15. 223849-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в части установления особенностей распространения информации в публичной сети)
Документ внесли Депутаты ГД С.М.Боярский, А.Г.Альшевских (ЕР); Сенатор РФ А.А.Климов; Л.Н.Бокова (в период исполнения ею полномочий сенатора РФ)
Он принят в первом чтении 12.04.18.
Принят во втором чтении 22.12.20.
Представил 1й зампред комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.
Законопроектом предусматриваются особенности распространения информации в публичной сети. Вводится понятие владельца социальной сети, которым признается владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ или иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети «Интернет», находящихся на территории РФ. Закрепляются обязанности владельца социальной сети. В частности, он обязан осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления:
- материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
- информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
- информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
- информации, нарушающей требования ФЗ от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» и ФЗ от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
- информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
- информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
- информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ;
- информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам.
Устанавливаются требования к правилам социальной сети, которые должны содержать:
- не противоречащие законодательству РФ требования к распространению в социальной сети информации;
- права и обязанности пользователей социальной сети;
- права и обязанности владельца социальной сети;
- порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети, обеспечивающий их рассмотрение в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня их поступления;
- порядок осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления указанной информации, а также рассмотрения обращений о выявлении такой информации.
Правила использования социальной сети должны быть размещены в социальной сети на русском языке. Владелец социальной сети должен обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ пользователей к правилам использования социальной сети.
Владелец социальной сети обязан разместить в социальной сети адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица), а также электронную форму для направления обращений об информации, распространяемой с нарушением закона, требования к которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
В случае выявления в процессе осуществления мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения обращения указанной информации, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней, за исключением случая, если он не может оценить степень соответствия информации. В этом случае он обязан не позднее суток с момента выявления такой информации:
- направить ее в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи. Критерии определения направляемой в указанный орган информации, ее состав и порядок направления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи;
- до принятия Роскомнадзором решения о принятии мер по ограничению доступа к информации, предусмотренных законом, или об отказе в принятии таких мер, принять меры по ограничению доступа к указанной информации.
Порядок рассмотрения Роскомнадзором указанной информации, а также порядок взаимодействия с уполномоченными государственными органами, устанавливается Правительством РФ.
Предусматривается порядок обжалования пользователем социальной сети мер, принятых в отношении его информации.
Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей, а в случае обнаружения в сети «Интернет» информационного ресурса, соответствующего признакам социальной сети, признает его таковым и включает в реестр. В течение 2-х месяцев со дня включения информационного ресурса в реестр социальных сетей, владелец социальной сети обязан обеспечить приведение правил использования социальной сети в соответствие с требованиями закона и ознакомление с указанными правилами пользователей своей социальной сети.
Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им установленных требований, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.
ФЗ вступает в силу с 1 февраля 2021 года.
Третье чтение 306 60 1 11:24
Стенограмма обсуждения
15-й вопрос. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Пожалуйста. Сергей Михайлович Боярский.
Боярский С. М. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет предлагает его поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, есть желание по мотивам выступить?
Есть.
Включите запись. Покажите, пожалуйста, список. Мукабенова Марина Алексеевна. Мукабенова М. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, мне, конечно, очень удивительно, что данный законопроект вызывает у моих коллег такой интерес и хотят еще и выступить. Потому что мы сегодня все говорим о том, что в открытом доступе Интернета «гуляет» очень много противоправной информации, против которой мы все выступали и в этом зале неоднократно говорили об этом, поэтому этот законопроект как раз-таки направлен именно на это.
Нынешний год самоизоляции и ограничений доказал, что сегодня большое количество людей проводит большое количество времени в открытом доступе в сети Интернет и как раз-таки актуальность данного законопроекта говорит о том, что сегодня мы с вами обсуждаем.
Во-первых, главной задачей является воспрепятствование появлению и распространению противозаконных и вредоносных материалов.
Например, приведу всем пример, где видео было, «гуляло» в Интернете несколько дней, когда девушка в прямом эфире покончила с собой и это «гуляло» видео настолько долго, что наше подрастающее поколение стало репостить его и перекидывать это видео друг другу.
То есть мы считаем, что абсолютно это недопустимо. Каждый гражданин имеет право на защиту для себя и своих близких, в особенности детей от вредоносного такого контента.
Во-вторых, во всех социальных сетях есть сообщества или группы, большинство из них открывает публичный доступ для размещения публикаций и комментариев, это повышает охват популярности самого сообщества, но администраторам очень сложно отследить и охватить данную информацию и понять, откуда она исходит.
Поэтому есть в ленте новостей, если у человека появляется недопустимый контент, он не будет разбираться, от чьего имени оно пришло, кто его зарепостил, он просто нажимает кнопку «жалоба на контент» и, соответственно, в Интернете уже будут блокировать данную информацию, то есть тут уже будет нести ответственность не сам пользователь, а тот ресурс, который использует данную информацию.
Такой механизм, он есть, есть специальная аппаратура, которая будет блокировать данную информацию, как раз-таки этим законом мы это и прописываем.
В-третьих, зачастую пользователи, к сожалению, выкладывая информацию, они даже не подозревают о том, что они могут попасть под федеральный закон. Опять же приведу пример, всеми нам известный, когда Сургутский городской суд оштрафовал местного жителя за публикацию на своей личной странице за... с речью Адольфа Гитлера. Потом в суде он объяснял, что он не знал о противоправности этого, что он якобы писал научную работу и привёл как бы в пример. И суд, конечно, не учёл эти доводы, он его оштрафовал.
То есть мы говорим о том, что сегодня запрещается та информация, которая используется, я почему говорю так подробно, мне просто удивительно, что многие коллеги возражают против данного закона и хотят привести те аргументы... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Свинцов Андрей Николаевич, фракция ЛДПР. Приготовиться – Куринный.
Свинцов А. Н. Ну, мы снова говорим о том, что законы у нас комплексные, и поэтому они иногда имеют положительные какие-то нотки, а иногда есть отрицательные, и всё это внутри одного закона. Поэтому здесь мы тоже голосовать за этот закон не будем, потому что всё-таки в единый закон, который нацелен вроде бы на всё хорошее, и правильно, да, блокировать информацию о распространении наркотических средств, о возможных там самоубийствах, то, о чём моя коллега сказала, мы выступали также об ограничениях стрнмов, где там друг друга избивают, и вот известный такой, резонансный случай, когда девушка погибла, замёрзла, её парень не пустил в дом.
Конечно, это всё требует ограничений, мы не спорим, всё это нужно, борьба с террористическими угрозами, со сбором средств, с пропагандой терроризма, всё это нужно, с этим бороться, мы за двумя руками, но когда внутрь одного законопроекта хорошего внедряются нормы, которые позволяют блокировать всё. что угодно, просто всё, что угодно, то мы это понимаем, когда это делается за полгода до выборов, что это «всё, что угодно» будет конкретно нацелено и. конечно, на какие-то вредоносные сайты и страницы.
но и на борьбу политическую. Потому что тот... та формулировка, которая сегодня в этом законопроекте заложена «общественная опасность», вот что это такое? Вот будет выступление депутата Государственной Думы на митинге или на встрече с избирателями воспринято как общественная опасность, если он будет критиковать жёстко действующую власть, губернатора, министра? И вот встреча с избирателем, если она спонтанно произошла, вот как в своё время Василий Власов пришёл на одну из центральных площадей города Москвы, это была встреча с избирателями спонтанно. Он шёл по улице, к нему подошли люди, с ним было несколько наших активистов ЛДТТР. Так приехала незамедленно полиция и начала аресты, понимаете. У него просто была его ежедневная работа, он шёл по улице Москвы, и всё это превратилось вот в такую историю, когда были задержания. И если об этом он будет в своей странице в «Инстаграм», в «Фейсбуке», в других социальных сетях, пусть это будут отечественные – «ВКонтакте», «Одноклассники», он будет об этом рассказывать, значит, за это будут его блокировать. А что такое блокировка личной страницы? Ну это фактически подрыв избирательной кампании, если мы говорим об избирательном процессе и о времени, когда все эти законы будут действовать. Вот о чём мы говорим. Поэтому если мы хотим принимать хорошие законы, которые нацелены именно на решение конкретных задач... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, большое предложение, просьба просто большая. Давайте обсуждать суть закона. Ведь мы не обсуждаем сейчас суть закона.
Ирина Анатольевна, прокомментируйте, что такое «общественная безопасность» и вообще норму, которую мы должны понимать.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вообще на самом деле очень странно слышать заявление о том, что отсутствует определение общественной опасности. Вообще, российское законодательство уже не одно десятилетие имеет в правоприменении устоявшееся понятие «общественная опасность», которое присутствует в диспозициях совершенно разных норм -как административного, так и уголовного законодательства. И в судебной практике, и в деятельности правоохранительных органов никогда не возникало проблем с точки зрения квалификации.
И в данном случае употребление этого термина как квалифицирующего признака, полностью соответствует выбору законодателя с точки зрения определения того, что является противоправным деянием – только то, что причиняет ущерб общественным интересам.
Поэтому в данном случае мы с вами идём в контексте защиты не себя, а в защите общественных интересов граждан Российской Федерации. Вообще, всегда приоритетом должно являться то, что сохраняет общественное благополучие, индивидуальную и коллективную безопасность.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. То, что касается непосредственно законопроекта, он теперь очень интересно называется: об особенностях распространения информации, в данном случае в социальных сетях.
Итак, противоправные цели. Ну, несмотря на то, что только что наш коллега уважаемый сказал, что это вроде чётко определённое понятие, но противоправные действия, учитывая те законопроекты, которые мы будем сегодня с вами рассматривать – это в том числе и нарушение избирательного законодательства, в которое будет включено распространение информации в сети «Интернет», которая либо побуждает голосовать, либо создаёт какой-то там положительный образ.
Но всё, что избирательная комиссия захочет, субъекта там или муниципального образования признать противоправным контентом, то и будет признано противоправным контентом. После этого, естественно, включаются все механизмы, которые этим законом предусмотрены.
Сегодня действуют законы, которые запрещают распространять в сетях и порнографию в данном случае и, скажем так, информацию о насилии и о детском насилии. Но не справляется, видимо, Роскомнадзор, не справляется прокуратура вовремя, не подают, поэтому предлагается вот для таких больших сетей создать на территории Российской Федерации такое понятие, как «оператор социальной сети».
Оператор социальной сети будет принимать на себя соответствующую информацию или соответствующие, скажем так, сигналы от пользователя сети о том, что там та или иная информация, по их мнению, не соответствует закону, она является противоправной.
И не зря в пояснительной записке, которая к этому законопроекту приложена, в первую очередь речь идёт о том, что в настоящее время всё большее значение в избирательных технологиях получает распространение информации в социальных сетях. И вот для того чтобы победить, ограничить любыми путями, и я абсолютно чётко здесь согласен со своим коллегой из ЛДПР, что это делается не зря накануне выборов. Вот как раз под избирательный цикл это всё и принимается для того, чтобы некие тролли, которые будут специально созданы или уже созданы, появление соответствующей информации, которую они расценивают, как противоправную, дополнительно сопровождали соответствующими запросами вот на этого оператора социальной сети. Ну а он, естественно, блокировал, ну а потом разбирайтесь: соответствует, не соответствует, не достоверная эта информация, (это, кстати, тоже одно из оснований блокирования) или достоверная (кто это будет определять, тоже совершенно непонятно), факт то, что это дополнительный инструмент по борьбе с распространением информации в социальных сетях.
Мы за то, чтобы часть информации из сетей изымалась и блокировалась, но надо было чётко прописать: порнография, то, что касается изготовления наркотических препаратов, оружие и всё чётко понятно – это да, а то, что там противоправная в целом и то, что связано с избирательными технологиями, то, что там связано с якобы недостоверной информацией, и ещё различным таким вот притягиваем за уши, абсолютно нечёткими критериями – вот это всё надо было удалить, и тогда бы законопроект не вызвал ни у кого никаких нареканий. А сегодня, я повторяю, это вот такая палка о двух концах, которая работает, безусловно, против оппозиции.
Мы не будем поддерживать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо. Ставится на голосование 15-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования (третье чтение.)
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (11 час. 34 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 306 чел 68,0 %
Проголосовало против 60 чел 13,3 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 367 чел.
Не голосовало 83 чел 18,4 %
Результат: принято Принимается федеральный закон под номером 15. Принят