leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Ожидания бизнеса от января и основные тренды 2021-го

Ожидания бизнеса от января и основные тренды 2021-го
Российские предприниматели в 2021 году продолжат адаптироваться к изменениям рынка на фоне пандемии. Так рестораторы считают, что главными трендами этого года станут – гастромаркет и семейные банкеты, у машиностроителей – роботизация и цифровизация, а у бьюти-индустрии – праздничные макияжи и прически перед выходом на светские мероприятия. lj-cut>
РЕСТОРАТОРАННЫЙ БИЗНЕС
Лариса Невидайло – уполномоченный по правам предпринимателей в Тюменской области, владелец ресторанной сети «Максим», член Генерального совета Партии Роста:
- В регионах многие рестораторы (предприятия) только «приходят в чувство» после многомесячного весенне-летнего простоя. Положение сложное. Ресторанная отрасль теряет. Денег у людей меньше и это остро чувствуется на среднем чеке. Цены на продукты растут ежедневно (например, куриные яйца дорожают каждый день на два-три рубля). При такой ситуации очень сложно не повышать стоимость блюд.
Делать какие-либо прогнозы практически невозможно – сильная зависимость от ограничений на работу предприятий общественного питания из-за пандемии. С прошлым годом проводить сравнения тоже сложно, поскольку живём в новых реалиях.
В целом, по сравнению с январём 2020 года, снижение на 20-25%. В первую очередь, из-за ограничений по времени работы и снижению количества посадочных мест. По корпоративам было значительное снижение спроса, что повлияло на декабрьскую выручку. Рынок, безусловно, будет меняться из-за изменения привычек потребителя меньше посещать общественные места.
Главное ощущение тренда на сегодняшний день в том, что гости стали заметно экономить – существенно снизился средний чек (более чем на 30%). При этом январь в некоторых ресторанах при отелях был значительно лучше прежних лет, т.к. отели имели локальный повышенный спрос из-за большого количества гостей (по причине закрытых границ очевидно).
Тренды 2021 – гастромаркет, доставка, кейтеринг на дом, корпоративное питание, небольшие банкеты семейного типа (до 20 человек и при этом меньше заказывают алкоголя, но более качественного).
Отрасль нуждается в максимальной поддержке, как минимум на первый квартал: в отмене всех налогов для тех предприятий, которые относятся к малому бизнесу, в компенсации платежей за коммунальные услуги, в снижении налогообложения и % по заработной плате. Льготные кредиты под 2% оказались очень эффективной мерой поддержки. Будет здорово, если такая программа возобновится. Ну и самое главное, необходимо отменить ограничения по работе ресторанов до 23 часов.
МУСОРОПЕРЕРАБОТКА
Игорь Блюм – генеральный директор Тамбовского мусороперерабатывающего комплекса «КОМЭК», председатель Тамбовского регионального отделения Партии Роста:
- Новый год для отрасли обращения с коммунальными отходами начался неплохо. Это связано, прежде всего, с небольшим, но устойчивым ростом цен на вторичное сырьё. Меняется и спрос. Так, у переработчиков стало востребовано стекло, на которое раньше не всегда удавалось найти покупателя. Из-за существовавших проблем со сбытом, часть мусоросортировочных комплексов перестали выбирать стекло из общей массы отходов. Мы в Тамбове не отказывались от этого вида вторичных ресурсов, даже когда приходилось продавать его за копейки или хранить на складе. Кроме того, российские предприятия стали лучше покупать полимеры. Раньше, так называемая, гранула для производства пластиковых изделий в больших объёмах поступала из Китая. Сейчас поставки сократились, что возможно, связано с пандемией, и у российских мусоросортировочных комплексов появились новые возможности по сбыту пластика. Это хорошо не только для бизнеса, но и для окружающей среды.
От наступившего года мы все ждём перехода на раздельный сбор отходов. Пока он только декларируется. При этом все понимают, что переход на дуальный сбор отходов, когда «мокрый» мусор в один бак, а «сухой» – в другой, позволит увеличить не только процент утилизации, но и качество вторичного сырья. В этом случае многие мусоросортировочные комплексы, в том числе и наш, смогут частично перейти на автоматическую сортировку. Если говорить о проблемах, то основной остаётся проблема неплатежей. Региональные операторы, в силу разных причин, должны и перевозчикам, и мусоросортировочным комплексам и переработчика, что не позволяет нормально работать и развиваться, а отдельных программ поддержки всех участников этого рынка, не только регоператоров, до сих пор нет.
ПИЩЕВАЯ ОТРАСЛЬ
Сергей Демин – заместитель Председателя Партии Роста, собственник торговой марки «Млесна»:
- Пищевая отрасль – это жизнеобеспечение, поэтому спрос на продукты питания будет всегда. В январе он однозначно снизится, т.к. покупатели уже приобрели все необходимое для праздников, и на данный момент ведут себя экономичнее. Господдержка всех категорий бизнеса в данной отрасли необходима, и главное – она должна быть доступна всем нуждающимся вне зависимости от сферы деятельности. Да и в целом, предприниматели настороженно относятся сегодня к любой помощи со стороны государства, ведь, руководствуясь собственным опытом, они понимают, что за временными преференциями последует необходимость возмещения этих затрат. А учитывая, что весь бизнес функционирует на грани своих возможностей, возвращать в казну будет нечего. В качестве примера могу привести налоговые льготы: УСН или ПНС откладываются, а акцизы, транспортный и земельный налоги, НДС, страховые взносы и прочие никто не отменял.
Важно обращать внимание на конечные цены и вовремя применять продуманные методы регулирования, которые стимулировали бы спрос и не оказывали негативного воздействия на производителей пищевой продукции.
Оценивая трафик в наши торговые точки в течение праздничной недели, хочу сказать, что клиентов стало на 5% меньше, чем годом ранее, но, учитывая, что компания «Млесна» представляет на рынке продукцию премиум-класса, больших колебаний этого показателя я не ожидал. Лояльные к марке потребители всегда остаются нашими приверженцами, и мы со своей стороны стараемся сохранить интерес к нашей продукции, не повышая цен и проводя промо-акции.
В итоге, на фоне оживившегося декабря, когда чай покупали, в том числе, в качестве подарка, в январе мы не ожидаем роста продаж. Из года в год январь для нашей компании – месяц, посвященный подведению итогов и планированию. Продажи всегда находятся на низком уровне, а сейчас, в условиях пандемии, это ощущается еще острее. Поэтому, если в декабре мы увидели положительную динамику на уровне 15% по объему продаж по сравнению с предыдущим месяцем, то январь, скорее всего, такими цифрами не порадует.
Итоги января, я думаю, подводить рано – впереди три рабочих недели. Но, учитывая общие экономические тенденции, я думаю, что, в лучшем случае, мы пройдем его на уровне предыдущего года.
МАШИНОСТРОЕНИЕ
Олег Коробченко – депутат Госсовета Татарстана от Партии Роста, генеральный директор группы компаний «Кориб»:
– По отрасли машиностроения тревожные ожидания, потому что происходит какой-то неконтролируемый рост цен на черные и цветные металлы. Объясняется он возросшей курсовой разницей между долларом, евро и рублем, и экспортеры, естественно привязали внутреннюю цену к иностранной валюте. В результате цены на цветные металлы выросли более чем на 50%, на черные – почти на 80%! Единственная положительная разница, которая ожидалась в реальном секторе экономики, в обрабатывающих отраслях, почти вся осталась у сырьевиков-металлургов. И, конечно, с этим нужно что-то делать – вводить квотирование для внутреннего рынка либо вводить экспортные пошлины, чтобы как-то умерить аппетиты наших металлургов. Необходимо перераспределение прибыли между металлургами и обрабатывающими отраслями промышленности. В целом, понимая, что экономический кризис затягивается в связи с пандемией, экономика многих стран падает, ожидания тревожные по возможному удержанию уровня тех оборотов производства продукции, которые были в 2020 году, и скромные ожидания, что все же рынок начнет просыпаться, все-таки хочется расти, экономика должна развиваться по спирали. Невозможно всё время падать. Есть ведь и хороший пример – несмотря на пандемию, Китай показывает экономический рост. Так давайте ориентироваться на Китай, где потребление тяжелых грузовиков выросло до 1,6 миллиона единиц в 2020 году, на втором месте США, где всего 200 тысяч штук тяжелых грузовиков выпущено, в России – 60 тысяч. Когда китайский рынок насытится, они будут выходить на наш рынок, а выдержим ли мы конкуренцию? Разрыв между китайской и российской экономикой увеличивается, предлагаю ориентироваться не на Европу или США, а на Китай, изучать их модель, перенимать опыт, внедрять. Китай не участвует в политических войнах, занимается своей экономикой, причем не от слова экономить, а именно экономическим развитием, не ориентируясь на другие страны. В этом их успех. Наша страна тоже может достичь гигантского развития экономики.
Что касается работы в праздники, то в этот период, в основном, зарабатывает сфера услуг, а многие заводы начали работать только 4 января при наличии заказов.
По поводу господдержки машиностроения. Отрасль сегодня нуждается в грамотном регулировании цен на сырье (черные и цветные металлы), в субсидиях и льготном финансировании на приобретение оборудования. Сегодняшний уровень рентабельности наших машиностроительных предприятий не позволяет им должным образом развиваться, достигать конкурентоспособности с лучшими мировыми производителями. Средний срок службы оборудования на наших заводах приблизился к 25 годам, и на нем вряд ли можно конкурировать. Технологический отрыв нужно преодолевать. Необходимо также продолжать поддержку повышения производительности труда – роботизация, автоматизация, цифровизация производств, что снижать себестоимость продукции. Но без модернизации оборудования ни роботизация,ни автоматизация сильно не помогут. Кроме того, нам нужно ориентироваться не на внутренний, а на внешний рынок. В этой связи мы ждем открытие «одного окна» Российского экспортного центра.
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Амет Володарский – член Федерального политсовета Партии Роста, общественный омбудсмен в сфере образования:
- Рынок частного образования недооценён в нашей стране. Само существование частного образования в наше время – это плод труда и борьбы неравнодушных людей. Основное противостояние даже не с последствиями пандемии, а с регуляторами. В пандемию частные школы, сады и даже вузы показали, что не зря занимались собственными дистанционными программами и ориентировались на индивидуализацию учебного трека, это дало возможность незамедлительно с минимальными потерями перестроить учебный процесс и сохранить образование. В это же время государственные школы только дискутировали, какую соцсеть им выбрать для пересылки домашнего задания. Несмотря на заявленное равноправие в Конституции и Законе об Образовании, частное образование не имеет этих прав. Сегодня единицы из регионов России могут рапортовать об успехах в развитии частного образования. Москва может привести хорошие примеры развития частного образования, финансируемого по принципу «деньги идут за ребёнком», привлечения частного дополнительного образования к городским проектам. Московское правительство, очевидно, приняло нашу схему развития образования, которая заключается в том, что частному образованию нужно дать равные возможности с городскими образовательными учреждениями, и это способно решить проблему нехватки мест в садах и школах, уменьшить затраты города на менеджмент и поддержку инфраструктуры, затраты на обновление имущественного комплекса. При развитии частного сектора освобождаются свободные места в государственных школах и садах. Однако в целом по стране картина печальная. Несмотря на свою очевидную социальную значимость, частное образование сегодня борется за выживание. В первую волну многие детские центры и сады вынуждены были закрыться. Они не выдержали многомесячных выплат заработной платы и отпускных, которое гарантировало государство за счёт организации. При отсутствии дохода выплаты зарплаты стали губительными для организаций. Много центров закрылось. Оставшиеся организации сейчас столкнулись со сложным процессом получения кредитов на выдачу заработной платы, массовыми проверками прокуратуры ЧОО, обратившихся за помощью в период COVID19, уменьшением доходов, увеличением рабочей нагрузки в период пандемии, отсутсвием диалога с регуляторами. Частное образование доказало свою эффективность в развитии общества во всех цивилизованных странах. Пандемиия, её последствия, снобизм некоторых чиновников от образования стали предпосылкой к созданию общефедерального Союза частных образовательных организаций, который будет участвовать в формировании образовательной политики страны, будет аккумулировать и масштабировать лучшие образовательные кейсы и проекты государственно-частного партнёрства. Частному образованию России есть чем поделиться, его просто не хотят услышать!
1. В январе ЧОО заработать не имели возможности (каникулы, пандемия);
2. Отрасль нуждается в равноправии. ЧОО просят тех же прав, что и у муниципальных и государственных учреждений (это гарантии по Конституции и Закону об Образовании). В Ковид19 увеличилось число проверок! (Невероятно, но факт;
3. Частное образование сегодня находится под двойным прессингом: ковид19, регуляторы!
БЬЮТИ-СФЕРА
Нина Литвинова – общественный уполномоченный бьюти-индустрии, вице-президент Ассоциации Предпринимателей Индустрии Красоты, член Партии Роста:
- Январь для бьюти-индустрии уже давно считается достаточно сложным месяцем. И финансовые показатели в этот период – это всегда отрицательный результат, в лучшем случае ноль или минимальная прибыль. В этом году многие предприниматели отмечают, что первые 10 дней января спрос был очень низким.
С точки зрения прогнозов индустрии на 2021 год, бОльшая часть предпринимателей в индустрии оптимисты и считают, что вакцинация и более понятная ситуация с распространением вируса, позволят весной вступить в какое-то более нормальное состояние. И люди начнут возвращаться к привычным визитам в любимые салоны красоты, театры и кинотеатры, потому что все эти сферы между собой взаимосвязаны. Свобода хождения и времяпрепровождения, очень сильно связаны с индустрией красоты, так как, например, женщины очень любят прихорашиваться перед походом в театры или рестораны. То есть существует такая взаимосвязь. Поэтому мы рассчитываем на то, что люди перестанут бояться, и где-то с весны мы сможем ощутить реальное возвращение наших гостей к нам.
Нам, конечно, необходимы меры поддержки, до тех пор, пока сохраняется ковидный режим, и все предприятия индустрии красоты, вкладывают гораздо бОльшие деньги в поддержание стандарта безопасности. Совершенно справедливо было бы попросить от органов власти компенсации этих затрат, как это было сделано однажды. Для страны важны налогоплательщики, соответственно последние в ответ ожидают, что, когда им сложно, государство их поддержит. Поэтому вполне возможно рассматривать такой вариант поддержки, как выделение какой-то субсидии в каком-то проценте от той суммы налога, которую предприниматель уплатил в 2019 году (2020-ый в этом случае не является показательным). Во-первых, это создаст правильный настрой, покажет, что государство поддерживает налогоплательщиков, во-вторых, это простимулирует бизнес относится к уплате налогов более ответственно, так как будет видна прямая взаимосвязь: платишь налоги – рассчитываешь на поддержку. Сейчас такого нет – платишь, не платишь, ситуация одинаковая для всех.
Отдельно хочется отметить, что мы очень рады, что в декабре предприятия индустрии красоты смогли работать. Все предприниматели отмечают, что сработали на 20-25% хуже, чем в 2019 году. Но при этом, это был один из лучших месяцев 2020 года. Поэтому бизнес благодарен тому, что он не оказался закрыт, как это случилось с предприятиями индустрии красоты в европейских странах, несмотря на то, что ситуация с заболеваемостью вирусом оставалась достаточно сложной.
ЧАСТНАЯ МЕДИЦИНА
Игорь Симаков – член Федерального политического совета Партии Роста, директор МЦ «Здоровье» (г. Азов):
- Я побеседовал с коллегами из частных медицинских центров. У всех ситуация примерно одинаковая. Итоги года подвели. Признаться честно, ожидания были хуже, реальность оказалась несколько лучше. Просели, но не сильно, в среднем – 10 процентов. Основной антивклад – это апрель, май и июнь, когда был пик самоизоляции, все сидели по домам, ничего не работало, включая большинство частных медицинских центров. Потом ситуация выправилась и остальные месяцы по выручке были примерно такими же, как и аналогичные в 2019 году. Все праздники в большинстве своем мы трудились, кто с 4, кто с 5 января. Ситуация по отрасли в целом на данный момент достаточно спокойная.
Что касается ожиданий, все понимают, что сегодня есть трудности в получении помощи в государственных и муниципальных медицинских организациях, потому что они, решением губернатора, переведены в режим повышенной готовности и прием плановых пациентов ограничен. Поэтому сейчас люди к нам идут. Пока просто нет альтернатив, крайне сложно записаться к бесплатным специалистам. Но ничто не длится вечно, и, на фоне падения доходов у населения, как только муниципальная система вернется к прежнему режиму работы, мы ожидаем, что обращаемость и выручка у частных клиник будут падать.
Что касается итогов, очень хорошо в период пандемии поднялись те клиники, в которых есть услуги лабораторной диагностики, на рынке появились и новые игроки, и новые услуги, связанные, прежде всего, с ковид-диагностикой. Хорошо себя чувствуют на рынке аптечные центры и предприятия, у кого есть мобильные бригады неотложной медицинской помощи. Оказались в выигрыше и те, кто смог наладить дистанционные консультации врачей. Однако, что касается последних, этот тренд наблюдался только в городах-миллионниках. В мелких муниципалитетах по-прежнему люди любят ходить к врачу лично, на приемы.
Что касается помощи частным клиникам от государства, большинство руководителей медцентров сходятся в том, что никто не ведет речи о прямой поддержке. Мы справимся сами, просто не мучайте нас проверками и дайте населению нормально зарабатывать, чтобы люди имели возможность получать помощь в платных клиниках.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments