leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Отклонен законопроект эсеров о зарплате медиков

Отклонен законопроект эсеров о зарплате медиков
12. 898575-7 Госдума в итоге обсужденияобсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала»
Документ внесли 11.02.20 Депутаты ГД С.М.Миронов, М.В.Емельянов, О.А.Нилов, А.А.Ремезков, Ф.С.Тумусов, Г.З.Омаров, С.И.Крючек и др. (СР); О.Н.Епифанова (в период исполнения ею полномочий депутата ГД).
Представил депутат Федот Тумусов.
Зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова.
- дополнить Трудовой кодекс РФ новой статьей 350.1 «Особенности оплаты труда отдельных категорий медицинских работников», предусматривающей следующее:
размер заработной платы, выплачиваемой участковым и семейным врачам, врачам фельдшерско-акушерских пунктов, врачам скорой медицинской помощи по основной должности, без учёта заработной платы по должности, занимаемой в порядке совместительства, не должен быть ниже размера средней заработной платы в субъекте РФ, где трудоустроены медицинские работники указанных категорий;
средняя заработная плата работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) должна составлять не менее чем 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе;
- предусмотреть возможность установления размера МРОТ в субъекте РФ в том числе для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, работающих на территории соответствующего субъекта РФ.
Установление законом дополнительных гарантий размера заработной платы только для отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики в принципе неприемлемо, поскольку поставит в неравные условия другие категории работников организаций, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, нарушит установленную дифференциацию в оплате труда.
Законопроект включен фракцией «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в перечень законопроектов, подлежащих приоритетному рассмотрению.
Первое чтение 92 0 1 15:34

Стенограмма обсуждения
12-й пункт. Приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала".
Доклад Федота Семёновича Тумусова.
Пожалуйста.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает вашему вниманию законопроект "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, касающейся установления минимальной заработной платы для отдельных категорий медицинского персонала".
Проект закона подписан группой депутатов фракции во главе с Сергеем Михайловичем Мироновым. Суть законопроекта заключается в законодательном установлении таких правил, когда размер заработной платы, выплачиваемой врачам, не должен быть ниже размера средней заработной платы в регионе, там, где работают медицинские работники.
Этим самым мы решаем две задачи. Первая. Закрепляем в законе известное положение, вытекающее из указа Президента Российской Федерации.
Во-вторых, законодательно устраняем существующую повсеместно практику, когда основную заработную плату медицинских работников, врачей путают с общей заработной платой врачей, которая начисляется с учётом всех совмещений, всех переработок, мы считаем, что это вопиющая несправедливость. Средняя заработная плата должна считаться как от основной заработной платы.
Пандемия коронавируса, которая сейчас бушует во всём мире, она отложила все системные недостатки здравоохранения и медицины не только в нашей стране, но и во всём мире. В то же время она показала весь героизм преданности своему делу и профессионализм наших врачей и всех медицинских работников.
Мы считаем, что труд врачей должен быть достойно оценён и справедливо вознаграждаться. Законопроектом предлагается установить ограничения минимальной заработной платы врачей, в функцию которых входит оказание первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому, при вызове медицинского работника, на уровне размера средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
С этой целью в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации предлагается внести отдельную новую статью 350.1.
В ней устанавливается ограничение минимальной заработной платы указанной категории врачей, а также закрепляется норма Указа Президента Российской Федерации номер 597 от 7 мая 2012 года о средней заработной плате работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное образование, обеспечивающая предоставление медицинских услуг, которая должна составлять не менее 200 процентов от средней заработной платы соответствующего региона.
Также законопроектом вносится сопутствующее изменение в статью номер 133.1 и 144 Трудового кодекса Российской Федерации с целью устранения возможных правовых коллизий.
Данный законопроект направлен на изменение баланса составляющего оплату труда отдельных категорий медицинских работников, поэтому его реализация, мы считаем, не должна привести к увеличению объёма финансирования здравоохранения в целом.
Уважаемые коллеги, принята, мы все являемся, вот с этого года начинает работать программа модернизации первичного звена здравоохранения. Но главное, главное (это очень хорошо, это мы приветствуем), она начала реализовываться. Но самое главное - это люди, это профессионалы своего дела - врачи, фельдшера, медицинские сестры, которые работают в первичном звене здравоохранения. Но, к великому сожалению, дефицит медицинских работников особенно выражен именно в первичном звене здравоохранения.
Одна из главных причин - это, конечно, низкие заработные платы. Так, базовый оклад у врачей составляет 12-35 тысяч рублей, а у медицинских сестёр - это 10-20 тысяч рублей. Это усугубляется постоянными переработками, избыточными невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом. Всё это является одной из главных причин дефицита кадров в отрасли.
В первичном звене здравоохранения врачей в 1,5 раза меньше необходимого, это где-то 36 тысяч человек.
Средних медицинских работников не хватает, в 1,8 раза меньше, чем норматив, а это 66 тысяч человек. В том числе фельдшеров в 1,9 раза тоже меньше, а это примерно 20 тысяч человек.
Если мы с вами примем предлагаемый законопроект, то произойдёт коренной перелом в деле оплаты труда медицинских работников, и все мы с вами внесём огромный вклад в дело улучшения здравоохранения в целом в нашей стране.
Просим поддержать наш законопроект. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Федот Семёнович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Валентина Викторовна Кабанова. Кабанова В. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Федот Семёнович очен подробно рассказал о законопроекте, который внесла фракци "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Очень, казалось бы, в современных условия актуальный, очень важный и очень нужный, но...
И самое главное, что данный законопроект предполагает заработную плату... довести минимальный размер... среднюю заработную плат медицинских работников увязать с заработной платой средней по регионам. Это статья 350.1. Одновременно данной статьёй предусматривается, что средняя заработная плата работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или фармацевтическое образование, должна составлять не менее чем 200 процентов средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Также законопроектом вносятся изменения в статьи 133.1 и 144, которые, по мнению авторов, являются сопутствующими и предлагаются с целью устранения возможных правовых коллизий.
Законопроект отличается, конечно же, ну, на мой взгляд, небрежным отношением к использованию терминологии Трудового кодекса, но я не хотела бы на этом останавливаться, потому что действительно это можно исправить ко второму чтению.
Самое главное, что предполагаемые законопроектом изменения в статьи 133 и 144 Трудового кодекса вместо исправления возможных правовых коллизий разрушают взаимосвязи норм Трудового кодекса, регулирующих вопросы установления оплаты труда. Изменения, которые вносятся законопроектом в часть вторую статьи 144 Трудового кодекса, предполагают, что Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады, ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам с учетом особенности регулирования труда отдельных категорий работников, установленных кодексом. То есть фактически с учетом предполагаемых законопроектом особенностей оплаты труда отдельной категории медицинских работников. А предполагаемые изменения не учитывают принцип разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и епархии нормативно-правовых актов, согласно которым Правительство Российской Федерации при регулировании трудовых отношений и принятии постановлений должно руководствоваться федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а не нормативными актами субъекта Российской Федерации.
В целом установленные законом дополнительные гарантии размера заработной платы только для отдельной категории работников бюджетного сектора экономики в принципе неприемлемы, поскольку поставят в неравные условия другие категории работников организаций, которые финансируются из бюджетов соответствующих уровней, и нарушат установленную дифференциацию в оплате труда. А самое главное, и нарушат принцип бюджетного финансирования.
Поэтому для наглядности, для наглядного примера я привожу таблицу средней заработной платы по регионам Центрального федерального округа, заработную плату врачей, имеющих высшее образование, среднюю заработную плату среднего медицинского персонала и младшего медицинского персонала. Для примера.
Так вот, в этом примере наглядно показано, что уже по многих регионах примерно так и есть, как в законопроекте предлагается, то есть минимальная заработная плата привязывается к минимальному размеру средней заработной платы по региону.
И у врачей, имеющих высшее образование, то же самое. Но обратите внимание, здесь, в законопроекте, который предлагается "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИЕЙ",, и данная таблица наглядно подтверждают - не устраняется самое главное нарушение в оплате труда по регионам, то есть люди равной квалификации, имеющие высшее образование, среднее образование, но находящиеся в разных регионах, имеют разницу в оплате труда, и разница очень и очень существенная.
Поэтому когда Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассматривал законопроект в "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", одновременно почему? Потому что вопрос оплаты труда работников здравоохранения, медицинских работников находится под контролем Президента Российской Федерации, и был рассмотрен на Государственном Совете.
Поэтому учитывая такую несправедливость, мы сегодня и понимаем, что у нас миграция идёт медицинских работников из-за такой зарплаты из одного региона... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. 30 секунд добавьте.
Кабанова В. В. Поэтому на сегодняшний день Правительство Российской Федерации разрабатывает законопроект о внесении изменений в статью 144 по заработной плате, по внесению изменений в оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений. Все заместители министра финансов, здравоохранения присутствовали на встречах и во фракциях, и в комитете, и сегодня идёт уже разработка второго чтения данного законопроекта. Поэтому, конечно, те... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время. Завершайте, пожалуйста.
Кабанова В. В. ...они обязаны быть учтены при разработке данного законопроекта, чтобы решить вопрос в знак благодарности нашим врачам, медицинским работникам за ту борьбу, за сохранение здоровья каждого россиянина и России в целом.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемый Федот Семёнович, вот то, что касается вашего законопроекта и подхода, который предложен почему-то представителем комитета, всё-таки общего подхода ко всем специалистам одной категории, проживающим или работающим в разных регионах, как вы относитесь к этой идее?
И второй момент, касающийся собственно врачей фельдшерско-акушерских пунктов. Такой должности не существует, видимо, по ошибке она записана в законопроект, там действительно много ошибок и ляпов дополнительных.
И то, что касается 100 процентов средней заработной платы. Дело в том, что у этих врачей сейчас, и общей практики, и скорой медицинской помощи, заработная плата должна быть 200 процентов. Получается, что первая часть законопроекта, она ухудшает то положение, которое на сегодня существует.
С чем это связано? И, может быть, это просто из-за того, что очень рано внесен законопроект, я так понимаю, что его срок введения 1 января 2020 года, значит он внесен был, наверное, года два назад?
Председательствующий. Депутату Тумусову включите микрофон.
Тумусов Ф. С. Спасибо.
Значит, мы делали законопроект на основе тех условий, в которых мы с вами живем и действуем, да, и тут наглядно было показано, что в разных регионах за одну и ту же работу, значит, и разная заработная плата.
Поэтому правительство, значит, сейчас разрабатывает единую систему оплаты труда медицинских работников, ну там может быть будут какие-то региональные особенности учтены, ну типа районных коэффициентов, северных надбавок, или какие-то другие вещи.
Поэтому я думаю, что вот это направление, оно наиболее справедливое.
Но я еще раз повторяю, мы делали в тех условиях, в которых мы как бы существуем. Поэтому мы разработали такой законопроект и поэтому внесли.
А что касается вот этих технических неточностей и замечаний, как было правильно сказано, что ко второму чтению это всё может быть исправлено.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич.
Фаррахов А. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Федот Семёнович, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный Государственной Думой, на две трети это фонд оплаты труда.
Не считаете ли вы, что достижение проектируемых вами целей приведет к дополнительной оптимизации численности здравоохранения или повышению налогов?
Председательствующий. Депутату Тумусову включите микрофон. Тумусов Ф. С. С одной стороны... Спасибо за вопрос.
С одной стороны в жизни у нас всякое возможно, так, но мы таких целей не преследовали, чтобы была так называемая дополнительная оптимизация, то есть сокращение медицинских работников.
Наш законопроект направлен на то, чтобы каждый врач, каждый медицинский работник получал за свой, мы считаем, очень такой эффективный и профессиональный труд достойную и справедливую заработную плату.
Спасибо., Председательствующий. Спасибо. Шеин Олег Васильевич.
Шеин О. В. У меня вопрос будет комитету.
Как вы находите, если мы с вами не реформируем систему оплаты труда, то каким образом убрать историю с незаполнением вакансий уже имеющихся в системе здравоохранения? То есть, очевидно, что существующая система заработной платы, которую предлагается сохранить в качестве константы, она даже при всех тех надбавках, которые вроде были в ушедшем 2020 году, не мотивирует людей работать, имеющих образование, профильные навыки, специализацию, в государственной системе. Вот какие меры вы лично предлагаете?
Кабанова В. В. Уважаемый Олег Васильевич, мне странно слышать, вы также являетесь членом комитета, где мы вместе с вами работаем, если у вас есть конкретные предложения, вы можете их внести, которые мы будем использовать вместе в работе комитета и вносить в новые законопроекты.
Председательствующий. Спасибо.
Ионин Дмитрий Александрович.
Ионин Д. А. Вопрос к комитету.
Законопроект был внесён более полутора лет назад и, очевидно, не учитывал той пандемии, которая нас настигла, но она ещё больше оголила то, о чём сейчас Олег Васильевич сказал, это кадровый голод, то есть люди не хотят идти на нищенские заработные платы, в том числе, на должность участковых врачей, врачей скорой помощи и так далее, и тому подобное.
Комитет говорит, что наш законопроект не устраняет разницу в оплате труда по регионам, и это главное замечание к нам, почему не стоит принимать данный законопроект. Ещё раз скажу, законопроекту почти два года. Почему комитет за эти два года не предложил решение этой проблемы, если вы её обозначаете как ключевую сегодня с трибуны, отклоняя наш законопроект, и хоть какую-то нашу попытку, чтобы увеличить оплату труда данным категориям медицинских работников?
Кабанова В. В. Данный законопроект был два года назад разработан, но когда комитет его рассматривал, он примерно рассматривался параллельно с законопроектом, внесённым Правительством Российской Федерации. И действительно, если бы он был раньше внесён, когда мы его рассматривали, могли бы быть учтены те особенности, о которых сегодня вы говорите. Но действительно, это не самая главная, но одна из главных причин того, что сегодня и дефицит работников медицинских у нас имеется в здравоохранении в
отдельных регионах, и самое главное, что несправедливый подход к оплате труда, за равный труд должна быть достойная равная заработная плата.
Председательствующий. Спасибо, Валентина Викторовна, присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Бессараб Светлана Викторовна.
Бессараб С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
На моей памяти, наверное, первый раз профильный комитет отмечает небрежное отношение к терминологии в заключении по законодательной инициативе. И действительно, даже в наименовании законопроекта уже вводятся два новых понятия: это "минимальный размер оплаты труда", который в отношении определенной категории работников не применяется, и "медицинский персонал". И в том, и в другом случае более в законопроекте по тексту эти понятия не употребляются, и, наверное, они являются нецелесообразными для введения.
Более того, существует некоторая путаница, как сказал коллега, некие ляпы, действительно, когда предлагается врачам фельдшерско-акушерских пунктов повысить заработную плату, при этом мы знаем, что в соответствии с Законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава, со штатным расписанием фельдшерско-акушерских пунктов должности врачей в ФАПах не предусмотрены.
Но вопреки указу президента не учитываются те категории врачей, которым предусмотрена увеличенная оплата труда, и в соответствии с указом президента средняя заработная плата врачей должна составлять 200 процентов от средней заработной платы по соответствующему региону. Это является ключевым показателем для субъектов Российской Федерации и анализируется на самом высоком уровне, и от этого показателя зависит, поверьте, очень многое в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, коллеги, вот та путаница с понятийным аппаратом, непонимание сути в системе оплаты труда работников здравоохранения и той колоссальной работы, которую сегодня Правительство Российской Федерации совместно с общероссийскими профильными, отраслевыми профсоюзами проводит совместно с субъектами Российской Федерации по внесению изменений в систему оплаты труда с тем, чтобы довести долю основной заработной платы, это тарифная ставка или оклад работника, до 70 процентов, уравнять заработную плату за труд равной ценности в субъектах Российской Федерации, авторами предлагается убрать право, вернее, наделить субъекты Российской Федерации правом утверждать минимальный размер оплаты труда, в том числе для работников, финансируемых из федерального бюджета. Вносится дополнительная еще сумятица в межбюджетные отношения.
Между тем, нам нужно поэтапно, планово работать над теми задачами, которые сегодня стоят перед правительством, перед нами, перед субъектами Российской Федерации, выровнять заработные платы, повысить заработные платы врачам. Учитывая... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Бессараб С. В. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги! На самом деле дело, конечно, не только в ляпах каких-то или каких-то ошибках или в расчетах, которые приводятся, дело в хроническом, длительном, системном недофинансировании отрасли здравоохранения. И отсутствие нормальной заработной платы - это как раз одно из таких четких свидетельств того, что на сегодня, к сожалению, здесь не всё здорово.
Когда наши эксперты говорят о шестипроцентном необходимом минимуме от ВВП, напомню, финансирования здравоохранения, там находится эта самая заработная плата, о которой мы говорим. А пока мы финансируем, и, к сожалению, можно сказать, что нынешний состав Государственной Думы не продвинулся в этой части ни на сколько, мы проходили с вами, было 3,5 процента ВВП на здравоохранение, в этом году 3,6 процента от ВВП на здравоохранение, ну, практически там может быть маленький какой-то незначительный шажок. И решать эти проблемы в части конкретно заработной платы будем так, как решали проблему исполнения указа президента 2012 года, Но при этом за всеми этими мантрами с благодарностью врачами, никакого реального, коренного изменения по заработной плате не последовало.
Институт организации и информатизации при Минздраве Российской Федерации, по итогам прошлого года, сообщил, что заработная плата в российской медицине выросла на 10 процентов, а если мы убираем инфляцию, то фактически только на 5, на 5 процентов в условиях пандемии. И, естественно, вполне логично, что в российском здравоохранении есть большое количество незанятых вакансий, потому что люди не хотят работать за небольшие деньги в условиях крайне высокой степени интенсивности.
По официальным данным, у нас порядка 15 процентов только по терапевтам есть незанятых вакансий. А те, кто работают, работают действительно на износ, работают на полторы, две ставки. Скажем, в астраханской системе скорой медицинской помощи в среднем один человек работает на 1,6 ставки. Это ни для кого не является секретом.
Причина, бесспорно, заключается в системном недофинансировании медицины. Да, здесь вот спрашивали, а как же так, неужели надо поднять? Да, надо поднять налоги с российской олигархии, с крупного капитала.
В Марокко доля затрат на здравоохранение - 6 процентов к национальной экономике, в России - 3,5. В Марокко - 6, у нас - 3,5. В Китае - 8, во Франции -12.
То есть российская медицина системно, постоянно, год за годом недофинансируется под соусом так называемого перехода на страховые принципы. И вот те цифры, которые здесь были на экране, что в среднем российский врач получает 90 тысяч, а российская санитарка — 40, ну все прекрасно понимают, что реально столько они не получают.
Более того, по прошлому году было полно случаев, где Минздрав сказал -
это нормально, когда часть врачей распустили по домам, когда больницы переоборудовали под госпитали и отправили по домам на две трети от окладов и люди сидели месяцами у себя дома, получая по 10 тысяч рублей в месяц и это у нас считается нормально.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" внесла вполне конкретный законопроект о том, чтобы фактически ставка первого разряда была приравнена к средней заработной плате по региону. Но этот законопроект сегодня здесь парламентским большинством отвергается.
Я задавал вопрос. А вы чего тут предлагаете? Выяснилось - ничего. То есть, фактически отталкиваясь от законопроекта "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" и отклоняя его, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает оставить то, что есть. Когда система здравоохранения недофинансируется, врачи получают ерунду, заработная плата фактически не выросла, а те, кто трудится, работают на 1,5-2 ставки, естественно, это отражается не только на врачах, но и на людях, кто в больницы обращается.
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" рассчитывает на то, что летом этого года...
(Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте время.
Шеин О. В. 10 секунд, если можно.
...российские бюджетники оценят по достоинству подходы разных парламентских партий к теме заработной платы в Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Тоже нет.
Коллеги, вопрос рассмотрен. Переходим к голосованию.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления размера минимальной заработной платы отдельным категориям медицинского персонала".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 33 мин. 47 сек.)
Проголосовало за 92 чел 20,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 93 чел.
Не голосовало 357 чел 79,3 %
Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments