41. 1057213-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части совершенствования правового регулирования вопросов организации, подготовки и проведения публичных мероприятий)
42. 1057230-7 Одновременно принят законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в части совершенствования порядка организации и проведения публичных мероприятий)
окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8311590.html
Второе предложение. Я настаиваю на том, что во время предвыборной кампании (а есть такое всё-таки опасение, что это как раз для этого готовится, вот эта вот конкретная формулировка, в этом законопроекте), ну, должны быть какие-то другие гарантии, особые гарантии для проведения предвыборной кампании всеми, в том числе и присутствующими в этом зале.
Ну, я напомню, что для рассмотрения дел в суде... Есть особый порядок рассмотрения дел в суде во время предвыборной кампании. Там не нормальный, не обычный порядок. Давайте и здесь тоже ужесточим эти требования.
Ну и вот такой размытый вариант, что если местной властью в случае угрозы даже возможного теракта или ЧП (возможной угрозы, да?) не может быть обеспечена безопасность, то тогда он выписывает соответствующий отказ в проведении. Ну, как же так?
А если он не хочет, значит, обеспечивать эту безопасность?
А я напомню, уважаемые коллеги, почему у нас такое особое здесь отношение. Что если бы представители местных властей, которым вы передаете это право, были бы граждане целиком и полностью беспартийные, незаинтересованные в результатах исхода выборов, тогда была бы одна ситуация. Давайте передавайте это полномочие органам ФСБ. Пусть они принимают решение, если есть угроза такого террористического акта, а не местная власть, не глава администрации, который в том числе может баллотироваться в составе одной из партий как заинтересованное лицо. И он тогда не заинтересован обеспечивать эту безопасность, и будет выписывать вот такие красные карточки. Поэтому... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
Шеин О. В. За минуту одной репликой.
Читаем текст. Решением суда может быть признано массовым мероприятием одновременное пребывание или передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений. И это есть публичное массовое мероприятие со всеми вытекающими последствиями при неуведомлении в виде штрафов, административных, а то и уголовных дел.
Был фантастический рассказ, где диктатор в каком-то городке ввел 22-часовой комендантский час, который горожане прозвали 2 часа гуманности. Так вот этот закон, по которому нет двух часов гуманности, и 24 часа граждане находятся по сути в ситуации бесконечного контроля.
Этот закон антиконституционный, направленный на то, чтобы воспрепятствовать людям выражать свою точку зрения и по сути антироссийский, антигосударственный, поскольку он препятствует государству видеть реально возникающие в обществе проблемы. И наша фракция, естественно, голосует против него.
Председательствующий. Парфенов Денис Андреевич.
Парфенов Д. А. Добрый день, уважаемые коллеги, Александр Дмитриевич.
Какая-то безблагодатная у нас с вами картина складывается. Вчера мы с вами рассматривали законопроект о том, чтобы дать возможность полиции в том числе стрелять по любому поводу, если это потребуется, а сегодня идет вопрос об ужесточении законодательства о собраниях, митингах, шествиях и пикетировании. То есть продолжается эта крайне прискорбная тенденция на то, чтобы количество прав, реальных прав, которыми можно воспользоваться, у наших граждан сокращалась.
Мы видим, что содержание закона во многом сводится к созданию дополнительных бюрократических препонов, к усилению бюрократической казуистики, которая предшествует как моменту организации мероприятия, так его проведению, так и тому, что после него зачастую происходит. И это, безусловно, негативно сказывается на возможности людей реализовывать свое конституционное право собираться мирно, без оружия и высказывать свои политические суждения, гражданскую позицию.
Этой цели, вот усложнению возможности реализовать это право служит и то, что, значит, вводится действительно, как правильно коллега Коломейцев сказал, фактически из уведомительного порядок превращается в разрешительный. Потому что теперь организатор обязан согласиться с тем мнением, которое выскажет уполномоченный орган, если он сочтет, что надо перенести время или место мероприятия. То есть это теперь значительно осложняет возможность организации и проведения любого массового мероприятия.
Потом, то же касается журналистов. При действующем-то порядке, в общем, журналистов зачастую действительно пакуют в автозаки так же массово, как и остальных участников. То есть, наоборот, надо бы дать возможность защитить как-то право журналиста на работу на митинге, но hoi.
здесь, наоборот, всяческие офаничения опять: туда не ходи, с этим не разговаривай, здесь не участвуй, а то тебя запишут в организаторы, и тогда пойдешь по всей строгости. Опять же продолжает действовать та же сама «дадинская» статья, которую никто не отменял и которую теперь легче будет применить в отношении организаторов, потому что становится больше критериев, по которым можно подвести под нарушение соответствующего законодательства.
Ну, и то, что касается предварительной агитации. В уведомлении написали, допустим, что против градостроительного беспредела, а потом в листовке указали, что «Долой строительную олигархию». Ну и все, все, нарушили, привет, поехали, что называется, в полицию.
Поэтому, коллеги, мы с вами все-таки, ну, не вчера родились. Мы прекрасно понимаем, что для действующей российской власти единственной значимой угрозой, единственной вещью, которую эта власть более или менее побаивается, это массовый уличный протест. И именно для того, чтобы этому протесту попытаться воспрепятствовать, поставить препоны, и вводятся вот такие законодательные инициативы.
Очевидно, что они не помогут остановить нарастающую волну протеста, потому что она имеет глубинные, фундаментальные социально-экономические причины. А вот ещё больше разозлить население и толкнуть на улицы безо всяких разрешений, вот этому поспособствовать такие законы могут.
Мы категорически против этого закона.
Председательствующий. Синельщиков Юрий Петрович.
Синельщиков Ю. П. Уважаемые коллеги, я внимательно изучил законопроекты, выделил для себя в первом законопроекте девять важнейших положений, во втором одно положение. И пришёл к выводу, что законопроекты, они в основном-то правильные по форме, но являются явным издевательством по существу.
Прежде всего, докладчик так и не ответил на вопрос Осадчего, чем вызвано, и не сказал ничего об обосновании этих законопроектов.
Во-вторых, продолжается политика ограничения конституционного права, 31-я статья, на собрания. Обратите внимание, что нет ни одной нормы, направленной на усиление гарантий граждан, ни одной нормы в пользу гражданина. Всё в пользу исполнительной власти и полиции. Это, Дмитрий Фёдорович, плохо, что вы не заметили. Это явно порочит ваш законопроект.
Третье. Порядок проведения из уведомительного окончательно превратился в разрешительный, и власть имеет возможности на всех этапах согласования запретить вот это массовое мероприятие.
В-четвёртых, ограничения в отношении журналистов. Вот я обращаю внимание особенно на статью 7 пункт 5, где прописано, что не вправе использовать журналисты символику и средства агитации.
Вот есть такой канал телевидения «Красная линия» Компартии Российской Федерации. На микрофоне символика, красная символика, прописано всё, как надо. Сам микрофон является агитацией. Вяжи, надевай наручники и сажай в машину этих сотрудников «Красной линии».
Ну и особое значение имеет правило, предусмотренное статьёй 11 законопроекта, второго законопроекта, об отчёте о расходовании средств. Вот, что тут интересно записано, что отчёт о расходовании должен быть обязательно представлен.
Форма этого отчета учреждается органами внутренних дел. Что они там напишут, мы сейчас не знаем. И дальше этот отчет подлежит проверке, достоверность сведений, и в случае каких-то нарушений наступает ответственность. Я вообще впервые слышу, чтобы какую-то общественную организацию, какое-то общественное движение, общественное формирование пытались бы вот таким образом проконтролировать, поставить в какие-то рамки.
Обращаю ваше внимание, коллеги, что практика Евросуда исходит из того, что мероприятие может быть запрещено, перенесено тогда и только тогда, когда оно угрожает реальной... опасности реального нарушения закона или правопорядка. Спасибо.
Председательствующий. Шхагошев Адальби Люлевич, пожалуйста.
Шхагошев А. Л. Спасибо.
Постараюсь соответствовать принципу, что краткость – сестра таланта, Александр Дмитриевич сегодня напомнил, и буквально тезисно.
Конечно, фракция наша поддержит эти два законопроекта, и вот почему.
Во-первых, сегодня вспомнили и про вчерашний законопроект, закон, который мы приняли, в первом чтении рассматривали, «О полиции» по поводу дополнительных полномочий полиции, хотя не было там никаких дополнительных полномочий. Сегодня рассматриваем закон, который, естественно, связан с публичными мероприятиями.
И здесь я хочу абсолютно с полным знанием и пониманием сказать о том, что в сравнении (а мы любим делать сравнения очень часто, кому, как и когда выгодно) ни по одному из этих пунктов, по этим всем трем теперь законам -вчерашнему и сегодня двум законам – Российская Федерация не является первоизобретателем. Везде, во всех пунктах жестче наказания административные и уголовные имеет зарубежный именно опыт. Это первый тезис.
Второй касательно финансирования. Если кто-то сомневается в том, что действительно иностранное финансирование влияет на публичные протестные настроения и мероприятия, что является вмешательством во внутренние дела страны, хочу заявить о том, что давно уже, последние 10-20 лет никто не скрывает о том, что в ряде стран, во многих странах специально выделяются эти деньги, для того чтобы влиять на ситуацию в той или другой стране.
Это теперь начали делать абсолютно официально. И они прописаны практически даже в бюджетах этих стран. Наверное, самый лучший пример, это, конечно, американский, где выделяются миллиарды денег, десятки миллионов долларов и сотни миллионов долларов иной раз для проведения и для поддержания протестных настроений. Даже прописывают это в своих строках бюджета. Близко ничего такого у нас в стране не наблюдается.
Касательно журналистов. Мы обязаны системно обеспечивать безопасность участников митингов, в том числе и журналистов. Конечно, это возращение к этому законопроекту в том числе и потому, что действительно мы всегда должны исправлять собственные ошибки, исправлять ошибки, которые совершаются в ряде стран соседних, не очень соседних, например, во Франции, когда действительно мы должны профессионально различать, кто журналист, а кто нет.
Но разве теми вещами, о которых мы говорим, мы действительно не защитим сегодня журналистов? Конечно, защитим.
Коллеги, было много ещё вещей, о которых я хотел бы сказать, но я завершу обязательно вовремя. И фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» подчеркивает, ещё раз говорю о том, что мы просто за системный подход и за здравый смысл при организации. И, соответственно, это как раз защита прав, это не то, что мы публично ограничиваем, а зато, чтобы манипуляций... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Сухарев Иван Константинович.
Сколько? Четыре минуты? Поставьте четыре минуты. Сухарев И. К., фракция ЛДПР. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, конечно, очень жаль, что мы в конце повестки рассматриваем два таких важных и серьёзных законопроекта. Мы не говорим сейчас о том, что... о тех, кто нарушает закон, мы говорим о тех, кто будет вынужден соблюдать принимаемые законы, а это парламентские партии, это парламентская оппозиция. Кстати, теоретически, на самом деле, и вот те, кто проголосует за этот закон, могут оказаться также теоретически, опять же повторюсь, в числе парламентской оппозиции, и будут вынуждены жить по этим законам.
Хочу сразу отметить, что партия, наша партия ЛДПР не поддержит два этих закона, более того, мы будем голосовать против и то, что Дмитрий Федорович назвал мягким словом «совершенствование», на наш взгляд, называется «ужесточением», «ужесточением проведения и финансирования публичных мероприятий». Здесь уже говорили про Конституцию, про 31 статью и я повторяться не буду, все вы знаете об этой норме, собственно говоря, здесь уже об этом говорилось.
Но, конечно, мы также против выступаем финансирования, иностранного финансирования, любого вмешательства в избирательный процесс, политическую жизнь, в том числе иностранного вмешательства, тем более в жизнь России, Российской Федерации.
Однако, ну, вот здесь запрещается финансирование публичного мероприятия из текста законопроекта, в том числе юрлицами, которым не исполнился год с момента регистрации. Ну, чем они виноваты такие молодые юрлица?
Ну и, кроме того, законопроект устанавливает, что по итогам проведения публичного мероприятия его организатор представляет в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления отчет о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств, ну и, соответственно, использование наличных денежных средств не допускается.
Ну, а что касается второго законопроекта, хотелось бы остановиться, наверное, все-таки не о том, что уведомительный и разрешительный порядок, о котором здесь уже говорилось и, собственно говоря, я с этой точкой зрения согласен. Но хотелось бы остановиться на том, что организатор обязан указывать в уведомлении о его проведении сведений о формах и методах организации санобслуживания публичного мероприятия, а также, что вызвало особое такое возмущение у политических партий и движений, это то, что касается у нас пикетирования. А именно данный законопроект позволяет причислить решением суда к публичным мероприятиям не только совокупность актов пикетирования, которые осуществляет один человек, но и поочерёдное участие нескольких лиц в таких актах пикетирования.
Хочу вам отметить, что вот спецавтобус ЛДПР проехал по всей территории Башкирии, там температура доходила до минус 30 градусов, и как, представляете, что один человек будет стоять несколько часов на таком морозе. Ну, это ужесточение. Но я уже не говорю про то, что создатели законопроекта, при всём уважении к Дмитрию Фёдоровичу, не думают о здоровье журналистов, заставляя их снимать маски в такой сложный эпидемиологический период.
Ну, таким образом, хотелось бы сказать, что наша фракция всегда выступает за то, чтобы сохранить жизнь и здоровье наших граждан, и в том числе журналистов, поэтому мы проголосуем против данного законопроекта, к чему и вас призываю. Это ужесточение.
Председательствующий. Спасибо. По ведению – Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Дмитрий Фёдорович, несмотря на претензию на заслуженного юриста, допустил очень большой промах. Он раздал нам в комплекте документов постановление, где пунктом 2 записано, что поправки сдаются до 12 часов 17 декабря, но никак не в пятницу. Поэтому я письменных поправок к этому постановлению не видел, решения комитета не видел, поэтому я прошу дезавуировать выступление, которое было, по поводу подачи поправок.
Надо следовать Регламенту. Есть проект постановления, утверждённый комитетом, именно до 17-го. с небес ничего не упадёт. Это будет правильно. А так же вы совсем хотите заткнуть всё и всем. Спасибо.
Председательствующий. Водолацкий Виктор Петрович.
Водолацкий В. П., фракция «ЕДИНАЯРОССИЯ».
Александр Дмитриевич, по ведению. График работы наш с 10.00 до 16.00. В этом зале без вентиляции многие начинают уже болеть. Поэтому просьба как-то к нашим выступающим соблюдать Регламент.
Председательствующий. Да, хорошо.
Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В. Александр Дмитриевич, ну, на самом деле в чём смысл таким образом гнать сроки, до пятницы, до вечера, я думаю, что здесь нет ситуации, которая требует такой чрезмерной спешки, по крайней мере, продлить это, может быть, там не до 17 числа, но до понедельника-вторника вполне возможно.
Председательствующий. Так, коллеги, по ведению все выступили. Представитель президента? Правительство? Нет.
Заключительное слово докладчику, пожалуйста. Нет? Дмитрий Федорович, ну вы слышали, да, сейчас по поводу срока подачи поправок. Включите микрофон Вяткину.
Вяткин Д. Ф. Да. Уважаемый Александр Дмитриевич, мы постараемся, сейчас у нас заседание идёт, с этим вопросом разобраться. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, мы должны проголосовать по данным двум пунктам. Я так понимаю, что вы готовите какие-то поправки к проекту постановления. Правильно?
Вяткину включите микрофон.
Вяткин Д. Ф. Постараемся подготовить и представить на суд наших коллег. Спасибо.
Председательствующий. Хорошо.
Коллеги, ставится на голосование пункт 41. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Включите режим голосования. 41-й пункт. Покажите результаты.
Результаты голосования (17 час. 40 мин. 42 сек.) Проголосовало за 297 чел 66,0 %
Проголосовало против 96 чел 21,3 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 393 чел.
Не голосовало 57 чел 12,7 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Ставится на голосование пункт 42. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (17 час. 41 мин. 15 сек.)
Проголосовало за 310 чел 68,9 %
Проголосовало против 79 чел 17,6 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 389 чел.
Не голосовало 61 чел 13,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Значит, если поступят поправки к проекту постановления, мы их рассмотрим по мере поступления.