leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Увеличение штрафов за разглашение информации с ограниченным доступом

Увеличение штрафов за разглашение информации с ограниченным доступом - первое чтение - Дмитрий Вяткин Количество нарушений невелико потому что штрафы низкие Повысим штрафы будут обращаться в рамках административно-деликтного процесса
45. 1023005-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (об усилении административной ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом)
Документ внесли 18.09.20. Депутаты ГД В.И.Пискарев, Д.Ф.Вяткин (ЕР)
Представил депутат Дмитрий Вяткин.
Зампред комитета по государственному строительству и законодательству Даниил Бессарабов.
Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, предусмотрев, что указанное деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 тыс. руб. (действует – от 500 до 1 тыс. руб.); на должностных лиц – от 40 тыс. до 50 тыс. руб. (действует – от 4 тыс. до 5 тыс. руб.).
Первое чтение 329 0 2 14:35

Стенограмма обсуждения
45-й вопрос. Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин.
Вяткин Д. Ф., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается увеличить размер санкций по статье 13.14 Кодекса об административных правонарушениях, который предусматривает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом, кроме тех случаев, когда за эти деяния предусмотрена ответственность уголовная.
Перечень этой информации достаточно обширен, это несколько десятков наименований. Отличие лишь в том, что эта информация, как правило, имеет служебный характер, она не загрифована, но ответственность в размере 500-тысяча рублей, сами понимаете, для правонарушителей не является ни стимулом для правомерного поведения, ни какой-то санкции в виде, скажем так, материального характера.
В этой связи предлагается увеличить размер санкций: вместо 500 -тысяча рублей, 5-10 тысяч рублей для граждан, и 40-50 тысяч рублей для должностных лиц. Ну, субъектами по данному правонарушению являются только физические лица: либо граждане, либо должностные лица.
Правительством данный законопроект поддержан. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Даниил Владимирович Бессарабов.
Бессарабов Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Учитывая важность предупреждения новых административных правонарушений, а также необходимость обеспечить соблюдение требований по защите информации с ограниченным доступом, комитет поддержит представленный законопроект в части повышения размеров штрафных санкций.
Вместе с тем, комитет считает необходимым обратить внимание на следующее. Статьёй 17.13 кодекса установлена ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности. За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено наложение штрафа на граждан до 500 рублей, на должностных лиц до 1000 рублей. Учитывая схожесть составов административного правонарушения и необходимость мер защиты, обеспечивающих реализацию сохранения правопорядка в информационной сфере, комитет полагает целесообразным вернуться к этому вопросу во втором чтении. А в первом чтении предлагаем законопроект поддержать.
Комитет соисполнитель по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект. Правительство поддерживает. У Правового управления замечаний концептуального характера нет.
Спасибо. Просим поддержать законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, вопросы есть? Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.
Моляков И. Ю. Уважаемый Даниил Владимирович, вчера мы принимали закон о том, что некоторые ответственные лица в плане публикаций некоторых сведений об их деятельности, они защищены. Ну, это правоохранительные органы и так далее, и так далее. В то же время в газетах, в средствах массовой информации у нас распространена такая практика. Там не указывают источник, они говорят «по имеющимся у нас источникам» и так далее. Как вот в этом случае быть? Будут наказывать того журналиста или человека, который использовал такую вот формулу о том, что по источникам из информированных кругов и так далее, и так далее? Как будут выявлять они, откуда он взял эти средние?
Бессарабов Д. В. Да, спасибо. Я ещё раз вот диспозицию статьи, в которой речь идёт... в которую автор законопроект предлагает внести изменения о разглашении информации, доступ к которой ограничен федеральным законом за исключением случаев, если разглашение такой информации влечёт уголовную ответственность лицом, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Поэтому, собственно говоря, анализируя состав и объективную сторону, вот те обстоятельства, которые в этой статье указаны, подлежат анализу. Иные, ну, не имеют отношения ни к предмету законодательной инициативы, которую авторы доложили, ни к сути той нормы, которую предлагается изменить, но только в части санкций. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к Дмитрию Федоровичу. Дмитрий Федорович, всё-таки можно и перечислить примеры конкретные подобного рода нарушений.
Второе. Статистику по этим нарушениям за несколько последних лет, растет она, уменьшается, достаточная мера сегодня, недостаточная, как обязательное условие для усиления соответствующий административной ответственности, за что привлекают по этой статье и кого чаще всего?
Председательствующий. Дмитрию Федоровичу Вяткину включите микрофон.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые коллеги, ну, я могу начать перечислять: коммерческая тайна, персональные данные, если только ответственность отдельно не предусмотрена, налоговая, банковская, врачебная, нотариальная, адвокатская, аудиторская, тайна страхования, ломбарда, связи, завещания, усыновления и так далее, и тому подобное., этот список вы можете спокойно найти в любой информационно-правовой системе. Он довольно обширен. Кроме тех сведений, подчеркну, которые составляют особо охраняемую законом тайну, и за разглашение которой предусмотрен уголовная ответственность.
Я ответил вроде на ваш вопрос.
Ещё что-то.
Председательствующий. О статистике речь была. Вяткин Д. Ф. А, да. Извините.
А теперь, что касается статистики. На самом деле отдельной статистики по этому составу правонарушений не ведется. Вы можете обратить внимание на сайте судебного департамента по административной практике, она ведется в массиве с другими нормами КоАП, скажем так, из этой же главы. Количество правонарушений невелико, я думаю, что это связано в первую очередь с тем, что обращений по этому поводу достаточно мало, потому что и это, кстати, тоже связано с размером санкций. Ну, чего обращаться, допустим, в прокуратуру, прокуроры составляют по этому правонарушению протокол, или в полицию, которая тоже наделена правом составлять, если штраф может быть наложен 500 рублей. Кому это интересно? Чаще всего, конечно, применяются иные меры. Но предлагаемые нами нормы, значит, поверьте, особенно в отношении должностных лиц, когда эта сумма будет исчисляться десятками тысяч рублей, они будут иметь превентивный характер, профилактический, а, соответственно, пострадавшие, потерпевшие, ну, в первую очередь это будут либо граждане, либо организации, будут более охотно, так сказать, заявлять о допущенных нарушениях не в порядке гражданского судопроизводства, а в порядках административно-деликтного процесса.
Председательствующий. Спасибо.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
Шеин О. В. Даниил Владимирович, у меня к вам будет как раз вопрос в рамках того, о чем сейчас говорил коллега Вяткин.
Мы говорим в рамках ... чтения, вы говорите в рамках законопроекта об увеличении мер административной ответственности в случае разглашения сведений, которые с точки зрения законодательства могут быть отнесены к служебной информации. Но у нас служебная информация, она же, я так понимаю, напрямую в законе не прописана, а есть делегированные полномочия работодателям, в том числе, и госведомствам. Мы с вами помним, как этим летом Минздрав публично заявил о том, что врачи не вправе никак комментировать ситуацию по коронавирусу, и потом пришлось объясняться, что их неправильно поняли, хотя их очень правильно все поняли.
Вот в этих условиях вы не находите, что без детализации видов информации мы на самом деле открываем большие возможности для работодателей и бюрократии как их вида, работодателей, к тому, чтобы препятствовать работникам в защите их прав на... (Микрофон отключён.) Бессарабов Д. В. Да, Олег Васильевич, спасибо...
Председательствующий. Пожалуйста, сначала Даниил Владимирович, потом Дмитрий Федорович.
Бессарабов Д. В. ...за ваш вопрос, и что называется озабоченностью возможными последствиями правоприменительной практики.
Но ещё» раз обращу внимание на диспозицию, на то, как изложена статья, которую авторы предлагают изменить: «Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом». Речь идет об этом, а авторы там тоже добавят. Спасибо.
Председательствующий. Дмитрию Федоровичу Вяткину включите микрофон.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Олег Васильевич, вот перечень этих законов, тоже подчеркну, например, это может быть и Закон «О коммерческой тайне», и «О транспортной безопасности», «Об инвестиционном товариществе», «О персональных данных», «О донорстве крови...», «Об обязательном медицинском страховании», «О государственной дактилоскопической регистрации», «О Центральном банке», Семейный кодекс, Налоговый, Гражданский, «О банках и банковской деятельности» и ещё десятки законов, федеральных законов, например, «О Всероссийской переписи...», «О политических партиях», «Об официальном статистическом учете...», «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и так далее, и тому подобное. В каждом из этих федеральных законов содержится норма, которая устанавливает перечень сведений с ограниченным доступом. Ну, вот сейчас так.
Это действительно так. Но так как это установлено федеральным законом, эти сведения находятся, соответственно, под федеральной защитой, и поэтому вносятся изменения в КоАП.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 34 мин. 53 сек.)
Проголосовало за 329 чел 73,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 2 чел 0,4 %
Голосовало 331 чел.
Не голосовало 119 чел 26,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments