Представитель СФ в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики, члена комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Иванович Широков
Из стенограммы 497-го пленарного заседания СФ 27.01.21
Двадцатый вопрос – информация полномочного представителя Совета Федерации в государственных органах по вопросам развития Дальнего Востока, Восточной Сибири и Арктики о работе за 2020 год. Докладывает наш полномочный представитель Анатолий Иванович Широков. Пожалуйста.
А.И. Широков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Магаданской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Полный текст моего отчета размещен на ресурсах Совета Федерации, поэтому я остановлюсь лишь на некоторых его аспектах.
Пандемия коронавируса нанесла сильный удар по экономике нашей страны. В этих условиях деятельность полпреда была сконцентрирована на взаимодействии с органами власти по оказанию различных мер поддержки. В зоне особого внимания была авиационная отрасль Арктики и Дальнего Востока. Именно авиатранспорт имеет здесь ключевое значение.
В апреле 2020 года мной был направлен в правительство России перечень из 12 региональных авиакомпаний и аэропортов, которые играют ведущую роль в жизни своих территорий, но не могли рассчитывать на господдержку в силу несоответствия формальным требованиям, установленным в то время. В результате усилий, предпринятых полпредом палаты вместе с коллегами из Минвостокразвития, практически все указанные предприятия были включены в перечень системообразующих организаций российской экономики.
В это же время мной совместно с группой экспертов и региональными авиакомпаниями была проделана большая работа по анализу применения норм постановления правительства № 661, в котором определен порядок предоставления субсидий на частичную компенсацию расходов авиакомпаниям в условиях пандемии. Оценив финансово-экономическую составляющую и деятельность авиакомпаний Арктики и Дальнего Востока в условиях пандемии, мы пришли к выводу о том, что меры господдержки в рамках этого постановления оказались выгодными более всего крупным магистральным авиакомпаниям, которые на тот момент практически свернули свою деятельность. Небольшие региональные компании, не имеющие возможности остановить работу, оказались вынуждены продолжать летать и тем самым генерировать убытки.
Я две цифры назову только. Установлена была сумма в 365 рублей за одного неполетевшего пассажира для авиакомпаний, и деньги эти выплачивались в период с февраля по июнь 2020 года. Мы посчитали и получилось, что только девять авиакомпаний Арктической зоны и Дальнего Востока с марта по май сгенерировали убытки в размере 4 355 млн рублей. Напомню, что речь идет о стратегической для Дальнего Востока и Арктики отрасли – авиасообщении. При этом те компенсации, на которые могли рассчитывать авиакомпании, не превышали всего 4 процентов их потерь.
Сложившуюся ситуацию мы обсудили в профильном комитете Совета Федерации, после чего сенаторами Мельниченко и Широковым было инициировано проведение 31 июля 2020 года специального совещания под председательством Заместителя Председателя Правительства России – полпреда президента России в ДФО Юрия Петровича Трутнева. По его поручению были проведены дополнительные расчеты, и размер компенсации авиакомпаниям увеличился до 685 рублей за одного неполетевшего пассажира, а срок ее выплаты был продлен до ноября.
Под особым контролем полпреда Совета Федерации в отчетный период находилась и программа "Дальневосточная ипотека". Так, при подготовке постановления палаты о приоритетных направлениях социально-экономического развития Дальнего Востока вновь было внесено предолжение о применении ставки в размере 2 процентов по ипотечным кредитам для покупки жилья на вторичном рынке в Магаданской области и на Чукотке. На этих территориях преобладают городские поселения и отсутствует развитый градостроительный комплекс. Данное предложение было поддержано профильным комитетом и представителем на тот момент Правительства России в палате Андреем Владимировичем Яцкиным. Таким образом, Совет Федерации первым в публичном поле сформулировал положение, ставшее важной нормой для жителей Крайнего Северо-Востока страны. Сама норма была оформлена постановлением правительства в сентябре 2020 года.
Также полпредом Совета Федерации совместно с министром науки и высшего образования Валерием Николаевичем Фальковым была инициирована работа по созданию программы преференций для вузов Дальнего Востока. Советом ректоров ДФО совместно с сотрудниками Минобрнауки были разработаны конкретные предложения и "дорожная карта" по их реализации. В настоящее время предложения дальневосточников находятся на рассмотрении руководства министерства. Промежуточные результаты этой работы я докладывал комитету, в котором работаю, в ноябре 2020 года.
В заключение я хотел бы адресовать слова искренней благодарности за содействие и помощь Председателю Совета Федерации Валентине Ивановне Матвиенко, Андрею Владимировичу Яцкину, Олегу Владимировичу Мельниченко, комитету, в котором я имею честь работать, коллегам из Минвостокразвития и Минэкономразвития.
И, если можно, Валентина Ивановна, полминуты за пределами регламента.
Я хотел бы попросить вот о чем. В прошедшем году региональные авиакомпании не поставили свои воздушные суда на бетон. Несмотря на всю сложность экономических условий, они продолжали выполнять свою, я бы сказал, важную социальную функцию – доставлять пассажиров и грузы в труднодоступные и отдаленные районы Севера и Дальнего Востока. В связи с этим я хотел бы адресовать (Валентина Ивановна, на Ваше решение) просьбу о поощрении северных и дальневосточных авиакомпаний от имени Совета Федерации, как палаты регионов. Благодарю Вас.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Иванович, за работу.
Предлагаю данную информацию принять к сведению. Нет возражений? Нет.
Что касается Вашего предложения, прошу профильный комитет его рассмотреть и доложить предложения. Спасибо.