leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект физических лицах - иностранных агентах

Принят в первом чтении законопроект физических лицах – иностранных агентах – Василий Пискарев Закон об иноагентах действует в США с 38 года Мария Бутина получила тюремный срок за несколько коммуникаций Физлицо может получить статус иностранного агента если получает финансирование из-за рубежа и занимается политической деятельностью, не может быть допущено к государственной тайне – Сергей Иванов Есть смысл во всем этом? Да никакого Соловьиный помет никто слушать не хочет – Игорь Моляков Играл на бирже получил доллары иностранный агент? – Олег Свириденко Все страны уважающие себя даже Австралия есть о прозрачности иностранного влияния Должна была быть еще в 2012, 192 НКО выполняет функции иноагента за 8 лет – Олег Нилов Могут получать премии в том числе Нобелевские – Пискарев Алферов получило премию за научный труд – Олег Смолин Минобр нас активно толкает публиковаться в зарубежных журналах а ФСБ за это наказывает – Куринный Гринпис? Блогеры? – Пискарев Кто такой блогер? В законе нет
32. 1057914-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»
Документ внесли 18.11.20. Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, А.К.Исаев, И.В.Белых, Н.В.Поклонская, А.Л.Шхагошев (ЕР), Н.И.Рыжак, А.В.Чепа (СР), Ю.П.Синельщиков, Р.Д.Курбанов (КПРФ), Д.И.Савельев (ЛДПР); Сенаторы РФ А.А.Климов, Е.В.Афанасьева, А.В.Вайнберг, О.В.Мельниченко, Л.Н.Глебова
Представил председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции В.И. Пискарева.
Законопроектом предлагается:
1) В части регулирования деятельности незарегистрированных общественных объединений:
- для общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юр. лица, которые получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности на территории РФ либо намереваются получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности на территории РФ, установить обязанность уведомлять об этом Минюст России или его территориальный орган в порядке и сроки, установленные Минюстом России;
- установить, что сведения, содержащиеся в указанных выше уведомлениях, составляют реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (далее также – Реестр), ведение которого осуществляется Минюстом России в установленном им порядке;
- предусмотреть, что в случае выявления общественного объединения, функционирующего без приобретения прав юр. лица, получающего денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвующего в политической деятельности на территории РФ, которое не подало указанного выше уведомления, Минюст России включает данное общественное объединение в названный Реестр;
- для общественных объединений, включенных в Реестр, устанавливается обязанность ежеквартально информировать Минюст России либо его территориальный орган по форме, установленной Минюстом России, об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, а также об изменениях сведений, указанных в поданных ими ранее уведомлениях;
- установить, что материалы, производимые и (или) распространяемые общественным объединением, включенным в Реестр, материалы, направляемые таким общественным объединением в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности данного общественного объединения, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются его деятельности;
- установить, что материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в Реестр, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности, информация, касающаяся политической деятельности таких лиц, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения;
- предоставить общественным объединениям, включенным в Реестр, право подать в Минюст России или его территориальный орган заявление об исключении из Реестра в случае прекращения участия в политической деятельности на территории РФ и получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников;
2) В части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента:
- ввести понятие посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника – российское физическое или юридическое лицо, которое осуществляет передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской НКО, участвующей в политической деятельности на территории РФ;
- в связи с введением указанного выше понятия – уточнить понятие НКО, выполняющей функции иностранного агента, – российская НКО, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских граждан или юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в т.ч. в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ;
- установить, что материалы, направляемые НКО, выполняющей функции иностранного агента, в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, а также информация, касающаяся деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) распространены и (или) направлены НКО, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются ее деятельности;
- установить, что материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем, работником НКО, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой НКО, при осуществлении ими политической деятельности, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности, информация, касающаяся политической деятельности таких лиц, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем, работником НКО, выполняющей функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такой НКО;
- для НКО, выполняющих функции иностранного агента, установить запрет на выдвижение ими кандидатур в члены общественных советов в соответствии с ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ»;
3) В части возможности признания физического лица выполняющим функции иностранного агента:
- предусмотреть, что физическое лицо, независимо от его гражданства или отсутствия такового, может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории РФ в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, получение которых иностранным источником может быть использовано против безопасности РФ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника российскими гражданами, организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи);
- установить для лиц, деятельность которых подпадает под указанные выше признаки, обязанность в порядке, установленном Минюстом России, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Лицо, не являющееся гражданином РФ, постоянно проживающее за пределами территории РФ, намеревающееся после прибытия в РФ осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в РФ уведомить об этом Минюст России, в установленном им порядке;
- установить, что на основании информации, представляемой указанными выше физическими лицами, Минюст России ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в сети «Интернет»;
- освободить от обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента:
сотрудников дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также представителей иностранных государственных органов и международных организаций, находящихся на территории РФ по официальному приглашению;
иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, в т.ч. признанных иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством о средствах массовой информации (при этом в случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в РФ, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, Минюст России, включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента);
иных лиц по решению Минюста России, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ России, ФСО России, СФР России, Минобороны России;
- установить для физических лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязанность не реже одного раза в 6 месяцев представлять в Минюст России либо в его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании;
- установить для физических лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязанность указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в т.ч. при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации;
- предусмотреть, что материалы, производимые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся его деятельности в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются его деятельности;
- для лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, установить запрет на назначение их на должности в государственных органах и органах местного самоуправления;
- предоставить физическому лицу, включенному в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, право подать в Минюст России или его территориальный орган ходатайство об исключении его из указанного списка в случае прекращения им деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента;
- дополнить перечень оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне новым основанием – включение его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
4) Установить запрет на распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о НКО, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством РФ), а равно материалов, производимых такими НКО, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что НКО, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняют функции иностранного агента.
Первое чтение 337 1 0 16:39

Стенограмма обсуждения
Коллеги, время у нас к четырём часам приближается. Значит, предлагается сегодня рассмотреть ещё законопроекты 32, 33, 34, 35-й, всё, что по 118-й и постановления Государственной Думы. Не будет возражений? Да, мы... тогда такая программа-минимум у нас.
32-й пункт. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности». Доклад Василия Ивановича Пискарева. Пожалуйста.
Пискарев В. И. Спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект разработан в соответствии со статьёй 79 прим. Конституции России, которая гласит, что Российская Федерация принимает меры по недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Напомню, что авторами данного законопроекта являются депутаты и сенаторы, представляющие соответствующие парламентские комиссии по противодействию иностранному вмешательству во внутренние дела нашей страны и защите государственного суверенитета.
Концепция законопроекта направлена на обеспечение прозрачности иностранного участия в политической деятельности на территории Российской Федерации. Фактически предлагаются адекватные меры, соразмерные с теми, которые сегодня имеются в законодательстве других стран и этими странами эти меры активно применяются.
Напомню, коллеги, что институт некоммерческой организации, выполняющий функции иностранного агента, действует у нас в России с 2012 года. Это были первые шаги по обеспечению прозрачности иностранного финансирования участия НКО в политической деятельности на территории России и общественного контроля за их работой.
Закон предусмотрел для таких НКО периодическую отчетность о размерах иностранного финансирования, его целевом назначении, а также маркировку продукции, которую они изготавливают.
Покажите слайд номер 1. Обращаю ваше внимание, что согласно данным Министерства юстиции России в стране насчитывается 210 тысяч 633 НКО. При этом НКО, выполняющих функции иностранного агента, у нас насчитывается всего 192 или 0,09 от общего числа.
Прошу слайд номер 2. Указанными НКО инагентами из иностранных источников, а именно из США, Англии, Германии, Бельгии, Норвегии в прошлом году получено порядка 828 миллионов рублей, то есть почти по миллиарду в год. Это официальные данные Министерства юстиции Российской Федерации.
Прошу слайд номер 3. Мы видим, на какие цели эти зарубежные деньги были израсходованы. Необходимо подчеркнуть, что по экспертным оценкам реальный объем зарубежного финансирования политической деятельности внутри нашей страны намного больше. Прибавьте к этому объему финансов еще как минимум такую же сумму, которая ежегодно дополнительно поступает в Россию и распределяется у нас здесь, в России, по различным серым схемам. И, чтобы уклониться от маркировки и при этом продолжать заниматься на территории Российской Федерации политической деятельностью, стали появляться всякого рода общественные объединения, функционирующие без приобретения права юридического лица, в том числе именно через них, а также через физических лиц НКО инагенты продолжают осуществлять свои функции.
В этом случае механизмы контроля за деятельностью указанных общественных объединений и физических лиц, спонсируемых из-за рубежа и участвующих у нас во всякого рода политических акциях, отсутствуют.
Поэтому мы полагаем, что данный пробел в законе необходимо устранить.
Необходимо сделать прозрачными не только зарубежные схемы финансирования внутриполитической повестки, ну и вообще иностранного участия в политической деятельности на территории Российской Федерации. Для этого в законодательство вводится дополнительное уточнение понятия «иностранный агент». Это может быть, как физическое лицо, так и общественное объединение, которое функционирует без приобретения права юридического лица.
Сразу скажу, что это не наше ноу-хау. Рассматриваемый законопроект основан, в том числе и на зарубежном опыте.
Понятию «иностранный агент» уже более 80 лет, родина ему США, и данный институт действует там с 1938 года.
Гражданка России Мария Бутина на своём собственном опыте почувствовала действие этого закона, получив серьёзный тюремный срок всего лишь за несколько коммуникаций с американскими чиновниками.
Я не говорю о доказанности её вины, я говорю о том, что уровень обеспечения защиты государственного суверенитета нашей страны должен быть, как минимум, не ниже, чем у зарубежных стран. По-моему, это весьма очевидно и понятно.
Наша Конституция гласит: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета...» (статья 67 пункт 2.1). Мы за это все с вами голосовали.
Поэтому мы считаем, что наши граждане и органы власти должны иметь адекватные механизмы контроля за деятельностью на территории нашей страны всех субъектов, финансируемых из иностранных источников и преследующих при этом свои политические цели, в том числе в интересах своих финансовых доноров.
Наши избиратели вправе знать, под чьим флагом им подают ту или иную информацию, концепцию поведения или влияет на волеизъявление. Итак, ещё раз.
Первое. Физическое лицо, независимо от гражданства, может быть признано иностранным агентом, если оно получает денежные средства, иную имущественную или организационно-методическую помощь от иностранных источников, при этом участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации или осуществляет целенаправленный сбор сведений в области военной и военно-технической деятельности нашей страны. Это лицо должно уведомить Министерство юстиции Российской Федерации о своих намерениях.
И оно обязано в течение двух раз в год отчитываться о своей деятельности как иностранный агент, объёмах поступающих от них иностранных источников, имуществе, а также целях их применения. Мы считаем, что иностранный агент до тех пор, пока у него статус иноагента не прекращён, не может занимать должности на государственной и муниципальной службе, а также быть допущенным к государственной тайне. По-моему, это понятно и справедливо.
Второе. Мы предлагаем приравнять по статусу к НКО-иноагентам и общественные объединения, функционирующие без приобретения права юридического лица. И они должны также маркировать свою продукцию и отчитываться перед Министерством юстиции о поступающих к ним денежных средствах, имуществе и так далее.
И третье. Законопроектом предусмотрено, что все иностранные агенты обязаны маркировать свои материалы и обращения как произведённые иностранным агентом, а средства массовой информации обязаны указывать статус иностранного агента при распространении своей продукции.
3 декабря законопроект единогласно был поддержан членами профильного комитета. Он детально обсуждался.
Я прошу буквально... там чуть-чуть совсем...
Председательствующий. Добавьте время.
Пискарев В. И. Спасибо.
Он детально обсуждался с представителями экспертного и гражданского сообщества, учтена позиция заинтересованного ФОИВа, и все участники обсуждения поддержали концепцию данного законопроекта.
Правительство принятие данного законопроекта поддерживает. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к нему не имеется.
Уважаемые коллеги, я прошу поддержать решение профильного комитета и авторов и проголосовать за данный законопроект в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Василий Иванович.
Коллеги, у нас по этому вопросу ещё присутствует заместитель министра юстиции Свириденко Олег Михайлович. Если что, он готов подключиться к ответу на вопросы, если таковые будут.
Коллеги, есть ли вопросы?
Из зала. Есть.
Председательствующий. Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Большое спасибо.
Вопрос к докладчику. Скажите, пожалуйста... Вот на слайдах, которые вы нам показывали, ну, лично я ничего ужасного, кроме как участие и подготовка несанкционированных акций, не увидел, а все остальные мероприятия вполне себе нормальные.
Ну, не в этом дело.
Вот 190 там вроде как организаций называются теперь иностранными агентами, обязаны маркировать всю свою продукцию вот этим вот лейбликом, так скажем.
Скажите, пожалуйста, на протяжении того времени, когда действует уже это всё, вы отслеживали, насколько снизилась посещаемость ресурсов, которые они издают или популярность литературы, видеосюжетов и так далее? Есть ли вообще смысл во всем этом?
Пискарев В. И. Смысл в этом есть. Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Владимирович. Я уже начал говорить и продолжу о том, что задача состоит в том, чтобы обеспечить прозрачность иностранного финансирования участия в политической деятельности на территории Российской Федерации. Это практика не наша, я уже говорил, это практика мировая.
Мы хотим, чтобы было понятно, какие страны и сколько вливают в нашу внутреннюю политику средств и влияют на волеизъявление наших граждан? Это нормально. А те, кто нарушает требования и те, кто не согласен с тем, чтобы на них были возложены вот эти обязанности по маркировке продукции своей, должны нести ответственность.
Кстати говоря, следующим этапом по этому законопроекту будет предложено вашему вниманию увеличение ответственности за совершение правонарушений, связанных с отсутствием маркировки или непринятия мер к уведомлению органа, регистрирующего о намерениях проводить вот эту политическую деятельность.
Мне кажется, что каждая продукция, которая выпускается, сегодня вы идете в магазин и видите, любой предмет – на нем указано, кто изготовитель, то же самое – должна быть практика возложена и на иностранных агентов.
Я уже говорил, что мы, участвуя в подготовке законопроекта, мы изучили мировой опыт, и он у нас абсолютно с ними согласуется. Поэтому здесь, мне кажется, не надо этого бояться и иметь в виду, что защита суверенитета это наш священный долг и святая обязанность каждого депутата и каждого гражданина. Спасибо.
Председательствующий. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. У меня вопрос к заместителю министра, может быть, он наивный вопрос. Человек вышел в одиночный пикет.
Он нёс на своей груди оппозиционный лозунг, неважно, какой, но он играл на бирже, он поставил на иностранную компанию, которая повысила стоимость своих акций, и гражданин получил за это доллары. В данном случае он является иностранным агентом или нет?
Свириденко О. ML, представитель Верховного Суда Российской Федерации.
Даже что бы я ни ответил на ваш вопрос, это не тот вопрос, который корреспондируется с тем законом, который есть. Это единичный случай, который можно толковать, на практике применять.
Речь идет немножко о другом – о том, что все страны, уважающие себя, даже вот Австралия, такая маленькая свободная страна, у неё нет закона об иностранных агентах, у неё есть программа о прозрачности иностранного влияния. То есть ты покажи, что ты делаешь, и делай, пожалуйста. Если ты скрываешь, тогда у тебя будет ответственность, между прочим, до 20 лет.
Поэтому этот разовый случай я могу прокомментировать, но он ничего не даст по концепции. Концепция правильная, нормальная, она должна была быть ещё в 2012 году. Спасибо.
Председательствующий. Емельянов Михаил Васильевич. Емельянов М. В. Уважаемый Василий Иванович, некоммерческая организация получает средства из-за рубежа, и она может быть признана иностранным агентом, это понятно. А если потом эта иностранная организация распределяет эти средства между другими некоммерческими организациями? Вот те, которые некоммерческие организации получают деньги от иностранных агентов, они могут быть признаны иностранными агентами, или они уже чистенькие, и они уже не иностранные агенты?
Пискарев В. И. Я, чест но говоря, не очень уловил. Если можно, ещё pa i, Г ме. п.я ион М. В. Вот некоммерческая организация получает деньги из-за рубежа. Она может быть признана иностранным агентом. Потом эта организация полученные деньги распределяет между другими некоммерческими организациями, такой некий хаб по распределению иностранной помощи. Вот те организации некоммерческие, которые получают деньги от первоначальной некоммерческой организации из хаба, они могут быть признаны иностранными агентами или нет?
Пискарев В. И. Организация, объединение, общественное объединение или гражданин получает, я уже говорил сегодня, получает денежные средства или иное имущество из иностранного источника, иностранного источника, и при этом занимается политической деятельностью, тогда он попадает под признаки субъекта, которого необходимо регистрировать как иностранного агента.
Председательствующий. Ионии Дмитрий Александрович.
Ионии Д. А. Василий Иванович, вы правильно сказали, что это не наше ноу-хау, это зарубежный опыт. Но с учетом того, что маркировки физических лиц у нас раньше не было, возникает много домыслов, которая наша задача как депутатов, которые сегодня этот законопроект будут принимать, развеять.
Один из них активно обсуждается, что вот, допустим, есть физическое лицо, оно призвано иноагентом и какой-то другой человек, я, вы, кто угодно написал в соцсетях про этого человека какой-то пост положительный или отрицательный, какой-то, но не указал, что это лицо, про которое он рассказывает, является иноагентом, ну, потому что он этого не знал. И сейчас вот реально идет обсуждение в Интернете, что не станет ли это причиной, что человек будет нести ответственность, что упомянул иноагентом физлицо без привязки к тому, что, ну, без его маркировки. Так это или не так?
Пискарев В. И. Ну, это немножко не так. Спасибо за вопрос. Упоминание в Интернете об иноагенте, не каждая требует обязательного маркирования, что речь идет об иноагенте. Если упоминание идет об иноагенте, о его деятельности политической, о тех действиях, в связи с чем он признан был иноагентом, тогда должно быть о нем упоминание еще и потому, что список иноагентов, он является открытым, доступ к ним имеется у каждого. Если же информация об иноагенте, о его частной жизни или его увлечениях.
или еще какие-то информационные сообщения, никак не связанные с политической деятельностью, то такие сообщения маркировке не подлежат.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А. Василий Иванович, поддержку финансовую из-за рубежа, в том числе граждане России могут получать в виде премий, их огромное количество. Есть премии литературные, музыкальные, художественные, ну, различные творческие, в том числе Нобелевские премии. Светлая память, Жорес Иванович Алферов у нас был как раз таким лауреатом. И дай бог, чтобы, в том числе такие люди баллотировались в Государственную Думу, достойнейшие, уважаемые во всем мире люди.
Но вот этот факт будет ли привязан к ним, как к иностранным агентам в случае того, что они получили когда-нибудь давно, возможно, эти премии.
спортивные какие-то получили вознаграждения? У нас, допустим, в фигурном катании любая награда обязательно сопровождается денежной премией.
Пискарев В. И. Спасибо за вопрос. Олег Анатольевич, никакого отношения то. что вы сейчас сказали и пример привели, не имеет к данному законопроекту.
Он регулирует вопросы иностранного финансирования и политической деятельности в нашей стране, политической деятельности. А премии и вознаграждения за спортивные достижения, насколько мне известно, известный академик Жорес Алферов получил премию, никак не связанную с политической деятельностью, он получил её за конкретный труд в научной области. Поэтому здесь абсолютно они друг с другом не связаны, а конкретное вознаграждение за конкретную политическую деятельность и не более того.
Никакие НКО или другие организации, занимающиеся в России вопросами социальной поддержки, спортивными, культурными, религиозными мероприятиями, никакого отношения они к этому законопроекту не имеют, равно как и законопроект к этим организациям.
Мы говорим лишь о политической деятельности. Политическая деятельность определена законом о НКО. Я могу назвать эти критерии политической деятельности, они не размыты.
Если время позволяет, отвечу, какие это критерии политической деятельности.
Первое, участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме митингов, собраний и демонстраций. Участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах. Политическая? Да, политическая. За иностранные деньги пытаются добиться какого-то результата: либо кто-то победил, либо кто-то проиграл. А также действия, направленные на вовлечение в процессы, связанные с принятием, отменой и изменением законов и так далее, и так далее.
Поэтому здесь то, что вы сказали, я повторюсь, наверное, но отношения к этому законопроекту не имеет вообще. Спасибо.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Василий Иванович, ваше разъяснение, конечно, отрадно, но оно не имеет отношения к тексту законопроекта.
Вас всё время спрашивают: что будет, если человек занимается политической деятельностью, а иностранные деньги он получил совершенно за другое?
Я, например, напоминаю, что Министерство образования и науки нас активно толкает к тому, чтобы мы публиковались в иностранных журналах и других информационных базах, при этом ФСБ, соответственно, некоторых учёных за это же наказывает.
Мой вопрос вот какой. Скажите, а как будет определяться, что общественное объединение получило деньги, если у него нет юридического лица?
И что такое организационно-методическая помощь в отношении отдельного гражданина?
Поясните, пожалуйста. Спасибо.
Пискарев В. И. Порядок определения и перечень оснований для признания гражданина или общественного объединения иностранным агентом будет, согласно законопроекту, определяться регистрирующим органом, коим является Министерство юстиции и их территориальное подразделение. Об этом может сказать более предметно или подробно Олег Михайлович.
Что касается – организационно-методическая помощь. Это оказание поддержки путём проведения всякого рода учебных, тренировочных мероприятий, это информационная поддержка в сети Интернет и в средствах массовой информации. Вот эти сделаны, организованы на зарубежные деньги. Вот эти вещи я считаю, что также должны быть признаком того, что, если гражданин за это занимается политической деятельностью, то также он может быть, может быть включён в список инагентов.
Но итоговое решение: будет или не будет, там физлицо или общественное объединение инагентом – это будет в компетенции Министерства юстиции, которое в каждом конкретном случае будет принимать соответствующее решение.
Я не случайно показал слайд, что у нас на сегодня более 210 тысяч некоммерческих организаций, из которых только 192 – выполняют функции иностранного агента.
Я не думаю и допускаю, что это будет небольшое количество общественных объединений и также будет небольшое количество граждан, которые активно занимаются политической деятельностью, имея при этом соответствующее зарубежное финансирование. Если это так, то вот..., или не так, то вот пусть поправит меня коллега.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Из зала. Министр юстиции.
Председательствующий. А, Свириденко включите микрофон. Правительственная трибуна.
Свириденко О. М. Это всё так, причем 192 организации это за 8 лет, из них только 67 действующие сейчас, на сегодняшний год. А в этом году только две организации были признаны иностранными агентами. Вот такая статистика.
Что касается вопроса относительно практики, она будет формироваться и сейчас предугадать ее невозможно, но она будет очень осторожна. Если на сегодняшний день за 8 лет 192, то уж, поверьте, Министерство юстиции научилось работать очень аккуратно с этим материалом. Спасибо.
Председательствующий. Куринный. пожалуйста.
Куринный А. В. Да, у меня вопрос к обоим докладчикам. Вот как раз эта избирательность или конкретность, она немножечко и пугает, то есть там решит Минюст, он рассмотрит конкретно, и там как-нибудь оценивая, или используя какие-то свои внутренние критерии, установит, является физическое лицо инагентом или не является.
Вот в отношении политических блогеров, это самый, наверное, острый вопрос. Те люди, которые занимаются критикой власти регулярно, имеют каналы, многие из них получают так называемые донаты за то, что имеют большое количество подписчиков в сети YouTube или в какой-нибудь другой сети, будет ли это считаться тоже признаком иностранного агента?

лклнчание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8304539.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments