leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Наивные депутаты исключили из иноагентов НКО в области науки культуры охраны окружающей среды

Наивные депутаты исключили из иноагентов НКО в области науки культуры охраны окружающей среды
22. 1057914-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности»
Документ внесли Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, А.К.Исаев, И.В.Белых, Н.В.Поклонская, А.Л.Шхагошев (ЕР), Н.И.Рыжак, А.В.Чепа (СР), Ю.П.Синельщиков, Р.Д.Курбанов (КПРФ), Д.И.Савельев (ЛДПР); Сенаторы РФ А.А.Климов, Е.В.Афанасьева, А.В.Вайнберг, О.В.Мельниченко, Л.Н.Глебова
Он принят в первом чтении 08.12.20.
Представил председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.
Законопроектом предлагается:
1) В части регулирования деятельности незарегистрированных общественных объединений:
- для общественных объединений, которые функционируют без приобретения прав юр. лица, получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ либо намереваются получать денежные средства и (или) иное имущество от данных источников и участвовать в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, установить обязанность уведомлять об этом Минюст России или его территориальный орган в порядке и сроки, которые установлены Минюстом России;
- установить, что сведения, содержащиеся в указанных выше уведомлениях, составляют реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента (далее также – Реестр), ведение которого осуществляется Минюстом России в установленном им порядке;
- предусмотреть, что в случае выявления общественного объединения, которое функционирует без приобретения прав юр. лица, получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ, и не подало указанного выше уведомления, Минюст России включает данное общественное объединение в указанный Реестр;
- для общественных объединений, включенных в Реестр, устанавливается обязанность ежеквартально информировать Минюст России или его территориальный орган по форме, установленной Минюстом России, об объеме денежных средств и (или) иного имущества, полученных от иностранных источников в отчетный период, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества, об их фактическом расходовании и использовании, а также об изменениях сведений, указанных в поданных ими ранее уведомлениях;
- установить, что материалы, производимые и (или) распространяемые общественным объединением, включенным в Реестр, материалы, направляемые таким общественным объединением в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такого общественного объединения, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены незарегистрированным общественным объединением, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются его деятельности;
- установить, что материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, включенного в Реестр, или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения, при осуществлении ими политической деятельности на территории РФ, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории РФ, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем незарегистрированного общественного объединения, выполняющего функции иностранного агента или лицом, входящим в состав органа такого общественного объединения;
- предоставить общественным объединениям, включенным в Реестр, право подать в Минюст России или его территориальный орган заявление об исключении из Реестра в случае прекращения участия в политической деятельности осуществляемой на территории РФ, и прекращения получения денежных средств и (или) иного имущества от иностранных источников;
2) В части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента:
- ввести понятие посредника при получении денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника – гражданин РФ или российское или юр. лицо, которые осуществляют передачу денежных средств и (или) иного имущества от иностранного источника либо уполномоченного им лица российской НКО, участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ;
- в связи с введением указанного выше понятия – уточнить понятие НКО, выполняющей функции иностранного агента, – российская НКО, которая получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от граждан РФ или российских юр. лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее – иностранные источники), и которая участвует, в т.ч. в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории РФ;
- установить, что материалы, направляемые НКО, выполняющей функции иностранного агента, в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, информация, касающаяся деятельности такой организации, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены НКО, выполняющей функции иностранного агента, либо касаются ее деятельности;
- установить, что материалы, производимые и (или) распространяемые учредителем, членом, участником, руководителем НКО, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой НКО, при осуществлении ими политической деятельности на территории РФ, материалы, направляемые указанными лицами в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации в связи с осуществлением политической деятельности на территории РФ, информация, касающаяся политической деятельности указанных лиц, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены учредителем, членом, участником, руководителем НКО, выполняющей функции иностранного агента, или лицом, входящим в состав органа такой НКО;
3) В части возможности признания физического лица выполняющим функции иностранного агента:
- предусмотреть, что физическое лицо независимо от его гражданства или при отсутствии такового может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории РФ в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности РФ (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного кодекса РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами РФ, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи);
- установить для лиц, деятельность которых подпадает под указанные выше признаки, обязанность в порядке, установленном Минюстом России, подать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, постоянно проживающее за пределами территории РФ, намеревающееся после прибытия в РФ осуществлять деятельность, связанную с выполнением функций иностранного агента, обязано до момента въезда в РФ уведомить об этом Минюст России, в установленном им порядке;
- установить, что на основании информации, представляемой указанными выше физическими лицами, Минюст России ведет список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, который размещается в открытом доступе в сети «Интернет»;
- освободить от обязанности подавать заявление о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента:
сотрудников дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в РФ, а также представителей иностранных государственных органов и международных организаций, находящихся на территории РФ по официальному приглашению;
иностранных журналистов, аккредитованных в РФ, в т.ч. признанных иностранными СМИ, выполняющими функции иностранного агента, в соответствии с законодательством о средствах массовой информации (при этом в случае осуществления иностранным журналистом, аккредитованным в РФ, деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, несовместимой с его профессиональной деятельностью журналиста, Минюст России, включает такое лицо в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента);
иных лиц по решению Минюста России, принятому в установленном им порядке по согласованию с ФСБ России, ФСО России, СФР России, Минобороны России;
- установить для физических лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязанность не реже одного раза в 6 месяцев представлять в Минюст России либо в его территориальный орган отчет о своей деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании;
- установить для физических лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязанность указывать о наличии этого статуса при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента, в т.ч. при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации;
- предусмотреть, что материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через СМИ, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются его деятельности;
- для лиц, включенных в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, установить запрет на назначение их на должности в государственных органах и органах местного самоуправления;
- предоставить физическому лицу, включенному в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, право подать в Минюст России либо его территориальный орган ходатайство об исключении его из указанного списка в случае прекращения им деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента;
- дополнить перечень оснований для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне новым основанием – включение его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента;
4) Установить запрет на распространение в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информации о НКО, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством РФ), а также материалов, созданных такими НКО, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что НКО, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.
Политической деятельностью признается деятельность в тех же сферах и формах, какие указаны в ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к деятельности НКО, выполняющего функции иностранного агента.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Второе чтение 339 1 0 12:49

Стенограмма
Переходим к рассмотрению 22-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» (второе чтение).
Пожалуйста, Василий Иванович Пискарев.
Пискарев В. И. Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 8 декабря этого года. Напомню, что авторами законопроекта являются депутаты Государственной Думы и сенаторы Совета Федерации, представляющие парламентские комиссии по противодействию иностранному вмешательству во внутренние дела нашей страны и защите государственного суверенитета.
С учётом значимости законопроект трижды широко обсуждался с представителями общественности на разных площадках. .
При подготовке законопроекта ко второму чтению он также был детально нами обсуждён на полях Общественной палаты с участием руководства, членов Общественной палаты, СПЧ, Уполномоченного по правам человека, а также многочисленных представителей различных некоммерческих и общественных объединений.
Итоги общественных слушаний и поступившие предложения на профильном комитете были обобщены, и они реализованы в виде соответствующих поправок, которые мы предлагаем рассмотреть.
В частности, по данному законопроекту ко второму чтению поступило 9 поправок, из которых 7 предлагается профильным комитетом к принятию. Они соответственно размещены в таблице поправок номер 1. И две поправки, как противоречащие концепции, предложены к отклонению, и они соответственно также размещены в таблице поправок, но номер 2.
Из предложенных к принятию, три поправки юридико-технического характера, и четыре поправки – правового.
Часть поправок направлены на исключение расширительного толкования понятия «политическая деятельность», поэтому оно более точно и понятно приведено в самом тексте законопроекта, и более точно и чётко обозначено, какая именно деятельность не относится к политической.
В частности, к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки, защиты граждан, защиты материнства, детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры, спорта, защиты растительного, животного мира, благотворительная деятельность.
Таким образом, вносимые новеллы никак не затрагивают абсолютное большинство некоммерческих организаций.
Кроме того, поправками маркировка сообщений и материала об иноагенте отнесена исключительно к обязанности средств массовой информации и никак не затрагивает блогеров и иных пользователей социальной сети.
И, наконец, с учётом многочисленных пожеланий НКО из законопроекта исключено положение о запрете деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента, в составе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Таким образом, фактически все предложения НКО и общественности были реализованы.
Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета, проголосовать за предложенные вашему вниманию таблицы поправок (номер 1 и номер 2) и принять законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Коллеги, по таблице поправок номер 1 есть замечания? Нет.
Ставится на голосование таблица поправок номер 1. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (12 час. 47 мин. 59 сек.)
Проголосовало за 354 чел 78,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 354 чел.
Не голосовало 96 чел 21,3 %
Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок номер 1. По таблице поправок номер 2 есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок номер 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 48 мин. 31 сек.)
Проголосовало за 303 чел 67,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 304 чел.
Не голосовало 146 чел 32,4 %
Результат: принято Принимается таблица поправок номер 2. Ставится на голосование вопрос номер 22 (второе чтение).
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 49 мин. 08 сек.)
Проголосовало за 339 чел. 75,3 %
Проголосовало против 1 чел. 0,2%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 340 чел.
Не голосовало 110 чел. 24,4 %
Результат: принято Законопроект под номером 22 во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон центральной трибуне.
Пискарев В. И. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, прошу включить данный законопроект в проект порядка работы на завтра для рассмотрения в третьем чтении. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, нет возражений? Нет. Поддерживается ваше предложение. Спасибо, Василий Иванович.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments