leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Право религиозных организаций проводить аттестацию священнослужителей

Право религиозных организаций проводить аттестацию священнослужителей Для приезжающих преподавать императивный характер, местных диспозитивный – первое чтение – Андрей Логинов Тысячи организаций используют названия конфессий в спекулятивных целях
46. 992354-7 Госдума в итоге обсуждения приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений»
Документ внесен правительством 21.07.20.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Андрей Логинов.
Председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.
Законопроектом предлагается:
- сократить установленный законодательством перечень документов, представляемых для государственной регистрации религиозных организаций, закрепив обязанность Минюста России (его территориальных органов) запрашивать необходимые для государственной регистрации копии уставов учредителя (учредителей) в органе, принявшем решение о государственной регистрации учредителя (учредителей);
- установить требования к форме и содержанию уведомления о продолжении деятельности религиозной группы;
- закрепить право духовных образовательных организаций проводить аттестацию, реализовывать дополнительные профессиональные программы для священнослужителей и составляющих религиозный персонал лиц, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях (центрах);
- установить запрет быть руководителем, участником религиозной группы для следующих категорий лиц:
иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;
лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
лиц, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
физических лиц, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества, – до отмены такого решения;
- установить, что сведения о вероисповедании могут содержаться только в наименованиях религиозных организаций и юр. лиц, учредителями (участниками) которых являются религиозные организации. Иные юр. лица не вправе включать в свои наименования сведения о вероисповедании (юр. лица, в наименованиях которых содержатся сведения о вероисповедании, должны до 1 января 2021 г. привести свои наименования в соответствие с требованиями законопроекта);
- закрепить право религиозных организаций входить в структуру централизованной религиозной организации и выходить из нее, если основания и порядок вхождения и выхода определены уставом соответствующей централизованной религиозной организации, а также право централизованной религиозной организации в соответствии со своими внутренними установлениями предусматривать в уставе запрет на выход и (или) исключение религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования. Предусматриваются переходные положения.
Первое чтение 307 0 2 16:41

Стенограмма обсуждения
46-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части совершенствования правового регулирования деятельности религиозных объединений».
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь – заместитель министра юстиции Андрей Викторович Логинов.
Логинов А. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» разработан Минюстом и внесен правительством в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о регулировании деятельности религиозных объединений и реализации полномочий по регистрации религиозных организаций в инициативном порядке.
Новеллы, предлагаемые законопроектом, можно разделить на две группы. Первое – это изменения в сфере государственной регистрации религиозных организаций.
Второе – это изменения, касающиеся осуществления религиозных объединений своей деятельности. Данные изменения составляют основную часть и заключаются в следующем: закрепляется право духовных образовательных организаций проводить аттестацию и реализовывать дополнительные профессиональные программы для осуществляющих свою деятельность работающих в религиозных организациях священнослужителей и составляющих религиозный персонал работников, получивших духовное образование в зарубежных образовательных организациях или центрах. Далее устанавливается запрет для определённых категорий лиц быть руководителем, участником религиозной группы по аналогии с запретом, установленным для лиц данных категорий быть учредителями, участниками религиозных организаций.
Третье – изменяется периодичность предоставления в территориальный орган Минюста уведомления о продолжении деятельности религиозной группы по форме, утверждённой Минюстом. Ранее это было один раз в три года, согласно законопроекту, предлагается предоставлять такую информацию раз в год.
Четвёртое – закрепляется право централизованных религиозных организаций устанавливать в своих уставах основания и порядок вхождения, выхода или исключения религиозных организаций из централизованной религиозной организации, в структуру которой они входят.
Также законопроектом предусмотрено ограничение права на использование в наименованиях юридических лиц указания на вероисповедание.
Принятие законопроекта позволит повысить уровень правовой неопределённости в обозначенных сферах применения закона «О свободе совести...» и обеспечить отечественное духовное пространство эффективно работающими российскими религиозными организациями в соответствии со сложившимися государственными конфессиональными отношениями.
Спасибо за внимание. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. С места. Включите микрофон.
Гаврилов С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые друзья! Хотел бы сказать, что над данным законопроектом, над его основными положениями комитетом велась работа на протяжении крайних трёх лет. И мы считаем, что он носит системный характер. И наш коллега статс-секретарь Логинов, что свойственно ему, очень дотошно рассказал о сути законопроекта.
Я бы хотел отметить самое важное, что для нас является мотивом поддержать данный законопроект – это, конечно, юридическое закрепление запрещения расколов.
К сожалению, у нас в ряде религиозных организаций ситуация приобретает порой лавинообразный характер, что служит также расширению экстремизма, дезорганизации религиозных организаций и вкупе с присутствием активным, таким прозелитизмом зарубежных миссионеров, безусловно, служит подрыву не только безопасности нашей страны, но и нашим духовно-нравственных основам, нашим основам культуры традиционным, нашему пониманию семьи, служению Отечеству. И, я считаю, что наши меры очень аккуратны.
Я хочу сказать, что практически все законодательные предложения, которые в данном таком системном законопроекте, они используются активно за рубежом, не только в евразийском нашем сообществе, но и, скажем, и во многих европейских странах. И, на наш взгляд, они вполне соответствуют нашим ожиданиям, что Минюст будет более активно участвовать в защите прав и наших интересов, наших соотечественников и сограждан и будет проявлять достаточно принципиальную позицию.
Мы просим поддержать данный законопроект. Я знаю, что есть вопросы к отдельным его частям и хотел бы сказать, что мы вместе с правительством и с Администрацией президента будем активно работать для того, чтобы найти правильные решения. По ряду из этих вопросов были проведены необходимые совещания на самом высоком уровне и мы нашли соответствующие решения, развязки наиболее таких глубоких озабоченностей, которые будут решены, уже подготовленные ко второму чтению.
Прошу вас поддержать данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Анатольевич.
Коллеги, будут ли вопросы?
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.
Моляков И. Ю. Уважаемый докладчик, вот я к основному докладчику вопрос, религиозной организацией по Гражданскому кодексу является в том числе и Русская православная церковь – это та же самая организация.
Мы говорим о том, что получать деньги из-за рубежа эта организация может, но будут исследоваться те цели, на которые идут эти средства? Во всяком случае, у нас более десяти православных церквей по миру.
Если от этих организаций Русская православная церковь будет получать средства, каким образом они будут оцениваться?
Ну и не является ли вот данный законопроект нарушением фундаментального принципа нашей жизни – отделение церкви от государства?
Логинов А. В. Позвольте начать со второго, основного вопроса. Нет, никоим образом не является. Наоборот, по всем аспектам этой сложной и юридической, и практической проблемы, как уже правильно сказал Сергей Анатольевич, работа шла в течение последних лет. Очень напряжённо и очень как бы всесторонне изучались эти стороны. Нет, принцип отделения государства от церкви в данном законопроекте не преступается.
Что касается вопроса о возможности поддержки нашей Русской православной церкви от других поместных церквей, ну правда я вам исторически скажу, что процесс этот идёт в обратную сторону, как правило, это началось ещё с XVI века, и, в принципе, эта тенденция не меняется до сих пор. Но данный законопроект, рассматриваемый, коллеги, не имеет к этой теме, к этому сюжету ну просто никакого отношения, поэтому давайте мы его опустим и рассмотрим в каком-то другом формате.
Председательствующий. Спасибо. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста. Гильмутдинов И. И., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо большое.
Уважаемый Андрей Викторович, вот нам бы хотелось, мне, по крайней мере, хотелось на этом этапе услышать ответы на те, на мой взгляд, проблемы, вопросы, которые возникают в рамках этого законопроекта.
Вы знаете, у многих религиозных организаций нет духовных образовательных организаций, где бы они могли пройти аттестацию. Вот те же буддисты, ряд других, где они будут проходить, те, кто приехал из-за рубежа, эту аттестацию?
Также есть у нас представители духовных организаций, которые приезжают в наши учебные заведения работать. Мы их приглашаем сами, потому что они имеют... Кто их будет аттестовывать, по каким правилам? То есть очень много связанных... Надо ли проводить аттестацию тех, кто уже сегодня работает не один год, которые знают и законодательство российское и так далее? Может быть это распространить на тех, кто...
Логинов А. В. Ильдар Ирекович, спасибо большое за вопрос, это действительно является одним из таких сущностных. И можно сказать, это одна ИЗ сущностных проблем в рамках предлагаемых изменений в законодательство, которая в том числе предполагается нами, уже по консультациям, которые мы проводили до внесения его на первое чтение, в том числе и с Советом по делам религиозных организаций при президенте, и Общественной палатой, и очень большую роль сыграл комитет, мы видим там возможности корректировки ко второму чтению, это я говорю совершенно ответственно.
В частности, ну, первое, что очевидно напрашивается, что даже очень многие высокопоставленные, уважаемые и известнейшие иерархи нашей Русской православной церкви в своё время образование получали в академиях, которые после распада СССР оказались, как вы понимаете, иностранными государствами. И безотносительно от этого надо понимать и другие риски. То же самое касается и многих деятелей мусульманских, поскольку действительно Бухара, традиционно Средняя Азия, она была во многом, многие годы существовала как школа, такая платформа для подготовки мусульманских священнослужителей.
Так что уже как минимум напрашивается поправка о том, чтобы не включать в этой части обратную силу, то есть чтобы уже работающие и священнослужители, и религиозные деятели, они по факту, вот только с момента принятия закона начинали бы действовать эти требования об аттестации.
Что касается аттестации, это ни в коем случае не является проверкой знаний, и так далее, как это предусмотрено другими актами профессиональной подготовки или переподготовки и соответственно профпригодности. Аттестация будет проходить в соответствии с установлением Трудового кодекса, в первую очередь по внутренним установлениям самой организации.
И речь здесь, видимо, надо вести о том, что для тех священнослужителей и религиозных деятелей, которые приезжают сюда преподавать в наших духовных образованиях, вот эта аттестация, организованная по порядку, установленному централизованной религиозной организацией, должна носить, ну, как бы императивный характер. В то же время для тех священнослужителей, которые приезжают для... работать и служить в отдельных приходах, она уже может носить диспозитивный, то есть там будет установлено право этих религиозных организаций централизованных самим устанавливать эти требования.
Буддисты – это, конечно, одна из таких сложных проблем.
Это связано с тем, что в Калмыкии за годы советской власти полностью буддистское духовенство было истреблено, и там возможности восстановления традиций не состоялись. Вот поэтому сегодня в Калмыкии существуют представители всех основных четырех, четырех направлений буддизма. 11 приезжают туда из разных государств – из Индии, Непала, Монголии. И в отсутствии у них духовного, собственно, духовного образовательного учреждения, организации, им очень сложно... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Спасибо.
Затулин Константин Федорович. Пожалуйста.
Затулин К. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Андрей Викторович, среди положений правительственного законопроекта, который вполне я мог бы разделить, есть и поправка в статью 8, которая означает изъятие из наименований существующий общественных организаций и других организаций, отсылку или связь с вероисповеданием. На практике это означает, что если это пройдет, то в этом случае такие организации, как, например, Фонд единства православных народов или Союз православных граждан фактически потеряют смысл своего существования. В то же самое время, вы знаете, эти организации, ну и многие другие, несут очень многие важные просветительские и прочие функции в той сфере, которая не окормляется ни государством, ни церковью официальной.
Я хотел бы спросить, зачем мы предусматриваем вот такую меру, и не вторгаемся ли мы в ту сферу, в которую не недолжны были бы вторгаться?
Логинов А. В. Константин Федорович, да, спасибо за вопрос. Он тоже очень такой актуальный. Это одна из линий напряженности при обсуждении законопроекта. Но я вам выскажу как бы точку зрения Министерства юстиции. Мы говорим здесь и, безусловно, как официальный представитель правительства, защищая эту позицию. Мы говорим здесь фактически о некоммерческих организациях, которые без всякой связи с религиозными организациями, в том числе централизованными, используют в своих наименованиях наименования вероисповедальные, конфессиональные.
Вы знаете, действительно, можно назвать не один десяток достойнейших организаций, которые в течение десятилетий на этом поприще, на этой ниве как бы себя проявили. И, в общем-то, в полном тесном контакте, как тот же Фонд единства православных народов с руководством священноначалия нашей РПЦ.
Но в то же время существуют напротив этих десятков, нескольких десятков, даже сотен, существуют тысячи, повторяю, некоммерческих организаций, которые используют в своем наименовании название той или иной конфессии, используя это, как, собственно говоря, достаточно в спекулятивной, можно так сказать, мошеннической даже деятельности. Фактов этому не счесть числа.
И здесь, конечно, ко второму чтению законодатель должен взвесить. Есть возможности, чтобы организации достойные, как Фонд единства православных народов, включили в состав своих учредителей, допустим, организацию, относящуюся к Московскому патриархату. И тогда вопрос будет полностью снят, и тогда вопрос будет полностью снят. На время, необходимое для перерегистрации соответствующих документов, естественно, надо предусмотреть серьезный, как бы обдуманный переходный период.
Но. с другой стороны, ситуация действительно драматична. Потому что сегодня любой человек может создать организацию, назвать ее по имени той или иной религии и использовать это уже как освещенный сверху механизм для работы с нашим гражданским обществом. Вот, собственно, в чем суть ответа. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо.
Андрей Викторович, то есть я понимаю, что исламский университет или православная гимназия... больше таких образований не получится, наименования такие носить.
Меня интересует другой вопрос, вот то, что касается предотвращения раскола, та мера, которая принята. То есть фактически в уставах религиозных организаций централизованных будет предусмотрено право входить в эти организации, но не будет предусмотрено право выходить. То есть для выхода потребуется создание отдельного юридического лица, которое уже не связано с этой религиозной организацией. Я правильно понимаю?
Логинов А. В. Да, вы правильно понимаете этот вопрос. Только сразу скажу, он носит характер... Мы предоставляем право централизованной религиозной организации установить соответствующие как бы нормы, прописать соответствующие нормы в своих документах. Сегодня они ничем не ограничены от этого. Такого рода как бы толчок, подсказка, он, собственно говоря, необходим для большей как бы объективизации тех решений, которые будут принимать централизованные религиозные организации, утверждая соответствующие изменения в своем уставе. Они будут ссылаться просто на закрепленное в законе право.
На самом деле это ни в коем случае, как вот перед этим был задан вопрос, не есть вмешательство государства в религиозную жизнь. Это, наоборот, подсказка или мера, которая ограничит религиозные организации от тех конфликтов, кризисных моментов, часто бывает даже рейдерских захватов тех или иных местных организаций.
Ещё есть важный аргумент – все эти изменения централизованная религиозная организация будет принимать решением своего высшего коллегиального органа. Местные организации религиозные, входящие в централизованную, они в нём присутствуют, они представлены. Так что здесь мы полностью отдаём это на усмотрение самих централизованных религиозных организаций.
Председательствующий. Спасибо.
Крупенников Владимир Александрович.
Крупенников В. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Андрей Викторович, я в продолжение всё-таки вопроса, который обозначил Константин Фёдорович по поводу пункта 8 статьи 8. Всё-таки в случае принятия данной нормы у нас под удар попадают такие некоммерческие организации как редакции газет и журналов, образовательные, общественные и культурные организации. И это может спровоцировать возникновение разрыва между гражданским и религиозным обществом, и непосредственно религиозными организациями.
Вы хотя бы оценили, какое количество таких организаций, которые сейчас работают, которые общепризнанные, которые выполняют очень важную роль, которые работают в тесной связке с религиозными объединениями? Вы подставляете под удар, выводя их из правового поля, лишая их возможности содержать в названии, допустим, ссылку, что православный журнал, православная гимназия и так далее.
И всё-таки ко второму чтению есть ли шансы, что правительство согласится вывести некоммерческие организации из-под действия этой статьи? Спасибо.
Логинов А. В. Коллеги, полностью данный вопрос, безусловно, мы отдаём на усмотрение законодателя. Комитет озабочен этой проблемой, немало уже обращений поступало, я так понимаю, и к Сергею Анатольевичу.
Со своей стороны скажу: здесь наша как бы заинтересованность заключается в том, чтобы действительно реально провести эту грань различия. Даже не только государство отделяется от религиозной жизни, ну и. честно говоря, религиозная жизнь имеет право как бы на свою защиту даже в сфере деятельности гражданского общества, в сфере деятельности НКО. Сложно, понимаете, сложно как бы насильно мне пойти в органы юстиции, зарегистрировать свою некоммерческую организацию, употребить там слово «мусульманский», «православный» «католический», «протестантский» и так далее, и так далее, у нас огромное количество конфессий в стране, и после этого позиционировать себя практически на одной, в глазах общества на одной доске с этим, на одной линии с этой религиозной организацией. Тут есть очень серьезные коллизии.
Гораздо проще будет, либо если нет возможности изменить наименование, оно сложилось в какой-то бренд, просто пригласить в соучредители представителей организации той или иной конфессии.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Можно ставить на голосование?
Включите режим голосования, пункт 46 порядка работы.
Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 41 мин. 01 сек.)
Проголосовало за 307 чел 68,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 309 чел.
Не голосовало 141 чел 31,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments