leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении законопроект о выравнивании тарифов для Дальнего Востока

Принят в первом чтении законопроект о выравнивании тарифов для Дальнего Востока – Павел Завальный Темпы роста стоимости электроэнергии вдвое выше инфляции
33.1 1061128-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (в части выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию для отдельных потребителей)
Документ внесен правительством 23.11.20.
Представила статс-секретарь – замминистра энергетики Анастасия Бондаренко.
Председатель комитета по энергетике Павел Завальный.
Законопроектом предлагается:
- продлить до 1 января 2028 года период регулирования надбавок к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (действует – до 1 января 2021 года);
- частично компенсировать стоимость мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и (или) построенных на территориях неценовых зон оптового рынка;
- уточнить ряд полномочий Правительства РФ и наделить новыми полномочиями:
устанавливать критерии потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность);
распределять между ФОИВами полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике;
- установить поэтапное доведение тарифов на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня в отношении следующих групп потребителей:
в течение 5-ти лет в отношении потребителей, финансирование деятельности которых осуществляется за бюджетный счет, а также организаций жилищно-коммунального хозяйства;
в течение 3-х лет в отношении потребителей, осуществляющих деятельность в области топливно-энергетического комплекса и драгоценных камней и металлов;
- предусмотреть, что правилами оптового рынка могут предусматриваться случаи и порядок определения генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих строительству на территориях неценовых зон оптового рынка, по результатам отбора на конкурентной основе.
Первое чтение 387 0 0 14:43

33.2 512514-7 Одновременно отклонен альтернативный законопроект «О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» (в части продлении срока действия механизма выравнивания тарифов на электрическую энергию на территории Дальневосточного федерального округа)
Документ внес 17.07.18 Депутаты ГД Ф.С.Тумусов (СР).
Законопроектом предлагается продлить действие механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) на территориях Дальневосточного федерального округа до базового (среднероссийского) уровня сроком на 10 лет (до 1 января 2030 года).
В настоящее время по поручению Президента РФ Правительством РФ прорабатываются предложения о продлении до 2028 года действия механизма выравнивания цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до среднероссийского уровня для потребителей ДФО, в т.ч. с учетом оценки финансовых последствий для бюджетов бюджетной системы РФ. В рамках указанной работы будут подготовлены конкретные предложения по повышению эффективности действия указанного механизма и обеспечению адресности его применения в целях создания условий для развития малого и среднего предпринимательства, а также повышения конкурентоспособности организаций, ведущих свою деятельность на территориях ДФО.
Первое чтение 97 0 0 14:43

Стенограмма обсуждении двух законопроектов
Коллеги, далее рассматриваем два альтернативных законопроекта.
33.1. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике». Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь заместитель министра энергетики Анастасия Борисовна Бондаренко.
Бондаренко А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь заместитель Министра энергетики Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Законопроект, который сегодня представляется вашему вниманию, направлен на решение задач и повышение инвестиционной привлекательности Дальневосточного Федерального округа путем корректировки действующего механизма выравнивания цен тарифов на электрическую энергию для потребителей, которые не относятся к категории населения, до среднероссийского уровня.
Законодательно к решению этой проблемы мы подошли в 2016 году. И на 2017-2020 годы был установлен механизм, что надбавку к цене на мощность для потребителей ценовых зон европейской части Урала и Сибири, за счет оплаты которой для потребителей Дальневосточного федерального округа цены и тарифы снижались.
Введение такого механизма... продление такого механизма до 2028 года поручено нам президентом. По результатам анализа проведенного применения этого механизма за 2017-2020 годы мы также предлагаем скорректировать категории получателей этой надбавки, сделав, в первую очередь, акцент на малый и средний бизнес, сделать эту меру более адресной, так как ее сейчас получают все потребители: и крупный рентабельный бизнес, и ЖКХ, и организации ТЭК, и организации по добыче и переработке драгметаллов и драгкамней.
Поэтому основные изменения, которые предусматривает закон, это продление до 1 января 2028 года действующего механизма с корректировкой и оптимизацией категорий получателей. И вторая новелла этого закона – это создание механизма финансирования модернизации и строительства тепловой генерации в неценовых зонах оптового рынка через надбавку к цене на мощность для потребителей опять-таки ценовых зон оптового рынка.
По первой части я в основном уже проблему осветила. Законопроект, помимо прочего, предусматривает, что правительство установит критерий определения таких потребителей, для которых принимаются базовые льготные уровни цен на электроэнергию. Для полноценного запуска механизма потребуется принятие ряда подзаконных актов. И в целом на 2021 год продлевается действующий механизм, то есть льготу получают все потребители ДФО. А, начиная с 2021 года, поэтапно вводится, соответственно, новая предлагаемая модель.
По второй части надо отметить, что механизм финансирования модернизации тепловой генерации в неценовых зонах будет решать задачу преодоления старения и износа генерирующего оборудования тепловых электростанций в неценовых зонах, в том числе в ДФО. Там, где также сохраняется тарифное регулирование и где отсутствуют иные альтернативные механизмы гарантированного возврата инвестиций.
Предусматривается, что правительство определит перечень таких объектов, подлежащих модернизации и реконструкции или строительству, места их расположения, установленную мощность, сроки ввода в эксплуатацию, технические требования к ним, стоимостные параметры. Порядок проведения отбора таких объектов также будет конкретизирован в подзаконном нормативном акте.
Финансирование такой модернизации или нового строительства будет производиться за счёт надбавки к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка в порядке, установленном правительством.
Предложенный механизм будет способствовать появлению новых генерирующих объектов, в том числе на Дальнем Востоке, и в целом создаст предпосылки для повышения уровня надёжности и безопасности работы единой энергосистемы.
Законопроект получил все необходимые согласования. Прошу вас поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Анастасия Борисовна. Присаживайтесь.
Законопроект 33.2. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике». Автор законопроекта Федот Семёнович Тумусов просит рассматривать законопроект без своего участия.
Поэтому слово для содоклада по этим двум законопроектам предоставляется Павлу Николаевичу Завальному. Пожалуйста, Павел Николаевич.
Завальный П. П., председатель Комитета ГЦ по энергетике, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемые коллеги, как было сказано официальным представителем, данным законопроектом предлагается продление механизма субсидирования поставок электроэнергии для промышленных потребителей до 2028 года с сохранением действующего режима, сегодня действующего, на 2021 год в Дальневосточном федеральном округе. При этом практика применения закона, который сейчас действует на протяжении четырёх лет, 60 процентов получателей субсидии – это крупные организации в сфере ТЭК и ЖКХ, крупнопромышленные предприятия, в том числе золотодобытчики, РЖД, а также бюджетные организации.
Для бюджетной сферы такая поддержка является, скажем так, спорной, так как финансирование идёт в том числе за счёт бюджетов других территорий. Вы знаете, бюджетные потребители, как, собственно, и малый, и средний бизнес, они относятся к категории прочих потребителей, и если проанализировать цены для них, то сегодня в ряде регионов России эти цены достигли 10 рублей за киловатт-час. В то же время мы субсидируем до 5 рублей, то есть в два раза выше, и поэтому такой механизм для этих потребителей, как я сказал, является спорным.
Поэтому данный законопроект предлагает внести изменения с продлением подхода за счёт ограничения льготных категорий потребителей в течение пяти лет для бюджетных потребителей, а для промышленных потребителей – в течение трёх лет. Они будут в течение этого времени выведены из-под механизма выравнивания. Также этим законопроектом предусмотрен механизм более адресного применения в ряде регионов этой нормы.
Дополнительно в рамках законопроекта предусматривается возможность субсидирования электроэнергии для потребителей Забайкальского края, начиная с 2022 года.
Очень важно, что данный законопроект предлагает возможность модернизации действующей генерации и строительство новых электростанций на территории ДФО, что позволит значительно повысить надежность энергообеспечения ДФО и создать возможности для развития региона, при этом отбор мощности будет проходить на конкурентной основе.
Коллеги, общий объем поддержки предполагается в объеме 270 миллиардов рублей до 2028 года, в том числе 126,7 миллиарда планируется потратить на снижение энерготарифа для потребителей Дальнего Востока и 142,8 миллиарда – на инвестиции, модернизацию и строительство новой генерации на Дальнем Востоке. Для сведений: общий объем поддержки за прошедшие четыре года составил 130 миллиардов рублей.
Комитет по энергетике поддерживает данный законопроект, так как он окажет влияние на темпы экономического развития ДФО, включая Забайкальский край, а также даст возможность повысить энергетическую надежность и безопасность региона и даст необходимые мощности для дальнейшего развития ДФО.
Также Комитет по энергетике рассмотрел альтернативный законопроект, внесенный коллегой депутатом Государственной Думы Российской Федерации Федотом Семёновичем Тумусовым. Альтернативный законопроект предлагает только продление действующего режима до 2030 года, при этом общий объем субсидирования за счет потребителей первой и второй ценовой зоны составит 320 миллиардов рублей без учета инвестиций в модернизацию.
Законопроект значительно дороже, не решает проблемы развития энергетики ДФО, оказывает поддержку потребителям, которые, по сути, не нуждаются в такой поддержке, что создает дополнительную нагрузку на других потребителей европейской, сибирской и уральской зон в частях страны.
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении правительственный проект федерального закона и отклонить проект федерального закона депутата Государственной Думы Тумусова.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Павел Николаевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Гладких Борис Михайлович.
Гладких Б. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
У меня вопрос к представителю Минэнерго. На территории Хабаровского края в составе компании «РусГидро» имеется ТЭЦ, не связанная с единой системой, но вместе с тем в планах включение этого объекта в единую систему после завершения строительства ЛЭП.
Возможно, стоит для таких объектов, которые в перспективе войдут в единую систему, всё-таки распространить данные правила с той целью, чтобы всё-таки в зоне действия этой генерации потребители уже могли использовать данный механизм? Все равно цели и задачи будут решены в будущем.
Председательствующий. Спасибо. Анастасия Борисовна, пожалуйста.
Бондаренко А. Б. Спасибо большое, Борис Михайлович.
Иван Иванович, а могу я в виду исключения передать вопрос, ответ на вопрос другому заместителю министра?
Председательствующий. Да, пожалуйста. Только представьте, кто будет отвечать.
Бондаренко А. Б. Павел Николаевич Сниккарс, заместитель Министра энергетики, курирующий вопрос электроэнергетики. Он конкретно по этой электростанции может пояснить.
Председательствующий. Пожалуйста, конечно.
Сниккарс П. Н., заместитель Министра энергетики.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вопрос задан по Николаевскому району Хабаровского края. Это тематика была рассмотрена на площадке правительства и Министерства энергетики. В случае присоединения указанного энергорайона строительством линий электропередач к единой энергосистеме будет оцениваться средняя величина тарифа на территории Хабаровского края.
Я напомню, что закон касается тех территорий, где цена на электроэнергию выше среднероссийской. На сегодняшний момент в Хабаровском крае цена ниже среднероссийской.
Следовательно, если будет присоединение и будет последующий рост цен на электроэнергию, то тогда данный механизм можно будет рассматривать по следующим действиям.
Председательствующий. Спасибо, Павел Николаевич. Вопрос Ионин Дмитрий Александрович задаёт, пожалуйста. Ионин Д. А., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». Уважаемый Павел Николаевич, вот два альтернативных законопроекта мы рассматриваем, вы предлагаете продлить до 2028 года период... ну не вы, правительство вы представляете, регулирование надбавок до 2028 года. Коллега Тумусов на 10 лет, то есть до 2031 года. Скажите, а принципиальный момент вообще вот эти даты, то есть это какие целевые показатели должны быть достигнуты по генерации электроэнергии там? Или это просто примерные цифры, и тогда, может, есть смысл вообще бессрочно сделать. А просто потом, когда этих показателей мы достигнем по генерации на Дальнем Востоке, то отменить действие вот это выравнивания? Спасибо.
Завальный П. II. Коллеги, что является принципиальным моментом. По сути мы, вместо бюджетного финансирования развития целых регионов, делаем нечто другое, кросс-субсидирование через потребителей. 11 по сути это дополнительный налог на потребителей первой ценовой зоны развития и поддержки экономики Дальнего Востока.
Ладно бы это касалось Дальнего Востока, но таким способом мы строим мусоросжигающие заводы и многие другие вещи несвойственные энергетике, как таковой. Другое дело, допустим, Калининград, Крым, когда такое субсидирование через оптовый рынок ... потребителей мы развиваем энергетику. Здесь мы развиваем не энергетику, то есть несвойственные функции.
А что касается самой энергетики, к чему это в итоге приводит? Есть такое понятие «электроемкость ВВП», так вот за счет вот этих надбавок и, как их называют энергетики «нашлепок», электроемкость нашего ВВП превысила уже 4,1 процента, а в 2022 году будет составлять где-то 4,6 процента, темпы роста стоимости электроэнергии для всех потребителей страны, средние темпы роста в два раза превышают уровень инфляции и сами таким образом еще ... разгоняет, потому что 10 процента роста, в том числе электроэнергии – это 1 процент ВВП для понимания. И выбор здесь – мы будем развивать экономику страны или нет, потому что, чем дальше мы идем, тем хуже становится.
Для сравнения в Германии электроемкость ВВП составляет 3,5 процента, а в Америке всего 2,8 процента, то есть электроемкость ВВП напрямую влияет на темпы развития экономики страны. То есть электроэнергетика должна сама развиваться и принимать программы ее модернизации в целях повышения эффективности и снижения экологических выбросов и так далее. И получается, что вот вся эта модель просчитывается и задача стоит, что после 2022 года стоимость электроэнергии не росла в стране для всех категорий потребителей во всех ценовых зонах. И вот эти сроки, и принятые решения, и стоимость как раз ограничены предельной стоимостью электроэнергии, предельной стоимостью роста электроемкости ВВП нашей страны, чтобы не сдерживать ее развитие. И все эти сроки просчитаны, потому что считается каждый рубль, каждый миллиард прежде, чем принимается решение. Поэтому такие сроки 2030 год, туда 320 миллиардов, туда 320 миллиардов, это такой волюнтаристский подход, он здесь не подходит, не уместен, надо все просчитывать.
Председательствующий. Спасибо.
Говорин Николай Васильевич, пожалуйста.
Говорин Н. В. Спасибо, У меня вопрос к Павлу Николаевичу, короткий вопрос.
Павел Николаевич, вы сказали, что для Забайкальского края норма этого закона вступит в силу позднее с 2022 года, да? Почему? Спасибо.
Завальный П. Н. Потому что эти нормы там, где действует, будет действовать весь 2021 год, потому что есть нормативное обеспечение применения этих норм.
Что касается Забайкальского края, по нему нормативки нет. Раз.
Второе. Стоимость электроэнергии в Забайкальском крае ниже по некоторому напряжению, чем среднероссийские. И к Забайкальскому краю должен быть отдельный подход, надо внимательно посмотреть, дополнительное регулирование создать для того, чтобы по тем уровням напряжения.
где нормы превышают, вернее, тарифы превышают среднероссийские, предоставить эту возможность. А по некоторому напряжению ниже, чем по России в среднем, поэтому закон в данном случае, как по другим, как по Хабаровскому краю, не будет действовать, потому что тариф реальный ниже, чем в среднем по России. Если по России 5, вот там 4,5, допустим, а там, где выше, на каких-то уровнях напряжения, там этот закон будет действовать.
Председательствующий. Спасибо, Павел Николаевич, присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
Тогда переходим к голосованию.
Ставится на голосование законопроект 33.1, правительственный законопроект.
Включите режим голосования. Результаты не показывайте.
(Идёт голосование.)
Спасибо.
Ставится на голосование законопроект 33.2. Автор – Федот Семёнович Тумусов.
Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Спасибо.
Покажите результаты по законопроекту 33.1.
Результаты голосования (14 час. 42 мин. 44 сек.)
Проголосовало за 387 чел 86,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 387 чел.
Не голосовало 63 чел 14,0 %
Результат: рейтинг 1 387-за.
Покажите результаты по законопроекту 33.2.
Результаты голосования (14 час. 43 мин. 09 сек.)
Проголосовало за 97 чел 21,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 97 чел.
Не голосовало 353 чел 78,4 %
Результат: рейтинг 2 97 – за.
Таким образом, коллеги, законопроект 33.2 отклоняется, в первом чтении принимается правительственный законопроект 33.1. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments