leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтнии законопроект о введении в России конвертируемого займа –

Принят в первом чтении законопроект о введении в России конвертируемого займа – Коломейцев Рейдерский захват – Аксаков Не хотите не берите
32. 972589-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части конвертируемого займа»
Документ внесли 15.06.20 Депутаты ГД А.Г.Аксаков, И.Ю.Моляков (СР), И.Б.Дивинский, А.А.Гетта (ЕР).
Представил депутат Анатолий Аксаков.
Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом предлагается установить правовой механизм, позволяющий кредитору непубличного хозяйственного общества при наступлении определенных условий и обстоятельств конвертировать имеющиеся у него требования в акции (долю в уставном капитале) общества (что призвано стимулировать приток инвестиций в инновационные компании, реализующие венчурные проекты на ранних стадиях развития).
Предлагается дополнить ФЗ «Об акционерных обществах» и ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» положениями о договоре конвертируемого займа, предусматривающим право займодавца вместо возврата всей или части суммы займа и выплаты всех или части процентов по нему в срок и (или) в зависимости от наступления иных условий или обстоятельств потребовать размещения ему акций или передачи доли (увеличения номинальной стоимости доли) от выступающего заемщиком непубличного хозяйственного общества.
Устанавливается возможность включения в устав непубличного хозяйственного общества положений об обязательном согласовании с его кредиторами отдельных корпоративных решений, а также сроке действия таких положений. К вопросам, для принятия решения по которым может требоваться согласие или последующее одобрение кредиторов, отнесены, в частности, вопросы о реорганизации общества, об увеличении или уменьшении уставного капитала общества, о внесении изменений в устав общества или утверждении устава общества в новой редакции, о согласии на совершение или последующем одобрении сделок.
ФЗ «О рынке ценных бумаг» дополняется статьей, определяющей особенности эмиссии акций во исполнение договора конвертируемого займа. Указанные особенности предполагают в том числе снятие ограничений по срокам размещения таких акций, установление сроков заключения и вступления в силу договора конвертируемого займа, порядок внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанном договоре, порядок размещения акций в его исполнение, включающий предъявление требования займодавца, извещение держателем реестра общества о его содержании, действия держателя реестра при отсутствии либо наличии возражений общества относительно предъявленного требования.
Первое чтение 317 0 1 14:28

Стенограмма обсуждения
32-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части конвертируемого займа».
Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков.
Аксаков А. Г. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Данным законом предлагается реализовать в нашем правовом пространстве новый финансовый инструмент – конвертируемый займ. Его смысл заключается в том, что инвестор, который направляет средства на какой-то проект, может обратно получить займ, который он предоставил, и проценты от заемщика либо от партнера, либо участие в доле в капитале. То есть при наступлении определенного случая, инвестировав свои средства в какой-то проект, инвестор может принять решение, что проект хорошо полетит, он может очень сильно вырасти в стоимости, в своей стоимости, в капитализации.
и, соответственно, инвестору выгоднее окажется не получить долг назад с процентами, а именно участвовать в капитале этой организации.
Такая практика существует активно в международном праве. У нас, к сожалению, эти нормы активно не работают. И вот этим законопроектом мы как раз предлагаем легализовать такую возможность для инвесторов. И считаем, что многие стартапы, которые у нас сегодня не финансируются либо не активно финансируются, как раз могут получить поддержку со стороны инвесторов, которые направили деньги на поддержку проекта. И, конечно, в соответствующих договорах об условиях определенные обстоятельства могут получить соответствующее право участия в капитале реализуемого проекта.
При этом все участники общества, которые привлекают деньги со стороны инвестора, они должны дать согласие на реализацию вот такого конвертируемого займа.
Ну и хотел бы отметить, что в мире 35 процентов венчурных проектов как раз реализовываются с помощью такого механизма.
Ну и я хотел бы вас также поддержать, вот этот законопроект, который даёт возможность активизировать инвестиционный процесс, особенно в таких венчурных направлениях, с риском проектов для того, чтобы дать возможность развиваться соответствующему рынку.
Спасибо за внимание. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. С содокладом выступает Николай Петрович Николаев.
Николаев И. П., председатель Комитета ГД па природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Ивам Иванович, уважаемые коллеги, добрый день! Анатолий Геннадьевич суть рассказал очень подробно и очень просто. Мы рассмотрели на комитете этот законопроект. Понятно, что инструмент, который предлагается, вот этот вот конвертируемый займ, это инструмент абсолютно новый для нашего рынка, хотя не новый для многих рынков других стран. Поэтому мне удивительно, что... да, мы, конечно, поддерживаем полностью этот законопроект. Но у нас есть определённые замечания, с ними можно ознакомиться в заключении комитета. Но, если в целом, то это два направления доработки, которые мы видим.
Первое, это определение перечня тех компаний, которые имеют право или смогут воспользоваться этим инструментом.
Понятно, что законопроект сформирован, прежде всего, для поддержки и для развития высокотехнологичных компаний, но пока текст законопроекта, он позволяет им воспользоваться и многим другим. Может быть это разумно, но это требует обсуждения.
И второе направление доработки – это очень внимательное соблюдение баланса интересов инвесторов и компаний. Дело в том, что, конечно же, этот инструмент ни в коем случае нельзя допустить, чтобы он использовался или там для рейдерских захватов, или для блокировки деятельности компаний, нужно ей оставить соответствующую возможность самостоятельно действовать. Но и с другой стороны мы прекрасно с вами понимаем, что инвесторов тоже нужно защитить и ни в коем случае не допустить, чтобы этот инструмент можно было использовать для злоупотребления вот доверием инвесторов.
Поэтому мы видим все возможности его доработки. Очень важный законопроект для рынка, его многие ждут, уже 2 года ведется работа над текстом.
Поэтому просим вас поддержать и мы готовы будем работать ко второму чтению. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Николай Петрович.
Коллеги, вопросы есть?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Вопрос Николаю Николаевичу. Николаю Петровичу, прошу прощения.
Вот из доклада я понял, что Анатолий Геннадьевич достаточно конкретно говорил о вещах поддержки и никаких, скажем так, узких мест с точки зрения детализации, где это может быть использовано, в каком направлении, с какими компаниями я в докладе не услышал и, на мой взгляд, это выглядело вполне логично, так как использование этого механизма, оно должно быть, может быть и везде существует.
Вы в своем докладе, Николай Петрович, сказали, что необходимо ко второму чтению подготовить перечень компаний, то есть это какой-то узкий сегмент, детализация, которая достаточно плохо вот корреспондируется с тем, о чем говорил Анатолий Геннадьевич. Чем это вызвано и насколько это возможно, потому что, насколько я понимаю, можно выделить категорийность, но чтобы конкретное предприятие выделить, это не понятно мне. Николаев II. II. ( 'паспбо большое за вопрос.
Я не говорил о том, чтобы выделить узкий сегмент, я говорил о том, что нам нужно определить, все ли компании смогут воспользоваться этим инструментом. Ну, например, нефинансовые кредитные организации, это как один из примеров. Если нефинансовая кредитная организация будет пользоваться, то, скорее всего, это будет конфликт интересов или возможность злоупотребления с точки зрения привлечения средств, и это будет, ну, искажение деятельности самой компании.
Поэтому мы должны пройтись, что называется, по различным сегментам, чтобы оценить, где это будет польза, а где появятся возможности для каких-то там злоупотреблений, вот ровно об этом я и говорил. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Вопрос к Николаю Петровичу. Уважаемый Николай Петрович, вы сказали о возможных доработках, в связи с этим вопрос. Значит, какая-то молодая компания начала активную деятельность, в неё поверили и стали вкладывать деньги, появились инвесторы. Потом инвесторы приняли решение, поскольку компания успешна, войти в уставный капитал, и вот в связи с этим вопрос. Список закрывается, то есть другие инвесторы могут прийти? И кто будет решать этот вопрос – руководство компании или же крупные инвесторы? Спасибо.
Николаев Н. П. Спасибо.
Я думаю, что по сути законопроекта будет более корректно, чтобы Анатолий Геннадьевич ответил, а что касается вот нашей позиции, то я ровно об этом и сказал, это вопрос как раз баланса интересов. Потому что если этот инструмент можно будет использовать для блокировки деятельности компании, вот то, о чём... ваш пример, да, что требуются ещё инвестиции, например, да, а предыдущий инвестор, который воспользовался вот таким вот инструментом, он говорит, нет, стоп, ребята, не будем, да, и тем самым блокируется деятельность.
Вот мы должны вот эти сценарии все проработать более детально, для того чтобы действительно это был очень качественный, эффективный инструмент развития рынка и, прежде всего, различных стартапов и высокотехнологичных компаний. А Анатолий Геннадьевич, я не знаю...
Председательствующий. Анатолий Геннадьевич, добавите что-то или нет? Депутату Аксакову включите микрофон.
Аксаков А. Г. Ну тот, кто предоставил конвертируемый займ, тот и имеет право войти в капитал. Другие инвесторы, если они не предоставляли такого займа, очевидно, не имеют права войти в капитал. Ну а Центральный банк по содержанию этого законопроекта должен сразу же зарегистрировать участие в капитале соответствующего инвестора.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, ну вот по мнению экспертов, вкупе со 115-м законом – это 100-процентная схема рейдерского захвата банковской инвестиционной структурой на любом этапе соответствующего реализованного проекта, на любом этапе.
Председательствующий. Анатолию Геннадьевичу Аксакову включите микрофон.
Аксаков А. Г. Вы знаете, этот же займ предоставляется заёмщику и заёмщик может этот займ не брать. И, соответственно, если вы подозреваете, что здесь какой-то будет рейдерский захват, не заключайте договор, не получайте займ. Это ваше право, а не обязанность.
Председательствующим. ( 'иаеибо. Будут ли желающие выступить, коллеги? Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, есть такая мудрость: благими намерениями вымощена дорога в ад. Почему? Ну знаете, как на одесском базаре: пойди, поторгуйся.
Анатолий Геннадьевич, сегодня вы же прекрасно знаете, 1,5 тысячи, 1,5 миллиона предприятий закрыты в 2019 году и уже миллион 100 тысяч в этом году именно из-за вашего 115-го закона. Вы же предлагаете ещё больше, скажем, монополизировать право наиболее инвестиционно ёмких финансовых структур, а мы их знаем, да, в том, чтобы контролировать процесс от «А» и до «Я». А почему? Правильно вы говорите: я с вами заключил договор, – форс-мажор. Да, мне надо перекредитоваться, но вы, используя свои административные ресурсы, заложенные в 115-м законе, не дадите мне такой возможности. Понимаете? И я не смогу перекредитоваться и сохранить проработанный с затратой колоссальных усилий на то, чтобы этот проект появился сначала в проектном варианте, на то, чтобы заключить все бесчисленные договора с вами. Но. я подчёркиваю, 115-й закон в дополнение к вашему, он, в принципе, ваш инструмент, хорошо используется в восточном сегменте Азии, где, в принципе, вы знаете, по Корану процент является грехом. Понимаете?
Но вы же поймите, мы всегда берём, выдёргиваем что-то хорошее у других и пытаемся на нашу порочную почву посадить, чтобы дождаться результатов.
Да, вам честь и хвала, как председателю комитета, который реализует в полной мере интересы банковского сектора, но, с моей точки зрения, нам сегодня нужны другие законы. Нам по примеру Рузвельта надо принимать антитрастовское законодательство, не расширяющее возможности банковской системы, а накладывающее больше обязательств на них в части доступности кредитования, особенно долгосрочного.
А в данной ситуации ну мы можем это принимать, ну вот даже Николай Петрович, если вы внимательно слушали, он в содокладе сакцентировал внимание, что возможны инструменты дополнительные к рейдерским захватам.
Поэтому, по нашему мнению, в принципе, посмотрите, хорошие были придуманы 40 институтов развития. 40 институтов развития, они все, примерно, с такими же, как у вас, обоснованиями были. 5 триллионов денег отдано. В результате что получается? Новый премьер пришёл, проанализировал, и оптимизировал, а 5 триллионов с кого потребовать? Давайте задумаемся. Мы не будем поддерживать такой закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Бугера Михаил Евгеньевич. С места включите микрофон. Бугера М. Е., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ1'. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Уважаемые депутаты, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие в полной мере отвечает реализации поставленной президентом нашей страны задачи по скорейшему развитию инновационных отраслей, в том числе ускоренному наращиванию затрат на научные исследования. По мнению фракции, предложенные меры позволят стимулировать приток инвестиций в высокотехнологичные сектора российской экономики, окажут весомую поддержку небольшим компаниям, которые испытывают острейшую потребность в фондировании на этапе своего становления.
Уже подчёркивалось, что аналогичные правовые механизмы широко развиты за рубежом и доказали свою высокую востребованность у участников рынка. Поэтому логично, что в целях реализации поручений Президента Российской Федерации нам следует восполнить существующий пробел в этой области у нас, предоставить отечественным инновационным компаниям возможность привлекать необходимые инвестиции посредством этого инструмента и этого механизма внутри страны.
Законопроект крайне важный, с точки зрения создания стимулов для развития высокотехнологичных предприятий. Поэтому фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет голосовать за принятие данного законопроекта.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Заключительное слово – Анатолий Геннадьевич Аксаков. Аксаков А. Г. Николай Васильевич простимулировал заключительное выступление.
Как-то на приём пришёл один человек (здесь, в Госдуме). Зашёл в кабинет, показывает прибор. Я говорю: «Ну и что это такое?». – «Позвоните своему секретарю и попросите, чтобы секретарь зашёл». Ну, я звоню секретарю. Он прибор включил. Она встаёт, проходит. И всё видно, как она встаёт, проходит к двери, заходит. Ну, меня это удивило. Я говорю: «Ну а для чего это надо, вот такой твой прибор?». Он говорит: «Для беспилотных автомобилей. Они будут видеть всё, что творится за углом, что едет навстречу другой автомобиль. Я уверен, что этот прибор получит хорошую поддержку на рынке».
В банки обращался. Я говорю: «Иди в банки. Пусть они тебе прокредитуют». Нормативы Центрального банка, куча условий, риски... Банки не хотят кредитовать. Такие проекты для них – это (в том числе иод влиянием нормативов) невозможно. А инвесторы, возможно, прокредитуют, профинансируют. И он говорит: «От вас мне нужно, чтобы быстрее приняли закон о конвертируемом займе.
системой, но вместе с тем в планах включение этого объекта в единую систему после завершения строительства ЛЭП.
Поскольку многие инвесторы, увидев вот этот мой проект, поймут, что он будет очень перспективным. Потому что беспилотное автомобилехождение – это будущее. И кто-то точно вложится. И я заработаю, и этот инвестор заработает. Вот в чем смысл идеи, которую мы пытаемся правовым способом защитить и реализовать, Николай Васильевич.
Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Николай Петрович Николаев, содокладчик, пожалуйста.
Николаев Н. П. Спасибо.
Вы знаете, коллеги, вообще, в необходимости принятия этого закона у нас сомнений абсолютно не было. И мы рекомендуем Государственной Думе его принять.
О тех рисках, о которых я говорил, так мы для этого здесь и работаем, чтобы эти риски снять и сделать действительно качественный инструмент и качественный текст из прекрасной идеи.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования 114 час. 28 мин. 14 сек.)
Проголосовало за 317 чел 70,4 %
11роголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 318 чел.
Не голосовало 132 чел 29,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments