leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Цифровое бессмертие Технологии можно использовать не быть их рабами

Технологии можно использовать и не быть их рабами
Современные технологии позволяют создать робота, который от вашего имени проведет переговоры с роботом страховой компании о продлении страховки вашей машины. Или смоделирует ваш виртуальный образ, который будет от вашего имени описывать будущие события согласно вашим предпочтениям. <
Таким образом, человек обретает цифровое бессмертие. Пока же подобные технологии используются для создания виртуальных людей, не существующих в реальной жизни сотрудников компании, ведущих телевидения или онлайн-мероприятий. Они не болеют и не уходят в отпуск. У них не бывает нервных срывов, и они не требуют повышения зарплаты.
Современный сетевой человек оставляет после себя огромное количество следов. Из них можно создать его цифровой образ. А из следов множества людей можно, например, подобрать абитуриентов для факультета русского языка. Причем не просто по критерию пятерок за сочинение, но по полноценным образам людей, выстроенных из косвенных признаков. Хотите больше мальчиков, и такой заказ исполним. Не только из столицы, а независимо от места жительства из любого села.
На самом деле, конечно не из любого. На территории огромной страны есть села, где электричества нет. Однако точки цифрового прорыва возникают неожиданно. Например, в Якутии.
Тема цифрового бессмертия стала завязкой разговора для двух разных мероприятий на площадке МИА «Россия сегодня» в пятницу. Их можно было бы объединить общим названием «Триумф новых технологий массовой коммуникации».
Онлайн-семинар «Новые медиа в цифровой журналистике» провела заместитель главного редактора медиагруппы «Россия сегодня» Наталья Лосева. На основе мониторинга патентов она описала основные тренды в способах передачи информации и привычках ее потребления. Изменения в них происходят постоянно, они реагируют как на техническое развитие мира, так и на события, которые, казалось бы, не связаны с ними напрямую. Под воздействием новых технологий меняются СМИ. Ну и главное событие этого года – пандемия. Все это влияет на то, какими средствами мы воспринимаем мир.
Будучи преподавателем и советником ректора ВШЭ, Наталья Лосева пользуется непривычной уху лексикой – ковидарий, Якутская ССР. Не сразу понятно, что она хочет сказать и насколько владеет предметом. Мне неизвестна структура под официальным названием «факультет русского языка».
Семинар превратился в одностороннюю лекцию, и ряд вопросов хронического характера получил усугубление вместо раскрытия. Не уверен, что непонятно было мне одному: новые технологии идут за потребностями людей или перепрограммируют людей под то, что проще производить с громким эффектом на выходе?
Такое впечатление, что социология умерла. Принцип «мелькать постоянно» в борьбе за аудиторию закрепил ложные мифы. Навязывать готовое проще, чем исследовать реальные потребности человечества.
Отсюда вытекает и главный вопрос из числа текущих – почему официальные СМИ предпочитают не разбираться в этиологии болезни человечества «пандемия нового коронавируса», но используют ситуацию для собственной раскрутки? Неизвестно даже то, кто поставил диагноз пандемии и прописал лечение масками с перчатками, демонстрациями дезинфекции мостовых и блокировкой экономики.
Но тогда и не надо удивляться, что аудитория перетекла в Яндекс.дзен. По версии Лосевой, причина в том, что на этой площадке домохозяйки из провинции зарабатывают по тридцать тысяч на кухонных обсуждениях программы «Модный приговор». Я пару раз смотрел эту программу. В Яндекс.дзен увидел другое – сущностную информацию о текущих событиях, повлиявших на жизнь людей. Не только про коронавирус, но и по другим темам. Например, по сути распиаренных образовательных проектов.
Яндекс.дзен подбирает сообщения по запросам пользователя подобно контекстной рекламе. Отправишь заметку про похороны, и тебе будут предлагать соответствующие услуги.
Прорваться к содержательной информации непросто. Подавляющее большинство засасывающих внимание заголовков сопровождались текстом формата белиберды ни о чем.
Это некая новация в ответ на изобретение сложных роботов, вычисляющих истинное число подписчиков в виде живых людей. Накрутки с помощью ботов потеряли смысл.
Второй онлайн-семинар на тему: «Динамика трансформации традиционных СМИ» провела заместитель директора Дирекции государственных проектов медиагруппы «Россия сегодня» Ирина Кедровская. Она рассказала, какие тренды сегодня влияют на традиционные СМИ, как они трансформируются и какие новые качества приобретают.
Рассказ Кедровской строился в значительной степени на примере МИА «Россия сегодня» и превратился в рекламу ведущего информационного агентства, которое в рекламе не нуждается. Имея столько ресурсов на базе политической и юридической поддержки с собственным программным обеспечением, бюро переводов на множество языков мира, включая экзотические, да еще со здравым смыслом во главе нетрудно создать сеть мультимедийных центров в 90 городах мира и собрать лучшие кадры самых разных национальностей и всех необходимых специальностей.
Флагманским агентством остается РИА «Новости» – АПН, получившее к Олимпиаде-80 свой глобальный тренд вместе с новым зданием на Зубовской, насыщенном самым современным на тот момент оборудованием. Нынешний Sputnik вещает на 32 языках в двух кластерах дальнего и ближнего зарубежья. В странах с мощной русской диаспорой вещание идет на национальном и русском языках, в некоторых странах три языка.
Как сказала Кедровская, пошли на поводу новаций и собственных амбиций, мы хотели рассказывать о России везде.
Это действительно так, МИА «Россия сегодня» – мультиплатформенная система глобального информирования. Ее формат не имеет названия в традиционном наборе и номинально остается новостным агентством. Главная цель состоит, конечно, не в рассказах о России. Задача-максимум отражает историческую миссию России и состоит в развитии информирующей журналистики фактов против заполонившей публичное информационное поле метажурнаоистики post-truth. По сути, глобальной машине генерации сфабрикованных fake-news под контролем USAGM.
Когда слушаешь такое, сначала чувствуешь себя дремучим неандертальцем. Остается посыпать голову пеплом и уйти из журналистики. Однако по мере накручивания терминов, терминоидов и всяческих слов с претензией на сукцессию в статусе мемов за их звонким звучанием проступает достаточно рутинный смысл работы редакции «Московской правды» и твоей собственной в ней. В пределах имеющихся возможностей новации используются по наитию незамедлительно.
В обычной редакции системы не бывает, и все тянут один-два энтузиаста. Тут не до новаций, выжить бы.
Зарождение мультимедийных технологий в начале 70-х сразу выявило хронические проблемы. Художественное творчество отстает от технологий. Технологии, включая новомодный искусственный интеллект, не восполнят отсутствие интересного текста и таланта композиции из пяти форматов информационных носителей – слово, цифра, картинка, аудио и видео.
Если же покопаться в истории, оказывается, что никто из претендентов на авторство технологий далеко не первый.
Например, попытка применения «журналистики данных» реализована в 1952 году. Наиболее часто цитируемый пример, как всегда, относится к практике США. Шесть больниц в штате Невада воспроизводили высокую смертность. Журналисты проанализировали три миллиона больничных записей и счетов оплаты. Это позволило выявить 3600 хирургических ошибок и причины трехсот смертей. Прокуратура провела расследование, по его итогам изменили законодательство штата и ситуация выправилась.
В России журналистика данных в 2010 применена для анализа ДТП в Новосибирске. По его итогам автоинспекция пересмотрела структуру размещения светофоров и переходов. Число смертных случаев сократилось до нуля. Такую форму журналистского расследования использует несколько СМИ. Большой проект был осуществлен в 2013 году по выборам в Думу. Очередную задачу поставила сама жизнь: действительно ли у нас все стало плохо с дистанционным образованием, как утверждают некоторые пассионарные личности?
В наших любимых США перемены жизни в сторону ухудшения принесли очень высокий уровень отчислений студентов до четырех сотен тысяч в год. Невыплата образовательных кредитов ухудшает кредитную историю, а отчисления ухудшают положение вуза. Анализ позволил выявить группы риска среди студентов для целевой помощи.
Нам трудно понять США, условия образовательных кредитов там намного мягче, образование дороже и качество его ниже.
2020 год так круто изменил жизнь людей, что заставил их признать многое, от чего они отводили взгляд, стыдливо или надменно.
Коммуникации резко возросли, – сообщила «свежую» новость Наталья Лосева. Для подтверждения показала слайд: «Пока вы смотрите этот слайд, Netflix стримит 404,5 тысяч часов видео Spotify, добавляет 28 композиций и эпизодов подкастов, в базу На YouTube запружается 500 часов видео. Пользователи WhatsApp написали 41,7 млн сообщений, 1,4 млн людей начали видеозвонок. Пользователи совершают онлайн-покупки на несколько млн долларов.
Люди не ходят на работу и перестали читать газеты, которые покупали по дороге на работу. И радио не слушают в машине, потому что меньше ездят.
Рекламы стало меньше, за исключением ее Интернет-варианта. Стало больше подписки, по подписке первыми идут фильмы, сериалы и музыка, подтягиваются подкасты.
С телевидением непонятно. По одним данным, его смотрят больше в режиме торшера, бубнит в фоновом режиме. По другим – в фоновом режиме торшера включают подкасты, а телевизор меньше работает.
Продолжается тренд отлучения пользователя от груди бренда. Платформы приспособились и предлагают моноканальные источники. Пользователю все равно, кто везет, главное куда. Доверие к новостям в целом падает. Производители фейков стараются пробить дно. Растет медиапотребление в смартфонах. Повышается роль умных колонок с голосовым помощником Маруся.
Умные колонки покупают родителям. Один раз настроили, потом предок говорит с Марусей.
Умные колонки производства «Маяка» совместно с Яндексом голосом Алисы отвечают на вопросы детей, используя контент «Маяка». С 8 декабря Алиса читает новости РИАН.
У людей наблюдается тяга к самообразованию. Ответ на запрос предполагается выполнить силами российских вузов.
Умные платформы задумались о надежной идентификации и дискредитации фейка. Вкороткую пользователи любят фейк, и порог входа все меньше. Например, Илон Маск запустил тяжелую ракету. Обидно, нам остался только балет. Один программист из Башкирии создал deep-fake Илона Маска и запел в образе персонажа «Траву у дома». Первый такой эксперимент провели программисты в США, когда создали deep-fake Обамы с тем, что он не мог говорить.
Люди по-прежнему предпочитают читать новости, но коротко в WhatsAppе на смартфоне. Когда все больше сервисов собирают данные о пользователях, происходит деаномизация.
Смартфон уже давно не соответствует своему функционалу. Трубка, приставленная к уху и рту, неактуальна. Что придет на смену смартфону? Обсуждали разные варианты, и все идет к очкам. Устройство, которое мы будем использовать в течение дня. Это уже среда не VR, а XR.
Рассказывая об этом, Лосева несколько раз подчеркнула, что вопросы этики не затрагивает.
В очках смешанной реальности XR вы видите и мир реальный, и дополненный слой AR. Идете по город, и очки вам подсказывают: в этом здании жил Моцарт, а в том магазине сегодня скидки. Приглянулся девушке симпатичный молодой человек, и она видит, как его зовут. Если, конечно, он тоже присутствует в AR. Хотите посмотреть кино, можете полностью уйти в виртуальную реальность VR. Реальность сквозь диоптрийные очки затемняется.
Таким образом, XR дает возможность переключать варианты: AR дополненная реальность, VR виртуальная реальность и MR объединенная реальность.
Я не уверен, что исчерпывающе разобрался с наворотом словотворчества. Затраты времени и бесконечной циркуляции между конспектом семинаров и Яндексом не слишком эффективны. Сама Лосева не так уж уверена, что будут именно очки. Кедровская уверена в завершении эпидемии, а я нет.
Пока можно быть уверенным только в том, что расклад на геополитическом поле смешал все планы и исключил мотивацию вывода из акции «пандемия нового коронавируса». Стало быть, наворот словотворчества и конкуренция форматов в борьбе за аудиторию будет продолжаться во вред социальной роли журналистики.
Даже мудрый Дмитрий Быков увлекся новой этикой, оправдывая свои дурные наклонности просьбой прочитать лекцию.
Новая этика возникла во время Второй мировой войны, когда мнение большинства не является верным. В фашистской Германии большинство разделяло античеловеческие нормы. В советской России тоже, хотя это была совершенно другая страна. Пришлось потом отрекаться.
Не уверен, что это правда. Численное большинство всегда склоняется к коммунизму или к общинности под каким-то другим названием. Для организации войны коммунистическую идеологию пришлось топить в крови, и это удалось, потому что фашизм по определению организован более эффективно, чем любая демократия. Сейчас новая этика нужна для оправдания диктата меньшинства большинству и не более того.
Вот это главное в текущей новостной картинке. Вторая по значимости новость тоже не первой свежести: топить в крови для подавления воли большинства меньшинством нет нужды. Борьба за аудиторию идет через виральность.
Виральность контента – это его виртуальная характеристика, генерируемая в заинтересованном восприятии читателя со стремлением поделиться данной информацией. Текст подобен красоте или вирусу, без чьего-то восприятия они мертвы.
По виральности в России лидируют Telegram и Яндекс.дзен. С большим отрывом идут Новости@mail.ru и Рамблер/Новости. Это не СМИ, но читатель не спрашивает лицензию, и они агрессивно завоевывают аудиторию.
Но и традиционные СМИ держат позиции, их сайты ранжируются следующим образом: РИАН, Лента.ру, RT на русском, РБК, ТАСС КП, МК, «Российская газета», Tut.by и АиФ.
Топ российских ресурсов на июнь 2020 выглядит следующим образом: Яндекс, Google, YouTube, ВКонтанте, Mail.ru, Одноклассники, Авито, Instagram, Facebook, Википедия, GISMeteo.
Таким образом, за счет новых позитивных проектов Яндекс возвращает позиции относительно Google с его негативными проектами по группам смерти и уличным беспорядкам.
Мое чувство гордости в связи с размахом МИА «Россия сегодня» омрачает один факт. При его организации 14 лет назад в уступку западным партнерам была убита научная редакция РИА «Новости».
Воистину не только про ковид наши новости. Но именно в связи с ним случился прорыв благодаря научным советам РАН, за что МИА РС огромная благодарность.
А вот с генетикой все плохо, и, что меня особенно волнует, на публичном информационном поле утрачены отечественные имена – Тимофеев-Ресовский, Серей Четвериков, Серей Гершензон, Валентин Кирпичников, Ксения Головинская, Михаил Лобашов, Юрий Филипченко, Георгий Карпеченко, Александр Серебровский Роман Хесин-Лурье и даже Николай Вавилов. Вместе ними ушла и классическая генетика. Осталось западное трюкачество для грантодателей и широкого PR.
Своим вопросом про науку я попал в точку.
Кедровская была благодарна за такой вопрос. Ее тоже очень волнует научная популяризация. Отечественную науку надо популяризировать.
Разумный подход без духовной зависимости от чужих патентов. Технологии можно использовать и не быть их рабами, – такова основная мысль Ирины Кедровской.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments