10. Правительственный час «О ходе реализации национального проекта «Образование»
окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/8480445.html
Из стенограммы 497-го пленарного заседания СФ 27.01.21
Уважаемый Сергей Сергеевич! Год назад Президент России Владимир Владимирович обратил особое внимание на меры по поддержке рождаемости и многодетных семей. Они сегодня работают, и в том числе по вашей линии – строятся ясельные пристройки, школы. В общем, здорово! Но для регионов с традиционно высокой рождаемостью строительство объектов образования – это большая сложность. Я говорю о Туве – лидере рождаемости в России. Мы просто не успеваем за нашей демографией, нам нужно строить в разы больше. А в итоге что получается? Возводим школу с расчетной проектной мощностью 850 детей, при ее вводе за парты садятся 2 тысячи учеников.
При этом вообще методика софинансирования данных объектов загоняет регионы в долговую яму, особенно если там строительные условия требуют… сейсмика, Крайний Север, ну, сложности. Нет ли у Вас желания и намерения все-таки финансировать эти объекты для демографических доноров по проектной стоимости, как это предлагает Минстрой России?
С.С. Кравцов. Спасибо.
Буквально вчера мы с Минстроем, с министром Иреком Энваровичем провели совещание по всем вопросам, в том числе и по вопросу финансирования, потому что, понятно, это нетиповой объект. Мы с Шолбаном Валерьевичем очень подробно эти темы обсуждали. Я тоже был в республике, сам это видел. И, конечно, те меры, которые принимаются… Понятно, что должна быть инфраструктура. Я об этом сказал – что много чего делается: и детские сады строятся, и школы строятся. И, как я уже сказал, в два раза больше школ будет построено сейчас, потому что демографические показатели растут. У нас к 2024 году уже на 1,5 миллиона школьников больше будет.
Поэтому все, что можно делать и максимально делать, конечно, мы делаем. Я отдельно тогда… Давайте мы с Шолбаном Валерьевичем и Минстроем пометим этот вопрос (у нас сейчас очень хороший контакт) и проработаем. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Ольга Федоровна Ковитиди.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Андрей Анатольевич.
Уважаемый Сергей Сергеевич! Постановлением правительства утверждены правила выплат денежного вознаграждения за классное руководство педагогам школ. Однако эта мера не распространяется на кураторов групп или классных руководителей, выполняющих аналогичную, а порой более сложную работу в организациях профессионального образования. В Крыму таких педагогических работников – 863 человека. Вопрос актуален для всех субъектов Российской Федерации.
Скажите, пожалуйста, рассматриваете ли Вы возможность внесения изменений в правила с целью включения классных руководителей или кураторов профессиональных образовательных организаций в категорию получателей выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство за счет средств федерального бюджета? Спасибо.
С.С. Кравцов. Да, Ольга Федоровна, я так отвечу на вопрос. Мы знаем эту проблему, и такие вопросы поступали на "горячую линию" президента. Мы понимаем, что есть определенные вопросы в части финансирования (порядка 10 миллиардов в год стоят эти выплаты), поэтому работаем над этим вопросом. Я сейчас не могу сказать, какое окончательно принято решение, но то, что нужно заниматься воспитательной работой в учреждениях среднего профессионального образования, – это очевидно. У нас сегодня 54 процента школьников после 9-го класса идут именно в техникумы, причем зачастую трудные подростки. И понятно, что определенные проблемы там есть.
Как я уже сказал, вопрос среднего профессионального образования – это вообще отдельный вопрос. Мы, может, зачастую на второй план его ставим, но это вопрос и развития малого, среднего бизнеса. Поэтому вопрос понятен, мы над ним работаем. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Дмитриевич Леонов.
С.Д. Леонов. Уважаемый Сергей Сергеевич! Вопрос от будущих первоклассников и их родителей. В соответствии с новым приказом министерства № 458 об утверждении порядка приема на обучение прием заявлений в 1-й класс для детей, проживающих на закрепленной территории, а также льготников – детей, имеющих право на внеочередной, первоочередной, преимущественный прием, начинается с 1 апреля и длится до 30 июня. Каков приоритет по приему и кто этот приоритет определяет? Льготников сначала принимать либо детей с закрепленной территории? В случае одновременного приема с 1 апреля всех категорий по принципу "кто первый подал заявление – того и парта" может не хватить мест детям, проживающим на закрепленной территории, так как по определенным обстоятельствам их родители не смогли подать заявление в первых рядах. Это касается, конечно, сильных школ, но проблема есть.
С.С. Кравцов. Во-первых, я скажу (я уже об этом сказал), что наша задача… Вот сильные школы… А почему ребенок, который учится в селе или в Кызыле в Тыве, должен получать другое образование, нежели ребенок, который учится в Москве, в Санкт-Петербурге либо в каком-то другом регионе? Поэтому, понятно, Ваш вопрос более предметный, но первая наша задача – это единое образовательное пространство. Если единое образовательное пространство есть, качество образования, вот таких проблем…
Откуда все эти вопросы? Оттого что есть некие элитные школы, мы хотим все своих детей направить в элитные школы, и отсюда это всё. А когда... Можно по-разному относиться к московскому опыту, но что сделали в Москве? Посмотрите, Москва в 2016 году была на 5-м месте (это очень серьезный результат), потом без каких-то серьезных дополнительных средств (мы специально анализировали) уже 3-е – 4-е место. Они максимально… Да, некоторые школы остались в центре, школа № 57, школа № 1535, куда хотят поступать, но в целом везде качество образования примерно одинаковое. Это очень важно.
Поэтому пока мы не решим эту задачу (а мы знаем, понимаем, как ее решать, сегодня мы точно видим, в какой школе какой уровень образования, за счет диагностик), эти вопросы будут.
Но понятно, что у нас принят закон по поводу зачисления в 1-й класс, если учится брат или сестра, льготной категории. И то, о чем Вы тоже сказали… Ну, вопрос частный, отдельный. Если надо, мы справку подготовим, Вам направим, для того чтобы полностью всю нормативку Вы знали. Конечно, если какие-то нарушения есть, обязательно надо обращаться либо к нам, либо в Рособрнадзор, мы эту ситуацию поправим.
Председательствует Председатель Совета Федерации В.И. МАТВИЕНКО
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть предложение предоставить возможность задать вопрос Абрамову и прекратить задавать вопросы, перейти к выступлениям. К тем, кто не успел задать вопросы, просьба в письменном виде через комитет направить их министру. Мы надеемся, что Сергей Сергеевич лично каждому сенатору ответит. Спасибо.
Нет возражений, коллеги? Принимается.
Пожалуйста, Иван Николаевич Абрамов.
И.Н. Абрамов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Сергей Сергеевич! У нас в нацпроекте "Образование" есть федеральный проект "Цифровая образовательная среда", который включает внедрение технологий онлайн-обучения, а также использование всяких наглядных цифровых материалов. Но есть две проблемы, особенно в отдаленной местности.
Первая – это отсутствие высокоскоростного доступа в интернет. И на самом деле Минцифры в рамках своей работы по устранению цифрового неравенства пока этот вопрос не решает.
И вторая проблема, которая есть, – это отсутствие необходимой компьютерной техники, особенно у многодетных семей, когда в семье несколько детей занимаются. Как правило, один компьютер всегда присутствует, а если двое-трое… То есть это проблема, особенно у малообеспеченных категорий.
В связи с этим какие Вы предлагаете варианты решения этих проблем?
С.С. Кравцов. Иван Николаевич, во-первых, хочу сказать, что мы надеемся, что ситуация будет стабилизироваться и необходимости в массовом дистанционном обучении не будет. Но понятно, что нужно соблюдать все меры Роспотребнадзора. И мы видим, что, допустим, в прошлом году прошел ЕГЭ, никаких вспышек заболевания не было. И там, где требования соблюдаются, ситуация спокойная. Да, непростая, но спокойная. Это первое.
Второе. Цифровая образовательная среда, домашнее обучение, как мы говорим, с использованием дистанционных технологий – это дополнение к традиционной системе образования. Когда есть возможность, ребенок находится дома (болеет либо по другим причинам), он видит урок, не пропускает урок, тем самым у него не образуются пробелы в знаниях. А пробелы в знаниях – это потеря мотивации, и оттуда все проблемы, в том числе и по воспитанию. Это второе, о чем я хотел сказать.
Третье – интернет. Да, мы договорились с Минцифры, они выделили деньги. Кстати, для Минцифры (я благодарен коллегам) школьное образование является приоритетом. Они подключают, по-моему, все школы до 2021 года, и все сельские школы (50 мегабит) – тоже до 2021 года. И самое главное – чтобы внутри школы был интернет. У нас что зачастую получается? До школы довели и все, и забыли, а дальше школа сама должна найти деньги. Это неправильно, нужно, чтобы он был и внутри школы. Это третье.
И четвертое – компьютерная техника. Из партии "Единая Россия" очень нам коллеги помогли, и депутаты. Я знаю, что и многие сенаторы в регионах бесплатно предоставляли технику малообеспеченным семьям, там, где несколько детей. Это очень важно. И, кстати, этот проект идет, продолжается. Но в рамках национального проекта (я уже сказал) мы приняли решение 33 тысячи школ переоснастить, в том числе и ноутбуки, которые можно использовать также и для домашнего обучения. Несколько миллиардов выделяется средств. Мы это видим. И за время дистанционного обучения мы увидели, какая проблема в каждой школе. Вот у нас сегодня данные есть, что очень важно, не в целом, в среднем, а точечные. И мы точечно помогаем школам, чтобы, как я уже сказал, восстановить единое образовательное пространство.
Спасибо, уважаемые коллеги.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Сергеевич, присаживайтесь.
Коллеги, сейчас я хочу предоставить слово аудитору Счетной палаты Дмитрию Александровичу Зайцеву.
Пожалуйста, Дмитрий Александрович.
Д.А. Зайцев, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы! Прошедший год был крайне сложным, были объективные трудности, но, по нашему мнению, Министерство просвещения справилось с вызовами. Тем не менее обозначу некоторые системные проблемы, на которые, мы считаем, важно обратить внимание.
В 2019–2020 годах мы отмечаем проблемы неполного освоения, о чем говорил уже Сергей Сергеевич, тех бюджетных ассигнований, которые были выделены на финансирование нацпроекта "Образование", в частности на развитие инфраструктуры и строительство капитальных объектов.
В 2019 году исполнение нацпроекта составило 91 процент. При этом самый низкий уровень кассового исполнения сложился по федеральному проекту "Современная школа". Причины этого – низкое освоение субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов и неполное освоение взятых на себя обязательств, в том числе по строительству школ.
Аналогичная ситуация складывается и в 2020 году. Согласно оперативным данным на 1 января 2021 года на нацпроект израсходовано 86,4 процента, в том числе по федеральному проекту "Современная школа" – 81,5 процента. При этом исполнение межбюджетных трансфертов варьируется от 70,7 процента до 84,5 процента.
Что касается показателей нацпроекта "Образование", Счетная палата неоднократно отмечала некорректность подхода к определению показателей – средневзвешенный результат Российской Федерации в группе международных исследований. Там три исследования – PISA, TIMSS и PIRLS – и получается средневзвешенный расчет. Мы считаем, что эти исследования охватывают различные возрастные группы, имеют разные циклы измерения и не совпадают между собой по годам. Поэтому мы предлагаем использовать результаты каждого исследования отдельно.
Российская система образования в целом справилась с вызовом по переходу на онлайн-обучение в 2020 году, при этом переход на удаленку выявил ряд проблем и рисков. Ответом на эти риски, мы считаем, должны стать оценка потребности в цифровой инфраструктуре организаций общего образования, формирование плана по системной цифровой трансформации всей системы образования, а также организация непрерывного мониторинга, отражающего истинное положение дел в системе образования в части цифровизации.
Кроме того, в нацпроекте "Образование" отсутствуют отдельно выделенные мероприятия по повышению квалификации педагогического состава в части развития цифровых компетенций, а также отсутствуют показатели, позволяющие оценить уровень цифровых компетенций педагогов.
Еще одна проблема, которую выявила пандемия, – это разрыв между системой образования в городах и в сельской местности. Доля школ с недостаточной скоростью интернета в сельской местности более чем в четыре раза больше, чем в городах, и составляет соответственно 36,4 процента. Сохраняется очень высокая дифференциация оснащенности персональными компьютерами в городах и в сельской местности и в разных регионах страны.
Кроме того, по данным официального статистического наблюдения в 2019 году, каждая третья классная комната в российских школах была оборудована стационарными интерактивными досками, еще 60 процентов – мультимедийными проектами. При этом, обратите внимание, фактически все классные комнаты, которые не оборудованы досками и проекторами, находятся в сельских школах. Мы обращаем внимание министерства на этот региональный аспект цифрового разрыва.
Здесь также отмечу проблемы роста образовательного неравенства. При переходе на удаленку в наибольшей степени пострадали дети из малообеспеченных и многодетных семей, как уже отмечалось. То, что учащиеся из бедных и социально уязвимых семей теряют в знаниях непропорционально больше других, подтверждает и анализ Всемирного банка по России. Мы полагаем, что это повышает риски для системы образования, особенно на фоне роста числа детей с трудностями в обучении, а в России, как вы знаете, в последние годы сформировался негативный тренд роста доли детей с рисками школьной неуспешности, в том числе роста числа функционально неграмотных школьников. В исследовании грамотности 15-летних участников PISA (и министр об этом говорил) Россия демонстрирует примерно средние или ниже среднего результаты, это значит, что более 20 процентов молодежи не обладает минимальным уровнем функциональной грамотности. В состав же мероприятий национального проекта пока включено одно мероприятие по поддержке школ с низким образовательным результатом, включенное в последний год и ограниченное мерами методической помощи.
Уважаемые сенаторы, Счетная палата продолжит мониторинг реализации национального проекта "Образование". В этом году мы также завершаем экспертно-аналитическое мероприятие по анализу государственной политики в решении проблем детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы, а также оценим внедрение цифровых технологий в общем образовании. По итогам информация будет представлена в Совет Федерации и, возможно, потребует отдельного обсуждения. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Александрович, за содержательное выступление. Благодарю Вас. Присаживайтесь.
Сергей Дмитриевич Леонов, пожалуйста.
С.Д. Леонов. Уважаемый Сергей Сергеевич! Вы сегодня проинформировали Совет Федерации о значительной работе, которую проводит Министерство просвещения в рамках национального проекта "Образование". В год пандемии коронавирусной инфекции всей системе пришлось нелегко, но хотелось бы, пользуясь случаем, озвучить ряд проблем, которые я постоянно слышу от учителей, учеников, а также их родителей.
Не утихает дискуссия в обществе по поводу ЕГЭ, который, с одной стороны, упрощает для абитуриентов поступление в вузы, а с другой – по словам учителей и педагогов высших учебных заведений, значительно снижает качество знаний, так как дети машинально заучивают ответы, осваивают методику решения тестовых заданий, но никак не получают цельного представления о предмете. 11-й класс фактически выпадает из программы, так как идет натаскивание детей на ЕГЭ. Знаю, что министерство постоянно работает над совершенствованием механизма ЕГЭ, но все равно вокруг него очень много вопросов и недовольства.
Также есть вопросы со стороны педагогов по инклюзивному образованию, у которых в обычных классах есть дети с девиантным поведением, задержкой развития. Может быть, стоит вернуться к специализированным классам? Ну, по крайней мере у школ должны быть возможности организовать подобный класс в соответствии со всеми требованиями к работе с такими детьми, так как в итоге хуже и ученикам с особенностями, и обычным детям, которые получают меньше внимания со стороны учителей.
Конечно, родителей беспокоит и вопрос шестидневной учебной недели. Знаю, что большинство выступает за пятидневку. Предлагается все-таки как-то унифицировать и принять решение раз и навсегда – будет пятидневная школьная неделя либо шестидневная, но родители за пятидневку.
Также есть вопросы по второму языку. Есть мнение, что все-таки лучше изучить один язык хорошо, чем два плохо.
Как в медицине, так и в образовании на первый план выходит кадровая проблема. Ранее мы говорили о тяжелой ситуации в сельских школах, сейчас и в городские школы выпускники не идут работать, особенно это касается преподавателей точных наук – физики и математики. Все это вызывает большие опасения за будущее нашего образования. Директора школ стараются поддержать молодых учителей, но у них зарплата – порядка 10 тысяч. Хорошим подспорьем является выплата за классное руководство в размере 5 тыс. рублей, но все равно необходимы, на мой взгляд, дополнительные выплаты из федерального бюджета или иные мотиваторы работать по специальности.
Уважаемый Сергей Сергеевич, понимаю, что озвучивать проблемы гораздо проще, чем их решать, поэтому искренне желаю Вам успехов в Вашей работе.
А также, пользуясь возможностью, хочу в Вашем лице сказать огромное спасибо всем педагогам за их нелегкий труд по дистанционному обучению наших детей во время эпидемии коронавирусной инфекции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Дмитриевич.
Лилия Салаватовна Гумерова, пожалуйста.
Л.С. Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Башкортостан.
У меня уже по итоговому документу, поэтому если еще…
Председательствующий. Хорошо.
Ирина Валерьевна Рукавишникова.
И.В. Рукавишникова, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ростовской области.
Валентина Ивановна, спасибо большое.
Уважаемый Сергей Сергеевич! Я хочу поблагодарить Вас за активную работу, направленную на решение давно назревшей проблемы, которая неоднократно обсуждалась в Совете Федерации и связана с высокой бюрократической нагрузкой на учителей в школах. В конце прошлого года Минпросвещения были изданы рекомендации, в которых предлагается существенно ограничить перечень документов, в разработке которых принимают участие учителя.
Однако данные рекомендации, как абсолютно всем понятно, не носят директивного характера и, в общем-то, остаются всего лишь рекомендациями.
Думаю, что эта сфера должна быть гарантирована на более высоком уровне. И хочу проинформировать коллег о том, что в ноябре прошлого года группой депутатов и сенаторов был внесен соответствующий законопроект, в котором предполагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению перечня документов, в разработке которых могут принимать участие педагогические работники.
Уважаемый Сергей Сергеевич, я очень надеюсь на Вашу поддержку данной инициативы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Валерьевна.
Сергей Николаевич Рябухин. Пожалуйста.
С.Н. Рябухин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ульяновской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Сергей Сергеевич! Прежде всего, я хочу поблагодарить Вас за то, что Вы положительно отреагировали на наше, группы сенаторов – я имею в виду Артамонова, Гумерову, Рябухина, Ткача, Бекетова, Рязанского, коллективное обращение по поводу судьбы школы академика Щетинина Михаила Петровича – школы комплексного формирования личности ребенка. С уходом из жизни Михаила Петровича она осиротела, но остались преемники, остались последователи.
12 лет назад президент Путин новым учредителем назначил Российскую академию образования. Но на прошлой неделе (благодаря, скорее всего, Вашим стараниям) появилось распоряжение председателя правительства о передаче этого уникального учебного учреждения во Всероссийский детский центр "Смена".
В этой связи у меня даже не вопрос, а просьба держать под контролем процедуру реорганизации этого уникального учреждения хотя бы в целях того, чтобы сохранить накопленный богатый опыт по общеобразовательному, профессиональному и патриотическому воспитанию детей в нашей стране. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Нина Германовна Куликовских.
Н.Г. Куликовских, член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Смоленской области.
Спасибо.
Я хочу коснуться системы среднего профессионального образования. В настоящее время внедряется процедура демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой и промежуточной аттестации обучающихся. И экзамен необходимо проводить по стандартам WorldSkills в рамках федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)". А это полномочие субъекта, и это значительные финансовые затраты. И если за счет федеральных грантов решается вопрос обеспечения материально-технической базой мастерских, то есть рабочих мест, то обеспечение каждого участника необходимыми расходными материалами по каждой отдельной компетенции (а это согласно инфраструктурным листам) требует серьезных финансовых затрат со стороны регионов. Я не буду конкретные примеры приводить, но точно, что по разным профессиям на одного обучающегося идет от 20 тысяч до 50 тысяч. Это серьезная нагрузка на региональный бюджет, к тому же если он дотационный.
Есть потребность в пересмотре на федеральном уровне, и мы предлагаем пересмотреть вопрос об изменении подхода к проведению демонстрационного экзамена с целью снижения финансовой нагрузки на региональные бюджеты. И есть варианты такого решения. Например, оптимизация затрат на проведение демонстрационного экзамена – пересмотр конкретно требований инфраструктурных листов по компетенциям в части оснащения площадок проведения расходными материалами, особенно в части расходных материалов, которые предусмотрены инфраструктурными листами с запасом или которые могут быть использованы участниками многократно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Людмила Борисовна Нарусова., пожалуйста.
Л.Б. Нарусова. Спасибо. Валентина Ивановна, у меня, скорее, к Вам обращение.
Я хочу поблагодарить Сергея Сергеевича за представленные вот такие материалы по регионам, которые и снимают некоторые вопросы, и являются очень содержательными.
Давайте введем в практику, чтобы каждый министр на "правительственный час" приносил такие материалы, которые дают полное представление о деятельности того или иного министерства (в данном случае – Министерства просвещения) в регионах. Это первое.
Вам спасибо, Сергей Сергеевич.
Что я хотела сказать в качестве пожелания. Правильно, что Вы говорите о необходимости не только образовательного процесса, но и воспитательного. И в этом смысле чрезвычайно важным является предмет, которому недостаточно уделяется, на мой взгляд, внимания. Это история. Вспомните фильм "Доживем до понедельника", где учитель Мельников говорит: "История – это наука, которая делает человека гражданином", а тем более ученика, школьника. Так вот… И в основополагающих документах, даже в Конституции (в новой редакции) значению истории и фальсификации истории, правильному ее изучению придается особое внимание.
Пару лет назад я с группой ученых Герценовского университета в Петербурге проводила мониторинг учебников истории, которые до сих пор преподаватели и в частных школах, и в государственных школах могут выбирать по своему разумению. И такие есть учебники, которые ну, никак нельзя, вообще, назвать предметом воспитания школьников. А это ведь очень важный ресурс. Сама наша история отечественная – прекрасный инструмент воспитания и гражданина, и патриота, и так далее. И ничтожно малое количество часов… Ну, два урока на Великую Отечественную войну! Совершенно недостаточно, на мой взгляд.
И я предлагаю при министерстве (готова вам помочь как специалист, 25 лет преподавала историю) создать какую-то рабочую группу или комиссию по мониторингу учебников – по каким учебникам мы нашу историю изучаем, наши школьники. И не для, разумеется, цензурных соображений, а для того чтобы выработать какой-то единый подход или хотя бы видение, правильное видение, гражданское видение отечественной истории. Мне кажется, это прекрасный ресурс воспитательной работы, о которой Вы говорили.
Председательствующий. Спасибо, Людмила Борисовна.
Коллеги, время истекло. Давайте дадим возможность выступить Римме Федоровне Галушиной и предлагаю на этом завершить выступления, имея в виду председателя комитета еще. Нет возражений? Спасибо.
Римма Федоровна Галушина, пожалуйста.
Р.Ф. Галушина, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Ненецкого автономного округа.
Спасибо, Валентина Ивановна.
В ходе реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" нацпроекта "Образование" в регионах создаются детские технопарки, которые пользуются огромным спросом у детской аудитории. И есть большая потребность в создании новых квантов.
Поэтому я прошу рассмотреть возможность в дальнейшем федеральной поддержки по развитию действующих кванториумов в части приобретения оборудования для вновь создаваемых квантов.
Председательствующий. Спасибо, Римма Федоровна.
Пожалуйста, Лилия Салаватовна Гумерова.
По ведению – Валерий Владимирович Рязанский. Пожалуйста, Валерий Владимирович.
В.В. Рязанский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, спасибо огромное. Мне нужно буквально 30 секунд – озвучить мое выступление.
Председательствующий. Пожалуйста.
В.В. Рязанский. Я хотел бы попросить министра еще раз вернуться к проблеме простроенной уже в городе Курске в новом микрорайоне школы-тысячника. Прекрасная школа стоит с июля прошлого года. Все наши попытки найти способы решения вопроса ее легализовать… А она была построена в рамках, будем говорить, частно-государственного партнерства. И у меня нет уверенности, что и 1 сентября этого года эту школу можно запустить.
Мне кажется, что не должна здесь бухгалтерия, что называется, определять жизнь таких объектов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Я попрошу, Сергей Сергеевич, Вас и заместителя министра, который за это отвечает: давайте, месяц вам срок, чтобы найти решение и обеспечить ввод школы.
Спасибо.
Лилия Салаватовна Гумерова, пожалуйста.
Л.С. Гумерова. Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Комитет подготовил проект постановления с учетом поступивших предложений сенаторов.
Отдельно просим, Сергей Сергеевич, обратить внимание на предложения, которые высказала родительская общественность в ходе опроса (мы с Вами их обсуждали и обсуждали с коллегами на заседании комитета), которые касаются усиления взаимодействия родителей и школы.
Уважаемые коллеги, я просила бы вас обратить еще внимание на информационные материалы, которые вы сегодня получили. Сегодня аудитором Счетной палаты озвучена проблема неполного освоения средств национального проекта. В этом есть и определенная доля вины субъектов. Переговорите, пожалуйста, с губернаторами и профильными министерствами по этой проблеме.
Предлагаем принять представленный проект постановления за основу и до 3 февраля представить дополнительные предложения.
Председательствующий. Спасибо, Лилия Салаватовна.
Уважаемые коллеги, не хочу подробно… и повторяться не хочу.
Я не совсем удовлетворена, Сергей Сергеевич, Вашим докладом сегодня и ответами на вопросы. Поэтому я предлагаю отдельно провести встречу – диалог с министром, пригласить всех заинтересованных сенаторов и серьезно пообсуждать сегодняшнюю тему, которая имеет ключевое значение для развития страны.
Не получилось системного понимания, что такое национальный проект "Образование", какие цели стоят перед ним и как они будут достигнуты. Практически ничего не было сказано о среднем профессиональном образовании. Считаю, это проблема проблем.
И меня очень насторожила Ваша увлеченность международными исследованиями качества образования в России. По-моему, это не тот путь, по которому нужно идти Министру просвещения Российской Федерации. Мы всегда гордились (и нам есть чем гордиться) отечественной системой образования, которая была лучшей в мире и, думаю, сегодня таковой остается. И я думаю, что у нас достаточно своих собственных сил для того, чтобы самим разобраться с качеством образования и с тем, что нужно делать для его повышения.
Безусловно, мы, говоря о воспитании, должны понимать, кого мы готовим в университетах, почему, Сергей Сергеевич, не хватает учителей, как надо изменить систему подготовки или актуализировать ее, кто воспитывает детей. И такой технократический подход – что сейчас мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, и у нас все будет хорошо с воспитанием – это очень поверхностный и неправильный подход.
И не случайно Президент Российской Федерации внес проект закона о воспитании. И, когда мы этот закон принимали, мы вам говорили, что, коллеги, нужны очень осмысленная программа, осмысленные действия, осмысленные шаги, понимание, что нужно делать. И хотелось бы, чтобы Министерство просвещения, Ваша команда все-таки стратегически посмотрели на эту проблему и предложили реальные шаги, реальные инструменты, для того чтобы воспитание стало таким же важным, как и образование, в стране и чтобы директора школ это понимали, наши педагогические коллективы.
Думаю, что уместно (и я поддерживаю коллег) сегодня сказать спасибо учителям, всем учителям нашей страны, которые в трудных условиях пандемии и за не очень большую зарплату в ряде регионов делают очень важную для государства работу – они обучают и воспитывают наших детей. Но Министерство просвещения должно быть таким идеологическим, содержательным штабом системы среднего профессионального образования и выстроить свою работу с субъектами Федерации, которые в основном несут ответственность за развитие системы образования, таким образом, чтобы она позволяла нам достигать тех целей, которые поставлены президентом, и обеспечивать качество образования и сохранение лучших традиций отечественного образования нашей страны.
Думаю, что нужны более серьезный разговор, более продолжительное время для этого. Мне бы очень не хотелось, чтобы национальный проект… Мы, конечно, благодарим Вас за материалы, которые Вы представили, это правильно, сенаторы тоже возьмут этот вопрос на контроль. Но мне бы очень не хотелось восприятия, что национальный проект – это количество построенных школ и детских садов. Это не так, и не для этого национальный проект создавался. Безусловно, нужны новые, современные школы, безусловно, нужны новое оборудование в школах, новые детские сады и так далее. Но не только в этом цели национального проекта "Образование". И нам бы все-таки хотелось увидеть такую цельную картину понимания Министерством просвещения целей национального проекта "Образование".
Коллеги, проект постановления у вас имеется. Предлагается принять его за основу, затем доработать с учетом и предложений Министерства просвещения, сенаторов, и выступлений, которые прозвучали.
Вы хотели что-то сказать, Сергей Сергеевич? Пожалуйста.
С.С. Кравцов. Да. Я, прежде всего, хотел бы поблагодарить всех за обсуждение и сказать, Валентина Ивановна, просто чтобы не сложилось впечатление по поводу международного опыта, следующее. Я приводил международный опыт лишь по одной причине – чтобы не сделать тех ошибок, которые уже сделаны и которые нас провоцируют на определенные шаги. Отказаться от базового содержания образования, перейти на функциональную грамотность – это нельзя сделать, мы должны и обучать, и воспитывать, Вы абсолютно правильно сказали.
И по поводу техникумов (за неимением времени – 15 минут – мы больше сегодня сделали акцент на школьном образовании). Я неоднократно говорил: техникумы – это ключевая отрасль, ключевой уровень образования. Отдельно давайте это обсудим. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, не возражаете провести отдельно диалог с министром? Я прошу Андрея Владимировича и Лилию Салаватовну включить это в план нашей работы.
Предлагается принять проект постановления Совета Федерации "О ходе реализации национального проекта "Образование" (документ № 7) за основу. Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 11 мин. 49 сек.)
За 145 чел. 85,3%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 145 чел.
Не голосовало 25 чел.
Решение: принято
Решение принято.
До 3 февраля просьба направить в комитет по образованию, коллеги, свои предложения в проект постановления, и мы рассмотрим его на следующем нашем заседании.
Благодарю Вас, Сергей Сергеевич, и приглашенных за участие в "правительственном часе". Всего доброго!