leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Минэк Максим Решетников рассказал на 495 заседании СФ о регуляторной гильотине - стенограмма начало

Минэк Максим Решетников рассказал на 495-м заседании СФ о регуляторной гильотине
7. 11:00 Правительственный час «О пересмотре и отмене нормативных правовых актов, негативно влияющих на деловой климат»
Министр экономического развития Российской Федерации Максим Геннадьевич Решетников

Начало
Из стенограммы 495-го заседания СФ 25.12.20
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа».
Предлагается следующий порядок проведения: выступление Министра экономического развития Российской Федерации Максима Геннадьевича Решетникова – до 20 минут, далее – ответы на вопросы, выступления сенаторов, принятие постановления. Нет возражений против такого порядка? Нет.
В нашем заседании принимают участие статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Херсонцев Алексей Игоревич, а также аудитор Счетной палаты Татьяна Викторовна Блинова.
Слово предоставляется Министру экономического развития Российской Федерации Максиму Геннадьевичу Решетникову.
Максим Геннадьевич, прошу Вас. Мы не ограничили Вас в теме (ну, она обозначена на экране) – что Вы считаете нужным сказать. Мы готовы Вас послушать.
М.Г. Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации.
Добрый день, уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Тема моего доклада – это реализация регуляторных инициатив и улучшение делового климата. Но, перед тем как перейти к теме, позвольте сказать несколько слов о предварительных экономических итогах года.
После снижения во втором квартале наша экономика постепенно восстанавливается. Наша оценка ВВП текущего года – минус 3,8 процента, практически совпадает с августовским прогнозом. Нижнюю точку спада мы прошли лучше, чем ожидалось, и это напрямую связано с принятыми антикризисными мерами по поддержке населения и бизнеса.
Кризис не приобрел системного характера, удалось предотвратить его влияние на системообразующие отрасли и предприятия. По итогам 11 месяцев производство в обрабатывающей промышленности практически вышло на уровень прошлого года, в сельскохозяйственном производстве видим прирост – плюс 1,5 процента. Стабилизировались темпы и в строительстве.
Сдерживающее влияние на восстановление показателей физических объемов производства оказывает действие соглашения «ОПЕК+» об ограничении добычи нефти.
Из позитивного следует отметить меньший, чем ожидалось, спад инвестиций, за девять месяцев спад – чуть больше 4 процентов (мы ожидали, конечно, существенно большего снижения). Ну и важным фактором стабилизации ситуации является восстановление потребительского спроса. Оборот предприятий торговли и услуг, по данным контрольно-кассовой техники, даже сейчас находится чуть выше уровня прошлого года, даже сейчас – в этих непростых условиях.
Ситуация на рынке труда постепенно стабилизируется. В ноябре уровень безработицы составил 6,1 процента (при максимуме 6,4 процента). Ожидаемо снижается и регистрируемая безработица.
И хорошим инструментом и поддержкой здесь по рынку труда является реализуемая программа ФОТ 2.0 – это выданные кредиты малому и среднему бизнесу с последующим списанием при условии сохранения занятости. Под ее защитой сейчас находится 5 400 тысяч рабочих мест. И мы видим, что подавляющее большинство заемщиков выполняют обязательства и, соответственно, могут рассчитывать на списание, сохраняя рабочие места. Тем не менее ситуация на рынке труда остается, конечно, напряженной, и восстановление занятости будет одним из основных приоритетов экономической политики в 2021 году.
Продолжаем реализовывать антикризисную повестку. Продлен ряд мер отсрочки по налогам и страховым взносам для тех отраслей, которые пока не восстановились. На 2021 год продлены меры поддержки для производителей и продавцов подакцизных товаров, продолжено послабление требований к заемщикам региональных гарантийных организаций и микрофинансовых организаций.
В условиях снижения доходов в 2020 году бюджетные расходы не сокращались, а увеличивались. По итогам года ожидаем дефицит федерального бюджета более 4 трлн рублей, расходы превысят 22,5 трлн рублей. Это важная мера по поддержке экономики, потому что в настоящий момент действительно бюджетные расходы не только являются тем якорем, который позволяет экономике держаться на плаву, но еще и выступают драйвером.
В этом году регионы получили более 300 млрд рублей дополнительно для компенсации выпадающих расходов помимо тех средств, которые были направлены на реализацию мероприятий, связанных с борьбой с инфекцией. И, соответственно, в целом уровень межбюджетных трансфертов за 11 месяцев вырос на 60 процентов. Это позволило увеличить расходы субъектов на 14 процентов по сравнению с прошлым годом по итогам 11 месяцев при снижении собственных доходов на 4 процента.
Отдельно отмечу, что на 21 процент выросли капитальные расходы региональных бюджетов.
В четвертом квартале новым вызовом стало ускорение инфляции, рост цен на продовольственные товары в первую очередь.
Основные причины – снижение урожая по ряду культур, ослабление рубля и ощутимый рост мировых цен на продовольствие.
Чтобы стабилизировать ситуацию, Министерством промышленности и торговли и Министерством сельского хозяйства в настоящий момент подписаны соглашения с торговыми сетями и производителями. Правительством введены экспортные пошлины по ряду продовольственных товаров, товаров нашего сельскохозяйственного экспорта. Запущены меры поддержки для производителей сельхозпродукции, в первую очередь для хлебопеков и производителей муки.
Сегодня вы рассматриваете закон, который дает правительству дополнительные полномочия по регулированию цен на продовольственные товары. Хочу отдельно подчеркнуть: мы рассматриваем этот инструмент как экстренную, как крайнюю меру, которая может применяться только очень точечно и если действительно все остальные меры, в первую очередь экономического характера, не сработают.
В целом сегодняшняя ситуация – лишь отклонение, а не уход с траектории устойчивого развития, с траектории роста экономики.
При этом именно с инвестициями, с развитием малого и среднего бизнеса, а значит, с деловым климатом мы связываем восстановление и дальнейшее развитие экономики. И от тех решений, которые мы с вами приняли и еще примем, зависит, на какую траекторию экономического роста мы выйдем.
Ключевыми считаем здесь четыре направления. Первое – это регуляторная реформа. Она включает как «регуляторную гильотину», так и новую модель контроля и надзора. Второе направление – это механизм трансформации делового климата. Третье – вопросы, связанные с защитой частных инвестиций. И, наконец, отдельно хочу остановиться на адаптации законодательства к новой, постковидной реальности.
Теперь подробнее об этих направлениях.
2020 год стал годом регуляторной реформы. Стояла задача исключить устаревшие требования. На замену им с 1 января, как поручал президент страны, должны прийти новые – исполнимые и обоснованные. Была поставлена цель уйти от так называемой концепции нулевого риска, принципа «как бы чего не вышло», постольку поскольку этот принцип приводит к очень большим затратам в экономике, как раз к тем самым избыточным требованиям, и в конечном итоге очень дорого обходится. Несмотря на ситуацию с COVID, договорились сроки реализации проекта не переносить.
39 федеральных ведомств и 1300 экспертов рассмотрели и отменили 3 тысячи актов последних лет и 8 тысяч актов советского периода. Хочу поблагодарить коллег – и регуляторов, и надзорные ведомства, и Министерство юстиции, и аппарат правительства, и всех экспертов, конечно, представителей делового сообщества – за напряженную работу. Самым сложным было не увлечься и не отсечь лишнего и в то же время добиться реальных улучшений для бизнеса.
В каких сферах произошло наибольшее обновление актов?
Среди лидеров – это транспорт: вместо отмененных 800 актов будут действовать лишь 85. Пересмотр упрощает регулирование отрасли и существенно снижает издержки. Только отмененное требование менять раз в три года блок защиты информации в тахографе для 3,5 миллиона грузовых машин стоило бизнесу 70 млрд рублей.
Пересмотрены сотни избыточных требований в СанПиН.
Количество требований к общепиту, например, сократилось в пять раз. Теперь исключено наложение штрафов за то, что в кафе посуду моют не по инструкции.
В сфере промышленной безопасности Ростехнадзор переработал 200 актов. Теперь мы можем рассчитывать, что усилия людей, кто занимается промышленной безопасностью на предприятиях, действительно будут идти на обеспечение безопасности, а не на исполнение устаревших требований по заполнению массы бумаг.
Если говорить в целом, то с «регуляторной гильотиной» правительство справилось и органы власти справились. Взамен отмененных актов нужно было принять 451 новый. По данным на сегодняшнее утро, осталось принять 13 актов. То есть из 451 только 13 актов еще не приняты, по ним идут финальные совещания еще на базе аппарата правительства. Одно из них сегодня мы проводим с министерством природных ресурсов, как раз вырабатывая этот баланс между реальными улучшениями для бизнеса и тем, чтобы в то же время не нарушить нормальную регуляторную работу служб, не допустить, чтобы какие-то требования, которые объективно нужны, оказались вдруг отмененными.
Чтобы сделать механизм постоянно действующим, приняли два принципиально новых закона.
Законом об обязательных требованиях внедрили механизм постоянного обновления – один раз в шесть лет будем оценивать, не устарели ли требования. Так сказать, введена принудительная процедура оценки регулирующего воздействия. На законодательном уровне закрепили вот этот институт, и это важно – что сам механизм повышает качество регулирования. Только в этом году механизм ОРВ прошли более 1,5 тысячи актов, 40 процентов из них были отправлены на доработку, и было выявлено в этих актах 2 трлн рублей издержек.
Закон о государственном контроле меняет всю систему контроля и надзора. Главной будет оценка рисков: мониторинг вместо проверки и профилактика вместо наказания. Стремимся, чтобы все требования соблюдались, а количество контактов контролеров и бизнеса было сведено к минимуму.
Сейчас работаем над так называемым законом – спутником федерального закона № 248, который вносит изменения в 112 отраслевых законов. В настоящий момент проект этого закона принят Государственной Думой в первом чтении.
Отдельное внимание – региональным блокам. По нашим оценкам, на регионы пришлась практически треть всех проверок, проведенных в России в 2019 году. Хотелось бы здесь поблагодарить временную комиссию Совета Федерации по контролю. Мы с сенаторами провели большую работу с территориями. По итогам, к примеру, предусмотрели переходный период для принятия регионального законодательства и приведения его в соответствие с новым законом, с новыми требованиями до конца следующего года.
Это очень важно, вот эти переходные периоды, для того чтобы регионы имели возможность нормально адаптироваться и качественно отработать.
Закон о контроле предусматривает и максимальную цифровизацию надзорных ведомств. И это требует от нас перехода на «цифру» и в сфере нормотворчества.
Эту тему Вы, Валентина Ивановна, тоже недавно обозначили.
Законом об обязательных требованиях предусмотрено создание так называемого реестра регуляторных требований. В пилотном режиме мы начнем эту работу в первом квартале следующего года. Подобные проекты уже реализованы в ряде регионов – в Москве, в Татарстане. Мы используем этот опыт, передовой опыт коллег. И пилотами выступят министерство по чрезвычайным ситуациям, Роструд, Росаккредитация, Роспотребнадзор и Минстрой. За счет интеграции с информационными системами надзорных ведомств реестр позволит автоматически формировать так называемые чек-листы проверок, то есть по факту формировать задание на проверки, исходя из структуры риска, особенностей объекта, мониторить, какие требования нарушаются чаще всего, оценивать издержки на их соблюдение и увязывать это с реально существующим риском.
Для анализа проблематики контрольно-надзорной деятельности вместе с Минцифры создаем единый реестр всех видов контроля, а с учетом положительного опыта использования единого реестра проверок совместно с Генеральной прокуратурой будем расширять его новыми данными, дополнять новыми данными. В информационных системах должны быть актуальные данные об объектах контроля, о степени их риска, о результатах контрольных мероприятий, чтобы мы четко понимали, действительно ли органы власти ходят туда, где есть наибольшие риски, а не туда, куда они привыкли ходить. Уже сейчас это используем.
С апреля ввели мониторинг соблюдения моратория на проверки. Их число по сравнению с прошлым годом снизилось в два раза. Катастрофы при этом не произошло, предприниматели сами видят риски и делают ставку на самоконтроль. Кризис показал, что бизнесу можно и нужно верить. Чтобы избежать локдаунов, компании исполняли и исполняют санитарные требования, заботятся о безопасности своих сотрудников и своих клиентов.
Поэтому мораторий на проверки для малого бизнеса продлили на следующий год.
Далее. Отдельная работа ведется по улучшению делового климата на основе предложений бизнеса. Для этого как раз создан механизм трансформации делового климата. За два года собрали более 320 инициатив и уже отменили 120 ограничений. С этого года трансформируем механизм: ключевые инициативы были собраны в «дорожные карты», уже реализуются первые четыре – по экспорту, по корпоративному управлению, по интеллектуальной собственности и по научно-технологической повестке. По предложениям бизнеса также включили в общенациональный план 31 мероприятие – по снижению необоснованных издержек в сфере транспорта, промышленной безопасности, экологии и организации труда.
Сегодня в вашей повестке уже стоит подготовленный Минтрудом закон о сокращении издержек в сфере спецоценки условий труда (это как раз одно из мероприятий общенационального плана). Ежегодно такая процедура стоит бизнесу порядка 10 млрд рублей. Минтруд предлагает освободить бизнес от повторного проведения процедуры в ряде случаев.
Теперь про стимулы. Наша экономика нуждается в долгосрочных инвестициях, а инвесторы – в долгосрочных гарантиях.
Поэтому мы запустили ряд новых финансовых инструментов, и заработал закон о защите и поощрении капиталовложений. Он был принят вами весной и оказался востребованным бизнесом.
Подписано уже 25 соглашений – это более 1 трлн рублей инвестиций, и в 19 регионах страны будет создано 23 тысячи новых рабочих мест.
Какие задачи мы ставим на 2021 год? Предстоит подготовить и расширить закон о защите и поощрении капиталовложений, расширить отрасли экономики, которые могут претендовать на спецусловия. И также у бизнеса существует мощный запрос на расширение стабилизируемых условий. Мы сейчас эти темы все вместе с бизнесом отрабатываем.
С апреля процесс подписания перейдет, что называется, «в цифру», должна заработать информационная система «Капиталовложения». Ну и, конечно, будем передавать этот инструмент в регионы, чтобы регионы могли этим воспользоваться.
И в целом активизация региональной инвестиционной повестки – тоже один из приоритетов работы в 2021 году. Прекрасно отдаем себе отчет, что все инвестиционные проекты в конечном итоге реализуются в регионах. И от активности губернаторов, от качества работы региональных команд зависит очень-очень многое.
Совершенствование делового климата – это не только устранение барьеров и ограничений, это еще и адаптация регулирования к новой экономической реальности, к новым трендам.
Задолго до пандемии мы видели серьезный интерес к режиму самозанятых. В июне вы поддержали закон о расширении для них мер поддержки. Сейчас прорабатываем, как упростить им доступ к работе с онлайн-платформами, решить вопросы сертификации продукции. Пандемия подстегнула развитие цифровизации, поэтому важен принятый в июле закон о так называемых регуляторных песочницах.
Мы много работали над этим законом, совместно работали. Это был действительно очень сложный закон. Буквально вчера на заседании правительства одобрили к нему закон-спутник. Сформирован пул из семи наиболее перспективных проектов. Планируем запустить их уже в следующем году.
Хотелось бы отдельно здесь поблагодарить Андрея Анатольевича Турчака за поддержку вместе с вами всего этого пакета и этого инструмента.
Вместе с вами нам предстоит также создать основу регулирования для новых видов предпринимательской деятельности.
Инструмент для этого у нас есть – «дорожная карта» трансформации делового климата.
Коллеги! Все ключевые решения, о которых я сегодня говорил, отражены в едином плане по достижению национальных целей, которые были рассмотрены и поддержаны президентом в рамках заседания совета по реализации национальных проектов и Государственного совета на этой неделе.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Завершая свое выступление, я хочу поблагодарить всю палату сенаторов за сотрудничество. При вашей поддержке в этом году было принято 22 закона, проекты которых разрабатывались Министерством экономического развития. Сегодня на пленарное заседание вынесены еще четыре, и семь законопроектов находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Мы стараемся очень пунктуально и, что называется, дотошно подходить к реализации этих законов, вовремя принимать всю подзаконную базу. В настоящий момент из 125 актов, которые нужны для реализации принятого в этом году законодательства, уже половина подзаконных актов принята, остальные идут в соответствии с теми графиками, которые мы представляем к каждому закону и, соответственно, напряженно работаем по этим направлениям. Все эти вопросы охватывают и антикризисную повестку, и касаются вопросов развития бизнеса, что называется, здесь и сейчас и формируют будущую траекторию развития экономики.
Уверен, что и в следующем году наша совместная работа будет столь же эффективной. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Благодарю Вас, Максим Геннадьевич, за такой деловой, профессиональный, содержательный доклад.
Коллеги, переходим к вопросам. Просьба всем желающим задать вопросы записаться, а также для выступлений.
Начинает вопросы Алексей Владимирович Синицын.
Пожалуйста.
А.В. Синицын, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Кемеровской области – Кузбасса.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Геннадьевич! Вчера, 24 декабря, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на итоговой встрече с кабинетом министров призвал использовать опыт, накопленный в период пандемии, при решении ключевых задач в повседневной жизни. Одной из таких задач, безусловно, является поддержка малого и среднего бизнеса и создание комфортного делового климата.
На время пандемии с апреля текущего года установлен, а 30 ноября продлен на весь 2021 год мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Это абсолютно правильное решение. И опыт этого года показал, что за период, пока объявлен мораторий, не произошел рост нарушений прав граждан, несчастных случаев, аварий и других негативных последствий.
Полагаете ли Вы, уважаемый Максим Геннадьевич, возможным с учетом этого опыта рассмотреть вопрос о принципиальном законодательном запрете на проведение проверок малого и среднего бизнеса, за исключением, конечно, проверок, связанных с причинением или угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан или возникновением чрезвычайных ситуаций?
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста.
М.Г. Решетников. Спасибо за вопрос. Мы действительно размышляем над этим. Но, Вы знаете, какой механизм реализации (чуть иной механизм реализации) этой идеи мы видим? Мы сейчас будем вносить изменения в те 112 отраслевых законов, которые предусматривают реализацию новой схемы контроля и надзора, и мы должны там дифференцировать все объекты проверок по уровню риска. У нас ведь что значит, что все нормально? Это значит – мы ходили и проверяли объекты малого бизнеса, которые относятся к категории самого низкого риска. А зачем туда ходить? Мы с вами должны подходить не к критерию – малый, средний, крупный бизнес, а должны относиться к объекту. И мы в ходе этой работы и в ходе того опыта, который накопили, получили доказательную базу, что действительно ввели мораторий, риск не реализовался. Значит, это дополнительное доказательство того, что это объекты низкого риска. Поэтому мы должны отклассифицировать просто все объекты, эти объекты попадут в категорию низкого риска, и поэтому проверки туда выходить не будут. Но в то же время очень важно, чтобы мы эти все объекты и все случаи видели, и в том случае, если мы понимаем, что на такого рода объектах что-то вдруг происходит, тогда мы можем при необходимости (соответственно контрольные органы) какие-то дополнительные мониторинговые мероприятия увидеть.
Но Вы абсолютно правы. Мы будем очень внимательно относиться и к опыту этого года, и к опыту следующего года при реализации всех этих схем, потому что в конечном итоге наша с вами общая цель – это снизить регуляторное давление и давление контролирующих органов и на малый, и на средний бизнес, да и, честно говоря, на крупный тоже, там, где это реально возможно.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Юрьевич Пронюшкин, пожалуйста.
А.Ю. Пронюшкин, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Владимирской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Максим Геннадьевич! Вопрос по ТОСЭР состоит из двух частей.
Первое. Расширение видов деятельности резидентов ТОСЭР возможно по решению правительства через внесение изменений в соответствующие постановления. Сразу скажу: процесс очень трудоемкий – требуется подать заявку, предоставить соответствующее количество документов и информации. И я бы хотел обратить внимание Минэкономразвития на эту проблему, с тем чтобы с помощью «регуляторной гильотины», о которой Вы сегодня подробно говорили в своем выступлении, упростить процедуру и сократить количество требуемых документов и информации.
И второе. Сегодня право применять пониженные тарифы страховых взносов имеют резиденты ТОСЭР, получившие такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей ТОСЭР. Между тем давно идет полемика о необходимости продления срока действия пониженных тарифов на весь период функционирования ТОСЭР. Что-то Минэкономразвития сегодня предпринимает в этом направлении? Спасибо.
М.Г. Решетников. Спасибо.
По первой части вопроса. Действительно, абсолютно точно проблема есть, потому что у нас с вами записаны разрешенные виды деятельности в ТОСЭР, но достаточно определить запрещенные, а все остальные виды деятельности… ну, собственно говоря, какой инвестор пришел – пусть тот и инвестирует, пусть тот и создает.
Попытка даже на региональном (я уж не говорю о федеральном)
уровне определить, какой конкретно инвестор и какой конкретно вид деятельности должны быть в том или ином моногороде (а у нас ТОСЭР в моногородах создаются), мне кажется неправильной.
Поэтому мы сейчас во всю нормативку вносим такие изменения и в ближайшее время, в первом квартале, постараемся всё это завершить.
Сейчас мы отрабатываем оперативно те точечные обращения, которые к нам идут. Поэтому мы системно в первом квартале этот вопрос закроем.
Что касается продления льготных ставок, в первую очередь соцвзносов (мы с вами понимаем – это у нас основная льгота в ТОСЭР), есть обращения и есть поручение продлить на год действие (то есть не три, а четыре года). Так вот, такое понимание в правительстве есть, и мы сейчас эту законодательную инициативу оперативно оформляем.
В то же время продлевать на весь срок, коллеги, на сегодняшний момент будет крайне сложно, постольку поскольку в логике снижения социальных взносов мы пошли, так сказать, несколько иным путем – не территориальным. Мы с вами для айтишников существенно снизили соцвзносы, то есть выбрали отрасль, с одной стороны, а с другой стороны – пошли по логике снижения соцвзносов для субъектов МСП на зарплаты свыше МРОТ.
Поэтому мы предоставили большой пакет этих льгот – более 400 млрд рублей и тем самым, в общем, существенно поддержали бизнес.
Поэтому логика все-таки дальнейшая территориальная пока у нас сохраняется на 10 лет на Дальнем Востоке, и там должны быть особые условия, мы это тоже все понимаем. А в ТОСЭР предлагаем сделать такой шаг в связи, конечно, в первую очередь с COVID.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Мухарбий Магомедович Ульбашев, пожалуйста.
М.М. Ульбашев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Геннадьевич! Весной правительством утверждено много программ поддержки бизнеса в связи с пандемией – в том числе субсидии на выплаты по кредитам, на поддержку занятости, кредиты системно значимым предприятиям.
Однако ряд предпринимателей не смогли воспользоваться мерами поддержки из-за ряда формальных ограничений. Например, расчет средней зарплаты на одного работника не учитывает работников, находящихся в декретных отпусках. Или такой пример: если получатель субсидии находится в процедуре реорганизации. Из-за этих фактически формальных, непродуманных ограничений компании не могут получить меры поддержки. Какие выводы исходя из практики делает министерство и какие шаги министерство предприняло, чтобы не были ограничены… (микрофон отключен) …права получателей этой поддержки?
М.Г. Решетников. Спасибо за вопрос.
Мы действительно проанализировали ход реализации постановления правительства № 696 (это программа ФОТ 2.0, вот то, о чем Вы говорите) и с предпринимателями обсуждали это и в сентябре, и в октябре. Особенно предпринимателей волновали вопросы списания кредитов, потому что ряд норм в процессе применения, скажем так, можно было трактовать так или иначе. И предприниматели опасались, что в том числе и банки оттрактуют эти нормы не в их пользу. В этой связи мы подготовили проект постановления правительства, который трактует все нормы, связанные с расчетом заработной платы, с вопросами соблюдения минимума, с уточнением численности на начальную точку, как раз вот с вопросом по поводу тех, кто в декрете, и так далее. Все эти вопросы мы оттрактовали в пользу предпринимателей, и соответствующее постановление правительство поддержало, соответствующее постановление принято. И вот мы вчера с предпринимателями еще раз обсуждали этот вопрос, коллеги подтвердили, что в общем и целом их запрос удовлетворен.
При этом, безусловно, должен сразу сказать, что, конечно, будут вопросы от некоторых предпринимателей, которые не смогли сдержать численность и которые резко сбросили численность в июне, но при этом одновременно с этим пошли и взяли кредит. И есть вопросы в части того, что кто-то не знал, кто-то кому-то не сказал и так далее. Но здесь мы вели максимально открытую информационную политику, всех предупреждали, объясняли, по отношению к какому числу, к какой дате будут смотреться и контролироваться занятость, несокращение и так далее. Поэтому какой-то процент есть предпринимателей. Все, что можно было сделать, оттрактовать в их пользу, мы оттрактовали. Но цель программы – поддержать занятость, и мы, конечно, не можем снимать эти требования ни в коем случае.
Что касается реорганизации, по реорганизации вопрос чуть более глубокий. У нас запрет на выдачу субсидий юридическим лицам, которые находятся в процессе реорганизации, заложен в Бюджетном кодексе. При этом реорганизация не дифференцирована.
Действительно, есть реорганизация, когда сливаются две компании, – полное правопреемство, никаких опасений, что кто-то из них исчезнет, будет банкротом и так далее, нет. А бывает разделение.
Поэтому нам, очевидно, надо этот вопрос проработать (мы вместе с Министерством финансов подумаем над этим) и внести изменения. Потому что даже сейчас у нас масса институтов развития войдет в процесс укрупнения, слияния и так далее. Многие из них являются операторами по бюджетным субсидиям, для того чтобы до бизнеса доводить, и тоже могут возникнуть вопросы.
Поэтому я думаю, что мы как раз, может быть, при правке законодательства под институты развития, постараемся заодно и этот вопрос уточнить. Но вопрос важный. И как раз, готовясь к сегодняшнему заседанию, мы его выявили, на основе ваших вопросов идентифицировали. Запросы и до этого были. Вот сейчас обобщили и такую позицию реализуем. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, краткие вопросы (и по возможности краткие ответы), чтобы все смогли задать вопросы.
Ирек Ишмухаметович Ялалов, пожалуйста.
И.И. Ялалов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Геннадьевич! В настоящее время подрядчики в качестве обеспечения исполнения договора или используют банковскую гарантию, или перечисляют денежные средства на счета заказчиков в период исполнения договора. При этом это требование в равной мере распространяется и на закупки, где установлено требование о наличии у подрядчика свидетельства СРО. Вместе с тем ежегодно члены СРО оплачивают взносы в СРО в компенсационный фонд договорных обязательств и компенсационный фонд возмещения вреда.
Вопрос: как Вы относитесь к возможным изменениям в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по возможности замены обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии на внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора средствами компенсационного фонда и договорных обязательств саморегулируемой организации для закупок по строительным работам в объеме, не превышающем 10 млн рублей? Вы прекрасно понимаете, речь идет о малом и среднем бизнесе.
Спасибо.
М.Г. Решетников. Я так понимаю, речь идет об использовании фондов СРО в качестве обеспечения при законе № 44. Действительно, такая инициатива есть со стороны Минстроя.
Правительство итоговую позицию не выработало, но мы, как Министерство экономического развития, считаем это абсолютно обоснованным и будем эту инициативу поддерживать.
Председательствующий. Спасибо.
Виктор Владимирович Смирнов, пожалуйста.
В.В. Смирнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ивановской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Геннадьевич! Доверие между бизнесом, властью и обществом является, по мнению большинства экспертов, основой для формирования благоприятного делового климата.
В 2017 году был принят указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». И во исполнение этого указа правительство издало распоряжение, которым определило Минэкономразвития ответственным исполнителем по разработке комплекса мер по введению дополнительных механизмов привлечения граждан в государственное (муниципальное) управление и учета мнения населения при решении вопросов социально-экономического и политического развития соответствующих территорий. Что сделано по этому направлению министерством за минувшие три года? Спасибо.
М.Г. Решетников. Вопросы вовлечения граждан в решение вопросов регионального и особенно местного значения, Вы знаете, находятся в общей компетенции ведомств. И здесь в качестве таких примеров реализации я бы назвал реализацию национальных проектов в первую очередь, особенно все, что касается городской среды. Вы прекрасно знаете, что в требованиях по отбору территорий в рамках проектов по благоустройству дворов, общественных пространств, которые реализуются, есть требование по обязательному учету мнения граждан, и достаточно четко даже и процедура прописана, как надо советоваться и так далее.
Более того, активно распространяются региональные практики.
Мы, как министерство, через поощрение лучших региональных практик активно эту тему проводим. И, наверное, остались считаные единицы субъектов (я даже не могу их назвать, я думаю, что и не осталось), которые не используют те или иные механизмы, начиная от порталов различного рода, выяснения мнений через интернет (и здесь лидерами Москва, Московская область выступили, крупные наши мегаполисы), заканчивая сходами граждан, обсуждением с местными депутатами и так далее. Поэтому здесь, мне кажется, мы существенно продвинулись в реализации этой инициативы.
Конечно, хочется сказать, что министерство выпустило какойто акт, но здесь вопрос не одного какого-то акта, а вопрос имплементации этой нормы во всех отраслевых актах. И здесь у нас не только… Про городскую среду я сказал, могу отметить еще и тему, например, реорганизации учреждений здравоохранения. Здесь норма была ужесточена, что вся реорганизация учреждений должна проходить определенную процедуру публичного обсуждения и так далее. То же касается и вопросов, связанных с развитием школьного образования, и так далее. Но я здесь опираюсь, скорее, может быть, на свой губернаторский бывший опыт и тесное общение с коллегами-губернаторами и сейчас. Поэтому, мне кажется, мы здесь достаточно серьезно продвинулись. Но, если есть какие-то предложения, давайте мы и в рамках работы по местному самоуправлению (теперь в Министерство экономического развития и эти полномочия переданы) еще раз к этому вернемся и посмотрим.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Максим Геннадьевич! Одним из сдерживающих факторов развития МСП является медленный оборот денежных средств в силу существующей структуры закупок у ключевых игроков рынка Российской Федерации. И, несмотря на принятые меры поддержки в виде установления предельного срока расчетов с субъектами МСП (15 календарных дней), работает исключительно на уровне головной компании, а на уровне так называемых зависимых обществ действуют другие правила и сроки расчета – от 60 до 90 дней, а для высокотехнологичного оборудования доходит до полугода.
Для того чтобы предприятие МСП в это время платило заработную плату сотрудникам, налоги государству, вело хозяйственную деятельность, оно вынуждено обращаться в банки за кредитами и нести на себе дополнительное бремя издержек, фактически безвозмездно кредитуя крупные корпорации с госучастием и сдерживая свои возможности в развитии.
Эксперты предлагают изменить условия взаимодействия субъектов МСП и крупного бизнеса и распространить действие постановления правительства № 1352… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, пожалуйста, Владимир Казимирович.
В.К. Кравченко. …и распространить действие постановления № 1352 на юрлиц, осуществляющих закупки товаров, работ и услуг в интересах компаний с госучастием, и их зависимые общества.
Хотелось бы услышать Ваше мнение.

клончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/8422334.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments