leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении законопроект о поддержке ТОС - территориального общественного самоуправления

Принят в первом чтении законопроект о поддержке ТОС - территориального общественного самоуправления – Андрей Логинов ТОС существуют с 80-х, их 32 тыс Третий закон введет ТОС в Гражданский кодекс – Игорь Моляков Поддерживают только ЕР – Работать с ними как работает ЕР
43. 983291-7 Госдума в итоге обсуждения приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям»
Документ внесен правительством 04.07.20.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
Председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко.
Законопроектом предлагается:
- наделить органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов правом оказывать поддержку территориальным общественным самоуправлениям (далее – ТОС);
- предусмотреть, что моментом учреждения ТОСа, действующего на основании типового устава, считается принятие уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования решения об учреждении такого ТОСа;
- наделить субъекты РФ и муниципальные образования правом оказывать поддержку ТОСам, осуществляющим свою деятельность без регистрации в качестве юр. лица, за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в формах, установленных законами субъектов РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Первое чтение 388 0 0 16:16

44. 984588-7 Одновременно принят в первом чтении сопутствующий законопроект «О внесении изменений в статью 311 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям»
Документ внесен правительством 07.07.20.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
Председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.
Законопроектом предлагается включить территориальные общественные самоуправления в перечень социально ориентированных НКО, которым органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку. При этом такая поддержка не может оказываться в формах: предоставления льгот по уплате налогов и сборов, осуществления закупок у ТОС товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также предоставления льгот по уплате налогов и сборов юр. лицам, оказывающим ТОС материальную поддержку.
Первое чтение 386 0 0 16:16

Стенограмма обсуждения двух законопроектов
Коллеги, предлагается сегодня рассмотреть пункты нашей повестки до 48-го включительно, все по 118-й статье и постановления. Нет возражений? Принимается.
Тогда сейчас будет одновременный доклад по 43-му и 44-му пункту, два связанных законопроекта.
43-й. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям».
И 44-й. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 311 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям».
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря – заместителя Министра юстиции Российской Федерации – Андрея Викторовича Логинова. Пожалуйста.
Логинов А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Территориальное общественное самоуправление существует в России более 30 лет. Первые ТОС появились еще в конце 80-х годов прошлого века. Новый термин «ТОС» появился в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» в апреле 1990 года. В дальнейшем вопросы создания деятельности ТОС были закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно этому закону ТОС является самоорганизацией граждан по месту их жительства на определенной территории для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Гражданским кодексом Российской Федерации ТОС отнесены к организационно-правовой форме общественной организации. С учетом права ТОС, не регистрироваться в качестве юридических лиц, назвать количество не представляется возможным, но, по примерным оценкам, их 32-33 тысячи, при этом только тысяча 325 из них имеет статус юридического лица.
По итогам заседания Совета при президенте по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 года президентом дано поручение о внесении в законодательство изменений, которые предусматривают установление особенностей регулирования деятельности ТОС как некоммерческой организации, а также предоставление ТОС мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
Во исполнение названных поручений правительством разработан и внесен пакет законопроектов, два из которых являются предметом сегодняшнего рассмотрения.
Доступ ТОС к мерам поддержки, предусмотренной для социально ориентированных некоммерческих организаций, предполагается осуществить путем внесения изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», дополнив статью 31.1 новым видом деятельности некоммерческой организации, позволяющим отнести ее к социально ориентированной, а именно деятельность территориальных общественных самоуправлений.
В этой связи органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются правом оказывать ТОС финансовую, имущественную, информационную и консультационную поддержку, а также поддержку в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников ТОС и добровольцев (волонтеров).
Проект федерального закона о внесении изменений в 131-й федеральный закон в части установления особенностей оказания поддержки территориальным общественным самоуправлениям предлагает наделить органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных и городских округов, городских округов с внутригородским делением правом оказывать ТОСам необходимую поддержку.
Также законопроект предлагает установить, что ТОС, осуществляющим деятельность без регистрации в качестве юридического лица, муниципальное образование также вправе оказывать поддержку за счет бюджетных ассигнований, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в формах, установленных их законами или нормативно-правовыми актами.
Представляется, что наделение органов местного самоуправления соответствующим правом позволит более активно выявлять и продвигать местные инициативы в сфере решения вопросов местного значения.
Благодарю за внимание.
Прошу поддержать представленные законопроекты.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников Председательствующий. Спасибо, Андрей Викторович. С содокладом по 43-му вопросу выступает Алексей Николаевич Диденко. С места.
Включите микрофон. Диденко А. Н. Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет предметно рассмотрел и под пунктом 43 инициатива, по которой мы являемся ответственным, по пункту 44 мы брали соисполнительство. В целом концепцию проекта закона мы поддерживаем с небольшими замечаниями. Андрей Викторович, думаю, с ними ознакомился, на заседании комитета присутствовал. Я думаю, что мы ко второму чтению вполне можем текст доработать. В целом концепция проекта поддерживается, наш комитет рекомендует Государственной Думе его принять.
Председательствующий. Спасибо.
По 44-му вопросу с содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. С места.
Включите микрофон.
Га ври. inn С. А., председатель Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно закон очень интересный, потому что он относит к перечню социально ориентированных некоммерческих организаций территориальное общественное самоуправление. Это действительно важно. Почему? Потому что за эти годы у нас наработана большая практика и большой опыт, особенно на уровне регионов, местного самоуправления помощи самой различной: консультационной, информационной, имущественной, финансовой. Особенно очень важна помощь в таких дальних регионах, где оказывается помощь, даны права, вернее, оказывать помощь, с точки зрения повышения профессионального образования работникам социально ориентированных некоммерческих организаций. И это надеемся, что скажется благоприятно на деятельности территориального общественного самоуправления.
Мы разделяем озабоченность наших коллег из ассоциации территориального самоуправления, надеемся, что имеющиеся предложения и доработки, предложения, вернее, и замечания будут нами достаточно оперативно доработаны ко второму чтению. Мы также просим поддержать пункт 44, изменения в законодательство «О некоммерческих организациях». Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
Шеин О. В. У меня вопрос к докладчику от правительства.
Мы же с вами понимаем, что, с одной стороны, ТОС, безусловно, вещь важная, правильная, но в рамках того законодательства... и идея правильная сегодняшнего закона, но в рамках того законодательства, которое сегодня существует, ТОС создать может первый встречный, который не имеет никаких полномочий от жителей микрорайона, в отношении которого он собирается иметь представительство. Вот с этим что вы предлагаете делать?
Логинов А. В. Сразу хочу сказать о правах и возможностях, которые открывает наш вот этот правительственный пакет законопроектов для участников этого ТОСа и самих территориальных общественных самоуправлений, конечно же, мы сегодня судим только по двум из трёх внесённых правительством законопроектов.
Третий ещё не прошёл надлежащей процедуры в комитете – это законопроект предлагающий внести изменения в Гражданский кодекс. Там мы выводим ТОС из категории, где он прописан в строчке общественных организаций и уделяем ему отдельную позицию и вводим дополнительную статью, которая регламентирует как бы особенности, именно особенности существования территориальных общественных самоуправлений.
Если всё смотреть в комплексе, то там, я думаю, можно найти ответ и на ваш, так широко поставленный вопрос.
Председательствующий. Спасибо. Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.
Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
Андрей Викторович, у меня вопрос. А 131-й закон «О местном самоуправлении» он исчерпал свои возможности поддержать на территории ... органа самоуправления? Может быть, перейти к возможностям и рассмотреть уже межрегиональные отношения, межбюджетные отношения регион-центр, чтобы не ходить. Само слово «поддержки», оно как бы унижает живущих и работающих в той территории людей.
Может быть, пора рассмотреть межбюджетные отношения и рассмотреть возможность поддержки сразу на месте.
Логинов А. В. Спасибо больше, Николай Михайлович, за вопрос. На самом деле, у нас сама идея территориального общественного самоуправления подразумевает его тесное взаимодействие для решения местных задач именно в рамках конкретного МСУ. В данном МСУ, естественно, существует своя модель и система этих финансовых отношений.
В то же время я хочу сказать, что приравнивая ТОС по возможностям к социально ориентированным НКО, к другим социально ориентированным НКО, у нас там есть, кстати, три исключения, у нас есть три исключения, но они полностью проистекают из тех видов поддержки, которые оказывают сегодня социально ориентированным НКО, но они полностью проистекают, эти исключения из специфической организационно-правовой формы ТОС, как предложено в нашем законопроекте о поправке в Гражданском кодексе. Но уже в рамках местных бюджетов, муниципальных бюджетов, я вам могу сказать, только вот по данным Росстата в 2019 году больше 9 миллиардов было выделено социальным некоммерческим... социально ориентированным некоммерческим организациям.
Также туда, в эти местные бюджеты, этим организациям деньги пришли из бюджетов субъектов – это 43,9 миллиарда, а из федерального бюджета на эти же цели было потрачено 56,4 миллиарда рублей. То есть совокупно – это 109,5 миллиарда рублей, которых государство по данным 2019 года, это значит 2018 год, выделило вот этим структурам. Территориальное общественное самоуправление тоже найдёт там себе достойное и применение, и поддержку в рамках этих всех финансовых вливаний. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
На карточку Лебедева – Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И. Благодарю, Иван Иванович.
Уважаемый Андрей Викторович, у меня вопрос, касающийся закона, где речь идёт об изменениях в федеральный закон «О некоммерческих организациях». Уточните, пожалуйста, не до конца понятно, мы всё-таки своим законопроектом, который обсуждаем, некоммерческим организациям даём право выполнять функции территориального общественного самоуправления, или территориальное общественное самоуправление определяем, как один из видов социально ориентированных некоммерческих организаций, вводим в их перечень? Спасибо.
Председательствующий. Андрею Викторовичу включите микрофон.
Логинов А. В. Спасибо.
Тоже правильный вопрос. И. конечно же. обсуждение, коллеги, у нас с вами было бы полнее, если мы бы сейчас рассматривали поправки, которые мы предлагаем сделать в Гражданский кодекс. Но мы ещё вернёмся к этому вопросу, надеюсь, на пленарном заседании Государственной Думы.
Что касается вашего вопроса, я вам скажу совершенно чётко. Это, безусловно, некоммерческая организация – общественное самоуправление. Безусловно, по сути своей – это общественная организация, но специфика его заключается только в том, что членами её, участниками членства с уплатой соответствующих взносов не предполагает наши предложения, а участники этой общественной организации, общественного самоуправления, их объединяет только главный принцип они должны проживать на одной общей территории, границы которой устанавливает для них местное самоуправление по их, безусловно, заявлению. То есть это могут быть жители одного подъезда, квартала, дома многоквартирного, группы домов, и так далее, и так далее.
И объединяться они могут только не для коммерческой деятельности, не для какой-то деятельности, приносящей им особую выгоду, не для реализации своих, скажем, ну, иных задач, связанных... выражая себя там творчески, или социально, или даже политически, они объединяются только для решения местных задач. Что такое местные задачи? Все, кто знают закон 131, знают, они там все чётко поименованы.
Вот эту специфику ТОСов обязательно надо учитывать, когда мы будем предоставлять им и меры поддержки. Вот почему мы предложили ограничиться только поддержкой прямой финансовой из местных самоуправлений. Под вопросом стоит, допустим, оказание и предоставление им налоговых льгот, территориальным общественным самоуправлениям, поскольку они не ведут хозяйственную деятельность, ну, и еще несколько других форм поддержки, я не буду сейчас ваше внимание там, скажем, занимать слишком.
Председательствующий. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич.
Моляков И. Ю. Вопрос представителю правительства.
Любая организация, которая представляет гражданское общество, не может быть вне политических пристрастий. То же самое с ТОСами. На территории нашей республики много лет действуют ТОСы, и всегда они поддерживали только партию власти, никаких других партий они не поддерживали. Что касается других людей, которые имели взгляды, они устраивали провокации, устраивали безобразия, срывали их митинги.
И один был только вопрос: как оплачивать услуги этих людей, которые на самом деле должны были заниматься бабушками, дедушками, игрой в шахматы и отслеживанием того, как содержатся дома? Я лично несколько раз добивался того, что деньги ТОСами возвращались за то, что они проводили совершенно неуставную деятельность. Так вот вопрос... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте 15 секунд.
Вопрос формулируйте, пожалуйста.
Моляков И. Ю. Да. Так вот вопрос. В преддверии, значит, вот предстоящих выборов данная мера вводится не для того ли, чтобы вот эти вопросы финансирования организаций, которые, безусловно, будут поддерживать партию власти, проводятся... (Микрофон отключен.)
Логинов А. В. Ну сразу отвечу на этот вопрос. Данные законопроекты, когда их готовили в Аппарате правительства, я ещё тогда принимал вместе с коллегами. Гарри Владимировичем и другими сидящими здесь в зале, самое активное участие в их обсуждении, и они проходили очень тяжело и долго. Реально и объективно. И до сих пор вот у нас есть вопросы, которые, безусловно, мы выслушаем в комитете у Павла Владимировича Крашенинникова по судьбе изменений в Гражданский кодекс.
Что я хочу ответить. Ну ваш вопрос говорит о такой очень глубокой предусмотрительности президента, который дал поручение внести соответствующий законопроект ещё в августе 2017 года. Правительство сделало это только летом 2020 года. Так что как бы то ни было, под предстоящие выборы никоим образом данный пакет не сориентирован. Наоборот, его принятие, его реализация и как бы выстраивание жизни ТОСов именно по этим законам, по тем прерогативам, которые им даются в плане поддержки как социально ориентированных организаций, позволит навести больший порядок и не допустить того, чтобы ТОСы занимались несвойственной им деятельностью. Повторяю, только вопросы местного значения.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. Пожалуйста. Шеин О. В. «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» как социалистическая фракция и партия, естественно, поддерживает любые формы объединения людей и защиты ими своих интересов. И территориальное общественное самоуправление – это то, что должно развиваться в нашей стране. Но это именно самоуправление. Тем более сегодня существуют предпосылки для его развития, когда люди избирают в своем доме домовой совет или ТСЖ. Эти ТСЖ и домовые советы между собой проводят конференцию и определяются, кто конкретно представляет данный квартал и микрорайон. И они на самом деле лучше, чем кто бы то ни было, знают, что необходимо благоустраивать, какие требуются проведения работ или, наоборот, чего не нужно делать в этом микрорайоне.
То, что происходит сегодня – это не общественное самоуправление.
Это история, когда любой гражданин может нарисовать протокол, поставить там еще буквально, в смысле слова, две подписи, без преувеличения, принести это в местную администрацию, городскую Думу и получить там бумагу, по которой он представляет интересы якобы квартала, где живут 30 тысяч человек, и от их имени вести весь диалог с властью. Это противоестественная система вредительская, и она никакого отношения, конечно, к реальному самоуправлению не имеет.
Так вот сейчас предлагается закон, по которому намечено, такого рода гражданам еще и деньги давать из бюджета. Это неправильно. Мы для начала должны выстроить саму модель развития территориального общественного самоуправления. Тем более, повторю, что все предпосылки, проистекающие из Жилищного кодекса, где, начиная с 2005 года, возникло право формировать домовые советы и ТСЖ, а, начиная с 2015 года, открывать специальные счета по капремонту и реально людям обретать соответствующую социальную практику, они у нас все такие предпосылки есть.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в первом чтении, наверное, все-таки эту вещь поддержит, отталкиваясь просто от того, как Андрей Викторович сказал, что есть некие связанные документы, предполагающие изменения в Гражданском кодексе. Но мы крайне заинтересованы и мотивированы, как практики, к тому, что вместе с вами поработать по тому законопроекту, который вы озвучили по линии ГК, потому что он на самом деле должен способствовать реальному территориальному общественному самоуправлению. И тогда эти вещи, они между собой будут соприкасаться, тем паче ... финансового, реального территориального самоуправления.
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» высказывалась и до этого неоднократно.
Поэтому мы осторожно в первом чтении поддерживаем данный текст. Просто отталкиваемся от того, что он связан с другим законопроектом. Наша дальнейшая позиция будет проистекать от того, как пойдет в целом изменение законодательства.
Председательствующий. Спасибо.
Сухарев Иван Константинович. С места включите микрофон.
Сухарев И. К., фракция ЛДПР.
Да, спасибо, Иван Иванович.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Достаточно полно изложили суть данного законопроекта. Хотелось бы отметить, что территориальное общественное самоуправление, наверное, действует от региона к региону по-разному, где-то хорошо работает, где-то действительно это, может быть, как назвал Шеин, с первой встречной. Но, между тем, нам надо двигаться вперед, развиваться.
Поэтому, конечно, фракция ЛДПР в первом чтении поддержит данный законопроект. Однако ведь наделение ТОСа статусом социально ориентированной некоммерческой организации важно тем, что в частности это предполагает получение определённых льгот, в некоторых случаях прямой поддержки со стороны государственных и муниципальных органов.
Есть четыре вида поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, то есть финансовое, имущественное, информационное, предоставление льгот, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предоставление юрлицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов.
Ну вот данный законопроект предусматривает, что три формы поддержки из четырёх мы исключаем, три формы поддержки из четырёх, предусмотренных для социально ориентированных некоммерческих организаций, мы убираем.
Ну на мой взгляд, конечно, надо более внимательно посмотреть на этот вопрос и, возможно, сохранить все формы поддержки для территориальных общественных организаций. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Марков Андрей Павлович. С места включите микрофон.
Марков А. П., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемые коллеги, уважаемый Андрей Викторович! Есть, чему возразить по выступлениям коллег, конечно.
Во-первых, не первый встречный может создавать ТОС. И прозвучала такая оценка, достаточно узкая. Вот Олега Васильевича могу пригласить в Воронежскую область, чтобы посмотреть, как на практике это делается, создаётся. Конечно, со сложностями, конечно, непросто.
Но я хочу сказать, что территориальное общественное самоуправление -это один из активно развивающихся сегодня институтов, социально значимых институтов. И в регионах давно уже идёт работа по выстраиванию моделей, они самые разнообразные, по выстраиванию схем поддержки, осуществляется такая поддержка.
И сегодняшние законы, они в рамках поручений президента, как уже сказали, данных три года назад. Они, собственно говоря, оформляют ту общественную инициативу, которая уже развивается достаточно давно и достаточно успешно.
Поэтому мы говорим о том, что эти законы, которые сейчас мы рассматриваем, они оформляют такую серьёзную эволюцию территориального общественного самоуправления.
Эти все вопросы очень серьезно обсуждались, обсуждались на партийных площадках «ЕДИНОЙ РОССИИ», обсуждались на площадке Общероссийскою конгресса муниципальных образований, на Общероссийской ассоциации территориальных органов самоуправления, поэтому то, что уже сегодня в зале прозвучало и как вопросы, и как выступления от коллег из других партий парламентских, собственно, все эти вопросы давно уже были обсуждены. Простых решений, наверное, не бывает, но самое главное, мы сегодня два вопроса рассматриваем, а есть ещё третий, самый главный – это изменения в Гражданский кодекс. Вот там, наверное, да, есть, о чем поспорить, и так далее.
Более того, насколько я хочу коллегам сказать, что и вот представитель правительства Андрей Викторович, на базе Конгресса муниципальных образований обсуждалось, что, да, те три формы поддержки, которые для ТОС пока не предусмотрены, мы обсуждаем вариант, что ко второму чтению будут внесены изменения, там действительно есть, где ещё прибавить.
Поэтому это очень важные законы, они идут за жизнью. Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» их поддерживает, приглашаем всех в регионы поработать с ТОС, как работает «ЕДИНАЯ РОССИЯ» с ними. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Викторович, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Алексей Николаевич Диденко? Нет. Гаврилов Сергей Анатольевич? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию.
Ставится на голосование законопроект, пункт 43 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 16 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 388 чел 86,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 388 чел.
Не голосовало 62 чел 13,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
И ставится на голосование законопроект, пункт 44 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 16 мин. 49 сек.)
Проголосовало за 386 чел 85,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 386 чел.
Не голосовало 64 чел 14,2 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments