них является уменьшение страховых взносов до 15 процентов для малого и среднего бизнеса, что в годовом выражении в следующем году составит более 0,5 трлн рублей выпадающих доходов. Но для бизнеса это очень важная и своевременная мера, причем навсегда. Также отмечу, что ко второму чтению из 3 054 млрд рублей (объемы межбюджетных трансфертов на 2021 год) было уже распределено 93 процента. На 2021 год в полном объеме, на 100 процентов, распределены субсидии и субвенции. Распределение иных межбюджетных трансфертов пока составляет 83 процента. Поправками увеличена дотация на поддержку мер по сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 99,6 млрд рублей. Вместе с тем мы обращаем внимание на то, что из года в год при увеличении трансфертов в связи с расходами на нацпроекты, на борьбу с пандемией и так далее у нас увеличивается доля связанных трансфертов, а несвязанных дотаций не увеличивается. Анатолий Дмитриевич тоже об этом упомянул. Считаем, что для развития целесообразно изменить эту политику и увеличивать ресурсы, которыми субъекты могут распоряжаться самостоятельно.
Счетная палата уже не первый раз обращает также внимание на то, что в последние годы существенно увеличился объем резервирования бюджетных ассигнований. И, хотя часть ассигнований была распределена в рамках поправок ко второму чтению, остаются значительные суммы резервов в бюджете. Например, на 2021 год эта сумма составляет 639 млрд рублей. Желательно постепенно отходить от практики значительных объемов резервирования при планировании бюджета по мере роста определенности в экономике. По национальным проектам произошли уточнения как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Частично это технические уточнения. Часть расходов переведена в резерв до принятия нормативных документов. Какие-то мероприятия перераспределены между новыми уточненными национальными проектами, хотя у нас пока национальные проекты в окончательном виде не представлены, с новыми параметрами они будут утверждаться в декабре. На 2020 год приостанавливается положение о взыскании непогашенных задолженностей регионов по бюджетным кредитам, выданным на кассовый разрыв. И другие меры по поддержке регионов в сложный период борьбы с коронавирусом и восстановлению отраслей экономики. Все три года планируются с дефицитом. В 2021 году он составит 2,8 трлн рублей, что составляет 2,4 процента ВВП, а затем снизится к 2024 году до 1,1 процента. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут государственные заимствования Российской Федерации. В 2021-2023 годах предусматривается увеличение госдолга Российской Федерации с 20,4 трлн рублей, или 19,1 процента ВВП, до 21,4 процента ВВП на начало 2024 года. Госдолг на уровне 21 процента ВВП не должен пугать, он некритичен для нашей страны. После погашения долгов в 2000-е этот показатель на протяжении многих лет находился на исторически низком уровне и является одним из преимуществ России в текущей кризисной ситуации. На этом все. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Николаевич. Присаживайтесь. Коллеги, построим нашу работу следующим образом. Антон Германович, пожалуйста, на трибуну. Коллеги, у нас многие записались на вопросы. Сразу предвосхищу и вопросы, и возможные выступления. Мы обсуждаем этот вопрос не с чистого листа, мы занимаемся этой работой с лета. Поэтому, пожалуйста, краткий вопрос – краткий ответ. Дина Ивановна Оюн. Пожалуйста. Д.И. Оюн. Уважаемый Антон Германович, я Вас хочу поблагодарить и команду Минфина за оперативную отработку в этой сложной ситуации с регионами. Отдельное спасибо за то, что была поддержана поправка по увеличению на 2 миллиарда субсидирования рейсов. Однако за неделю до голосования в Госдуме Росавиация приняла приказ по постановлению № 1242 (это межрегиональные рейсы), где перечень сформирован. Там учитывались в том числе тип судна, софинансирование региона. И, к сожалению, Тува – очень далекий регион – не вошла (ни Кызыл – Красноярск, ни Кызыл – Новосибирск и Иркутск). Вопрос: если объемы субсидирования увеличиваются, значит ли это, что до конца года может быть принят дополнительный перечень субсидированных рейсов, а не в середине года это будет добавлено? Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дина Ивановна. А.Г. Силуанов. Спасибо за вопрос. Действительно, этот вопрос больше относится к нашим коллегам из Министерства транспорта. То есть, если есть необходимость, мы внутри ассигнований текущего года можем посмотреть и перенаправить эти средства. Но в целом я хочу сказать: поскольку у нас в этом году случилась пандемия, то количество рейсов сократилось. И у нас, по правде сказать, остался неиспользованный объем средств, которые мы выделяли на эти цели – на цели субсидирования авиаперелетов. Поэтому, если Минтранс предложит перераспределить эти ресурсы, мы, конечно, это сделаем. Правда, до конца года не так много времени осталось, наверное, речь идет о следующем годе. Поэтому надо посмотреть, как будет развиваться ситуация в следующем году. Давайте вместе поработаем с коллегами.
Председательствующий. Антон Германович, спасибо за конструктивную позицию. Иван Николаевич Абрамов, Амурская область. Пожалуйста. И.Н. Абрамов. У меня вопрос к представителю Счетной палаты. Уважаемый Андрей Николаевич, Вам не кажется, что пора все-таки изменить принцип распределения тех же дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности? Ведь стимулы к развитию совершенно отсутствуют. Мы чем больше увеличиваем свою налоговую базу, тем меньше нам дают дотаций. И, соответственно, пока ты не становишься донором, никаких мотиваций для субъекта нет. Как Вы считаете, как представитель Счетной палаты, контролирующего органа, вот такой подход стимулирует увеличение поступлений налогов в субъектах или не очень?
Председательствующий. Спасибо, Иван Николаевич. Включите микрофон Андрею Николаевичу Батуркину. Андрей Николаевич, пожалуйста. А.Н. Батуркин. Да, но мне казалось, я как раз ровно об этом и говорил. Более того, коллеги, мне кажется, что как раз законодателями являетесь вы, поэтому вы вправе эти предложения вносить, в том числе обсуждать их в рамках трехсторонней комиссии и законодательно эти меры принимать.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Николаевич. Вопрос Сергея Николаевича Рябухина. Пожалуйста, Сергей Николаевич. Антон Германович, хотели дополнить? Пожалуйста. Включите микрофон. А.Г. Силуанов. Уважаемый Иван Николаевич, уважаемые сенаторы! Страна большая, все субъекты разные, без дотаций на выравнивание не обойтись. Да? Поэтому у нас в дотации на выравнивание заложены стимулы, которые предусматривают, что если регион вырос по налогам, то, условно говоря, пропорционально сокращение дотаций не происходит. Во-первых, трехлетний период, мы сразу на три года распределяем дотацию. И в течение трех лет, пожалуйста, расти свой налоговый потенциал, дотации не будут сокращены. Это первое. Второе. У нас есть гранты как раз для успешных регионов. Для тех, кто выполняет национальные цели, повышает экономические показатели и так далее, 35, 50, 50 миллиардов предусмотрено по годам. Ну, немаленькая сумма. Конечно, 700 миллиардов, 770 на выравнивание – это наибольший объем трансферта субъектам Российской Федерации, но без этого нельзя. Понимаете? И здесь надо просто внутрь «зашивать» механизмы стимулирующего характера. Такие механизмы есть, мы готовы представить вам всю информацию.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. Сергей Николаевич Рябухин, Ваш вопрос, пожалуйста. С.Н. Рябухин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области. Спасибо, Андрей Владимирович. Антон Германович, вопрос к Вам. На следующий год планируется возобновить выделение регионам грантов за достижение установленных для них показателей социально-экономического развития в размере 35 млрд рублей. Но мы видим, что вследствие пандемии многие регионы не смогли достичь установленных для них показателей. Сейчас идет процесс их корректировки. Кроме того, в поручениях президиума Госсовета, состоявшегося 28 сентября текущего года, эти показатели до 1 февраля 2021 года должны быть приведены в соответствие с показателями, позволяющими контролировать ход достижения субъектами Федерации национальных целей развития до 2024-го и планового периода 2030 года. В связи с этим вопрос: когда будет подготовлена окончательная редакция методики распределения этих средств и когда регионы смогут их получить?
Председательствующий. Пожалуйста, Антон Германович.
А.Г. Силуанов. Мы все заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее были подготовлены предложения по методике. Мы их обсудим вместе с парламентариями в рамках и трехсторонней комиссии, обсудим вместе с субъектами Российской Федерации, и только после этого методика будет принята и, соответственно, уже средства будут распределяться. Надо просто посмотреть нам, с тем чтобы, как мы и говорили, методика часто не менялась, чтобы методика нацеливала губернаторов на такую долгосрочную работу по достижению тех показателей, за которые они отвечают и за которые получают гранты, чтобы не каждый год, так сказать, происходило изменение этой методики, а чтобы регионы могли сосредоточить свои силы на работе в рамках вот этих показателей и стимулов. Поэтому как только… Мы постараемся в течение текущего года доработать эту методику и представить вам на рассмотрение уже в начале следующего года.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович, за позицию и открытость позиции Минфина по доработке методики. Совет Федерации в рамках трехсторонней комиссии готов принять участие в этой доработке. Следующий вопрос. Валерий Владимирович Семёнов, пожалуйста. В.В. Семёнов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края. Спасибо, Андрей Владимирович. Антон Германович, в соответствии с постановлением Совета Федерации о социально-экономическом развитии города Норильска, которое было принято 3 ноября, правительству Красноярского края рекомендовано направить в Правительство Российской Федерации предложения для утверждения программы на уровне Правительства Российской Федерации. Предложения предусматривают в том числе и решение ряда обозначенных вопросов с участием федеральных органов власти и, естественно, с обеспечением финансирования. Исходя из этого, необходимо определить подходы к финансированию, мероприятия комплексного плана и долю участия федерального бюджета. Уважаемый Антон Германович, есть ли уже понимание, каким образом будет осуществляться финансирование мероприятий комплексного плана, притом что ряд этих мероприятий предусматривается уже на 2021 год, а, естественно, в принимаемом бюджете из-за сроков принятия постановления вопросы финансирования данных мероприятий не обозначены?
Председательствующий. Пожалуйста, Антон Германович. А.Г. Силуанов. Действительно, мы говорили о необходимости поддержки вопросов реновации в Норильске, поскольку там достаточно ветхий жилой фонд, инфраструктуру необходимо менять. И было принято решение о том, что при поступлении средств от штрафов за нанесение экологического ущерба, которые сейчас обжалуются, находятся в судебных инстанциях, как только, если решение будет принято, то значительная часть суммы этих штрафов будет направлена как раз на решение вопросов инфраструктуры, модернизации жилищного фонда в Норильске. Это с одной стороны. А с другой стороны, в рамках действующих программ наши коллеги из министерств и правительства работают над тем, чтобы определить ресурсы для решения тех проблем, которые Вы затронули.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович.
Антон Германович, этот вопрос в повестке работы Совета Федерации, стоит на контроле у Председателя Совета Федерации. Здесь мы надеемся на совместную конструктивную работу в рамках работы в 2021-2023 годах. У меня предложение предоставить возможность задать следующий вопрос Мухарбию Магомедовичу Ульбашеву, а дополнительный комментарий по Норильску в рамках выступления сделает Николай Андреевич Журавлёв. Спасибо. М.М. Ульбашев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики. Спасибо за предоставленное слово. Антон Германович, во-первых, я хотел бы поблагодарить Министерство финансов, Вас за беспрецедентную помощь, которую получили в текущем году регионы страны. Только дотации на компенсацию выпадающих доходов составили 300 млрд рублей. Но на 2021 год предусмотрено 100 млрд рублей. Пандемия и связанные с ней проблемы региональных бюджетов 2021 года, вероятно, будут не менее острыми, чем в текущем году. Я бы хотел, чтобы Вы высказали свою позицию по поводу увеличения запланированной суммы до 300 млрд рублей, то есть до уровня текущего года. Спасибо. А.Г. Силуанов. Уважаемый Мухарбий Магомедович, уважаемые сенаторы! Действительно, в текущем году, когда мы закрывали целый ряд отраслей, предприятий, существенно снижались и доходная база бюджетов, экономические показатели, социальные траты необходимо было осуществлять в целях поддержки населения. Поэтому, конечно, эти 300 миллиардов были крайне необходимы.
В следующем году, мы надеемся, таких решений приниматься не будет. Но тем не менее субъектам все равно нужна поддержка. Поэтому действительно 100 миллиардов есть. Ваше предложение, президент давал нам поручение, чтобы в ходе следующего года рассмотреть вопрос об увеличении финансовой помощи до уровня текущего года. Поэтому мы сейчас очень аккуратно относимся к расходам текущего года, с тем чтобы эти средства, если они не будут использованы, перешли в резерв Правительства Российской Федерации, в резервный фонд Правительства Российской Федерации, и этими же средствами можно будет тогда увеличить поддержку регионов. Надеемся, что… я даже уверен, могу сказать, что в следующем году помощь субъектам Российской Федерации будет увеличена. Вопрос величины суммы мы будем рассматривать уже в ходе исполнения бюджета. Но будем также предметно мониторить ситуацию с исполнением региональных бюджетов и, конечно, оказывать помощь для финансирования первоочередных обязательств.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. Коллеги, мы договаривались, что все-таки не с чистого листа идет обсуждение. У меня есть предложение (у нас еще есть выступающие) дать возможность задать вопрос Рязанскому Валерию Владимировичу и на этом прекратить задавать вопросы, имея в виду, что в выступлениях могут отразить позицию и другие сенаторы. Вопрос задает Рязанский Валерий Владимирович. Пожалуйста. В.В. Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области. Спасибо.
Уважаемый Антон Германович! Стало хорошей традицией при рассмотрении бюджета страны фиксировать ваши гарантии в части проблемы наших людей, страдающих орфанными заболеваниями. Спасибо вам за это. После каждой такой гарантии несколько тысяч человек получали дополнительную помощь от государства, за что вам признательны. Хотелось бы Вас попросить зафиксировать и сегодня ваши гарантии на этот счет. А.Г. Силуанов. Уважаемый Валерий Владимирович, уважаемые сенаторы! Вы знаете, действительно мы говорили о необходимости поднятия на федеральный уровень самых сложных, самых тяжелых и дорогостоящих болезней, которые есть у наших людей, в частности у детей. Мы взяли на федеральный уровень (приняли такие решения) эти обязательства. И в следующем году по решению президента 60 млрд рублей будет направлено на то, чтобы помочь детям с такими сложными заболеваниями. Сегодня далеко не во всех субъектах Российской Федерации могут получать лекарственное обеспечение наши дети. Со следующего года значительный объем дополнительных ресурсов позволит осуществлять лечение детей со сложными заболеваниями. Я предлагал бы на следующий год поработать в рамках тех решений, которые приняты сейчас, посмотрим, как это будет реализовываться, и, может быть, если субъектам Российской Федерации будет недостаточно средств на выполнение тех полномочий, которые еще остаются у них по орфанным заболеваниям, вернуться в следующем году к этому вопросу.
Председательствующий. Спасибо, Антон Германович. На самом деле я бы Вас поддержал.
Здесь мы совместно ведем эту деятельность, Валерий Владимирович. Это инициатива Президента Российской Федерации. Действительно, давайте посмотрим, как будем работать в 2021 году, и вернемся в ходе обсуждения бюджета на 2022-2024 годы к этой теме. Антон Германович, пожалуйста, присаживайтесь. Коллеги, у нас есть выступающие, записались на выступления семь человек. Коллеги, так же уважительно, кратко. Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста. В.К. Кравченко. Спасибо. Помимо общих для России экономических проблем, связанных с пандемией (мы с Виктором Мельхиоровичем представляем Томскую область), наблюдается существенное падение налоговых поступлений от нефтегазовой отрасли, которые традиционно составляют основу доходной части регионального бюджета. В текущем году ситуация усугубляется заключением Венского соглашения стран – участниц ОПЕК+, которое привело к беспрецедентному для региона снижению объемов добычи нефти. На территории Томской области действием данного соглашения бюджет потерял практически одного из крупнейших налогоплательщиков – «Томскнефть» ВНК, закрывшего в этом году полностью или частично большинство своих месторождений. Поступления налога на прибыль от данной компании по сравнению с прошлым годом упали в 40 раз – с 2,4 миллиарда до 60 млн рублей. В 2021 году, по данным налогового органа, ситуация с доходами не улучшится. На протяжении многих лет регион не в состоянии обеспечить даже среднероссийский уровень бюджетных инвестиций из-за низкого качества инфраструктуры, не может в полной мере реализовать свой мощный научно-образовательный потенциал, тем самым внести существенный вклад в развитие Российской Федерации. В следующем году под угрозой будут уже выполнение обязательств перед населением и реализация национальных проектов. В связи с этим мы предлагаем вернуться и в постановлении отразить отдельным пунктом следующее: существенно увеличить объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые испытывают двойную нагрузку – непосредственно и от расходов на пандемию, и с учетом сделки ОПЕК+, и предусмотреть изменения методики по этим субъектам. Спасибо.

оуончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8287459.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments