leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект первого чтения о соглашениях в сфере добычи углеводородов

Законопроект первого чтения о соглашениях в сфере добычи углеводородов
7. 1048788-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон РФ «О недрах»
Документ внесен правительством 03.11.20.
Представил замминистра природных ресурсов и экологии РФ – руководителя Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев.
Член комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Александр Ищенко.
Законопроект направлен на создание правовых условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль экономики и реализация инвестиционных проектов на основе совместного осуществления юр. лицами деятельности по разведке и добыче или по геологическому изучению, разведке и добыче или по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых на участках недр, содержащих месторождения углеводородного сырья, включая нефть, газовый конденсат, газ горючий природный (далее – деятельность по разработке).
Предусматривается возможность заключения соглашения о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья и соглашения об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья.
По соглашению о сервисных рисках при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья стороны обязуются совместно осуществлять деятельность по разработке на определенном участке недр, части участка недр или нескольких участках недр в соответствии с условиями пользования недрами, и, в случае добычи углеводородного сырья и попутных полезных ископаемых, распределять между собой такое сырье и ископаемые или доходы от их реализации.
Одна сторона соглашения – оператор – совершает необходимые фактические действия, направленные на разработку недр, а вторая сторона – пользователь недр – предпринимает усилия по получению, сохранению и продлению права пользования участком недр. По общему правилу у сторон нет общего имущества, поскольку каждая из них совершает предусмотренные соглашением действия, используя свое имущество и неся бремя соответствующих расходов самостоятельно. В то же время в связи с тем, что все необходимые сделки с третьими лицами одна из сторон соглашения совершает от имени всех сторон, права (требования), возникающие из таких сделок, являются для сторон соглашения общими.
Закрепляется правило о солидарной ответственности сторон соглашения о сервисных рисках как по договорным, так и по внедоговорным общим обязательствам в отношении третьих лиц.
Предусматриваются диспозитивные правила управления совместной деятельностью по соглашению о сервисных рисках, изменения и расторжения соглашения, а также допускается множественность лиц на стороне оператора или на стороне пользователя недр.
По соглашению об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья (далее – соглашение об управлении) его стороны обязуются определять в пределах, установленных соглашением, порядок осуществления одной из сторон соглашения от своего имени и в общих интересах прав и обязанностей оператора по соглашению о сервисных рисках (далее – управляющий товарищ) в целях последующего распределения между сторонами соглашения об управлении полученных управляющим товарищем полезных ископаемых или доходов от их реализации, а также совместно осуществлять финансирование участия управляющего товарища в соглашении о сервисных рисках в качестве оператора.
Общая цель сторон этого соглашения заключается в последующем распределении между ними полученных управляющим товарищем углеводородного сырья или доходов от его реализации. Каждая сторона соглашения об управлении финансирует часть расходов в определенной доле от общих расходов и получает такую же долю в компенсационной части распределяемых ресурсов или доходов от их реализации. Допускается также возможность такой договоренности любых двух сторон данного соглашения, в силу которой один из них обязуется покрывать полностью или частично расходы другого (финансировать его), что даст право финансирующей стороне сделки увеличить свою долю в распределяемых результатах совместной деятельности.
Общее имущество сторон соглашения об управлении не образуется. Полученные управляющим товарищем природные ресурсы распределяются между сторонами соглашения об управлении в порядке, определяемом этим соглашением.
Также в Законе РФ «О недрах» устанавливается, что пользователи недр вправе осуществлять пользование недрами с привлечением других лиц по договорам подряда, трудовым договорам, соглашениям о сервисных рисках и в предусмотренных законом случаях по иным соглашениям.
Вводятся положения о сохранении прав на геологическую информацию за пользователем недр, который привлекал для получения информации чужие средства.
Первое чтение 312 0 1 13:51

Стенограмма обсуждения
7-й вопрос. Проект федерального закона "О соглашениях, заключаемых при осуществлении деятельности по разработке месторождений углеводородного сырья, и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Аркадьевич Киселев.
Киселев Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации -руководитель Федерального агентства по недропользованию.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется законопроект, направленный на совершенствование правовых условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль и главным образом в сфере недропользования.
Я хотел бы заметить, что действующее российское законодательство не в полной мере регулирует отношения в этой сфере в условиях чрезвычайно высоких рисков, которые существуют и при реализации геологоразведочных работ, и при реализации добычных проектов. В этих условиях договоры, содержащие условия распределения между сторонами договора добытого природного сырья и сферы ответственности в сфере недропользования, часто заключаются на условиях иностранного права. Особенно это характерно для деятельности российских компаний за рубежом. Но вместе с тем мы де-факто сталкивались с тем, что компании пытаются использовать нормы иностранного права при реализации деятельности в Российской Федерации.
Законопроект вводит два новых инструмента взаимоотношений между хозяйствующими субъектами при осуществлении работ в сфере недропользования. Один из них - это соглашение о сервисных рисках, и второй, вспомогательный, - соглашение об управлении финансированием деятельности по разработке месторождений. Отношения сторон в этих конструкциях сбалансированы таким образом, чтобы минимизировать риски для участников процесса, с одной стороны.
С другой стороны, определить условия разделения доходной части при реализации проекта, сообразуясь с теми договорённостями, которые были реализованы при заключении таких соглашении.
Законопроектом не предполагается внесение изменений в нормы публичного права, регулирующие сферу недропользования, в том числе в Закон "О недрах". Законопроектом не меняется система налогообложения в Российской Федерации. Он исключительно регулирует деятельность но реализации такого рода соглашений, которые направлены на привлечение инвестиций, что с нашей точки зрения очень важно в условиях действующих санкций против Российской Федерации, и мы полагаем, что принятие этого закона послужит делу привлечения инвестиций в освоение недр Российской Федерации. Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Евгений Аркадьевич, присаживайтесь.
С содокладом выступает Александр Николаевич Ищенко.
Ищенко А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Представитель правительства довольно подробно доложил суть законопроекта, и поэтому повторяться не буду. Мы на комитете всесторонне рассмотрели данный законопроект и пришли к следующим выводам.
В настоящее время практика отношений в сфере недропользования по разработке месторождений углеводородного сырья на участках недр федерального значения, на участках недр федерального значения континентального шельфа выявила отсутствие в российском законодательстве приемлемых для участников этих отношений форм осуществления совместной деятельности.
Учитывая обоснование пояснительной записки, принятие законопроекта видится целесообразным. Важно отметить, что в числе основных положений соглашений о сервисных рисках, установленных законопроектом, право пользования участком недр не может быть внесено в качестве вклада.
Дополнительно отмечу, что в настоящее время снижение мировых цен на нефть и газ и падение инвестиций российских и иностранных компаний в нефтегазовую отрасль требует привлечение внутренних и внешних инвесторов и создание благоприятных условий для снижения себестоимости извлечения углеводородных ресурсов.
По предварительным оценкам экспертов, положения данного законопроекта в ближайшие 15 лет могут быть востребованы в десятках проектов для различных типов сложных запасов с инвестициями более 1 триллиона рублей: это континентальный шельф Российской Федерации и освоение ресурсов Арктики.
Законодательная поддержка на арктическом направлении для нас одна из первоочередных задач. Решение данной задачи предусматривают Основы государственной политики в Арктике на период до 2035 года, они утверждены в 2020 году указами Президента Российской Федерации, и второе - Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года.
Благодаря пакету законопроектов о государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне, принятому Государственной Думой в марте-июле 2020 года, и уже с 1 января текущего года действуют льготы по налогу на прибыль для резидентов Арктики, а принятие трехуровневой структуры управления Арктической зоной в полной мере способствует созданию системы, обеспечивающей качественное применение мер поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
Россия сейчас активно готовится к председательству в Арктическом совете, которое начнется уже в мае текущего года, то есть в 2021 году, и продлится два года. Кроме России в совет входят еще семь государств приполярных этой зоне.
Мировая практика свидетельствует о том, что подавляющее большинство поисково-разведочных проектов не приводит к коммерческому открытию запасов углеводородного сырья. Для этой отрасли экономики характерен высокий уровень риска того, что результат не будет достигнут.
За втгутиительными затратами на поиск и разведку в этой отрасли часто следуют неопределенность, невозможность точного подсчета будущей добычи и будущих доходов. Всего 25-30 процентов поисково-геологоразведочных работ заканчиваются успешно и подтверждаются запасами.
В целом принятие законопроекта создаст дополнительные условия для реализации высокозатратных и технически сложных проектов, вовлечения в разработку месторождений трудноизвлекаемых и низкорентабельных запасов нефти и газа. Дополнительное привлечение инвестиций ускорит достижение целей развития российской нефтегазовой отрасли, рационального недропользования, воспроизводства минерально-сырьевой базы нашей страны, а также будет способствовать увеличению доходов бюджетной системы России и достижению целей налоговой и таможенно-тарифной политики.
К законопроекту имеются замечания юридико-технического характера, которые могут быть учтены при рассмотрении его во втором чтении.
Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста. Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
Уважаемый Евгений Аркадьевич, политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды предполагает внедрение экологически чистых технологий для сохранения благоприятной окружающей природной среды и природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений. Вы неоднократно сказали, что соглашения, которые подписываются, в том числе зарубежными компаниями, зачастую носят нормы именно зарубежного законодательства.
Вот подскажите, пожалуйста, в рамках действующего закона планируете ли вы внесение изменений в какие-то другие статьи и другие законы Российской Федерации, которые бы уберегли нашу природу и наш природный потенциал от действий иностранных компаний, в том числе на шельфе и в Арктике с тем, чтобы эти стандарты соблюдались и не нанесли урон нашей природе? Спасибо.
Киселев Е. А. Спасибо.
Нет, в рамках действующего закона не планируется каких-либо норм, которые бы повысили уровень экологической безопасности в сфере недропользования, поскольку соответствующий законопроект готовится в рамках деятельности Минприроды и будет внесен, по всей вероятности, во второй половине этого года, он предусматривает создание эффективных механизмов проведения консервации и ликвидации горнодобывающих производств.
Вместе с тем я хотел бы заметить, и обращал на это внимание, что вопросы о соглашениях по сервисным рискам, они включают, в том числе диверсификацию рисков и переложения ответственности на всех участников процесса, что с нашей точки зрения в значительной мере создает большую эффективности и большую надежность процесса формирования фондов для ликвидации добычных проектов. В этом плане вот этот законопроект позволит более эффективно работать и в том числе в сфере охраны окружающей среды. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда переходим к голосованию.
Ставится на голосование 7-й вопрос порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 51 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 312 чел 69,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 313 чел.
Не голосовало 137 чел 30,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments