leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Уточнены должностные лица, когда они против государственной власти – первое чтение

Уточнены должностные лица, когда они против государственной власти – первое чтение
30. 1013018-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса РФ в части уточнения понятия «должностное лицо»
Документ внесен правительством 25.08.20.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции РФ А.В. Логинова.
Зампред комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин.
Законопроектом предлагается расширить перечень лиц, признаваемых должностными для целей главы 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», включив в него лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в публично-правовых компаниях и государственных внебюджетных фондах.
Первое чтение 308 0 0 15:30

Стенограмма обсуждения
30-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия «должностное лицо».
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь – заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов. Пожалуйста.
Логинов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты! Представленный вашему вниманию законопроект разработан во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, и законопроектом расширяется перечень лиц, признаваемых должностными для целей главы 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса Российской Федерации.
В связи с этим законопроектом предлагается дополнить пункт 1 примечаний к статье 280 УК следующим.
Во-первых, руководителями хозяйственных обществ, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно через подконтрольных им лиц распоряжаться более чем 50 процентами голосов, либо в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальное образование имеют право назначать, избирать единолично исполнительный орган и более 50 процентов состава коллегиального органа управления.
Во-вторых, руководителями акционерных обществ, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управление такими акционерными обществами, так называемая «золотая акция».
И, в-третьих, руководителями публично-правовых компаний, а также государственных внебюджетных фондов.
Корреспондирующее изменение законопроектом вносится в пункт 1 примечаний к статье 201 Уголовного кодекса главы 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».
Полагаем, что предлагаемая законопроектом мера будет способствовать установлению для указанных лиц, в случае нарушений, справедливого наказания, соразмерного совершенному деянию и повышению эффективности противодействия совершению коррупционных преступлений в целом.
Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Викторович.
С содокладом выступает Рафаэль Мирхатимович Марданшин.
Марданшин P.M. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, представленный законопроект направлен на совершенствование правовых основ противодействия коррупции и предусматривает внесение изменений в примечание статьи 201, это «Злоупотребление полномочиями» и 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющих понятие «должностного лица».
И учитывая то, что докладчик Андрей Викторович подробно рассказал о сути законопроекта, а комитет наш рассмотрел данный законопроект, и хотел бы сказать, что комитет поддержал концепцию данного законопроекта и, учитывая, что были предоставлены и докладчиком и в пояснительной записке обоснованные доводы о целесообразности отнесения рассматриваемой категории лиц к должностным лицам, Комитет Государственной Думы по госстроительству и законодательству поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли вопросы?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Иванов С. В. Да, спасибо.
Уважаемый Андрей Викторович, вот не совсем понятен этот план борьбы с коррупцией. То есть вот смотрите, вы в своем законопроекте ссылаетесь, что сейчас, на данный момент не являются субъектами таких преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность лица, которые являются распорядителями, так скажем, в дочерних организациях.
Своим законопроектом вы предлагаете приравнять, но только в том... то есть распространить на них ответственность за подобные преступления, но только в том случае, если у субъекта Федерации, у Российской Федерации или, там, муниципального образования есть либо 50 процентов, либо, так скажем, «золотая акция», как написано. А если 49? А если нет такого, но тем не менее интересы, значит, страны, вернее, интересы Российской Федерации, интересы субъекта или муниципального образования всё равно затрагиваются? То есть они могут совершать и служебный подлог, и... (Микрофон отключён.)
Логинов А. В. Можно? Да, спасибо большое за вопрос.
Я хочу обратить внимание, что те лица, которых мы сейчас довключаем в пункт, в примечание соответствующей статьи, в примечание 1 соответствующей статьи, они в настоящее время, являясь руководителями публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов, хозяйствующих обществ с государственным участием, они подлежат ответственности за преступления коррупционной направленности по статьям 201 «Злоупотребление полномочиями» и 204 «Коммерческий подкуп». Это 23-я глава УК.
Мы предлагаем этих лиц перенести в главу, в 30-ю главу, в соответствующее примечание, которое идет к статье 285 Уголовного кодекса, и тем самым на них уже будет применяться значительно более широкий круг нарушений, к ним будет как бы, им будет инкриминироваться в случае нарушений. Это нарушения такие, как нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое расходование средств внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, халатность и далее по всему списку статей этой 30 главы. Обращаю внимание, что именно только по статьям 30 главы они будут попадать под эти нарушения. Это не новация, ну, как бы я не могу сказать, что это какое-то революционное изменение уже складывающихся норм, просто действительно за прошедшие десятилетия у нас меняются, даже формы, организационно-правовые формы государственных, вернее, организационно-правовые формы юридических лиц, которые имеют доступ к бюджетным деньгам, которые реализуют бюджетные программы и, в управлении которых государство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные управления имеют прямое участие.
В 2007 году, чтобы у вас возникло понимание, как эта картина складывалась, в 2007 году мы в эту статью «должностных лиц» включили управляющих госкорпораций. В 2015 году у нас туда попали управляющие госкомпании «Росавтодор» и так далее. ГУПы и МУПы, а также акционерки с контрольным пакетом у государства. Сейчас мы, в 2012 году у нас на повестке дня появились новые образования такие, как публично-правовые компании.
Мы, безусловно, по инициативе Минтруда добавили это всё внебюджетными фондами.
Ну, и, конечно же, прописали механизм «золотой акции», а также, обращаю внимание, не только прямое, но и косвенное управление этими организациями со стороны государства, субъектов и муниципальных органов. Это всё как бы встраивается в логику развития нашего законодательства. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Ионии Дмитрий Александрович.
Ионин Д. А., фрикция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Андрей Викторович, у нас есть такой институт как госкорпорации, который во многом неподконтрольный, неподотчетный, вот такими их создали, но при этом деятельность их руководителей вызывает широкий общественный резонанс и людей будоражит. Ну, самый яркий пример, вот недавно ушедший в отставку господин Чубайс. Но там много таких персонажей на самом деле.
Подскажите, пожалуйста, должностные лица госкорпораций у нас по этому закону в перечень лиц, признаваемых должными для целей главы 30, попадают?
И если не попадают, то, может быть, есть смысл доработать и этот момент ко второму чтению? Спасибо.
Логинов А. В. Коллеги, по данному законопроекту не попадают. Но будьте спокойны, они попали туда как руководители госкорпораций, как те лица. которые осуществляют организационно-распределительные и административно-хозяйственные функции, они попали туда ещё в 2007 году по инициативе коллег, многие из которых сидят в этом зале.
Председательствующий. Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Андрей Викторович, мы пока не видели ни одного руководителя госкорпорации, который бы у нас, я, по крайней мере, не помню такого человека, прошелся по нормам УК.
У меня будет вопрос немножко другой. По 285-й всё понятно и правильно. Но распространяется эта ситуация на норму 286-й, то есть не злоупотребление, а превышение, потому что в этом случае ведь у нас возможен и обратный перекос, когда любой директор водоканала, если правильно услышал, на МУП это тоже распространяется, который решил купить задвижки, потому что возникла чрезвычайная ситуация, и вот несколько превысил предоставленные ему лимиты, он у нас становится фигурантом. И в итоге мы получаем не укрепление системы управления, а наоборот разбалансировку.
Вот в этой части, как бы вы ситуацию охарактеризовали? Логинов А. В. Вы знаете, вопрос, конечно же, жизненный, построен на жизненной практике и тех ситуаций, с которыми часто нам приходится сталкиваться. Но смею вас заверить, что при самой разнообразности этих жизненных практик всегда в выигрыше оказываются правовые решения, которые одинаковы для разных категорий, может быть, лиц, которые имеют в принципе определенный набор ответственности, определенный уровень ответствен ности.
Ведь сегодня под эту же ситуацию может попасть и руководитель муниципального образования, и руководитель какого-нибудь ГУПа или МУПа. И ему действительно скажут: слушай, вот у тебя были деньги, ты должен был бы крышу починить здания, а в результате здание затопило, пропали какие-то уникальные документы или ещё что-то, а ты вместо этого там за эти деньги заасфальтировал лужу или там площадь перед муниципальным советом.
Такая ситуация, здесь мы просто выравниваем эти требования. Такова, к сожалению, структура нашего законодательства и соотношение требований и норм прав и ответственности, в том числе и руководящих работников.
И я ещё хочу обратить внимание, что этот общий..., что для чего мы, собственно говоря, и предлагаем такие изменения для этих категорий, ведь в принципе можно было бы всё оставить в 201-й статье и ограничиться главой 23, но поверьте, все те ситуации, которые возникают в рамках 23-й главы, они будут требовать как бы обращения в суд уже с исками к собственным менеджерам от самих этих хозяйствующих субъектов, даже имеющих участие государства. И не всегда эти субъекты будут поступать таким образом. А здесь будет общий порядок возбуждения уголовных дел. Вот это обеспечит действительно прозрачность и равноправие, если можно так выразиться, и государственных служащих, и тех лиц, которые мы законами 2007 и 2015 годов уже отнесли к категории должностных лиц, и тех лиц, которых мы предлагаем отнести сегодня. Спасибо.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в части уточнения понятия «должностное лицо». Пункт 30.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 30 мин. 05 сек.)
Проголосовало за 308 чел 68,4 %
Проголосовало против 0 чел 0.0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 308 чел.
Не голосовало 142 чел 31,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
По ведению Канаев Алексей Валернанович.
Канаев А. В. Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, комитет по экономической политике просит законопроект № 1034883-7, рассмотренный сегодня в повестке дня под номером 19, включить в план работ на завтра Государственной Думы для рассмотрения в третьем чтении.
Председательствующий. Коллеги, не будет возражений на третье чтение, на завтра? Нет. Принимается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments