leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Штрафы для псевдо-журналистов, которые незаконно используют отличительный знак на публичных мероприя

Штрафы для псевдо-журналистов, которые незаконно используют отличительный знак на публичных мероприятиях – первое чтение
6. 1060657-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации»
Документ внес 23.11.20. Депутат ГД Д.Ф.Вяткин (ЕР)
Представил депутат Дмитрий Вяткин.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Заиф Байгускаров.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя СМИ, предусмотренного положениями ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», (вид и описание которого устанавливается МВД России по согласованию с Роскомнадзором и Союзом журналистов России) лицом, не имеющим права на его использование, – в виде штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или обязательных работ на срок до 50 ч.
Первое чтение 316 76 4 12:02

Стенограмма обсуждения
6-й вопрос. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средства массовой информации».
Пожалуйста. Дмитрий Федорович Вяткин. Первое чтение.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы принятым уже нами законом установили, с одной стороны, дополнительные гарантии, с другой стороны, отдельные дополнительные условия освещения журналистами и работы журналистов на массовых публичных мероприятиях. В том числе уточнили понятие «знак», «признак представителя СМИ» и порядок утверждения единого образца этого знака.
Данным законопроектом предлагается внести в Кодекс об административных правонарушениях ответственность для тех лиц, которые не являются журналистами, но которые под них пытаются мимикрировать с целью избежать ответственности, с целью, так сказать, где-то попасть под отдельные особые отношения. Такие случаи, к сожалению, бывали, и представители журналистского сообщества, в том числе на встрече, которая состоялась у нас 9 декабря, особо на это обращали внимание. Ответственность эта не для журналистов, ещё раз подчеркну, а для тех, кто пытается незаконно под них мимикрировать и, соответственно, незаконно попытается использовать знак, признак представителя средств массовой информации. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, содоклад Зарифа Закировича Байгускарова.
Байгускаров 3.3., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Буквально вчера мы с вами приняли изменения в закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и, в частности, здесь является совершенствование вопросов организации этой работы. И буквально этим законопроектом вводится обязанность ввести знак для журналистов, чтобы они его могли носить для того, чтобы их могли опознать.
И этим законопроектом, который сейчас представляется вашему вниманию, вводится ответственность за то, что лица носят такой знак, которые не имеют права его носить, то есть это не журналисты.
Наказание предлагается установить в виде штрафов от 20 до 30 тысяч рублей либо обязательные работы до 50 часов. Рассмотрение дел по данным правонарушениям будут исключительно судьи, протокол составляют органы внутренних дел.
Комитет считает, что законопроект необходимо поддержать, поскольку если мы приняли закон, она должна быть исполнена, если мы не установим ответственность, то и закон останется просто этим пустым звуком, потому что она не будет исполняться.
В то же время комитет считает, что необходимо уточнить некоторые положения ко второму чтению в этот законопроект. В частности, Конституционный Суд Российской Федерации чётко обозначил свою позицию по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, в этом постановлении указано, что не могут быть применены обязательные работы в отношении тех правонарушителей, действиями которых не были причинены вред здоровью гражданам, имуществу физических и юридических лиц. В данном случае большой вопрос, что такой вред гражданам будет нанесён.
Поэтому, мы считаем, что необходимо данный вопрос уточнить ко второму чтению. Учитывая изложенное комитет предлагает поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Минуточку! Зариф Закировнч, останьтесь на трибуне, вдруг вопросы будут.
Пожалуйста, вопросы есть? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Пожалуйста. Ющенко Александр Андреевич.
Ющенко А. А., фракция КПРФ. Да, спасибо.
У меня вопрос к коллеге Вяткину.
Я хотел уточнить ситуацию с журналистами, которые участвуют в тех или иных акциях, потом журналисты являются всегда, имеют свою гражданскую позицию, а этим законом вы лишаете эту гражданскую позицию выражать, в том числе и на митинге.
И второе. Определять журналистов федеральных каналов, которые, понятно, определит, но мы рассчитываем, оппозиция рассчитывает на освещение, в том числе и мелких средств массовой информации, в том числе и блогеров. Вот тут, как вы будете отделять? Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Вяткину включите микрофон. Вяткин Д. Ф. Уважаемый Александр Андреевич!
Данный законопроект не относится ни к чему из того, что вы сказали: пи к ограничению на высказывания гражданской позиции, ни к разделению одних журналистов от других журналистов. Этот закон вводит ответственность для тех, кто не является журналистом, но пытается под них мимикрировать, незаконно нося знак или отличительный признак представителя СМИ. Вот, собственно, и всё. Поэтому тут ваши все опасения беспочвенны.
Председательствующий. Пожалуйста, Куринный Але. Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, всё-таки хотелось бы понять логику. Вот если человек придёт на митинг в форме сотрудника МВД, он получит штраф от 1000 до 1500, или в форме сотрудника ФСБ, например. А если он придёт вот со знаком журналиста, то он получит штраф от 20 до 30 тысяч. У нас это более опасный вариант, чем, например, одеваться или, скажем так, носить форму правоохранительных органов с точки зрения соразмерности?
Председательствующий. Вяткину включите микрофон. Вяткин Д. Ф. Вот Алексей Владимирович, вы очень правильно подметили ту ситуацию, в которой сейчас находится Кодекс об административных правонарушениях.
Да, мы сейчас точечно вносим туда изменения. В настоящий момент действует межведомственная рабочая группа, которая готовит текст новой редакции кодекса. Я также принимаю участие в этой работе.
Поверьте, чтобы избежать подобных ситуаций, да, мы действительно прорабатываем с каждым ведомством, с экспертами, с научным сообществом, с представителями гражданского общества изменения, как в общую, так и в особенную часть, для того, чтобы схожие по степени общественного вреда правонарушения и наказывались одинаково. Слов нет.
Но для того чтобы исправить подобные ситуации, надо принимать новую редакцию. Сейчас же мы, да, действительно, вынуждены действовать точечно, но это необходимо делать.
Председательствующий. Пожалуйста. Дополнить хотите?
Байгускаров 3. 3. Александр Иванович, если вы считаете, что вот то правонарушение, которое вы сейчас озвучили, более тяжкое, то вы внесите изменения в законопроект, мы их рассмотрим.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. Сннельшнков К). П., фракция КПРФ.
Дмитрий Фёдорович, ну, для того чтобы устанавливать ответственность, надо всё-таки понять, а какова технология получения вот этого знака. Она у нас где-то проработана, установлена?
Я понимаю так, что МВД будет выдавать эти знаки. Оно, видимо, будет готовить. Это что, будет знак индивидуального характера, для каждого средства массовой информации свой знак готовится, или для всех будет одинаково напечатано, как у нас, – значки для всех депутатов одни? Расскажите, пожалуйста, об этом.
Председательствующий. Вяткину включите микрофон. Вяткин Д. Ф. Уважаемый Юрий Петрович, мы когда обсуждали основной закон на предыдущих заседаниях, я уже объяснял, что единый образец знака или признака представителей средств массовой информации будет устанавливаться, Роскомнадзором утверждаться (Роскомнадзором) по согласованию с Союзом журналистов общероссийским, МВД и Росгвардией. Соответственно, сами журналисты будут приходить к единому мнению, как он должен выглядеть, что это вообще должно быть. Без их участия, конечно же, не обойтись. А потом это будет утверждено Роскомнадзором. Вот и всё.
Председательствующий. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Коломейцев Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, всё-таки у нас даже посчитанный с медианной зарплаты МРОТ будет 12 700. Я о соразмерности вообще наказания. Вы предлагаете от 20 до 30 тысяч внести штраф. Вот чем вы... вот методика определения размера штрафа?
Ну, если вы там часть вырвали из того, что разрабатывает какая-то группа, это понятно. Но у нас, вообще-то, если мы вносим законы, которые требуют изменений в другие, то мы должны писать при внесении закона о том, что необходимо внесение изменений в закон о СМИ. Потому что то, что вы объясняли по предыдущему вопросу, требует изменений в закон о СМИ, в котором должны вы описать и знак, и как он должен выглядеть, и кем изготавливаться. А в данной ситуации, не определив даже предполагаемого нарушения, вы вводите такой драконовский штраф. И, поверьте мне, их сотрудники, не знающие закон, обязательно выпишут.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, это не предмет регулирования закона о СМИ. Никогда этого не было. Это всегда положение, в том числе о знаке для представителей средств массовой информации, всегда регулируют законом о митингах. И мы, собственно говоря, туда изменения и вносим, причем достаточно в этой части несущественные, мы просто определяем, кто будет устанавливать единый образец этого знака.
Что же касается размеров сумм штрафов, то они определяются, исходя из, в том числе, размеров, которые действуют много лет, сумм штрафов по схожим правонарушениям. Обратите внимание на те штрафы, которые установлены другими частями статьи 20.2. Вы увидите их схожесть по суммам. Это однопорядковые суммы. Следовательно, и здесь по нарушениям, а это нарушение, по сути дела, порядка проведения митинга, шествий, манифестаций, пикетирования, сумма аналогичная.
Председательствующий. Спасибо.
Кто хотел бы выступить? Есть.
Включите запись.
Покажите список.
Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, ну, для начала, Вячеслав Викторович, понимаете, все оценки, они носят субъективный характер. Поэтому когда вопрос был задан депутату Вяткину -привести статистику, и он не обладал такой информацией, то следующий вопрос, по сути, был объяснить, а в чем, собственно актуальность принятия данного законопроекта? Я тоже, как и все, голосовал за принятие этой повестки дня.
Я за то, чтобы обсудить этот вопрос, и выразить своё мнение, хотя я категорически против, конечно. Но не давать человеку возможности ответить, может быть, вам не нравится вопрос, но нет такого в Регламенте, извините. Это первое.
Второе, коллеги, для чего всё это принимается? Основный закон был принят для того, чтобы на нас мировое сообщество не смотрело криво, когда рьяные особо, не в меру, сотрудники полиции отдубасят журналиста. Поэтому всем журналистам предписано иметь либо повязку, либо ещё что-то, либо жилет и так далее. Это они типа сами определят.
Но тут у этих товарищей, которых представляет Дмитрий Фёдорович, возникло сомнение: а что будет, если вот этим символом будут пользоваться другие люди? Кого же тогда бить этим не в меру рьяным защитникам демократии? И вот для этого всё это и введено. И вот поэтому сейчас в то время, когда у нас 12 тысяч 130 размер, минимальный размер оплаты труда, вводится штраф от 20 до 30 тысяч для гражданина. Вот основная причина принятия данного законопроекта. И никакой, извините, здесь подоплёки нет, испугались всего того, что творится в Белоруссии.
Но когда мы на комитете рассматривали данный вопрос, я задавал этот вопрос свой. Ещё раз хочу всем вам отметить, что не так давно постановлением Пленума Верховного Суда за гражданами России признаётся право на самооборону любыми доступными средствами. И если человек, зная, что участвуя в массовом мероприятии, он может попасть под раздачу, потому что кому-то это не понравится, вытащит эту повязку или ещё что-то и попытается защитить свою жизнь, ему в этом случае выпишут вот этот вот штраф. Понимаете, всё, что сейчас делает Дмитрий Фёдорович, это, конечно, просто песня.
Сегодня утром мне знакомые собачники переслали номер, где он якобы посылает журналистов подальше. Я тут же звоню журналисту и говорю: ребята, вы что, это не его голос, ну реально, не его. Они говорят, ну как, звонили, сказали: Дмитрий Фёдорович? Он говорит: да, я, и дальше пошло. В итоге да, они принесли извинения, я позвонил, сказал: ребята, разберитесь, на какой телефон звонили. Но по его закону, который вы вчера здесь поддержали, этой девушке уже два года грозит, понимаете? Уже ей два года грозит. Слава богу, что он ещё не одобрен Советом Федерации и не подписан президентом. Спасибо за подарки.
Председательствующий. Пожалуйста, Быков Олег Петрович.
Быков О. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, проектом рассматриваемого федерального закона предлагается установить административную ответственность за использование в ходе публичного мероприятия отличительного признака представителя средств массовой информации лицом, не имеющим права на его использование.
Хочу обратить внимание, что законопроект разработан во взаимосвязи с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым устанавливаются дополнительные условия для обеспечения прав представителей средств массовой информации при освещении ими публичных мероприятий, в том числе обязанность по использованию журналистом, присутствующим на публичном мероприятии, явно видимого отличительного признака представителя средства массовой информации.
Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта необходимо в целях предупреждения случаев использования отличительного признака представителя средства массовой информации лицами, не являющимися журналистами, и как следствие, предотвращение возможных правонарушений в данной связи.
Хочу подчеркнуть, что законопроект несет как превентивную, так и охранительную функцию, создавая условия для обеспечения защиты прав представителей средств массовой информации, усиление их безопасности при выполнении ими профессиональных обязанностей.
Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» предлагает поддержать законопроект в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Шеин Олег Васильевич, пожалуйста. С места.
Шеин О. В. У меня скорее, Вячеслав Викторович, реплика в рамках общей коннотации, не конкретно этой истории, но она подсветила одну вещь, на которую нам, наверное, надо обратить внимание.
Помните, у нас в свое время было принято решение о том, что блогеры, к которым на странички заходит более трех тысяч человек в сутки, они приравниваются к СМИ. И, кстати, в этом зале очень много людей, к кому на их странички в «Фейсбуке» и прочих сетях такое число пользователей ежедневно заходит.
Но получается, у нас теперь некий есть разрыв, да? То есть с одной стороны мы их приравняли к СМИ, с другой стороны эти люди у нас, получается, не могут воспользоваться теми преимуществами, которые дает закон о статусе СМИ, ну и в частности, вот сейчас то обсуждение, которое мы ведем.
Очевидно, в этой части нам надо смотреть не только на репрессивную сторону, но и на ту сторону, которая позволит обеспечить, ну там вопрос соразмерности-несоразмерности штрафа, здесь я соглашусь с коллегами, это, так сказать, отдельная история, да, но вопрос, который позволит обеспечить и баланс, потому что если мы где-то вводим тождество, оно у нас должно появляться по всей конструкции законодательства, а не выборочно. Вот о чем хотелось сказать.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, полномочный представитель президента? Правительство? Заключительное слово есть желание, докладчик и содокладчик? Нет. Ставится на голосование 6-й вопрос нашей повестки (первое чтение) – о проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за неправомерное использование отличительного признака представителя средств массовой информации». Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 06 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 316 чел 70,2 %
Проголосовало против 76 чел 16,9 %
Воздержалось 4 чел 0,9 %
Голосовало 396 чел.
Не голосовало 54 чел 12,0 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принят
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments