leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минздрав Михаил Мурашко рассказал на 496-м заедании СФ - продолжение

Минздрав Михаил Мурашко рассказал на 496-м заедании СФ, как система справилась вирусом
7. Правительственный час «О мерах по повышению устойчивости системы здравоохранения к новым вызовам»

продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8451732.html

Из стенограммы 496-го заседания СФ 20.01.21
Уважаемый Михаил Альбертович! У нас в декабре и в октябре было два распоряжения правительства, в соответствии с которыми регионы получали средства на лечение пациентов на дому, в амбулаторных условиях. Амурская область получила 45 миллионов. Но, чтобы покрыть полностью всю потребность, нам нужно было добавить еще 88 миллионов из собственных средств. Мы ждем, наверное, и третье такое распоряжение правительства буквально на днях.
Как Вам кажется… У нас же регионы разные: кто-то смог добавить свои собственные средства, кто-то не смог. И выходит, что где-то люди, лечащиеся на дому, получили таблетки бесплатно, а где-то пришлось им покупать за счет собственных средств.
Может быть, нам как-то законодательно закрепить ситуацию при общероссийской пандемии, чтобы все люди получали средства, которые лечатся на дому, и все получали таблетки бесплатно?
Председательствующий. Пожалуйста, Михаил Альбертович.
М.А. Мурашко. Первое выделение средств на амбулаторное лечение было… 35 регионов, по-моему, самостоятельно выделили в
августе средства. Первые средства, которые были направлены именно регионами.
Поскольку система потребовала изменений, перехода от стационарно ориентированной модели к амбулаторной и стационарной, смешанной, поэтому перешли на формирование дополнительных средств для амбулаторного обеспечения. И, как я уже в выступлении сказал, 2,7 миллиарда на этой неделе будет направлено в регионы на амбулаторное обеспечение.
При таких вызовах действительно рациональным, наверное, будет посмотреть это системно, для того чтобы при возникновении таких ситуаций это происходило. Но я хочу напомнить, что (вот то, что я говорил) 60 процентов – охват населения вакцинацией против гриппа, которая была проведена, она была проведена с направлением 14 миллиардов федеральных средств на закупку вакцины. То есть мы работаем и на профилактику, и на лечение.
Как опцион, как вариант реагирования – да, наверное. Его сегодня и используют. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Герасимович Митин, пожалуйста.
С.Г. Митин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Новгородской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Альбертович! Совет Федерации системно занимается вопросами качества питьевой упакованной воды. Особое внимание мы уделяем минеральной – лечебной, лечебно-столовой водам как водам ограниченного применения.
Должен сказать, что по существующему техническому регламенту эти воды подлежат государственной регистрации при наличии бальнеологического заключения. К сожалению, порядка выдачи этого заключения, организации, которой упорядочено это, на сегодняшний день не существует. В 2011 году эти приказы были отменены. На наш взгляд, это способствует появлению на рынке таких фантомов известных минеральных вод: вместо "Ессентуки 17" пишут "№ 17" или "аллея 17", что, естественно, не может влиять нормально на здоровье человека.
По этому поводу есть и решения различных организаций, решение наших парламентских слушаний, есть поручение вице-премьера.
Хочу попросить Вас, во-первых, прокомментировать эту ситуацию и взять ее на свой личный контроль. Спасибо.
М.А. Мурашко. Спасибо большое, Сергей Герасимович.
Я хочу проинформировать, что в 2020 году мы приняли новый нормативно-правовой документ по выдаче разрешений на минеральную воду. Видимо, моя недоработка – нужно его чуть сильнее популяризировать. Поэтому доведем. Мы его приняли в 2020 году. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Владимирович Белоусов, пожалуйста.
С.В. Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Альбертович! Вопрос касается сельской местности. У нас работают программы "Земский доктор", "Земский фельдшер", но остаются проблемы с укомплектованностью медицинским персоналом первичного звена. Сегодня как никогда, наверное, важно активно привлекать врачей для работы на отдаленных территориях, в село.
Какие механизмы, по-Вашему, еще можно использовать помимо существующих для развития эффективной системы здравоохранения в сельской местности, а главное – для привлечения и закрепления специалистов на селе?
М.А. Мурашко. Уважаемый Сергей Владимирович! Первое – это, конечно, целевой прием. Это один из наиболее, наверное, эффективных механизмов – целевой прием в медицинские вузы. В 2020 году количество целевиков увеличилось, по-моему, на 17 процентов. И количество ординаторов, которые также целевым образом обучаются, – по-моему, плюс 7 процентов. И в ординатурах мы увеличили количество принимаемых на обучение на 1 тысячу человек в 2020 году. На мой взгляд, это первый механизм.
Второй механизм, в том числе для среднего медицинского персонала, – это также использование целевых моделей обучения и использование выездных форм работы. В национальном проекте есть блок, касаемый как раз покупки мобильных ФАПов так называемых и определенного оборудования и автотранспорта как для доставки, так и работы на месте.
Финансовая поддержка присутствует, но жилье – это тоже один из элементов, который должен также регионами реализовываться. Но мы никак не уйдем.... Есть опыт в мире, в том числе развития телемедицинских технологий. И фельдшерско-акушерские пункты сегодня комплектуются оборудованием с
возможностью передачи данных и подключения к сети Интернет. Поэтому говорить, что какой-то один механизм нужно использовать, наверное, неправильно, и мы с вами это понимаем. Нужен комплекс решений – и финансовых, и заинтересованности, в том числе и технологических решений для доступа к медицинской помощи. В том числе медицинский работник, сталкиваясь со сложным пациентом, должен иметь возможность проконсультироваться со своим коллегой. Вот это важный элемент работы, поэтому движемся по такому направлению сейчас.
Если есть какие-то новые предложения – пожалуйста, готовы рассмотреть.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Владимирович, и Вам, и всем сенаторам, всем регионам: целевой набор – очень эффективный способ обучения, подготовки и направления в нужные точки специалистов. Пока субъекты Федерации не очень активно используют возможности целевого набора, адресного целевого набора. Такие возможности закреплены законодательно.
Если направляют в Министерство здравоохранения предложения, чтобы получить соответствующую квоту, то там можно все что угодно увидеть, только не нужных специалистов, наиболее важных для сельской местности, для ФАП, для других. Поэтому надо разобраться еще и с этим.
Целевой набор: подбирать людей, направлять на целевое обучение, возвращать на родную землю людей – обратите тоже на это внимание. И, конечно, меры социальной поддержки, мотивации работать в том или ином регионе – это во многом зависит от политики региональных властей. Так что надо на это тоже обращать внимание. Спасибо.
Сергей Павлович Цеков.
С.П. Цеков. Спасибо.
Уважаемый Михаил Альбертович, считаете ли Вы возможным запрет рекламы лекарств, которая, на мой взгляд, так же вредна, как и реклама алкоголя и табакокурения? Вот для обычного человека никакой пользы от рекламы лекарств нет, только вред, который возникает из-за самолечения. Польза от рекламы есть только у рекламодателей и фармкомпаний, которые, понятно, получают большие доходы. Так вот вопрос: что для нас важнее – их доходы или здоровье граждан? Повторю вопрос: будет ли Россия одной из немногих стран в мире, в которой будет запрещена реклама лекарств?
Считаю возможным сохранить рекламу лекарств только на специальных площадках для медицинских работников. Спасибо.
М.А. Мурашко. Сергей Павлович, это вопрос, который обсуждается не только в нашей стране. Вопрос в целом, как Вы уже и сказали, беспокоит многих.
Есть очень либеральное в том числе законодательство в некоторых странах, позволяющее рекламировать и рецептурные препараты, узкого, в том числе таргетного, действия. В нашей стране этого нет. Поэтому сегодняшнее законодательство содержит определенный учет баланса мнений. Вопрос не только фармпроизводителей. Есть мнение и пациентского сообщества, что информирование по ряду лекарственных препаратов, в том числе направленных на укрепление собственного здоровья, в частности, это витаминные препараты (витамины группы D и ряд других), которые просто необходимы для обычной жизнедеятельности, в том числе в северных условиях, это препараты йода и ряд других препаратов.
Поэтому я думаю, что эта тема должна быть именно для обсуждения не только в профессиональном сообществе или, скажем, пациентском сообществе, я думаю, что здесь нужно находить точки соприкосновения и экспертов, и пациентов, и в том числе, как Вы упомянули, фармкомпаний. Ряд этих направлений требует обсуждения. Поэтому готовы на площадке Министерства здравоохранения это сделать. Но здесь должны быть услышаны все.
Председательствующий. Спасибо.
М.А. Мурашко. Рецептурные препараты – конечно же, нет.
Председательствующий. Рецептурные препараты рекламировать нельзя. Правильно, Михаил Альбертович?
М.А. Мурашко. Совершенно верно, Валентина Ивановна. Ну, мы с Вами обсуждали… И дистанционная торговля по рецептурным препаратам – на наш взгляд, это сегодня достаточно опасный вариант развития событий. Поэтому по безрецептурным препаратам мы пошли на это, по рецептурным – нет.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Анатольевич Шевченко.
А.А. Шевченко, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Оренбургской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Альбертович! Я хотел бы как раз в развитие вопроса, о котором Валентина Ивановна сказала, детализировать свой вопрос.
В начале 2020 года была принята норма, которая позволяет детализировать квоту приема на целевое обучение как раз по
заказчикам, организациям и специальностям. Как Вы можете оценить итоги применения данной нормы в ходе приемной кампании 2020 года по медицинским образовательным учреждениям? Спасибо.
М.А. Мурашко. Уважаемый Андрей Анатольевич! Ситуация в 2020 году поменялась. Я уже упоминал цифры – где-то 17 с небольшим процентов – это количество целевиков (увеличилось) при приеме в вузы и порядка 7 с небольшим процентов – ординаторов. Но хочу сказать, что у нас где-то порядка 30 регионов-чемпионов, которые активно используют эту возможность, и около 20 регионов, которые недостаточно пользуются возможностью направления именно на целевое обучение. Поэтому я хотел бы в том числе и вашей поддержки в этом направлении.
Я полностью согласен с Валентиной Ивановной, что это направление (именно целевики) является наиболее эффективным для формирования и возвращения медицинских (уже медицинских) работников непосредственно в место своего основного проживания (коренное население). Я думаю, что как раз такой механизм лучше удерживает кадры на месте. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Елена Владимировна Афанасьева, пожалуйста.
Е.В. Афанасьева, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Оренбургской области.
Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Альбертович! В декабре многие россияне, услышав в средствах массовой информации выступление Вероники Скворцовой, даже, можно сказать, обнадежились тем, что у нас
появляются препараты, которые она анонсировала и, по сути дела, отрекомендовала их как антидоты для коронавирусной инфекции. Скажите, пожалуйста, можно какую-то более подробную информацию получить, на какой стадии исследования, регистрации находятся эти препараты, когда мы их начнем применять?
Ну, наверное, мы правильно понимаем, что, по сути дела, это некие такие в кавычках, но тем не менее "конкуренты" нашим вакцинам. И не получится ли так, что их введение в оборот и применение будут как раз тормозиться за счет того, что кампанию по вакцине нужно прежде всего провести, а потом уже только эти препараты в наш оборот вводить? Спасибо.
М.А. Мурашко. Уважаемая Елена Владимировна! Методы лечения и профилактики – это два разных вектора. И уж точно никак не будет одно за счет другого развиваться – это категорически. Мы должны иметь и методы лечения, средства лечения. Я в начале говорил – фармацевтически управляемой должна быть инфекция. Таких разработок сегодня несколько. Это как раз препараты, которые блокируют размножение возбудителя на том или ином этапе. Есть препараты, которые проходят "доклинику", и есть препараты, которые проходят клинические исследования. Пока все-таки данных по завершению клинических исследований, даже первой фазы, вот по этим препаратам нет. Но внимание к ним пристальное.
У нас есть постановление № 441, которое позволяет достаточно быстро оценивать эффективность. Есть в том числе цифровые технологии, которые позволяют и безопасность учитывать при этом. Поэтому по данным препаратам – они стоят на особом контроле. Но с чего начал, тем и завершу: ни в коем случае конкуренции вакцин и лекарственных препаратов нет. Это два
разных рукава для медицины, которые четко должны быть в арсенале у медицинского работника. Спасибо.
Мы для лечения коронавирусной инфекции зарегистрировали в этом году несколько инновационных препаратов, химических препаратов, в том числе сейчас идет еще совместного производства один препарат. Ну, таких ярких сегодня около трех препаратов.
Председательствующий. Спасибо.
Константин Иосифович Косачёв, пожалуйста.
К.И. Косачёв. Уважаемый Михаил Альбертович, я хотел бы вернуться к вопросу об объемах поставок вакцин в регионы. Мы, разумеется, слышали Ваше вчерашнее выступление на заседании президиума координационного совета при правительстве о начале массовой вакцинации. Я так понимаю, сегодня был селектор и по регионам были доведены планы поставок.
Но вопрос мой – в следующем. Республика Марий Эл (которую я представляю в Совете Федерации): декабрьские показатели по вакцинам, которые они получили, на три месяца давали возможность вакцинировать примерно 5 процентов взрослого населения республики, притом что они готовы и просят поставить им вакцины из расчета 25 процентов в течение первого квартала текущего года. Вы озвучивали абсолютные цифры. Можно ли назвать цифры относительные – какие планы, сколько процентов населения в среднем по стране, в регионах планируется охватить такой вакцинацией, предположим, по состоянию на конец первого квартала текущего года? Идет ли речь о 25 процентах?.. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте время.
Пожалуйста.
К.И. Косачёв. И второй, самый главный вопрос. От чего это будет зависеть – от численности населения в регионах, от количества заявок, которые поступают на портал государственных услуг, может быть, от активности сенаторов и депутатов, и нам нужно здесь работать с вами понаступательнее? Как эта работа будет организована? Спасибо.
М.А. Мурашко. Спасибо большое.
Отвечаю на вопрос. Сразу два блока.
Плановые показатели, которые сегодня озвучены для промышленности и для отрасли, по вакцинации взрослого населения – мы с экспертным сообществом считаем, что в части вакцинации нужно ориентироваться на цифру 60 процентов взрослого населения. Это составит где-то порядка 68,6 миллиона человек.
Объемы выпуска – это, конечно же, производство. Сегодня уже шесть производственных площадок включены в производственный процесс. Все препараты с разных площадок проходят единую систему контроля качества. То есть качество со всех площадок обязательно подтверждается несколькими лабораториями перед выходом. В том числе мы с вами приняли законодательство в 2019 году по выпуску в гражданский оборот вакцинальных препаратов. Это инновационное совершенно решение, гарантирующее безопасность.
Сегодня мы преодолели цифру в 2 миллиона доз, выпущенных в гражданский оборот. Все они направляются в регионы фактически "с колес": когда выходит заключение по качеству, в течение суток-двух все препараты направляются в регионы. До каждого региона сейчас доведена понедельная поставка в объемах. Для этого сформирован, в том числе вот формируется, ресурс по записи, для
того чтобы поступающие препараты соответственно население и медицинские работники могли прогнозировать – когда, сколько, чего. И на февраль у нас планируются объемы поступления в регионы свыше 5 миллионов доз вакцины. Но сейчас промышленность очень активно масштабирует эти технологии – думаю, что эти цифры, наверное, все-таки будут превышены, но пока мы осторожно называем эти цифры. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Виктор Иванович Назаров, пожалуйста.
В.И. Назаров, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Омской области.
Уважаемый Михаил Альбертович! Существующие различия в оплате труда медицинских работников, включая размер окладов по одинаковым должностям, приводят к необоснованной с точки зрения организации оплаты труда дифференциации размера заработных плат в различных учреждениях здравоохранения. Возможно ли в целях предотвращения перемещения медицинских работников как внутри субъекта, так и между субъектами не обуславливать должностные оклады работников здравоохранения уровнем средней заработной платы по региону (так как это создает среди медицинских работников среду для миграции между субъектами), но при этом, безусловно, сохранить дифференциацию должностных окладов с учетом квалификационных уровней медицинских работников и применение единого на территории Российской Федерации перечня выплат компенсационного и стимулирующего характера?
М.А. Мурашко. Спасибо большое.
Отвечая на Ваш вопрос, Виктор Иванович, хотел ответить, что в этом году в плане нормотворческой деятельности стоит разработка отраслевой системы оплаты труда. Соответственно, в рамках разработки будем смотреть механизмы, как это реализовать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, время очень быстро течет. Есть предложение предоставить возможность задать вопрос Мухарбеку Ойбертовичу Барахоеву и вопросы на этом прекратить. Не будет у вас возражений? К тем, кто не успел задать вопросы, традиционно просьба в письменном виде направить их в комитет, и мы попросим Михаила Альбертовича ответить лично каждому сенатору на тот вопрос, который он имел в виду задать. Принимается.
Слово предоставляется Мухарбеку Ойбертовичу Барахоеву. Пожалуйста.
М.О. Барахоев, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Ингушетия.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Михаил Альбертович! Какова ситуация с обеспечением лекарствами в субъектах Российской Федерации, в том числе для лечения COVID-19? Какое влияние оказывает на него система маркировки? Спасибо.
М.А. Мурашко. Мухарбек Ойбертович, спасибо.
Первое. В этот период мы смогли развернуть огромное количество производственных мощностей, для того чтобы закрыть потребность в лекарственных препаратах. Если бы фармацевтическая отрасль в Российской Федерации не смогла это сделать, мы
испытали бы тяжелый, глубочайший стресс, потому что одни и те же препараты были востребованы фактически в каждой стране. И страна смогла увеличить объемы и закрыть эту потребность. Были определенные периоды, когда при нарастании кратковременно отмечали снижение доступности.
По системе маркировки… Министерство промышленности и торговли инициировало определенные изменения в законодательство, которые позволили без оплаты, в упрощенном варианте использовать систему отпуска лекарственных препаратов, в том числе от производителя до конечного потребителя. На мой взгляд, система маркировки – очень важный элемент не только прогнозирования объемов, не только контроля качества и профилактики поступления недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов. Система маркировки, как пример, дает возможность в том числе и оценки качества терапии. Мы знаем, сколько пациентов в том или ином регионе, даже в том или ином районе, в той или иной больнице находится, есть протокол лечения, и, видя в системе маркировки, какой объем лекарственных препаратов потребляет медицинская организация, мы можем оценить…
Вот сегодня упоминался закон о контроле, риск-ориентированный подход к вопросам качества. Качество – это то, что беспокоит всех. Маркировка – это элемент управления качеством. Конечно же, нужно подходить к масштабированию маркировки аккуратно. Сейчас идет работа группы по этапному осмыслению, те этапы, которые уже достигнуты, зарекомендовали себя неплохо. Поэтому, на мой взгляд, маркировку нужно развивать, но, соответственно, так, чтобы она была именно элементом улучшения состояния, а ни в коем случае не блокировки. Но
маркировка – это важный элемент, я думаю, для каждого присутствующего в зале, это паспорт, с которым вы можете лично убедиться, что препарат легален и находится в обороте на основании проверки качества.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемый Михаил Альбертович, я благодарю Вас за содержательные, профессиональные ответы. Присаживайтесь, пожалуйста. Благодарю Вас, присаживайтесь.
Переходим к выступлениям. Слово предоставляется Галине Сергеевне Изотовой, заместителю Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
Галина Сергеевна, прошу Вас. Пожалуйста.
Г.С. Изотова. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! С начала пандемии Счетная палата ведет постоянный мониторинг развития ситуации и комплекса мер, принимаемых для борьбы с новой коронавирусной инфекцией.
Михаил Альбертович подробно рассказал о ситуации в здравоохранении, о той колоссальной работе по адаптации системы в сложных условиях в крайне сжатые сроки.
Не буду повторяться, остановлюсь лишь на тех вопросах, на которые, по мнению Счетной палаты, следовало бы дополнительно обратить внимание.
В рамках мониторинга Счетной палатой было установлено, что органами государственной власти на федеральном и региональном уровнях было рассмотрено более 25 тысяч обращений медработников, из которых доля обоснованных жалоб составила более 20 процентов. При этом объем выявленных нарушений в общем объеме финансирования составил менее 0,2 процента, что
свидетельствует об удовлетворительном решении вопроса осуществления стимулирующих выплат.
Таким образом, отмеченные изначально недостатки в части осуществления стимулирующих выплат постепенно были разрешены, и ситуация нормализовалась.
Счетная палата провела выборочный анализ в 15 субъектах Российской Федерации средней заработной платы без учета стимулирующих выплат, который показал в 35 процентах медицинских организаций снижение средней заработной платы медработников с высшим образованием, в 23 процентах – среднего медперсонала, в 25 процентах – младшего медперсонала. При этом в большинстве случаев наблюдалось снижение уровня зарплаты до 15 процентов.
Важно отметить, что Счетной палатой совместно с региональными КСО были выявлены недоплаты по выплатам стимулирующего характера на сумму более 330 млн рублей, из которых более 250 были доначислены и выплачены в ходе проведения проверки.
Безусловно, остро в контексте тяжелой эпидемиологической ситуации встал вопрос лекарственного обеспечения. Отмечается дефицит ряда лекарственных препаратов для лечения пациентов с коронавирусом. В 2020 году перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, входящих в терпрограммы, не соответствуют по количеству и наименованию медикаментов перечню жизненно необходимых препаратов, утвержденному на федеральном уровне. Так, например, из 735 международных наименований в терпрограммах госгарантий ряда субъектов отсутствовало более 400 наименований.
Выявлены значительные различия в средней стоимости рецепта, выписанного гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в регионах. Например, минимальная стоимость рецепта по категории "инвалиды I, II и III степеней" в первом полугодии 2020 года в Свердловской области составляла 828 рублей, а в Республике Хакасия – около 2 тысяч.
Установлена значительная разница доли федеральных затрат в общем объеме финансирования льготного лекарственного обеспечения между субъектами. Например, в Белгородской области федеральная доля составляет 60 процентов, в Орловской – 30.
При этом подушевые расходы на льготные медикаменты также значительно различаются между регионами. Например, в Калужской области они составляют 1108 рублей, в Кемеровской области – 137. Разница, коллеги, в восемь раз.
Говоря о финансовой устойчивости региональных систем здравоохранения, которые должны отвечать на вызовы уже этого года, важно отметить, что общий размер субвенций для финансирования переданных регионам полномочий в сфере ОМС является недостаточным. Финансирование терпрограмм ОМС осуществляется со скрытым дефицитом, у медицинских организаций не хватает средств ОМС для финансирования текущих расходов. В основном средства расходуются на оплату труда. Фактура достаточно большая: доля расходов, например, на заработную плату составляет в ряде субъектов, таких как Чукотский автономный округ, Магаданская область, 80–90 процентов, что свидетельствует о недофинансировании других статей.
Выборочный анализ выявил значительный рост просроченной кредиторской задолженности медорганизаций, причем рост просто в разы.
Таким образом, подходы к финансовому обеспечению терпрограмм государственных гарантий требуют, конечно же, уточнения. Мы сейчас… (Микрофон отключен.)
Извините.
Председательствующий. Ваше время истекло. Завершайте, пожалуйста.
Г.С. Изотова. Спасибо огромное.
В заключение считаю важным от лица Счетной палаты выразить глубочайшую благодарность медикам за их самоотверженный труд, самоотдачу и ежедневный подвиг.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо большое, Галина Сергеевна. Присаживайтесь, пожалуйста.
Выступления сенаторов.
Галина Николаевна Карелова, пожалуйста.
Г.Н. Карелова, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Воронежской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Прежде всего позвольте поблагодарить министра здравоохранения Михаила Альбертовича Мурашко за предоставленную информацию. Мы видим, насколько большая работа была проведена и проводится министерством в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Отмечу, что Совет Федерации, Минздрав эффективно взаимодействовали на всех этапах. Я полагаю, что эта практика
продолжится и в будущем. Целый ряд предложений, законодательных инициатив сенаторов был поддержан и реализован. Надеюсь, что и те решения, которые войдут в наше постановление, также будут выполнены.
Прежде всего, хотела бы подчеркнуть значимость ряда предложений сенаторов (и сегодня в вопросах это прозвучало).
На наш взгляд, необходимо ускорить разработку отдельной программы по модернизации инфекционной службы. Первый шаг в этом направлении уже сделан – Минздравом разработана соответствующая концепция, но пока она не утверждена. Более того, в 2021 году, как отметил Михаил Альбертович, уже предусмотрены первые средства – чуть меньше 17 млрд рублей – на модернизацию инфекционной службы. Мы полагаем, что этих средств, конечно же, недостаточно и объем финансирования на модернизацию службы должен быть определен до начала работы над проектом федерального бюджета на новый финансовый год.
Очень важно отметить, что в условиях пандемии изменены подходы к строительству медицинских объектов – в сторону быстровозводимых конструкций. Совместными усилиями федеральных, региональных властей удалось оперативно построить 40 инфекционных госпиталей. В этой связи Минздраву совместно с Минстроем следует принять соответствующие изменения в нормативные документы, которые регулируют требования и к разработке проектно-сметной документации, да и в те, которые регулируют весь процесс строительства. При этом важно учитывать возможность развертывания коечного фонда так называемого двойного назначения.
Еще одна тема, которая в повестке Совета Федерации, – тема лекарственного обеспечения граждан. Так, по предложению Совета
Федерации (вы все это помните) Правительством России было принято соответствующее постановление, позволяющее временно перевести маркировку на уведомительный режим работы. Однако сроки в этом постановлении – до 1 февраля 2021 года пункты действуют. Поэтому полагаем важным принять решение о дальнейших мерах – возможно, продлить действие ряда положений этого постановления. Ну и, конечно, мы полагаем, что Совет Федерации совместно с Минздравом продолжит мониторинг ситуации с лекарственным обеспечением в регионах.
И еще одна тема (просто назову ее) – это тема реабилитации медицинских работников и граждан, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Михаил Альбертович сказал, что уже есть определенный норматив, то есть определенные средства предусматриваются. На наш взгляд, необходима программа или целый перечень мероприятий, комплекс мер, которые позволяют эту проблему решать на системной основе.
Ну и в заключение хочу отметить, что мы готовы также работать вместе и по реализации постановления, и в целом отвечать на новые вызовы. Спасибо.
Председательствующий. Благодарю Вас, Галина Николаевна.
Виктор Феодосьевич Новожилов, пожалуйста.
В.Ф. Новожилов, член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Архангельской области.
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Михаил Альбертович, уважаемые коллеги! Согласно положениям указа
Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 для медицинских работников, работающих в специализированных стационарах, реализуются мероприятия по дополнительному страхованию. Согласно пункту 1 указа категория сотрудников, которым положена выплата, ограничена условием непосредственной работы с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19, и пациентами с подозрением на эту инфекцию.
Однако встречаются случаи инфицирования сотрудников медицинских организаций COVID от другого сотрудника, который, в свою очередь, контактировал с пациентом. Данные случаи, исходя из толкования, не попадают под действие указа. Кроме того, при реализации положений указа отсутствует возможность их применения к немедицинскому персоналу больниц, который контактирует с медперсоналом, а также с пациентами.
Уважаемый Михаил Альбертович! Просим рассмотреть возможность включения в указ дополнительной категории сотрудников в лице немедицинского персонала государственных организаций.
И, если позволите, сразу же второе предложение – включить в указ дополнительные основания получения выплат, а именно внести в указ дополнительные условия по инфицированию болезнью медицинского работника от медицинского работника и немедицинского работника от медицинского работника.
По мнению медицинского сообщества, эти обстоятельства формируют социальное напряжение между медперсоналом и прочими сотрудниками больниц и поликлиник. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Благодарю Вас, Виктор Феодосьевич.
Евгений Степанович Савченко, пожалуйста.
Е.С. Савченко, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Белгородской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Михаил Альбертович, уважаемые коллеги! Пандемии приходят и уходят, а первичная медико-санитарная помощь была, есть и остается ключевым звеном системы здравоохранения.
Президентом Владимиром Владимировичем Путиным неоднократно давалось поручение выработать оптимальную модель первичной медико-санитарной помощи. Современный зарубежный опыт, советский опыт организации здравоохранения до 70-х годов свидетельствуют о том, что самой оптимальной формой организации первичной медицинской помощи является семейная медицина. Семейный врач, или, как его сегодня не очень удачно называют, врач общей практики, я считаю, является ключевой фигурой здравоохранения с нагрузкой где-то от 1 тысячи до 1,5 тысячи человек.
Преимущество семейной медицины очевидно. Назову только три. До 80 процентов всех законченных медицинских услуг оказывается на уровне офиса семейного врача. Второе – семейная медицина создает очень эффективную систему профилактической среды. И третье – семейный врач является навигатором состояния здоровья закрепленного населения и в то же время навигатором больных, если они получают эти услуги в различных медицинских учреждениях.
Опыт организации семейной медицины накоплен в Белгородской области и доказал свою эффективность. Создано
около 1 тысячи офисов семейных врачей, работают они эффективно. И по итогам (я не знаю итоги 2020 года) 2019 года уровень доверия населения по оказанным медицинским услугам самый высокий был в Центральном федеральном округе.
Прошу Министерство здравоохранения, уважаемый Михаил Альбертович, наверное, совместно с Комитетом по социальной политике, особенно со сторонником семейной медицины – уважаемым сенатором Рязанским Валерием Владимировичем, еще раз изучить эту модель и распространить ее на всю Россию. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Евгений Степанович.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Приморского края.
Большое спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/8458514.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments