leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект об образовании в сфере искусства: передача ДШИ в регионы

Принят в первом чтении законопроект об образовании в сфере искусства: передача ДШИ с муниципального на региональный уровень – Ольга Любимова растет число детских школ искусств - Вячеслав Никонов Великое искусство вышло из ДШИ Ни один ученик не состоит на учете
6. 1070291-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (в части регулирования деятельности образовательных организаций, реализующих образовательные программы дополнительного предпрофессионального, среднего профессионального, высшего образования в области искусств)
Документ внес 08.12.20 Президент.
Представила Министр культуры Ольга Любимова.
Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Законопроектом предлагается:
- закрепить статус детских школ искусств как организаций, создаваемых по видам искусств (со специальными наименованиями «детская музыкальная школа», «детская хоровая школа», «детская художественная школа», «детская хореографическая школа», «детская театральная школа», «детская цирковая школа», «детская школа художественных ремесел») для обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств;
- установить, что организация деятельности детских школ искусств осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере культуры (в настоящее время указанные полномочия осуществляют в основном муниципальные органы власти в сфере культуры и образования);
- закрепить осуществление приема на обучение по программам среднего профессионального образования в области искусств на основании результатов вступительных испытаний;
- наделить Минкультуры России полномочиями:
устанавливать организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств за счет федерального бюджета в порядке, утвержденном Правительством РФ (начиная с 2022/23 учебного года);
определять по согласованию с Минпросвещения России порядок осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств.
Первое чтение 386 0 0 13:40

Стенограмма обсуждения
Уважаемые коллеги, мы приняли два закона из пакета законодательных инициатив президента, которые рассматривали в рамках реализации принятых норм Конституции. Прозвучали конкретные предложения.
Правильно сказал полномочный представитель президента, это может быть предметом регулирования других законов, данные законы принимаются в рамках реализации Конституции.
В этой связи, коллеги, мы можем с вами обсуждать вопросы, связанные с запретом на второе гражданство для тех, кто возглавляет МУПы, ГУПы, федеральные государственные предприятия, это может быть предметом регулирования других законов, никто не мешает внести эту инициативу и дальше её обсуждать. Те же предложения, которые звучали со стороны наших коллег в отношении имущества, пожалуйста, давайте будем обсуждать.
Президент выступил инициатором национализации... национально ориентированных элит, формирования национально ориентированных элит, президент. Это было несколько лет назад, причём это был либо 2012-й, 2013 год, то есть это достаточно давно, но в рамках законодательства действующего это можно было сделать в отношении только министров, губернаторов. И это было сделано.
Мы сейчас с вами, учитывая, что Конституция не позволяла решения принимать в отношении госслужащих и муниципальных служащих, только после уже изменения Конституции выходим на принятие законопроекта в первом чтении в отношении этих категорий. Поэтому, коллеги, давайте посмотрим, там, где эти вопросы мы можем решать, и это уже право ваше, инициируйте законопроекты, обсуждайте законопроекты.
А что касается конкретных законов, они имеют целеполагание, которое обозначено, государственные и муниципальные служащие. Это для того, чтобы, в общем-то, мы обсуждали то, что действительно под собой имеет место, а не так вот, всю повестку, поэтому давайте, вносите. Алексей Владимирович, да?
Ну, и что касается депутатов, тема была в отношении депутатов, здесь мнение прозвучало, что если у кого-то второе гражданство, все названные фамилии изучили, направили запросы в федеральные органы, это было поручено сделать комитету по безопасности. У нас на сегодняшний день нет данных от федеральных органов, что у депутатов есть второе гражданство.
Если у вас есть материалы, дайте их, пожалуйста. Но, коллеги, когда заявления делаются, а материалов нет, вот Денис Андреевич Парфенов инициативу эту озвучил, дайте материалы. Вы не пальцем показывайте на кнопочку, вы материалы дайте. Потому что вы один раз взяли фамилии назвали, - либо дайте материалы, либо за слова отвечайте. (Аплодисменты.) Понимаете, коллеги, слово-то вы просите, но вот ваши коллеги, которые здесь сидят, они защищены законом, и никто не хочет, чтобы парламент в судах выяснял отношения. Материал на стол, лучше — в комитет.
Есть в комитете от Парфенова материалы, Василий Иванович?
Пожалуйста, включите Пискареву.
Пискарев В. И., председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Материалов в комитете от Парфенова, кроме его обращения, не имеется, ни одного материала, подтверждающего доводы, заявления, вот эти яркие, сильные, изобличающие депутатов Госдумы заявления, не имеется. Поэтому мы сделали, соответственно, запросы во все государственные структуры, правоохранительные органы, которые могут этой информацией владеть: Министерство иностранных дел, Служба внешней разведки, ФСБ, МВД, прокуратура. И мы получили из этих органов официальный ответ за подписью руководителей органов о том, что информации о наличии у депутатов (список прилагается) не имеется, о наличии второго гражданства не имеется. Поэтому из чего мы сделали выводы о том, что эта информация не соответствует действительности, та, которую подписал коллега Парфенов, о чём мы проинформировали руководителей фракций, всех фракций, о том, что депутаты там не только одной фракции, там депутаты из других фракций тоже были указаны. Потому на сегодня у нас нет данных никаких о том, что депутаты Госдумы имеют второе гражданство. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, учитывая что это имеет отношение не только к депутатам, но в принципе это тема достаточно серьёзная, чтобы вот такие обвинения озвучивать. Материалы в рабочем порядке передавайте, мы их изучим, направим в соответствующие федеральные структуры. Если они найдут подтверждение, любой получит по заслугам.
В данном случае, сейчас закон говорит о том, что второе гражданство или вид на жительство несовместимы с полномочиями депутата. Но вступая в полемику, мы должны понимать, что у тех, кого называют неправомерно имеющим второе гражданство, есть право обратиться в суд. Вот давайте не будем до этого доходить. И думская трибуна не для склоков и выяснения отношений, а для обсуждения законов и решения вопросов в интересах наших граждан. Поэтому дайте материал.
Вот если бы вы дали материал, ему не дали ход, а затем, значит, получив подтверждение, не настояли на решении в соответствии с законом, тогда давайте выносить это на думскую трибуну. Правильно? Правильно. А всё остальное... Коллеги, не делайте себя изгоями в этом зале, потому что нельзя так. (Аплодисменты.)
Переходим к рассмотрению 6-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации Министра культуры Российской Федерации Ольги Борисовны Любимовой. Первое чтение.
Пожалуйста, пожалуйста.
Любимова О. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации Министр культуры Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты!
Представляю вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
27 октября 2020 года на заседании Совета по культуры и искусству Президент Российской Федерации обратил внимание на недопустимость превращения детских школ искусств в кружки. Для нас сохранение уникального художественного образования, построенного на основе трехуровневой системы подготовки, это детские школы искусств, училища и вуз, это абсолютный приоритет.
Благодаря национальному проекту "Культура" растет количество детских школ искусств и численность обучающихся. За последние два года в 610 детских школах искусств закуплено 20 тысяч музыкальных инструментов, свыше 8 тысяч единиц оборудования, свыше 15 тысяч единиц учебной литературы. В 2020 году проведен капитальный ремонт и реконструкция 151 здания детских школ искусств в 36 субъектах Российской Федерации. В 2021 году эти цифры будут увеличены вдвое. Однако действующая нормативно-правовая база не в полной мере учитывает специфику образовательной деятельности в культуре, которая как раз и отличает профессиональное образование в сфере искусства от любительских кружков.
В этой связи законопроектом предлагается, первое, закрепить полномочия по организации деятельности детских школ искусств за региональными министерствами культуры. Органы исполнительной власти в сфере культуры смогут разрабатывать и устанавливать нормативы, базовые нормативы затрат, требования к оснащению, требования к кадровому составу, а также обеспечить организационно-методическое сопровождение деятельности детских школ искусств. С этой целью при поступлении в училища на программы среднего профобразования творческий экзамен будет оцениваться не только по зачетной системе, но и по бальной. Одновременно будут учитываться индивидуальные достижения поступающих, результаты участия в региональных, всероссийских, международных конкурсах в сфере искусства.
Минкультуры России (это четвертое) наделяется правом устанавливать образовательным организациям в сфере культуры и искусства контрольные цифры приема в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, содоклад Вячеслава Алексеевича Никонова.
Никонов В. А. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги!
У нашей страны есть огромное конкурентное преимущество геополитическое перед теми, кто хотят вмешаться в наши внутренние дела.
Большой театр старше Соединённых Штатов Америки. Наша страна стоит на могучем фундаменте нашей культуры и нашей цивилизации.
Когда в любой точке земного шара произносят слово "театр", имеют в виду Станиславского, потому что система Станиславского известна везде. Когда произносят слово "драма", имеют в виду Чехова, поскольку он квинтэссенция драмы. Когда говорят "великая музыка", вспоминают Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева. Когда говорят о великом балете, вспоминают Большой и Мариинку.
И какую бы сферу большого искусства вы не взяли, там мы, там наша великая культура. И основа этой великой культуры - это, конечно, детские школы искусств, наша большая нынешняя культура, которая тоже задаёт высшие планки в современном мире, она оттуда, от детских школ искусств. Они дают фундамент культуры, они создают и формируют сознание детей.
Ведь известно, что развитие сознания должно идти во всех направлениях, должно развиваться и правое, и левое полушарие, и рациональное полушарие, и отвечающее за воображение. И неслучайно Ломоносов был прекрасным художником, Грибоедов был прекрасным музыкантом, Эйнштейн совершал свои открытия либо во время игры на скрипке, либо после того, как он играл на скрипке, а основатель компании "Apple", очень любимой нашими современными детьми, 10 лет посвятил китайской каллиграфии. Я имею в виду Стива Джобса. Кроме того это средство воспитания. Известно, что ни один ребенок, который занимается в музыкальной школе, не состоит на учете в детской комнате милиции. Это известно всем. Это воспитывает. Поскольку высокая культура, она действительно воспитывает и высокие чувства.
Внесенный законопроект позволяет на новый уровень поднять всю работу, связанную со школами искусств. Законопроект устанавливает статус этих школ, и это очень важно. Он поднимает этот статус с муниципального уровня на уровень субъектовый. Конечно, здесь вопрос, что это дополнительная нагрузка на субъекты Федерации, но, я думаю, эта нагрузка должна с нашей помощью быть облегчена для субъектов. И сами они, я думаю, должны быть заинтересованы в том, чтобы нести эту нагрузку.
Сейчас действительно очень часто можно слышать упреки в наш адрес в том числе, что при приеме образовательной организацией творческого профиля не учитываются, собственно, результаты творческих экзаменов. Учитываются экзамены, которые сдавались в школе, ОГЭ, ЕГЭ, в то время как нужны творческие качества, которые могут оценить только преподаватели при вступительных испытаниях. И очень важно, что законопроект устанавливает такую возможность в отношении средних профессиональных организаций, творческих, где результаты творческих конкурсов, участие в международных творческих конкурсах будет учитываться при поступлении.
И наконец президент предлагает Министерству культуры устанавливать контрольные цифры приема, для того чтобы принимались в высшие учебные заведения. Это исключительно важно.
Комитет рассмотрел законопроект, он его, безусловно, поддерживает, считает его исключительно важным для сохранения нашего главного конкурентного преимущества. Большой театр старше Соединённых Штатов Америки, и так будет, заметьте, всегда. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вячеслав Алексеевич, пожалуйста, вернитесь, вопросы могут быть. Коллеги, вопросы, пожалуйста. Включите запись. Покажите список.
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Спасибо.
У меня вопрос к докладчице, Ольге Владимировне. Ольга Борисовна, извините.
Ольга Борисовна, означает ли принятие данного законопроекта, что те детские школы искусств, которые в настоящее время функционируют во множестве муниципалитетов, должны быть реорганизованы в обязательном порядке иод профиль конкретный?
И второй момент. На основании каких параметров или факторов Министерство культуры, которому придаются дополнительные полномочия этим законом, будет определять те самые контрольные цифры для, значит, обучения по соответствующим специальностям? Спасибо.
Любимова О. Б. Значит, первый вопрос. Конечно же, никак не будет меняться, реструктуризироваться работа действующих школ искусств, это невозможно. Более того, нет необходимости, мы настаиваем на другом, другой курс и продвигаем. Наоборот, это наша работа, позволяющая в дальнейшем и поступать на основе творческих успехов и развивать не только предпрофобразование, но и, разумеется, общеобразовательные наши направления, которые на данный момент существуют в детских школах искусств.
Второй вопрос по контрольным цифрам приёма, он, в первую очередь, конечно, будет связан с работой с нашим профессиональным сообществом, с работой с регионами, знанием потребностей региона и состояния уровня подготовки самого вуза на данный момент. Эти цифры будут меняться год от года, и, конечно же, будет согласованное решение совместно, безусловно, с профессиональным сообществом.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Зайцев Максим Сергеевич.
Зайцев М. С. У меня тоже вопрос к докладчику.
Уважаемая Ольга Борисовна, согласно концепции законопроекта деятельность детских школ искусств будет регулироваться как на федеральном, так и на региональном уровне.
В связи с этим вопрос. А каким образом планирует Министерство культуры осуществлять региональный контроль порядка ведения образовательной деятельности школами искусств? И каким образом это будет происходить, если будет определяться порядок на федеральном уровне? Спасибо.
Любимова О. Б. Дело в том, что это мониторинг статистики постоянный, он и сейчас ведется. Мы понимаем прекрасно, что к нам присоединяются мои коллеги, региональные министры, и совместно эта работа, я так полагаю, наоборот, будет проводиться более оперативно, и мы будем на постоянной связи, нежели на... с каждым субъектом, что намного сложнее и дольше по ремени.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Бобрышев Юрий Иванович, пожалуйста. Бобрышев Ю. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос к Ольге Борисовне.
Скажите, пожалуйста, вы считаете, что муниципалитеты не справляются со своими функциями? Вы предлагаете забрать их из ведома сегодня школы искусств, завтра ещё что-то предложите. Может, тогда и муниципалитеты ликвидировать? Мне кажется, это ошибка. Спасибо.
Любимова О. Б. Спасибо большое за вопрос.
Нет. Дело в том, что контроль, безусловно, остается на уровне муниципалитетов также. Вопрос того, что профильные министры смогут помочь нормативным сопровождением для детских школ искусств, и это скорее в помощь, и в помощь тем же муниципалитетам.
Я могу вам сказать, что Министерство культуры, не имея в своем подведении ни одного зоопарка, ни одного океанариума, ни одного дельфинария, фактически занималось весь этот год спасением этих учреждений, именно помогая им с точки зрения работы с профессиональным сообществом, с точки зрения нормативно-правовой базы.
То же самое по аналогии я могу сказать и с детскими школами искуа это очень важно, и это очень большая ответственность, которая ложится региональных министров, которые в то же время будут работать в поме детским школам искусств, ради этого и вносятся изменения в федералы-закон.
Председательствующий. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемая Ольга Борисовна, я хочу напомнить про указ Президе! России от 7 мая 2012 года номер 599. Согласно этому указу в 2020 году, то е< в прошлом году половина всех детей должны были получать дополнительное образование за счет федерального, подчеркиваю, федерального бюджета.
Когда обсуждался бюджет, мы спрашивали коллег из Министерства просвещения: какое количество детей получает дополнительное образование в соответствии с указом президента? Ответа мы, к сожалению, не получили.
Вопрос. Первое. Есть ли у вас информация, какое количество ребят, которые получают художественное образование, в том числе в детских школах искусств, делают это за счет федерального бюджета?
И второе. Ожидаете ли вы, что в результате принятия законопроекта мы хотя бы отчасти приблизимся к исполнению указа номер 599 от 7 мая 2012?
Спасибо большое.
Любимова О. Б. По цифре оперативно могу сказать: миллион 700 человек. Ну вот, конечно, по запросу любую дальше подробную информацию мы можем вам предоставить для вашей работы. Вы прекрасно понимаете, что мониторинг ведется постоянно, и все цифры в соответствующем нашем департаменте профильном, курирующем этот вопрос, у нас есть.
Председательствующий. Спасибо.
Алыиевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Ольга Борисовна, разрешите сначала вам высказать слова благодарности от жителей города Екатеринбурга, в частности, за поддержку того обращения в компанию "Аэрофлот", чтобы присвоить одному из воздушных судов имя Владислава Крапивина.
А вопрос у меня немножко шире данного законопроекта. Но тем не менее руководством страны была поставлена задача - к 2025 году перевести все школы на одну смену. Тем самым в ходе совещаний, когда встречаемся с руководством, в том числе и дошкольными вот этими образовательными учреждениями, в частности и школы искусств, они высказывают опасения, что может получиться так, ну, на данный момент дети, которые учатся в первую смену, они после обеда посещают дошкольное образование, в том числе и школы искусств, те, которые учатся во вторую смену, они имеют возможность до обеда посещать. И есть такое мнение, что после вот этого благого дела может получиться, что неэффективно будут...
Председательствующий. Добавьте десять секунд.
Альшевских А. Г. Спасибо.
...что неэффективно будут использоваться данные помещения, так как будет малая заполняемость. То есть как бы разделяете вы такую озабоченность?
Любимова О. Б. Ну конечно, вы прекрасно понимаете, какое количество вообще в принципе часов для дополнительного образования приходится в трудах проводить нашим ученикам детских школ искусств.
Мы говорим и о музыкантах, и о художниках, но в первую очередь, конечно, о музыкантах.
Поэтому, конечно, безусловно, эта проблема существует и, я думаю, что более точно и серьезно заниматься ею надо будет непосредственно уже с нашими замечательными педагогами, решать и разводить так детский день учебный и образовательный, чтобы, тем не менее те дети, которые учатся в детских школах искусств смогут продолжить в дальнейшем свое особенно предпрофобразование.
Председательствующий. Спасибо.
Пьяных Дмитрий Сергеевич.
Пьяных Д. С, фракция ЛДПР.
Уважаемая Ольга Борисовна, вопрос будет касаться целевого обучения.
В тексте законопроекта указано, что Министерство культуры, там соответствующие регионы теперь будет иметь и устанавливать контрольные цифры приема, в том числе и по целевому обучению и осталось в законопроекте преимущественное право целевиков на поступление в средне-специальные учебные заведения в сфере культуры. Вот, наверное, для вас не секрет, да, и ни для кого не секрет, что в регионах особенно в селах, в частности, в Саратовской области работники сферы культуры на вес золота.
Как вот проводится мониторинг возвращения целевиков к местам работы там, откуда их выдвигали на обучение, отправляли на обучение? Потому что мы видим, что не всегда те люди, которые учились за бюджетный счет по целевому направлению там, в учреждениях сферы культуры, возвращаются на то место работы, которое их отправляло.
Любимова О. Б. Абсолютно верно, эта проблема существует. Тут, конечно, нам помогает мониторинг, который мы проводим в связи с национальным проектом "Культура".
Вы знаете, в помощь, могу сказать, что, конечно же, в первую очередь нам всем вот этот такой непростой опыт онлайна. Потому что мы увеличили и в рамках национального проекта, и в рамках наших, достаточно другого количества программ, которые при поддержке Министерства культуры существуют, образование и образовательные курсы онлайна, которые позволяют развиваться ребятам и молодым деятелям, которые начинают трудиться в регионах.
Поэтому за счет, если говорить о кадровой проблеме, эту проблему скорее мы стараемся решить за счет того, что постоянно регионы делятся друг с другом существующим наработанным опытом. Мы говорим сейчас и о домах культуры, и о единых культурных центрах, которые строятся и реставрируются, реконструируются, и в том числе не с точки зрения стен и качества выполненного ремонта, но и с точки зрения того, что будет проходить в этих учреждениях культуры.
Но мы абсолютно согласны с вами, что эта проблема существует, и подчас целевые курсы, которые выезжают учиться в Москву или в Санкт-Петербург, потом очень многие в регионах жалуются, что не так много уже отучившихся, получивших профильное образование студентов, уже получив дипломы, возвращаются в регион.
Безусловно, это связано с проблемой заработной платы, мы это понимаем и часто обсуждаем эту проблему с руководителями регионов, которые, как правило, стараются предложить ещё" и сформировать предложения, чтобы профессионалы оставались на своих местах.
Председательствующий. Спасибо.
Шулепов Евгений Борисович.
Шулепов Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович. Я хотел бы вопрос задать, не успел нажать кнопочку.
Председательствующий. Да, задавайте вопрос.
Шулепов Е. Б. Вопрос очень важный.
Ольга Борисовна, скажите, пожалуйста, значит ли это, что муниципальные учреждения будут переданы на региональный уровень и когда?
И второе, всё-таки я вот не услышал из вашего выступления, в чём же преимущество-то, что получат школы искусств при переводе с муниципального на региональный уровень, хотя бы две-три конкретные причины... Любимова О. Б. Я постараюсь ответить сразу. Шулепов Е. Б. ...скажите, пожалуйста.
Любимова О. Б. Дело в том, что только нормативно-правовое сопровождение передаётся моим коллегам - региональным министрам. В этот момент, конечно же, всё, что касается формирования и штатной сетки, и формирования там общей, скажем, повестки и методических рекомендаций, это, безусловно, становится, закрепляется за региональными министерствами культуры. Нам кажется это очень важным, потому что в том числе мы на еженедельной основе трудимся с регионами, проводим ВКС и информируем по существующим проблемам, мониторим существующие проблемы.
И, конечно же, мне... я повторюсь, нам представляется это необходимым в первую очередь, потому что это ускорит решение проблем, существующих в муниципалитетах. Мы не бросаем муниципалитеты, не оставляем их в одиночестве с их проблемами и не узнаём о действующих проблемах случайно, оперативно из СМИ, понимаете, когда это поднимается на федеральный уровень.
Более того, это позволит нам контролировать, чтобы детские школы искусств не закрывались, чтобы сеть их не уменьшалась, потому что в противном случае о сокращении количества детских школ искусств мы узнаем в середине следующего года.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Спасибо, Вячеслав Алексеевич.
Покажите список.
Драпеко Елена Григорьевна.
От фракции - 3 минуты, Елена Григорьевна.
Драпеко Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект. Но я хочу вам напомнить, что на протяжении нескольких созывов Государственной Думы мы вели просто позиционную войну за то, чтобы такие нормы появились в нашем законодательстве.
Я хочу напомнить, что ещё выступая в 2000-х годах, в начале, Тихон Хренников, великий композитор, говорил нам, что искусство - это такая пирамида, в основе которой лежит вот широкая сеть организаций дополнительного образования детей, где мы находим те самые золотники, которые потом вырастают на вершине в наши достижения мировой культуры в области искусства - и исполнительского искусства, и театрального искусства, всякого.
Но существовало и другое мнение, которое сегодня уже прозвучало в зале, его озвучил Смолин, наш любимый депутат, который говорит: но ведь все же дети должны получать. Почему в музыкальные школы мы должны принимать, так сказать, ограниченное количество детей? Всех за федеральные деньги учить. Конечно, но суть того законопроекта, который мы сегодня рассматриваем, так же как и суть нашей многолетней борьбы и убеждения в том, что существуют два направления. Одно из них называется "эстетическое развитие ребёнка", а второе у нас - это подготовка профессионалов, предпрофессиональная подготовка через музыкальные, художественные и прочие школы.
На сегодняшний день у нас с вами ситуация складывается так. Вот на 2019 год у меня были данные - это данные, прозвучавшие на Культурном форуме в Петербурге. Там была специальная научно-практическая конференция по нашему вот этому художественному образованию для детей, что у нас вот эти 4 тысячи 811 детских школ, в которых обучаются вот те самые миллион 700 тысяч детей — это специализированные школы, где должны обучаться дети, у которых есть одарённость в этом направлении.
Но при этом в системе нашего образования, общего образования существует разветвлённая сеть детских организаций дополнительного образования, не считая тех уроков музыки или живописи, которые преподаются в самой средней школе, но есть кружки, есть дополнительное образование другого уровня.
Поэтому для нас важно выделить и то, что президент в своём законе выделил вот эту систему, за которую мы бились. Поэтому низкий поклон Администрации президента, Президенту Российской Федерации и Министерству культуры, которые приложили гигантские усилия для того, чтобы этот закон состоялся. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Елена Григорьевна.
Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Я начну с уточнения: я не поднимал вопрос о соотношении предпрофессионального и общеразвивающего дополнительного образования. Мой вопрос был совершенно другой, в какой мере федеральный бюджет помогает регионам давать детям это самое образование? Мы к этому вернёмся.
А пока я считаю необходимым поддержать законопроект по следующим основным соображениям.
Первое. Советское художественное образование, а это именно образование, сформировавшееся в советский период, без всякого квасного патриотизма, было уникальным и лучшим в мире. Если по поводу образования в целом проходят дискуссии, одного из лучших или лучшего, то это действительно всегда было лучшим в мире. Поэтому нам очень важно сохранить эти традиции. Не случайно Юрий Визбор говорил, что и даже в области балета мы впереди планеты всей. Некоторые либералы считали, что это ерничество, а на самом деле это был патриотизм, чуть-чуть прикрытый, как положено интеллигенту, иронией.
Второе. Законопроект закрепляет практику большинства регионов, где, соответственно, детские школы искусств должны находиться в ведении органов управления культуры. Я знаю, что были другие тенденции. Я тесно общаюсь с музыкантами, в частности, как выпускник музыкальной школы, и даже рассматривавший версию музыкальной карьеры одно время, и хорошо знаю, что профессионалы за то, чтобы культурой управляла именно культура, поскольку она больше понимает в специфике, в частности, художественного образования. Законопроект это закрепляет и это правильно.
Третье. Правильная позиция состоит в том, что функции формирования контрольных цифр приема в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с культурой, передаются Министерству культуры. Это тоже правильно, коллеги, потому что при формальных подходах, я, например, по моему родному городу Омску, где в свое время Институт культуры был присоединен к классическому университету, сталкивался с проблемами, когда меня спрашивали коллеги из Министерства образования и науки: "А зачем классическому университету контрольные цифры приема в области культуры?" Надеюсь, законопроект эти проблемы поможет решить.
Вместе с тем, на мой взгляд, у законопроекта есть две слабые стороны. Первое, это все-таки преимущественно рамочный характер. Не случайно Председатель Государственной Думы многократно говорил: "Давайте включать нормы прямого действия". Здесь их маловато. Мы хотим, чтобы их стало больше. Кстати, пользуясь случаем, Ольга Борисовна, озвучивая ваш ответ при обсуждении законопроекта в комитете, Ольга Борисовна обещала рассмотреть в министерстве вопрос о том, чтобы все преподаватели художественных детских школ искусств, короче говоря, получили ставку 18 часов, на чем давно настаивают наши коллеги.
Второе. Законопроект не предусматривает дополнительных средств из бюджетов. Так там написано, в пояснительной записке. Мне кажется, это неправильно.
Я считаю, что указ президента от 7 мая 2012 года должен исполняться, в том числе, надо помогать и исполнению... получению права... реализации права на образование в детских школах искусств... (Микрофон отключён.) Председательствующий. 30 секунд добавьте.
Смолин О. Н. Прошу поддержать законопроект, а мы будем стараться его конкретизировать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич. Ямпольская Елена Александровна, пожалуйста. Ямпольская Е. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, конечно же, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уполномочила меня сообщить вам о том, что фракция поддерживает президентский законопроект. Но как председатель комитета-соисполнителя я хочу... всё-таки позвольте мне отдельно сказать о том, что наш комитет просто счастлив, наконец, добиться рассмотрения этого вопроса, мы счастливы, что этот законопроект появился.
На протяжении последних нескольких лет вместе с педагогическим сообществом мы занимались защитой нашего традиционного художественного образования. Даже здесь в зале у меня есть письма педагогов из самых разных регионов нашей страны, которые били тревогу по поводу того, что происходит, в частности, по поводу внедрения сертификатов так называемого персонифицированного финансирования дополнительного образования, которое ничтоже сумняшеся в ряде регионов стали применять к школам с предпрофессиональным образованием.
Я горжусь тем, что те рекомендации, которые выносил наш комитет, полностью соответствует тому, что есть в данном законопроекте. Мы просили об особом статусе для детских школ искусств. Мы просили о приоритете предпрофессионального образования, настаивали тоже на этом. Говорили о том, что невозможно красивую формулу "деньги идут за ребёнком" использовать в предпрофессиональном образовании, потому что это сильный серьёзный вопрос - образование и воспитание. Кружковая деятельность, досуговая деятельность - это замечательная история, воспитывающая человека. Но когда мы говорим об одарённых детях, когда мы говорим о капитале страны, который растёт в этих школах, мы должны подходить к этому гораздо более серьёзно и ответственно.
Я хочу с этой трибуны воздать должное педагогическому сообществу всей страны, которые стояли буквально на смерть, они боролись и бились с тем абсурдом чиновничьим, который в последние годы пытался превратить предпрофессиональное образование фактически в кружки.
Точку в этой истории смог поставить президент, так бывает часто в нашей с вами жизни.
Спасибо действительно за то, что он в очередной раз ее поставил. Особо я хочу отметить значение, роль в решении этого вопроса Екатерины Васильевны Мечетиной, заслуженной артистки России, известного музыканта и замечательного педагога, чье выступление в октябре минувшего года на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте России, собственно, и стало последним, завершающим аккордом, после которого появился данный законопроект.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект, а, значит, поддерживает традиционную сложившуюся в нашем отечестве систему художественного образования, которая подарила миру огромное количество талантов и достижений, и теперь есть надежда, что будет дарить и впредь. Прошу вас поддержать законопроект.
Спасибо. (Аплодисменты.) Председательствующий. Спасибо.
Ольга Борисовна, у вас есть возможность выступить с заключительным словом, если есть такая необходимость. Пожалуйста.
Любимова О. Б. Я скажу несколько слов. Конечно, безусловно, это слова благодарности нашего совместного труда с работой сразу с двумя комитетами. Действительно очень серьезный труд, который вылился в эти изменения, и мы прекрасно понимаем, как этих решений ждут и профессиональное сообщество, и дети, и, конечно, родители тех музыкантов, которые в этом году, уходящем учебном году, конечно же, предприняли невероятные усилия, чтобы сохранить вот этот уровень, несмотря на эпидемиологическую обстановку, несмотря на онлайн. Поэтому особенно хочется поддержать вот этим решением их в этом году.
Спасибо вам большое. Председательствующий. Спасибо. Вячеслав Алексеевич, будете выступать? Нет. Коллеги, обсуждение завершено.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 40 мин. 38 сек.)
Проголосовало за 386 чел 85,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 386 чел.
Не голосовало 64 чел 14,2 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments