leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

СФ принял закон о бюджете на 2021 год - окончание

СФ принял закон о бюджете на 2021 год - Артамонов Увеличение целевой помощи свидетельствует о снижении бюджетной самостоятельности регионов. При этом число регионов с дефицитом бюджета не снижается Опосредованно наказывается. Работа над бюджетом продолжается.
14. 1027743-7 СФ принял закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»

окончпение, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8287094.html

Председательствующий. Владимир Казимирович, спасибо за выступление. Я адресую Ваши пожелания... В рамках работы над будущим постановлением Совета Федерации, в рамках работы комитета по бюджету Ваши замечания комитет Артамонова рассмотрит. Следующее выступление. Александр Константинович Акимов, пожалуйста. А.К. Акимов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Саха (Якутия). Спасибо. Уважаемые коллеги! Я хотел бы обратить внимание на вопросы развития Арктической зоны. Все знают, что принята стратегия развития Арктической зоны до 2035 года, многое делается. Сейчас разрабатывается программа социально-экономического развития Арктической зоны.
Конечно, Арктическая зона за последние 20-30 лет сильно отстала, особенно в развитии транспортной и социальной инфраструктуры. Я просил бы обратить на это внимание, когда будет принята эта программа социально-экономического развития Арктической зоны. Особенно в части аэропортов, модернизации и реконструкции аэропортов, они в основном грунтовые. Более 50 аэропортов на Севере сегодня совершенно не готовы. Понимаете? Ну и есть ряд других вопросов по транспортной инфраструктуре. Я не буду углубляться, но здесь огромная работа предстоит. Во-вторых, мы недавно рассмотрели вопросы насчет экологического состояния Арктической зоны. Конечно, в связи с изменением климата, потеплением климата, и другими вопросами сегодня состояние удручающее. Это то, что было и в Норильске, и в других городах на Севере на производственных объектах. Сегодня экологическое состояние очень тревожное. Тем более мы в следующем году будем председательствовать в Арктическом совете, с 2021 года. Поэтому мы, конечно, будем проводить мониторинг. Это требует и возмещения экологического ущерба за те годы, требует определенных финансовых средств. В-третьих, я в тот раз задавал Антону Германовичу вопросы по программе «Дети Арктики». Я прошу, чтобы обязательно эта программа была профинансирована. 150 тысяч… всего требуется 600 миллионов на оздоровление детей. Это было прямое поручение Валентины Ивановны. Мы все равно этот вопрос будем контролировать. И последний вопрос (я задавал и задаю его): почему не решен все-таки вопрос в части поручения Президента России по мостовому переходу через реку Лену? Целый регион, северо-восток, остается без связи, без моста. Я не знаю, какие еще нужны аргументы, чтобы были предусмотрены финансовые средства именно на строительство уже мостового перехода. К сожалению, я внятного ответа ни от Министерства транспорта… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Александр Константинович, спасибо. Время для выступления (а не для вопросов) истекло. У нас, напомню, на «правительственном часе» выступил Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Хуснуллин Марат Шакирзянович, который говорил в том числе о дорожно-транспортной инфраструктуре. Вы направьте, пожалуйста, Ваш вопрос в его адрес (он любезно согласился ответить). Что касается вопроса к Минфину и официальным представителям правительства, давайте мы это отметим и на заседании комитета по бюджету дополнительно в рамках бюджета 2021-2023 годов рассмотрим. Коллеги, давайте уважать… дадим возможность выступить большему количеству участников. Василий Николаевич Иконников. Пожалуйста, кратко. В.Н. Иконников. Я в продолжение тезиса коллеги Кравченко о сбалансированности бюджетов. Анализ, который нам дает Счетная палата, по исполнению консолидированных бюджетов регионов свидетельствует о недостаточной сбалансированности и значительном уровне дифференциации между субъектами Российской Федерации. Прослеживается тенденция сдерживания в выполнении регионами расходных обязательств. Возможны риски недопоступления доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, и это указывает на то, что государственный долг субъектов Российской Федерации продолжает увеличиваться.
Если мы посмотрим за последние восемь лет, то мы увидим, что общий консолидированный долг регионов и муниципалитетов колеблется в пределах 2,5 трлн рублей и не выходит из этой зоны. Мы уповаем на то, что наш федеральный бюджет выровняет ситуацию и спасет ее. Но, к сожалению, об этом нельзя сказать и мы видим, что этого не происходит. Значит, тогда дело совсем в другом – не в бюджетах, а в их наполнении. Мы говорим об увеличении налогооблагаемой базы наших субъектов, об увеличении производительных сил, о планировании производительных сил по территории России, миграционных процессов, рабочей силы и так далее. Сегодня актуально и совершенно необходимо говорить о создании центра стратегического планирования. Сегодня Хуснуллин молодец, он правильно все говорил, и о планировании говорил. Но у нас сегодня есть закон о стратегическом планировании, есть закон о пространственном развитии территорий, есть национальные проекты – все это элементы большого стратегического планирования. Но давайте посмотрим, а кто ими управляет сегодня, кто контролирует? Сегодня очевидно, что это должен быть единый орган, федеральный орган, который регулировался бы специальным федеральным законом и который бы напрямую подчинялся президенту. В нем должны быть сосредоточены функции и Минэкономразвития, и научнотехнических внедренческих центров, и совета по развитию производительных сил для реализации пространственного развития страны. Вот о чем сегодня мы должны говорить, когда рассматриваем федеральный бюджет и говорим о развитии территорий. Спасибо.
Председательствующий. Василий Николаевич, спасибо за выступление. Я просто для стенограммы скажу, что Хуснуллин прокомментировал Ваш вопрос в своем выступлении, что это компетенция Министерства экономического развития. И у нас есть возможность задать подобного рода вопросы в рамках «правительственного часа» министру экономического развития. Это для стенограммы, что Хуснуллин именно так ответил. Коллеги, я предлагаю нам поступить следующим образом. У нас Виктор Мельхиорович Кресс, Павел Владимирович Тараканов и Николай Андреевич Журавлёв записались на выступление. Я предлагаю Крессу и Тараканову дать по одной минуте, чтобы сформулировать свои выступления, чтобы не обижать, а Журавлёву, как заместителю Председателя Совета Федерации, который вместе с Минфином в трехсторонней комиссии формировал подходы к этому бюджету на 2021-2023 годы, дать возможность более объемно выступить. Идем по этому сценарию. Нет возражений? Пожалуйста, коллега Кресс. В.М. Кресс, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Томской области. Уважаемый Антон Германович! В стране с 2013 года, с момента реформирования академии наук, научные и медицинские учреждения находятся в двух ведомствах – в Министерстве здравоохранения и в министерстве образования и науки. Все финансируются из федерального бюджета, но финансирование за одни и те же работы абсолютно разное. К примеру, Томский НИИ кардиологии – в Минобрнауки. Финансирование фундаментальной науки не меняется с 2013 года, а финансирование прикладной, то есть клиники, в два с лишним раза уменьшено, в результате износ оборудования – 80 процентов и более. В Министерстве здравоохранения ситуация иная, я бы сказал, намного лучше. Поэтому я считаю, правительству в лице Минфина надо ликвидировать этот перекос и поставить в одинаковые условия все научные и медицинские федеральные учреждения. Видимо, есть здесь работа и для Счетной палаты.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Мельхиорович. Пожалуйста, Павел Владимирович Тараканов. Минута. П.В. Тараканов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тюменской области. Спасибо, Андрей Владимирович. Уважаемый Антон Германович! В результате экономического спада и падения цен на нефть и газ налоговые и неналоговые доходы двух третей регионов по итогам трех кварталов снизились. В 11 регионах падение составило от 5 до 10 процентов, в 12 – от 10 до 20 процентов. Больнее всего ударило по трем регионам-донорам, где падение составило более 20 процентов. В Ямало-Ненецком округе – 21, в Ненецком округе – 24, в Тюменской области – 28. Такое падение, пусть даже с высокой базой, крайне болезненно. Запасы на черный год в виде остатков на счетах «съедены». И если дотационным регионам в проекте бюджета запланирована поддержка, то донорам – пока нет. Поэтому пожелание поддержать регионы-доноры при распределении дотаций на сбалансированность хотя бы в части компенсации дополнительных выпадающих доходов в результате недавно принятых на федеральном уровне решений по изменению параметров НДД и НДПИ и продлению льгот по налогу на имущество для железнодорожных путей. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Владимирович. Коллеги, как договаривались, слово предоставляется Николаю Андреевичу Журавлёву. Пожалуйста, Николай Андреевич. Н.А. Журавлёв. Спасибо, Андрей Владимирович. Уважаемые коллеги, во-первых, по Норильску хотел бы просто прокомментировать, что, несмотря на то что этот вопрос впрямую не относится к бюджету-трехлетке, мы запланировали на 10-е число специальное совещание по подготовке к реализации нашего, Совета Федерации, постановления по этому вопросу. Поэтому, Валерий Владимирович, мы Вас, естественно, приглашаем, как сенатора от края, и там мы эти вопросы в том числе с представителями правительства и Министерства финансов будем обсуждать. Хотел бы, конечно, поблагодарить правительство и Антона Германовича, Татьяну Геннадьевну, Леонида Владимировича, всех коллег из Министерства финансов, которые плодотворно работали над проектом бюджета и до внесения в Государственную Думу, и при доработке ко второму чтению. Этой работе предшествовали сложные месяцы антикризисных действий и мер, которые, безусловно, отразились и на действующих бюджетных показателях, и, конечно, на проекте трехлетнего бюджета. Правительство вместе с парламентом по решениям президента пошло на ряд беспрецедентных системных мер по поддержке населения, платежеспособного спроса, малого бизнеса, приоритетных отраслей. Многие из этих мер, такие как снижение страховых взносов, налоговый маневр в IT-сфере, направление НДФЛ на борьбу с орфанными заболеваниями, кредитные программы поддержки занятости, льготная ипотека, пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения и многие другие, изначально будучи антикризисными решениями, стали стратегическими, долгосрочными, определив бюджетную и налоговую политику на долгие годы вперед. В итоге главный финансовый документ получился, с одной стороны, социально направленным, с другой – обеспечивающим реализацию планов по восстановлению экономики и занятости и по исполнению национальных целей развития. На реализацию положений послания президента заложено 3,3 трлн рублей на три года, включая средства на детей от трех до семи лет, материнский капитал, выплаты за классное руководство и другие социальные выплаты. Планируется увеличить число бюджетных мест в вузах, продолжить строительство новых школ, обеспечить школьников бесплатным горячим питанием, планируются модернизация первичного звена и много других направлений. Мы с вами активно обсуждали эти и другие темы при нулевом чтении бюджета в Совете Федерации. Валентина Ивановна Матвиенко ставила соответствующие задачи. И правительство нас услышало и заложило много наших инициатив еще при разработке проекта бюджета. И между первым и вторым чтениями бюджет существенно преобразился. Были учтены поправки (порядка 30 поправок сенаторов) на общую сумму только на 2021 год более 23 млрд рублей. Это и устранение цифрового неравенства, и повышение доступности воздушных перевозок, и городская среда, и ФОКи, дома культуры.
Анатолий Дмитриевич подробно об этом сегодня говорил. Спасибо правительству за поддержку. Надо обязательно отметить, что бюджетом распределено более 95 процентов межбюджетных трансфертов регионам. Оставшиеся 12 трансфертов будут распределены до конца этого либо в самом начале 2021 года. Объем нераспределенных резервов тоже сильно снижается. Все это позволит регионам иметь четкие ориентиры и эффективно формировать свои бюджеты. Теперь, после принятия бюджета, важно, чтобы Минфин максимально быстро довел распределение до регионов и заключил соглашения с регионами. И я прошу вас, уважаемые сенаторы, провести соответствующую работу со своими регионами, чтобы с их стороны задержек также не было. Мы также договорились с министерством финансов о том, что будем решать ряд вопросов, которые ставили сенаторы в ходе исполнения бюджета. Часть вопросов, кстати говоря, уже решены в рамках работы нашей бюджетной комиссии. И, конечно, важнейшей задачей Совета Федерации должен стать мониторинг состояния региональных бюджетов в ходе 2021 года. Мы с вами заложили 100 млрд рублей дотаций, но договорились на заседании трехсторонней комиссии, что в ходе исполнения и при наличии дополнительных доходов существенно увеличим эту сумму, об этом сегодня Антон Германович говорил. К сожалению, мы с вами понимаем, что такая потребность наверняка возникнет, число дефицитных регионов у нас увеличилось за год с 10 до 35, и ситуация с госдолгом ухудшилась у 33 регионов. Прошу Вас, Антон Германович, в постоянном режиме держать эту ситуацию с региональными бюджетами на контроле. В завершение хочу поблагодарить, коллеги, комитет по бюджету, лично Анатолия Дмитриевича за очень внимательную и скрупулезную работу над документом на всех этапах прохождения федерального бюджета. Прошу поддержать данный федеральный закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Андреевич. Коллеги, сегодняшним нашим обсуждением мы завершаем в парламенте обсуждение главного финансового документа страны – федерального бюджета на 2021-2023 годы. У всех была возможность высказаться, задать вопросы. Ко всем, кто не смог задать вопросы, просьба их сформулировать в письменно виде Антону Германовичу, аудитору Счетной палаты, в профильный комитет. Я, Антон Германович, отдельно благодарю Вас за конструктивную позицию Минфина, которую Вы занимаете по отношению к региональным бюджетам. И сегодня я призываю коллег поддержать Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 58 мин. 48 сек.)
За 135 чел. 79,4%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 1 чел. 0,6%
Голосовало 136 чел.
Не голосовало 34 чел.
Решение: принято
Решение принято. Уважаемые коллеги, Антон Германович, я благодарю Вас и Ваших коллег, принимавших участие в рассмотрении этого вопроса в Совете Федерации, отдельно благодарю и прошу держать руку на пульсе региональных бюджетов. Всего вам доброго!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments