leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Порядок организации государственного надзора за соблюдением трудового законодательства – первое чтен

Порядок организации государственного надзора за соблюдением трудового законодательства – первое чтение – Тарасенко В Трудовом кодексе переписан 10 раздел Охрана труда Сталевару положена суконная одежда Если условия позволят сталевару работать в белом халате, будет пересмотрено пенсионное законодательство
26. 1070354-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости»
Документ внесен правительством 08.12.20.
Представил замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
Законопроект направлен на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Предлагаемые изменения предусматривают изложение раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса РФ в новой редакции, которым обеспечивается:
- структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;
- повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;
- внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;
- модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;
- совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).
Кроме того, Трудовой кодекс РФ дополняется нормой, уточняющей порядок организации федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Предусматривается внедрение института самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование), основным инструментом которой должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Проведение работодателем самообследования будет носить добровольный характер.
С учетом того, что создание комитетов (комиссий) по охране труда является не обязательным и они создаются по инициативе работодателя и (или) работников, предусматривается уточнение основания для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.
В целях приведения положений Трудового кодекса РФ в соответствие с ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» в ряде статей Трудового кодекса РФ слова «федеральные целевые программы» заменяются словами «государственные программы».
Также предусматривается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления ФЗ в силу, но не позднее 31 декабря 2024 года.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Первое чтение 398 0 0 15:29

Стенограмма обсуждения
27-го рассмотрим 34-й? Все согласны, да? Спасибо.
26-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекса Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя Министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко.
Пожалуйста.
Вовченко А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации первый заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации .
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости".
Законопроектом предусматривается формирование в первую очередь профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве, повышения уровня культуры безопасности труда, и предлагается целиком новая редакция раздела 10 охраны труда Трудового кодекса. Целиком это достаточно объемный материал.
Законопроектом устанавливается два основных принципа обеспечения безопасности труда. Это предупреждение и профилактика. Второе -минимизация повреждения здоровья работников.
Новым совершенно направлением государственной политики в области охраны труда дополняется и направление это - формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками. Это вот основное сутевое изменение и новое понятие, которое вводится данной редакцией.
В итоге три основных момента, которые предусматривает законопроект. Это внедрение управления профессиональными рисками, повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, которые соответствуют требованиям охраны труда. И это изменение подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии занятого на конкретном рабочем месте работника к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов.
Также из новелл создается возможность осуществления документооборота в электронном виде в сфере охраны труда, использования в целях контроля за безопасным производством работ приборов и оборудования, обеспечивающих дистанционную видеофотофиксацию процессов производства работ. Это мы ещё законодательно раньше в данном случае не устанавливаем. Ну, соответственно, по правам работников также из нового в части работник может иметь возможность отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, а также участвовать лично либо через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасности условий труда на его же рабочем месте.
И, соответственно, одна из новелл также это предусматривает личное участие работников в обеспечении безопасных условий труда на своих рабочих местах.
Соответственно, работа над законопроектом осуществлялась в рамках нашего трехстороннего партнерства, в рамках российской трехсторонней комиссии. Соответственно, прошли все этапы регуляторной гильотины, очень много было предложений. Просим поддержать концепцию законопроекта. Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Михаила Васильевича Тарасенко.
Тарасенко М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Законопроект, инициированный Правительством Российской Федерации, является реализацией новых методов управления охраны труда, заключающихся в переходе от преимущественно компенсационных принципов к системе управления профессиональными рисками.
Начало реализации этой идеологии было заложено более семи лет назад с принятием Закона "О специальной оценке условий труда". Сразу хочу подчеркнуть, что все компенсационные выплаты и льготы, связанные с вредными и опасными производственными факторами, сохраняются в полном объеме, но акцент в работе смещается в поощрение вложения средств, в улучшение условий труда, и на этой основе снижение профессиональных рисков.
Как уже сказал представитель правительства Алексей Витальевич Вовченко, в Трудовом кодексе заново переписан 10-й раздел охраны труда, и предполагаемые изменения осовременивают и применяемые понятия, и закладывают новые подходы к обеспечению безопасности труда.
Вместе с тем, в комитет поступают замечания по тексту законопроекта, которые будут проанализированы, и коллегиально обеспечена выработка позиций по спорным моментам в законопроекте. Это и понятие грубой неосторожности, и оценка комиссии, создаваемой работодателями по рассмотрению несчастного случая, нарушений работников правил безопасности труда, которые могут стать основанием для его увольнения. Также необходимо проанализировать новацию, обеспечивающую обязанность работника лично участвовать в обеспечении безопасности на своем рабочем месте.
Сегодня это обязанность работодателя, а задача работника выполнять правила техники безопасности.
Все высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти: от 10 субъектов получен положительный отзыв, мнение остальных является невыраженным.
Правовое управление с рядом замечаний поддерживает концепцию законопроекта. Комитет Совета Федерации также поддерживает. Счётная палата Российской Федерации не имеет замечаний.
Стороны Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, также сочли возможным поддержать концепцию законопроекта. Федерация профсоюзов, профсоюзная то есть сторона, направила свои замечания уже к тексту, который внесён к первому чтению.
Комитет принял решение о создании для подготовки законопроекта ко второму чтению рабочей группы из депутатов комитета, представителей правительства, представителей сторон социального партнёрства - это представители объединений профсоюзов и работодателей, также представителей науки и соответствующих правовых служб исполнительной власти.
С учётом изложенного комитет Государственной Думы по труду, социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Михаил Васильевич, я хочу задать вопрос вам не столько как представителю комитета, сколько как лидеру профсоюзной группы "Солидарность".
Не секрет, что в современной России возможность выхода на досрочную пенсию во многом связана с оценкой условий труда. Есть ли экспертные оценки, как принятие данного законопроекта может повлиять на право граждан выходить на досрочную пенсию? Спасибо.
Тарасенко М. В. Да, я должен сказать, что вопрос прямо задан по существу.
Вот в своём докладе Алексей Витальевич Вовченко сказал о том, что на сегодняшний день спецодежда выдается в соответствии с наименованием профессии, а в дальнейшем это будет выдаваться в соответствии с теми условиями труда, не название профессии будет играть роль, а в каких условиях трудится человек.
И в качестве примера могу привести, например, сталеварам положена суконная спецодежда, но есть сталевар, который работает на мартеновской печи, и есть сталевар электрошлакового переплава, который работает вот с таким объемом металла и работает в белом халате, а суконную одежду он получает. Так вот в этом контексте я хочу сказать, что если условия труда сталевара будут улучшены так, что он будет работать в белом халате и не будет иметь никакого воздействия вредных и опасных производственных факторов, будет пересматриваться и пенсионное законодательство в его части. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо.
Алексей Витальевич, длительное время рассматривается вопрос о пересмотре коэффициентов по уплате сумм в Фонд социального страхования. Я напомню, что сегодня низкорисковые так называемые работодатели фактически несут ответственность или платят средства за тех, у кого высокий риск сегодня получения и профессиональных заболеваний, и травм. В этой части будет ли всё-таки пересмотр, обещанный нам уже, наверное, лет пять назад, хотя бы постепенный?
Вовченко А. В. Спасибо за вопрос.
Хочу сказать, что концепция представленного нами сейчас законопроекта прямой постановки не затрагивает, именно вопросы тарифной политики и коэффициентов, но вместе с тем намерение работать над этой тематикой у Минтруда, безусловно, есть, и мы не зря пять лет обещали. В ближайшее время мы активизируем эту работу. Конечно, тут есть достаточное место для обсуждения именно вопросов тарифной политики в системе социального страхования. Но данный, ещё раз повторяю, законопроект прямой постановки не отхватывает.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Витальевич, я всё-таки уточняю. Вот Михаил Васильевич сказал, что комитет создал рабочую группу. Михаил Васильевич в принципе человек, который во всей этой тематике - и в спецоценке, и в Трудовом кодексе, и тарифах, он в принципе как рыба в воде. Может, мы всё-таки в рамках этой рабочей группы и спецоценку подкорректируем? Всё-таки уже прошло достаточное время, чтобы увидеть прорехи.
Учитывая, что это фундаментальный вопрос, его, безусловно, надо принимать.
Но раз рабочая группа создана, и вы будете более погружены как министерство, всё-таки вот эти три закона 115-й или 125-й, не помню, о тарифах, вот этот и спецоценка труда, может, стоит всё-таки в рамках рабочей группы, может, проведение даже широких парламентских слушаний для уточнения и понимания более глубокого провести?
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Михаил Васильевич.
Тарасенко М. В. Ну, я хочу сказать, что эта рабочая группа комитета создавалась для решения конкретной задачи - это переделка 10 главы Трудового кодекса. Законопроект, он 98 страниц. И уже сформировалась позиция у социальных партнеров. И мы готовы дискутировать по этим позициям, по этим замечаниям, но это будут профессионалы в этой области, в области терминологии. Спецоценка - это более глубокий, это более широкий и многоаспектный вопрос, и, безусловно, для него нужна другая рабочая группа.
И сама по себе идея, безусловно, Николай Васильевич, правильная, потому что определенный семилетний опыт работы есть, и уже накопилось большое количество замечаний. А те изменения, которые мы вносим необязательно в законы и в другие правительственные нормативные акты, они на сегодняшний день носят такой фрагментарный характер. Поэтому я согласен с вашей постановкой вопроса, думаю, что и коллеги из министерства тоже поддержат.
Председательствующий. Алексей Витальевич, добавите что-то? Вовченко А. В. Безусловно, ну, что касается парламентских слушаний, то я считаю, это вообще вопроса нет.
Ну и обсуждать этот вопрос действительно нужно, ну, что называется, назрело. Поэтому мы вот поддерживаем Михаила Васильевича позицию, и Николая Васильевича здесь.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
Боева Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.
Алексей Витальевич, ну, тут вот когда нам представили и написали, что механизмы стимулирования работодателя к улучшению условий труда.
Я так внимательно всё смотрела, так и не нашла механизмы стимулирования работодателя. Может, я что-то не увидела? Подскажите.
Спасибо.
Вовченко А. В. Ну да, я еще раз повторю, да, тарифов здесь, конечно, нет.
Мы подразумеваем в данном случае механизмы - это и новые нормативы обеспечения спецодеждой, которые будут разработаны, это и новые условия проведения инструктажей и, соответственно, и в части медосмотров тоже, кстати, там есть определенные коррективы. То есть это такая мотивация, которая связана со снижением издержек работодателей, прямых издержек, начиная с электронного документооборота, то есть с бумаги этого документооборота в охране труда и заканчивая самими мероприятиями и условиями их проведения, и, соответственно, их состава. Ну, вот в этом, в прямой постановке, да, мотивация, конечно же, есть, то есть упрощение, упрощение и снижение издержек.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Михаил Васильевич, спасибо. Не вижу. Нет. Тогда переходим к голосованию.
Ставится на голосование 26-й вопрос порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 29 мин. 37 сек.)
Проголосовало за 398 чел. 88,4 %
Проголосовало против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 398 чел.
Не голосовало 52 чел. 11,6%
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments