leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят закон о новой методике расчета МРОТ – Олег Смолин Неправда что закон предполагает повышение з

Принят закон о новой методике расчета МРОТ – Олег Смолин Неправда что закон предполагает повышение зарплаты 400 руб. это не повышение – Шеин Для этого закона вводит более низкая медианная зарплата – Пудов Вводим унифицированные правила Коэффициент региональной дифференциации У 80 регионов был занижен будет исправлено
9. 1027748-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (об изменении методологии расчета величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда)
Документ внесен правительством
Он принят во втором чтении 15.12.20.
Представил председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Законопроектом предлагается:
- исключить понятие «потребительская корзина» и признать утратившими силу положения о порядке ее установления;
- уточнить понятие «прожиточный минимум» – минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина (в настоящее время – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы);
- ввести понятие «медианный среднедушевой доход» – величина денежного дохода, относительно которой половина населения в целом по РФ имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины и которая ежегодно исчисляется Росстатом (исчисление медианного среднедушевого дохода осуществляется на основании методики, определяемой Росстатом);
- изменить методологию расчета величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год, предусмотрев, что эта величина устанавливается до 1 июля текущего года Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год (в настоящее время предусмотрено, что величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам);
- установить, что соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 % и пересматривается не реже одного раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития РФ. В течение срока действия установленного соотношения величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год не может быть установлена ниже величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, установленной на текущий год;
- предусмотреть, что величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год, в т.ч. для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, исходя из величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на тот же год, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ. Соотношение величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ устанавливается в размере 109%, величины прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ – в размере 86%, величины прожиточного минимума для детей в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ – в размере 97%;
- установить, что величина прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ на очередной год устанавливается до 15 сентября текущего года субъектом РФ с учетом коэффициента региональной дифференциации, который рассчитывается как соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ в порядке, определяемом Правительством РФ. На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ устанавливается субъектом РФ в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ за второй квартал 2020 года;
- на 2021 – 2025 годы устанавливается переходный период поэтапного доведения величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ, установленных на 2021 год, до величин прожиточного минимума на душу населения в субъектах РФ, рассчитанных с учетом коэффициентов региональной дифференциации;
- закрепить, что на 2022 год и последующие годы величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в субъекте РФ устанавливается субъектом РФ в порядке, определяемом Правительством РФ, одновременно с установлением величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ. Величина прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемая в субъекте РФ, используется в т.ч. в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- предоставить органам государственной власти субъектов РФ право устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом социально-экономических особенностей и природно-климатических условий местностей, расположенных в данных субъектах РФ;
- изменить механизм расчета минимального размера оплаты труда, предусмотрев, что МРОТ на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году, исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной Росстатом за предыдущий год, и устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год (в настоящее время предусмотрено, что начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за второй квартал предыдущего года). Законопроект об установлении МРОТ на очередной год подлежит обсуждению с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;
- установить, что соотношение МРОТ и медианной заработной платы пересматривается не реже 1 раза в 5 лет исходя из условий социально-экономического развития РФ;
- предусмотреть, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере 42%
- установить с 1 января 2021 года МРОТ в размере 12 792 руб. в месяц (по сравнению с МРОТ на 2020 год (12 130 руб.) рост составит 5,5%.);
- предусмотреть, что в период с 1-го числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров пенсии и ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг) до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году;
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений для которых предусмотрены иные сроки вступления их в силу. Расчет и утверждение величин прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и и в субъектах РФ за 4-ый квартал 2020 года осуществляются по старым правилам.
Третье чтение 301 15 26 12:42

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич. С места.
Нилов Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Спасибо.
Законопроект вчера был рассмотрен во втором чтении, дискуссия состоялась по поправкам, комитетом подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. И комитет просит поддержать.
Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, есть по мотивам желающие? Есть.
Включите запись.
Еще раз хочу подчеркнуть, что по мотивам один человек от фракции.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Смолин? Олег Николаевич, подождите.
Исаев Андрей Константинович. Затем просьба подготовиться Смолину Олегу Николаевичу и Шеину от «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ».
Пожалуйста, Исаев. Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Да. Коллеги, кто хочет выйти выступить с центральной трибуны, только можно приветствовать.
Исаев А. К. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Рассматриваемый нами законопроект устанавливает более прогрессивный метод расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Именно такая методика используется во всех развитых странах. Но для граждан методика не столь важна, важны социальные последствия.
Мы должны сказать, что принятие этого закона приведет к тому, что и прожиточный минимум, от которого считаются пособия, и минимальный размер оплаты труда вырастет больше, чем если бы их считали по старой методике, расти будет, опережая инфляцию, это очень важный момент.
Очень важный вопрос решает данный законопроект еще один. Сегодня в 61 субъекте Федерации прожиточный минимум пенсионеров занижен, это значит – многие из тех, кто должны были бы получать доплату к пенсии, ее не получают. По этому закону в течение переходного периода ситуация будет исправлена, и гораздо большее количество людей будет получать доплату к пенсии и социальную помощь. Очень важно, что данный законопроект поддержали стороны социального партнерства – профсоюзы и работодатели.
Но российская трехсторонняя комиссия высказала свои замечания. Эти замечания мы учли и внесли в качестве поправок. Мы зафиксировали, что в Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не может быть снижен ни при каких обстоятельствах, он может только расти. Мы зафиксировали, что ежегодно размер МРОТ и прожиточного минимума, прежде чем они будут внесены к нам на обсуждение, должны быть обсуждены на трехсторонней комиссии с профсоюзами и работодателями. И тем самым подняли статус социального партнерства в полном соответствии с новыми нормами Конституции, за которую проголосовал народ Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, «ЕДИНАЯ РОССИЯ» осознает, что голосовать против этого закона – это значит голосовать против повышения зарплат, пенсий и пособий, голосовать против конкретных людей, против наших избирателей.
Мы проголосуем за данный законопроект и призываем все политические ответственные партии поступить также. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Андрей Константинович.
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Фракция не сможет поддержать этот законопроект по следующим соображениям: первое – он действительно предусматривает современные методики. Правда, в тех странах, с которых мы берем пример, величина прожиточного минимума рассчитывается, как половина от минимальной заработной платы, а у нас, как 42 процента. Поэтому неправда, что законопроект предполагает более высокое повышение минимальной зарплаты. 400 рублей – это не повышение. Если бы повышали по старой методике, было бы 500.
Второе. Впоследствии закон будет приводить к повышению минимальной заработной платы и прожиточного минимума только в одном случае, если минимальная зарплата будет расти быстрее цен, однако нет никаких гарантий, что в ближайшее время это будет происходить именно так.
Я вам напомню ещё раз заявление президента о том, что за последний год цена на сахар выросла на 71 процент, на растительное масло на 24, на муку на 13, а по данным экономистов, так называемый индекс оливье, то есть реальные цены на продукты питания более чем на 8,5 процента. Понятно, что прибавка в 400 рублей ничего не покроет.
Третье. Закон не позволяет сократить п стране лаже официальную бедность в два раза, как это было предусмотрено указом президента от мая 201К года. В настоящее время она составляет 13. ну. почти 20 миллионов человек (13.5 процента» по данным фннуниверситста при правительстве и не будет сокращаться даже, независимо от коронакризнса. а сейчас тем более.
Четвертое. Реальная бедность в Российской Федерации значительно выше. По опросам примерно 10-11 процентов говорят, что им денег не хвзтаст на еду. а еще примерно 28-29 процентов, что им денег не хватает на одежду. Вот вам уровень реальной бедности. Она тоже не будет сокращаться.
Пятое. Заместитель председателя правительства Ольга Голодец в свое время говорила об уникальной российской бедности, имея в виду бедность работающих. Законопроект и в этой части, увы, никаких проблем не решает. Мы консервируем на пять лет бедность и, увы. даже нищету.
Шестое. Гарантии, о которых здесь говорили, которые содержи! закон, о том, что мы не можем понижать минимальную заработную плат) при снижении медианной зарплаты, недостаточно, она должна была бы расти не ниже, чем растут цены в стране, но такой гарантии нет.
Седьмое. Федерация независимых профсоюзов России много раз требовала, чтобы мы поэтапно повышали минимальную заработную плату до минимального потребительского бюджета. Сейчас по данным Минтруда это 33 тысячи рублей, по данным Федерации независимых профсоюзов России – 39. И этой проблемы закон не решает. Слишком много рисков.
Фракция не будет поддерживать этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Олег Николаевич. Пожалуйста. Шеин Олег Васильевич, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Шеин О. В.. фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Если бы речь шла только о том, чтобы привязать минимальную заработную плату к медианной заработной плате, то разговор, наверное, был бы немножко другим.
Но на самом деле ведь разговор гораздо глубже. На каких порогах мы вводим соотношение между минимальной заработной платой и средней заработной платой по стране?
Эти пороги, во-первых, цементируют тот уровень нищеты, который сегодня есть в Российской Федерации, потому что цифры, которые определяются этим законом, по сути дела, просто дублируют сегодняшнюю ситуацию.
Но, второе, этим законом фактически ведь вводится отдельная медиана заработной платы в Российской Федерации.
Те средние зарплаты, про которые нам говорит Росстат, про которые нам говорит правительство.
где они рассказывают о том, что средняя зарплата 40 тысяч рублей, а медианная – 35, для этого закона применяться не будут. Для этого закона вводится отдельная медианная заработная плата, более низкая, чем обычные расчётные цифры Росстата Российской Федерации, и нам предлагают с этим согласиться.
Более того, нам предлагают эту ситуацию сохранить на протяжении ближайших пяти лет, и мы прекрасно понимаем, что когда в законе говорится о том. что, да, эти параметры могут быть пересмотрены досрочно, это означает, что предусмотрены, раз могут быть, то могут и не быть, и никто их досрочно пересматривать не станет. По этой причине фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» предлагала вполне конкретную поправку – довести реальное соотношение между минимальной заработной платой и медианной заработной платой до уровня стран Евросоюза, раз мы эту методику берём у европейцев, прогрессивную, современную, хорошую методику, значит и соотношение надо брать оттуда же, а не в тропической Африке. Однако поправка эта, предложения вчера фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» здесь, в зале пленарных заседаний, были отклонены. Соответственно данный закон, по сути, сохраняет современное соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом в реальных цифрах, которые есть по Российской Федерации на сегодняшний день и сохраняет тот уровень бедности, который есть в России сегодня.
Да. нам говорят, что медианная заработная плата может расти, тогда вырастут доходы. Но мы видим, что она не достигает на сегодняшний день даже уровня 2014 года, и когда она достигнет – вопрос весьма спорный. Поэтому «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не может поддержать данный законопроект. Многие наши товарищи по фракции голосуют против него. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, у нас в работе пленарного заседания в Государственной Думе принимает участие Пудов Андрей Николаевич – статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Есть возможность спросить у представителя министерства, Правительства Российской Федерации по данному законопроекту: принимаемый закон улучшает положение граждан или нет? Пожалуйста, включите микрофон.
Пудов А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Хочу однозначно сказать, что данный проект федерального закона улучшает положение граждан Российской Федерации как в части изменения самих размеров, а именно минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Абсолютные цифры роста назывались уже в этом зале сегодня.
Да, может быть, они не такие значительные, но это однозначный рост. Мы, делая, анализируя прогнозные, и в период на прогноз, изменения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума на десятилетний период, видим, что этот рост в том числе будет превышать инфляцию. Это первая мысль.
Вторая мысль. Что касается европейских стандартов, действительно берём мы за основу медианную зарплату, медианный среднедушевой доход, но в отличие от европейского опыта, который эти показатели как абстрактные использует, ориентируясь только на средние значения, в данном случае у нас это конкретные величины, которые закрепляют социальные обязательства государства.
И более того, я хотел бы ещё дать одно пояснение в отношении пятилетнего, у нас этот пятилетний не раз в пять лет, а не реже чем раз в пять лет. И мы, если будут изменяться социально-экономические показатели, планируем подходить к этому ежегодно, о чём мы договорились с Российской трёхсторонней комиссией, на площадке.
Как сказал Андрей Константинович, все те предложения, которые звучали от наших социальных партнёров, в первую очередь от профсоюзной стороны, были учтены депутатами в виде поправок, а именно: каждый раз мы будем рассматривать, каждый год на Российской трёхсторонней и саму величину, и соотношение величины, которое, как я уже выше сказал, может меняться не реже чем раз в пять лет. А, иначе говоря, будут показатели бюджета лучше, можно пересматривать это хоть ежегодно.
О чём свидетельствуют, кстати, и параметры бюджета федеральные, которые предусматривают реальное увеличение социальных расходов государства на увеличение как минимального размера оплаты труда, так и прожиточного минимума, а это реальные доходы населения, которые растут, исходя из того, что величина будет расти более высокими темпами.
Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
А как получилось, что у нас 60 регионов оказались с минимальным размером оплаты труда? Что? С прожиточным минимумом меньше МРОТ, правильно?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. С заниженным.
Пудов А. Н. Это ещё один плюс закона, который заключается в том, что мы, по сути, вводим сейчас единое унифицированное правило для расчёта в том числе и прожиточных минимумах в регионах Российской Федерации, потому что в сегодняшнем правиле, в действующем правиле это было фактически усмотрение субъектов Российской Федерации.
А в правиле, которое предусмотрено проектом федерального закона, предусматривается, что у нас... в течение пяти лет мы вводим коэффициент региональной дифференциации, когда у них будет безусловная обязанность уже установить параметры, исходя из российского значения прожиточного минимума. И эта ситуация, что у 60 регионов он был занижен, она будет исправлена. А почему она такая была, я уже сказал. Это было фактически усмотрение субъектов Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование 9-й вопрос нашей повестки – о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (третье чтение).
Пожалуйста, включите режим голосования.
Алексей Владимирович, вот вы за кого-то проголосовали, тем более, скорее всего, против, так как сами выступали против... Не голосовали? Нет? Поддержали?
Из зала. Воздержались.
Председательствующий. Воздержались? Правильно сделали, что воздержались. Потому что это улучшение жизни. Не настолько, как нам хотелось бы, но это движение вперёд по пути решения вопросов и проблем.
Тем более 60 регионов у нас в сложном положении, а сейчас мы берём эти вопросы на контроль и решим и в этих регионах вопросы.
Вот видите, Андрей Константинович, ваше убедительное выступление повлияло на позицию коллег. А Андрей Николаевич даже не подозревал, что Алексей Владимирович не будет теперь голосовать против, а воздержится. Это тоже шаг вперёд. Что?
Из зала. Не поддержали.
Председательствующий. Ну. не поддержали... Против не были? Это уже говорит о том, что вам это решение импонирует, вы же против него не выступали. А коллега Шеин, он уже занят другим. Пожалуйста, покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 42 мин. 40 сек.)
Проголосовало за 301 чел 66,9%
Проголосовало против 15 чел 3,3 %
Воздержалось 26 чел 5,8 %
Голосовало 342 чел.
Не голосовало 108 чел 24,0 %
Результат: принято За – триста один, против – пятнадцать, воздержалось – двадцать шесть. Федеральный закон принят.
Коллеги, поздравляем вас! (Аплодисменты.)
Андрей Николаевич, спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments