16. 948530-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части уточнения порядка применения кредитными организациями права на отказ в выполнении распоряжений клиентов в совершении операций)
Документ внесен правительством
Он принят в первом чтении 09.07.20 с названием «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Принят во втором чтении 22.12.20.
Представил член Комитета по финансовому рынку Алексей Изотов.
Законопроектом предлагается:
- расширить понятие «осуществление внутреннего контроля», закрепив, что он охватывает также проведение в установленных ФЗ случаях упрощенной идентификации клиентов – физических лиц, установление (при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица) информации о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положений и деловой репутации клиентов, а также источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов;
- исключить запрет на информирование клиентов об отказе в приеме на обслуживание из числа мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (положения вступают в силу с 1 сентября 2021 года);
- предусмотреть, что упрощенная идентификация клиента – физического лица не проводятся при выплате, передаче или предоставлении ему выигрыша в лотерею на сумму менее 15 тыс. руб.;
- дополнить перечень оснований для документального фиксирования организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, информации, полученной ими в результате реализации правил внутреннего контроля (далее – фиксирование информации), включив в этот перечень такое основание, как решение клиента об отказе от установления отношений с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или о прекращении отношений с такой организацией, если у работников такой организации возникают обоснованные подозрения, что указанное решение принимается клиентом в связи с осуществлением организацией внутреннего контроля (положения вступают в силу с 1 сентября 2021 года);
- предусмотреть, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами, в случае непроведения в соответствии с требованиями, установленными законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами, идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца или упрощенной идентификации клиента – физического лица, неустановления предусмотренной законом информации (о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, целях финансово-хозяйственной деятельности, финансовом положений и деловой репутации клиентов, а также источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов), обязаны отказать клиенту в приеме на обслуживание (такой отказ не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за совершение соответствующих действий). Кредитные организации руководствуются этими правилами в том числе при заключении с клиентом договора банковского счета (вклада). Это требование не распространяется на случаи, если в соответствии с законом и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами такая идентификация или упрощенная идентификация лица не проводится либо указанная информация;
- исключить с 1 сентября 2021 года следующие положения:
запрет кредитным организациям заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления им документов и сведений, необходимых для идентификации клиента;
право кредитных организаций отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
право организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации;
- предусмотреть, что решение об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) (в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) и о расторжении договора банковского счета (вклада) (в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции) принимается руководителем кредитной организации или специально уполномоченными им лицами;
- предусмотреть, что решение об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, принимается руководителем организации, осуществляющей операции с денежными средствами, или специально уполномоченными им лицами. При этом клиенту должна быть предоставлена информация о дате и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором с клиентом или действующими в организации, осуществляющей операции с денежными средствами, публичными правилами, и в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня принятия решения об отказе;
- предусмотреть, что в случае принятия кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) в связи с наличием подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или решения о расторжении договора банковского счета (вклада) в связи с принятием в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, такая кредитная организация обязана представить клиенту, которому отказано в заключении договора банковского счета (вклада) или с которым такой договор расторгнут, информацию о времени и причинах принятия соответствующего решения в порядке, установленном договором банковского счета (вклада), и в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора;
- закрепить обязанность кредитных организаций в случае отмены судом ранее принятых ими решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении такого договора по указанным выше основаниям представлять в Росфинмониторинг сведения о такой отмене в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем получения кредитной организацией вступившего в законную силу соответствующего решения суда, в порядке, установленном ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом (положения вступают в силу с 1 сентября 2021 года);
- установить, что полученная от ЦБ РФ информация об отказах организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, от проведения операций клиентов в связи с наличием подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также информация об отказах кредитными организациями в заключении договора банковского счета (вклада) в связи с наличием указанных подозрений не может использоваться организациями, осуществляющих операции с денежными средствами, в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
- сократить с 10 до 7 дней срок, в течение которого организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) либо о невозможности устранения соответствующих оснований исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.
ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Третье чтение 391 0 11:35
Стенограмма
. 16-й вопрос. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Алексей Николаевич Изотов, пожалуйста.
Изотов А. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Спасибо большое.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Законопроект разработан в соответствии с рекомендациями группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. Прошёл все необходимые экспертизы, замечаний к нему нет, просим поддержать и принять в третьем чтении.
Председательствующий. Коллеги, есть желание по мотивам выступить?
Нет.
Ставится на голосование 16-й вопрос.
Пожалуйста, включите режим голосования (третье чтение.)
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (11 час. 35 мин. 29 сек.)
Проголосовало за 391 чел 86,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Федеральный закон принят единогласно.