leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Сенатор Елена Афанасьева провела в первом чтении законопрооект против миссионерства под видом просве

Сенатор Елена Афанасьева провела в первом чтении законопрооект против миссионерства под видом просветительской деятельности
53. 1057895-7 Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности)
Документ внесли 18.11.20. Сенаторы РФ А.А.Климов, Е.В.Афанасьева, А.В.Вайнберг, Л.Н.Глебова, О.В.Мельниченко; Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.Г.Альшевских, А.К.Исаев, И.В.Белых, А.Л.Шхагошев (ЕР), Н.И.Рыжак, А.В.Чепа (СР), Р.Д.Курбанов (КПРФ), Д.И.Савельев (ЛДПР)
Представила сенатор РФ Елена Афанасьева.
Зампред комитета по образованию и науке Любовь Духанина.
Законопроектом предлагается:
- ввести понятие «просветительская деятельность» – осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации;
- установить общие требования к организации просветительской деятельности:
просветительскую деятельность вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юр. лица при соблюдении требований, предусмотренных ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции РФ;
порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ;
- включить в перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования координацию участия образовательных организаций в международном сотрудничестве;
- предусмотреть, что подписание образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, осуществляется при наличии заключения Минобрнауки России или Минпросвещения России. Порядок получения указанного заключения устанавливается Правительством РФ.
Первое чтение 321 37 0 16:34

Стенограмма обсуждения
53-й. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Доклад сенатора Российской Федерации Елены Владимировны Афанасьевой.
Афанасьева Е. В., сенатор Совета Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Предлагаемый вашему вниманию законопроект направлен на совершенствование правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Авторами данного законопроекта является группа сенаторов и депутаты Государственной Думы.
Действующее законодательство России разрешает вести просветительскую деятельность, например, образовательными организациями, но в то же время наше законодательство не содержит положений, которые определяют правовые основы просветительской деятельности, порядок ее осуществления и требования к ее участникам.
Неопределенность в правовом регулировании просветительской деятельности приводит к множественным толкованиям такой деятельности и к реализации деструктивными силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга просветительских мероприятий, в том числе, которые поддерживаются из-за рубежа и направлены на дискредитацию проводимой в России государственной политики и подрыв конституционного строя.
Мы же видим с вами, как иностранные государства, организации и лица пытаются заниматься, по сути дела, политическим миссионерством.
навязывают нам чужие ценности, порядки и принципы. Их очень интересует наша молодёжь, которая наиболее подвержена агитации и пропаганде. Это игра вдолгую – воспитание элит через иностранные фанты, иностранные фонды, иностранные посольства.
При этом за рубежом особо не скрывают, что конечная цель многих подобных просветительских акций – изменить политическую систему Российской Федерации. К сожалению, до сих пор наше законодательство не имело определения просветительской деятельности, поэтому нельзя было должным образом регулировать иностранное участие в ней. Мы предлагаем закрепить в законе «Об образовании» соответствующее понятие и уполномочить Правительство Российской Федерации регулировать зарубежное участие в отечественном просветительстве.
Законопроект предлагает считать просветительской деятельностью осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, программ, навыков, ценностных установок, опыта и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Мы считаем, что такая деятельность тоже, а иногда и эффективнее формирует общую культуру человека и гражданина, основы его мировоззрения, комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. Здесь нельзя недооценивать воздействие просветительской деятельности. Для большинства молодёжи образование – это важный, но обязательный этап в жизни. А вот участие в просветительских проектах – это интерес, захватывающее действо. При этом нужно учитывать, что это целенаправленное воздействие на участников этих проектов. Хорошо, если эта деятельность нацелена на благо, но есть же совершенно вопиющие факты, которые дают ложную, недостоверную информацию, вызывают неуважение к людям, к институтам власти.
Уважаемые коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание, ни у кого не вызывает сомнения то, что необходимо разумное государственное регулирование просветительской деятельности. Наш законопроект даёт определение просветительской деятельности, при этом не запрещает ни физическим лицам, ни юридическим, ни индивидуальным предпринимателям ею заниматься.
Но деятельность должна осуществляться в интересах России и для граждан России. Поэтому законопроектом также вводится запрет на использование просветительской деятельности для разжигания любой розни. Соблюдай эти правила, значит, всё будет нормально. И для этого обращаю ваше внимание, наш законопроект наделяет именно Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению порядка, условий, формы ведения просветительской деятельности, контроля за ней, если такая деятельность идёт за счёт иностранных средств или с иностранным участием. Так как у правительства есть возможности реально оценивать возникшие риски, действующие факторы, мобильно принимать решение о внесении необходимых корректив, есть подготовленные профессиональные кадры, которые могут очень внимательно посмотреть, а какое «светлое» преподают нашим с вами детям. Это очень важно, в том числе для регионов, поэтому те отзывы, которые пришли с регионов, в большинстве своём положительные.
Уважаемые коллеги, ну, вспомните себя все в молодости, ведь всем хотелось побольше действий, было всё интересно, хотелось принять во всём участие, в душе такой был вечный бунт и что-то нужно делать. И кто с нами оказывался рядом, безусловно, влиял на принятие нами решений, на ориентацию нашей жизни на выбор нашей мотивации, на выбор нашего профессионального ориентирования. Конечно, сегодня я вас призываю поддержать данный законопроект, потому что это законопроект, прежде всего, о наших детях и о тех людях, которые могут оказаться на их пути.
Спасибо большое за внимание. Ну и с наступающим Новым годом! Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. И вас тоже. Содоклад Любови Николаевны Духаниной. Пожалуйста. Духанина Л. Н., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Представитель авторов Елена Владимировна Афанасьева достаточно подробно остановилась на сути и цели вносимых поправок в закон «Об образовании...» в части просветительской деятельности.
Комитет разделяет поставленные авторами цели законопроекта, вместе с тем обращает внимание на то, что в действующем законодательстве, в действующем законе «Об образовании...» у образовательной организации закреплено право вести просветительскую деятельность, не противоречащую целям её создания.
В то же время действительно определение просветительской деятельности, установление её субъектов и правовое регулирование их деятельности в российском законодательстве отсутствует. В этой связи рассматриваемый законопроект можно считать актуальным.
В части же отношений к самому тексту законопроекта, конечно, необходимо будет уточнить как само понятие «просветительская деятельность», так и применение его в деятельности образовательной организации, какие именно виды, формы, аспекты просветительской деятельности будут регулироваться и каким способом?
Сегодня этой деятельностью занимаются десятки тысяч людей как просветителей – это лекторы крупнейших организаций: Российского общества «Знание». Российского исторического общества. Русского географического общества. Российской академии наук. Российской академии образования, учёные, преподаватели вузов, неравнодушные активисты-просветители.
Опросы ВЦИОМ показывают наличие растущего запроса граждан на актуальные знания. Сегодня действительно существует общественный запрос на разработку норм, регулирующих просветительскую деятельность в самом широком смысле, норм, способствующих развитию просветительской деятельности в России.
Возможно, для этого даже понадобится разработка отдельного федерального закона. Комитет поддерживает данную позицию.
Вторая новелла законопроекта касается регулирования международного сотрудничества, образовательных и научных организаций. В комитет сейчас поступают обращения из разных организаций: Российской академии наук, Счётной палаты, высокотехнологичных компаний, работающих в сфере образования, активных граждан, в которых высказываются опасения в части того, что применение норм может усложнить практику заключения договоров о международном сотрудничестве.
Комитет планирует детально проанализировать эти опасения в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.
В комитет поступили отзывы из субъектов. Общественной палаты, Счётной палаты. Комитета Совета Федерации на науке, образованию и культуре. Правительством Российской Федерации законопроект поддержан. Просим поддержать предложение комитета о принятии законопроекта в первом чтении.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. Нилов Я. Е. Спасибо.
Уважаемая Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста, периодически встречаясь со студентами, со школьниками можно позволить себе озвучить, в том числе, некие суждения, мнения, которые не совпадают с теми позициями, которые преподаватели доносят, в том числе иногда шаблонным образом, до школьников или студентов. Ну, например, традиционная «История древнего мира», учебник говорит о том, что пирамиды в Египте строили для фараонов рабами, хотя есть альтернативная точка зрения и, например, мне она ближе. Вот в этом случае достоверным не является ни тот факт, ни другой факт, но просветительской деятельностью, получается, я занимаюсь.
Достоверных сведений я, точнее, недостоверные сведения я озвучиваю, возможно, вот в этом случае я являюсь нарушителем закона «Об образовании» с точки зрения тех формулировок, которые представлены?
Председательствующий. А что, говорят, инопланетяне построили пирамиды?
Духанина Л. Н. Нет. Коллеги, если мы вспомним с вами используемые методики при обучении в Пушкинском лицее, то технология была такова, что по одному историческому событию студентам озвучивались две и подчас три разные точки зрения разных научных школ. И задача студента была выработать свою позицию, и тем самым работая над формированием своего мировоззрения, – но это высший уровень в педагогике. Сейчас мы говорим о том, что нам бы уточнить вообще понятие, чем отличается просветительская деятельность от образования, чем она отличается от воспитания.
Сегодня Елена Владимировна привела на самом деле из текста законопроекта ту формулировку, которую они предлагают как «просветительская деятельность». Она по целям совпадает с формулировками, которые описывают образование в законе «Об образовании», по её идеям с системой воспитания, с задачами системы воспитания, поэтому я и сказала, что предстоит большая работа над текстом ещё.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Спасибо.
Уважаемая Елена Владимировна, вот только что задавали вопрос по поводу достоверности/недостоверности. Ну вот читаю пункт 12.1 вашего... 12.2, вернее, статью 12.2 вашего законопроекта. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной розни, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, национальных или религиозно-культурных традициях народов.
Вот скажите, пожалуйста, могут ли такие чувства вызвать у человека, у ребенка достоверные сведения? Если, например, ему рассказывать о зверствах фашистов, о том, как они сжигали людей? То есть, получается, что одни сведения мы можем им сообщать, и они, как правило, вызывают ненависть к немцам, а другие, получается, непонятно, точные, неточные они, но уже вы, получается, запрещаете это делать.
Афанасьева Е. В. Уважаемый Сергей Владимирович, но как педагог скажу вам, что когда преподается такой предмет, то он говорит о зверствах фашистов, а не немцев. Поэтому все зависит, конечно, от педагога, но очень многое зависит о того, кто занимается просветительской деятельностью. И наши оппоненты, кстати, используют как раз иные формулировки, когда дают предмет, ну не для изучения, ещё раз говорю, а как дополнительное образование вне рамок образовательных программ, используют такие формулировки. И тогда это вызывает ненависть уже к национальности.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Елена Владимировна уважаемая, у меня вопрос вот такой. Скажите, пожалуйста, а чем отличается рекламируемый здесь вами законопроект, законопроект – там просветительская деятельность, от воспитательной работы и, собственно, от воспитательной концепции? Не кажется ли вам, что это масло масляное? Это первый вопрос.
Второй. Если этот законопроект призван к тому, чтобы вызвать уважение к власти, думаю, что таких законопроектов можно принимать огромное количество. И зависит уважение к власти не от подобного рода законопроектов, а заставить молодежь уважать нужно совсем другими способами. Что вы думаете об этом? Спасибо.
Афанасьева Е. В. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос.
Значит, первое. Во-первых, ну давайте начнем с того, что воспитательная работа, она входит в образовательный процесс, в образовательные программы. А то, что мы предлагаем считать просветительской деятельностью, я прямо дословно скажу, это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность. То есть это дополнительное образование, если хотите по-другому.
Второй момент. Я вообще очень хорошо ознакомилась с вашим законопроектом «Образование – для всех», и там точно такая же формулировка дается просветительской деятельности, как и у нас. Если мы возьмем, например, статью 2 вашего законопроекта и статью 71, она будет идентична нашей формулировке.
Извините, пожалуйста, второй момент? А, ненависть к власти. Ну, я вообще хочу сказать, что отношение к власти, и этот закон, между прочим, не столько касается этого, сколько вообще касается всего, что происходит в просветительской деятельности. Ведь просветительской деятельностью занимаются не только политические какие-то лидеры. Давайте начнем, а вот запрещенная у нас организация ИГИЛ, она занимается просветительской деятельностью для вербовки? Занимается. А просветительской деятельностью занимаются, когда наших школьников отправляют, например, за границу в семьи для получения там дополнительного образования? Конечно, занимаются.
Но уважение к власти не только с этого законопроекта, оно в том числе при нашем голосовании, когда мы голосуем за те или иные законопроекты или когда мы принимаем те или иные решения, например, по пенсионной реформе.
она входит в образовательный процесс, в образовательные программы. А то, что мы предлагаем считать просветительской деятельностью, я прямо дословно скажу, это осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность. То есть это дополнительное образование, если хотите по-другому.
Второй момент. Я вообще очень хорошо ознакомилась с вашим законопроектом «Образование – для всех», и там точно такая же формулировка дается просветительской деятельности, как и у нас. Если мы возьмем, например, статью 2 вашего законопроекта и статью 71, она будет идентична нашей формулировке.
Извините, пожалуйста, второй момент? А, ненависть к власти. Ну, я вообще хочу сказать, что отношение к власти, и этот закон, между прочим, не столько касается этого, сколько вообще касается всего, что происходит в просветительской деятельности. Ведь просветительской деятельностью занимаются не только политические какие-то лидеры. Давайте начнем, а вот запрещенная у нас организация ИГИЛ, она занимается просветительской деятельностью для вербовки? Занимается. А просветительской деятельностью занимаются, когда наших школьников отправляют, например, за границу в семьи для получения там дополнительного образования? Конечно, занимаются.
Но уважение к власти не только с этого законопроекта, оно в том числе при нашем голосовании, когда мы голосуем за те или иные законопроекты или когда мы принимаем те или иные решения, например, по пенсионной реформе.
Оно из различных источников. Безусловно, просветительская деятельность -это обширное такое понятие. Оно касается не только образования, оно касается и культуры, и там есть просветительская деятельность, и в науке есть.
Кстати, когда я смотрела заключение, которое дает Комитет Государственной Думы по образованию на другие законопроекты, то он отмечает периодически, что это важная работа, например, научно-просветительская деятельность, но не определено понятие. Важно. Культурно-просветительская деятельность, но не определено понятие. Мы предлагаем от слов перейти к делу и определить такое понятие и уполномочить правительство разработать систему взаимодействия с такими организациями, с такими людьми, которые проводят просветительскую деятельность. Как только мы переходим к делу, начинается сразу очень много вопросов, которые сразу ограничивают это дело и опять переводят все в слова. Спасибо.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемая Елена Владимировна, я по своей наивности всегда думал, что организации типа ИГИЛ занимаются не просветительской деятельностью, а психологическим манипулированием, но у вас, видимо, другая точка зрения.
По вашему совету я вспомнил мою юность с третьего курса. Я член общества «Знание». И я вас уверяю, что государство тогда оказывало массированную поддержку просветительской деятельности.
Скажите, пожалуйста, какие меры государственной поддержки для просветительской деятельности предусматриваются вашим законопроектом?
Спасибо.
Афанасьева Е. В. Данным законопроектом, конечно, это не предусматривается, он даёт только определение... наделяет полномочиями правительство, а вот что правительство определит в своих полномочиях, в своих решениях, давайте посмотрим.
Мы с вами, кстати, вы обсуждали на комитете, я внимательно посмотрела, какие вопросы задавались, я со многим согласна. Ко второму чтению нужно подготовить ряд нормативно-правовых актов и выйти с ними, и посмотреть внимательно, что предлагает правительство, и что мы предлагаем, парламентарии, чтобы от этого процесса не устраняться. Достаточно, Олег Николаевич? Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись. Покажите список.
Зайцев Максим Сергеевич, пожалуйста. Зайцев М. С, фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Конечно, вопрос регулирования просветительской деятельности сегодня важен, но законопроект не про это, законопроект, к сожалению, про очередные ограничения и запреты.
Конечно, мы понимаем, что сегодня особенно на нашу молодёжь оказывается достаточно давление: используется антироссийская пропаганда, искажаются исторические факты среди школьников и студентов, но это всё-таки не новый повод для ... запретов и ужесточения действующего законодательства.
И, как представляется, законопроект на данном этапе не проработан и не готов к принятию.
И если мы будем поддерживать концепции всех законопроектов, тогда, значит, надо все законопроекты принимать в первом чтении, а ко второму их полностью менять.
Конкретно по законопроекту.
Первое. Не учтено мнение научного сообщества, школ и вузов. Преподаватели против, и они регулярно нам об этом сообщают, и против они справедливо, так как законом деятельность педагогов уже настолько ограничена, что они скоро будут не знания передавать, а каждое слово, каждое свое выступление согласовывать.
Законопроектом не определен конкретно круг лиц, которые ведут просветительскую деятельность, нет конкретного понятия, что такое просветительская деятельность, какие конкретно действия она будет подразумевать.
И, конечно, мы понимаем, что в законе есть некое противоречие. Указывается, что просветительская деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ, но в то же время вносим изменения в Закон «Об образовании». Ну, тоже возникают определенные вопросы.
Следующим тезисом необходимо обозначить, а кто вообще будет контролировать лиц, которые ведут это просвещение, то есть не определено. Сейчас это мы говорим о том, что будет контролировать Министерство науки и высшего образования. У нас и школьники пойдут в министерство и будут там согласовывать? И здесь возникают вопросы к позиции правительства, почему дают положительный отзыв, если в законе такое количество недочетов и противоположностей.
Безусловно, надо сказать, что авторы законопроекта затронули достаточно больную и неоднозначную тему, и её нужно обсуждать, рассмотреть, возможно, несколько вариантов законопроекта, учесть мнение педагогического сообщества и научных деятелей, ну или в конце концов образовать рабочую группу для детальной работы не только над формулировкой, но и в целом.
Уважаемые коллеги, с учетом изложенного фракция ЛДПР не может поддержать данный законопроект в существующей редакции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Рыжак Николай Иванович.
Рыжа к Н. И. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты! Ещё Екатерина Великая как-то сказала, что задача государства -просвещать нацию, но просвещать на глубоко патриотической основе. В числе целей, которые изложены в законопроекте, есть и такой тезис – ценностные установки.
Это действительно очень важно, чтобы наши молодые люди получали ценностные установки.
А можно ли получать ценностные установки и формировать правильное, как мы считаем, нужное мировоззрение без идеологических установок? И мы невольно опять-таки возвращаемся к идеологическим установкам.
Но я благодарен Елене Владимировне и Любови Николаевне за то, что именно женщины поднимают этот вопрос сегодня, что-то есть символическое в этом, которое корреспондируется с вековыми утверждениями Екатерины Великой.
Всё то, что работает сейчас на образование, на воспитание, на просвещение, – это очень нужно. Мы отстали, мы просто упустили время и сейчас пытаемся судорожно искать, что лучше.
Вот здесь присутствуют космонавты, инженеры, они понимают, что любая система управления нуждается в контроле, она нуждается в обратной связи, она нуждается обязаться в централизации решения.
Есть ли контроль, есть ли обратная связь? Мы и сейчас ведь пытаемся дифференцировать и отделить одно от другого, а ведь это единый процесс, это единый процесс, и благодаря депутатскому корпусу мы еще недавно оказывали услуги в области образования, а сейчас уже говорим, что и воспитанно подключили. Сейчас мы говорим о просвещении, это все» едино. Другое дело, как дозированно, тактично, умно вот это всё реализовывать?
Мне кажется, что и даем полномочия правительству и должны потребовать от него, чтобы вот эта централизованная система, которая позволяла управлять всем процессом, была реализована в полной мере. Если не заработают вот эти механизмы, мы ничего не добьемся, а будем опять-таки толковать: это вот просвещение, это вот образование.
Вспомните, вот когда нас учили, а неплохо учили, советская школа, вспомним великого маэстро Сухомлинского, который заявлял о том, что это единый процесс, Олег Николаевич помнит и знает этого великого педагога, и мы должны сейчас следовать вот этому. Я еще раз говорю, что мы упускаем время, нам здесь в этом процессе просто нельзя ошибиться.
Спасибо за внимание. Надо поддержать, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» поддерживает, и сделать все для того, чтобы... (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Никонов Вячеслав Алексеевич. Никонов В. А. Николай Иванович с утра сказал, что мы на войне, а когда мы в условиях войны, мы должны понимать, что когда с нами играют в танковый биатлон, нельзя играть в бирюльки.
Этот законопроект не об учителях и не об обществе «Знание». Все, что касается учителей, у нас отрегулировано в законе об образовании. Речь идет о соросовщине, о соросовщине речь идет, о том, что есть огромное количество просветительских программ, которые реализуются большим количеством образовательных и необразовательных, разных организаций просто на западные деньги.
К чему это приводит, мы видели на Украине, когда в течение 20 лет вырастили поколение людей, которые убивают русских за то, что они говорят по-русски при этом, являясь русскими, вот что можно сделать за очень короткий срок, если на это не обращать внимания, об этом идет речь. Образовательные обмены, которые сейчас осуществляются, международные соглашения, они во многом тоже финансируются с той стороны, далеко не университетами, а совершенно другими организациями.
А как осуществляются сейчас научные обмены в Соединенных Штатах, могу вам рассказать. Каждый американский ученый, который контачит по научной линии с любым китайским ученым или российским ученым, пишет отчеты о каждом своем контакте и находится под полной опекой ФБР, просто вот эти контакты, они все отслеживаются. Эти контакты очень часто используются для того, чтобы отсасывать высокотехнологическую информацию, для того, чтобы, наоборот, поставлять информационные ресурсы, средства для проведения разного рода антироссийских программ. Поэтому мы должны понимать, с чем мы имеем дело.
Мы не имеем дела со средой, где действуют чистые просветители и чистые научные обмены.
Законопроект, который внесён, и комитет это в своём заключении отмечает. содержит определённые существенные недостатки, там действительно не определён субъект просветительской деятельности, и это то, что предстоит сделать. Там действительно содержится норма о том, что каждое международное соглашение любой образовательной организации должно утверждаться в министерствах образования или просвещения. Но таких договоров десятки, уже, наверное, сотни тысяч даже у каждой школы и, вероятно, нужно, установить критерий и установить подведомственность, кто, какая... действительно какое министерство должно это утверждать.
Есть аграрные вузы, совершенно необязательно, чтобы ими занималось Министерство просвещения. Но то, что такой законопроект нужен, безусловно. И мы способны сделать из этого законопроекта хороший рабочий инструмент, и мы это сделаем. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Как российский интеллигент и экс-президент общества «Знание» России я этого поддерживать, конечно, не буду и вас призываю не поддерживать. Спросим себя: нужен ли в России закон о просветительской деятельности?
Ответ: да. Мы много раз предлагали разные версии в прежних составах Думы, и каждый раз они не поддерживались правительством, поскольку мы предлагали государственную поддержку просветительской деятельности.
Спросим себя: нужна ли в России поддержка просветительской деятельности? Очевиден ответ: да. К сожалению, Россия стала не очень просвещённой страной в послесоветское время, благодаря в том числе и всей образовательной политике, которая проводилась.
Треть населения безграмотна в смысле естественных наук, они думают, что Солнце – это спутник Земли, они думают, что антибиотики убивают не только бактерии, но и вирусы, они думают, в конце концов, что вся радиоактивность на Земле искусственного происхождения. Половина населения думают, что царя свергли большевики, и так далее, и так далее. Есть ли в законе хоть слово о поддержке? Ни слова, сплошные запреты. Причём большинство таких, которые уже есть.
Назову только два коренных порока этого законопроекта. Первое. Безумная бюрократия. Коллеги, если он будет принят в таком виде, каждая школа, прежде чем заключить какое-то соглашение об обмене детьми, должна будет согласовать его с Министерством просвещения и каждый вуз – с министерством образования и науки. Коллеги, нас и без того наши противники пытаются изолировать. Вы, что, помогаете нашим противникам нас изолировать?
Второе. Коллеги, я был крайне поражён, когда услышал, что наши коллеги путают психологическое манипулирование, враждебную пропаганду с просветительской деятельностью. В российской традиции термин «просвещение» всегда и был сугубо положительное звучание, он не сводился. Неслучайно он происходит от слова «свет», он не сводился только к распространению знаний, он сводился, в том числе, к выражению своей гражданской позиции. И напомню хотя бы Канта: «Sapere aude» – имейте мужество пользоваться собственным умом или осмелься быть мудрым. А в нашей традиции российской ещё и с нравственными качествами. Гоголь говорил, что просветить человека это не просто его проинформировать, это его всего высветлить, как он говорил, с помощью особого огня. И что же авторы? Фактически они предлагают отдать термин «просвещение» на откуп нашим противникам, а нам выступить в роли душителей просвещения. Коллеги, Бенкендорф вспоминается, который, говорят, из всех пушкинских стихов запомнил одну строку: «Души прекрасные порывы». Мы не будем душить прекрасные порывы. Мы знаем, что надо написать либо отдельный закон о просветительской деятельности, либо, соответственно, назвать этот закон об ограничении иностранного влияния в образовании, тогда можно обсуждать. В таком виде он противоречит всему, чему только можно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
По ведению, Кулиева Василина Васильевна. Ошибочно? Ошибочно. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Пожалуйста, заключительное слово.
Афанасьева Е. В. Спасибо большое, уважаемые коллеги, за обсуждение данного законопроекта. Но просто несколько ремарок добавлю, чтобы была понятна наша позиция в том числе.
Безусловно, «просветительская деятельность» мы определяем как деятельность вне рамок образовательной программы, но обращаю внимание, направленную на распространение знаний, главное удовлетворени образовательных потребностей, интересов.
Поэтому это часть обоснования, почему мы вносим закон «Об образовании».
Второй момент. Хочу обратить на бытовой такой аспект, вот ближе всех для любого человека несколько вещей: образование, здравоохранение и перитеция. И закон «Об образовании» практически всю жизнь нас с вами сопровождает. Закон «Об образовании» для многих это настольная книга, как Конституция: ты можешь взять, открыть, посмотреть, на что ты имеешь право, какую ответственность ты несёшь и в том числе, что такое просветительская деятельность.
Поэтому закон «Об образовании», потому что он более доступен для человека, его можно взять, открыть и посмотреть, не копаться в других законах и не искать определения этой просветительской деятельности.
Порядок заключения, заключений на соглашение, на договора, мы, конечно, просим закрепить за Правительством Российской Федерации. И сразу хочу ваше обратить внимание на то, какую гибкость мы при этом проявляем. То есть каких заключений? Некоторые говорят: надо положительных, то бишь разрешительных. А, может быть, рекомендательных? А, может быть, информационных заключений?
Вот лучше ректору, извините меня, точно знать, с кем он имеет дело: заключение на договор, заключение на организацию учебную, заключение на сторону? То есть можно дать различное заключение, чтобы ректор или директор школы понимал, с кем он имеет дело? Чтобы он. принимая решение, потом понимал, за что он несет ответственность, ему хотя бы не так страшно будет.
Но когда ты не понимаешь, с кем ты имеешь дело, а потом тебе приходится оправдываться, мне кажется, ну руководителю так гораздо сложнее работать.
Конечно, я ешё раз хочу обратить ваше внимание, что мы все ориентируемся на какие-то очень понятные для нас веши. Вот мы. сегодня целый день я за вами наблюдаю, сегодня много законов было, которые касаются иностранных агентов. Это взрослые люди, которые приняли решение, что они хотят так работать: вот я хочу вот так работать.
А мы говорим о тех детях, которые подпадают под влияние взрослых, других людей. То есть ну кто кроме нас, родителей, и законодателей может защитить их от противоправных действий, от неправильной информации, извините меня, от тотальной иногда, ну я не хочу как бы этих слов произносить, ну вот вчера показывают сюжет по РЕН-ТВ в «Новостях», в Подольске ребёнка подвергли... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время. Завершайте. Да. Афанасьева Е. В. Прошу вас поддержать законопроект. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо. Содокладчик – заключительное слово. Духаниной включите микрофон.
Духанина Л. Н. Всем спасибо большое за обсуждение, но мы считаем, что это начало обсуждения большого количества вопросов, по которым нам нужно достигнуть согласия, прежде чем их окончательно закреплять.
Всем спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 53).
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 34 мин. 03 сек.)
Проголосовало за 321 чел.
71,3%
Проголосовало против 37 чел.
8.2%
Воздержалось 0 чел.
Голосовало 358 чел.
Не голосовало 92 чел. 20.4%
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments