leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Ратифицирован Протокол с Кипром о налогообложении дивидендов и процентов по ставке в размере 15%

Ратифицирован Протокол с Кипром о налогообложении дивидендов и процентов по ставке в размере 15% за исключением институциональных инвесторов, выплачивается транзитная ставка 2%. России удалось убедить Кипр, процентов и дивидендов в Кипр выплачено три триллиона рублей – Антон Морозов Существуют и другие лазейки Швейцария Нидерланды Амнистия капиталов не доведена до конца – Елена Панина Из всех инвестиций в России на Кипр уходило 64,5%, возвращались очень частично – Гартунг Убирать изъятия, АО по ставке 5%
14. 1062979-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года»
Документ внесен правительством 26.11.20.
Представил статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов.
Зампред комитета по международным делам Юрий Олейников.
Протокол подписан в г. Никосии 8 сентября 2020 года и устанавливает режим налогообложения у источника доходов в виде дивидендов и процентов по ставке в размере 15% за рядом исключений.
К таким исключениям в части дивидендов относятся инвестиции, осуществляемые Правительством, Центральным банком, пенсионными фондами, страховыми компаниями Договаривающихся Государств, а также публичными компаниями Договаривающихся Государств, у которых доля акций с правом голоса, находящихся в свободном обращении, составляет не менее 15% и которые прямо владеют не менее чем 15-процентной долей участия в капитале компаний, выплачивающих дивиденды, в течение 365 дней, прямо предшествующих дате выплаты дивидендов.
В отношении таких доходов установлена ставка налога у источника в размере 5%. Указанная пониженная ставка применяется исключительно в случае наличия фактического права на дивиденды у вышеуказанных получателей дохода и статуса резидента Договаривающегося Государства.
В части процентных доходов к таким исключениям относятся долговые обязательства перед публичными компаниями, в отношении которых выполняются аналогичные условия касательно размера участия в капитале компании, выплачивающей дивиденды, и доли собственных акций, находящихся в свободном обращении.
Для них предусмотрена ставка налога у источника в размере 5% при условии, что такая публичная компания является фактическим получателем дохода и резидентом Договаривающегося Государства.
Одновременно Протокол устанавливает освобождение от налогообложения у источника процентных доходов, выплачиваемых по банковским кредитам, по обращающимся правительственным и корпоративным облигационным займам, по обращающимся еврооблигационным займам, а также по долговым обязательствам перед Правительством, Центральным банком, пенсионными фондами и страховыми компаниями Договаривающихся Государств.
При этом условием применения освобождения от налогообложения у источника процентных доходов по вышеуказанным долговым обязательствам является наличие фактического права на доход у лица, получающего такие процентные доходы, и статуса резидента Договаривающегося Государства.
Ратификация 393 0 0 11:01

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению блока «Ратификация международных договоров Российской Федерации».
14-й вопрос. О проекте федерального закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года». Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации, статс-секретаря – заместителя Министра финансов Российской Федерации Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста, Алексей Валерьевич.
Сазанов А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь – заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, представленным законопроектом предлагается ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения. Протоколом предусмотрено увеличение ставки налогового источника до 15 процентов в отношении дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвесторов.
Изменения направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов посредством использования схем, с помощью которых большая часть доходов российского происхождения по сути выплачивается с российским бенефициаром через транзитную юрисдикцию с эффективной ставкой налога в 2-3 процента.
Просим поддержать. В результате этих изменений ставка будет повышена до 15 процентов. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, содоклад первого заместителя председателя Комитета по международным делам Юрия Павловича Олейникова. Пожалуйста, Юрий Павлович.
Олейников Ю. П., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенное нам изменение к Соглашению с Республикой Кипр об избежании двойного налогообложения повышает ставку, как сказал представитель правительства, на дивиденды и проценты с 5 до 15 процентов.
Это коснётся всех видов таких выплат за исключением случаев, когда дивиденды направляются в инвестиции правительствами, центральными банками, пенсионными фондами и страховыми компаниями, а проценты выплачиваются публичным компаниям, отвечающим целому ряду параметров, они в соглашении тоже обозначены.
Для них ставка налога остаётся прежней. 5 процентов. Это сохранит широкие возможности для инвестиций, но должно ограничить доходность дивидендов и прибыли по долговым обязательствам, попросту говоря, ограничить проедание прибыли нашими компаниями.
При этом выплаты процентов по обязательствам правительств, центральных банков, пенсионных фондов и страховых компаний договаривающихся сторон совсем освобождаются от налогов. Таким образом, мы как бы подталкиваем свободный капитал к определённым сегментам рынка.
Само соглашение было заключено в 1998 году, а Протокол был заключён совсем недавно, 8 сентября текущего года. На заседании нашего комитета мы активно обсуждали необходимость корректировки аналогичных договорённостей и с другими странами, которые дают сегодня убежище нашим капиталам.
Коллеги из правительства заверили нас, что такая работа, безусловно, ведется, и следующий вопрос это подтверждает.
Свобода движения капитала – это, конечно, обязательное условие функционирования рынка, вместе с тем мы понимаем, что текущая обстановка в мировой экономике требует большей концентрации капиталов в национальных юрисдикциях.
Правительство России смогло убедить в этом Правительство Кипра. По информации МИДа России Республика Кипр выполнила все внутригосударственные процедуры для вступления Протокола в силу.
Комитет по международным делам считает, что данный Протокол полностью отвечает интересам Российской Федерации и рекомендует вам, уважаемые коллеги, ратифицировать законопроект. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Есть.
Включите запись.
Покажите, пожалуйста, список.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ1. У меня к представителю правительства вопрос.
Ну логика понятна, что нужно поднимать ставку до 15 процентов. Не понятно мне, почему мы исключение из этой логики делаем для страховых компаний, пенсионных фондов и крупных акционерных обществ, у которых более 15 процентов уставного капитала обращается на рынке.
Вот поясните, почему мы для крупного бизнеса делаем такие исключения? И попадают ли под эти исключения госкомпании, которые открывают свои филиалы, зависимые общества в офшорных юрисдикциях? Спасибо.
Сазанов А. В. Да, Валерий Карлович, спасибо за вопрос. Госкомпании не попадают, потому что эти исключения касаются исключительно компаний, которые имеют реальное экономическое присутствие на Кипре, которые имеют фактическое право на доход.
В части кредитов и выплат по облигациям эти исключения сделаны для того, чтобы не было удорожания для российских компаний финансирования от розничных европейских инвесторов.
В части публичных компаний это касается исключительно кипрских компаний, которые являются публичными, у которых есть много розничных инвесторов, чтобы для них не произошло ухудшение условий по сравнению с их... моментом, когда они инвестировали деньги в Россию, также для них сделано исключение.
Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Пожалуйста, Емельянов Михаил Васильевич.
Емельянов М. В., фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Алексей Валерьевич, предлагаемое соглашение о повышении ставок до 15 процентов решает проблемы офшоров, теперь нашим компаниям будет невыгодно уходить в офшоры или оно несколько просто ухудшает положение этих компаний, но всё равно будет экономически выгодно уходить в офшоры?
Спасибо.
Сазанов А. В. Михаил Васильевич, спасибо за вопрос.
Большое количество капитала, который заходит в Российскую Федерацию из Республики Кипр, имеет российское происхождение, и использовались схемы с кипрскими компаниями транзитными исключительно для того, чтобы минимизировать налоговое бремя при выплате из Российской Федерации.
Как я уже отмечал, ставка налога эффективная составляла 2-3 процента, а сейчас мы повышаем ставку налогового источника до 15 процентов. Поэтому, если это идёт выплата российским физическим лицам, которые стоят за кипрскими компаниями, то им выгоднее будет уплатить ставку НДФЛ 13 процентов либо 15, если будет прогрессивная шкала, а не создавать офшорные компании, в том числе, на Кипре. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич – фракция КПРФ.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Алексей Валерьевич, вероятно, когда вы готовили этот закон, вы проанализировали, каковы потери России в связи с выводом капитала в кипрские офшоры. Спасибо.
Сазанов А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. За 2017-2019 год в Республику Кипр из Российской Федерации в виде процентов и дивидендов было выплачено 3 триллиона рублей, по эффективной ставке налога, как я уже говорил, 2-3 процента.
Председательствующий. Коллеги, кто хотел бы выступить по данному вопросу? Есть.
Включите запись.
Покажите, пожалуйста, запись.
Морозов Антон Юрьевич. Панина Елена Владимировна. Гартунг Валерий Карлович.
Морозов А. Ю., фракция ЛДПР. С места.
Председательствующий. Пожалуйста.
Морозов А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР поддерживает системную работу по ограничению вывоза капитала из Российской Федерации. И эти два законопроекта, которые о ратификации, которые мы сегодня рассматриваем по Республике Кипр и Люксембургу, отвечают нашим подходам.
Вместе с тем хотелось бы отметить следующее. Как представляется важным, чтобы Министерство финансов сделало эту системную работу по ограничению вывоза капитала публичной. Мы это подробно обсуждали на заседании комитета, поскольку сейчас помимо указанных государством существуют и другие лазейки: это и Швейцария, и Нидерланды, и многие другие государства, в которые также можно вывозить капитал практически без уплаты налогов. Поэтому необходимо сразу объявить так, чтобы бизнес понимал, что вводятся определенные правила игры.
И второе. Безусловно, с вывозом капитала нужно бороться не только репрессивными методами, поскольку мы понимаем, что зачастую бизнес вынужден защищать свой капитал от каких-то посягательств со стороны недобросовестных участников рынка. Поэтому здесь тоже необходимо принимать определенный комплекс мер, для того чтобы этот капитал не утекал. ЛДПР давно предлагала провести безусловную амнистию капиталов и вернуть все деньги, которые были вывезены, из-за рубежа в российскую экономику, но вот до сих пор эта работа не доведена до конца, и амнистия каин талон была объявлена с рядом сдерживающих факторов. Мы выступаем за безусловную амнистию капиталов, это сильно оздоровит нашу экономику и финансовый рынок. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Панина Елена Владимировна. Конечно, от фракции. Три минуты, да. У нас в любом случае есть договоренность, что три минуты.
Панина Е. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Уважаемые коллеги!
Данный закон о ратификации протокола принимается во исполнение поручений президента во время... по итогам его обращения к населению 25 марта 2020 года. Здесь уже говорилось о долгой работе, которая проводилась с Республикой Кипр, для того чтобы достигнуть этого протокола, этого соглашения по внесению изменений в соглашение.
Ну. скажу так, что необходимость внесения изменений в соглашение, она вызвана условиями изменившейся экономической деятельности как в России и в целом в мире впоследствии коронавирусной инфекции, ну и направлена, конечно, в первую очередь на уклонение от налогообложения, чаще всего уходили деньги российского происхождения, выплачивались они потом через кипрскую юрисдикцию российским бенефициарам, здесь цифры проводились.
Я только хочу еще одну цифру дать, что в 2019 году чаще всего такие средства уходили как прямые инвестиции за рубежом, в 2019 году из всех зарубежных инвестиций России на Кипр приходило 64,5 процента. Да, частично они возвращались потом, но очень частично как инвестиции в экономику России.
Поэтому этот закон очень важен, ратифицировать эти изменения в соглашении о двойном налогообложении, позволит привлечь нам, оставить нам капиталы те, которые уходили раньше через Кипр, в России.
И фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» поддерживает ратификацию данного протокола и призывает поддержать этот федеральный закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги'
Наша фракция поддерживает принятие этого закона о ратификации соглашения. Мы понимаем, что это шаг в правильном направлении.
Но мы считаем, что нужно подойти к этому вопросу еще раз будет. Понятно, что отменять уже достигнутое соглашение не нужно, его нужно подписывать и ратифицировать, но нужно добиваться уменьшения возможностей для исключения из этого общего правила. Я вопрос задавал.
Речь идет об акционерных обществах, которые фактически получают возможность платить по ставке 5 процентов. Да, облигации, государственные облигации, мы согласны с этим, что здесь надо из-под этого выводить, потому что это фактически двойное налогообложение получается. Но вот эти изъятия из соглашения нужно в дальнейшем будет, ну, как бы их прикручивать и убирать эти лазейки, потому что мы же понимаем, из объёма инвестиций, которые идут на Кипр, основную долю этих инвестиций осуществляют крупнейшие компании, и как раз они попадают в эти исключения. Поэтому, конечно же, это будет, видимо, вторым шагом. Это уже, ещё раз говорю, да, это хорошее предложение, мы его поддерживаем, это шаг вперёд, но это недостаточный шаг.
И второе, на чём хотел заострить внимание. Перекрывая возможности для сокращения налоговой нагрузки через использование офшорных юрисдикции, мы фактически открываем свои внутренние офшоры на Дальнем Востоке и в Калининграде. Вот эта тенденция, она очень опасная. Я напомню, что мы, имея сегодня серьёзную социальную нагрузку, мы многие социальные обязательства перед гражданами сокращаем. Недавно в этом зале принимали решение о заморозке обязательств государства по индексированию пенсий, например, военным пенсионерам на 2 процента выше инфляции в год. И в то же время у нас остаются лазейки офшорные. Вот мне кажется, нужно в этом направлении идти для того, чтобы и внутренние офшоры тоже перекрывать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, выступления прозвучали.
Полномочный представитель президента? Правительства? Заключительное слово, Алексей Валерьевич? Нет. Юрий Павлович? Нет. Ставится на голосование 14-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (11 час. 01 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 393 чел 87,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 393 чел.
Не голосовало 57 чел 12,7 %
Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляем!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments